Легенда о шапке мономаха кратко. Происхождение шапки мономаха. Шапка Мономаха История

Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Московского Кремля. Начиная с , во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет:

«Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха - это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Stan Shebs , CC BY-SA 3.0

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором - «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Описание

Вес шапки Мономаха - 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

«Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны».

Инвентарь использованных драгоценностей

Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра. Драгоценные камни:

  • Сапфир синий («яхонт лазоревый») - один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый («яхонт жёлтый») - один камень на яблоке.
  • Шпинель красная («лал») - один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего - 3 камня.
  • Рубин («яхонт червчатый») - два камня на дощечках.
  • Изумруд - четыре камня на дощечках.
  • Жемчуг («бурмитское зерно», «гурмицкое зерно»). На золотом кресте и в его основании - четыре жемчужины; на яблоке - три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней - четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего - 32 жемчужины.

Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.

План
Введение
1 Легенда и история
2 Дополнительные факты

Список литературы

Введение

Шапка Мономаха - золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. «Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха ».

1. Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей - дар хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.

В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим». Около 1518 года («Сказание о князьях Владимирских») формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров.

В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором - «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

2. Дополнительные факты

· Шапка Мономаха входила в состав Большого наряда.

· Вес шапки Мономаха - 698 граммов.

· В пещере Эмине-Баир-Хосар (нижнее плато Чатыр-Дага, Крым) находится сталагмит, названный «Шапка Мономаха».

· В Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, построенном в честь 300-летия царствования Романовых было паникадило в виде шапки Мономаха.

· В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США

Список литературы:

1. Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 77.

Опушкой, украшенный драгоценными камнями : жемчугом , рубинами , изумрудами и крестом .

В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим » . В «Сказании о князьях Владимирских » (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху , должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в , когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев , была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия , внука Ивана III , на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Описание

Вес шапки Мономаха - 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ ЦАРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ, НАЗЫВАЕМЫЙ ШАПКОЙ МОНОМАХА. Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля.

В переводе на современный язык Золотой и украшенный драгоценными камнями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на передней дощечке, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре жемчужины , верхняя продолговата, боковые круглы, а нижняя как бы несколько сдавлена и крупнее прочих. На яблоке в гнёздах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых застёжках три крупных камня: синий сапфир , жёлтый сапфир и просверленная красная шпинель ; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых застёжках три жемчужины , величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два рубина , две красной шпинели – один гранённый россыпью, один испорчен – и четыре изумруда . Камни обставлены жемчужинами , в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья . Вес с опушкой и подкладкой 993,66 грамма (1 фунт = 409,5 граммов, 1 золотник = 4,26 грамма; в пересчёте «два фунта сорок один золотник»).

Инвентарь использованных драгоценностей


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Duke Nukem II
  • Стефан (Бех)

Смотреть что такое "Шапка Мономаха" в других словарях:

    Шапка - получить на Академике активный купон HolySkin или выгодно шапка купить по низкой цене на распродаже в HolySkin

    шапка мономаха - корона, власть, венец Словарь русских синонимов. шапка мономаха сущ., кол во синонимов: 5 венец (19) вершина … Словарь синонимов

    ШАПКА МОНОМАХА - ШАПКА МОНОМАХА, золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале… … Русская история

    ШАПКА МОНОМАХА - золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом; регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале 16 вв. получила и … Современная энциклопедия

Ну не могут русофобы не попытаться изгадить историю России. На то они и русофобы. Само собой, такой символ, как Шапка Мономаха не мог пройти мимо их липкого взгляда.

Шапка Мономаха. Одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 году, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей. Ею, кстати, венчали на царство и Ивана IV Грозного в 1546 году. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682-м году во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. Ныне Шапка Мономаха хранится в архиве Оружейной Палаты в Москве. Это все известные факты.

А вот происхождение этой реликвии вызывает множество вопросов. И всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха, каждая из которых имеет свои более детализированные подверсии. Первая версия - легендарная, византийская, согласно которой Шапка, это дар византийского императора Константин а IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Эта легенда символизирует преемственность власти русских православных государей от византийских императоров. И хотя сам факт подарка вызывает законные сомнения, это, все же, не дает повод автоматически отмести возможность византийского происхождения самого головного убора.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами. Подверсии - дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу и… женская ордынская тюбетейка. Надо ли сомневаться, какая версия выбрана в качестве основной у свидомых историков? Хотя, причем тут версия? Украинские свидомые «історики» не утруждают себя такими понятиями, как версия, гипотеза или предположение. Зачем? В черно-белом свидомом мозгу «ордынская тюбетейка», это догма. А ее наличие в русской истории - яркое свидетельство ордынского происхождения загадочной страны «Московии».

Шапка Монома́ха (корона московських Великих князів ) — головний убір (тюбетейка) з соболиним обрамленням, прикрашений коштовним камінням і хрестом (XIV ст.).

Саму корону було зроблено для татарського хана (мабуть, для Узбека) у 1330-х . Найвірогіднішою видається версія, що хан Узбек подарував головний убір московському князю Юрію Даниловичу в 1317 при його одруженні з донькою хана Кончакою.

