Библиотечный урок. Писатели о природе. Презентация "Ступеньки в мир природы". Родная природа в произведениях русских писателей Экология в литературных произведениях сценарий мероприятия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тёпловская средняя общеобразовательная школа

Литературная гостиная

(Разработка внеклассного мероприятия)

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 класса

(стаж классного руководства 3,5 года).

2014 г.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Очарованье русского пейзажа»

Данное мероприятие разработано для учащихся 7 класса.

Целью мероприятия является введение учащихся в мир русской поэзии, воспитание любви школьников к русской природе, родному краю.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор учащихся о творчестве поэтов, художников, композиторов; познакомить детей с творчеством талантливых людей-земляков, выработать умение владеть речью.

Развивающие : развивать познавательные качества, творческие способности учащихся, формировать их мировоззрение;

Воспитательные: воспитывать любовь к русской природе, к родному краю, прививать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями искусства.

Оборудование :

1.Компьютер, мультимедийное устройство;

2. Презентация (Приложение 1;)

3.Фотографии с изображением природы;

4.Выставка рисунков «Природа глазами детей»;

5.Выставка картин художника-земляка;

6. Портреты поэтов.

Оформление:

Расставлены 4 стола, покрытые бархатной тканью, на столах - свечи. Окна закрыты тканью с изображением времен года. На стенах картины природы художника – земляка Хализова В.И., выставка рисунков «Природа глазами детей», фотографии родной природы в разное время года. На доске портреты поэтов и название внеклассного мероприятия. По ходу мероприятия показывается презентация, которая содержит изображение картин И.Шишкина «Иней», «Рябинка», «Февральская лазурь» И. Грабаря, А. Саврасова «Иней», « Оттепель», « Грачи прилетели», «Весна», «Радуга», «Первая зелень» Остроухова, «Сенокос», «Летом» А. Пластова, «Заросший пруд» В. Поленова и фотографии природы родного села.Презентация сопровождается музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Октябрь», А. Вивальди «Зима», «Времена года», «Лето», «Весна», романсом С. Есенина «Отговорила роща золотая», песней Э. Хиля «Березовый сок»). Цель презентации - эмоциональное воздействие, способствующее нравственному воспитанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

    Личностный рост;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Снижение эмоционального напряжения, улучшение эмоционального самочувствия;

    Развитие литературных способностей;

    Формирование интереса к работе «гостиной»;

    Создание творческого коллектива, способного работать в команде.

Ход мероприятия.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Выходят ведущие.

Ведущий 1 (Слайд 1). На фоне музыки : Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 3 Поэт Ф.И.Тютчев писал:

Природа – не слепок,

Не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ведущий 1 Не всем дано услышать этот язык. Понять его. Для поэтов, композиторов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

Люби зеленый скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей тенью,

Прохладу лип и кленов шумный кров-

Они знакомы вдохновенью…

Ведущий 2 Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие.

Звучит фрагмент произведения П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 3 Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух. Осень вплетает березам золото в кудри.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 1 Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения звучит сейчас.

Ведущий 2. (Слайды 2,3). Глядя на картины «Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь тютчевские строки.


(1 ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ведущий3 . Осень была любимым временем года А.С. Пушкина. В это время года он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали:они не мешали прогулкам верхом-единственному развлечению в это рабочее время – и поддерживали горячку поэтического труда. «Осень чудная, -писал он Плетневу, - и дождь, и снег, и по колено грязь».

Ведущий 1 . Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

(2 ученик читает отрывок стихотворения «Осень» А. С. Пушкина)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 2. Многие стихи легли в основу романсов. Вашему вниманию предлагается прослушать романс на стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

Звучит романс « Отговорила роща золотая…» (Слайд 4).

Ведущий 3. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

Ведущий 1. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 2. (Слайд 5) И в картине И. Шишкина « Иней». Ее зимние краски иссиня - голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни. Как всякое произведение искусства.

Ведущий 3 Всмотритесь внимательнее в картины, на которых изображена природа зимой, и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения, как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины. (Слайды 7,8).


