Что такое архангельский собор. Архангельский собор кремля. Собор до и после революции

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Алевиз Новый
Координаты: 55°45"00.6"N 37°37"04.5"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Архангельский собор или собор св. Архистратига Михаила (в древности имевший ещё одно название: «церковь св. Михаила на площади»), который является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля , испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

История строительства Архангельского собора Московского Кремля

Согласно всем историческим данным, Архангельский собор ведёт свою историю с 200-х годов 13 века.Ученые с большой долей уверенности считают, что его деревянный предок «возник» во время, когда на княжеском престоле правил Михаил Хоробрит - брат Александра Невского . Во время его княжения, Москва того времени насчитывала всего 2 церкви, и Архангельский собор был одной из них. Короткое правление Хоробрита объясняется его преждевременной смертью в бою с литовцами.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Однако похоронен он был в Успенском соборе во Владимире . После этого практически всех Московских князей хоронили только в соборе св. Архистратига Михаила.

Архангельский собор Ивана Калиты

Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье - неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления от него князь Московский Иван Калита дал обет возвести храм. В то время количество церквей в Москве прибавилось - были уже построены храм св. Иоанна Лествичника, Успенский собор и храм Спаса на Бору. К этой троице прибавился и Архангельский собор, построенный из камня. К сожалению, у историков насчёт этого храма имеется очень мало сведений - достоверно известно, что храм возведён летом 1333 году, а освящен - в сентябре того же года.

Вид на собор с запада

Также известно, что в том храме были достроены приделы, названные в честь святых, имена которых соответствовали именам сыновей князя: Андрея Критского и Симеона Столпника. Кстати, сыновья Калиты были захоронены в том же Архангельском соборе. Также точно известно, что в 70-х годах 15-го столетия храм пополнился ещё двумя приделами Воскресения Господня и апостола Акилы. Эти приделы были построены из дерева, и они сильно пострадали во время крупного пожара 1475 года, который охватил весь Московский Кремль.

Однако уже в 1481 году приделы Воскресения Господня и Акилы-апостола было решено заменить на каменные. Буквально через год работы по реконструкции были выполнены и в сентябре того же года приделы были освящены. Трудно что-либо говорить о месте возведения обновлённых приделов из камня, так как совершенно неизвестно расположение прежних пределов из дерева и тем более не известно, были ли построены новые приделы на месте старых.

Вид на собор от Благовещенского собора

Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III

Под конец правления Московского князя Ивана III собор св. Архистратига Михаила обветшал настолько, что встал вопрос об его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события - сильного удара молнии в 1450 году. Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый. Дожить до конца строительства ему не удалось, а похоронен он был в только что начавшем строиться новом Архангельском соборе. Довел дело до финального конца его прямой наследник - сын и князь Василий III. Храм, построенный под его началом, благополучно дожил до наших дней.

Интересным моментом в истории постройки нового собора является приглашение для этой цели архитектора из Милана Алевиза Фрязина, в то время считавшимся авторитетным мастером . Основными архитектурыми элементами в версии «фрязинского» собора стало традиционное пятиглавие - точно такое же, какое использовал Фиорованти при постройке Успенского собора, и крестово-купольная система с полуциркульными сводами.

Вид собора с Соборной площади

Также в соборе присутствуют характерные для эпохи Ренессанса архитектурные элементы светского толка. При строительстве Архангельского храма использовался белый камень, высота собора состаляет - 21 метр.

Дальнейшая история Архангельского собора Московского Кремля

Приблизительно в 60-х годах 16 века собор был покрыт художественной росписью. Но фрески того времени сохранились только в одном месте: усыпальнице Ивана Грозного. Следует отметить, что росписью Архангельского собора занимались профессионалы своего дела - хорошо известные на то время живописцы и мастера-украшатели Оружейной палаты: Я. Казанец, С. Ушаков, С. Резанец и другие .

Войдя через главный вход собора можно увидеть мастерски написанное на северо-западном столбе изображения Василия III.

