Как переводятся времена в английском. Времена в английском языке: как их понять и выучить. Настоящее время в английском языке

Как образуются времена в английском языке, рассмотрим с помощью таблиц и формул. Как и в русском языке есть прошедшее, настоящее и будущее время, и в каждом времени есть по четыре группы, передающих характер действия, т.е. выражающих отношение действия к данному моменту времени или другому действию. Для их понимания рассмотрим формулы образования времен в английском языке.

Знать временные оттенки каждой глагольной формы необходимо даже тому, кто ставит перед собой такую ограниченную задачу, как перевод английских технических текстов, потому что ни одна глагольная форма (так же как ни один артикль) не присутствует в тексте просто так, случайно, как попало, а всегда уточняет мысль автора, доводя ее до предельной выразительности.

Формулы образования времен в английском языке

ACTIVE PASSIVE
Indefinite (Simple) V 2 V(Vs ) will V be V 3
Continuous (Progressive) be Ving be being V 3
обычно не используется в будущем времени
Perfect have V 3 have been V 3
Perfect-Continuous
(Perfect- Progressive)
have been Ving have been being V 3
обычно не используется

Время действия в любой конструкции показывается формой глагола «be » или глагола «have » (подчеркнуто), кроме простого времени действительного залога Indefinite active (Simple active) .

Основные временные группы английского языка

Какие же есть основные временные группы английского языка? Прежде всего следует хорошо усвоить разницу между английскими словами:

1) "Time " - время (астрономическое, по часам, существующее в природе независимо ни от кого ). Оно может подразделяться на:

past - прошедшее, present - настоящее, future - будущее.

2) "Tense " - время грамматическое (характер действия), видо-временная система изменений глагола.

В английском языке различают 4 "Tense " - группы:

Indefinite (Simple)

The Indefinite Tense (The Simple Tense ) - неопределенное (простое) время. Оно употребляется для констатации фактов совершения действия, событий, истины, регулярно повторяющихся действий.

В английских грамматиках это время называют Simple Tense (простое время ). В каждой грамматической группе (Tense ) есть логическое время (Time ). Поэтому мы различаем the Past Indefinite, the Present Indefinite, the Future Indefinite Tense forms .

Continuous (Progressive)

The Continuous Tense (The Progressive Tense ) - длительное (продолженное) время обозначает действие в процессе его протекания в данный момент в настоящем, и в определенный момент в прошедшем или будущем.

Perfect

The Perfect Tense - совершенное (завершенное) время обозначает действие , которое совершилось к данному моменту в настоящем, и к определенному моменту в прошедшем или будущем.

Perfect Continuous (Perfect Progressive)

The Perfect Continuous Tense (The Perfect Progressive Tense ) - совершенное длительное (продолженное) время обозначает действие , которое продолжалось некоторый период времени до наступления данного момента в настоящем, и определенного момента в прошедшем или будущем и, возможно, продолжится после.

Название каждой группы передает саму суть употребления этого времени.

Таблица времен английского языка в действительном залоге

Система видо-временных форм английского глагола в действительном залоге (Active Voice )
Время
Характер действия Past Present Future
Indefinite (Simple)
факт - констатация факта действия
V 2 V / Vs will V
Continuous (Progressive)
процесс - действие в процессе совершения
was Ving
were Ving
am Ving
is Ving
are Ving
will be Ving
Perfect
результат - совершенное действие к определенному моменту
had V 3 have V 3
has V 3
will have V 3
Perfect-Continuous
(Perfect- Progressive)
продолжительность - процесс в течение некоторого периода времени
had been Ving have been Ving
has been Ving
will have been Ving

Условные обозначения, используемые в таблице:

V - Первая форма. Словарная форма смыслового глагола (инфинитив без частицы to ).
V 2 - Вторая форма. Глагол в прошедшем времени (Past Indefinite ).
V 3 - Третья форма. Причастие прошедшего времени (Past Participle или Participle II ).
Ving - Четвертая форма. Причастие настоящего времени (Present Participle или Participle I ) и герундий (Gerund ).
Vs - глагол в 3-м лице единственного числа настоящего времени (Present Indefinite ) имеет окончание -s (-es ).
V 2 и V 3 формы правильных глаголов образуются добавлением к инфинитиву окончания -ed ,
неправильные глаголы эти формы образуют иным путем.

