Понятие классный час. Классный час и его характерные особенности воспитательные цели и задачи классного часа. Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

Функции классного часа.

Формы проведения классных часов.

Подготовка классного часа.

Проведение классного часа.

Понятие «классный час».

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В.П.Сергеева

Классный час - это гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Н. Степанов

Исходя из названных определений классного часа можно выделить определенные черты:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков, познавательной и практико-созидательной деятельности.

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

2. Функции классного часа:

Классный час выполняет ряд воспитательных функций: (Н.Е. Щуркова)

· просветительская (классный час позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Может быть, информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей, словом, обо всем, что волнует ребят). Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества».

· ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и ценностей, т.е. формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений). Примерные темы: «Кем Быть?», «Каким быть?»



· направляющая (эта функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения). Примерные темы: «Международный год ребенка» может завершиться принятием коллективного решения о сборе книг для малышей из Дома ребенка.

· формирующая (функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение).

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа:

1.Нравственные классные часы , целями которых являются:

Ø Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

Ø Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

Ø Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

Ø Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение)

2. Интеллектуально-познавательные классные часы , цели которых:

Ø Развитие познавательных интересов

Ø Развитие умений и способностей осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

3.Тематические классные часы нацелены на:

Ø Развитие кругозора учащихся

Ø Духовное развитие и формирование у детей интересов и духовных потребностей



4.Информационные классные часы направлены на:

Ø Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

Ø Применение знаний, полученных на уроках (например, москвоведения, природоведения)

Ø Формирование личностного отношения к происходящему в классе, школе, микрорайоне, городе, стране

Ø Развитие исследовательских умений

3. Формы проведения классных часов:

Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

Цель

— объяснить детям основные правила тактичного поведения.

Задачи

Рассмотреть правила тактичного поведения в различных ситуациях.

В конце занятия сделать с детьми карточки, на которых будут записаны основные правила.

Ход мероприятия

ЧТО ТАКОЕ ТАКТИЧНОСТЬ?

Учитель . Когда мы говорим об идеальном друге, то одним из обязательных качеств, которым он должен обладать, является тактичность. И это неудивительно. С тактичным человеком легко общаться. Он никогда не обременит вас лишними просьбами, не будет назойливым, не станет мешать вашим планам и даже не станет некстати шутить. Тактичность — это способность внимательно относиться к внутреннему миру ваших собеседников, желание и умение понять их, порадоваться за них или посочувствовать. Это качество, которое воспитывается в человеке самостоятельно. Только он сам может понять, что можно делать, а что нельзя. Научиться быть тактичным можно, но только для этого вы должны приложить свои собственные усилия, иначе время будет потрачено впустую. Вы же хотите, чтобы другие ребята уважали вас и ценили вашу дружбу. Именно поэтому сегодня мы поговорим о том, как стать тактичным человеком.

КРИТЕРИИ ТАКТИЧНОСТИ

Учитель . Тактичность — способность видеть границу и не переходить ее как в личных, так и в деловых отношениях. Если человек переходит ее, то он может незаслуженно обидеть своего собеседника. При разговоре с другим человеком нужно учитывать определенные критерии. Вы никогда не будете разговаривать с незнакомым человеком как с другом или с учителем как со своим родственником. Поэтому и существует несколько пунктов, которые вы должны обязательно учитывать. Как вы считаете, что это может быть?

Ребята отвечают.

Учитель . Давайте отметим эти критерии:

— разница в возрасте;

— общественное положение;

— место разговора;

— наличие или отсутствие посторонних.

Как вы считаете, почему эти критерии важно соблюдать при общении с человеком?

Ребята отвечают.

Учитель. Давайте разберем все по порядку. Первое правило, которое нужно знать, — это учитывать возраст вашего собеседника. Это важно по нескольким причинам: во-первых, если он старше вас, то это накладывает на вас определенную ответственность за ваши слова. Например, вы разговариваете с вашим соседом по лестничной клетке, как вы к нему будете обращаться — на вы или на ты?