УкроВики


В очередной раз убеждаюсь, что УкроВики, это, мягко говоря, сборище предвзятых и малограмотных русофобов. Кто ее пишет? Похоже, что те, кому русофобия заменила профессионализм и знания. Корона московских Великих князей? Про русских царей, которых на «Всея Руси» венчали, само собой свидомые позабыли. Да и уверенная последовательность дат впечатляет. «Зроблено для татарского хана в 1330-х» (тут только одно сомнение - "может для Узбека?"), но «вероятно подарено Юрию Даниловичу в 1317-м». Гм...

Уж не знаю, как вам, но лично мне свидомые неоднократно торжествующе предъявляли «научно доказанную» «всеми учеными» версию, что Шапка Мономаха - это, не что иное, как ордынская женская тюбетейка. Хотя какая же это версия? Мне это преподносили именно, как доказанный факт. С доказательствами, правда, у них не очень.

К слову, азиатская, как и византийская теория происхождения Шапки Мономаха имеет своих горячих сторонников и противников и, пока что, речь все же идет о версиях и мнениях. Но вот версия о Шапке Мономаха, как о женской тюбетейке, достаточно нова и исходит от доктора искусствоведения Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой. По крайней мере, я не нашел никого, кто бы говорил об этом до нее.

Нисколько не пытаюсь оспорить профессионализм госпожи Валеевой-Сулеймановой, но все же она пока единственная, кто так считает, хотя, оставаясь профессионалом, и говорит все же о версии и своем мнении.
Желающие могут прочитать ее статью «Татарские шапки - короны русских царей » полностью, я же выделю лишь пару абзацев, в которых госпожа Валеева-Сулейманова приводит то, что, по ее мнению, доказывает, что Шапка Мономаха - ордынская женская тюбетейка.

По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов . Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве. В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями. Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха.


Т.е. доказательств всего два. Первое, это подвески, характерные для «золотордынских женских головных уборов», а второе, это завитки в форме кругов в гнездах шатонов.

Ну что ж, понятно. Если головной убор с подвесками, то он, несомненно, женский. Мне лично непонятно только одно. А почему русский князь Владимир, тот самый, крестивший Русь и живший задолго до золотоордынского периода, изображался в шапке с подвесками? Интересно, он знал, что это тюркская традиция женских головных уборов?

А византийские императоры были в курсе, что они носят тюркские женские тюбетейки?

В общем, мне это доказательство не кажется убедительным. Мне кажется, что госпожа Валеева-Сулейманова все же должна была доказать не то, что подвески носили тюркские женщины, а то, что кроме них никто их не носил. Очевидно, что это не так.

Теперь давайте посмотрим на детали золотоордынского женского головного украшения, на который ссылается Валеева-Сулейманова, из знаменитого Симферопольского клада. Вот они.

А вот «поражающее сходство» орнаментации шатонов «скаными завитками в виде кругов» на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха. Специально располагаю рядом, чтобы была возможность сравнить.

Мне одному кажется, что завитки Шапки Мономаха (справа) действительно являются завитками, образующими непрерывный узор вокруг всего шатона, а завитки женского украшения (слева) всего лишь ряд кружков? А зубья держащие камень женского украшения? На Шапке Мономаха их нет. Соглашусь, что похоже, но все же не то. Да и не кажется мне, что орнамент из кружков на украшении из Симферопольского клада является доказательством, что все остальные орнаменты из кружков (или похожие на них) во всем мире являются работой исключительно золотоордынских мастеров. Что-то мне подсказывает, что кружки, завитки и спиральки встречаются на многих древних артефактах. Например, на известной Антиохийской чаше, изготовленной в Византии в 6-м веке.

Да и, вообще, как могут завитки или кружки в оранменте на одном женском головном уборе доказывать, что все остальные с таким оранментом тоже женские? Реально существуют чисто женские орнаменты? А были хоть где-то найдены тюркские женские (и не женские) головные уборы состоящие из восьми пластин, подобных тем, что являются основными элементами Шапки Мономаха? Женский головной убор из Симферопольского клада явно их не имел? А кто, вообще, изготовил эти элементы для головного убора золотоордынской женщины? Точно ордынский ювелир? Пока, увы, я не вижу ответов на эти вопросы.

Что же касается центральноазиатских и булгарских узоров в виде «арабских цветов», лотосов и звезд Давида, на которые ссылается госпожа госпожа Валеева-Сулейманова, то лучше всего об этом сказала доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина - автор двух серьезных исследований - "Зернь и скань Древней Руси XI-XIII вв." и "Древнерусский сканозерновой убор XI- XIII вв." в своей труде «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование » (издательство «Наука», 2001 год).

При обосновании восточного характера орнаментации «Шапки Мономаха» обычно указывается на широкую распространенность мотива лотоса в восточном искусстве. Эта распространенность неоспорима, но не доказывает принадлежности Шапки восточному искусству, а тем более ее изготовления среднеазиатскими или золотоордынскими ювелирами. Ранняя распространенность мотива лотоса в Византии (с VI-VII вв. н.э.) позволяет утверждать, что этот мотив органичен и византийскому искусству.



