Классный час в форме беседы. Классный час. В помощь преподавателю

Классный час. Типы, формы, тематика. Организация классного часа.

Понятие классного часа. Обобщенное понятие классного часа:  Классный час (Час классного руководителя) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.  «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».  Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)  Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)  Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова) Функции классного часа  Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие  Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.  Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить, обучающихся на реальные практические дела.  Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа: Информационный классный час Цели:  Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;  Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;  Формирование своего отношения к происходящему;  Развитие исследовательских умений. Тематический классный час Цели:  Развивать кругозор обучающихся;  Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей. Интеллектуально-познавательный классный час Цели:  Развивать познавательный интерес обучающихся;  Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. Нравственный классный час Цели:  Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;  Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;  Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;  Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.) Формы классного часа Форма - это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д. В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов. 1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

2. Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д. 3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся. 4. Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта. В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности. 5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов). Основные формы работы во время информационного часа: - газетные сообщения; - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; - работа со словарем и справочной литературой; - работа с политической картой; - комментированное чтение газетных и журнальных материалов; - просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов. 6. Классное собрание - проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. 7. Беседа 8. Лекция 9. Игра 10. Конкурс 11. Читательские конференции 12. Заочное путешествие 13. Праздник 14. Акция 15. Экскурсия 16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: . «Звездный час»; . «Что? Где? Когда?»; . «Аншлаг»; . «Слабое звено»; . «Счастливый случай» и т.д. Традиционный классный час Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Однако традиционная структура классного часа включает:  вступительную часть  основную часть  заключение Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении. Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:  1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,  5-8 класс 20 - 30 минут,  9 - 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).  Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.  Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.  Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации Основные компоненты классного часа  Целевой - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.  Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.  Организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.  Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся. Подготовка классного часа. У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:  определение темы разговора с обучающимися; Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.  формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий),  совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;  дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);  определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.  проведение классного часа;  анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

 Определение темы разговора с обучающимися;  Формулировка целей и задач классного часа;  Подбор необходимого материала и оборудования;  Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;  Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме. Технология проведения классного часа Вступительная часть (5 минут) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции. Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени. Рекомендации: эффективному переключению детей на вне учебную деятельность способствует: 1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п. 2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.) Основная (содержательная) часть (30 минут) Цель: реализация основной идеи занятия. Типичные ошибки: 1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей. 2. Однообразие методов - только беседа или рассказ. 3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. 4. Создание учебной атмосферы урока. 5. Назидательность. Рекомендации: 1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. 2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!» Заключительная часть (10 минут) Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?». Рекомендации: 1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. 2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы - что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно). Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона - это педагогический анализ:  Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.  Что? - цель  Как? - методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.  И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы Советы по проведению классного часа  От предметной информации к оценке информации;  От общих оценок к развернутым суждениям;  Внимание к выступлениям обучающихся;  Акцент на важных моментах;  Размышления вместе с детьми;  Совместный поиск решений проблемы;  Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос). Притча «Лавка возможностей» «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и само актуализации участников образовательного взаимодействия.

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс-лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо-тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ-ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз-личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллек­тивно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направ­лениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственно­му и т. д. Как правило, они проводились «фронтально», были адре­сованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможно­стей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой выплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими «мероприятиями». Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родитель­ских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, по­могающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению вос­питательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне.

Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения - неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в буду­щем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для инди­видуализации образования, а потому, что объединение - в различ­ных формах - всегда выигрышнее самой безупречной индивиду­альной работы с учеником.

Преимущества объединений уже рассматривались нами. В ос­нове отличия - гуманистический подход к объединению, где главная ценность - интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксаль­но, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объеди­нения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность - в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференци­ации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это оз-

качает различные пути решения общей задачи для отдельных чле­нов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность - необходимость учета стремления опре­деленного количества участников объединения к общей цели, обус­ловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность - задача воспитателя (учителя, руко­водителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная орга­низация условий для становления таких межличностных отноше­ний, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму назы­вают час воспитания, воспитательный час, час классного руководи­теля. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение класс­ного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную ат­мосферу.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не являет­ся дополнительным уроком. Время его проведения строго не регла­ментировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и бо­лее часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста уча­щихся, от формы проведения. На классном часе преобладает сво­бодная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее на­мечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены теку­щим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стра­не.

Классные часы не следует использовать для поучений и настав­лений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитыва­ют, классный час - час общения.

Классный час - это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организованы жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно.

Классный руководитель перед проведением классного часа ре­шает ряд задач:

Определить тему и форму;

Выбрать место и время проведения;

Составить план подготовки и проведения классного часа,

Вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно боль­ше участников;

Распределить задания между творческими группами и от­дельными участниками.