Ребята отвечают.

Учитель . Обращение на вы говорит о вашем уважительном отношении к соседу. А если вы будете разговаривать с младшим братиком, то вы будете разговаривать с ним на «простом языке», то есть говорить медленнее и простыми короткими предложениями, чтобы малыш вас понял.

При разговоре вы также должны учитывать то общественное положение, которое занимает ваш собеседник. Как вы считаете, что называется обществен н ы м положением?

Ребята отвечают.

Учитель . Общественное положение — это место, которое занял человек в обществе благодаря своим заслугам: знаниям, таланту. Общественным положением во многом определяется, как другие люди будут относиться к нему. Например, вы по- разному будете относиться к врачу в поликлинике и к своим одноклассникам. Когда вы болеете, то идете к врачу, и он благодаря своим знаниям говорит вам, какие лекарства нужно принять, чтобы вы выздоровели. А одноклассники вам ничего не могут сказать по этому вопросу, потому что они не знают. Именно знания в области медицины позволяют врачу занять более высокое положение, чем те люди, которые их не имеют.

Также важно учитывать и место разговора: если вы с друзьями находитесь одни дома, то вы можете себе позволить громко разговаривать и не сдерживать свои эмоции, а вот если вы находитесь в общественном месте, то там есть свои ограничения.

К тому же надо помнить и том, есть ли вокруг вас посторонние люди. Например, вы разговариваете со своей одноклассницей и видите у нее какой-то недостаток во внешнем виде (порвала колготки, испачкала рукав). Как вы считаете, можете ли вы при других говорить ей об этом?

Ребята отвечают.

ЧТО ЗНАЧИТ НЕТАКТИЧНО?

Ребята отвечают.

Учитель. Вы же знаете поговорку «Сначала думай — потом говори». Так вот, каждый человек сначала строит свою речь в голове, а уж потом ее произносит. Если его перебить, то он может совсем запутаться и даже потерять мысль. Когда человек что-то рассказывает, он абсолютно уверен в своих словах, а если его начинают перебивать словами «чепуха» или «чушь», то уверенность пропадает. Самое главное, что человек, который его перебил, не может даже аргументировать свое высказывание. А тактичный человек никогда не позволит себе подобных вещей.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЗГЛЯД

Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как долго вы смотрите на человека, который проходит мимо вас? Наверное, нет. А зря, ведь иногда мы настолько долго задерживаем на нем взгляд, что это считается неприличным. Самой допустимой нормой считается 5 секунд. За это время можно полностью оценить внешний вид прохожего. В противном случае получится, что вы его разглядываете, а это мало кому нравится. Тактичный человек никогда не будет пристально рассматривать внешний вид своего знакомого и критиковать его, если ему что-то не нравится. Конечно, если вы считаете, что ваша подруга перестаралась с прической или с одеждой, то можно попросить ее отойти с вами в сторону и спросить, действительно ли она все так задумала. Но делать это нужно только наедине, потому что, задав ей такой вопрос при посторонних, вы поставите ее в довольно неловкое положение.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПРОСЯТ

Ребята отвечают.

ЕСЛИ СКАЗАЛ ЧТО-ТО НЕ ТАК

Учитель . Тактичность — это чувство, которое позволяет быстро определить реакцию вашего собеседника на высказывание. Представьте, что вы разговариваете с подругой, с которой вместе ходили в танцевальную секцию. А неделю назад она сломала ногу и теперь никак не может выступать. Вы рассказываете ей о своем последнем выступлении в школе. Говорите, что это было самое лучшее выступление вашей группы, и вдруг видите на ее глазах слезы. Она плачет, потому что тоже хотела выступать на сцене, но из-за своей травмы она не может это сделать. Вы должны понимать, что ей слушать это не очень приятно. Если вы допустили какую-то ошибку и видите, что это обидело вашего собеседника, то обязательно извинитесь за свои слова. Ошибаться могут все, а вот признать свою вину — нет. Кстати, вовремя произнести извинение может только тактичный человек.

