Собор смольного монастыря анализ архитектурных особенностей строения. Смольный монастырь – гениальное творение гениального мастера. Вехи истории монастыря и Смольного собора

Смольный собор Санкт-Петербурга (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости - Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны - пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Смольный собор

Ансамбль монастыря - это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Полезная информация

Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда - вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга - бесплатно;

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. "Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли" и ""наиболее русским из его произведений" называют этот монастырь.
Его главное здание - Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, - лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: "Вот это храм!".

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить "отдельный апартамент". А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить "не по римскому маниру", а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, "как здесь Ивановская башня". То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря - Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

Смольный монастырь барокко

пл. Растрелли,1 - ул. Смольного, 1

1748-1757 - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео

1835 - арх. Стасов Василий Петрович

Западные корпуса Смольного монастыря - ул. Смольного,1

1860-е - арх. Таманский П. И. - перестройка ( С. 295.)

В Новгородской Духовной семинарии сохранялись «записки относящиеся к Петербургу», написанные Андреем Богдановым в дополнение к его описанию Петербурга, изданному Рубаном в 1779г. В этих «записках» - «О Новодевичьем Воскресенском монастыре» сказано следующее: «Коль сия св. обитель по благословенномЕИВ положенном начале в 1748 г. по нынешний 1754 г. через краткое пятилетнее по щедрости ЕИВ казною оное строение произведено, о том всяк очевидный зритель в великое удивление прийти может». С начала 1754 г. были построены кельи от Невы построены под кровлей 1749 г. С правой стороны другие кельи и церковь при них, которая возведена до купола в 1759-1751 гг. С левой стороны к реке третьи кельи и при них вторая церковь, возведенная до половины купола, строилась в 1752-1753 гг. С проходу от Святых ворот кельи и при них две другие церкви в 1753 г. построенные только до нижних окон. Под Соборную церковь начали сваи бить в 1749 г. Под колокольню начали сваи бить в 1752 г. Кровли на всех кельях покрыты по железным стропилам плитками чугунными, полуженным белым оловом на подобие черепицы. В кельях убранство столярной работы и штукатурной, изукрашены преизрядною архитектурою. Посреди келий с левой и правой стороны в нижнем и втором этаже четыре великие трапезы, которые убраны столярством и штукатурною, также и живописью богато украшены. На всекуполы и главы церковные заготовляются медные листы, которые золотят пребогато золотом запарным. Главы на всех четырех церквях сведены из железныъ дуг, которые начаты были делать на Сестрорецких заводах по медным лекалам в 1754 г.

В 1759 г.Соборной церкви были сведены своды, в 1760 г. большой купол довели до окон, а в 1761 г. он был достроен до сводов. Со времени кончиныимператрицы Елизаветы Петровны все постройки Воскресенского монастыря были прекращены. Строителем этого замечательного по красоте собора и ограды, украшенной десятью башенками, был знаменитый граф Растрелли, сын Варфоломея Варфоломеевича, вызванного в Петербург для украшения столицы Петром Великим. После составления проекта монастыря была сделана модель постройки, которая хранилась в музее Академии Художеств. Славный архитектор Екатерины II , бывший придворным строителем, Гваренги, проходя мимо собора монастыря всегда снимал шляпу и говорил: «Eh una chiesa !» - «Вот это церковь!».

"Смольный монастырь",
постр. гр. Растрелли в 1748-1857 гг.
Обмеры с натуры. Е.С.Павлов арх.-худ.

Обмеры с натуры.
Е.С.Павлов арх.-худ.

Обмеры с натуры.
Е.С.Павлов арх.-худ.

Фото 1860-х гг.
(из собрания Эрмитажа)
(добавил S.P.)

"Лавры, монастыри
и храмы..."
(добавил )

Собор Воскресения Слоовущего
всех учебных заведений (Смольный).
1910-е.
Шелаева Е.П.Православный Петербург и
окрестности в фотографиях конца XIX -
нач. ХХ в. СПб. Лики России. 2011.

Смольный монастырь.
Вид с юго-запада.
1900-е гг.

Церковь во имя св. блг.
кн. А.Невского
при Смольном институте
благородных девиц.

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -

Справа Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -
северо-восточная башня-церковь
humus.livejournal.com
(добавил )

журнал
"Мир искусства"
(добавил

** см. ниже

Грабарь "История
русского искусства"
(добавил
)

"Иллюстрированное
всемирное обозрение"
(добавил
)

журнал
"Мир искусства"
(добавил

Вдовий корпус.
Галерея второго
этажа. После
реставрации.
Добавил -
.