V или Vs - регулярное действие.
to be Ving - длительное действие.
have Ved - завершенное действие.
have been Ving - действие, длящееся уже определенный промежуток времени.

to be + Ving - «быть делающим»
to have + V 3 - «иметь сделанным»

Времена в английском языке - таблица с примерами (Active Voice)

Время
Характер действия Past Present Future
Indefinite (Simple)
факт
I wrote a letter yesterday.
Я писал (написал) письмо вчера.
I write letters every day.
Я пишу письма каждый день.
I will write a letter tomorrow.
Я буду писать (напишу) письмо завтра.
Continuous (Progressive)
процесс
I was writing a letter at five o"clock.
Я писал письмо в пять часов.
I am writing a letter (at the present moment).
Я пишу письмо (в настоящий момент).
I will be writing a letter at five o"clock.
Я буду писать письмо в пять часов.
Perfect
результат
I had written the letter by five o"clock.
Я (уже) написал письмо к пяти часам.
I have written the letter.
Я (уже) написал письмо (к настоящему моменту).
I will have written the letter by five o"clock.
Я (уже) напишу письмо к пяти часам.
Perfect-Continuous
(Perfect- Progressive)
продолжительность
I had been writing the letter for an hour when he came.
Я писал письмо (уже) час, когда он пришел.
I have been writing the letter for an hour.
Я пишу письмо (уже) час.
I will have been writing the letter for an hour when he comes.
Я буду писать письмо (уже) час, когда он придет.

Образование вопросительной, отрицательной и вопросительно-отрицательной форм глагола

Вопросительная форма глагола

Во всех временах образуется вынесением вспомогательного глагола на место перед подлежащим. В Present и Past Indefinite to do . Если форма вспомогательного глагола сложная, перед подлежащим ставится первый вспомогательный глагол:

Do I write?
Did I write?
Will I write?
Am I writing?
Have I written?
Will I be writing?
Have I been writing?

Отрицательная форма глагола

Во всех временах образуется при помощи отрицательной частицы not , которая ставится после вспомогательного глагола, а при сложной форме самого вспомогательного глагола - после первого вспомогательного глагола.

В отрицательной форме в Present Indefinite употребляется вспомогательный глагол to do в форме настоящего времени, в Past Indefinite - did (форма прошедшего времени глагола to do ):

I do not write.
I did not write.
I will not write.
I am not writing.
I have not written.
I have not been writing.

I don"t write.
I didn"t write.
I won’t write.
I"m not writing.
I haven"t written.
I haven"t been writing.

Вопросительно-отрицательная форма глагола

Вво всех временах образуется следующим образом: вспомогательный глагол ставится перед подлежащим, а частица not - после подлежащего:

Do I not write?
Did I not write?
Have I not been writing?

При сокращенной вопросительно-отрицательной форме частица not ставится перед подлежащим и сливается со вспомогательным глаголом, причем буква о в слове not выпадает как в написании, так и в произношении:

Don"t I write?
Didn"t I write?
Haven"t I been writing?

Future in the Past - будущее время в прошедшем

Кроме 12-ти форм глаголов настоящего, прошедшего и будущего времен, есть четыре формы Future in the Past - будущего времени в прошедшем, то есть будущее с точки зрения прошедшего, а именно:

  • Future Indefinite in the Past (будущее неопределенное в прошедшем),
  • Future Continuous in the Past (будущее длительное в прошедшем),
  • Future Perfect in the Past (будущее совершенное в прошедшем),
  • Future Perfect Continuous in the Past (будущее совершенное длительное в прошедшем).