ТАКТИЧНОСТЬ ДОМА

Учитель. Тактично необходимо относиться не только к посторонним людям, но и своим родственникам. Они, конечно, реагируют на ваши реплики совсем по-другому и все вам могут простить, но так же легко могут обидеться на вас, как и посторонние люди. Представьте, что вечером за семейным ужином вы начинаете критиковать приготовленное мамой блюдо. «Слишком соленое или острое, невкусное» — такие высказывания никогда не должны исходить с вашей стороны. Ведь мама очень старалась приготовить для вас ужин, а так вы ее легко обидите. Единственное, что можно говорить, — это благодарить за приготовленный ужин, других комментариев не нужно. Часто у ребят в комнате живет настоящий монстр, — по имени бардак, и в большинстве случаев с ним периодично борются мамы. Представьте, что вы приходите домой, заходите в свою комнату, а там чистота и порядок. Но вам нужен диск, который лежал в одной и тех «куч». Вместо того, чтобы поблагодарить маму, вы начинаете обижаться на нее за то, что она все перепутала. Как же поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель . Для начала действительно скажите маме спасибо, за то, что она убралась в вашей комнате. Затем спросите у нее, куда она положили этот диск. Это спокойно решит все проблемы. Если вы хотите избежать подобных ситуаций, то заведите себе привычку самостоятельно наводить порядок в своей комнате. Вы люди взрослые и вполне можете с этим справиться. Так вы сразу убьете двух зайцев: облегчите маме домашнюю работу и всегда будете знать, где что у вас лежит.

ТАКТИЧНОСТЬ В ГОСТЯХ

Учитель . Никто из нас не застрахован от ошибок. Тактичный человек внимательно следит за собой и старается не допускать оплошностей, а вот ошибок других он замечать не должен. Представьте, что вас пригласили на день рождения. За столом один из гостей потянулся к салату, и случайно пролил сок, и испачкал белоснежную скатерть. Как вы считаете, как должен поступить в этой ситуации тактичный человек?

Ребята отвечают.

Учитель . Он просто не заметит этого. Ведь гостю и самому неудобно, что так получилось. Он, наверняка, сидит и ругает себя за то, что вообще захотел есть и потянулся к вазе с салатом. Поэтому не стоит еще больше усугублять положение и привлекать внимание других гостей к этому маленькому, но достаточно неприятному происшествию. В этой ситуации гостю нужно просто обратиться к хозяину, и самому не привлекать внимания. Часто такт проявляется именно в том, чтобы не заметить оплошностей других людей. Ведь вам и самим неприятно было бы, если бы вы оступились, а все остальные смеялись бы над вашими ошибками, лучше пусть они ничего не заметят. Поэтому и вы должны соблюдать это правило.

СВИДЕТЕЛЬ ЧУЖИХ РАЗГОВОРОВ

Учитель . Любой воспитанный человек никогда не будет подслушивать чужие разговоры. Но иногда мы можем попасть в ситуации, которые от нас не зависят. Как быть, если вы случайно стали «третьим лишним»? Представьте, что вы разговариваете со своим другом, и вдруг у него звонит телефон. На другом конце провода — ваш общий с другом знакомый, только у вашего друга с ним хорошие отношения, а у вас — плохие. Друг отвечает на звонок, и вы невольно становитесь свидетелем диалога. Конечно, вы услышите только часть всей беседы, другая часть будет доступна только вашему другу. И все же приятно ли вам слушать чужой разговор? Как себя повести в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель . Лучше всего, если вы выйдите и дадите вашему другу возможность поговорить по телефону одному. Тогда и он не будет смущаться того, что разговаривает с человеком, который вам не очень приятен, и вы будете спокойны. Если же такой возможности нет, то займите себя сами и постарайтесь не вслушиваться в разговор. Когда ваш друг закончит разговор, не спрашивайте его, о чем он был, даже если вам это жутко интересно. Если нужно, ваш друг вас просветит, если нет, то и лезть не стоит.

