Сидоров парняков клиническая психология. Сидоров П.И., Парняков А.В. Основные теории взросления

П.И. Сидоров А.В. Парняков

ВВЕДЕНИЕ ВКЛИНИЧЕСКУЮ

ПСИХОЛОГИЮ

И ЗДАНИЕ ВТОРОЕ (ДОПОЛНЕННОЕ)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психологияумирания.

Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатели предметный и персоналий приближают издание к полноценному справочному руководству по всем основнымразделамклиническойпсихологии.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клиническойпсихологииипсихотерапии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология - область пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и ее содержании. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, какзнанияиумениявобластианатомииилифизиологии.

Будущее современной отечественной медицины заключается в усилении в ней роли специалистов гуманитарного профиля. Это особо было подчеркнуто на совместном выездном совещании межведомственного координационного совета по клинической (медицинской) психологии при Минздраве России, проректоров по учебной работе и заведующих кафедрами клинической психологии, которое проходило в г. Архангельске в декабре 1999 года, и было посвящено вопросам преподавания психологии в медицинских Вузах. Практическое здравоохранение уже сегодня требует привлечения к участию в лечебном процессе клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителюновойпрофессиивмедицине- менеджерам здравоохранения.

Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает требования программ по психологии не только медицинских факультетов (лечебное дело, педиатрия, стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и медицинских менеджеров. Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии и смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на факультетах Северного государственного медицинского университета, где, кроме традиционных медицинских, в 1995 году был открыт факультет медико-социальной работы, а с 1997 функционируют факультет медицинского менеджмента и первый в медицинских вузахРоссии, факультетклиническойпсихологии.

Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и социальной психологии, особенностей использования этих знаний в медицинской практике. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии, описывают основные теоретические направления и эмпирические

исследования психологии личности, концепции личностных расстройств. Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности закономерностями межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: “Личность и болезнь”, “Врач и больной: психология лечебного процесса”. Сюда же включено описание психологии умирания, суицидального поведения, а также психологических основ психотерапии, психокоррекции, психологического консультирования, психогигиеныипсихопрофилактики.

Второе издание (первое вышло в двух томах в 2000 году) готовилось уже с учетом опыта использования учебника в Вузах. Все главы дополнительно снабжены разделом «Краткое содержание и выводы» с перечнем вопросов для повторения, а также включены новые данные и иллюстрации. Учитывая отсутствие специальных практикумов по дисциплине, ряд глав содержит материалы, которые могут использоваться преподавателем для организации практических занятий со студентами. Во втором издании также сохранен основной принцип построения учебника, - обеспечить возможность его использования студентами разных факультетов. С этой целью были расширены разделы, которые носят справочный характер, а также, кроме предметного указателя, введен иуказательперсоналий.

Материалы издания представлены в наиболее доступной для восприятия форме. Данный учебник будет, несомненно, полезен и для студентов, изучающих клиническую психологию не только в медицинских вузах, а также для всех специалистов, получающих профессиональную подготовку в области психиатрии, наркологииипсихотерапии.

Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации, член-корреспондентРАМН,

профессорН.Н. Володин

Президент Европейской Ассоциации психотерапии, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, заведующийкафедройпсихотерапииимедицинскойпсихологииРМАПО,

профессорВ.В. Макаров

Вундт

Вильгельм

(1832–1910)

Раздел 1 Введение в психологию

ПРЕДМЕТПСИХОЛОГИИ, ЕЕЗАДАЧИИМЕТОДЫ

И СТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ “ ПСИХИКА”

Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался к принадлежности их к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под названиями “восприятие”, “память”, “мышление”, “воля”, “эмоции” и множество других, в совокупности образуя то, что и именуется психикой , т.е. внутренним миром человека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этого внутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научной дисциплины. Психология - это наука о психике человека , т.е. наука о внутреннем, душевномегомире.

Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно - в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философскихученийодуше.

Выдвинутое философами положение о возможности и необходимости изучать психику человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано прежде, чем достигли определенного уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание. В частности, к середине XIX века

физиология развилась настолько, что ее отдельные разделы, а особенно физиология органов чувств и нервно-мышечная физиология, уже вплотную подошли к разработке проблем, которые издавна относились к психологии. Кроме успехов физиологии проникновению научно–экспериментальных методов в психологию способствовали и такие науки как физическая оптика, акустика, биология, психиатрия и даже астрономия. Именно эти разделы естествознания и медицины составили основные источники, из которых психология выросла как самостоятельная экспериментальная областьнаучныхзнаний.

Своим названием психология обязана греческой мифологии - мифу о любви простой смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея

обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которые навлекла на нее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Строго говоря, термин “психея” впервые появился в работах философа из Эфеса Гераклита (530–470 гг. до н.э.), который полагал, что психеи это особые переходные состояния “огненного” первоначала в организме. Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было и первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 году Гоклкениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ немецкого философа Христиана Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека.

Психология возникла на пересечении естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать психологию естественной или гуманитарной наукой. Даже отрасли психологии иногда классифицируют в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (зоопсихология, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихология, психолингвистика, социальная психология, психология искусства). В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук.

Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи - мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличие от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, обращаются на познание самого себя, своего “Я” и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Этимологически термин “психология” происходит от греческого слова “psyche” - душа и “logos” - учение. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователей. По этим причинам исчерпывающего и всеми признанногоопределенияпонятия“психика” донастоящеговременинет.

Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древние времена. Еще наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо (“тень”), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту “тень”, или “душу”, наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека.

Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой наделялся и окружающий мир - анимизм (от лат. anima - “душа”). В шестом веке до н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющееему думать, волноваться..

Анимизмом - вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах и способных помогать или мешать человеку добиваться своих целей. Понятие “анимизм” обозначает не какую-то научную или религиозную доктрину, а рассматривается как определенный исторический тип мировоззрения. Он имел место в первобытном обществе и проявлялся в текущей практике древних людей, нашел отражение в их религиозных верованиях, а также в мифологии.

Анимистические представления о душе предшествовали первым научным взглядам на ее природу. В основном они сводились к пониманию души как к нечто

сверхъестественному, “как зверек в животном, как человек внутри человека…”. Смерть понималась людьми как отсутствие души, а защититься от нее можно, если закрыть выход души из тела. Если душа тело уже покинула, то надо постараться заставить ее вернуться обратно. Только душа позволяет телам растений, животных и человека жить и развиваться. Беззащитность человека перед природными явлениями вселяли уверенность в одухотворенность не только стихий, но и всего того, что окружало человека.

Начиная с эпохи великих географических открытий, информация о жизни “диких народов”, обнаруженных в Америке, Африке, Азии и Океании, стала проникать в христианскую Европу. Эти народы, как оказалось, веровали во всеобщую одухотворенность окружающего их мира. Некоторые миссионеры 19 века заинтересовались научной стороной этих “дикарских суеверий”. В последствии интерес к ним кристаллизовался в работе Тайлора “Первобытная культура”, где он выдвинул положение, что анимизм являлся первой формой религии. Сама же религия, как он полагает, “выросла из доктрины о душе”, а последняя, в свою очередь, сложилась на основе стихийных размышлений о смерти, снах и видениях. Являвшиеся во сне образы умерших предков воспринималось людьми как неоспоримое доказательство существования душ и их особой жизни после смерти тела.

