Тест: Сперанский М М и его реформы. Урок на тему «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

Реформаторская деятельность Сперанского М.М.

Добрый день. Сегодняшний урок проведу у вас я. Для начала хотел бы представиться- Артур Эрнестович.

Сегодня мы продолжаем разговор о реформах эпохи правления Александра I до Отечественной войны 1812 г и познакомимся с проектами усовершенствования государственного порядка в России

Проверка знаний

Прежде, чем начнем рассмотрение, давайте вспомним наиболее значимые события. У меня в руках «Шар эпохи». Получив его вы называете ассоциацию, связанную с эпохой правления Александра 1

(шар передается детям, происходит диалог)

Почему возникает данный ассоциативный ряд?

Перечислите, в каких сферах были осуществлены реформы Александром I . (социально- экономические (крестьянская реформа); политическая сфера)

вспомним конкретные реформы и их даты

Реформы и преобразования – Александра. Какая форма правления в России в начале ХI Х века? (самодержавная монархия).

Вспомните успехи и неудачи России во внешней политике до 1812 г.

Молодцы ребята. Спасибо. Мы вспомнили наиболее значимые события связанные с эпохой правления Александра 1

Мотивация учащихся

А сейчас обратите свое внимание на экран.

(ролик о Сперанском )

Ребята, скажите, о чем или о ком пойдет речь на нашем уроке.

Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского». откройте свои тетради и запишите тему.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учитель:

Цели нашего урока

1. Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

2. Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

Эпиграфом к нашему уроку я взял слова А.С. Пушкина, которые в 1834 г. он записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Предоставление новой информации

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Но волей судьбы в конце1806 г. во время болезни Министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея, директору департамента министерства иностранных дел Михаилу Михайловичу Сперанскому было поручено лично докладывать императору о положении дел в России. Доклады произвели сильное впечатление, на императора такое же, как и сам автор. Александр сразу оценил его незаурядный ум. Началось восхождение Сперанского.

Биография М.М. Сперанского

Знакомясь с фактами из биографии М.М. Сперанского, подумайте и ответьте мне Что необычного в биографии Сперанского (ответ учащихся – нетипичное для высших сановников происхождение, быстрый карьерный рост)

М.М. Сперанский родился в семье бедного священника Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. Все важнейшие тексты с 1807 г -1812 г составлял Сперанский. В конце октября 1808 г. Александр берет его с собой на Эрфурт на встречу с Наполеоном.

На следующем этапе работа с учебником (страницы 20-22), заполнение таблиц-приложений, беседа по вопросам: прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского.

По мере чтения учебника, учащиеся заполняют схему, с помощью учителя. После происходит диалог, по вопросам.

Какие политические реформы провел Сперанский? Их положительные и отрицательные стороны.?

Какие сословия устанавливались Сперанским?

Какими правами наделялось население страны?

Чьи идеи напоминают идеи Сперанского?

Конечная цель реформ?

Физминутка

Разделение учащихся по группам. Задание группам. На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

Работа с источником:

1 группа.

Из манифеста об образовании Государственного совета:

«…Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

    В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

    По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им свершению.

    Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего свершения без утверждения державной власти.

    Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…»

Вопросы к документу:

    как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?

    сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?

На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

2 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины
Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

Подводя итоги групповой работы, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

    Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

    Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

    Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

    Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

    Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

    Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

    Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!)

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

Вопрос. 2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Связать с современной Россией.

Вопрос. 3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Домашнее задание :

§ 3 учебника; сочинение-рассуждение на тему « Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?»

Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории ЦО №1828 «Сабурово».

Урок на тему «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

Цели урока:

    показать основные направления деятельности М.М.Сперанского, их прогрессивный и в тоже время половинчатый характер;

    выяснить причины неприятия реформ М.М.Сперанского дворянством и причины его ссылки;

    совершенствование умения работать с историческим документом и делать самостоятельные выводы;

    осознание прогрессивности конституционных идей М.М.Сперанского.

План урока.

    Начало деятельности М.М. Сперанского.

    Проект политических реформ: замыслы и результаты.

    Отставка М.М. Сперанского.

Ход урока.

(слайд 1) Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».

(слайд 2) План урока

(слайд 3)Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично.

(слайд 4) Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве , сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I , известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

Для разработки планов новых реформ нужен был иной человек и выбор пал на М.М. Сперанского .

(слайд 5) В 1834 г. А.С. Пушкин записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Взгляд Пушкина отражал общее мнение того времени.