Как и в любом воспитательном мероприятии учитывать воз­растные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Формы проведения классного часа могут быть различными:

этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным челове­ком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер раз­гаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музы­кальная викторина и т. д.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися, зна­комит их с литературным материалом, выявляет и анализирует об­щественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения те­кущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по опреде­ленной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой.

Основное требование - активное участие всех учащихся. Про­ведению классного часа предшествует большая практическая дея­тельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные уча­щиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с те­мой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, аль­бомы и т. д.). Такое проведение классного часа сочетается с други­ми формами воспитательной работы.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа - этические беседы.

В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступ­ков сверстников и для выработки нравственных взглядов, сужде­ний, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принци­пов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного вос­питания.

Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед мо­гут служить факты из жизни школы, класса, произведений художе­ственной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбо­ру материала для бесед.

Этаческа» беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нрав­ственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой лич­ный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе

полученных знаний.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкрет­ных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т. д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и

дедуктивным.

Основные этапы проведения этических бесед:

Сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

Объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

Обсуждение конфликтных ситуаций;

Обобщение фактов;

Мотивация и формирование нравственного правила;

Применение усвоенных понятий при оценке своего поведе­ния и поведения других людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во мно­гом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных клас­сах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащих­ся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литера­туры, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этичес­кие беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - 4 классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ

«Твой выбор: Жизнь виртуальная или реальная» (сценарий разработан студенткой МФиМК САФУ Лихачевой Л.)

Задачи беседы:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и существования Интернета, с его создателями.

2. Сформировать представление о позитивных и негативных сторонах виртуальной жизни.

3. Сформировать избирательное и внимательное отношение к информации, предоставляемой Интернетом.

4. Содействовать воспитанию ответственности у учащихся в выборе жизненных приоритетов.

5. Сформировать уважение к ценностям реальной жизни: общение, дружба, взаимопонимание, семейные отношения.

Вводное слово ведущего: современный человек так много времени проводит за компьютером, что нередко забывает о реальной жизни, виртуальная жизнь заменяет ему реальную. На классном часе нам нужно ответить на вопрос: что важнее – жизнь настоящая или виртуальная, вымышленная? Так ли безопасно виртуальное существование? И насколько важно соблюдать меру в присутствии виртуального мира в нашей жизни?

Вопрос к учащимся: что такое настоящая, реальная жизнь? Из каких важных явлений она состоит?

Слово ведущего: прежде чем переходить к определению виртуальной жизни, нужно объяснить, что такое виртуальность. Виртуальность – вымышленное, воображаемое явление, отношение или действие, которое не присутствует в данный момент в реальной жизни, а создано человеческим воображением (то есть это фантазия и вымысел). Делаем вывод: жизнь виртуальная – не настоящая жизнь, а её копия, жизнь, созданная искусственно. А какие технические средства создают такую искусственную реальность?А знаете ли вы, как давно появился Интернет?

Просмотр видеоролика. Учащиеся просматривают 6-минутный видеоролик о возникновении Интернета.

