Приказ о дополнении учетной политики. Как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики. Формирование резерва долгов

В каждой организации должна быть учетная политика (УП). И не одна, а две: для целей бухгалтерского и для целей налогового учета. Но прежде чем начать работать в соответствии с этим документом, его надо утвердить приказом руководителя. Как составить такое распоряжение, расскажем в статье.

Для чего необходима учетная политика

Ни для кого не секрет, что положения по бухгалтерскому учету предусматривают свои правила отражения доходов и расходов, а НК РФ — свои. Выбранные организацией методы влияют:

  • на величину себестоимости продукции, работ и услуг;
  • на ее финансовые показатели;
  • на размер налогов.

Все это и следует предусмотреть в УП для целей бухгалтерского и налогового учета.

Требование о составлении такого документа регламентируется:

  • для целей бухучета: пунктом 2 ПБУ 1/2008 и частью 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухучете" ;
  • для целей налогообложения: статьей 11 НК РФ .

Как утвердить, изменить или дополнить документ

Каждая организация в момент своего создания должна сформировать УП и применять ее последовательно из года в год. Ежегодно формировать и утверждать этот документ не надо. Приказом об учетной политике руководитель определяет дату начала ее применения.

Положения об УП можно оформить одним из двух способов:

  • в двух самостоятельных документах. В таком случае каждое положение должно быть утверждено своим распоряжением;
  • одним документом с двумя разными разделами: один — по бухгалтерскому, второй — по налоговому учету. Тогда приказ об утверждении УП будет один.

Рассмотрим образцы распорядительной документации, касающейся УП.

Об утверждении УП

В процессе хозяйственной деятельности организации может возникнуть необходимость внесения дополнений и (или) изменений в бухгалтерскую или налоговую УП, которые также утверждаются распоряжением руководителя.

О внесении изменений в УП

О внесении дополнений в УП

Следует учитывать следующее:

  • дополнения в УП вносятся в случае появления у организации новых фактов хозяйственной деятельности, например, помимо оптовой торговли, она начала осуществлять услуги по перевозке грузов. Следовательно, в УП следует отразить порядок учета доходов и расходов в отношении нового вида деятельности. Дополнения в УП вносятся в любое время года и применяются с момента их утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008; ст. 313 НК РФ );
  • изменения в УП организация может внести по трем причинам: если она решила изменить применяемый ранее способ учета фактов своей хозяйственной жизни, если начала осуществлять новый вид деятельности или же если в законодательство внесены соответствующие изменения.

Внесенные изменения применяются только с начала года или с момента вступления в силу нормативного акта, который внес коррективы в нормы бухгалтерского и налогового законодательства.

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются учетной политики. Какие изменения предстоят в 2019 году, для чего вводятся изменения и каким образом их внести, в каком случае может производиться изменение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Политика учета ведется всеми предприятиями без исключения – в бюджетном учреждении, казенном, муниципальном. Каждый год она применяется по новым правилам, 2019 не станет исключением.

Поэтому в конце 2019 года организации обязаны утвердить политику, ссылаясь на эти новшества. На что стоит обратить внимание при ее составлении – об этом далее.

Базовые сведения

Несмотря на форму собственности, каждое предприятие обязано вести политику учета. После ее принятия и утверждения все филиалы компании обязаны руководствоваться ею.

Применяется учетная политика из года в год. Изменения или дополнения вносятся в случае:

Для правильного внесения изменений нужно выполнить следующие шаги:

  1. Определить точный список поправок и обосновать их.
  2. Получить приказ от руководителя об утверждении изменений.
  3. Сформировать отчетность бухгалтерии по новым правилам.
  4. Выяснить, необходимо ли производить перерасчет отчетов.
  5. Сделать перерасчет всех показателей.
  6. В отчете бухгалтерии указать разницу, которая получилась при перерасчете.
  7. Все изменения отобразить в пояснительной записке.