О популярности мотива широкого цветка, который получил широкое распространение в XIII-XIV вв., свидетельствует обширный ряд памятников, происходящих из Поволжья, Причерноморья, Крыма и Египта… Одна из находок обнаружена и в Подмосковье, но все они стилистически позже цветка Шапки



Сравните, ради интереса, лотос под номер 1 (византийская эмаль 12-го века) и под номером 10 (Шапка Мономаха). Они почти идентичны. Другие лотосы, чисто азиатского изготовления, тоже очень похожи, но все же они более позднего изготовления, чем византийская эмаль. Другими словами, наличие «арабских цветков» в узоре не доказывает ордынское происхождение Шапки Мономаха. А что касается техники изготовления? Жилина считает, что и она вполне византийская.

Г.Ф. Валеева-Сулейманова, уверенно ссылаясь на технологические данные, которые, по ее мнению, доказывают золотоордынское изготовление «Шапки Мономаха», имеет в виду лишь общее наличие техники накладной и ажурной скани с X-XII вв. на территории Поволжья и Булгара. За общими постулатами о «ремесленной традиции» не стоит конкретного анализа этой традиции, а именно - изучения технологии изготовления скани, которая может быть различной


Напомню, Наталья Викторовна - специалист именно по зерни и скани, т.е. в технике, которую и использовали при изготовлении Шапки Мономаха. Думаю, ее мнение достаточно весомо.

Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII-XIII вв. Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.
Исходя из реконструкции первоначального вида Шапки, согласно которой она имела форму митры, возможно отдать предпочтение поствизантийской и Палеологовской части этого периода, поскольку такие головные уборы императоров были распространены именно с 20-30-х годов XIII в. Сохранение старых византийских традиций после захвата Константинополя крестоносцами, может быть, даже несколько усиленное и архаизирующее, отвечало бы тогдашней ситуации.
Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань - к византийскому стандарту XIII-XV вв. (эти технологические параллели также подчеркивают порубежное время создания Шапки, каковым является XIII в.). Ни восточная зернь и скань XIII-XIV вв., ни русская скань XIV-XV вв. не обнаруживают технологических аналогий со сканью Шапки Мономаха, так как относятся к иным технологическим стандартам


Думаю, достаточно исчерпывающе. И, кстати, по мнению Жилиной существовало три стадии существования Шапки Владимира Мономаха, причем навершие Шапки более позднее добавление.

Золотая шапка завершает ряд княжеских головных уборов-регалий, подражавших византийским императорским венцам. Она характеризуется пластинчатой (дробничной, или диадемной) конструкцией и, возможно, сохраняет реликт венца-стеммы в виде воздушного перекрестья под золотым крестом-навершием. Нижняя часть Шапки, вероятно, состояла также из восьми более коротких золотых пластин, которые своей изогнутостью создавали форму, удобную для охвата головы. Пластины были закреплены по их контуру, следы первоначальных отверстий, фиксирующихся на боковых бордюрах, оказались искажены более поздними отверстиями. Навершием шапки I конструктивной стадии был золотой крест с жемчужинами. Группа кастов имеет трехчленное деление, относится к XV в. и добавлена на Шапку позже.
На II стадии существования, согласно предлагаемой реконструкции, Шапка утратила исконную нижнюю золотую деталь и была дополнена меховой нижней частью, воплощая традиции русского колпака. Нижняя граница пластин стала основной опорной линией, о чем свидетельствуют множественные отверстия по нижнему краю и центральной части пластин. Эту стадию можно относить к XV в., поскольку отверстия пробиты до украшения Шапки вторичным жемчугом и кастами. В таком виде Венец Мономаха открыл ряд русских Царских Венцов и навсегда осталась единственной подлинной Шапкой Мономаха, которой должен был венчаться Царь, чтобы стать законным


Желающие могут поискать книгу Жилиной и самостоятельно убедиться, что ее, действительно серьезное, исследование убедительно доказывает, что ни «арабские» узоры, ни стилистика, ни техника исполнения не позволяют отнести Шапку Мономаха ни к работе золотоордынских мастеров, ни, тем более, к женским тюбетейкам. Византийская версия наиболее вероятна.

А уж то, что свидомые видят какое-то сходство Шапки с тюркской тюбетейкой, то это их личная проблема с ограничением по зрению, жестко накладываемое русофобией. Что ж поделать, что форма человеческой головы накладывает ограничения на многообразие форм и размеров головных уборов. Хотя, если говорить, конкретно, про тюбетейки… Кто-нибудь видел тюбетейку, сделанную из 8 клиньев, подобных 8 пластинам Шапки Мономаха? Так-то тюбетейки делают из 4-х клиньев, а не из восьми. И на мой выпуклый взгляд шапка на картинке ниже гораздо более похожа на тюбетейку, чем Шапка Мономаха.

А что, чем не тюбетейка, богато инкрустированная драгоценностями? Узоры и мотивы сходятся, четыре клина… Среднеазиатским заводчикам тюбетеек просто не хватает бриллиантов и рубинов для изготовления полноценной короны. Слався, Британия!

Кстати, желающие могут проследить за ходом

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I , который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.