Звучит музыка Вивальди «Зима».

Ведущий 1 Подлинными шедеврами являются стихотворения русских поэтов, посвящённые зиме.

(3 ученик стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимой»)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой .

(4 ученик читает стихотворение С. А. Есенин "Берёза")

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий 2 Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Ведущий 3. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

(Слайды 8,9,10,11).Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны.


Ведущий 1. Картины рассказывают нам о нежном цветении кустов, первой зелени, свежести весеннего дня.

Ведущий 2. Весна вдохновляла и поэтов.

(5 ученик читает стихотворение Е. Баратынского «Весна,весна! Как воздух чист!»)

Сценарий мероприятия на тему: «От экологии планеты к экологии души» (День Знаний в школе).

Литературная станция.

Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал, музыкальное сопровождение.

Действующие лица: Сова, Лесовичок, Шапокляк.

Сова встречает учеников, рассаживает (под звуки леса).

Ой, смотрите, ребята, Лесовичок сидит. Какой-то он грустный, наверное, что-то случилось. Давайте спросим у него.

Лесовичок, ты почему такой смурной?

Лесовичок : Как можно веселиться, если такое в лесу творится. Весь лес захламили. Обитатели леса жалуются. Вот письма пишут, помощи просят и защиты (читает письма).

    Кувшинка:

    Здравствуй, Лесовичок.

Прошу вас очень-очень: помогите!

Так относиться к нам нельзя.

Всё дно реки забито хламом,

Мелеет речка день ото дня.

Срывают нас и дарят мамам.

Мне страшно: защити меня!

    Я птица ласточка, узнали?

Ребята крылья мне сломали,

В гнездо мне камни набросали,

Потом как трусы убежали.

А лебеди – друзья мои,

Просили передать,

Что озеро их славное

Стало погибать.

Там плавают бутылки,

Пакеты там кругом,

Птицам очень плохо,

Засорили дом!

И таких писем очень много.

А вот ёще, посмотрите, что творят люди на земле. Смотрят видеоролик «Кем стали люди на Земле».

Стар я стал, не справляюсь со своими обязанностями. А тут вот всё ходют и ходют. Вот и эта дамочка наповадилась сюда ходить. Зверей обижает. Вчера бельчат обидела.

(появляется Шапокляк, напевает свою песенку «Кто людям помогает»).

Шапокляк: Они первые начали в меня шишки кидать. Я им ещё покажу.

Лесовичок: А ты, Совушка, зачем школьников сюда привела, они ведь безобразничать начнут.

Сова: Что ты?! Это я тебе помощников привела. Детки они хорошие, учатся хорошо, знают как себя вести в лесу.

Лесовичок : И книги читают?

Сова : И книги читают?

(Шапокляк смеётся).

Лесовичок: А мы сейчас проверим. Правила вежливости знаете?

1 задание. Из указанных предложений выбрать те, которые содержат правила вежливости.

Правила вежливости.

Много зелени – ешё вырастет!

(Шапокляк вмешивается, мешает ученикам, Сова делает замечания).

Лесовичок: Вижу, знаете вы правила вежливости.

Сова: Старичок-лесовичок, а ребята приготовили тебе подарки.

Лесовичок: Подарки – это хорошо.

(Дети читают стихи на тему «От экологии планеты к экологии души»). Дом.задание.

Лесовичок : Молодцы, радуете старика. Видно, вам не безразлична судьба матушки-Земли.

Шапокляк: Не спеши, дед, радоваться. Дай-ка я их проверю. Загадки мои пусть угадают.

2 задание. Загадки. Легенды о растениях.

4. Существует легенда, что когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии один из месяцев назван так же, как и это растение. (Вереск. Месяц Верасень)

Сова: Молодцы, ребятушки, не подвели меня. А сейчас давайте еще порадуем Лесовичка, расскажем ему сказки.

(Дети инсценируют сказки).