Собственно научное представление о душе впервые возникает в древней философии. Научное представление, в отличие от верований, направлено на объяснение души и ее функций. Учение о душе древних философов античности является первой формой знаний, в системе которых начинаются и первые психологические представления. В философском решении проблемы взаимосвязи материи и духа постепенно определялись три точки зрения: материалистическая, идеалистическая идуалистическая.

Материалистические взгляды на психику. Материалистические взгляды на психику восходят к античной философии. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки, наряду с другими, историки называют города Милет и Эфес. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в 7–6 вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Они же выдвинули положение, что все многообразие мира, в том числе и душа, являются различными состояниями единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Различие между ними состояло только в том, какой вид конкретной материи принимали они за первооснову миросоздания. Фалес первоосновой считал воду, Анаксимандр - “апейрон” (состояние первоматерии, которое не имеет качественной определенности), а Анаксимен - воздух. Философ из Эфеса Гераклит (530–470 гг. до н.э.) первоосновой мира признавал огонь. Душа по Гераклиту является особым переходным состоянием огненного начала в организме, названного им “психея”. Всех этих философов часто называют первыми натурфилософами , поскольку для них “натура”, т.е. природа лежит в основе всего в мире. Они также преодолевают анимизм древних, создавая принципиально новое учение - гилозоизм . Здесь душа также есть у всей материи, но душа представляется ими уже не независимым двойникомматерии, аявляетсянеотъемлемойчастьюее.

Среди современников древнегреческого врача Гиппократа (460–377 гг. до н.э.) из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460370 гг. до н.э.). Он утверждал, что все существующее, в том числе и душа, состоит из атомов , которые представлялись ему в виде мельчайших и неделимых частиц. Вслед за Эмпедоклом (V в. до н.э.) Демокрит фактически признавал реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов.

В наиболее завершенном виде атомистическое учение представлено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), но он отрицал взгляд на душу как на вещество. Одновременно он и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от живых тел, т.е. материи, какэто делалифилософы–идеалисты. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понималось им как результат постоянного взаимопроникновения двух начал - пассивного (материи) и активного (формы). Аристотель полагал, что материя не может существовать не оформляясь. Формой живой материи и является душа. Душа - есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. У человека центром души является сердце, куда стекаются впечатления из органов чувств. Впечатления образуют источник идей, которые в результате рассудочного мышления и подчиняютсебечеловеческое поведение.

Для объяснения природы души Аристотель использовал сложную философскую категорию, названную им “энтелехия”, которая означает существование чего-то, что имеет цель в самом себе. Поясняя свою мысль, он приводит такой пример: “Если бы глаз был существом живым, то душой его было бы зрение”. Итак, душа является сущностью (энтелехией) живого существа, так же какзрениеявляетсясущностьюглазакакорганазрения. Таким образом, Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Эту точку зрения древнего философа уже нельзя считать последовательно материалистической. Здесь она уже дуалистична, поскольку, устанавливая единство души и тела, Аристотель в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два совершенно самостоятельных начала.

По сути, Аристотель пытался совместить материалистические и идеалистические взгляды на природу и происхождение души. Вероятно, это не случайно, так как он был учеником Платона, наиболее яркого представителя философов–идеалистов. Однако здесь нам важно отметить то, что в философскопсихологических взглядах Аристотеля на первое место выдвигаются мышление, знание и мудрость, а его мысль, что главной функцией души является реализация биологического существования организма, в последствии закрепилась за понятием “психика”. И в современном материалистическом естествознании психика признаетсяоднимизглавныхфакторовэволюцииживотногомира.

Идеалистические взгляды напсихику. Идеалистические взгляды напсихику также восходят к античной философии. Их представители (Сократ, Платон) признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи. Они рассматривают психическую деятельность как проявление нематериальной, бесплотнойибессмертной души.

Основное положение Платона (427–347 гг. до н.э.) заключается в признании в качестве истинного бытия не материальный мир, а мир идей. К этому выводу философ пришел при выяснении сущности ряда этических и эстетических категорий. Например, он задается вопросом о том, что такое красота. Все единичные красивые вещи старятся, теряя свою красоту, а им на смену приходят новые. Но что делает все эти вещи красивыми? Стало быть должно существовать нечто такое, что объединяет между собой все эти единичные вещи. Их всех объединяет не материальная, а духовная сущность - это идея красоты. Существует нечто подобное для всего видимого в мире. Это нечто и названо Платоном идеей , которая представляет собой идеальную общезначимую форму того или иного тела. Эти общие идеи противопоставлены философом материальному миру и

превращены в самостоятельную сущность, независимую как от материальных объектов, такиотсамогочеловека.

Таким образом, именно идея объявляется первопричиной всего существующего, а материальные вещи всего лишь ее воплощения. Все, что мы вокруг себя видим, существует только в наших ощущениях и представлениях как своеобразное и загадочное проявление “абсолютного духа” или главной, “всеобщей идеи ”. Иначе - здесь постулируется изначальное существование идеального мира, т.е. мира идей о сущностях предметов внешнего мира. Например, существует всеобщая идея красоты, справедливости или добродетели, а то, что происходит на земле, в повседневной жизни людей, есть лишь отражение или “тень” этих всеобщих идей. Для приобщения к миру идей, душа человека должна освободится от влияния бренного тела и не доверять слепо органам чувств. Заботиться о здоровье души надо намного больше, чем о здоровье тела, так как после смерти душауходитвиноймир- мирдуховных, идеальныхсущностей.

Платон, в свою очередь, был учеником Сократа (469-399 гг. до н.э.), а последний проповедовал свои взгляды устно, в форме бесед. В последующем и все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо Сократ. В текстах Платона его собственная философская концепция органическисвязана свзглядамиегоучителя- Сократа.

Сократ родился в столице Греции - Афинах. Он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период популярной философской школой была школа софистов, с представителями которой он вел полемику. В народном собрании города Сократ не всегда соглашался с мнением большинства, что требовало немалого мужества, особенно в период правления “тридцати тиранов”. В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что “он не чтит богов и развращает юношество”, за что и приговорили к смерти. Он мужественно принял приговор, выпив яд. Поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распространению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание или абсолютная истина, которую человек может открыть сам в себе, познать только в своем размышлении. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому, Сократ обращается к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах. В таком виде истины и передаются от поколения к поколению. Он здесь впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Сократ - автор знаменитого метода сократической беседы . В основе ее лежит способ так называемых “наводящих размышлений”. Здесь важно не давать готовое знание собеседнику, а подвести его к самостоятельному открытию истины. Сократ заставлял собеседника размышлять, задавая специально подобранные наводящие вопросы. Вводя понятие гипотезы, он показывал ему, что неправильное допущение приводит к противоречиям. Это требовало выдвижения другой гипотезы. Таким путем беседа приводила собеседника Сократа к постепенному и самостоятельному открытию истины. Фактически сократический диалог был первой попыткой разработки технологии проблемного обучения. Метод сократической беседы также широко применяется и в современной психотерапевтической практике.