Эти формы, в отличие от обычных форм будущего времени, служат для выражения действия, которое является будущим не по отношению к моменту речи, а по отношению к прошедшему моменту, т. е. для выражения будущего действия, о котором речь шла в прошлом.

Все формы Future in the Past образуются так же, как и формы Future , с той лишь разницей, что вместо вспомогательных глаголов shall и will употребляются соответственно их формы прошедшего времени should и would .

Future in the Past
Indefinite (Simple)
факт
I said that I would write a letter to him.
Я сказал, что я напишу ему письмо.
Continuous (Progressive)
процесс
I said that I would be writing a letter at 5 o"clock.
Я сказал, что я буду писать письмо в пять часов.
Perfect
результат
I said that I would have written the letter by 5 o"clock.
Я сказал, что я (уже) напишу письмо к пяти часам.
Perfect-Continuous
(Perfect- Progressive)
продолжительность
I said that I would have been writing the letter for an hour when he came.
Я сказал, что я (уже) буду писать письмо час, когда он придет.

Видео уроки о временах в английском языке

Видео урок о временах в английском (Английский как по нотам)

Автор видео урока Олег Веган , сейчас работает на Puzzle-English, делая обзоры песен. Если видео Вам понравилось, то перейдите по ссылке, чтобы посмотреть другие его уроки по этой и другим темам.

Видео уроки о временах в английском языке от SpeakEng.Training

Обучающимся часто сложно разобраться, какие времена глаголов в английском языке существуют. Эта система кажется слишком сложной и запутанной, но в ней можно легко разобраться.

Основные виды временных форм

Чтобы сообщить о разных действиях, относящихся к настоящему, прошлому или будущему, используют 4 группы глагольных времен:

  • Простые или Simple Tenses необходимы для подтверждения какого-либо факта. При этом не указывают длительность, завершенность, привязанность к другому действию или определенному моменту.


Jane usually has music lessons in the morning. – Джейн обычно посещает занятие по музыке утром.

She had a music lesson yesterday. – У нее был урок музыки вчера.

She will have a music lesson tomorrow. – У нее будет музыкальное занятие завтра.

  • Длительные временные формы или Continuous Tenses предназначены для сообщения о каком-либо процессе, происходящем в точный момент в настоящем, прошлом, будущем. Действие считается незаконченным.


John is drinking coffee at the moment. – В настоящий момент Джон пьет кофе.

He was drinking coffee at 5 o’clock yesterday. – Он пил кофе вчера в 5.

He will be drinking coffee at 5 o’clock tomorrow. – Он будет пить кофе в 5 завтра.

Английские глаголы, имеющие значение чувства, восприятия, мыслительной деятельности или состояния, не употребляются в длительном времени. К ним относятся: to love (любить), to hate (ненавидеть), to think (думать), to wish (желать), to feel (чувствовать), to rememeber (помнить), to forget (забывать), to consist (состоять) и многие другие.

  • Завершенные времена или Perfect Tenses используют для рассказа о том, что сделано к определенному моменту в настоящем, прошлом или будущем.


I have just received a parcel. – Я только что получил посылку.

I had received the parcel by 5 p.m. yesterday. – Я получил посылку к 5 часам вчера.

I will have received the parcel by 5 p.m. tomorrow. – Я получу эту посылку к 5 вечера завтра.

  • Завершенные длительные времена или Perfect Continuous Tenses выражают процессы, начавшиеся ранее определенного момента в прошлом и все еще происходившие, когда этот момент настал.


Sam has been reading this novel for 2 hours. – Сэм читает этот роман уже 2 часа.

He had been reading the novel for 2 hours when his mum came back from work. – Он читал роман уже 2 часа, когда мама вернулась с работы.

He will have been reading the novel for 2 hours when his mum comes back from work. – Он будет читать роман в течение 2 часов, когда его мама вернется с работы.

