Что вы понимаете под словом биосоциальное. Человек – существо биосоциальное. Трудовая деятельность и общение человека и общества

Биологическая природа человека Социальная сущность человека
Проявляется в
принадлежности к высшим млекопитающим, анатомии и физиологии человека (обмен веществ, инстинкт самосохра­нения, генетическая пред­­расположенность и пр.) неразрывной связи с обще­ст­вом и его структурами (общение, деятельность, об­­ладание со­циальной ролью, социальным статусом и пр.)
Регулируется
законами функционирования живой природы социально-историчес­кими законами бытия

Биологическое и социальное в человеке существуют в неразрывном единстве.

Индивид, индивидуальность, личность. Все эти слова употребляются при характеристике человека. В чем заключаются смысловые различия названных терминов?

Индивид конкретный, единичный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Индивидуальность совокупность своеобразных черт человека, как биологических (наследственных и приобретенных свойств – рост, цвет глаз, строение тела и т.д.), так и психологических (темперамент, характер, способности и т.д.).

Личность человек как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Недаром говорят: "Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь".

Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность мыслить – важнейшее отличие человека от животного.

Мышление это отражение процессов, происходящих в действительности, их сущности с помощью понятий и абстракций; оно появляется на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его рамки. Мышление позволяет увидеть связи и зависимости явлений, в том числе познать такие явления и свойства внешнего мира, которые непосредственно не наблюдаются.

Индивидуальными особенностями мышления могут быть:

– самостоятельность (умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее своими силами);

– гибкость (умение меняться, реагировать на внешние изменения);

– быстрота (умение принимать решение в ограниченное время).

Язык – это система словесных знаков как средство существования, усвоения и передачи социально-исторического опыта.

Речь процесс общения с помощью языка. Различают внешнюю (устную и письменную) и внутреннюю (про себя) речь; монологическую и диалогическую.

Мышление невозможно без речи. Чем глубже продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной и письменной речи.

Способностями человека называют его индивидуальные особенности, помогающие успешно заниматься определенной деятельностью. Каждый вид способностей имеет свою структуру (сравните, к примеру, математические, организаторские и музыкальные способности). Способности развиваются из задатков и обнаруживаются только в деятельности.

Талант выдающиеся способности, а гениальность высшая степень развития таланта, связанная с созданием уникальных творений.

Сознательное и бессознательное – это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики.

Сознанием мы называем универсальную способность, свойственную только человеку, осмысливать бытие в мире и себя в этом мире. Cознательная деятельность людей характеризуется обдумыванием ими своих действий, осуществлением самоконтроля.

Сознательное включает в себя:

а) совокупность знаний об окружающем мире и важнейшие познавательные процессы;

б) закрепленное различение субъекта и объекта;

в) обеспечение целеполагающей деятельности человека;

г) чувства, эмоции, выражающие отношения.

Высшую степень развития познавательной способности мышления называют разумом .

Под бессознательным в психологии понимаются состояния, в которых человек не отдает себе отчета. Примером бессознательного могут быть влечения, т.е. психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. К бессознательному относятся также автоматические алгоритмы поведения, субсенсорное восприятие и т.д. Выдающуюся роль в исследовании проявления бессознательного сыграли австрийский ученый З. Фрейд и швейцарский ученый К. Юнг.

Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Сознательное и бессознательное относительно независимы. Так, в состоянии сна и гипноза сознательное отключается, а бессознательное функционирует относительно самостоятельно. Во время интенсивной умственной деятельности значение бессознательного будет близко к нулю. Важно, что человеческая психика едина и действует как единое целое.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Антропогенез

Антропология

Бессознательное

Гениальность

Индивид

Индивидуальность

Личность

Мышление

Разум

Речь

Сознательное

Способности

Талант

Язык


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как Вы понимаете выражение: "Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь"?

2. Прав ли, с Вашей точки зрения, Ч. Ломброзо, писавший о прямой связи склонности человека к преступлениям с его биологическими особенностями, например, чертами лица?

3. Можете ли Вы определить свое индивидуальное мышление как самостоятельное? Гибкое?

4. Что необходимо для того, чтобы задатки человека развились в способности?

5. Какие качества мышления проявляются в профессиональной деятельности ученого-исследователя (педагога, водителя, дизайнера)?

ЗАДАНИЯ

1. Прокомментируйте строчки стихотворения Омара Хайяма:

"Человек, словно в зеркале мир, – многолик

Он ничтожен – и он же безмерно велик".

2. Какие из перечисленных свойств живых существ отличают человека как высшее живое существо?

3. Заполните таблицу

4. Он – победитель конкурса эрудитов, "душа" коллектива, готов прийти на помощь в любую минуту. Все эти признаки характеризуют человека как ………………………. (заполните пробел).