Как правило, политика учета составляется главным бухгалтером фирмы или его заместителем, а утверждается начальником. Приказ оформляется в произвольном виде, четко установленной формы нет.

Что же входит в учетную политику:

  • план работы счетов;
  • бланки документов;
  • порядок осуществления инвентаризации;
  • все моменты, касающиеся бухгалтерского учета.

Политика учета бывает нескольких типов – для целей ведения бухгалтерского учета и обложения налогами. Каждая из них имеет свои особенности и принципы осуществления деятельности.

Во время формирования политики учета для бухгалтерии выбирается один метод из всех предложенных Законодательством Российской Федерации.

Начинают применяться эти способы, вносимые в , на год, следующий за отчетным. То есть 1 января.

Учетная политика для целей обложения налогов должна быть принята организацией с момента ее основания и до .

Если политика не меняется, то ежегодно принимать новую нет необходимости. По окончании года бухгалтер обязан составить отчет.

Учетная политика составляется на основании Налогового Кодекса Российской Федерации и .

Во время составления политики учета допускаются некоторые моменты:

Тип допущения Характеристика
Имущественная обособленность Активы и обязательства компаний действуют отдельно от собственников
Непрерывность деятельности Компания будет и дальше продолжать вести деятельность и она не имеет намерений ликвидироваться. Поэтому все обязательства погашаются по правилам
Последовательность использования политики учета При выборе учетной политики она применяется каждый год, что гарантирует правильное ведение бухгалтерской деятельности
Временная определенность Все моменты деятельности отображаются в отчетном периоде в сроки и не зависят от даты поступления финансов

Основные понятия

Учетная политика Совокупность методов и принципов осуществления бухгалтерской деятельности предприятий
Бюджетное учреждение Муниципальное (от государства) объединение, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета державы
Налоговый учет Система сбора и обработки информации на основе документов, используемая плательщиками налогов для ведения налоговой базы. Предприятие определяет ее самостоятельно и отображает в политике учета
Бухгалтерский учет Сбор информации о финансовом состоянии предприятия. Ведется с помощью отображения всех выполняемых организацией операций
Инвентаризация Проверка имущества предприятия, которая осуществляется путем подсчета, взвешивания и так далее
Муниципальный Государственный
Ретроспективно Ссылаясь на прошлое, учитывая моменты предыдущих периодов
Ретроспективный пересчет Поправка суммы элементов отчетов по финансам таким образом, как если бы ошибки и не было
Стандарт Указание по действиям в определенных ситуациях

С какой целью они вносятся

Политика учета – единственный тип документации, которым предприятие может распоряжаться самостоятельно. При правильном ее составлении компания может избежать многих проблем.

Изменения могут производиться при следующих условиях:

  • когда организация начинает новый вид деятельности;
  • когда этого требует Закон.

При этом изменением не считается, если бухгалтерия принимает новый способ ведения отчетности. В этом случае вносятся дополнения. Это может касаться учета новых типов активов, операций и прочего.

Действующие нормативы

Принятие учетной политики является обязательным условием для всех предприятий, независимо от их типа. Это указано в 1 и 3 пунктах Положения о бухгалтерском учете.

Она подлежит изменению или дополнениям, это также предусмотрено в 16 пункте .

Порядок произведения операций по документу в организации

Чтобы обеспечить своевременное предоставление отчета бухгалтерии, необходимо правильно осуществлять операции. Порядок их устанавливает бухгалтер предприятия.

Документы необходимо предоставлять в сроки. Например:

Также эффективность зависит от контроля всех операций. Он может происходить:

  • на основе первичных документов – расходы, потери;
  • по разнице в показателях документов;
  • на основе счетов;
  • по форме отчетности.

В каких случаях допускается изменение учетной политики Изменение учетной политики допускается в случаях:

  1. Законодательство Российской Федерации принимает новые законы.
  2. Принятие компанией новых методов ведения деятельности.
  3. При изменении условия деятельности, смене начальства.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января следующего месяца. Все последствия отображаются в отчетности бухгалтерии.