О ЧУЖОМ САМОЛЮБИИ

Учитель. Мы уже говорили о том, что самолюбие свойственно каждому человеку, поэтому все мы любим поговорить о себе. Тактичный человек всегда выслушает историю о том, как вы когда-то заняли первое место в конкурсе школьного рисунка. Даже если вы будете рассказывать об этом в 40 лет. Безусловно, к этому времени должны появиться множество других достижений, но дело не в этом. У каждого человека есть какое-то качество, какой-то талант, которым он очень дорожит. Именно этот талант выделяет его из толпы. А так как каждый человек в чем-то талантлив, то, значит, каждому есть о чем рассказать. Нередко люди преувеличивают свои достоинства в разговоре об их личных достижениях. Как же поступить тактичному человеку, когда он в десятый раз слышит историю о том, как его друг «поймал голыми руками ядовитую змею», хотя это был маленький уж?

Ребята отвечают.

Учитель . Тактичный человек будет вести себя так, словно он слышит эту историю в первый раз и искренне радуется за рассказчика. Нужно уметь щадить чужое самолюбие, но самому себе никогда не позволять надоедать людям подобными разговорами. Способность не перенагружать других рассказами о своей собственной персоне свойственна не всем, зато воспитать ее может каждый. Для этого нужно внимательно следить за тем, что именно вы говорите. Представьте, что вы рассказываете кому-то историю какого-то вашего достижения, а в ответ вам: «Да мы это уже сто разслышали!». Как вы считаете, как нужно поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель. Если ваши знакомые позволили такие высказывания, значит, ваша история действительно уже поднадоела, поэтому вы должны извиниться перед ними и сказать, что это был особенный случай, который вам сильно запомнился. А затем просто переведите разговор на другую тему.

КАК СТАТЬ ТАКТИЧНЫМ?

Учитель. Чувство тактичности могут привить родители, но в большинстве случаев его нужно воспитывать в себе самостоятельно. Как это сделать? Лучший способ — это научиться ставить себя на место своего собеседника: если вы шутите, то подумайте, как бы вы отреагировали на подобную шутку в свой адрес, если даете совет, подумайте, нужен ли он. Нужно как можно чаще примерять свои поступки на себя, чтобы выработать в себе чувство тактичности. Нужно запомнить правило: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

Подведение итогов

Учитель. Вы уже поняли, что быть тактичным человеком сложно, но важно. Некоторые правила кажутся непонятными, поскольку раньше вы и не задумывались о таких вещах. Запомните, что тактичность — это не только умение видеть границу, но и не переступать ее черты. А теперь давайте подведем итог нашему занятию и запишем основные правила тактичного человека:

— всегда внимательно выслушает собеседника, не перебив его и не оборвав словами «чушь», «бред», «ерунда»;

— никогда не будет пристально разглядывать внешний вид собеседника и критиковать его;

— никогда не будет давать советы тем людям, которые не просили их;

— старается не вмешиваться в чужие разговоры;

— никогда не поставит в неловкое положение другого человека, заметив оплошность, которую он допустил;

— всегда терпимо относится к проявлению самолюбия другими людьми, но сам старается немного говорить о себе;

— всегда первый признает свою вину, если в чем- то ошибся.

Этих правил не так уж много, но зато, соблюдая их, вы выработаете в себе чувство такта, а это одна из главный черт культурного человека и хорошего друга.

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК

Типы и формы классных часов

Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

Е.Ю. Говыжа, учитель

Белогорск, 2014

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

Нравственный классный час

Цели:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

Тематический классный час

Цели:

    Развивать кругозор учащихся

    Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей

Информационный классный час

Цели:

    Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

    Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

    Формирование своего отношения к происходящему

    Развитие исследовательских умений

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

Возрастных и психологических особенностей школьников

Целей и задач, которые он ставит

Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классных часов:

Беседа (эстетическая, нравственная)

Диспут

Встречи с интересными людьми

Викторины по различным областям знаний

Дискуссии

КВНы

Интерактивные игры

Игры-путешествия

Тренинги

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

Определить тему, сформулировать цель

Составить план (сценарий)

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

Новые формы классных часов:

    Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

    Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления)

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

    Классный час «Почтовый ящик»

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

    Час беседы «Один на один»

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

    Классный час «Вопросом на вопрос»

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

Тема: «Должен ли я родителям?»