Интерьер лютеранской церкви
при вдовьем доме.
Юго-западная башня- церковь.
** см. ниже
(добавил
)

Церковь Захарии и Елизаветы
при Вдовьем Доме и церковь
Александра Невского при
Александровском Институте -
северо-западная башня-церковь.
*** см. ниже

Церковь Захарии и Елизаветы
при Вдовьем Доме - под самым
куполом северо-западной
башни-церкви.
** см. ниже

Церковь Александра Невского
при Воспитательном Обществе
Благородных Девиц (Смольном
институте) - юго-восточная
башня-церковь. ** см. ниже

Церковь Александра Невского
при Императорском Воспитательном
обществе благородных девиц
(Смольном институте) -
юго-восточная башня-церковь

ц. Александра Невского
Александровского
института

Церковь Александра
Невского
humus.livejournal.com
(добавил )

Интерьер церкви
св. А. Невского
при Смольном
институте
Добавил - .

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -
северо-восточная
башня-церковь.

Грабарь "История
русского искусства".
Церковь Екатерины
при Вдовьем доме

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -
** см. ниже

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме
** см. ниже

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -

Юго-западная башня-церковь
(бывш. лютеранская церковь
при вдовьем доме)
Фото -
, 1994.

  • Николай I подарил храму дарохранительницу из серебра в виде храма с 24 яшмовыми колоннами. Изготовлена она была ювелиром И. В. Кейбелем по рисунку К. А. Тона.

    В 1890-х гг. Ю. С. Нечаев-Мальцев, владелец знаменитой стекольной мануфактуры в Гусь-Хрустальном пожертвовал собору алтарную преграду из хрусталя и бронзы.

    С момента освящения собор Воскресения Словущего был поименован собором всех учебных заведений. На его алтарной стене золотыми буквами значились название всех школ и институтов Ведомства империтрицы Марии Федоровны. (1)

    В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт.

    Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра».

    До 1971 г. в главном нефе оставался дубовый иконостас В. П. Стасова. Потом его разобрали и сгноили.

    В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал.

    21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.

    В настоящее время продолжается реставрация собора. В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой. Существует легенда, что от станции метро Чернышевская к подвалам Смольного собора была проложена ветка метро.

    В ходе реставрации была обнаружена роспись стен - мягкая и нежная гризайль в коричневых и синеватых тонах. Роспись реставраторы закрепили и законсервировали.

    В соборе будет установлена копия иконы «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института», оригинал которой ныне находится в Государственном Русском музее.

    24 мая 2009 г. в день св. Кирилла и Мефодия епископ Гатчинский Амвросий отслужил в храме первый молебен. 7 апреля 2010 г. митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию. После этого начались регулярные воскресные службы в южном приделе.

    Церковь Захария и Елизаветы при Вдовьем Доме находилась в небольшом помещении под самым куполом северо-западной башни комплекса бывшего Смольного монастыря, а церковь Александра Невского Александровского Института благородных девиц располагалась в той же башне в среднем ярусе, то есть под церковью Захария и Елизаветы (северо-западный угол). Церковь св. Екатерины при Вдовьем доме в северо-восточном углу. В юго-восточном углу находилась церковь св. блг. князя Александра Невского при Воспитательном Обществе благородных девиц (Смольном институте).

    Литература:

    (1) Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004 С. 68-71

    О реставрации и восстановлении монастыря .

    Здание бывшего Смольного института - лишь часть изумительного ансамбля. История его создания восходит к первым годам освоения приневских земель. На левом берегу Невы, где ныне находится ансамбль Смольного, в XV веке существовал новгородский посад, именовавшийся Спасовщиной. С начала XVII века и до 1703 года здесь располагались шведское поселение и укрепление - форт «Сабина», построенные на месте уничтоженного русского посада.

    Освободив невские берега от захватчиков, Петр приказал форт срыть, а невдалеке оборудовать обширный склад для варки и хранения запасов смолы, необходимой русскому флоту; так возник «Смоляной двор». Вскоре в отдалении от Смоляного двора для Петра I устроили попутный дом с садом - Смольный дом. Построенный в 1720-х годах на его месте дворец Екатерины I, существовавший до 1760-х годов, носил то же название.

