Город государство шумер краткое описание. Шумеры: самый загадочный народ мировой истории. Цивилизация шумеров и их культура

Шумера:

  • Ок. 5000 г. до н. э. — на территории Шумера поселяются земледельцы.
  • Ок. 3500 г. до н. э. — изобретено колесо, возводятся первые города.
  • Ок. 3300 г. до н. э. — изобретено пиктографическое (рисуночное) письмо.
  • Ок. 3100 г. до н. э. — появляется клинописное письмо (клинопись).
  • Ок. 2500 г. до н. э. — в Уре строятся царские усыпальницы.
  • Ок. 2350-2150 гг. до н. э. — Шумер является частью Аккадской империи.
  • Ок. 2100 г. до н. э. — царь Ура правит царством Шумера и Аккада.
  • Ок. 2000 г. до н. э. — вторжение амореев.

Города-государства

Земледельческие поселения шумеров постепенно превращались в огромные обнесенные стеной города со своим собственным храмом. Во главе каждого города стоял правитель, которому подчинялись и окрестные сельские поселения. Города, организованные таким образом, назывались городами-государствами.

Царские гробницы

Первых царей и цариц города Ура хоронили в огромных могилах, полных удивительнейших сокровищ. В усыпальницах также находят десятки тел стражников и слуг, которые приняли яд, чтобы не разлучаться со своими правителями.

В усыпальнице царицы Шубад из Ура помимо самого тела царицы, в облицованной камнем гробнице находились золотые, серебряные и медные чаши. Неподалёку были найдены останки десяти знатных женщин в золотых головных уборах, двух быков, четырёх погонщиков и пятерых охранников. Так же там находился деревянный сундук и игральная доска.

Цари Шумера

Во главе каждого шумерского города стояла группа знатных и уважаемых людей — совет старейшин. Во время войны они выбирали военачальника, который правил до окончания военных действий. Войны становились все более частым явлением, и потому сроки правления военачальников увеличивались. В конце концов они стали царями, правили пожизненно и передавали власть своим сыновьям.

Саргон Аккадский

Саргон был родом из Аккада, земли к северу от Шумера. Он был искусным военачальником, и ему подчинялась огромная армия. Завоевав полностью Шумер и Аккад, он создал первую в мире империю. Аккадская империя просуществовала почти двести лет, пока не была разрушена горными племенами кутиев.

Ур-Намму

Царь Ура по имени Ур-Намму на короткий период восстановил господство шумеров. Ему подчинялись все шумерские и аккадские земли.

Конец Шумера

Около 2000 г. до н. э. на территорию Шумера вторглось племя, известное под названием амореи. Страна раскололась на множество небольших царств, позднее они стали частью Вавилонской державы. Материал с сайта

По периметру Ура, как и других городов шумеров, была построена стена, защищающая город от нападения со стороны других городов-государств. За пределами города находились сады финиковых пальм и поля пшеницы и ячменя. Через проём в защитной стене в город проходил канал, который соединял городские пристани с Евфратом.

Дома в Уре возводились из необожженных кирпичей, сделанных из глины. Они построены вокруг расположенного в центре внутреннего дворика. Стены домов были выкрашены в белый цвет. В доме обязательно были кухня, спальня и лестница, ведущая на крышу.

Ближе к центру города располагался рынок . Самое большое здание в Уре — огромная ступенчатая пирамидальная башня — называлась Зиккурат. На её вершине был храм бога луны Нанна. В храм, через его двор, люди несли свои дары. По периметру храма, как бы ещё одной защитной стеной, выстроены дома для его служителей.

Однако вопрос, а существовала ли шумерская цивилизация оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 году сотрудник французского консульства в Багдаде Эрнест де Саржак, не сделал открытия, ставшего исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации.

В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную совершенно в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до этой поры орнаментами.

Среди множества найденных предметов были и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, найденного до тех пор в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к III или даже IV тысячелетию до н. э. - то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско- вавилонской культуры.

Найденны шумерские печати

Наиболее интересными и «информативными» произведениями прикладного искусства, найденными в ходе продолжительных раскопок, оказались шумерские печати. Самые ранние образцы датируются примерно 3000 годом до н.э. Это были каменные цилиндрики высотой от 1 до 6 см, нередко с отверстием: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее. На рабочей поверхности печати вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.

Такими печатями скреплялись различные документы, их ставили мастера на изготовленной глиняной посуде. Документы составляли шумеры не на свитках папируса или пергамента, и не на листах бумаги, а на табличках из сырой глины. После высыхания или обжига такой таблички текст и оттиск печати могли сохраняться длительное время.

Изображения на печатях были весьма разнообразными. Наиболее древние из них – мифические существа: люди-птицы, зверолюди, различные летающие объекты, шары на небе. Есть и боги в шлемах, стоящие возле «древа жизни», небесные ладьи над лунным диском, перевозящие существ, похожих на людей.

Необходимо заметить, что мотив, известный нам как «древо жизни», современные ученные трактуют по-разному. Одни считают его изображением некого ритуальнчого сооружения, другие – памятной стелой. А, по мнению некоторых, «древо жизни» - это графическое представление двойной спирали ДНК, носителя генетической информации всех живых организмов.

Шумеры знали устройство солнечной системы

Специалисты по шумерской культуре считают одной из самых загадочных печатей ту, на которой изображена Солнечная система. Ее исследовал в числе других ученых один из самых выдающихся астрономов XX века Карл Саган.

Изображение на печати неопровержимо свидетельствует, что 5-6 тысяч лет тому назад шумеры знали, что именно Солнце, а не Земля является центром нашего «ближнего космоса». В этом нет никакого сомнения: Солнце на печати расположено посередине, и оно гораздо больше, чем окружающие его небесные тела.

Однако самым удивительным и важным является даже не это. На рисунке представлены все планеты, известные нам на сегодняшний день, а ведь последняя из них, Плутон была открыта только в 1930 году.

Но и это, как говориться, еще не все. Во-первых, на шумерской схеме Плутон находится не на своем нынешним месте, а между Сатурном, и Ураном. А во-вторых, между Марсом и Юпитером шумеры поместили еще какое-то небесное тело.

Захария Ситчин о Нибиру

Исследованием удивительной печати занимался и Захария Ситчин – современный ученый с российскими корнями, специалист по библейским текстам и культуре Ближнего Востока, владеющий несколькими языками семитской группы, знаток клинописи, выпускник Лондонской школы экономики и политических наук, журналист и писатель, автор шести книг по палеоастронавтике (официально непризнанная наука, занимающиеся поисками доказательств существования в далеком прошлом межпланетных и межзвездных полетов, с участием как землян, так и обитателей иных миров), член Израильского научно-исследовательского общества.



Он убежден, что изображенным на печати и неизвестным нам на сегодняшний день небесным телом является еще одна, десятая планета Солнечной системы – Мардук-Нибиру.