5. Речь всегда несет на себе "печать" общественной среды, в которой она существует. Проверьте себя и своих знакомых. Запишите несколько забавных фраз, услышанных в классе. Спросите у взрослых, что означают эти выражения, кто и при каких обстоятельствах их мог произнести.

ТЕСТЫ

1. Верны ли следующие суждения:

А. Всякий человек является личностью.

Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б.

4) оба суждения неверны

2. Тезис о человеке как о мере всего сущего был провозглашен:

1) древнекитайской философией

2) древнеиндийской философией

3) древнегреческой философией

4) марксизмом.

3. Стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты, выражающие особенности человека как живого существа, – это:

1) природа человека

2) социальная сущность

3) культурная программа

4) личность.

4. Психические состояния, выражающие неосознанную потребность, – это:

1) интересы

2) убеждения

3) влечения

4) установки.

5. Высшая степень развития таланта, связанная с сохранением качественно новых, уникальных творений, – это:

1) мышление

2) способности

3) гениальность

4) характер.

Ключ к тестам: 1–2; 2–3; 3–1; 4–3; 5–3.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.

Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1995.

XIX век. М., 1995.

Мальшевский А.Ф. Мир человека. М., 1998.

Гуревич П.С. Человек. М., 1995.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сущность деятельности человека. Реальный процесс жизнедеятельности человека в философии называют бытием. Активность присуща всем живым существам, но только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя как существо общественное.

Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

Структура деятельности включает:

субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство); в зависимости от характера субъекта (индивид или группа) выделяют индивидуальную и коллективную деятельность;

– объект – то, на что направлена деятельность; объекты могут быть материальными и идеальными;

цель – осознанный образ желаемого; этот образ должен соответствовать реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта;

средства – то, что необходимо для осуществления деятельности: не только различные орудия, предметы, но и способы, приемы действий; чем шире набор средств, тем больше возможностей для осуществления деятельности;

действия – направлены на достижение цели, их последовательность и составляет деятельность;

результат – итог деятельности, который не всегда совпадает с целью (может быть противоположным, несовпадающим, случайным). К числу факторов, обусловливающих несовпадение результата с целью, можно отнести постановку недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноту действий, недостаточный учет внешних условий и др.

Мотивы деятельности– это побуждения к деятельности
Потребности– пе­режива­емые и осо­знава­емые не­обходи­мости в чем-либо Интере­- сы –форма про­яв­ле­ния по­треб­­ностей человека, социальной груп­пы или об­щества в целом Социальные ус­тановки – ус­­той­чивая пред­располо­женность, готовность действовать определенным образом по отношению к ка­ко­му-либо объекту Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление во­пло­тить их в жизнь через свои действия и поступки Бессозна­тель­ные фак­торы – те, в ко­то­рых че­ловек не отдает се­бе отчета

Потребности – важнейшая мотивирующая сила. Любая классификация потребностей носит достаточно условный характер. Наиболее доступным вариантом классификации является деление потребностей на три группы:

1) биологические (в питании, дыхании, самосохранении и т.п.);

2) социальные (в общении, самореализации, общественном признании и т.п.);

3) идеальные (в знаниях, в искусстве и т.п.).

Другая модель потребностей разработана американским ученым А. Маслоу.

Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врожденными), а три других – вторичными (приобретенными). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие – в неодинаковой.

Часто потребности подразделяют:

– на подлинные (разумные), побуждающие человека к активной общественно полезной деятельности, способствующие физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям;

мнимые (ложные, неразумные) – их удовлетворение ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Абрахам Маслоу (1908–1970 гг.), американский психолог, основоположник иерархической теории потребностей. Эта теория создавалась в 1940-е гг. и в дальнейшем развивалась ученым и его последователями. В частности, было признано: для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. А. Маслоу писал: «До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая "жесткая", как мы полагали… Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

Многообразие видов деятельности. Главная причина многообразия человеческой деятельности – разнообразие ее мотивов, в первую очередь, интересов и потребностей, а также множества культурных программ, которыми руководствуются субъекты. Самая общая классификация деятельности может выглядеть следующим образом:

Выделяют также такие виды деятельности, как творческая, трудовая, игровая. Все они позволяют удовлетворять многочисленные потребности человека, способствуют развитию личности.

М. Вебер разделил действия в зависимости от их мотивов на четыре группы:

– целенаправленные действия (поведение индивида ориентировано на рационально поставленную, продуманную цель, средства и побочные результаты действий);

– ценностно-рациональные (подчинены принципам, требованиям, основаны на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения);

– аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида);

– традиционные (основаны на длительной привычке).

Общение предполагает обмен информацией, что составляет также суть коммуникации. Однако значение этих терминов существенно различается.

Коммуникация – однонаправленный поток информации при отсутствии или формальном характере обратной связи.

При общении равноправных партнеров механизм передачи и восприятия информации меняется, происходит ее существенное обогащение.