    Именно здесь, на месте Смоляного двора, императрица Елизавета Петровна приказала основать Воскресенский Новодевичий монастырь. Проект и модель монастыря с собором, который, несмотря на официальное название, продолжали именовать Смольным, создал Б.Ф. Растрелли. 30 октября 1748 года состоялась торжественная закладка главного монастырского храма, а весной следующего развернулись строительные работы. Но только в 1761 году Б. Ф. Растрелли приступил к подготовке внутренней отделки. Однако смерть Елизаветы Петровны привела к приостановке строительства, и почти три года собор стоял недостроенный. Лишь в 1769 году закончили купола и декор фасадов, но до отделки интерьеров дело так и не дошло. Более полувека огромное пустующее здание собора простояло заброшенным, ветшающим. Наконец в 1828 году было дано распоряжение довести строительство собора до конца. Оно было выполнено в течение семи лет по проекту В. П. Стасова, который осуществил отделку его интерьера. Одновременно он включил монастырские корпуса и здание собора в городской ансамбль, создав перед ним площадь и установив эффектную чугунную ограду.

    Задолго до работ В. П. Стасова, в 1765-1775 годах, архитектор Ю.М. Фельтен присоединил к ансамблю монументальное здание Александровского института. Выразительнейший аккорд в объемно-пространственную композицию ансамбля внес Д. Кваренги, соорудив рядом в 1806-1808 годах благородно-строгий Смольный институт. Сочетание стоящих рядом выдающихся сооружений барокко и классицизма еще сильнее подчеркивает их художественные достоинства.

    Полное завершение ансамбль Смольного получил уже в советское время в 1923-1924 годах, когда перед его главным фасадом распланировали сад и по проекту В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха соорудили удивительно пропорциональные пропилеи, оформляющие перспективу на центральный портик Смольного. Тогда же были проведены первые реставрационные работы во всех строениях ансамбля.

    В блокадные годы бережно сохраняемой архитектуре ансамбля был нанесен значительный ущерб. Осенью 1941 года большая фугасная бомба попала в юго-западный корпус каре монастыря, прилегающий к угловой башне, и почти полностью разрушила его - от здания остались лишь фундаменты и часть наружной стены, обращенной во двор. Повреждения получили и другие строения Смольного монастыря.

    Начиная с 1946 года во всем его комплексе велись планомерные реставрационные работы как по фасадам, так и по интерьерам. В 1953 году по проекту архитектора И. Н. Бенуа, созданному на основе изучения графических материалов и обмеров сохранившегося симметричного корпуса, разрушенный юго-западный корпус был полностью восстановлен.

    В 1974-1975 годах реставраторы вели весьма сложные работы по интерьерам северного корпуса Смольного монастыря. С особой тщательностью производилась ими расчистка подлинного скульптурного декора середины XVIII столетия - рельефного плафона парадной лестницы с виртуозно проработанной по рисунку и моделировке лепкой. Реставрация выявила и еще больше подчеркнула художественную уникальность скульптурной обработки коридора-галереи и ее мощных консолей с горельефными масками.

    Смольный собор долгие годы оставался лишь объектом внешнего экскурсионного осмотра, а его помещения использовались для хозяйственных нужд, совершенно не отвечающих назначению памятника. Поэтому ленинградская общественность неоднократно поднимала вопрос о его музеефикации. В связи с этим в 1969 году Ленгорисполком принял решение, определившее новую судьбу памятника архитектуры - собор стал филиалом Музея истории Ленинграда, новым огромным экспозиционным залом.

    В специализированной мастерской № 9 института Ленпроект архитекторы И.Г. Капцюг и В.К. Якоби разработали проект реставрации с элементами реконструкции, необходимыми для нового назначения здания. Все современные технические проблемы решались исходя из приоритета художественной ценности подлинного памятника и улучшения условий его эксплуатации. Именно этого постоянно добивалась от проектировщиков и строителей архитектор ГИОП М.М. Налимова.

    Большая группа архитекторов и инженеров трудилась над проектами отопления, вентиляции и благоустройства. Для того чтобы в кратчайшие сроки выполнить обширный объем разнообразных и весьма сложных работ, к восстановлению привлекли несколько строительных организаций, основными из которых были трест Фасадремстрой, Специальные научно- реставрационные производственные мастерские и Дормост.

    Чтобы реставрировать интерьер и воссоздать утраченные элементы его декоративной отделки, пришлось смонтировать 60-метровые леса. Мастера-реставраторы оштукатурили и окрасили своды, пилоны и стены собора, восполнили утраты лепки, восстановили резные дубовые двери, медные выколотные детали балкона и жирандолей. К зданию подвели теплотрассу, водопровод, канализацию, установили вентиляционное оборудование для его воздушного отопления. Все инженерные сети, проложенные в соборе, совмещены, что позволило в минимальной степени нарушать кладку стен. Реставрированные оконные переплеты были заполнены армированным стеклом. Благоустроили также территорию, прилегающую к собору. Самым интересным с точки зрения реставрации в благоустройстве было мощение парадного двора. Булыжная вымостка - чрезвычайно характерный компонент архитектурного пейзажа XVIII-XIX веков. Поэтому ее решили сохранить перед растреллиевской постройкой, чтобы не нарушать стилистической целостности ансамбля. Однако эта задача оказалась не столь простой при ее практическом воплощении.