Вот что говорит сам Ситчин по этому поводу:

В нашей Солнечной системе существует еще одна планета, которая появляется между Марсом и Юпитером каждые 3600 лет. Обитатели той планеты пришли на Землю почти полмиллиона лет тому назад и совершили многое из того, о чем мы читаем в Библии, в Книге Бытия. Я предсказываю, что эта планета, имя которой – Нибиру, приблизится к Земле в наши дни. Ее населяют разумные существа – ануннаки, и они будут перемещаться со своей планеты на нашу и обратно. Это они создали хомо сапиенса, человека разумного. Внешне мы выглядим так же, как они.

Аргументом в пользу столь радикальной гипотезы Ситчина служит заключение ряда ученых, в том числе и Карла Сагана, о том, что шумерская цивилизация обладала огромными знаниями в области астрономии, которые можно объяснить лишь следствием их контактов с некой внеземной цивилизацией.

Сенсационное открытие - «Платонов год»

Еще более сенсационными, по мнению ряда специалистов, является открытие, сделанное на холме Куюнджик, в Ираке, при раскопках древнего города Ниневии. Там был обнаружен текст с вычислениями, результат которых представлен числом 195 955 200 000 000. Это 15-значное число выражает в секундах 240 циклов так называемого «года Платона», длительность которого составляет около 26 тысяч «нормальных» лет.

Исследованием этого результата странных математических упражнений шумеров занялся французский ученый Морис Шателен, специалист по системам связи с космическими аппаратами, более двадцати лет проработавший в американском космическом агентстве НАСА. На протяжении длительного времени хобби Шателена было изучение палеоастаномии – астрономических знаний древних народов, о чем он написал несколько книг.

Высокоточные расчеты шумеров

Шателен предположил, что таинственное 15-значное число может выражать так называемую Большую Константу Солнечной системы, позволяющую с высокой точностью вычислять кратность повторения каждого периода в движении и эволюции планет, их спутников.

Так Шателен комментирует полученный результат:

Во всех проверенных мною случаях период обращения планеты или кометы представлял собой (с точностью до нескольких десятых) часть Большой Константы из Ниневии, равной 2268 миллионам дней. По моему мнению, это обстоятельство служит убедительным подтверждением высокой точности, с которой Константа была вычислена тысячи лет тому назад.

Дальнейшие исследования показали, что в одном случаи неточность Константы все же проявляется, а именно в случаи так называемого «тропического года», составляющего 365, 242 199 дня. Разница между этой величиной и величиной, полученной с помощью Константы, составляло одну целую и 386 тысячных долей секунды.

Однако американские специалисты усомнились в неточности Константы. Дело в том, что, согласно последним исследованиям, длительность тропического года каждую тысячу лет уменьшается примерно на 16 миллионных долей секунды. И деление вышеупомянутой погрешности на эту величину приводит к поистине ошеломляющему выводу: Большая Константа из Ниневии была вычислена 64 800 лет тому назад!

Считаю уместным напомнить, что у древних греков – наибольшим числом было 10 тысяч. Все, что превышало эту величину, считалось у них бесконечностью.

Глиняная табличка с руководством по космическим полетам

Следующем «невероятным, но очевидным» артефактом шумерской цивилизации, также найденным при раскопках Ниневии, является глиняная табличка необычной круглой формы с записью… пособия для пилотов космических кораблей!

Табличка поделена на 8 одинаковых секторов. На сохранившихся участках видны различные рисунки: треугольники и многоугольники, стрелки, прямые и кривые разграничительные линии. Расшифровкой надписей и значений на этой уникальной табличке занималась группа исследователей, в состав которой входили лингвисты, математики и специалисты по космической навигации.



Исследователи пришли к заключению, что табличка содержит описания «маршрута путешествия» верховного божества Энлиля, возглавлявшего небесный совет шумерских богов. В тексте указано, мимо каких планет пролетал Энлиль во время своего путешествия, которое осуществлялось в соответствии с составленным маршрутом. Здесь же приводятся сведения о полетах «космонавтов», прибывающих на Землю с десятой планеты – Мардука.

Карта для космических кораблей

Первый сектор таблички содержит данные о полете космического корабля, который на своем пути облетает с внешней стороны встречающиеся по дороге планеты. Приблизившись к Земле, корабль проходит сквозь «клубы пара» и затем опускается ниже, в зону «чистого неба».

После этого экипаж включает аппаратуру посадочной системы, запускает тормозные двигатели и ведет корабль над горами к заранее намеченному месту приземления. Траектория полета между родной планетой космонавтов Мардуком и Землей проходит между Юпитером и Марсом, что следует из сохранившихся надписей во втором секторе таблички.

В третьем секторе приводиться последовательность действий экипажа в процессе посадки на Землю. Здесь же имеется загадочная фраза: «Приземление контролирует божество Ниньи».

Четвертый сектора содержит информацию о том, как ориентироваться по звездам во время полета к Земле, а затем, уже находясь над ее поверхностью, ввести корабль к месту посадки, руководствуясь рельефом местности.

По мнению Мориса Шателена, круглая табличка представляет собой не что иное, как руководство по космическим полетам с приложением соответствующей карты-схемы.

Здесь приведен, в частности, график осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны моменты и место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включение тормозных двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку.

Все эти сведения сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о высоте и скорости полета, которые следует соблюдать при выполнении упомянутых выше этапов.

Известно, что египетская и шумерская цивилизации возникли внезапно. Для обеих был характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности (в частности, в области астрономии).

Космодромы древних шумеров

Изучив содержание текстов на шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках, Захария Ситчин пришел к заключению, что в Древнем мире, охватывавшем Египет, Ближний Восток и Месопотамию, должно было несколько таких мест, где могли совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук. И эти места, скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах говорится, как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких цивилизаций были действительно обнаружены.

Согласно клинописным табличкам, пришельцы с других планет использовали для полетов над Землей воздушный коридор, простирающейся над бассейнами рек Тигр и Ефрат. А на поверхности Земли это коридор был обозначен целым рядом пунктов, выполнявших роль «дорожных указателей» - по ним мог ориентироваться и при необходимости корректировать параметры полета экипаж идущего на посадку космического корабля.



Самым важным из таких пунктов была, несомненной гора Арарат, возвышавшиеся более чем на 5000 метров над уровнем моря. Если провести на карте линию, идущую от Арарата строго на юг, то она пересечется с воображаемой осевой линией упомянутого воздушного коридора под углом в 45 градусов. В точке пересечения этих линий находиться шумерский город Сиппар (дословно «Город Птицы»). Здесь и находиться древний космодром, на который садились и с которого взлетали корабли «гостей» с планеты Мардук.

К юго-востоку от Сиппара, вдоль осевой линии воздушного коридора, заканчивающегося над болотами тогдашнего Персидского залива, строго на осевой линии или с небольшими (до 6 градусов) отклонениями от нее, на одинаковом расстоянии друг от друга располагался целый ряд других контрольных пунктов:

  • Ниппур
  • Шуруппак
  • Ларса
  • Ибира
  • Лагаш
  • Эриду

Центральное место среди них – и по расположению, и по значению – занимали Ниппур («Место Пересечения»), где был Центр управления полетами, и Эриду, находившийся на самом юге коридора и служивший главным ориентиром при заходе космических кораблей на посадку.