Слово ведущего: как вы думаете, почему Интернет стал так популярен? Что он даёт человеку?Да, действительно, Интернет предоставляет такие возможности, о которых раньше люди только мечтали. Это очень удобно, и хорошо тем, кто правильно и в меру пользуется этим возможностями. Вместе с тем у Интернета, как и у всякого явления, есть свои отрицательные стороны. Подумайте, какие «минусы» могут быть у виртуального мира.Самый серьёзным из недостатков, наверное, следует назвать подмену жизни реальной жизнью виртуальной, вымышленной. Нередко человек начинает буквально жить в такой несуществующей реальности – она ему нравится больше настоящей. Пользователь начинает относиться к компьютеру как к живому существу, уже не может без него жить. Компьютер и виртуальный мир становятся необходимыми человеку, виртуальные отношения постепенно вытесняют истинные. Вся основная жизненная активность постепенно перемещается в виртуальную среду, в которой человек проводит всё больше времени. Здесь можно говорить об Интернет-зависимости. Любая зависимость – это та или иная форма рабства, ограничивающая способности человека и умаляющая его способности к саморазвитию. Человек становится виртуальным наркоманом. В вымышленном мире он ищет то интересное, невероятное, чего, как он считает, в его жизни нет. Ведь виртуальный мир создаёт иллюзию такой насыщенной жизни. Человек раздражается и сердится, когда его «отвлекают» от компьютера родные и друзья. Времени и внимания для них остаётся всё меньше. Такой наркоман уже не может понять обычных, простых радостей, доступных другим: солнечный день, прогулка в лесу, удовольствие от чтения книги… Всё это кажется ему серым и обыденным. Да и зачем, если всё это можно проделывать в виртуальном мире? Общаться можно в компьютере. Читать, рисовать и играть – тоже в нём. Как вы думаете, какие люди чаще всего становятся виртуальными наркоманами? Как правило, те, у которых что-то не получается в жизни. Это малообщительные или легко конфликтующие люди, которым трудно общаться с глазу на глаз, а также те, у кого нет увлечений, интересов, успеха в труде или учёбе. Успешный человек постоянно что-то ищёт в этой жизни, стремится к чему-то. А такой человек обычно решает: жизнь скучна, безынтересна, поживу-ка я в по-другому, хотя бы в виртуальном мире. И постепенно эта виртуальная жизнь его захватывает, не отпускает обратно. Истинной реальности уже нет места в сознании виртуального наркомана. Встречались ли вы когда-либо с интернет-зависимыми людьми? Как можно узнать такого человека? Он обычно раздражителен, агрессивен, не может скрыть своего плохого настроения, теряет интерес к окружающим его людям. Он много времени проводит в виртуальном мире, потому в настоящей жизни снижается его успеваемость (на работе и учёбе), нарушается режим дня. Семья и друзья, настоящее общение, реальные проблемы и радости забываются (ведь их заменяет виртуальная жизнь), поэтому у зависимого человека начинаются конфликты с окружающими. Человек, часами просиживающий за компьютером, перестаёт следить за собой, становится неопрятным. Интернет-зависимые люди могут кричать и устраивать своим близким истерики потому, что те «мешают» им, «отвлекают» от компьютера. Виртуальному наркоману требуется серьёзная и правильная психологическая помощь. Ведь зависимость от какой-то вещи или явления – это тоже болезнь. И желательно как можно раньше выявить эту зависимость, так как она может привести к серьёзным сбоям в психике. А сколько времени мы теряем в Интернете!.. Проживая необыкновенные моменты в жизни виртуальной, мы забываем о том, что отпущенное нам реальное время незаметно, но неумолимо проходит мимо нас. И потом человек начинает жалеть, что драгоценные часы своей жизни потратил ни на что. Поэтому важно разумно относиться к провождению своего времени, использовать Интернет действительно для чего-то стоящего и нужного. Недаром академик Д.С. Лихачёв говорил: «… время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – своё время».

Просмотр видеоролика. Просмотр 5-минутного видеоролика: 30-летний американец рассказывает о зависимости, которая началась у него с подросткового возраста, о том, как он проводил свою жизнь, о том, как он сожалеет, что лучшие годы жизни ушли ни на что – на виртуальную, искусственную жизнь, в то время как жизнь реальная прошла мимо него.

Слово ведущего: А сколько часов в виртуальном мире проводите вы? Сейчас мы подведём итоги нашего опроса. (Опрос состоит из четырёх вопросов: Кто из вас пользуется Интернетом? Как часто? Много ли времени вы проводите за компьютером? Чем вам больше всего нравится в Интернете»? ).Какой вывод вы можете сделать для себя? Велика ли роль виртуальной реальности в вашей жизни? Как вы думаете, ребята, в какой жизни всё же лучше жить: в виртуальной или реальной? И для чего мы живём в реальной жизни?

Заключительное слово ведущего: Безусловно,интернет в наше время очень нам помогает. В сети можно найти нужную и редкую информацию для учёбы, работы или увлечений, поддерживать связь с друзьями. Но благоразумность и правильность нашего использования Интернета зависит исключительно от нас самих. Не стоит забывать нашу настоящую жизнь ради жизни вымышленной, иначе она пройдёт мимо нас. Ведь виртуальная реальность – не жизнь, а лишь её жалкое отражение. И не нужно забывать, что в наш век технологий ничто не ценится так дорого, как живое, реальное общение. Мы не должны забывать о тех, кто рядом с нами. Ведь ни одно сообщение и ни один смайлик в сети не заменят нам доброе слово и улыбку родного человека. Наша задача – извлекать из Интернета максимум пользы, но никогда не допускать, чтобы виртуальная жизнь заменила жизнь реальную. И вот несколько советов:

Общайтесь и дружите в реальном мире;

Реализуйте себя и будьте успешными в реальной жизни;

Учитесь контролировать своё время и с пользой его проводить;

Наполняйте жизнь реальными поступками и словами, чтобы их недостаток не пришлось восполнять в виртуальном мире.

Рефлексия : А теперь попробуйте выразить свои мысли и чувства по поводу классного часа, дополнив одно из предложений:

Я выбираю…

Я постараюсь…

Мне близка…

Спасибо за работу, ребята!

Документ 3.

«Достоинства и недостатки беседы

«Твой выбор: Жизнь виртуальная или реальная»

Выводы:

1. Беседа соответствует (не соответствует) необходимым требованиям.

2. К достоинствам беседы следует отнести ….

3. К недостаткам беседы следует отнести …