Гробницы царей и князей в Архангельском соборе Московского Кремля

Всего в соборе, который является по сути усыпальницей русских правителей, насчитывается 46 гробниц московских князей и царей. Не похоронены в Архангельском соборе были только князь Даниил Александрович (его останки покоятся в Даниловом монастыре), брат Ивана Калиты Юрий Данилович и Борис Годунов. Также в соборе был захоронен умерший от оспы в первой половине 18-го века царь Петр II.

В 30-х годах 17-ого века все старые надгробия были обновлены. С тех пор в соборе красуются кирпичные надгробия с белокаменными стенами, которые в начале 20 века были дополнительно накрыты футлярами из бронзы.

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля

Иконостас, который можно сегодня увидеть в Архангельском монастыре, датируется 1681 годом, а создала его артель профессиональных художников-иконописцев под началом И. Недоумова . Иконостас неоднократно подвергался художественной реставрации, наиболее серьезная работа в этом направлении была проделана во время начала отечественной войны, когда 1812 году Россия подверглась нападению наполеоновской армии. Кстати в то время собор был осквернен - внутри здания французы соорудили походную кухню для своего императора и продовольственные склады.

Купола собора

О главной иконе Архангельского собора Московского Кремля

Конечно же, главной иконой в Архангельском монастыре является старинная работа под названием «Михаил Архангел с житием» . Икона является самой древней из всех, на которых изображены сюжеты из жизни Архангела Михаила. По легенде инициатором создания этой иконы была вдова князя Московского Дмитрия Донского княгиня Евдокия. Ещё одним достопримечательным предметом старины является золотой потир, отделанный искусной чеканкой, резьбой, чернью и драгоценными камнями - он был подарен собору Ириной Годуновой в 1598 году.

Икона «Благодатное небо» также является одной из главных православных святынь собора. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом внутри сияния ярко-красного цвета.

Архангельский собор Московского Кремля в наши дни

Начиная с 1955 года и до наших дней на территории Архангельского собора работает

Храм, освященный в честь одного из архангелов: Архангельский собор (Москва) на соборной площади Московского Кремля. Архангельский собор (Нижний Новгород) Михайло Архангельский собор (Уральск) Архангельский собор (Рязань) Соборы в Архангельске:… … Википедия

В Кремле. Москва. Архангельский собор собор в, построен в 1505—08 (архитектор) на Соборной площади, на месте одноименного собора, воздвигнутого в 1333. Пятикупольный шестистолпный храм с узким, отделённым от него стеной помещением в… … Москва (энциклопедия)

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР - Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. История Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г.Достоверных… … Православная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор. Кафедральный православный собор Успенский собор Московского Кремля … Википедия

Координаты … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский собор (значения). Православный собор Храм Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву Покровский собор … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Казанский собор. Православный собор Казанский собор Собор Казанской иконы Божией Матери … Википедия

Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия

1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

Москва - столица России. Расположена на одноим. реке (притоке Оки), от к рой получила свое имя. Среди многочисл. этимологий наиб. вероятно выведение из балт. и слав. языков со знач. сырой, мокрый, влажный. Впервые упоминается как село 28 марта 1147,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Московский кафедральный Архангельский собор , Печать дозволяется, цензор священник Михаил Боголюбский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1880 года (издательство "Москва. Типография Л. Ф. Снегирева"… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: Книга по Требованию ,
  • , П.В. Хавский , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1862 года (издательство`Москва`). В… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Московский кафедральный Архангельский собор или историческое исследование о родословиях св. мученика князя Черниговского Михаила ,

Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома.

История

Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что 1-я деревянная ц. в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем (братом св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского), к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев.-Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода.

Первым достоверным сообщением об А. с. является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии.

В 1471 г., после победы войск вел. кн. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля), к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, в 1481-1482 гг. к А. с. были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями.

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал.

Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы.

Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

Предполагают, что через неск. лет после окончания строительства с зап. и сев. сторон к А. с. была пристроена крытая паперть. Существует предположение о строительстве и с юж. стороны собора паперти, примыкавшей к вост. стене кирпичной палаты с погребом Казенного двора. В сер. XVI в. к сев. боковым апсидам с вост. стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы - возможно, наиболее ранний памятник обетного строительства Иоанна IV Васильевича Грозного после завоевания Казани. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Исследования собора 2000-2001 гг. показали, что существующая юж. галерея, возможно, появилась в XVII в.

Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны зап. и сев. паперти (1749-1750), полностью перестроен юж. придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в сер. XVIII в. с юж. стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у сев. портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей А. с.

В наст. время нет никаких свидетельств о росписи собора при Василии III. Существует гипотеза о том, что она не предполагалась при первоначальной ордерной декорации интерьера. Очевидно, впервые собор был расписан уже при Иоанне IV в 1564-1565 гг.- фрески этого времени сохранились в лоджии над зап. входом и в юж. предалтарии. Существующие ныне росписи в основном относятся к сер. XVII в. (закончены к 1666). В их создании участвовали 92 мастера, среди к-рых С. Ушаков , С. Резанец , Ф. Зубов , Ф. Козлов, И. Филатов , Г. Никитин . За исключением неск. новых сюжетов, мастера полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в. Примечательной частью стенописи является галерея условных портретов вел. и удельных князей и царей, погребенных в соборе, а также их предков - вел. князей владимирских. Росписи А. с. могут быть включены в круг программных произведений, созданных по заказу царя Иоанна IV в сер. XVI в., в к-рых нашла выражение концепция власти правосл. царя, в частности представления о помощи арх. Михаила рус. князьям, о княжеском подвиге в защите веры, о царском родословии.

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от к-рого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Существующий ныне иконостас изготовлен царскими резчиками в 1679-1680 гг., к этому же времени относится и большинство икон. Наиболее древним следует считать храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», к-рый датируется рубежом XIV-XV вв. Также в местном ряду находится список 2-й пол. XVI в. чудотворной иконы Благовещение «Устюжское» , привезенной Иоанном IV из Новгорода. Иконы верхних ярусов иконостаса мало исследованы, нек-рые написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 г. и старше. Своеобразным памятником Большого Собора 1666-1667 гг. , разрешившего резное изображение «Страстей Господних», является Распятие Господне, с предстоящими, венчающее верхний ряд иконостаса (расписано Ф. Зубовым и М. Милютиным). Во время Отечественной войны 1812 г . иконы первых 2 ярусов иконостаса были выломаны и использовались франц. солдатами как скамейки и кровати, оклады и украшения с икон были украдены. После освобождения Москвы, в кон. 1812 - нач. 1813 г., убранство собора было обновлено, во всем нижнем ярусе иконостаса и в средней части др. ярусов гладкие колонны заменены на резные, изготовлены резные царские врата.

В летописях и документах XVI-XVII вв. в А. с. упоминаются приделы во имя прп. Симеона Столпника, свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Лествичника, ап. Акилы, блж. Иоанна Милостивого, в честь Обновления храма Воскресения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Покрова Богородицы. Престолы Воскресения и ап. Акилы перенесены из собора 1333 г., когда появились др. престолы, достоверно неизвестно. То обстоятельство, что прп. Симеон Столпник и свт. Андрей Критский были небесными покровителями сыновей Иоанна Калиты, вел. кн. Симеона и Андрея, позволяет предположить, что престолы в честь названных святых были устроены еще в XIV в. Придел во имя прп. Симеона Столпника упоминается уже в 1507 г., и о его местоположении внутри собора есть точные указания: он размещался в юж. апсиде. Неизвестно, какие именно приделы находились в др. предалтариях и на хорах, в вост. стене к-рых сохранились апсиды для 4 престолов.

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт.

Реставрация и возобновление богослужений

В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками. В 20-х гг. ХХ в. разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию зап. входа в собор, а также кирпичный портик у сев. портала. В 1929 г. в погреб, находящийся к югу от А. с., были перенесены саркофаги с останками вел. княгинь и цариц из разобранного собора Вознесенского мон-ря. В 1930-1934 гг. реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования. В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. А. с. был обмерен (А. И. Власюк). В 60-х гг. XX в. продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время к-рых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под рук. В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса - в 1979-1980 гг. В 2000-2001 гг. проводились исследования помещений над хорами и для священнослужителей, погреба Казенного двора. В 1955 г. был открыт свободный доступ в музей А. с. 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения, первое богослужение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

Погребения

Как располагались погребения в храме 1333 г., неизвестно. В 1505 г. в связи с разборкой ветхого собора княжеские гробы были вынесены и 3 окт. 1507 г. внесены в новый храм. Расположение погребений имеет достаточно четкую структуру, соответствующую, как считали нек-рые исследователи, средневек. эсхатологическим представлениям, а также концепции самодержавной власти. Вдоль юж. стены - традиц. места захоронения князей - расположены великокняжеские погребения. От них отделены погребения удельных князей, положенных вдоль зап. стены собора. У сев. стены хоронили опальных князей, убитых по приказанию московских властителей (кн. Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь.

Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей).

Чертеж В. Соколова, М. Кацнера (из кн. И. Л. Бусевой-Давыдовой "Храмы Московского Кремля: святыни и древности". М., 1997. С. 126-127)


Чертеж В. Соколова, М. Кацнера (из кн. И. Л. Бусевой-Давыдовой "Храмы Московского Кремля: святыни и древности". М., 1997. С. 126-127)

Захоронения в А. с., не имевшем подклета или подвала, производились прямо под полом собора, на небольшой глубине. С кон. XVI в. над нек-рыми из них могли существовать кирпичные надгробия, в XVII в. они были установлены над всеми погребениями, в нач. XX в. их покрыли медными чехлами. С великокняжескими и царскими погребениями связывают появление в А. с. икон с изображениями нашедших здесь упокоение московских государей. Наиболее известна и изучена (реставраторы А. А. Горматюк и В. Занозин) икона, на к-рой вел. кн. Василий III предстоит свт. Василию Великому (исп. Василию Парийскому?) (в наст. время в ГИМ). Ее датировка колеблется между 30-ми (Горматюк) и 60-70-ми гг. XVI в. (И. Л. Кызласова, Т. Е. Самойлова). Подобные надгробные иконы устанавливались в XVII в. рядом с могилами царей из рода Романовых (напр., парный образ Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича). Полагают также, что в XVII в. существовал обычай после смерти члена царствующего дома переносить икону его небесного покровителя из Благовещенского собора в А. с., благодаря чему над погребениями царей и царевичей из рода Романовых составились надгробные иконостасы из образов тезоименитых им святых.

В А. с. открыто почивают мощи св. мч. царевича Димитрия Угличского, поставленные в соборе в 1606 г. под сделанной тогда же каменной сенью у среднего сев. столба. В 1774 г. из Сретенского собора Кремля в А. с. были перенесены мощи святых кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора . Они покоятся в раке, стоящей в жертвеннике, за иконостасом, у сев. стены собора.

А. Л. Баталов

А. с. в церковном обиходе московских вел. князей и царей

В XIV-XV вв. в храме происходило «целование креста» великими и удельными князьями при заключении договоров, иногда совершалось поставление Новгородских владык. Начиная с XVI в. А. с. играл важную роль в коронационных и брачных торжествах членов правящей династии, значимой частью этих торжеств были молебны у могил предков. При коронации Лжедмитрия I произошло беспрецедентное изменение обряда: шапка Мономаха была возложена на самозванца в А. с. перед могилами его мнимого отца царя Иоанна IV и мнимого брата царя Феодора Иоанновича.

Указом царя Иоанна IV причту А. с. вменялось в обязанность «по прародителем и родителех панихиды петь и литургии служить». Круг заупокойных богослужений оговаривался в жалованных грамотах собору, поминальные богослужения подробно описаны в статейном панихидном списке 1570/71 г. (Исторические акты ярославского Спасского монастыря. Дополнения: Книга кормовая. М., 1896. С. 1). На панихиды и заздравные столы приглашались все высшие иерархи, находившиеся в Москве, настоятели мон-рей, протопопы московских соборов и попы дворцовых сел со всеми причтами. По документам XVII в. известен обычай принимать в дни поминания челобитные, оставлявшиеся просителями на гробницах царских родителей, никто, кроме монарха, не имел права собирать эти жалобы. Московские государи посещали собор в день храмового праздника 8 нояб., в день памяти царевича Димитрия 15 мая, в последние дни сырной седмицы и на Страстной седмице; на Пасху, христосуясь с почившими, приносили крашеные яйца. Цари молились перед святынями храма, отправляясь на войну и в дальние поездки. В день престольного праздника придела во имя Симеона Столпника (1 сент.) в А. с. совершался чин новолетия (см. Новый год), на площади у сев. входа в собор служился молебен.