Все эти пункты стали, выражаясь современным языком, градообразующими предприятиями, вокруг них постепенно выросли поселения, превратившиеся затем в крупные города.

Пришельцы жили на Земле

На протяжении 100 лет планета Мардук находилась на достаточно близком расстоянии от Земли, и эти года к землянам из космоса регулярно наведывались «старшие братья по разуму».

Расшифрованные клинописные тексты позволяют предположить, что некоторые пришельцы навсегда оставались на нашей планете и что обитатели Мардука могли высаживать на некоторых планетах или их спутниках десанты из механических роботов или биороботов.

В шумерском эпическом сказании о Гильгамеше - полулегендарном правителе города Урук, в период 2700-2600 годов до н.э. упоминается древний город Баальбек, находящийся на территории современного Ливана. Он известен, в частности, развалинами гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой точностью каменных блоков, вес которых достигает 100 и более тонн. Кто, когда и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих пор.

Согласно текстам глиняных табличек ануннаками шумерская цивилизация называла «богов-пришельцев», которые прибыли с другой планеты и обучили их грамоте, передали свои познания и навыки из многих областей науки и техники.

· Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье Население Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты Письменность и языки Клинопись Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский Шумеро-аккадская мифология Периодизация Доисторическая Месопотамия Эпоха Урук - Джемдет-Наср Раннединастический период Ранние деспотии Старовавилонский/

Староассирийский периоды

Средневавилонский/

Среднеассирийский периоды

Новоассирийский период Нововавилонское царство

Шуме́р - первая письменная цивилизация , существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в -III тысячелетиях до н. э.

Шумеры

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака , сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура , по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук , Адаб , Ниппур , Лагаш , Шуруппак , Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима , поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.

Правители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома), в отличие от правителей Урука, не носили, а обычно называли себя энси или энсиа[к] (аккад. ишшиаккум, ишшаккум). Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений» . В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя - лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугалем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть, одновременно в ряде случаев (в Уруке , в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями - военными или другими.

III раннединастический период (ок. 2500-2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту . На этих каналах образовывались новые номы:

  • Вавилон (ныне ряд городищ у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).
  • Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.
  • Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном
  • Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.
  • Пуш на канале Зуби, в его нижней части.

Новые каналы были отведены и от Итурунгаля, а также прорыты внутри нома Лагаш. Соответственно возникли и новые города. На Евфрате ниже Ниппура, вероятно базируясь на прорытые каналы, также выросли города претендовавшие на независимое существование и боровшиеся за источники воды. Можно отметить такой город как Кисура (по-шумерски «граница», скорее всего, граница зон северной и южной гегемонии, ныне городище Абу-Хатаб), некоторые номы и города, упоминаемые надписями времен 3 этапа Раннединастического периода, не поддаются локализации.

Ко времени 3 этапа Раннединастического периода относится набег на южные районы Двуречья, предпринятый из города Мари . Набег из Мари приблизительно совпал с концом гегемонии эламского Авана на севере Нижней Месопотамии и I династии Урука на юге страны. Была ли тут причинная связь, сказать трудно. После того на севере страны стали соперничать две местные династии, как видно на Евфрате, другая на Тигре и Ирнине. Это были II династия Киша и династия Акшака. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей - восточносемитская (аккадская). Вероятно, обе династии были аккадскими по языку, а то, что часть царей носила шумерские имена, объясняется силой культурной традиции. Степные кочевники - аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии, поселились в Месопотамии почти одновременно с шумерами. Они проникли в центральную часть Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. Примерно с середины 3-го тыс. аккадцы утвердились в двух крупных центрах северного Шумера - городах Кише и Акше. Но обе эти династии имели мало значения по сравнению с новым гегемоном юга - лугалями Ура.

По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша , Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура . Затем трон захватывает Лугальаннемунду , правитель Адаба , подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана . В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель - царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива .

В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э. , шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.

Культура

Клинописная табличка

Шумер - одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо , письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

Искусство

Основная статья: Шумерское искусство

Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat- святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Литература

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше » - собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык . Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала . В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге .

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш », а также серия табличек «Урра-Хубуллу » (что по-шумерски и по-аккадски соответственно означает «долг» или «процентный заем» ), являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг .

Костюм

Религия

Шумерская богиня

Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из которых известна как «Великие Боги», состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ » (или «Ме»). Мэ - это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:

  • эн - жреческая власть
  • истина
  • царская власть
  • закон
  • искусство

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать так же, как и шумеры без богов.

Правители

Примечания

Литература

  • Ascalone, Enrico. 2007. Mesopotamia: Assyrians, Sumerians, Babylonians (Dictionaries of Civilizations; 1) . Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-25266-7 (paperback).
  • Bottéro, Jean, André Finet, Bertrand Lafont, and George Roux. 2001. Everyday Life in Ancient Mesopotamia . Edingurgh: Edinburgh University Press, Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  • Crawford, Harriet E. W. 2004. Sumer and the Sumerians . Cambridge: Cambridge University Press.
  • Leick, Gwendolyn. 2002. Mesopotamia: Invention of the City . London and New York: Penguin.
  • Lloyd, Seton. 1978. The Archaeology of Mesopotamia: From the Old Stone Age to the Persian Conquest . London: Thames and Hudson.
  • Nemet-Nejat, Karen Rhea. 1998. Daily Life in Ancient Mesopotamia . London and Westport, Conn.: Greenwood Press.

На юге Месопотамии в первой половине 3 тыс до н.э. проживало шумерское население. Именно здесь,в это время существовала целая группа крупных шумерских городов. Это были такие города как Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, и Киш .

В 3 тыс, до н.э. в Шумере наблюдался экономический подъем. Здесь активно развивалось земледелие и стали более широко применяться металлические орудия труда. Шумерские мастера овладели методами литья, клепки, паяния. Они научились изготовлять бронзу. Из меди, золота и серебра изготавливались различные украшения. В строительстве применялся глинянный кирпич. Из дерева изготавливались повозки, колесницы, лодки, различная мебель. Происходит отделение торговли от ремесла. Появляються специальные торговцы - дамкары, которые занимались только куплей и продажей различных товаров. Мерилом стоимости при этом служили скот и зерно, но уже используется и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном. Очень часто ведуться войны. Появляются рабы из числа пленных. Их считали по головам (саг). Рабов клеймили, забивали в колодки. Рабыни занимались ткачеством и другими занятиями, использовались как землекопы на постройке каналов. Рабы могли быть храмовыми и частными.

Земля в шумерском городе делилась на две части. Одна находилась в собственности общины, другая в собственности храмов. В начале раннединастической эпохи (28 - 27 века до н.э.) во главе государства стоял эн - верховный жрец (иногда жрица) города государства. Он руководил храмами, наблюдал за городским строительством, сооружением оросительной системы, смотрел за жизнью общины. Иногда употреблялся термин лугаль , который означал "хозяин, господин, царь". Однако часто лугаль был другим лицом, не верховным жрецом и руководил только военными отрядами.