Лесовичок: Действительно, порадовали старика. Помощники из вас будут хорошие. Давайте и я с вами поиграю.

3 задание. Первая группа: Собирают пазлы, отвечая правильно на вопросы.

Вторая группа: «Экологическое лото» (собирают пословицы).

Зима без снегу –

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Третья группа: Сочиняют четверостишия.

(уважаем, охраняем, недаром, санитаром; защищаем, обещаем, сохраним, не дадим; эту, планету, цветут, уют; реки, сорняки, дружно, нужно).

Четвертая группа: «Предсказания» (по данному началу продолжить примету).

    Дым столбом... (к морозу).

    Длинные сосульки... (к затяжной весне).

    Комары начинают сильно кусать – к…(дождю).

    Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).

    Если рябина уродилась рясна, то зима будет …(суровая).

    Воробьи зимой расчирикались – к…(оттепели).

    Начинает цвести черёмуха – жди…(похолодания или ненастья).

    Некоторые цветы днём закрывают свои бутоны или сильнее благоухают – к…(ненастью).

    Ласточки летают низко – к…(дождю).

    Чайки сидят на воде – к…(хорошей погоде), а если ходят по берегу – к…(непогоде, ветру).

    Летом к ночи на траве роса, на небе много звёзд – назавтра день будет…(ясный).

Пятая группа: Чьи это строки?

1. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

3. Унылая пора!

Очей очарованье!

4. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

6. Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая,

Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

Так я роняю грустные слова.

(Шапокляк снова старается им помешать, Лесовичок и Сова радуются).

Сова: Ну что, Лесовичок, хороших я тебе помощников привела?

Лесовичок: Молодец, Совушка, спасибо тебе. Теперь мы точно сумеем лес наш в порядок привести (читает стихотворение).

«Давайте сохраним».

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа- мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н. Старшинов).

Спасибо, ребята. Ждём вас в гости. (Обращается к Шапокляк)

Шапокляк : А меня будете ждать? Я тоже хочу с вами подружиться.

Тетушка Сова и Лесовичок: Конечно, приходи. Друзьям мы всегда рады!

Подведение итогов. Рефлексия.

Приложения. 1. Видео «Кем стали люди на планете Земля» (ютуб)

2. Карточки с пазлами.

Приложение.

Чьи это строки?

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин

Кисти ярко-красные волнующих рябин.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая,

Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Правила вежливости.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.

Много зелени – ешё вырастет!

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Уважаем

охраняем

недаром

санитаром.

защищаем

обещаем

сохраним

не дадим.

эту

планету

цветут

уют.

реки

сорняки

дружно

нужно.

К плохой погоде:

- все цветы на лугу сильно пахнут (благоухают цветы сирени, жасмина, жел­той акации);

- ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

- куры купаются в пыли, воробьи на­хохлились;

- возле цветов желтой акации кружит­ся много насекомых;

- крот нагребает высокие холмики;

- одуванчик складывает свой пушис­тый зонтик.

К хорошей погоде:

- рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

- комары-толкунчики толкутся роем или столбом;

- поздно вечером сильно трещат куз­нечики;

- божья коровка, взятая на руку, быс­тро слетает;

- соловей поет всю ночь;

- птицы весело поют;

- раскрыты цветки кувшинки;

- оживленно воркуют голуби;

- паук усиленно плетет свою паутину.


Давайте посмеемся.

Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

Почему корова ложится? (Т.к. не умеет садиться)

Под каким деревом сидит заяц в дождь? (Под мокрым)

Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Он зимует на юге)

Может ли барсук залезть за шишкою на сук (Нет)

Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет у него языка)

Может ли тюлень пролежать на боку весь день? (Да, и не только он)

Может ли синица на крыше поселиться? (Да)

Может ли пчела ужалить осла? (Да, и не только его)

Может ли медведь танцевать и петь? (Да)

Зачем зайцу большие уши? (Чтобы лучше слышать).

Зачем страус голову в песок прячет? (От страха).