Возможные вопросы:

Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

Что ты купишь родителям с первой получки?

Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

Самые замечательные качества твоих родителей.

    Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

    Толерантные классные часы

«Все равно ты молодец…»

Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

«Постоять в чужих туфлях»

1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

Список литературы

    Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

    Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

    Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

    Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

    Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

КЛАССНЫЙ ЧАС –

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Введение………………………………………………………………….. 2

Классный час и его характерные особенности ……..…………..……....5

Воспитательные цели и задачи классного часа ……..……………...…..6

Функции классного часа ……………………………..………..………… 7

Основные компоненты классного часа ……………………………..….. 8

Методика организации классного часа …………………………...… …9

Технологические аспекты организации

классного часа ……………………….……………………...….. 9

Структура плана классного часа ………………………...…….11

Советы по организации классного часа …………………...….11

Формы и виды классных часов …………………………………….......12

Классный час – час общения ……………………………..........13

Классное собрание ………………………………………..........16

Тематический классный час …………………………....….......17

Ситуационный классный час ……………………......................18

Информационный классный час …………………………........20

Классные часы по развитию интеллектуальных

умений учащихся ………………………………………….........21

Расписание классных часов ………………………………………...…..21

Системность в воспитательной работе …………………………...……22

Методическое сопровождение подготовки и проведения классных часов ………………………………………………………………....... 26

Составление тематического планирования классных часов ……........27

Педагогический анализ воспитательного мероприятия (дела)….........29

Приложение 1 Формы от А до Я …………………………………..... .31

Приложение 2 Формы проведения классных часов …………….......37

Приложение 3 Методика создания школьного Словаря этики…......40

классных часов по теме «Культура поведения учащихся» …….........45

Приложение 5 Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся ……………………………..…...47

Приложение 6 Педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания» ……………….………......48

Приложение 7 Схемы анализа классного мероприятия ……….........59

Приложение 8 Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс ………………….….....63

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру

Н.Е. Щуркова

Введение

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе образования как одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

В воспитательном процессе существует большое разнообразие форм работы с детским коллективом (приложение 1, «Формы от А до Я») . Целенаправленное, системное, цикличное их использование, качественная подготовка и проведение безусловно отразятся на эффективности коллективного творческого дела или направления воспитательной работы, да и в целом процесса. Особенно это важно для основных форм воспитательной работы, к которым относится классный час.

Какова же роль и место классного часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании классного коллектива?

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа . В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Школы, пройдя периоды «воспитательного вакуума», отсутствия системной работы столкнулись в настоящее время с рядом проблем, имеющих место в той или иной степени в образовательных учреждениях:

    отсутствие системности, периодичности проведения классных часов;

    отсутствие тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс;

    недостаточное владение классными руководителями технологией проведения классных часов, анализом и оценкой результативности деятельности классного коллектива;

    слабое владение навыками организации деятельности классного коллектива по планированию, подготовке и проведению классных часов.

Основная и, пожалуй, единственная важнейшая форма фронтальной «воспитательной работы» - классный час – постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. На классных часах решались не только проблемы успеваемости и жизнедеятельности, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания». Они давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Но потребность в общении между учениками, как потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась.

Объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от неё нельзя, потому что объединение – в различных формах – в с е г д а выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

Основное преимущественное отличие – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств её достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учёта стремления определённого количества участников объединения к общей цели, обусловленными осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвёртая особенность – задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Таким образом, классный час (час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя) продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Главное – обеспечить целенаправленное, упорядоченное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Следовательно, классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном уровне.