В дальнейшем во главе шумерский городов государств становятся правители с титулом энси или лугаль. Вначале армия в таких городах состояла из народного ополчения, но вскоре появляется довольно сильная армия, состояшая из боевых колесниц, тяжеловооруженных воинов и также легких пехотинцев.

Первый раннединастический период (28 - 27 века до н.э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением первой Кишской династии. Затем стал возвышатся Урук. Во втором раннединастическом периоде (27-26 века до н.э.) влияние Киша снижается и правитель Урука Гильгамеш освобождает свой город от кишской гегемонии. Он и его приемники контролировали огромную территорию, возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах.

В третий раннединастический период (25-24 века до н.э.) на севере выдвигается город Упи-Акшак, а на юге Ур, где правит первая династия. Захоронения царей этой династии известны своим богатством и многочисленными предметами украшений. Вскоре гегемония стала переходить к правителям города Лагаша, где правила династия, основанная Ур-нанше. Наибольшего могущества Лагаш достиг при его внуке - Эаннатуме, который подчинил себе почти весь Шумер. Вскоре в Лагаше происходит переворот - к власти приходит новый энси - Уруинимгина (2318-2312 гг. до н.э.), который проводит важные экономические реформы в государстве. Они были записаны и являются одними из первых письменных форм правовых норм.

Но одновременно усиливается давний противник Лагаша - Умма. Во время правления Лугальзаггеси произошло его слияние с Уруком, и новое государство сумело объединить под своей властью Ниппур, Ларсу, Адаб, а затем и Киш. Вскоре Лугальзаггеси совершил поход на Лагаш, разорил его и подчинил себе. На четверть столетия Лукальзаггеси смог создать объединенное Шумерское царство во главе с Уммой. Однако это объединение было очень ненадежным. Вскоре Шумер был завоеван Аккадом .

В Шумере зародилась клинописная письменность. Писали на сырых глинянных табличках, которые позже обжигали. Слово или понятие изображалось в виде особого значка, состоящего из нанесенных на глину клиновидных палочек.

Древнейшие шумерские государства

Процесс образования крупных политических единиц из мелких городских областей в Вавилонии и Египте в настоящее время может быть представлен в общих чертах. В азиатском Двуречье наряду с ним происходил на глазах истории и важный процесс взаимодействия двух элементов населения - шумеров и семитов, а затем семитов различных слоев.

Городские храмовые центры с местными владетелями и культами были средоточиями культуры, религии и правительства. На юге они были шумерскими, в Северной Вавилонии и Месопотамии - семитскими. На самом юге Сеннаара, южнее Евфрата, некогда у моря лежал город Эриду с культом бога воды и бездны Эа (теперь холм Абу-Шахрейн с остатками знаменитого храма бога Эа, Инки, обнаруженного Тэйлором в 1855 г.). Далее, у впадения Евфрата, на его западном берегу знаменитый библейский Ур, центр культа бога луны Энзу (Сина), по Библии - родина Авраама. Развалины, погребенные под холмом Эль-Мукаяр, были обследованы Тэйлором в 1854 г., а затем - американцами. Найдены как храм, так и многочисленные некрополи, и множество клинописных табличек. Еще севернее, на старом русле Евфрата, лежали библейские Эрех (Урук, теперь Варка) с его знаменитым храмом богини Инанны-Иштар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша), давший интересный материал американскому Йельскому университету; Ниппур, город бога Энлиля, идеальная столица шумерского Сеннаара, исследованная экспедициями Пенсильванского университета, вероятно, несколько севернее Иссин (или Нисин); Адаб, на одном из каналов, с остатками храма и интересной статуей местного царя; у впадения Тигра Ширпурла, или Лагаш, найденный де Сарзеком под холмом Теллох, бывший одним из древнейших средоточий культуры и государственности; к северо-западу от негоУмма (теперь Джоха). Немецкие археологи, раскопав в 1902 г. по ту сторону древнего русла Евфрата - Шуруппак, родину вавилонского Ноя, обнаружили древнейшие, может быть, доисторические памятники шумерской культуры и древние гробницы. В Северной Вавилонии до Вавилона (Дин-тир-ки, «Седалище жизни») играли роль: Актак-Упи (вероятно, на правом берегу Тигра, близ Багдада), Кута (Телль-Ибрагим), город бога смерти Нергала, Киш (Охеймир к юго-востоку от Вавилона) с его храмом Харсаг-Каламма и Сиппар-Агаде, или Аккад - двойной город бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара «Дом Лучезарного» (теперь холм Абу-Хабба). Далее идут уже ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто семитического происхождения и, конечно, значительно уступающие в древности предыдущим: Ашшур, Калах и Ниневия, несколько восточнее - Арбела (Арбаилу - «град четырех божеств») с культом Иштар Арбельской.

Наконец, в самой Месопотамии, в верхней области Балиха нам известен древний семитский центр вавилонской культуры - град бога Сина, известный в Библии Xарран, игравший видную роль в жизнеописаниях библейских патриархов, где он, что весьма важно, находится в связи с южным городом Сина - Уром. К сожалению, здесь не производилось систематических раскопок (только Лэйярд пробовал у более южного пункта - Арбана), и потому мы совершенно не знаем судеб этой интересной местности до VIII в. до н. э. Харран имел влияние на развитие ассирийской и хеттской (митанни) культур. До самых последних времен он был оплотом язычества, и еще в XI в. н. э., уже под арабским владычеством, здесь служили богу Сину так называемые сабии, чья вера представляла собой пережиток вавилонско-арамейского язычества, подвергавшийся влиянию неоплатонизма и соединявший человеческие жертвы с высокой моралью.

Если Харран был самым западным древним пунктом вавилонской культуры, то самым восточным являются знаменитые Сузы (Шушан), столица Элама, потом Персии, пропитанные семитизмом в противоположность области Аншана, имевшей туземно-эламитский характер. Расположенные на равнине на Керхе Сузы еще в глубокой древности были центром особого княжества и культа местного божества Шушинак. Кроме Суз, в области Элама были и другие города-княжества, например: Туплиаш, Дер, Маламиридр, но Сузы сделались здесь скоро средоточием большого царства. Раскопки французских археологов, особенно экспедиции де Моргана, обследовали эту область до слоев каменного века.

Многие из этих центров пришли в упадок уже в древности, оставив нам великое множество клинописных табличек и других памятников с именами своих владетелей, созидавших храмы местным божествам, делавших в них вклады и упоминавших о своих деяниях. Найдены десятки тысяч различных деловых документов этой эпохи. Немало дошло и интереснейших вещественных памятников и произведений искусства. Ниппур является как бы главным государственным архивом, сохранившим дары царей-завоевателей верховному богу, идеальному царю страны, Энлилю. Наибольшее же количество текстов дал нам холм Теллох, и история погребенной под ним Ширпурлы проливает свет на судьбы архаической Вавилонии.