Какая птица оживляет настенные часы? (Кукушка)

Какой секретарь употребляет в пищу змей? (Птица - секретарь)

Экологическое лото”

Зима без снегу –

Март с водой, апрель с травой,

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Ответьте на вопросы:

    Из какого дерева изготавливают лыжи?
    Ответ: Береза

    У каких деревьев осенью листья красные?
    Ответ: У клена, рябины.

    Какие дрова самые жаркие?
    Ответ: Дубовые, березовые.

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
    Ответ: Клен

    Какое дерево чаще всего высаживают в городах?
    Ответ: Липу

    У какого дерева семена снабжены "парашютами"?
    Ответ: У тополя

    Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол?
    Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.

    Какое дерево на Земле самое высокое?
    Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты. С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.

    Цветы какого дерева называют "светофором"?
    Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток. (Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

Легенды о растениях.

1. Название этого красивого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов (гладиолус).

2. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка (шиповник).

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов (пион).

4. По легенде, когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии даже месяц назван так же, как и это растение (Вереск. Месяц верасень).

5. Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний напиток», а в Германии в честь его был праздник – День весны (фиалка).

6. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда» (астра).

7. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов (ромашки).

8. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши (василёк).

9. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай» (иван-чай).

ФИЛАРМОНИЯ ШКОЛЬНИКА

«Картины природы в поэзии, музыке, живописи»

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите. Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны. Можно совершить путешествие, не выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить замечательные художники, музыканты и поэты.

Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – шум дождя, шелест листвы, завывания ветра и целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и различных животных!

Природа – настоящий храм красоты. И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении, восхищались красотой родной природы, вдохновлялись на создание замечательных произведений.

Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)

Чтец:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас?
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим,
И, веря в торжество ее, – творим!

(О. Гаджикасимов)

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи. В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины. Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж приобрёл популярность в то время, когда активно развивалась промышленность, когда всё больше людей переселялись в город. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Природа величава, прекрасна, богата и такие выдающиеся мастера кисти, как Левитан, Саврасов, Шишкин, и многие другие, изображали родную природу в разных состояниях в разное время года и суток: в глубоком сне зимы, в радостном весеннем пробуждении, когда, как молоком облитые, стоят сады вишневые, в истоме лета, в печали осени.

Слайды с осенними пейзажами

Осень

Чтец:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И. Левитана

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин.

Слайд «Осенний день. Сокольники»

«Осенний день. Сокольники» - первая картина Левитана, на которой он изобразил осень.

Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю жёлтыми, золотыми, коричневыми листьями. Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в чёрном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображён человек.

Слайд «Золотая осень»

Пожалуй, наиболее популярна среди всех работ отличающаяся необыкновенной яркостью.

Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы. Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

( И. А. Бунин)

Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку, особенно музыку Петра Ильича Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность.

Слайд с портретом П.И. Чайковского

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Сейчас мы прослушаем пьесу - элегию «Осенняя песнь».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Чтец:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Зима

Слайды с зимними пейзажами

Чтец:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И.Э. Грабаря

Нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин И.Э. Грабаря. Он вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Игорь Грабарь - замечательный художник, выдающийся реставратор, неутомимый исследователь, музейный деятель. Более 60 лет он создавал свои полотна.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир - он всегда стремился запечатлеть его в красках. И. Грабарь открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. Художник очень любил изображать иней. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. «Не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

Слайд И. Э. Грабаря «Иней»

Настоящий зимний праздник! Берёзы, горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола, ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую. Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба.

Чтец:

Чародейкою Зимою

Околдован , лес стоит -

И под снежной бахромою ,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

( Ф. И. Тютчев)

Слайд « Февральская лазурь»

Перед вами репродукция знаменитой картины "Февральская лазурь".
Во время одной из своих обычных утренних прогулок Грабарь был поражён праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

В то необычайное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого жемчужных берёз и сапфировых теней на белом снегу. Я стоял около дивного экземпляра, берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять…Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз - "плакучую" её разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" берёза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении видеть его очарование сказалось радостное восприятие художником природы России. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. В картине художник наносил мазки плотным слоем, благодаря чему выявились и объём у стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Автору удалось передать всю градацию голубого цвета - от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радостными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник не сразу пришёл к названию своей картины.
Он обдумывал варианты
"Лазоревый февраль", "Конец февраля". И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - "Февральская лазурь".