Общение – сложный и многогранный процесс, включающий не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание партнеров.

Многообразны функции общения, через которые реализуется его социальная роль – формировать личность, ее сознание и самосознание, связывать с другими людьми, передавать опыт и знания.

Важнейшие функции общения:

– коммуникативная (обмен информацией, ее уточнение, развитие и выработка новой информации);

– интерактивная (обмен идеями и действиями, взаимовлияние);

– перцептивная (восприятие друг друга, формирование целостных образов, установление взаимопонимания).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Виды деятельности

Воображение

Деятельность

Игра

Интересы

Интуиция

Коммуникация

Мотивы

Общение

Потребности

Cтруктура деятельности

Творчество

Труд

Убеждения

Установки

Фантазия

Целеполагание

  • А теперь послушай, как этот Человек в итоге достигает Брахмана, Наивысшего видения Света.
  • А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического 1 страница
  • А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического 2 страница

  • Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

    Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

    Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

    Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

    А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его сущности.

    Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными - представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

    Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез - процесс происхождения человека - как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.

    По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

    1)креационистская концепция - человек сотворен Богом или мировым разумом;

    2)биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

    3)трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

    4)мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

    5)космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.(Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)

    Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

    человек произошел от животных предков;

    человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

    Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

    С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезьяна»).

    Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6–8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.

    Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis – южный + греч. pithekos – обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.

    Около 2–1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.

    В процессе становления человека условно выделяют три этапа: древнейшие люди; древние люди; современные люди.

    Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

    Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

    И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

    БИОСОЦИАЛЬНОЕ

    - англ. bioso-cial; нем. biosozial. Проявления жизнедеятельности индивида, к-рые являются следствием взаимодействия биологического и социального (напр. , сексуальное поведение).

    Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

    Смотреть что такое "БИОСОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

      биосоциальное - (от лат. bios – жизнь и socicetas – общество) понятие, которое находит все большее применение в современной науке и выражает сложные, диалектические взаимоотношения социального и биологического в личности. Биологизация личности связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      БИОСОЦИАЛЬНОЕ - англ. biosocial; нем. biosozial. Проявления жизнедеятельности индивида, к рые являются следствием взаимодействия биологического и социального (напр., сексуальное поведение) … Толковый словарь по социологии

      Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее … Энциклопедия культурологии

      - (р. 29.12.1958) философ и биолог; канд. филос. наук, доц. Род. в г. Калуге. Окончила биол. ф т МГУ (1982). Училась в асп. кафедры филос. Гос. пед. ин та им. Ленина (1990 1993). С 1982 работала в НИИ морфологии человека АМН СССР; 1987 1997 преп.… … Большая биографическая энциклопедия

      Специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны… … Философская энциклопедия

      Главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… … Философская энциклопедия

      - (от лат. reflexus отраженный и греч. logos – учение) наука, основанная на психологии и наблюдениях над поведением, объективное биосоциальное исследование человеческой личности в ее физически космической и социальной среде, по определению В.М.… … Философская энциклопедия

      Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

      Борис Фёдорович Поршнев (22 февраля (7 марта) 1905, Санкт Петербург 26 ноября 1972, Москва) советский историк и социолог. Доктор исторических (1941) и философских (1966) наук. Почётный доктор Клермон Ферранского университета во… … Википедия

      Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

    Книги

    • Биология человека. Человек как биосоциальное существо , Сидорова Мария Владимировна , Панина Елена Витальевна , Черепанова Надежда Геннадьевна , Курс "Биология человека" является одним из завершающих в процессе обучения. Он основывается на базовых знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов зоологии, морфологии,… Категория: Другие биологические науки Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
    • Биология человека. Человек как биосоциальное существо. Учебник , Сидорова М.В. , Курс&171;Биология человека&187;является одним из завершающих в процессе обучения. Он основывается на базовых знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов зоологии, морфологии,… Категория: Биология Серия: Учебники для ВУЗов. Специальная литература Издатель:

    Человек как биосоциальное существо.

    План:

    1. Понятие «человек». Теории происхождения человека.

    2. Бинарная природа человека. Биосоциальность и её сущность.

    3. Отличительные особенности человека.

    Человек – это целостное биопсихосоциальное существо , которое является и организмом (представитель Homo Sapiens), создателем и носителем культуры, а также главным участников исторического процесса.

    Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

    Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

    Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

      Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
      Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
      Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюции) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

    Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Бинарная природа человека проявляется в том, что он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

    Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Человек – биологическое существо

    Человек – существо социальное.

    Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

    Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

    Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

    Основные отличия человека от животного:

    Человек

    Животное

    1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы.

    1. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире

    2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

    Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

    Обладает прогностической способностью, т. е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

    Выражает ценностное отношение к действительности.

    2. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

    3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

    3. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

    4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

    4. Использует готовые природные материалы, не преобразуя их

    Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

    Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).