В начале 20-х гг. годов XX в. был найден и опубликован Лэнгдоном список династий Шумера, во многом мифический.

Ниппурский список династий был в общих чертах таков:

1. Первая династия Киша. Двадцать три царя. 24 510 + 10 лет, 3 месяца и 3 дня. Первый царь династии был Калуму (ягненок) с 900 годами, второй Зукакипу (скорпион) царил 840 лет, четвертый Этана, правивший 635 лет, играет роль в вавилонской мифологии.

2. Первая династия Урука. Двенадцать царей. 2310 лет. Третьим царем династии с 1200 годами правления был Лугальмарда, играющий роль в одном из вавилонских мифов; четвертым был сам Таммуз, получивший от составителя списка 100 лет царствования, а пятым Гильгамеш, герой известного эпоса, правивший в Уруке, согласно списку, 126 лет. После Гильгамеша имена царей уничтожены.

3. Первая династия Ура. Четыре царя. 177 лет.

4. Династия Авана (города Элама). Три царя. 356 лет.

5. Вторая династия Киша. Восемь царей. 3895 лет.

6. Династия Хамази. Один царь. 360 лет.

7. Вторая династия Урука. Три (?) царя. 480 лет.

8. Вторая династия Ура. Четыре царя. 108 лет.

9. Династия Адаба. Один царь. 90 лет.

10. Династия Мари. Шесть царей. 136 лет.

11 .Третья династия Киша. Одна царица. 100 лет.

12. Династия Акшака (Описа). Шесть царей. 99 лет.

13. Четвертая династия Киша. Семь или восемь царей. 166 лет.

14. Третья династия Урука. Один царь (знаменитый Лугальзаггиси). 25 лет.

15. Династия Аккада. Одиннадцать царей. 197 лет.

16. Четвертая династия Урука. Пять царей. 26 лет.

17. Династия Гутеев. Двадцать один царь. 124 или 125 лет и 40 дней.

18. Пятая династия Урука. Три (?)царя. 10 лет.

19. Третья династия Ура. Пять царей. 117 лет.

20. Династия Иссина.

Памятники, современные первым династиям этого списка, нам неизвестны. Древнейший из сохранившихся памятников Киша упоминает Утуга, который, однако, именуется не царем, а только исаком (патеси) Киша примерно около 3200 г. до н. э. Ко времени гегемонии третьей династии Киша восходят древнейшие документы Ширпурлы. Они относятся к тому времени, когда Ширпурла-Лагаш находилась под гегемонией Месилима, царя Киша, первого известного нам по современным памятникам объединителя, около 3100 г. до н. э. Он победил Эсара, царя Адаба. Сохранилась надпись на пожертвованной им богу - покровителю Ширпурлы Нингирсу каменной булаве с изображениями львов и эмблемы города: «Когда Лугальшагэнгур был исаком» в этом городе. Он был также верховным судьей в пограничной распре этого города с соседним Уммой. Под его влиянием Ширпурла-Лагаш и Умма заключили мир и исправили границу; Месилим санкционировал это, водрузив пограничный камень. По-видимому, вассальные отношения Лагаша к царям Киша пластически изображены на одном из древнейших памятников, найденных в Теллохе, - на каменной вотивной базе, представляющей два встречных шествия. Царь, идущий во главе одного из них, вручает что-то вроде диадемы предводителю другого. Однако затем мы встречаем в Лагаше «царей», очевидно, освободившихся от гегемонии Киша. Один из них, Урнина (около 3000 г. до н. э.) оставил несколько небольших вотивных плиток с архаичными надписями и примитивными изображениями, на которых представлены он сам, его многочисленные дети, визирь и слуга при совершении церемонии закладки. Царь сам несет на голове корзины с кирпичами для созидаемого храма. Надписи Урнины повествуют о постройках, сооружении каналов, дарах святилищам и т. п. Лес для построек этот царь уже получал из горных стран. Вокруг его сооружений найдены обуглившиеся остатки кедровых столбов.

При внуке Урнины Эанатуме (2400 г. до н. э.) Ширпурла-Лагаш достигла на короткое время высшей степени внешнего могущества и внутреннего процветания, хотя этот владетель и носил сначала титул только исака. Он подчинил себе Ур, Урук, кажется, Ларсу («место бога солнца») и Эриду, т. е. всю Южную Вавилонию, и, вероятно, в благодарность за это пожертвовал в храм своей богини Нины камень с надписью об этом и заклятиями относительно его неприкосновенности; в числе прочего он говорит: «Да не овладеет им царь Киша». Последний не забыл о своих верховных правах и, обеспокоенный успехами Эанатума, направляет против него исконного противника - соседа. Уш, исак Уммы, нарушает поставленный Месилимом пограничный камень, вторгается в область Ширпурлы-Лагаша и овладевает округом Гуедин. Эанатум нанес ему страшное поражение, в котором пало, по его словам, три тысячи шестьсот неприятелей.

До наших дней сохранились обломки так называемой «стелы Коршунов» - барельефа, представляющего победный памятник над Уммой; на лицевой стороне представлен бог Нингирсу, держащий сеть с убитыми врагами, сзади царь во главе своей фаланги; ниже - поле битвы, покрытое трупами врагов, к которым подбираются хищные птицы; еще ниже - сцены погребения убитых, жертвоприношения и заклания пленных.

Жители Уммы и преемник Уша Энакалли дали клятву никогда не вторгаться в область Ширпурлы и платить богам Лагаша дань зерновым хлебом. Последствием этой победы была расправа с Кишем и его союзником, Зузу, царем Описа: «Киш был разбит наголову, царь Описа прогнан в свою страну». Эанатум, таким образом, победил и юг и север Вавилонии; богиня Инанна пожаловала ему «патесиат в Лагаше и царство в Кише». Он сообщает нам еще о своих победах над «внушающими ужас горами Элама», о своих заботах по укреплению и мелиорации страны. Царского титула, однако, он не сохранил до конца жизни и не передал преемникам.

После его смерти сын Энакалли Урлумма вторгается в область Ширпурлы, при исаке (патеси) Энанатуме I, но преемник последнего Энтемена наносит ему поражение на берегу канала Луммагирнунта. Энтемена вторгается сам в Умму, ставит в нем по своему выбору в исаки жреца Или, с помощью которого приводит в порядок водяные сооружения. В память об этих победах он записывает историю предыдущих сношений двух государств-соперников на так называемом «историческом конусе», может быть, пограничном памятнике. Власть Энтемены, «великого исака (патеси) бога Нингирсу», простиралась, по-видимому, на Ур, где была найдена его статуя с обширной надписью, Эриду, где он строил храм, и Ниппур, где он устроил водопровод. При нем было отражено нашествие эламитов. После него Ширпурла приходит в упадок. От его преемников, Исаков (патеси) Энанатума II, Энетарзи, Энлитарзи, Лутальанды дошли до нас дворцовые архивы, доставившие нам тысячи клинописных приходно-расходных табличек, имеющих большой интерес для экономической и социальной истории древнего Сеннаара, но почти отсутствуют царские документы военного и строительного характера. Краткие царствования указывают на смуты - узурпации. Кажется, чрезмерно усилилось влияние жрецов. Наконец, Лугальанда был лишен светской власти узурпатором Уруинимгиной (около 2800 г. до н. э. или, по современным данным, 2318-2310 гг.), который пытался опереться на сельское население и рядом реформ возродить царство к новой жизни.