Весна

Наступает весна – и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами, обновлено дыханием весны. Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым

Слайды с весенними пейзажами

Чтец:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!”

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Фёдор Тютчев)

Слайд с портретом А.И. Сасрасова

Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали весеннюю природу. Один из них – Алексей Кондратьевич Саврасов . Кому не знакома эта бесконечно близкая и понятная каждому картина пробуждающейся природы.

Слайд «Грачи прилетели» А.И. Сасрасова

Более 100 лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении.

На первом плане картины – грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. В пасмурном небе идет борьба весны с зимой. Вот-вот пойдет снег.

Много воды. Снег рыхлый, тает. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого цвета. Настроение тревожное. Даже неуютно.

В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны. Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.

На картине Саврасова изображён конец марта. А этот случай был в апреле.

Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле».

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Убирайся вон, задира,

Просвистел ему скворец.

Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей,

Прочирикал воробей.

Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай. Мой клюв остёр

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Петя вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

Я, друзья сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Петя слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди . Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

Звучит «Весна» Антонио Вивальди Цикл «Времена года»

Лето.

Слайд с портретом И.А. Шишкина

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения выдающегося художника, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь и родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Шишкин. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин художника – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.

Слайд «Рожь» И.А. Шишкина

«Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи.

Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее, не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл.

Чтец:

Рожь, рожь… дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край,

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула, хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды,

Вагоны, состава хлеба

Над землей.

( А. Т. Твардовский)

А сейчас мы хотели бы показать вам еще картины Ивана Шишкина посвященные лету.

Слайды с пейзажами И. А. Шишкина

Чтецы:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

( Николай Рыленков)

Слайд «Утро в сосновом лесу» И. А. Шишкина

«Утро в сосновом лесу» одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.

Послушайте в исполнении Чистяковой Насти песню про такого же медвежонка, как на картине «Ай я жу-жу».

Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины. Чтобы ответить на это задание поэта Бромлея:

Чтец:

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета
зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри какого цвета
Огромная планета.

И сейчас для вас будут танцевать «Веселые карандаши» в исполнении младших классов хореографического отделения

Мы надеемся, что картины, прозвучавшие стихи, музыка, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.

Спасибо за внимание!


Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе, автор Г.С. Меркин)
Цели:предметные: знакомство обучающихся с произведениями поэтов, художников и композиторов 19 века о родной природе, формирование умений анализа стихотворений, навыка различения художественно-изобразительных средств, использованных автором
личностные: формирование у обучающихся таких нравственных качеств, как любовь к родной природе, чувство прекрасногометапредметные результаты: регулятивные: проявление познавательной активности в коллективном сотрудничестве;коммуникативные: выразительное репродуцирование стихотворного произведения, правильное использование речевых средств во время изложения информации;познавательные: способность осознанно строить речевые высказывания. Тип: внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса.Обеспечение:
презентация репродукций картин знаменитых художников на тему «Родная природа»;
подборка аудиозаписей музыкальных произведений о природе (в частности, П.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»)
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство.
Ход мероприятия.
(Подготовительные мероприятия:Предварительно учащимся дано задание подготовить чтение наизусть стихотворения о природе поэта 19 века (на выбор)(По ходу записывать названия стихов и имена их авторов).
Вступительное слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Попробуем и мы научиться по-настоящему видеть, слышать и понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны. Для этого мы познакомимся с произведениями русских художников, композиторов и поэтов, увидим их мастерство в создании образа Родины.
ТРЕК 1
(Звучит музыка. Появляется Ее Величество Природа)Природа: Здравствуйте, ребята! Я Природа.
Прекрасен окружающий нас мир. Что же составляет эту красоту? Это и дремучая тайга, и безбрежность моря, и бесконечные просторы полей, и наши кудрявые сопки, и речки и озера, в которых вы так любите плескаться летом. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Много красивых пейзажей изобразили в своих произведениях поэты 19 века. Кстати, напомните мне, что такое пейзаж? (ответ детей). А при помощи каких художественно-выразительных средств созданы картины природы? Давайте позовем на помощь Профессора Литерознайка.
(Выходит Профессор Литерознайка, рассказывает про эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения с примерами. Ребята сверяют свои определения в тетрадях)Природа: У меня есть четыре поры – Времена Года. И в каждый из них я становлюсь новой и краше прежнего. Многие талантливые люди посвятили мне свои произведения. Среди них художники и композиторы, писатели и поэты.Так, Петр Ильич Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди написали произведения, который так и называются «Времена года», сегодня мы с ним познакомимся. А также буду рада услышать, как мои четыре времени года изобразили в стихах поэты 19 века.
Учитель: Итак, ребята, начнем с времени года, которое еще сравнивают с пробуждением природы. Это… весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Послушайте, как весна представляется Вивальди и (внимание на экран) художникам
ТРЕК 2
(демонстрация картин и музыка)
А теперь поделитесь, пожалуйста, как рисуют весну поэты.
Совпали ли представления?
Учитель: Следующее время года, которое очень любят дети. Это лето. Оно прекрасно не только каникулами, но и тем, что является, пожалуй, самым красочным. Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Послушайте и посмотрите.
(демонстрация слайдов и музыки)
(чтение наизусть)
Учитель: А сейчас обратимся к времени года, которое часто называют унылой порой. Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.А по праву или нет, сейчас посмотрим.
(музыка и картины)
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?
(потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается)
Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений.
Сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?
(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой…)
Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?
(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)- А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
Что изображено на картине?
Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
(звучит музыка. Появляется Зимушка-зима)Зима:
- Очень я по вам скучаю весь год и радуюсь, когда приходит мое время. И не скрою, многим я симпатична. А среди вас есть те, кто любит красавицу-зиму?
(ответы детей)
Учитель: Спасибо, Зимушка, что пришла! Действительно, очень ты нам нравишься. Какие ты узоры рисуешь на окнах, а какие затейливые снежинки ткешь! В благодарность за эту красоту многие поэты 19 века посвятили тебе свои стихи. Послушай-ка.
(чтение наизусть)
Зима: Спасибо, ребята, мне очень приятно! Скажите-ка, как меня называют в стихотворениях? А какие волшебные слова помогли поэта нарисовать зимние картины?
(Ребята перечисляют поэтические «прозвища» зимы, а также тропы, при помощи которых поэты 18 века изобразили зимние пейзажи)
(чародейка, волшебница, старуха)
Учитель: Давайте ответим на вопрос: какой предстаёт природа в стихотворениях разных поэтов?
(ответы детей)
(выходят Природа и Зима)
Учитель: В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда. Любуйтесь родной природой и берегите ее! Наш литературный вечер подошел к концу. Спасибо, ребята.
Домашнее задание. Составить словарик эпитетов по прочитанному стихотворению.
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЯМ:
В какие цвета окрашена картина?
Какими словами они переданы?
Каким показано то или иное время года?
Знаете ли в пословицы про это время года?

Слайд №1. Писатели
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по книгам разных детских писателей . Бывают писатели , которые любят рассказывать о природе, животных и растениях. Такими писателями были Виталий Бианки, Николай Сладков, Евгений Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
А другим писателям больше нравится сочинять веселые истории про мальчишек и девчонок. К таким писателям относятся Николай Носов и Виктор Драгунский. Их рассказы смешные, занимательные, поучительные и познавательные.
Сегодня мы поговорим об этих писателях .