В 2019 году произойдут следующие изменения:

Форма первичных документов Выбирается руководителями организаций самостоятельно. Также можно продолжать использовать ранее утвержденные формы
Если в бухгалтерских регистрах не предвидятся изменения То об этом необходимо написать в учетной политике
Бухгалтерский учет имеет право вести директор Но это касается деятельности малого и среднего типов предпринимательства. В остальном деятельность осуществляет бухгалтер
Хозяйственную деятельность Переименовали в «учет фактов хозяйственной жизни»
Если на предприятии предусмотрен То формирование внутреннего контроля обязательно

Не является основанием для изменения политики учета:

  • новые события или операции, которые ранее были несущественными;
  • условия, отличающиеся от предыдущих.

Как их можно внести

Чтобы внести изменения в утвержденную новую политику учета, нужно проделать ряд шагов:

Формирование приказа (образец)

Приказ по формированию политики учета должен детально раскрывать все моменты деятельности предприятия.

Приказ должен содержать такие разделы:

  • общая информация об организации (структура, управление);
  • задачи бухгалтерии;
  • данные, которые касаются политики учета – когда принята, изменения в ней, отчетность;
  • формы отчетности, используемые бухгалтерией;
  • кто имеет право подписывать документацию;
  • оценка имущества предприятия;
  • рабочие планы;
  • любая информация, касающаяся деятельности организации.

Если нельзя определить влияние на какой-либо период деятельности предприятия, то о ретроспективном отображении нельзя говорить. При этом используется перспективное отображение.

Ретроспективно отображать изменения необходимо следующим образом (информация, которую стоит высветить):

  • название стандарта;
  • сущность изменения;
  • сумму исправлений для каждого периода, на которые повлияли изменения.

МСФО 8 – стандарт, целью которого является установить критерии выбора политики учета. Помогает найти МСФО 8 в бухгалтерских отчетах и ошибки, их исправить. Ошибки прошлых периодов – искажения в отчетах по финансам.

Возникают они от невнимательности, при мошенничестве, неправильного толкования терминов. Данный стандарт призван улучшить качество финансовой отчетности организаций.

Инструкция

Основывайтесь на главе 25 НК Российской Федерации, при формировании учетной политики для налогообложения. Внесенные изменения касаются установления последовательности формирования базы для расчетов разных видов налогов, а также порядка их расчета. В учетную политику ведение первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка, а также итоговое обобщение хозяйственной деятельности предприятия.

Отображайте в учетной политике организации способы начисления амортизации нематериальных активов, основных средств, оценку производственных запасов, готовой продукции, а также доходы и расходы.

Утвердите для внесения изменений в учетную политику предприятия следующие документы: рабочие бухгалтерского учета; формы первичной учетной документации и внутренней ; правила проведения инвентаризации; методику оценки видов обязательств и имущества; правила ведения документооборота; технологию обработки учетных сведений; порядок проведения контроля хозяйственных операций.

Отразите в учетной политике предприятия следующие моменты: методика определения величин, которые формируют налоговую базу, общие правила ведения налогового учета, формы аналитического регистра учетности. Также необходимо внести в учетную политику методологические приемы и способы налогового учета.

Решение о изменении учетной политики принимайте с начала следующего налогового периода. Если вы вносите в учетную политику изменения для расчета налога на прибыль, к примеру, после реорганизации юридического лица, старый порядок уплаты налогов будет применяться до конца налогового периода.

Применяйте учетную политику, принятую предприятием, последовательно, из года в год. Необязательно новый приказ, чтобы изменить учетную политику. Для этого внесите дополнения и изменения в существующий приказ. Внесение корректив в учетную политику разрешается в случае: изменения законодательства либо нормативных актов бухгалтерского учета, разработки фирмой новых методов ведения бухучета, существенных изменений условий деятельности фирмы.