Он стеснил произвол и поборы жрецов и чиновников и старался обеспечить для «бедных» правосудие и законность, а также вернул богам их земли, захваченные двором и жрецами. Его называли добрым «царем Гирсу», его документы заслуживают имя «хартий вольностей».

«...Издревле при кораблях были надсмотрщики, при овцах - надсмотрщики, при рыбаках - надсмотрщики... Быки богов употреблялись для орошения полей, пожалованных исаку (патеси), лучшее поле богов отдавали друзьям исака (патеси). Ослов, быков брали жрецы... Одежды, бронзу, птиц они брали как повинность. Жрец в саду бедняка присваивал себе деревья, жал плоды. Когда погребался покойник, жрец брал себе его питье и его пищу. 7 сосудов сикера, 420 хлебов и 120 мер зерна, одежду... постель... Во всех пределах области бога Нингирсу, до самого моря, были надсмотрщики. Когда подданный царя на высокорасположенном поле копал себе колодезь, поселялся у него чиновник... Тогда господствовало рабство. Когда же Нингирсу, воин Энлиля, даровал Уруинимгине царство над Лагашем и дал ему власть над десятью сарами людей, он восстановил древние постановления и вернул стране слово, изреченное его царем Нингирсу. Он удалил надсмотрщиков. Никакой жрец уже не входит в сад бедняка. Если у подданного царя родится хороший осел, и его начальник скажет ему: «я хочу его у тебя купить», то пусть его не преследует начальник. (То же самое о доме подданного, расположенном вблизи дома начальника...) Он избавил чад Лагаша от грабежа и убийства... и водворил свободу. Вдове и сироте не творил неправды сильный. С Нингирсу заключил Уруинимгина этот договор... Если кто-либо покупал овцу и она оказывалась хорошей, у него ее отнимали земледельцы, приносившие во двор овцу для стрижки: если она оказывалась белой, представляли шерсть во дворец, а если нет, платили 5 сиклей... Когда сын бедняка устраивал себе рыбный садок, у него отнимали рыб. Если муж отпускал жену, исак (патеси) взыскивал с него 5 сиклей, а визирь - для себя I сикль (то же и при «выливании елея для гадания»). Теперь исак (патеси), визирь и прорицатель больше не берут... Прежде жены жили с двумя мужьями, теперь за это бросают женщин (в воду?)...»

В войне с Уммой Уруинимгина был сначала счастлив, но найденная в 1904 г. в уединенном месте, вдали от архивов, небольшая глиняная табличка рассказала нам, что конец его был трагическим. Автор, вероятно, чиновник-патриот, излил в ней свою скорбь по поводу страшного несчастья, постигшего его город:

«Люди Уммы бросили огонь в Эникалу, подожгли (храм) Анташурра, унесли серебро и драгоценные камни, потопили в крови дворец Тираш, в храме Абзибанда, в святилищах Энлиля и Баббара они пролили кровь... (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было обработано. Люди Уммы, опустошив Лагаш, согрешили против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним, будет у них отнято. Царь Гирсу Уруинимгина не грешен в том. Что же касается Лугальзагисси, патеси Умма, то пусть его богиня Нисаба несет на своей главе бремя греха сего».

Лугальзагисси был выдающимся царем-завоевателем. Он подчинил Ларсу, Ур и Урук и сделал его центром своей державы, поместив в своей титулатуре на первом месте «царь Урука», и принял титул «царь страны и исак (патеси) чужих земель». В Ниппуре найдены надписи Лугальзагисси на каменных вотивных сосудах; здесь, в числе прочего, читаем: «Энлилю. Лугальзагисси, царь Урука, царь земли, жрец бога Ану, служитель Нисабы, сын Укуша, исака Уммы... Энлиль, владыка мира, дал ему царство «страны» (т. е. Шумера). Он покорил его силе земли, и он овладел от Востока до Запада, он уравнял ему путь от Верхнего (Средиземного) моря до Нижнего моря через Тигр и Евфрат».

Итак, обильный материал, доставленный нам древними Лагашем и Ниппуром, дал возможность выяснить в общих чертах судьбы шумерского Сеннаара на заре истории и проследить попытки образования из Вавилонии больших империй. Еще более черпается сведений о культурном и экономическом состоянии страны из огромного количества клинописных документов, найденных и находимых в царских архивах.

По идее, древний Сеннаар был единым государством с богом Энлилем во главе. Энлиль, сын верховного, но далекого от людей небесного бога Ану, бог гор и ветра, «владыка горных стран», а потом вообще стран, и даже «неба и земли», отец богов, обитает не только на горах Востока, родины своего народа, но и среди него, в священном граде Ниппуре, где храм его является настоящим средоточием вселенной. Здесь он решает судьбы царей и царств. По его повелению Эанатум «набросил великую его сеть на Умму и насыпал могильные холмы»; по его завету и перед его лицом разрешаются пограничные споры и скрепляются договоры. Цари и исаки (патеси) жертвуют в его храм от своей добычи и своего избытка. Трудно сказать, был ли когда-нибудь Ниппур местом светского царства, может быть, даже стоявшего во главе Сеннаара; в доступный нашему изучению период Ниппур был только нейтральным пунктом, столицей бога, восседавшего на высокой храмовой башне, называвшейся по-шумерски «экур», а по-семитски «зиккурат» (вершина горы). Подобным же образом и другие боги были тесно соединены со своими городами и областями: они были их идеальными царями, владетелями их территорий. Так, Нингирсу и его супруга Bay были хозяевами Ширпурлы-Лагаша, Нисаба - его соперника Уммы, Энки (потом Эа) - Эриду, Энзу (потом Син) - Ура и т. п. Государственные акты возводились к богам. Так, «по непреложному слову Энлиля, владыки земель, отца богов, Нингирсу и бог города Умма устроили разграничение, и Месилим... поставил пограничный камень»... «По прямому слову Нингирсу, воина Энлиля, начата война с Уммой»... и т. п. Завоевания царей расширяют область их богов, поругание святынь враждебного города падает на главу богов победоносного города. Местный характер богов, впрочем, не препятствует их почитанию по всей стране, и в каждом городе мы встречаем пантеоны с Энлилем, а затем местным богом во главе.

Молитвы и жертвы приносились не только лично, но для постоянного общения с божеством в храмы ставились в молитвенной позе статуи, представлявшие жертвователя перед богом даже после его смерти; самые имена этих статуй знаменательны, например: «Да продолжит мать бога мою жизнь», «Да будет мне жизнь наградой» и т. д. Подобные же имена носили и другие жертвуемые предметы; например, на одном мелком вотивном предмете мы читаем название: «Нингирсу возглашает в храме Урук Уруинимгине благие слова вместе с Бау». Жертвоприношения были большей частью бескровные, главным образом, растительные, и совершались как в честь великих богов, так и покровителей каналов, местностей, в честь статуй и даже музыкальных инструментов.