Слайд №2 Чарушин
Ведущий: Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Лучшими друзьями Жени Чарушина были звери и птицы. А их в доме было полным-полно: птицы в клетках, рыбы в аквариумах. Во дворе - цыплята, индюшата, крольчата. Звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать - перебравшись через реку вместе со стадом коров и держась за хвост одной из них. Женя Чарушин не просто любил животных, он ещё их рисовал, изучал. Но хотелось Чарушину не только рисовать зверей и птиц так, «чтобы у ребёнка возникло желание погладить зверька», но и рассказать ребятам обо всём, «что видел, слышал и пережил… Как шатался по лесам и по болотам, как убегал от медведя, как лисицу перехитрил». Так и появились его первые рассказы - «Щур», «Медвежата», «Волчишко».
Слайд №3 Книги Чарушина
Много интересного о животных можно узнать из книг Евгения Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», себя спасать. Есть искусные звери-строители - бобр и лисица. А ещё из рассказов писателя можно узнать, где и как живут разные звери.
Слайд №4 Рассказ «Щур»
Читаем рассказ «Щур»

Слайд №5 Сладков
Ведущий: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
Слайд №6 Книги Сладкова
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг: “Серебряный хвост”, “Безымянной тропой”, “Десять стреляных гильз”, “Трясогузкины письма”, “В лесах счастливой охоты”, “Иду я по лесу”, “Планета чудес”, “Под шапкой-невидимкой» и многие другие. Произведения Н.Сладкова – это книги встреч, открытий, знакомств, книги-опыты.

Игра «Птичья галерея».
Участники должны отгадать загадки о птицах.
1. Спереди шильце, 2. Маленький мальчишка
сзади вильце, В сером армячишке
На груди белое полотенце. По дворам шныряет,
(ласточка) Крохи собирает.
(воробей)
3. Хочет – прямо полетит, 4. Летом за пахарем ходит
Хочет – в воздухе висит, А под зиму с криком уходит.
Камнем падает с высот (грач)
И в полях поёт, поёт.
(жаворонок)
5. Кто без нот и без свирели 6. Окраской – сероватая,
Лучше всех выводит трели? Повадкой – вороватая,
Голосистее, нежней? Крикунья хрипловатая –
Кто же это? Известная персона. Кто она?
(соловей) (ворона)
7. Он живёт на крыше дома – 8. Прилетает к нам с теплом,
Длинноногий, длинноносый, Путь проделав длинный.
Он летает на охоту Лепит домик под окном
За лягушками в болото. Из травы и глины.
(аист) (ласточка)
9. Спит или купается, 10. Пусть я птичка-невеличка,
Всё не разувается: У меня, друзья, привычка –
День и ночь на ножках Как начнутся холода,
Красные сапожки. Прямо с севера сюда.
(гусь) (снегирь)
11. Всю ночь летает – 12. Живёт в лесу,
Мышей добывает. Ухает, как разбойник;
А станет светло – Люди его боятся,
Спать летит в дупло. А он людей боится.
(сова) (филин)
13. Кто в беретке ярко-красной, 14. Спинкою зеленовата,
В чёрной курточке атласной? Животиком желтовата,
На меня он не глядит, Черненькая шапочка
Всё стучит, стучит, стучит. И полоска шарфика.
(дятел) (синица)

Слайд №7 Бианки
Ведущий: Виталий Валентинович Бианки родился в семье биологов. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), а мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали о своих путешествиях, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.
Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя. Когда Бианки вырос, то побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
Слайд №8 Книги Бианки
Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как «Первая охота», «Кто чем поет», «Как Муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова» и др. По некоторым из них сняты мультфильмы.

Игра «Чьи это следы?»
На экране демонстрируются следы животных, участники должны назвать животных, которые их оставили.
Слайд №9-12.