Таким образом, выделяют 12 времен глаголов в английском языке в изъявительном наклонении действительного залога. Каждой из 4 перечисленных групп соответствуют по 3 формы – настоящее, прошедшее и будущее.

Англичане используют еще одну группу времен – будущее в прошлом или Future-in-the-Past. Она требуется, когда рассказывают о действии, которое было будущим по отношению к тому моменту, когда фраза была произнесена.


She said that she would visit granny. – Она сказала, что пойдет в гости к бабушке.

She said that she would be visiting granny at 5 p.m. – Она сказала, что будет в гостях у бабушки в 5 часов.

She said that she would have finished the test by 3 p.m. – Она сказала, что закончит писать тест к 3 часам.

She said that she would have been sleeping for 3 hours when her friend called her. – Она сказала, что будет спать 3 часа, когда ей позвонит подруга.

Чаще всего Future-in-the-Past необходимо в косвенной речи.

Таблица времен английского глагола

Представить существующую систему из 16 времен действительного залога можно просто и понятно в виде обобщенной схемы с примерами.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Present (настоящее) Past (прошедшее) Future (будущее) Future-in-the-Past (будущее в прошлом)
Simple (простое)

Регулярные действия в настоящем:

Mary eats an apple every day. – Мария ест яблоко каждый день.

Однократные или регулярные действия в прошлом:

Mary ate an apple yesterday. – Мария съела яблоко вчера.

Однократное или регулярное действие, которое будет происходить:

Mary will eat an apple tomorrow. – Мария съест яблоко завтра.

Однократные или регулярные действия в будущем со слов того, кто рассказывал об этом в прошлом:

Her mum said that she would eat apples every day. – Ее мама сказала, что она будет есть яблоки каждый день.

Continuous (длительное)

Длительное действие, происходящее в момент речи:

She is eating an apple now. – Она ест яблоко сейчас.

Процесс, происходивший в определенный момент в прошлом:

She was eating an apple when the phone rang. – Она ела яблоко, когда зазвонил телефон.

Процесс, который будет иметь место в определенный момент в будущем:

She will be eating an apple at 5 o’clock tomorrow. – Она будет есть яблоко в 5 часов завтра.

Процесс в определенное время в будущем, о котором сообщили в прошлом:

Sam said that Mary would be eating an apple at 5 o’clock. – Сэм сказал, что Мария будет есть яблоко в 5 часов.

Perfect (завешенное)

Действие, завершившееся к настоящему времени, когда важен результат:

She has just eaten an apple. – Она только что съела яблоко.

Действие, завершившееся к определенному моменту в прошлом или произошедшее раньше другого действия в прошлом:

She had eaten an apple before it started to rain. – Она доела яблоко до того, как начался дождь.

Действие, которое завершится к определенному моменту в будущем:

She will have eaten her apple before going to bed. – Она доест свое яблоко перед сном.

Сообщение в прошлом о действии, которое будет завершено в будущем:

She said that she would have eaten her apple before going to bed. – Она сказала, что доест яблоко перед сном.

Perfect Continuous
(завешенное длительное)

Действие, начавшееся в прошлом, и все еще длящееся в настоящее время:

She has been eating an apple for an hour. – Она ест яблоко уже целый час.

Длительное действие, которое началось раньше другого события в прошлом и все еще продолжалось далее:

She had been eating her apple for 10 minutes when the phone rang. – Она ела яблоко уже 10 минут, когда зазвонил телефон.

Длительное действие в будущем, которое начнется раньше другого события и все еще будет иметь место:

She will have been eating her apple for 5 minutes when the football match begins. – Она будет есть яблоко уже 5 минут, когда начнется футбольный матч.

Сообщение в прошлом о длительном действии в будущем, которое начнется раньше другого события и все еще будет иметь место:

She said that she would have been eating her apple for 5 minutes when the footbal match begins. – Она сказала, что будет есть яблоко уже 5 минут, когда начнется футбольный матч.

Что мы узнали?