Источники:

  • как внести в 1с изменения

Учетная политика предприятия закрепляется на основе финансового документа, регулирующего производство бухгалтерских услуг. В соответствии с ним в организации устанавливается определенные внутренние правила учета.

Инструкция

Ознакомьтесь с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященного формированию учетной политики. Обычно акт об изменении учетной политики составляется для установления последовательности и других особенностей расчетов различных видов. Сюда относятся такие операции, как первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение экономической деятельности предприятия.

Приступите к написанию документа, обозначив его название как «Локальный акт об изменениях в учетной политике (название предприятия)». Дополните титульный лист датой составления акта и его порядковым номером. Утвердите список документов предприятия, в которые будут внесены изменения. Обычно к ним относятся рабочие планы бухгалтерского учета, формы внутренней отчетности и первичной учетной документации, акт о порядке инвентаризации, акт об оценке видов обязательств, правила документооборота, правила обработки учетных сведений и другие.

С 1 января 2019 года государственные (муниципальные) учреждения будут применять ФСБУ «Учетная политика». Разъяснения по использованию данного стандарта приведены в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. О нормах этого документа поговорим в предложенном материале.

Целью разработки ФСБУ «Учетная политика» является обеспечение единства системы требований:

    к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет);

    к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская отчетность).

Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением).

Документы, используемые при формировании учетной политики

В пункте 4 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480 приведено определение понятия учетной политики, согласно которому учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Субъект учета формирует учетную политику исходя , отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций. При формировании учетной политики субъект учета руководствуется:

    законодательством РФ;

    ФСБУ «Учетная политика»;

    иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя .

Установление требования о соответствии положений учетной политики учреждения положениям учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на наш взгляд, свидетельствует о том, что составленную учетную политику необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, во избежание противоречий и несостыковок. Схожие положения учетной политики как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, так и всех его подведомственных учреждений приводят к единообразию бюджетного учета активов и обязательств РФ, операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Тем самым достигаются цели разработки ФСБУ «Учетная политика».

Оформление учетной политики

По нашему мнению, важным является содержащееся в Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 пояснение, касающеесяоформления документа, названного учетной политикой. В нем сказано, что выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции субъекта учета (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства). То есть учетная политика может быть утверждена приказом, распоряжением и т. п. При этом может использоваться любой из существующих способов ее утверждения (либо издается отдельный акт, либо на титульном листе учетной политики ставится гриф «Утверждено» за подписью руководителя субъекта учета).

При этом допустимо формирование учетной политики как путем принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты соответствующих положений (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета, в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Состав положений документов учетной политики

При формировании учетной политики важно, чтобы она соответствовала требованиям нормативных актов, в частности, п. 6 Инструкции № 157н, п. 9 ФСБУ «Учетная политика». В этих пунктах установлен обязательный состав положений документов учетной политики. Отметим, что информация, приведенная в вышеназванных пунктах, схожа. В них, в частности, сказано, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) рабочий , содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, других документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным ФСБУ «Концептуальные основы».

Информация, отражаемая в учетной политике

Как было отмечено выше, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Разрабатывая учетную политику, субъект учета отражает в ней выбранный им метод ведения бухгалтерского учета. Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/62480). Часто субъекты учета, разрабатывая свою учетную политику, переписывают положения Инструкции № 157н, а после утверждения ФСБУ – еще и положения стандартов. Понимая это, Минфин в вышеназванном письме отметил, что так делать не нужно. Зачем в учетной политике отражать нормы, которые и так безоговорочно должны выполняться в силу норм законодательных актов? В частности, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

    при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

    на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

    основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Положения документов учетной политики должны содержать нормы, в отношении применения которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета. В этом случае субъекту учета необходимо выбрать конкретный метод учета факта хозяйственной жизни и установить его в учетной политике. Если законодательными актами не предусмотрен метод ведения бухгалтерского учета, субъект учета разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Приведем примеры.