Слайд №13 Носов
Ведущий: Николай Николаевич Носов родился в интеллигентной семье. Отец Николая Носова был актером эстрады и кинематографа. Мать – домохозяйка, рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура. В семье было четверо детей: старший сын Петр, Николай и младшие Лариса и Борис. Читать Носов научился уже в пятилетнем возрасте, причём самостоятельно.
Маленький Николай Носов любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актером. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке не легко, и скрипка была заброшена.
Уже в таком маленьком возрасте у Николая Носова было богатое воображение. Ему казалось, что окружающие его предметы живые, со своими голосами и характерами. Фантазия – это качество, которое помогло Носову стать детским писателем.
Сам Николай Носов говорил, что в литературу он пришел совершенно случайно. У Николая родился сын и, когда тот подрос, он начал рассказывать ему разные смешные истории, придумывая их на ходу… В какой-то момент Николай понял, что их нужно записать – из всего этого могло получиться что-то интересное: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним…».
Повести и рассказы Николая Носова и его герои все разные. Некоторые произведения рассказывают об одном комическом случае из жизни ребят. В других же – целый ряд эпизодов и приключений. С мальчишками, героями Носова, приключаются всякие веселые и печальные истории, читатели остро чувствуют беды и радости героев, переживают за них.
Слайд №14 Книги Носова
Первый рассказ Носова назывался «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и другие.

Викторина «Веселые вопросы».
Слайд №15.
1. Почему шляпа была живой? (в ней сидел котенок Васька)
Слайд №16.
2. Чем отбивались от шляпы Вова и Вадик? (кочергой, лыжной палкой, картошку кидали)
Слайд №17.
3. Чем посыпал горку Котька, для того чтобы на неё взобраться? (песком)
Слайд №18.
4. Какие вещи в доме Барбоса удивили его друга Бобика? (часы, гребешок, телевизор, зеркало)
Слайд №19.
5. Где по словам Барбоса спит его хозяин дедушка? (в углу на коврике)
Слайд №20.
6. Чем доставали воду из колодца Мишка и его друг? (ведро, чайник, кружка)

Вот такие веселые рассказы написал замечательный детский писатель Николай Николаевич Носов.

Слайд №21 Драгунский
Ведущий: Родился Виктор Драгунский в Америке в городе Нью-Йорке, где жили его родители. Вскоре после его рождения родители вернулись на родину в Россию.
Детство Виктора Драгунского пришлись на трудные послереволюционные годы, поэтому, чтобы помочь семье, он рано начал работать. Он трудился на заводе, перевозил пассажиров через Москву-реку на лодке, работал в шорной мастерской, где шил конские сбруи. С самого раннего детства Витя мечтал стать клоуном, чтобы веселить ребятишек шутками и прибаутками. Когда он вырос, то стал актером и клоуном, выступал в Московском цирке. Особенно Виктор Драгунский любил играть роль Деда Мороза на новогодних утренниках, водить с детьми хороводы, вручать подарки. Он сам писал клоунады, песни, монологи, куплеты и с успехом их исполнял. Ему очень нравилось, когда его шутки веселили детей, и они радостно ему аплодировали, безудержно хохотали над его рассказами и просили рассказать ещё и ещё. И тогда Виктор Драгунский решил записать рассказы, с которыми он выступал перед детьми, и издать книгу.
Так в 1959 году он начал писать книгу под общим названием «Денискины рассказы», а в1961 году вышла первая часть книги под названием «Он живой и светиться». 16 рассказов, которые вошли в этот сборник, сразу же прославили его и сделали классиком детской литературы. Главный герой рассказов – мальчик Дениска стал любимцем детей всей страны.
Прототипом главного героя стал сынишка писателя Денис. Многие истории, описанные в «Денискиных рассказах», на самом деле происходили с его сыном. А другие истории – это воспоминания писателя о своём детстве. Все рассказы у писателя разные: одни веселые, задорные, смешные, а другие грустные, заставляющие задуматься. Всего Драгунский написал 90 рассказов.
Слайд №22 Книги Драгунского
В них мы видим сначала маленького Дениску, дошкольника, затем он становится учеником младших классов. Но, не смотря на его проказы, шалости, видно, что Дениска добрый хороший мальчик, который любит своих родителей, умеет радоваться жизни, он верный товарищ и добрый друг.