    В наш век асфальта мостовщик - редкая профессия. Пришлось для замощения создавать бригаду из пятнадцати человек, собранных из разных дорожно-эксплуатационных управлений Ленинграда. Обратились даже к ветеранам-дорожникам. Возглавил бригаду шестидесятилетний Григорий Степанович Костюков, профессиональный мостовщик с 1927 года. Тридцатью годами измерялся стаж и шестидесятидвухлетнего мостовщика Ильи Федосеевича Сидоркевича. Большой опыт имели М.В. Макаревич, Н.П. Дорожка, С. П. Куприянова. Вместе с ними трудились и молодые мастера, которые освоили искусство мощения.

    Заметным событием в культурной жизни города явилось завершение реставрации собора Смольного монастыря, где 1 мая 1974 года открылась выставка «Ленинград сегодня и завтра». Создание в стенах бывшего Смольного собора экспозиции, посвященной современному Ленинграду и перспективам его развития, явилось разумным и умелым решением сложного вопроса о новом использовании культового здания, обеспечило возможность ознакомления с его интерьером.

    Бережно охраняемое и мужественно защищенное в годы Великой Отечественной войны здание Смольного института, выдающееся творение Д. Кваренги, в послевоенные годы тщательно реставрировалось и вместе с тем было тактично приспособлено для нормальной деятельности находящихся в нем организаций. Разносторонние реставрационные работы велись в здании Смольного института на протяжении 1974-1982 годов.

    Были реставрированы его фасады, главная лестница, многие помещения. В 1982 году произведена реставрация Актового зала, где реконструировали все системы инженерного обслуживания, расчистили капители колонн и лепку, окрасили потолок и стены, изготовили паркетный пол.

    (Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин -

  • В этом году, похоже, туристам не попасть на звонницу Смольного собора... Он всё ещё в лесах, как призрак, выплывающий из тумана.
    Поэтому предлагаю гостям города (да и всем, кому нравится творение Растрелли) фотоэкскурсию к Собору.


    Смольный Собор Воскресения Христова построен по проекту великого мастера - архитектора Б. Растрелли Х.-Л. Кнобелем, Ю. А. Фельтеном и В. П. Стасовым в 18-19 вв.

    Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте "Смольного дома" - небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

    Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

    Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.
    Окончание строительства храма датируется 1835 годом.

    Перед Собором - зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям - вымощенные круглым камнем дорожки.

    Подходим ближе?

    Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня - самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе - 140 метров.

    (Фото из Википедии)
    Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка - всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!

    Но колокольне не суждено было появиться на свет.
    Есть две версии, отчего так получилось.
    Первая : зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.
    Вторая : от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.

    Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры - значит его разрушить.

    Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.

    А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

    Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.
    Вид открывается великолепнейший!

    При чистом небе:

    И с облаками)

    Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой - соединением европейской классики и православного пятиглавия.
    Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным - так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.

    Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.
    Центральный купол венчает луковичная главка:

    Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица "осьмнадцатого века", натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.

    Фото 2013 года.

    По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.
    Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:

    Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.

    По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:



    А если Собор обойти...

    Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.




    Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:

    Монументальное здание всё-таки!

    Возвращаемся:

    Ну. что? Зайдём?

    На этом фото (2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.

    Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо - здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки :

    Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.

    Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))
    Дальше - самое интересное! Во всяком случае, для меня.

    Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:

    Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.
    А за решеткой - пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.


    Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!

    Винтовая лестница, вид снизу:

    Левая и правая выстроены одинаково - по часовой стрелке.

    По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке - так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых - левши.

    Очень примечательны в лестнице ниши - маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.
    А ещё на левой лестнице есть интересная дверца.... В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был... Но это вам придется отыскивать уже самим.
    ("право" и "лево" я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

    Закончилась лестница. Вид сверху:


    Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.

    Ну, что устали? А это ещё не самый верх!

    Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:

    Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.

    Топ-топ по ней.
    Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))
    Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное - цель, а остальное приложится.
    Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)

    Вид на подъём сверху:

    Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен...

    Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)

    Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)
    Здесь нас ждёт вот такое устройство:

    Надо сказать, поставили года три как.
    Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.

    Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года...
    Сравнить:

    Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.

    Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.
    Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.