Пример 1.

Казенное учреждение достаточно часто сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить справедливую стоимость актива для отражения в учете. ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

В учетной политике учреждения устанавливается, каким методом будет пользоваться комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при определении справедливой стоимости актива.

Пример 2.

ФСБУ «Основные средства» установлено три метода начисления амортизации на объекты основных средств: линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Метод начисления амортизации выбирается субъектом учета исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

В учетной политике учреждения устанавливается один из указанных методов начисления амортизации, применяемых для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Так, для здания может быть предусмотрен линейный метод начисления амортизации, а для объектов основных средств, которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – метод начисления амортизации пропорционально объему продукции.

Продолжим рассматривать целесообразность установления в учетной политике применения разных методов начисления амортизации на примере.

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится автомобиль стоимостью 820 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования объектов, включенных в данную амортизационную группу, составляет от трех до пяти лет. Учетной политикой учреждения установлено, что в отношении объектов основных средств применяется максимальный срок, используемый для группы основных средств, в которую входит данный объект имущества. Объект был принят к учету в 2017 году. Исходя из норм действующего законодательства, на момент принятия объекта к учету применялся линейный метод начисления амортизации. С 1 января 2018 года учреждение вправе выбирать и использовать другие методы начисления амортизации, в частности, пропорционально объему продукции. В качестве измерителя объема продукции выступал пробег автомобиля. Показатели для выбора оптимального метода начисления амортизации были отражены в таблице:

Метод начисления
амортизации

Срок полезного
использования

Балансовая стоимость объекта, руб.

Предполагаемый пробег
автомобиля в 2018 году

Годовая сумма
амортизационных
отчислений, руб.

Размер ежемесячных
амортизационных
отчислений, руб.

Линейный

5 лет
(60 месяцев)

164 000
(820 000 руб. / 5 мес.)

13 667
(164 000 руб. / 12 мес.)

Пропорционально объему продукции

2 750 км (показатель взят из данных 2017 года), общий пробег – 33 000 км

68 333
(2 750 км х 820 000 руб. / 33 000 км)

Из таблицы видно, что при использовании метода начисления амортизации пропорционально объему продукции автомобиль будет полностью самортизирован позднее, чем при использовании линейного метода. Для учреждения в данной ситуации выгоднее применять линейный метод начисления амортизации.

Рассмотрим ситуацию, когда в учетной политике прописывается порядок принятия к учету обязательств.

Пример 4.

Казенное учреждение является плательщиком налога на имущество. Обязательство по уплате налога возникает с момента его начисления (размер налога определяется по завершении налогового периода – квартала, года). При этом в законодательных актах не сказано, на основании какого документа производится принятие обязательства по налогу на имущество, и не обозначен срок отражения принятого обязательства в учете.

В учетной политике учреждения может быть установлено, что признание обязательств по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации, декларации по налогу на имущество, которые признаются первичными учетными документами по начисленным налоговым платежам. На основании налогового расчета, декларации составляется бухгалтерская справка (ф. 0503833), которая принимается к учету. Обязательство по уплате налога принимается к учету в финансовом году, в котором сформирован налоговый расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет учета плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

    очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

    текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является , формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), следовательно, признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующем за отчетным годом (в году формирования налоговой декларации), с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательств);

б) в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательств) либо очередного финансового года.

Случаи изменения учетной политики

ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а также случаи, которые не расцениваются в качестве изменения учетной политики. Не все содержащиеся в данном стандарте случаи понятны для применения. В Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 на примерах рассмотрены особенности использования таких случаев. Итак, изменение учетной политики возможно:

1) когда изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, когда повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;

3) если существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Пример 5.

Ранее учреждение применяло метод учета материальных запасов по средней фактической стоимости, а со следующего года оно будет применять метод их учета по фактической стоимости каждой единицы.