Если посмотреть на учение Сократа и Платона с современных позиций и подойти к ним как к ярким и точным художественным метафорам, то можно обнаружить, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер (1996), что “мир идей”, который противостоит индивидуальному сознанию конкретного человека, существует до его рождения и к которому каждый из нас приобщается с детства - это мир духовной культуры человечества, зафиксированный в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах. Это есть мир человеческих

ценностей и идеалов. Если ребенок развивается вне этого мира (а такие истории известны - это дети, вскормленные животными), то его психика не развивается и нестановитсячеловеческой.

Представления о душе как направляющем, нравственном начале жизни человека долгое время “экспериментальной психологией” не принимались. Только последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, личностный рост, а также и многое другое из того, что сейчас обнаруживается и перекликается с этическими следствиями учения о душе античныхфилософов.

Средневековье. 1–2 вв. новой эры - начало разложения рабовладельческого общества. Политические столкновения, восстания рабов, гражданские войны, т.е. все то, чем сопровождался распад римской империи, не могли не вызвать существенные сдвиги в сознании людей. Трудности жизни и невозможность изменить условия побуждали человека замыкаться в своем внутреннем мире, искать утешение в себе. Зарождающаяся церковь не замедлила воспользоваться этими настроениями. Оказывая императорам поддержку в подавлении масс, церковь укрепляла свои позиции и усиливала свое влияние в Риме. Как известно, в 1 в. христианство признается государственной религией, а к 4 в. границы влияния церкви выходят далеко за пределы Рима.

В эпоху средневековья учение о душе полностью отошло во владение религии, которая наложила запрет на попытки научного исследования души человека. Душа объявлялась божественным началом, представляющим собой тайну для смертных, поэтому сущность человека должна постигается не через разум, а через незнание и веру в догматы. На протяжении 11 столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, которые активно поддерживали богословие, считая естественные науки ограничением божественной власти, стоящей над человеческим разумом.

Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала к смирению и покорности, уединению с погружением в собственный внутренний мир. Эта общая установка и ориентации человека на свой внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах идеолога раннего христианства Плотина (205-270 гг.). Он полагал, что деятельность души заключается не только в обращении к богу; но и в обращении к своему чувственному миру; в обращении к самой себе. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями о всех своих прошлых и нестоящих действиях. Мимо внутреннего ока не может пройти ни одно состояние души, будет ли оно из познавательной или побудительной сферы. Это учение о существовании универсальной способности души к самонаблюдению знаменовало собой первую поступь интроспективной психологии (Якунин В.А., 1998).

Следующий шаг в развитии интроспективного направления в психологии был сделан Августином (354-430). Новым в его психологии является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души. Однако волюнтаризм в его учении носил богословский характер. Он полагал, что все поступки человека предопределяются богом. Поэтому всякое выступление против веры в него и есть выступление против этого божественного предопределения, что ведет за собой вечные загробные муки. Для частичного освобождения отступников от будущих мучений в загробном мире, Августин предлагает ввести на земле смертную казнь через сожжение. Так в учении Августина засветились первые искры, из которых вырастут будущие костры инквизиции и непревзойденной жестокости средневековой церкви

Взгляды Плотина и Августина на протяжении многих столетий станут путеводной звездой для средневековой схоластики. Следы их идей можно заметить и в Новое время. Достаточно сказать, что учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.

Из других философских учений того времени наиболее известным являлось схоластическое учение. Своего расцвета оно достигло в 13 веке благодаря Фоме (Томосу) Аквинскому (1228-1274 гг.). Он был первым, кто попытался и наиболее тонко сумел внедрить в богословскую догматику учение Аристотеля. Теологическое учение, выдвину-

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология - область, пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля - клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине - менеджерам здравоохранения.

В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в психотерапию.

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания.

Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатель, включающий предметный и именной, приближает издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии.

Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия "психика"

Психика и нервная система

Социальная опосредованность психики человека

Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений

Задачи и отрасли психологической науки

Клиническая психология как отрасль психологической науки

Основные методы исследования в психологии

Дополнительные методы исследования в психологии

ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ

Клеточный уровень организации нервной системы

Структурная организация нервной системы

Центральная нервная система

Общая модель сенсорной и двигательной систем

Вегетативная нервная система

Основные функциональные блоки мозга

Теория системной локализации высших психических функций

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения

Общие закономерности ощущений

Основные характеристики ощущений

Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов

Мозговые основы ощущений

Расстройства ощущений

Восприятия

Основные свойства восприятий

Классификация восприятий

Расстройства восприятия

Исследование ощущений и восприятий

Психофизиология органов чувств

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Анализаторы обоняния и вкуса

Общая (кожноBкинестетическая) чувствительность

Статическая чувствительность

Висцеральная чувствительность

ГЛАВА 4. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Представления, законы ассоциаций

Основные мнемонические процессы

Типы памяти

Виды памяти

Формирование и развитие памяти

Теории памяти

Нарушения памяти

Методы исследования памяти

ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ

Мышление

Операции процесса мышления

Виды мышления

Основные формы абстрактного мышления

Методы мышления

Типы мышления

Влияние эмоций на мышление

Функциональная асимметрия мозга и мышление

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций

Индивидуальные особенности мышления

Развитие мышления в онтогенезе

Исследование мышления

Законы логики и мышление

Нарушения мышления

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Клиническая классификация расстройств мышления

Вопросы для повторения

Воображение

Виды воображения

Ятрогении

Патологические формы воображения и их оценка

Вопросы для повторения

Речь и ее функции

Речь и общение

Жестовая речь

Соотношение мышления и речи

Теории развития речи

Нарушения речи

Расстройства фонационного оформления речи

Расстройства структурноBсемантического (внутреннего) оформления речи

Нарушения письменной речи

Исследование нарушений речи

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Определение и общая характеристика эмоций

Основные свойства эмоций

Функции эмоций

Классификация эмоций

Фундаментальные эмоции (Изард К., 1980)

Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе

Нейрофизиологический субстрат эмоций

Теории эмоций

ИндивидуальноBпсихологические особенности проявлений эмоций и чувств

Классификация страха и тревоги (по Х. Христозову, 1980)

Патология эмоциональной сферы

Исследование эмоций и чувств

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изард, модификация -О.П. Елисеев, 1994)

ГЛАВА 7. ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Понятие "воля"

Побудительная и тормозная функции воли

Волевая регуляция деятельности человека

Воля и потребности

Этапы волевого акта

Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности

Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков

Рабочие движения и работоспособность человека

Патология волевой и произвольной регуляции

Исследование воли

ГЛАВА 8. ВНИМАНИЕ

Определение и функции внимания

Формы и уровни внимания

Свойства внимания

Развитие внимания у детей

Нейрофизиологические механизмы внимания

Нарушения внимания

Методы исследования внимания

Таблицы Шульте

Стимульный материал

ГЛАВА 9. СОЗНАНИЕ

Общая характеристика и основные понятия

Формирование сознания в онтогенезе

Взаимодействие сознания и бессознательного

Бодрствование и сон - основные состояния сознания

Нарушения сознания

Состояния выключения сознания

Состояния помрачения сознания

Нарушения самосознания

Проблема измененных состояний сознания

Методы исследования сознания

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА. 10. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Личность, индивид, индивидуальность