(слайд 6) М.М. Сперанский родился в семье священника. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. — в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина.В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора.

(слайд 7) Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: «попович», «семинарист», «служака», «предатель», «отец русской бюрократии», «реформатор» и т. п.

(слайд 8, 9) Работа с документами.

«Вольтер в православно-богословской оболочке»

«Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

В.О. Ключевский

«…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

Л.Н. Толстой

«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»

Наполеон

«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..»

Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас даёт нам чувствовать нашу зависимость… Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер…»

Барон Густав Армфельд

Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний?

(слайд 10) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» . Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления

(слайд 11) « В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Из письма М.М. Сперанского Александру I

Вопрос. На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I ?

(слайд 12) Таким образом, план реформ, составленный М.М. Сперанским был изложением мыслей и идей самого императора?

«…самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». С.В. Мироненко «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале 19 в.»

Что же это были за меры?

(слайд 13) Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению- Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату.

Вопросы. Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов?

Кем впервые был предложен этот принцип?

В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике?

(слайд 14) Еще один новый орган- Государственный совет- должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в думу.

(слайд 15) Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Они наделялись гражданскими правами.

Вопрос. Какие права называются гражданскими?

Неприкосновенность личности, презумпция невиновности,
равенство перед законом, судебная защита,
право на жилище, владение и распоряжение
имуществом, заключение сделок.

(слайд 16) Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» первых двух сословий.

Вопрос. Какие права называются политическими?

Избирательное право получали лишь лица, обладающие движимым и недвижимым имуществом.

(слайд 17) Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми(вначале проходили выборы в волосные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь,- депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы) . Руководить работой думы должен был назначаемый царем канцлер.

(слайд 18) Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр в целом одобрил проект. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе.

(слайд 19) 1 января 1810 г. Был обнародован манифест о создании Государственного совета.

В порядке государственных установлении Совет представляет орган в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и

через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях

предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом

действием державной власти поступают к предназначенному им

совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”. М.М. Сперанский

Вопрос. Каковы задачи Государственного совета?

А) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

(слайд 20) По подсчетам П.Н. Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825 гг. в Государственном совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях мнение меньшинства (причем в четырех случаях согласился с мнение одного члена Совета.

Вопрос. О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют цифры, приведенные в документе?

(слайд 21) Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ6 слишком свежа была в памяти судьба отца.

(слайд 22) Ненастной мартовской ночью 1812 г. из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Только в придворных кругах знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам возможного переустройства России, секретарь Государственного совета высочайшим повелением отправляется в ссылку.

(слайд 23) Вопрос. В чем же причины отставки М.М. Сперанского?

М.М. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство.

(слайд 24) Работа с документом.

Великий день отечества и нас всех – 17 марта 1812 г. Бог ознаменовал милость Свою на нас.. И враги наши пали. Открыто преступление в России необычайное – измена и предательство… Должно просто полагать, что Сперанский намерен был продать отечество и государя врагу нашему. Уверяют, что в тоже время он хотел возжечь бунт…, дав вольности крестьянам… Записки В.И. Бакуниной.

Вопрос. 1. Как вы думаете, почему для столичного дворянства опала М.М. Сперанского стала «великим днем»?

2. В чем дворянство обвиняло М.М. Сперанского? Насколько, на ваш взгляд, эти обвинения были справедливы?

(слайд 25) Работа с документом.

«Сперанский испугал Александра, показав ему в конкретно воплощенном виде его смутную и бесформенную мечту. И сочиненные Сперанским параграфы встали перед умственным взором Александра как живой укор его мечтательной пассивности, как предъявленный к уплате точно подведенный счет. … Но между ними никогда не могло установиться настоящей… душевной близости, как никогда не могут сравниться мечтатель и реализатор».

Кизеветтер А.А. Исторические хроники

Вопрос. 1. В чем историк видит причины охлаждения императора к М.М. Сперанскому?

2. Чем М.М. Сперанский «испугал Александра I ?

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского по существу, направлена в его собственный адрес. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставки Сперанского.

(слайд26) Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

(слайд 27) Работа с документом.

«В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере- большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику?»

Томсинов В.А.

Вопрос. Ответьте на вопрос, заданный историком.

Почему вы так считаете?

(слайд 28) Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?

3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Литература:

    ДаниловА.А., Косулина Л.Г. История России 19 век.

    Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в.

    Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век.

    История России 19 век. Хрестоматия. 8 класс.