Изменение метода учета материальных запасов является изменением учетной политики.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменением учетной политики не считаются:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни , которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни , имевших место ранее . В частности, не будут признаны изменением учетной политики:

а) установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):

    операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации зарплатных проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

    операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

    объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые .

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются, начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики

Изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей отчетности. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) (п. 6 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480).

Пример 6.

Казенное учреждение изменило метод начисления амортизации на объект основных средств.

Пунктом 61 ФСБУ «Основные средства» установлено, что при смене метода начисления амортизации сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению стандарта) не пересчитываются, но корректируются входящие остатки по счетам бухгалтерского учета. Корректировка входящих остатков на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. 0503130) производится по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Изменение показателей баланса дополнительно отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда осуществить оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В завершение предлагаем в форме схемы отразить основные рассмотренные моменты.

В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.

Чем руководствоваться при формировании учетной политики?

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует учетную политику в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами. В настоящее время разработаны только проекты отдельных федеральных стандартов (например, «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), которые даже в случае их утверждения будут применяться лишь с 2018 года. В связи с этим автономное учреждение при разработке учетной политики на 2017 год должно в первую очередь руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, инструкциями № 157н, 183н , в ней необходимо учесть отраслевые особенности структуры учреждения, а также выполняемые им полномочия (Письмо Минфина РФ от 17.08.2016 № 02‑07‑10/48198).

При этом, как отметил Минфин в названном письме, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Кто должен формировать учетную политику?

В силу п. 6 Инструкции № 157н принятая автономным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. При этом действующие нормативные акты не дают ответа на вопрос, кто из специалистов организации должен разрабатывать учетную политику. Между тем, как следует из п. 5 проекта федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетная политика должна формироваться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения.

В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как внести изменения в учетную политику?

Отметим, что данная процедура строго регламентирована. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета формируется один раз - при создании учреждения. Однако Закон о бухгалтерском учете допускает ее изменение при возникновении указанных в п. 6 ст. 8 данного закона обстоятельств:
  1. изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.

Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Какие изменения необходимо внести в учетную политику?

Во-первых, Приказом № 209н вводятся новые счета в План счетов :

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;

0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.

Содержание операции Дебет Кредит
Дополнение корреспонденции счетов по НДС
Выделена сумма НДС по перечисленному авансу 0 210 13 000 0 210 12 000
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) 0 303 04 000 0 210 13 000
Дополнение корреспонденции счетов по выпадающим доходам
Начислена неустойка, предъявленная в адрес контрагента, согласно условиям государственного контракта 0 209 40 000 0 401 10 140
Отражены выпадающие доходы в виде списания суммы неустойки согласно Приказу Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н 0 401 10 174 0 209 40 000

Кроме корреспонденции по новым счетам, Минфин вводит корреспонденцию по другим операциям, которых ранее Инструкция № 183н не содержала. Поэтому стоит обратить внимание на порядок отражения следующих операций:

  1. расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
  2. расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
  3. расчеты по компенсации расходов учреждения;
  4. изменение кадастровой стоимости земельных участков;
  5. отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.
Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:

1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).

3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота , технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

В каких случаях можно дополнить учетную политику?

Отметим, что ответ на этот вопрос не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, в настоящее время есть в п. 10 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, представленным в названном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличаются по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации. Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности автономного учреждения появляется что‑то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего правила учета в ней не установлены.

Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

Какие положения учетной политики можно подкорректировать?

В данном разделе статьи мы рассмотрим отдельные рекомендации Минфина, которые он давал в течение 2016 года и на которые главному бухгалтеру следует обратить внимание, а в случае необходимости внести в учетную политику организации.

Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):

  • при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
  • при отражении фактических затрат рабочего времени.
Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.

Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.

Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц - сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует преду­смотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.

Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.

В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).

Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.

Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.

Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).

Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика - это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:

  • при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.

В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.