Структура личности

Структурные личностные модели

СМОЛ (MiniBMult, Kincannon I., 1968)

Динамические личностные модели

СтруктурноBдинамические личностные модели в отечественной психологии

Мотивационная сфера личности

Понятие направленности личности

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

"Я"Bконцепция и мотивация личности

Изучение "Я"Bконцепции и мотивации личности

Основные теории и модели описания мотивации

Способы удовлетворения потребностей высших уровней

(Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)

ГЛАВА 12. СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ

Способности и задатки способностей

Умственные способности (интеллект)

Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта

Оценка интеллекта

Нарушения интеллекта

ГЛАВА 13. ТЕМПЕРАМЕНТ

Гуморальные теории темперамента

Конституционные теории темперамента

Тип высшей нервной деятельности и темперамент

Диагностика темперамента

Опросник Я. Стреляу

ГЛАВА 14. ХАРАКТЕР

Определение характера

Соотношение социального и биологического в формировании характера

Структура характера

Типология характера

Характер и внешность человека

Акцентуальные теории характера

Тип акцентуированной личности, по K. Leonhard (1976)

Характерологический опросник Х. Шмишека (Schmischek H., 1970)

Тип акцентуации характера у подростков, по А.Е. Личко (1983)

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Начала научной психологии: структурализм и функционализм

Кризис методологических основ психологии и его результаты

ГЛАВА 16. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие личности с позиций психологии деятельности

Психология отношений

Теория установки

Общение и формирование личности

ГЛАВА 17. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Зигмунд Фрейд (Freud S.): психодинамическая теория личности

Основные положения психоанализа

Структура личности

Развитие личности: психосексуальные стадии

Патологический аспект: концепция психической патологии (сексуальные неврозы)

Дальнейшее развитие психоанализа: последователи З. Фрейда

К. Юнг (Jung C.): аналитическая психология

А. Адлер (Adler A.): индивидуальная психология

К. Хорни (Horney K.): теория "базальной тревоги"

Г. Салливан (Sullivan H.S.): интерперсональная теория

Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения

Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности

ГЛАВА 18. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)

Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм

Необихевиоризм

Бихевиоризм и когнитивное движение в психологии

Концепция невроза и поведенческая психотерапия

ГЛАВА 19. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации

К. Роджерс (C. Rogers). Феноменологическая теория личности

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 20. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Предмет и методы возрастной психологии

Понятие возраста в психологии

Возрастная эволюция мозга и психики

Основные теории взросления

Отечественные концепции развития психики

Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)

Периодизации индивидуального развития в психиатрии

ГЛАВА 21. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

Психическое развитие ребенка от рождения до конца первого года жизни

Новорожденный

Младенец

Дети, требующие специального ухода

Раннее детство (преддошкольный период)

Дошкольный период

Психологическая готовность к школьному обучению

ГЛАВА 22. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Основные медикоBпсихологические проблемы периода вхождения детей в школу

Адаптация ребенка к школе

ЛичностноBсоциальная готовность к школе

Интеллект и формирование учебной деятельности

Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость)

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

ГЛАВА 23. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Общая характеристика периода взросления

Психологическое развитие подростка и юноши

Физическое развитие и взросление

Сексуальное развитие и взросление

Интеллектуальное развитие и взросление

Социальное развитие и взросление

ГЛАВА 24. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Психология периода взрослости

Старение и психология старости

РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 25. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальная психология как наука

Устойчивые большие социальные группы

Стихийные группы

Массовые социальные движения

ГЛАВА 26. ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Классификация малых групп

Структура и феноменология малой группы

Этапы и модели развития малой группы

Механизмы групповой динамики

Лидерство и руководство в малых группах

Эффективность деятельности группы

Групповая терапия

ГЛАВА 27. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Психологические и общественные отношения

Общение и его структура

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

РАЗДЕЛ 7. ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ

ГЛАВА 28. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Роль личности и психической травматизации при заболеваниях человека

Психогении и учение о психической травме

Фрустрация

Психологические (мотивационные) конфликты

Механизмы психологической защиты

Психогенные нервноBпсихические заболевания

Неврастения (нервная слабость, астенический невроз)

Истерия и истерический невроз (диссоциативноBконверсионные расстройства)

Психастения, невроз навязчивых состояний и тревожноBфобические расстройства

ГЛАВА 29. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Определение и вопросы классификации

История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей

Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности" психологических факторов в генезе психосоматозов

Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных факторов в генезе психосоматозов

Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Шефферу)

Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Буту)

Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний

ГЛАВА 30. СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА

Внутренняя картина здоровья и психология телесности

Влияние болезни на психику человека

Внутренняя картина болезни

Масштаб переживания болезни

Типы реакции на болезнь

МедикоBпсихологические классификации

Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982)

ПсихологоBпсихиатрические классификации

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980)

СоциальноBпсихологические классификации

Психосоциальные реакции на болезнь (Lipowski, 1983)

Переживание болезни во времени

Возрастные особенности внутренней картины болезни

ГЛАВА 31. ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ

Поведение и субъективные переживания умирающих

Состояние сознания в момент смерти

Терминальный больной и качество его жизни

ГЛАВА 32. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Психологические особенности личности суицидента

Диагностика суицидального поведения

Постсуицидальное состояние

Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального

Поведения

РАЗДЕЛ 8. ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ГЛАВА 33. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Врач как личность и профессиональная пригодность к медицинской деятельности

Больной и его образ "идеального" врача

Личность больного и эффективность психологического контакта с ним

Методики установления психологического контакта

Техники активного слушания

Первое впечатление больного от встречи с врачом

Техники убеждения

Спор и конфликт

Беседа: общая структура

Познавательный аспект беседы

Эмоциональный аспект беседы и самоконтроль врача

Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным

Характер заболевания и тип контакта

Особенности контакта с больными в терапевтической клинике

Особенности контакта с больными в хирургической клинике

Особенности контакта с больными в акушерскоBгинекологической клинике

Особенности контакта с больными в педиатрической клинике

Особенности контакта с больными в психиатрической клинике

Особенности контакта с больными в клинике неврозов

Особенности контакта с больным в стоматологической клинике

Деятельность психолога в медицине

ГЛАВА 34. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Соотношение различных видов психологической помощи

Симптоматическая и патогенетическая психотерапия

Психодинамическое направление в психотерапии

Гуманистическое (экзистенциальноBгуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии

ЛичностноBориентированная (реконструктивная) психотерапия

Шкала оценки эффективности психотерапии (Карвасарский Б.Д.)