Причт

Несмотря на то что сведений о численности клириков собора в ранних документах нет, можно предположить, что причт уже в XIV в. был многочисленным, поскольку в соборе, по-видимому, было неск. приделов. В XV-XVI вв. в причте А. с. состояли протопоп, неск. священников, диаконы.

В духовной грамоте вел. кн. Иоанна Иоанновича (ок. 1358) выделяется руга Благовещенской и Архангельской церквам Московского Кремля - право собирать торговую пошлину (Духовные и договорные грамоты. С. 16, 19), аналогичное пожалование зафиксировано в 1-й духовной св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского (Там же. С. 25). Сведения о пожаловании руги в XV - 1-й пол. XVI в. не сохранились. Объем и порядок выплаты ружного жалованья были установлены не позднее 80-х гг. XVI в. В XVII в. ежегодные денежные выплаты были стабильными, они производились приказом Большого прихода из средств, полученных в основном при сборе московских таможенных, померных и мытных пошлин с торговых мест, погребов и др. оброчных статей. Среди соборян ружные деньги распределялись след. образом: протопоп получал 12 р. 17 алтын, ключарь - 9 р. 16 алтын, 5 попов - по 7 р. 14 алтын и 1 деньге каждый, диакон - 6 р. 23 алтына и 2 деньги, 2 диакона и псаломщик - по 5 р. 4 алтына каждый, кутейный поп - 3 р., 2 пономаря - по 2 р. каждый. Кроме того, протопопу, ключарю, попам и диаконам дополнительно выплачивались в счет праздничного оброка, «выборных», на просвиры и за ежедневную поминальную службу по царевичу Иоанну Иоанновичу в год 28 р. 10 алтын и 3 деньги.

В 1597-1742 гг. в А. с. служили приписные архиереи - греч., груз. и рус. владыки, к-рые не управляли епархиями, но обязаны были совершать заупокойные богослужения по царским прародителям, похороненным в соборе. По месту служения эти архиереи титуловались «Архангельскими» и получали обеспечение за счет средств храма. Первым из них был архиеп. Арсений Элассонский . В 1744-1883 гг. А. с. был кафедральным собором Московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. Среди настоятелей А. с. в XVIII-XIX вв. были выдающиеся представители рус. церковной науки - протоиереи Петр Алексеев , Василий Кутневич , Николай Извеков . В 90-х гг. XIX в., когда настоятелем собора являлся широко почитавшийся в Москве прот. Валентин Амфитеатров , вокруг храма собралась многочисленная община духовных детей о. Валентина, собор прославился строгостью церковных служб.

Владения А. с.

В духовных грамотах вел. князей московских XIV в. сведений о земельных пожалованиях А. с. нет. Поскольку поминальные вклады первых вел. князей московских делались вещами и деньгами, есть основание предположить, что земельными владениями до XV в. А. с. не обладал.

Возможно, самое раннее земельное пожалование А. с. (села в Московском у.) отражено в завещании кнг. Елены Ольгердовны, вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича, составленном ок. 1433 г. (Там же. С. 72). В 1-й пол. 40-х гг. XV в. кн. Дмитрий Юрьевич Шемяка пожаловал собору в качестве поминального вклада по душам своих ближайших родственников с. Клемятино с деревнями в Боровском у. Много земель было вложено в собор царем Иоанном IV: в 1564 г. после смерти брата Юрия царь пожаловал с. Андроновское в Лисине стане Калужского у., в 1582 г., после убийства сына Иоанна Иоанновича, царь передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований собору - с. Завидово с 65 деревнями, 17 пустошами и 2 займищами в Клинском у. (в 1599-1615 селом и деревнями временно владел архиеп. Арсений), вкладом Иоанна IV по душе убитого царевича являлись также земельные владения А. с. в Юрьев-Польском у., состоявшие из с. Фролищи, 21 деревни, 1 селища и 6 пустошей. По жалованной грамоте 1585 г. царя Феодора Иоанновича подмосковное с. Святые Отцы (Всехсвятское), 2 деревни и 7 пустошей переданы собору за поминание его отца царя Иоанна Васильевича (в 1599-1615 селом временно владел архиеп. Арсений). Последние пожалования земель (с. Ильинское с 24 деревнями и 135 пустошами в Кашинском у.) были получены собором в 1645 г. от царя Алексея Михайловича как поминальный вклад по царю Михаилу Феодоровичу.