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: Реформы М.М.Сперанского.

Цели и задачи:

  1. познакомить с предложениями М.М.Сперанского по усовершенствованию государственного порядка, результатами преобразований; определить причины отставки;
  2. развивать навыки анализа исторических источников, постановки и разрешения проблем;
  3. развивать умение оценивать исторических личностей через категории гуманности, непредвзятости.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации и документы учебника.

Основные понятия и даты : реформа, консерватизм,1810-образование Государственного совета, 1809-проект Сперанского «Введение к уложению государственных законов».1812-отставка Сперанского.

План урока:

  1. Биография Сперанского
  2. Проект реформ Сперанского: замыслы и результаты
  3. Отставка Сперанского

Ход урока:

1 .Орг. момент.

2.Проверка д/з. Тест по теме «Внешняя и внутренняя политика Александра I до 1812 г.»

1 . Период правления Александра I:

  1. 1796-1801 гг.
  2. 1801-1825 гг.
  3. 1807-1826 гг.
  4. 1825-1855 гг.

2.Министерская реформа 1802 г. предусматривала:

  1. ликвидацию петровских коллегий
  2. передачу министерствам высшей судебной власти
  3. ослабление централизации и усиление местных начал
  4. выборность чиновников высшего и среднего звена

3.Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал:

  1. отмену крепостного права
  2. ликвидацию рекрутских наборов
  3. освобождение крестьян за выкуп с землёй с согласия помещика
  4. переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины

4 . О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского?

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.

5.Один из воспитателей Александра I, швейцарский политик Ф. С. Лагарп был приверженцем идей:

  1. консерватизма
  2. либерализма
  3. сильной самодержавной власти
  4. социализма

6.Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.:

  1. война со Швецией за побережье Балтийского моря
  2. присоединение Камчатки и Приморья
  3. поддержка национально-освободительной войны польского народа
  4. возвращение исконно русских земель, отторгнутых в Смутное время

7. Итогом военной кампании 1807 г. стало:

  1. присоединение Финляндии
  2. окончание русско-турецкой войны
  3. вступление русских войск в Париж
  4. заключение Тильзитского мира между Россией и Францией

8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Событие

Значение события

1. Сражение под Аустерлицем

А. Создание герцогства Варшавского

2. Русско-иранская война 1804-1813 гг.

Б. Присоединение к России территории Закавказья

3. Русско-турецкая война 1806-1812 гг.

В. Распад третьей антифранцузской коалиции

Г. Присоединение к России Бессарабии

9. Вставьте пропущенное слово.

Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады.

3. Изучение нового материала.

Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский.

Читаем документ учебника о биографии Сперанского .

Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту?

А теперь попробуем разобраться в главных идеях и составить схему государственного управления по Сперанскому.

Император

Государственный Совет

(Законосовещательный орган)

Государственная Дума

(законодательный орган)

Министерства

(исполнительный орган

Сенат

(судебный орган)

Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав

Назовите негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.

Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.

С 1807 по 1812 год его круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписывалось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был строг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 он был вызван во дворец, а оттуда сослан в ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного.

Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему

В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества?

В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского?

Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.

  1. Обобщение нового материала.

Тестовое задание

1. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся:

  1. высшим судебным органом
  2. законосовещательным органом при императоре
  3. главным органом исполнительной власти
  4. законодательным органом власти

2. Проект политической реформы М. М. Сперанского был подготовлен в:

  1. 1803 г.
  2. 1805 г.
  3. 1809 г.
  4. 1811 г.

3. Согласно «Введению к уложению государственных законов»:

  1. управление государством должно осуществляться на основе разделения властей
  2. вся полнота власти должна принадлежать только императору
  3. исполнительную власть осуществляет Сенат
  4. законодательная власть принадлежит министерствам

4. Противодействовали реформам М. М. Сперанского:

  1. либералы
  2. консерваторы
  3. крепостные крестьяне
  4. рабочие

5. Соотнесите идеи, связанные с государственными преобразованиями, и их авторов (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв):

Идеи

1) Ограничение самодержавной власти царя и ликвидация крепостного права

А) Негласный комитет

2) Сохранение и упрочение самодержавия как единственного пути в развитии государственности России

Б) М. М. Сперанский

3) Предоставление помещикам возможности освобождать своих крестьян за выкуп с землёй

В) Н. М. Карамзин

5 . Домашнее задание. П.3

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

План реформ

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.