Вопросы для повторения

ГЛАВА 35. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Основы психогигиены

Основные задачи психопрофилактики

Общая, социальная и возрастная психология

Клиническая (медицинская) психология

Психологические методы исследования

Название: Введение в клиническую психологию.
Сидоров П.И., Парняков А.В.
Год издания: 2001
Размер: 8.21 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Второе издание учебника "Введение в клиническую психологию" освещает такие вопросы, как введение в психологию (где отражены предмет, задачи и психологические методы, психика и мозг), характеризует психические процессы и состояния личности, психология и теории личности, психология развития и возрастная клиническая психология, личность и общество в аспекте психологии человеческих взаимоотношений, охарактеризованы соотношение понятий личность и болезнь, врач и пациент, рассмотрена психология лечебного процесса.

Название: Диагностика межличностных отношений.
Духновский С.В.
Год издания: 2009
Размер: 2.97 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Психологический практикум "Диагностика межличностных отношений" рассматривает такие вопросы, как теоретические основы психологии отношений (определение, классификация, проблемы развития) и диагностика... Скачать книгу бесплатно

Название: Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция.
Дозорцева Е.Г.
Год издания: 2006
Размер: 7.61 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Пособие "Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция" рассматривает такие базовые вопросы, как определение понятия психологической травмы, раскрыты основные п... Скачать книгу бесплатно

Название: Судебная сексология.
Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчикова Н.В.
Год издания: 2001
Размер: 17.93 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Судебная сексология" является прекрасным прекрасным методологическим руководством по судебной сексологии. В издании освещены методологические основы судебной сексологии и сексологической экспер... Скачать книгу бесплатно

Название: Сексология.
Кон И.С.
Год издания: 2004
Размер: 8.76 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Сексология" рассматривает базовые вопросы сексологии, освещая такие вопросы как сексология как наука, характеризуя понятия пола, гендера и сексуальности. В книге приведена сексуальная... Скачать книгу бесплатно

Название: Криминальная сексология.
Дерягин Г.Б., Эриашвили Н.Д.
Год издания: 2011
Размер: 4.43 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Криминальная сексология" подробно рассматривает определение понятия сексологии и криминальной сексологии, охарактеризована сексуальность, понятие пола, дана классификация форм половой... Скачать книгу бесплатно

Название: Криминальная психология.
Пирожков В.Ф.
Год издания: 2001
Размер: 17.94 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Криминальная психология" рассматривает базовые вопросы возрастной психологии детей и подростков при совершении ими преступных действий в теоретическом, практическом и методологическом аспектах.... Скачать книгу бесплатно

Название: Введение в сексологию.
Кон И.С.
Год издания: 1999
Размер: 6.93 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Введение в сексологию" рассматривает такие вопросы, как определение понятия и суть сексологии как науки, представлена анатомо-физиологическая структура половых органов, охарактеризова... Скачать книгу бесплатно

Название: Экспериментальные методики патопсихологии
Рубинштейн С.Я.
Год издания: 2010
Размер: 5.89 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Экспериментальные методики патопсихологии" под ред., Рубинштейна С.Я., рассматривает экспериментальное использование методик в клинической практике для изучения психопатологических яв...

-- [ Страница 13 ] --

К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, представляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тенденция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы - голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфическими выражениями основной тенденции - сохранить себя для развития, актуализации.

Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъективного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспринимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситуацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноменологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологическая реальность (“феноменологическое поле”), а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следует постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психологическую реальность.

Поведение человека не определяется прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие настоящего, однако поступки человека определяет каким это прошлое воспринимается сейчас, т.е. в настоящее время.



Более того, Роджерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он подчеркивал, что личность должна рассматриваться не только в контексте “настоящее-будущее”, но и как единый, целостный организм и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса к холистическому направлению видна практически в любом аспекте его теоретической системы.

Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или “Я–концепция”. По сути она представляет собой систему взглядов человека на свою сущность, на то, что он из себя представляет.

Кроме истинной самости (Я–реальное) и идеальной самости (Я–идеальное), Я–концепция может включать целый набор Я–образов:

родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.

Я–концепция является продуктом социализации человека и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый человек, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание по Роджерсу должно быть безусловным, т.е. без всяких “если” и “но”. Человек должен восприниматься таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависимости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание широко распространено и в повседневной жизни взрослого человека.

Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание причиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.

Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется (конгруэнтно) с Я–концепцией, или, по крайней мере, человек стремится к этому соответствию. Все переживания, которые согласуются с Я–концепцией хорошо осознаются и точно воспринимаются. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с “Я” к осознаванию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тревога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда люди начинают сознавать несоответствие Я–концепции со своим актуальным реальным состоянием. Так, если человек считает себя честным, но совершит не честный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины.

Весьма вероятна и такая ситуация, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек - это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я–образа. Психологические личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я–структуры.

Если переживания человека совершенно не согласуются с Я–концепцией (неконгруэнтность), то возникает сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У “невротика” психологическая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помощи психотерапевта, но Я– структура у него не является значительно нарушенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я–структуры у человека развивается психоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и постепенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между “Я” и переживанием, защита человека перестает функционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

Клиент–центрированная недирективная психотерапия.

В терапии личностных расстройств по Роджерсу для осуществления конструктивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:

1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом и клиентом.

2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и обратился за помощью.

3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и принимают.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внутренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внутренним миром.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бессмысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост и результаты психотерапии. Использование автором понятия “клиент”, вместо “пациент”, подчеркивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую природу - при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.

Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми.

Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобретения жизненного опыта и роста личности.

Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению, характерным для гуманистического направления. Среди таких психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (социально–психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического содействия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция “групп встреч”, фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведения, тесно связана с его работами в области клиент–центрированной психотерапии.

При проведении занятий в группах тренинга считается, что группа это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизненные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой “лаборатории” каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего процесс самораскрытия (расширение представлений о самом себе).

Наиболее эффективной моделью для понимания этого процесса является “окно Джогари”, названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма.

–  –  –

В соответствии с моделью “Джогари” можно представить, что каждый человек заключает в себе четыре личностных зоны:

1) “Арена” - это то, что знают о мне другие и знаю я сам, или личностное пространство открытое для всех;

2) “Видимое” - это то, что известно только мне (например, мои страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скрываю;

3) “Слепое пятно” - это то, что знают обо мне окружающие, мне это не видно (как в пословице: “В чужом глазу щепка видна, а в своем полена не замечает”;

4) “Неизвестное” - это скрытное от всех (зона подсознательного), в том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

“Окно Джогари” наглядно демонстрирует необходимость расширять контакты, увеличивать “арену”. В начале занятий “арена” обычно небольшая, а по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга участники группы получают возможность откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе “здесь и сейчас”. Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально–групповых ситуаций позволит применить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в реальной жизни (в семье, на производстве).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ

Гуманистическая психология возникла в 60-е годы 20 столетия в американской психологии, и она не являлась попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, она в психологии выступает в качестве “третьей силы” (после психоанализа и бихевиоризма), предлагая новый взгляд на природу человека. Наиболее полно в теоретическом плане основные идеи гуманистической психологии представлены в работах ее основателя Абрахама Маслоу, а в практике клинической психологии и психотерапии наиболее известной является концепция Карла Роджерса.