К сер. XVII в. обширные земельные владения А. с. находились в Боровском, Калужском, Кашинском, Клинском, Московском, Рузском и Юрьев-Польском уездах и являлись великокняжескими и царскими пожалованиями, а также вкладами удельных князей за поминание самих вкладчиков и их ближайших родственников. В XV - нач. XVII в. собор был освобожден от большинства налогов, протопоп с братией пользовались исключительно широким объемом податных льгот, к-рый может быть сравним только с привилегиями Троице-Сергиева мон-ря. Судебный иммунитет ограничивался изъятием из вотчинной юрисдикции дел о душегубстве, иногда о разбое и татьбе с поличным. Право собора на земельные владения было подтверждено жалованной грамотой императрицы Анны Иоанновны от 5 февр. 1737 г. В 1763-1764 гг. А. с. лишился своих вотчин, перешедших в ведение Коллегии экономии, к-рая на содержание 3 кремлевских соборов выплачивала 5868 р. (см. Секуляризация церковных имуществ).

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755).

Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918).

А. В. Маштафаров

Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. № 30/5; Ф. 154. Оп. 1, № 81; Ф. 196. Оп. 1, № 1736. Оп. 3, № 1510; Ф. 248. Оп. 1, № 781; Ф. 280. Оп. 3, № 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, № 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве № 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. № 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, № 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. № 33, карт. 61. № 1, 2.

Ист.: ПСЗ. Т. 9, № 6544. С. 263-277; ПСРЛ. Т. 8. С. 165, 181; Т. 12. С. 214; Т. 14. C. 96; Т. 18. С. 269; Т. 28. С. 69, 71, 89, 337, 338, 341; Т. 34. С. 241; Обзор документальных материалов ЦГАДА СССР по истории г. Москвы с древнейших времен до XIX в. М., 1949 [по указ.]; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950; Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов // Архивы России: Москва и С.-Петербург. М., 1997. С. 648-649; Грамоты из архива московского Архангельского собора / Подгот. С. М. Каштанов, О. И. Хоруженко // АЕ за 1997 г. М., 1997. С. 390-438; Маштафаров А . В . Жалованные грамоты кремлевского Архангельского собора // Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 23-51; Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов: XV - начало XVII в. М., 1998. С. 33-88, 435-440; Павлович Г . А . Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг: [Ладанные книги 1584/85, 1613/14, 1617/18, 1618/19 гг.] // Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 150. (Изв. Ин-та христианской культуры средневековья; Т. 1).

Лит.: Хавский П . Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862; Лебедев А . Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880; Извеков Н . Д . Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916. [Библиогр.]; Власюк А . А . Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132; Воробьев А . В ., Смыслова В . А . О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181; Сизов Е . С . Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177; Дмитриев Ю . Н . Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159; Сизов Е . С . Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174; он же . Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94; он же . К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Кучкин В . А . Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295; Федоров В . И . Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49; Подъяпольский С . С . Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.]; Свирин А . Н . Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281; Меркелова В . Н . Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.]; Брюсова В . Г . О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191; Сорокатый В . М . Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420; Сперанский М . Н . Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330; Вятчанина Т . Н . Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223; Панова Т . Д . Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122; Машнина В . С . Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89; Рыков Ю . Д . Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505; Щепкина М . В ., Протасьева Т . Н . Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21; Бусева-Давыдова И . Л . Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138; Горматюк А . А . Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138; Самойлова Т . Е . Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

В самом центре Московского Кремля расположена Соборная площадь , окруженная четырьмя соборами.
Самый крупный из них, Успенский, чуть меньше по размерам в плане - Архангельский, затем Благовещенский и Ризположенский. Если выточить из дерева макеты их наружных стен, то они могут быть вставлены друг в друга, как традиционная матрешка.
Сегодня на очереди рассмотрение Архангельского собора -
самого «заморского» по своей архитектурной отделке фасадов.
Как же смотрится этот «иностранец»?
В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505—1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор.

Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого -
Архангельский собор, Благовещенский собор и за ним БКД, справа - Грановитая палата.



Колоритная открытка XIX века …..

Для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.


Вид на Архангельский собор с западной стороны

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса - антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна.
Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон. Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.


План Архангельского собора

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.


Вид Соборной площади: Архангельский собор, справа - Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами и Грановитая палата.


Продольный разрез
Этот храм имеет четырехэтажный притвор с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Посмотрев на чертеж разреза здания, все становится понятным.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.


Интерьер собора, взгляд вверх….
Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.


Внутренняя планировка собора поражает количеством огромных саркофагов, которые занимают чуть не половину площади пола.

Интерьер светлый и свободный, и когда человек смотрит вверх, он ощущает определенный восторг, но вот эти саркофаги производят тягостное впечатление. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.
И туристы, прослушав подробные сообщения экскурсовода об этих надгробиях, спешат покинуть это интересное место и выйти на свежий воздух.


Поперечный разрез, совмещенный с разрезом через малую главу собора


Мощные контрфорсы поддерживают собор с южной стороны, где недалеко находится бровка Кремлевского холма.


Помимо основных апсид, собор дополнился еще несколькими, пристроенными позднее


Вид Архангельского собора с востока, со стороны апсид

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.
Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись и внешнего облика здания и его интерьеров.
Когда я фотографировал, вся восточная стена Архангельского собора была укрыта строительной сеткой, что означает новый виток реставрационных или ремонтных работ.

Литература и фото:
Литература по Кремлевским соборам настолько обширна, что даже список книг займет несколько страниц. В своей статье я привел только самые важные сведения.
Основные фотографии и сканирование исторических чертежей - выполнены автором .
Несколько фото привлечено из интернета.

Первоисточник в моем Блокноте ЖЖ -

В самом центре Московского Кремля расположена Соборная площадь , окруженная четырьмя соборами.
Самый крупный из них, Успенский, чуть меньше по размерам в плане - Архангельский, затем Благовещенский и Ризположенский.
Если выточить из дерева макеты их наружных стен, то они могут быть вставлены друг в друга, как традиционная матрешка.
Сегодня на очереди рассмотрение Архангельского собора , самого «заморского» по своей архитектурной отделке фасадов.
Как же смотрится этот «иностранец»?
В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505—1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор.

Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого -
Архангельский собор, Благовещенский собор и за ним БКД, справа - Грановитая палата.



Колоритная открытка XIX века …..

Для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.


Вид на Архангельский собор с западной стороны

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса - антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна.
Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон. Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.


В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.


Вид Соборной площади: Архангельский собор, справа - Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами и Грановитая палата.


Продольный разрез
Этот храм имеет четырехэтажный притвор с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Посмотрев на чертеж разреза здания, все становится понятным.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.


Интерьер собора, взгляд вверх….
Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.


Внутренняя планировка собора поражает количеством огромных саркофагов, которые занимают чуть не половину площади пола.

Интерьер светлый и свободный, и когда человек смотрит вверх, он ощущает определенный восторг, но вот эти саркофаги производят тягостное впечатление. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.
И туристы, прослушав подробные сообщения экскурсовода об этих надгробиях, спешат покинуть это интересное место и выйти на свежий воздух.


Поперечный разрез, совмещенный с разрезом через малую главу собора


Мощные контрфорсы поддерживают собор с южной стороны, где недалеко находится бровка Кремлевского холма.


Помимо основных апсид, собор дополнился еще несколькими, пристроенными позднее


Вид Архангельского собора с востока, со стороны апсид

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.
Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись и внешнего облика здания и его интерьеров.
Когда я фотографировал, вся восточная стена Архангельского собора была укрыта строительной сеткой, что означает новый виток реставрационных или ремонтных работ.

Литература и фото:
Литература по Кремлевским соборам настолько обширна, что даже список книг займет несколько страниц. В своей статье я привел только самые важные сведения.
Основные фотографии и сканирование исторических чертежей - выполнены автором .
Несколько фото привлечено из интернета.