В английском языке существует сложная система времен глагола в изъявительном наклонении действительного залога. Эти времена отличаются по длительности действия, моменту его совершения и другим признакам.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 146.

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск

Времена в английском языке традиционно считаются одной из самых сложных тем в обучении. Они прочно ассоциируются с зазубриванием длинных малопонятных таблиц и запоминанием неочевидных правил. На самом деле, все не так. Рассказываем, как быстро овладеть временами и их аспектами, чтобы начать говорить по-английски, не спотыкаясь.

First things first

Во-первых, в английском языке три времени : прошлое, настоящее и будущее (некоторые лингвисты даже сокращают их число до двух, не признавая за будущим права считаться отдельным временем). Но у каждого времени есть по четыре аспекта, из-за чего бытует заблуждение про «двенадцать времен».

Во-вторых, из двенадцати аспектно-временных форм наиболее часто (около 80%) используются всего пять Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect и Future Simple. На первых порах достаточно запомнить только их, остальные доучатся по мере надобности (и практики).

В-третьих, при изучении этих аспектно-временных форм важно не заучивать таблички, а понять логику их образования, научиться по-английски воспринимать положение событий во времени.

Узнаем аспекты

Итак, на каждое из трех времен в английском приходится по четыре аспекта. Давайте разберемся с ними.

Simple используется в том случае, когда никакие дополнительные уточняющие временные факторы не требуются: надо просто сообщить о каком-то событии, не вдаваясь в детали. Также применяйте его во всех случаях, когда речь идет о чем-то постоянном, а в предложение можно воткнуть слова usually, often, never, always, sometimes, every (hour, Monday, winter, week, year) . Если вы говорите She speaks 3 foreign languages , вы имеете в виду ее постоянную характеристику, а не то, что она вот прямо сейчас говорит на всех трех.

Continuous узнается по вспомогательному глаголу to be и окончанию -ing и употребляется, когда действие находится «в процессе» в тот момент времени, о котором идет речь. Оно подчеркивает, что мы говорим о чем-то, что уже началось, но еще не завершено (не было/не будет завершено). I’m eating bread означает, что я прямо сейчас сижу с набитым ртом; when she called I was eating bread показывает, почему мне было проблематично ответить в момент звонка. Обратите внимание, что Continuous в английском больше акцентирует внимание на незавершенности процесса, чем несовершенные глаголы русского языка: нейтральное предложение «Я учился в университете», став I was studying at University , скажет собеседнику, что вы его не закончили.

Perfect содержит вспомогательный глагол to have и подразумевает завершенность действия – сделал, сыграл, заработал, съел, догнал. Если в предложение можно вставить что-то вроде «уже», «только что» или «наконец-то» - используйте Perfect. Our son has learnt how to read – Наш сын раньше не умел читать, учился, достиг результата и сейчас умеет.

Perfect Continuous (тут есть и to have , и to be с -ing ) вызывает у русскоговорящих учеников больше всего вопросов. Этот аспект описывает события, происходившие, происходящие или собирающиеся произойти в течение какого-то определенного отрезка времени. В чем же отличие Perfect Continuous от просто Continuous? Continuous применяется, когда важно, что событие происходит в описываемый момент, но когда оно началось - не имеет значения. Perfect Continuous - когда этот период времени надо подчеркнуть: «на момент, о котором идет речь, это происходит уже столько-то». I was studying at University when I met my wife – Continuous, потому что я говорю, в какой момент познакомился с супругой, и главное это, а не срок учебы. I have been studying at University for five years – Perfect Continuous: здесь акцент делается именно на сроке обучения. Обратите внимание: мы говорим об обучении, которое еще не закончилось или закончилось только что; если ваш диплом уже год лежит на полке, используйте аспект Simple (I studied at University for five years ), поскольку речь идет о свершившемся факте.

Пять главных времен-аспектов

Present Simple используется, когда мы говорим о регулярном, постоянном, типичном действии, не привязанном к моменту речи:

I live in Paris – Я живу в Париже (я живу в Париже «всегда, постоянно».)