Теория самоактуализации Маслоу, в отличие от психоанализа акцентирует внимание не на животных инстинктах, а на гуманоидных потребностях человека.

Наивысшей потребностью является самоактуализация, понимаемая как активное стремление к раскрытию своих способностей, развитию личности и скрытого в человеке потенциала. Правда, для того чтобы эта потребность появилась, должны быть удовлетворены все нижележащие потребности “пирамиды потребностей”.

Маслоу описал восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

Негативный прошлый опыт с формированием вредных привычек (алкоголизм, наркомании), влияние группы и психологические защиты, которые мешают индивиду познать себя, являются препятствиями для самоактуализации. К психоаналитическому списку защит Маслоу добавил десакрализацию и комплекс Ионы Фрустрация потребностей становится причиной невроза, а излечение наступает лишь при их удовлетворении. Если человек не имеет возможности самоактуализироваться, то он также будет ощущать фрустрацию, даже если все остальные потребности удовлетворены. Уровень жалоб отражает уровень фрустрированных потребностей “пирамиды потребностей”. Метажалобы отражают фрустрацию высших, духовных потребностей личности.

В психотерапии Маслоу различает терапию основных потребностей и терапию “сути”, духовных потребностей. В любом случае от психотерапевта требуется установление доверительного контакта с пациентом, забота о нем как о брате или сестре. Маслоу считает, что модель даоского “помощника” является лучшим вариантом отношений врача со своим больным.

Кроме самоактуализации есть другие высшие возможности духовного развития. При сильных “пик–переживания” чувство “Я” у человека растворяется в осознании всеобъемлющего мистического чувства единения со всем сущим.

Важность этих трансцендентальных аспектов опыта и признает трансперсональная психология, которую Маслоу называл четвертой силой в психологии после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии.

В созданной Роджерсом “клиент–центрированной” психотерапии отстаивается необходимость обращаться с больным не как с пациентом, а как клиентом, обратившимся за советом. Причем врач должен сосредоточиться не на симптомах, а на личности клиента с тем, чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации.

При этом важно представить, каким видится субъекту его “феноменальное поле”, т. е. осознаваемый им внутренний план собственного поведения. Для этого нужна “теплая эмоциональная атмосфера”, в которой индивид реинтегрирует свою творческую личность как целое. Только тогда он избавится от тревоги и психологических стрессов.

Таким образом, концепция личности К. Роджерса отражает феменоменологический и холистический подход к ее рассмотрению. Поэтому главной задачей и является не решение отдельных проблем клиента, а преобразование его личности. А это происходит благодаря тому, что при наличии правильных условий человек сам начинает перестраивать свой внутренний мир и систему потребностей, поскольку сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья.

Психотерапия предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (“неконгруэнтность”) между феноменальным опытом человека и его осознанием.

Замечания постороннего наблюдателя и самого человека будут совпадать в ситуации с высоким соответствием (“конгруэнтность”). Роджерс считает, что несоответствие объясняет большинство известных симптомов психопатологии. Как только человек осознает несоответствие между своей Я-концепцией и опытом, он естественным образом стремиться его ликвидировать.

Базовые теоретические положения, применяющиеся в индивидуальной терапии, могут быть использованы при работе с группой. Прежде чем члены группы создадут обстановку доверия, группа проходит период неуверенности и неудовлетворенности происходящим. Но в процессе работы, наряду с нарастанием эмоционального напряжения, увеличивается терпимость друг к другу, взаимопонимание и самопонимание.

Вопросы для самопроверки

1) Почему гуманистическая психология получила название “третьей силы” в психологии?

2) Как понимается основа структуры личности в гуманистической психологии Маслоу?

3) Как определяется понятие “самоактуализация”, и какие типы поведения по Маслоу ведут к самоактуализации?

4) Что может препятствовать появлению самоактуализации как высшей потребности человека?

5) Как понимается Маслоу невротический конфликт, и какие жалобы типичны для человека при фрустрации потребностей “пирамиды потребностей”?

6) Что собой представляет дефицитарная и бытийная психология в понимании Маслоу?

7) Какие типы взаимоотношений выделял Маслоу, и которые должны быть установлены с пациентом, как при психотерапии потребностей, так и психотерапии “сути”?

8) Каким термином Маслоу определяет идеальное, гуманистически ориентированное общество?

9) Что такое вершинные переживания, и какое отношение они имеют для выдвижения Маслоу психологии “четвертой силы” - трансперсональной психологии?

10) Почему концепцию личности Роджерса определяют как феноменологическую и холистическую?

11) Почему Роджерс при психотерапии предпочитает использовать термин “клиент” вместо термина “пациент”?

12) Как Роджерсом понимается внутриличностный конфликт, и к каким последствиям он может приводить?

13) Почему обусловленное позитивное отношение причиняет ущерб становлению личности?

14) Какие условия требуются для конструктивных личностных изменений при проведении психотерапии по Роджерсу?

15) Каким образом базовые теоретические представления, применяющиеся в индивидуальной психотерапии, используются Роджерсом при работе с группой?

–  –  –

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная психология изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Предметом ее исследования является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути - от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология - наука о старости).

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности.

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте основных параметров нормального развития психики имеет большое практическое значение. Например, педагог получает возможность “расшифровывать” многие факты детского поведения, причины устойчивых ошибок определенного типа у некоторых учеников, особенности взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Важное значение приобретает возрастная психология в выработке возрастного нормирования - готовность к школьному обучению, брачный возраст, выход на пенсию и т.п.

Возрастная психология тесно вязана с медициной, так как психическое развитие неразрывно связано с физическим развитием. Для врача знание основных закономерностей становления психических процессов позволяет понять предпочтительность возникновения симптомов и синдромов нервно-психических расстройств и особенности качества их клинических проявлений у детей и подростков, а также видоизменение психопатологических синдромов при заболеваниях у лиц пожилого возраста. Знание основных закономерностей возрастной динамики психики важно и для создания научно обоснованной системы профилактики и охраны психического здоровья.

В возрастной психологии (психологии развития) используются те же методы исследования, которые приняты в общей психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты и социально-психологические методы. Однако, получение научных данных о возрастном развитии психических функций имеет свои особенности.

Исследования в возрастной психологии могут проводится по трем основным направлениям:

1) Большинство исследований в психологии развития проводится по принципу “поперечных срезов”. В этих случаях определенные психологические характеристики изучаются в сравнительном аспекте в нескольких группах испытуемых, специально подобранных по признакам возраста и пола.

Положительным в этом подходе является то, что за короткое время можно получить достоверные показатели о возрастных особенностях самых различных психических процессах. Однако, при этом трудно учесть индивидуальные особенности испытуемых и мало можно узнать о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

2) Продольное (лонгитюдное) исследование предполагает изучение одной и той же группы людей на протяжении длительного времени, что дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул свою теорию интеллектуального развития (греч. “генезис” - ребенка на основании многолетнего лонгитюдного исследования одной группы детей. Только с помощью этого метода можно понять что из чего вырастает и образуется, можно установить генетические (причинные) взаимосвязи между фазами развития. Недостатками этого подхода является его трудоемкость и можно изучать лишь небольшое количество испытуемых, что затрудняет распространение выводов на всю популяцию. Обычно рекомендуется сначала изучить общую тенденцию методом “поперечных срезов”, а потом проводить продольное исследование.