Цари и исаки (патеси) были избранниками и ставленниками богов, которые оракулом «провозглашали их имена» и находились с ними в близких отношениях. Так, «Энтемена, исак (патеси) Лагаша, получил жизнь от Энлиля, наделен разумом от Энки, избран сердцем Нины»; «Эаиатум, царь Лагаша, одарен силою от Энлиля, вскормлен священным молоком богини Нинхарсаг, наречен благим именем Инниной»... Лугальзагисси именует себя в числе прочего тем, «на кого благосклонно воззрел Ану, чье имя провозгласил Баб-бар», «чадом Нисабы, вскормленным священным молоком Нинхарсаг, воспитанником владычицы Урука»... Таким образом, царями усваивается божественная премудрость и даже делаются шаги к признанию их физической близости к богам, но пока это еще символическая риторика, и государи продолжают считаться лишь наместниками идеального царя-бога. Царей окружает многочисленный двор и широко развившийся класс чиновников, не говоря уже о могущественных жрецах. Документы сообщают нам множество бюрократических и иерархических терминов, не всегда для нас понятных. Во главе управления стоит «нубанда», т. е. «меньший (по отношению к царю) человек».

Среди таблеток архивов Урука и Ниппура были найдены новые фрагменты шумерского свода законов, которые вместе с давно известными так называемыми «шумерскими семейными законами» могут дать некоторое представление о шумерском праве. Вновь найденные таблетки написаны в эпоху династий Иссина и Ларсы, но записанные ими законы восходят, наверное, к более древнему времени. От записи законов, происходящей, может быть, из архива Урука и изданной Клеем в 1915 г., сохранилось 9 параграфов. Первые два касаются выкидыша, вызванного ударом. Один из них предусматривает случай нечаянного удара и наказывает его небольшой пеней, а второй предусматривает случай злостного избиения и налагает за подобный проступок значительно больший штраф. В этом пункте шумерское право даже более разработано, чем вавилонское эпохи Хаммурапи . По крайней мере, кодекс последнего, трактуя о насильственном выкидыше (§ 209), не различает удара нечаянного и намеренного. Третий параграф рассматривает вопрос о возмещении за баржу, сданную внаем и потерпевшую аварию (ср. §§ 236, 237, 238, 241 кодекса Хаммурапи). §§ 4 и 5 трактуют об отношениях, вытекающих из усыновления, и почти тождественны с соответствующими постановлениями шумерских семейных законов; § 6 предусматривает похищение девушки из дома родителей, против воли последних, но без насилия девушки; § 7 трактует о том же случае, но отягченном насилием девушки. Первый проступок мог быть ликвидирован браком, а второй карался смертью. Лишь второй из этих 2 параграфов имеет параллель в кодексе Хаммурапи (§ 130). Последние постановления, восьмое и девятое, устанавливают возмещение за быка, отданного внаем и погибшего или ото льва (ср. § 266 кодекса Хаммурапи), или вследствие небрежности (ср. § 267 кодекса Хаммурапи).

Фрагменты шумерского свода законов из Ниппура были изданы в 1919 г. Лутцем. Один из его параграфов рассматривает условия аренды сада (ср. § 61 кодекса Хаммурапи), другой устанавливает возмещение за срубленное в чужом саду дерево (ср. § 59 кодекса Хаммурапи). Третий параграф, посвященный садоводству, устанавливает штраф за вторжение в чужой сад. Этот случай не предусматривается сохранившимися постановлениями кодекса Хаммурапи, но, вероятно, параллельный параграф был записан в той части стелы законов Хаммурапи , которая была сглажена по повелению эламского царя, увезшего памятник в Сузы. В этой же лакуне были, вероятно, перечислены и те постановления, которые являлись параллелями к двум параграфам шумерского кодекса Ниппура, посвященным правовым нормам владения домами. Два постановления, определяющие ответственность пастуха, постановление о лицах, укрывающих беглых рабов, и, наконец, таковое о наказании строптивого раба предусматриваются и кодексом Хаммурапи (§§ 266, 15 - 16, 282). Параллели в своде законов Хаммурапи (§§ 129, 167 и 170 - 171) имеют и некоторые из законов семейного права ниппурского кодекса. Уже из этого суммарного обзора не слишком многочисленных фрагментов шумерского кодекса мы видим, сколь обстоятельно разработаны нормы права в шумерском обществе.

Население Ширпурлы-Лагаша (вероятно, в тесном смысле) Уруинимгина определяет в «десять cap», т. е. в тридцать шесть тысяч. В основном оно было сельским. Вся область была покрыта фермами и поместьями, размеры которых колебались между девятью и сорока пятью десятинами. Лугальанда владел примерно ста сорока семью десятинами, его жена - примерно шестьюдесятью десятинами, что вместе составляет всего лишь около 1/725 всей площади территории Лагаша. Земли царя и царицы, принадлежность которых богу или богине нередко подчеркивалась, распределялись также для пользования разным лицам. Например, Уруинимгина «распределил для обработки» площадь в тридцать болотистых десятин, - из которых только около восемнадцати десятин были годны к посеву, около десяти представляли сплошное болото, а остальные являлись солончаками или были заняты поселениями, - между шестью лицами, в том числе своей женой Шагшаг. Подчеркивается принадлежность земли богине Бау. Или, например, также принадлежащую Бау и управляемую Шагшаг площадь в несколько квадратных метров управляющий Эниггаль распределил для шестнадцати лиц, и прежде всего для себя. Такие ничтожные наделы указывают на интенсивность хозяйства, доходность земли (известно, что она давала до сам-пятьдесят два), а также развитие садоводства и огородничества, о которых у нас также имеются сведения; разводились лук, огурцы, и пространство дворцовых огородов доходило до 5875 кв. м. Продуктами земледелия, особенно зерновым хлебом, платилось жалованье, делались взносы и даже взималась подать с побежденных соседей.

Однако сельские занятия не были единственными. В Лагаше процветали всякого рода ремесла, названия которых постоянно встречаются в текстах, будучи не всегда для нас понятны. Уже двор и храмы требовали большого количества мастеров и даже художников. Здесь и столяры, и плотники, и кожевники, и скульпторы, и литейщики, и ювелиры и т. п. Прогресс искусства можно проследить даже на памятниках самого Лагаша. От примитивных рельефов Урнины до сложной символической композиции стелы Коршунов, несмотря даже на наивную примитивность изображений на последней, - несомненно, искусство сделало большой шаг. Здесь художник провел основную идею своего времени - идею богоправимого царства. Он изобразил на передней стороне победного памятника городского бога-покровителя, держащего сетчатый мешок с убитыми врагами и государственный герб - одноглавого геральдического орла, и только на оборотной стороне в четырех последовательных поясах он представил земного государя и его победу. Интересны изделия из меди, особенно головы быков и фигуры женщин, а также сосуды из камня и серебра, нередко со сложными изображениями, особенно изящная ваза, пожертвованная Энтеменой Нингирсу с изображением того же герба Ширпурлы, орла, уцепившегося лапами за спины львов. Этот герб постоянно встречается на памятниках Ширпурлы и иногда имеет вид львиноголового, иногда двуглавого орла. Что касается глиптики - известных цилиндров и глиняных булл, то здесь художество достигло большого совершенства. Сцены, изображаемые на цилиндрах, весьма интересны в религиозном отношении. Для знакомства с архитектурой в Ширпурле у нас также имеется хороший материал благодаря раскопкам де Сарзека и исследованиям Хейзи, разобравшимся в сложных постройках, представляющих остатки царского дворца. Характерным отличием шумерского периода от последующих являются сделанные от руки продольные, несколько выпуклые сверху кирпичи.