Present Continuous показывает, что действие происходит прямо сейчас, в момент речи/написания (в русском похожая форма есть у глаголов движения - лечу, иду и т.д.):

The doctor is performing an operation now – Доктор сейчас проводит операцию (он делает это в момент речи того, кто сообщает).

The winter is coming – зима приближается не в предсказаниях, а прямо сейчас, надо срочно что-то делать, паника!

Present Perfect используется, когда действие завершилось (есть результат), но время не закончилось, или когда это действие имеет последствия в настоящем времени:

I have seen him today – Я его видела сегодня. (действие уже завершилось, а «сегодня» еще не закончилось; раньше в русском для «сегодня в прошедшем времени» использовалось слово «давеча»).

Be careful – I have washed the floor. – Аккуратней: я вымыл пол, и он – прямо сейчас – скользкий.

Our son has learnt how to read – сын научился и теперь умеет читать.

We have known each other since school – буквально переводится как «мы узнали друг друга в школе и с тех пор знакомы».

Past Simple употребляется для выражения действия, которое произошло в определенное время в прошлом, при этом это время уже закончилось или не имеет значения:

I saw him yesterday. – Я видела его вчера (этот день уже закончился).

Leo Tolstoy learned to read at the age of five – великий писатель сейчас вряд ли читает, и это не имеет значения.

Future Simple встречается все реже, и некоторые наши методисты считают, что ему не место в списке пяти самых востребованных времен. Сейчас его стоит применять для обозначения решения, принятого в момент речи, или ожидаемого события, о котором стало известно только что:

We will take a taxi. – Поедем на такси (показываем решение сделать что-то в будущем, принятое сейчас).

Зазвонил телефон: I’ll take it.

Вы играете в волейбол, летит мяч: I’ll get it!

Вы закончили разговор по телефону и сообщаете присутствующим: He’ll be there.

А куда делось shall?

С формой shall будущего времени произошло нечто интересное. Если ранее она употреблялась для первого лица единственного и множественного числа (I , we ) во всех значениях Future Simple, то теперь ее редко где встретишь. Will ее полностью заменила, упростив жизнь изучающих язык.

Однако есть особое значение, в котором и ныне употребляется только shall – когда вы предлагаете свою помощь кому-нибудь. Причем это обязательно должен быть вопрос, и обязательно от первого лица.

Shall I close the window? You look cold . – Мне закрыть окно? Похоже, что ты замерз.

Пара лайфхаков

  • Пока ситуация с Future Simple устаканивается, а вы еще не очень уверенно себя чувствуете в английском, просто используйте конструкцию с be going to для будущего времени. Если раньше она обозначала некий план, который уже разработан, но еще не начал осуществляться (My car is too old, I’m going to buy a new one ), то сейчас она допустима почти всегда (The solar eclipse is going to happen next August ).
  • Если вы знаете все аспекты, но не можете придумать, какой использовать в конкретном случае – ваш выбор Simple. Все остальные аспекты применяются, когда важно подчеркнуть фактор времени; если вы задаетесь подобным вопросом, значит, этот фактор не имеет значения.

Что дальше?

Пяти представленных выше аспектно-временных форм вполне достаточно, чтобы начать общаться. Но для полноценной английской речи, конечно, нужно знать и все остальные. Собственно, вы сами почувствуете потребность в них, когда освоите нашу «базовую пятерку». Что делать?

Если вам надо выучить все времена прямо сейчас (например, грядет экзамен) – нет ничего лучше индивидуальных занятий, нацеленных именно на изучение времен. Соберитесь с силами, и вперед.

Если вы просто хотите хорошо знать английский язык – практикуйтесь! Общайтесь, читайте, смотрите кино без перевода. Если вы выучили пять базовых форм и понимаете логику построения времен, все остальные формы не будут представлять сложности. Вы сами не заметите, как начнете их использовать – даже не зная, как они правильно именуются в учебнике. Главное – научиться думать по-английски, интуитивно чувствовать английское время.