3) Экспериментально-генетический подход (греч. “генезис” - происхождение, становление) в психологии развития означает изучение психики ребенка в процессе активного формирования тех или иных ее сторон. Здесь описывается и измеряется то или иное психическое явление, которое стремятся сформировать, предполагая закономерности его развития в обычных условиях. Этот подход дает возможность проверить эффективность методов обучения и воспитания детей.

ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ

Возраст - важнейший атрибут существования любого физического тела.

Возраст в психологии - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличии от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами. Возрастные “прибавки” являются в действительности суммацией разнородных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он конвергирует и пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития человека в конкретных исторических условиях его существования.

Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. В систематике возрастных этапов оправдано использовать метод “перехлестывания” возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста:

1) Младенчество - от рождения до конца первого года жизни;

2) Раннее (преддошкольное) детство - от 1 до 3-х лет;

3) Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет;

4) Младший школьный возраст - от 6 до 10 лет;

5) Подростковый возраст - от 10 до 15 лет;

6) Юность - от 15 лет до 21 года, включает:

а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;

б) второй период - от 17 до 21 года;

7) Зрелый возраст:

а) первый период - от 21 до 35 лет;

б) второй период - от 35 до 60 лет;

8) Пожилой возраст - от 60 до 75 лет;

9) Старческий возраст - от 75 до 90 лет;

10) Долгожители - от 90 лет и старше.

ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА И ПСИХИКИ

Эволюция человека как биологического вида исключительно сложна. Из всех живых существ у человека новорожденный самый беспомощный, а детство у него - самое продолжительное. В то же время у человека самая высокая способность к обучению, к творчеству. В эволюционном плане обучаемость в животном мире тесно связана с увеличением размеров и усложнением функций коры больших полушарий мозга. Наибольшего развития кора головного мозга получила у человека. Этот отдел мозга был наименее специализированным и, следовательно, оказался наиболее пригодным для фиксации личного опыта.

Динамика возрастного развития у человека наиболее интенсивна в раннем возрасте. Масса мозга новорожденного составляет 350 г, к 18 месяцам она увеличивается в 3 раза, а к 7 годам достигает 90% массы взрослого человека, т.е.

1350 г. В анатомическом отношении мозг новорожденного и мозг взрослого человека существенно отличаются. А это означает, что в процессе индивидуального развития происходит возрастное усложнение мозговых структур. Однако и после завершения морфологического созревания нервной системы у человека остаются огромные возможности для совершенствования, перестройки и нового образования функциональных систем на основе этой первичной структуры мозга как совокупности морфологически относительно неизменных нервных элементов.

Изучение развивающегося мозга позволяет условно говорить о “биологическом каркасе личности”, который влияет на темп и последовательность становления отдельных личностных качеств. “Биологический каркас личности” - понятие динамическое. Это, с одной стороны, генетическая программа, постепенно реализующаяся в процессе взаимодействия со средой, а с другой стороны, промежуточный результат такого взаимодействия. Динамичность “биологического каркаса” особенно наглядна в детстве. По мере взросления биологические параметры все более стабилизируются, что дает возможность разрабатывать типологию темпераментов и других личностных характеристик.

Различные особенности мозговой деятельности генетически детерминированы, однако эта генетическая программа всего лишь тенденция, возможность, которая реализуется всегда с какими-то модификациями, зависимыми от условий внутриутробного развития и факторов внешней среды после рождения.

И все же влияния этих факторов не беспредельны. Генетическая программа определяет этот предел, который принято называть. нормой реакции. Например, такие функциональные системы, как зрительная, слуховая, двигательная, могут существенно различаться в нормах реакции. У одного человека от рождения присутствуют задатки абсолютного музыкального слуха; другого нужно обучать звукоразличению, но выработать абсолютный слух так и не удается. Говоря о вариантах нормы реакции отдельных функциональных систем, следует указать на их относительную независимость друг от друга. Можно прекрасно понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях. “Биологический каркас”, таким образом, в известной степени предопределяет контуры того будущего ансамбля, который и зовется личностью.

На каждом возрастном этапе какие-то функциональные системы развиваются быстрее, другие медленнее. Если какой-то возрастной этап представить как финишную черту, то можно видеть, что к данному финишу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства.

Одни уже почти оформились, а другие только начинают формироваться. В этом заключается принцип гетерохронности, не одновременности созревания отдельных функциональных систем мозга и психики. Зрительное восприятие, например, совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает раньше, чем умение говорить.

Несмотря на то, что каждая функциональная система и даже ее отдельные звенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды работает как единое целое. Эта интегративность предполагает тесное взаимодействие разных систем и их взаимную обусловленность. Мозг, оставаясь единым в своей деятельности, на каждом этапе возрастного развития работает иначе, устанавливается иной уровень межсистемных взаимодействий. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием, редукцией старых. Причем оба процесса - обновление и редукция - должны быть тонко сбалансированы.

Важная роль сбалансированности процессов редукции и обновления особенно наглядно выступает в двигательном развитии детей первого года жизни. У новорожденного имеются врожденные позотонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К третьему месяцу жизни они угасают, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса.

Если они не исчезают в нужное время, то их следует рассматривать как аномальные, так как они препятствуют удерживанию головы и далее формируется целая цепочка патологических явлений: нарушается развитие зрительного и вестибулярного аппаратов; затрудняется выработка умения сидеть. В результате искажается вся схема двигательного развития и в итоге может пострадать и умственное развитие.

Редукция часто не означает полного исчезновения врожденных автоматизмов или приобретенных функций, а подразумевает их включение в более сложные функциональные ансамбли. Иногда могут возникать ситуации, когда первичный автоматизм еще сохраняется, но не нарушает общей схемы развития. Иная картина бывает в случаях, когда запаздывание редукции сочетается с замедлением формирования новых реакций. Тогда возникают реальные возможности для ненормальной гипертрофии каких-то отживших способов реагирования, регулирования функций. Таким образом, наряду с гетерохронностью развития отдельных функциональных систем необходима и определенная синхронность в их взаимодействиях: на каждом этапе возрастного развития отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости. Пусть эти степени различны, но различия должны быть согласованы, иначе не произойдет полноценного слияния систем в единый ансамбль.

Моменты, во время которых происходит оформление ансамблей, нередко называют критическими периодами развития, так как на данных отрезках времени еще не сформированная функция наиболее ранима. Например, способность к усвоению речи ограничена во времени. Если своевременно не распознана врожденная тугоухость, то интенсивность предречевых действий (гуление, лепет) снижается уже к концу первого года жизни, т.к. нет адекватного подкрепления их со стороны взрослых. Такой ребенок переходит на язык жестов и трудно усваивает разговорные навыки. Если речевая функция не оформилась к 4-5 годам, дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу. В развитии и других функциональных ансамблей существуют аналогичные критические периоды.

Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Развитие является результатом параллельных процессов - внутреннего созревания (ЦНС, эндокринной системы, нервно–мышечного аппарата) и внешнего воздействия окружающей среды (например, родителей и учителей), которые могут либо способствовать, либо препятствовать нормальному развитию ребенка. Отсюда ядром большинства теорий психического развития является выявление его движущих сил, т.е. роли соотношения внутренних (наследственных) и внешних (среды, научения) факторов в становлении человека.

В многолетней дискуссии по этим вопросам определилось несколько крайних точек зрения:

1) биологизаторское направление - главное значение в становлении психики и поведения приписывается эволюционным преобразованиям генетически заложенных в организме задатков;

2) социологизаторское направление - полностью отрицает значение генетических факторов в развитии и утверждает, что любые психологические и поведенческие свойства развиваются только под влиянием обучения и воспитания;

3) интеракционисткое направление - промежуточная точка зрения на процессы взросления с попытками объединить предыдущие теории, объясняя развитие взаимодействием биологических и социальных факторов. Однако и здесь считается важным ответить на вопрос о их соотношении в индивидуальном развитии ребенка. На этот вопрос отвечают по-разному как представители теорий конвергенции, стохастических или функциональных теорий взросления.

Теории конвергенции - постулируют принцип конвергенции (сближения) генетических и средовых факторов при индивидуальном развитии. По мнению Вильяма Штерна оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка, они определяют две его линии. Эти линии развития, т.е. созревание наследственных данных и развитие под влиянием воспитания, пересекаются.

Главная роль в теориях конвергенции обычно оставляется за наследственностью, а среда (воспитание) является только регулятором условий, в которых эта наследственность реализуется.

Стохастические (вероятностные) теории - утверждают, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны как с генотипом, так и со средой. Однако сами по себе эти изменения определяются случайным стечением обстоятельств в жизни индивида. То, что он приобретает на каждой ступени развития, зависит в основном лишь от уровня, которого его организм достиг на предыдущей стадии развития.

Функциональные теории - выдвигают положение, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В них в качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики.

Созданная Ж. Пиаже теория когнитивного развития, которая подробнее описана в разделе “Мышление”, является, по существу, такой интеракционистской моделью, рассматривающей интеллект как образец адаптации к требованиям внешней среды. С точки зрения когнитивных теорий, психика человека активна, динамична и обладает врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию. Адаптация осуществляется за счет взаимного процесса включения новой информации в существующие структуры (ассимиляция) и соответствующего изменения этих структур в соответствии с требованиями среды (аккомодация).

Известным примером теории этого типа является и культурно-историческая теория развития высших психических функций отечественного психолога Л.С Выготского. В отличие от теории Ж. Пиаже, когнитивное и личностное развитие здесь вписывается в более широкий круг социального и культурального контекста. Л.С. Выготский подчеркивает единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес в них.

Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Высшие функции формируются в межличностном общении и практически полностью являются продуктом культурно–исторического развития человека. Чем сложнее психическая функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается в ней влияние наследственности. Таким образом психическое развитие здесь не определяется простым механическим сложением биологических и социальных факторов - их единство динамично, функционально и оно изменяется в процессе самого развития.

Биологизаторские теории. Биогенетические теории исходят из представления, что все психические особенности являются врожденными и все этапы развития наследственно предопределены. Они рассматривают развитие как поэтапное и последовательное раскрытие задатков. В их основе лежат эволюционные идеи Ч. Дарвина (1809-1882) и биогенетический закон Эрнеста Геккеля (1834-1919), согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) повторяет филогенез (историческое развитие). Эти представления были заимствованы психологией развития и педагогикой. Так, термин “детский сад”, введенный педагогом Фридрихом Фребелем (1782-1852), отражает следующий ход мыслей: дети, подобно растениям в саду, растут и созревают в соответствии с врожденным планом при наличии подходящих условий (хорошая почва, солнце и дождь). Обучение детей в детских садах построено им на системе игр с конкретным дидактическим материалом (“дары Фребеля” - кубики, палочки, материал для рисования, лепки и т.п.). При этом предполагалось активное участие взрослого в деятельности ребенка: “передача даров”, демонстрация способов действия с ними.

Биогенетические теории опираются исключительно на соматические данные, которые неоправданно обобщаются. Применимость моделей роста и созревания для характеристики развития мозга и двигательных функций сомнения не вызывает, однако уже в эмоциональной и когнитивной сферах они представляются слишком ограниченными. Ряд теорий даже утверждают, что социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции.

Биологизаторские теории все недостатки воспитания списывают на “плохую наследственность”, против которой человек бессилен.

Психоаналитические теории. Классический психоанализ рассматривает психическое развитие в связи с биологическими изменениями и созреванием мощной

либидиозной энергии, под влияние которой попадает ребенок, обучающийся направлять эти силы по определенным каналам, причем при этом задействованы бессознательные защитные механизмы. С помощью последних “Я” защищает себя от подчинения силам “Оно”, осуществляя процесс приспособления через идентификацию первоначально с родителями, а затем другими взрослыми и ровесниками, которые кажутся подходящими на роль образца. Если этот процесс протекает успешно, то взросление протекает без особых проблем. В противном случае энергия либидо может быть направлена против самого себя, что приводит к регрессии или неврозу.

Согласно классическим психоаналитическим теориям основное содержание процесса развития состоит в адаптации Я–функций (т.е. личности) к инстинктам, в достижении между ними равновесия. В конечном счете у этих теорий сугубо биологические корни. Социальные моменты учитываются лишь постольку, поскольку другие (взрослые или ровесники) становятся объектами перенесения на них либидиозной энергии.

Неофрейдисткие концепции. В отличие от классического психоанализа в неофрейдизме большое значение придается Я–функциям, причем последние связываются с влиянием социальных факторов. Большое внимание к процессам личностного развития уделяется в теориях индивидуализации. П. Блоса (1967) и эго–идентичности Е. Эриксона (1959). В теории Блоса индивидуализация бывает успешна лишь в том случае, когда индивиду удается освободится от привязанностей раннего детства, а взросление - как бы повторное переживание конфликтов, свойственных предыдущему переходному периоду.

По мнению Эриксона детское и юношеское развитие очень сильно зависит от социального окружения. В период взросления перед человеком закономерно наступают кризисы идентичности, т.к. перед ним встает множество задач (физическое созревание, усвоение роли взрослого, выбор профессии и т.п.), крайне затрудняющих поиск своего собственного “Я”, собственную идентификацию. Центральной темой индивидуального развития и существования является постоянное стремление к собственной идентичности и ее сохранение. Большое значение Эриксон придавал ролям и ролевому поведению, что связывает его подход с социологическими теориями взросления.

Гуманистические теории. С точки зрения гуманистических теорий в центре внимания развития личности также находится осознание индивидуумом собственного “Я” и смысла своего существования. По мнению К. Роджерса организм человека располагает позитивными силами, направляющими его к здоровью и росту. Главной из них, по его мнению, является потребность человека в любви и позитивном внимании к нему. Другой гуманистический психолог А. Маслоу также считает, что развитие осуществляется посредством работы самоактуализации, которая являе