На нескольких барельефах изображены музыканты и их инструменты: тимпан, лира, арфа. Для пояснения при изображении игры на тимпане помещена фигура гения с головой барана, указывающая на силу удара; при изображении игры на арфе на резонаторе помещалась фигура быка, для указания на характер звука.

Военное дело у шумеров тоже было на известной высоте. Несмотря на мирный, по-видимому, характер их жизни, они были воинственным народом. Войнами полна их история, дошедшая до попытки образования великой империи. О войнах повествуют их надписи, битвы изображают их барельефы. Особенностью их строя, увековеченной стелой Коршунов, была замкнутая фаланга копьеносцев, с огромными четырехугольными окованными медью щитами и в своеобразных шлемах. Как эти шлемы, так и щиты, из которых каждый покрывал не менее семи человек, равно как и длиннейшие копья, конечно, изготовлялись за счет государства.

Бессмертную славу приобрели себе шумеры изобретением письма, правда, сложного и до крайности неудобного, но пережившего их, распространившегося по Передней Азии, где оно сделалось международным, и бывшего орудием великой вавилонской литературы в течение более двух с половиной тысячелетий. В рассмотренный нами период это письмо только в документах отчетности может быть с полным правом названо клинообразным; в царских надписях на камнях оно еще имеет вид линейного и не потеряло внешней видимости своего происхождения из иероглифов. Это вполне понятно, так как знаки этого письма получили вид клиньев только тогда, когда они были перенесены с камня на мягкую глину, а затем уже, в ассирийские времена, были стилизованы и стали высекаться на камнях в гвоздеобразном виде. Иероглифическое происхождение клинописи не подлежит сомнению со времени открытия М. В. Никольского, сделанного им в Москве в 1888 г. при определении двух надписей из коллекции Блау, начертанных знаками, еще вполне сохраняющими характер рисунка. К сожалению, в то время наша наука еще не могла оценить всей важности этого открытия - драгоценные документы были выпущены из России в Америку как фальшивые! Впоследствии нашлось больше десятка таких архаических надписей, поступивших в различные музеи.

В Лагаше да, вероятно, и вообще в Сеннааре, писали много. Хотя все дошедшие до нас тексты официального или делового происхождения, но уже и этот материал говорит о развитии литературного вкуса и манеры. Текст стелы Коршунов является достойным спутником ее скульптурной композиции. Он начинался кратким очерком отношений двух городов-соперников до увековечения памятников победы. Далее идет повествование о рождении и чудесном воспитании Эанатума. Инанна принимает его в свои руки и нарекает ему имя, Нинхарсаг вскармливает его, Нингирсу наблюдает за его ростом, который достигает пяти с половиной локтей. Он делается могучим государем и держит на веревке страны. Далее следует историческая часть, потом договор, скрепленный клятвами именем великих богов: Энлиля, Нинхарсаг, Энки, Энзу, Баб-бара и Нинки. Каждый из них «закинет свою великую сеть на жителей Уммы», если они нарушат границу или уничтожат камень. Затем идет рассказ о других победах Эанатума и, наконец, о содержании самой стелы. В надписи на «конусе» Энтемены мы также видим древнейший образец исторического очерка взаимных отношений двух государств-соседей. Тексты Уруинимгины, давая нам столь много ценнейшего культурно-исторического материала, в то же время обращают на себя внимание и своими литературными приемами, к которым прибегает автор, рисуя бывшие до него непорядки и противополагая им введенный новый уклад.

Были найдены подлинные шумерские мифы, не подвергшиеся семитской обработке. К таковым относится изданный в 1914 г. шумерский текст из Ниппура, содержащий миф о мироздании и потопе. Текст написан на большой таблетке тремя столбцами с каждой стороны. Сохранился он неважно, его начало отчасти уничтожено, и эта фрагментарность, в связи с лексическими затруднениями, препятствует полному пониманию содержания. С некоторой вероятностью можно предположить, что миф начинался с совещания главных богов Ану, Энлиля, Энки (Эа) и Нинту (Нинхарсаг) относительно сотворения людей. Повествованием о создании людей и животных заканчивается первый столбец текста. Второй столбец рассказывает об основании пяти древнейших городов: Эриду, Бидтибирт (Патибибл Бероса), Ларака, Сиппара, Шуруппака, и перечисляет их богов-хранителей. Третий и четвертый столбцы сохранились очень плохо. Поскольку можно судить о содержании, в третьем столбце говорилось о решении богов уничтожить потопом людей и о благочестии царя Шуруппака Зиудсудры, шумерского Ут-Напиштима. В четвертом столбце повествовалось о предупреждении одним из богов (Эа?) Зиудсудры, кажется, с помощью сновидения, как в рассказе Бероса о потопе. Пятый столбец описывает стихийную мощь потопа. Семь суток продолжались дожди и столько же времени носился ковчег по водам, покрывшим землю. По истечении семи суток снова появилось солнце, осветив небо и землю. Зиудсудра открыл окно ковчега, и свет солнца проник в него. Зиудсудра пал ниц перед богом солнца, а затем принес в жертву быка и овцу. Текст шестого столбца поддается пониманию с большим трудом. Из тех строк его, которые доступны переводу, мы узнаем, что Зиудсудра пал ниц перед Ану и Энлилем. «Они дали ему жизнь, подобно богу. Бессмертную душу, подобно душе бога, они сотворили ему... В стране Дильмун (?) они дали ему жить».

Существенно дополняет наши сведения о мифах Шумера и текст № 4561 Ниппурского архива, изданный в 1915 г. Лэнгдоном. Если, может быть, текст и не содержит прообраза библейских сказаний о рае и грехопадении, то во всяком случае мы имеем в его лице ряд фрагментов шумерских мифов о праистории мира, которые служили основанием для магических формул, прицепленных к ним. Наибольшего интереса заслуживает шестой фрагмент, повествующий о решении Энки (Эа) установить смерть неизбежным уделом человека. Эта пессимистическая мысль Шумера о неизбежности смерти для человека была, как мы увидим ниже, унаследована и семитами Вавилонии.

Таким образом, шумеры в рассмотренный нами период обладали уже развитой культурой, и напиравшие семиты не могли не воспользоваться их приобретениями.