Попробуйте нашу онлайн платформу изучения английского языка – пройдите бесплатный вводный урок . Если понравится, до 8 января используйте при первой оплате промо-код HABRA4: это четыре полноценных урока в подарок для новых учеников Skyeng!

2015-12-17

Здравствуйте, мои любимые читатели.

Сегодня у нас очень важная тема. В отличие от иностранцев, которые никогда не смогут понять значение фразы «да нет, наверное», для нас (даже самых-самых начинающих чайников!) разобраться в их 12 - попрошу заметить, - временах ничего не стоит. Правда же?

А если у вас когда-либо и были с ними проблемы - то сегодня мы с вами их решим. Тема дня: времена в английском языке. Будем разбираться, когда, где, что используется, а также в показателях времени.

Заметьте, к каждому времени я приложила цветную схему с формулами и примерами для наглядности, после которой вы можете переходить по ссылке для закрепления времени при помощи упражнений и онлайн тестов . Также, все названия времен (выделенные красным цветом) кликабельны — чтобы перейти на отдельную страницу с более подробным правилом, объяснениями и примерами. Начнем по порядку.

Времена настоящие

I was cooking when the phone rang.

Второе по популярности время многих школьников (первое, конечно же, Present Simple), - это . А причина тому проста: оно используется, если событие было совершено ДО другого события в прошлом (Детальнее об этом времени смотрите ).

Смотрите:

When she called I had already packed my suitcase.
I was ready to go when he called and told me that he had forgotten the keys.

Не менее удивительное время обозначает событие, которое имеет начало в какой-то определенный момент прошлого, и окончилось до какого-то момента в прошлом - или все еще длится в прошлом.

I had been doing this report for 3 hours when I found it in the Internet.

Времена будущие

Командует тем, что случится в будущем. Вот, в каких случаяx оно может использоваться:

  • Простое будущее событие;
    I will call you tomorrow.
  • Регулярные действия;
    I will come here every year.
  • Описание последовательности;
    I will come home, my mother will give us some food and we will hit the road.

Описывает события в конкретный будущий момент.

At 5 p.m. we will be conducting a meeting session. I expect you to be there.

C все аналогично его собратьям в других временах: описывается действие, которое стартует в будущем и тогда же закончится.

I will have spent a lot of time for preparation before taking part in this competition.

Многие изучающие английский язык считают, что нужно сразу освоить все времена, чтобы поставить долгожданную галочку в длинном списке запланированных дел по английскому. Но я вам скажу как опытный преподаватель — для начала вам нужно освоить 3-5 ходовых времен. Когда вы их будете знать на зубок и уметь употреблять, тогда можно продвигаться дальше. В противном случае, вы завязнете на этом этапе и бросите английский, не вкусив всю его прелесть!

Кстати, многим своим знакомым (которые хотят вспомнить или просто изучить основы грамматики английского) я рекомендую пройти онлайн курс от ЛингваЛео «Грамматика для начинающих » . Там точно не придется скучать. К тому же информация максимально практическая. Кроме 5 времен, которые предлагается освоить в этом курсе, каждый найдет там и другие базовые понятия грамматики , которые просто невозможно будет забыть после кучи интереснейших практических заданий .

Как легко запомнить все эти времена? В этом вам поможет таблица с примерами. Все самое нужное в одном месте. Удобно, правда же?

Надеюсь, мои дорогие, что теперь у вас станет намного меньше вопросов о временах глаголов. Но если у вас все еще есть неразрешенные вопросы - не стесняйтесь, пишите их под статьей. Я с удовольствием на них отвечу.

Xотите первыми получить подборку, где будут собраны лучшие упражнения на эту тему - тогда подписывайтесь на delicious рассылку моего блога.

А на сегодня я прощаюсь.
До новых встреч, мои хорошие.

Вконтакте