Херсонесский маяк — самый мощный в Европе. Журнал юрия югансона Где расположена сигнальная башня в Севастополе



Те, кто меня читают давно, знают, что Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму. Уж столько раз, сколько он у меня появлялся в постах, появлялось не так много мест. Разве что Фиолент или Ай-Петри… Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось…

Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополе). Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли. Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополя требовала в том числе и организации навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи – Финского залива.

Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь. В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком.

В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал. Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.

В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы. После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.

Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас. Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня.

Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли.

Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными.

На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность.

Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное.

Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет. Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950–1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

Как устроена маячная башня? Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы. В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор.

И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка.

Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году. Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь. Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно.

Вид на маячный городок с башни маяка. Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах. В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года. После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря. Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море. Кстати, огонь маяка ясной ночью виден примерно с расстояния в 16 миль (30 километров).

Башня маяка ночью.

Так выглядит 36-метровая башня с моря.

Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком.

Вечерний Херсонесский маяк.

Херсонесский маяк находится практически у самого входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части. Территориально место расположение маяка приходится на самую западную окраину города Севастополь, на самом обрыве мыса Херсонес.

Географические координаты Херсонесского маяка на карте Крыма GPS N 44.583308, E 33.378867.

Место для строительства маяка было выбрано не случайно. До 1783 года в этих местах несколько раз пытались возводить сооружения, которые отдаленно напоминают современные маяки. В те времена сооружение больше походило на большой костер, закрытый с трех сторон каменными стенами.

Уже в 1789 году на месте будущего Херсонесского маяка появилась времянка, которая помогала русским мореплавателям добираться до Севастополя. В ту пору существенно оживилось мореходство на Черном море. Турки утратили полный контроль над Азовским и Черным морями, а строительство и укрепление города Севастополь требовало большего количества строительных материалов.
Помимо разрастания Севастополя существенно укрепляется и черноморский флот, что повлекло за собой развитие морской инфраструктуры. Так в 1814 году в верховной ставке черноморского флота принимается решение возвести два маяка в особо опасных местах крымского полуострова, на Тарханкутском и Херсонесском мысе.


Для выбора места и строительства маяков с финского залива приглашают Леонтия Спафарьева , командующего маяками на тот момент в Финском заливе. Именно под руководством Леонтия Спафарьева и идет проектирование маяков. Оба маяка утверждаются по одному проекту и в 1816 году начинается строительство. Именно поэтому Херсонесский и Тарханкутский маяки называют братьями близнецами.
Херсонесский маяк был спроектирован как конус с толщиной стен у основания в два метра, и по мере возрастания маяка стены уменьшаются, уже в верхней точке имея толщину около одного метра. Высота Херсонесского маяка от основания до шпиля составляет 36 метров.
Именно такая конструкция маяка позволила ему недавно отпраздновать свое 200-летие. Маяк пережил сильнейшие штормы, бури и ураганы и даже мощнейшее за 500 лет землетрясение в Крыму в 1827 году, которое разрушило множество исторических объектов в Крыму, в том числе обвалило фундамент самого известного дворца Крыма – .


В период Русско-турецкой и Первой мировой войн Херсонесский маяк практически не пострадал. Были незначительные повреждения оптики, но здание выдержало все. А вот во время Второй мировой войны в 1942 году маяк терпит разрушение. Именно возле маяка велись последние бои по обороне Севастополя. Фашисты расстреливали обороняющихся практически прямой наводкой со всех орудий. Также с воздуха люфтваффе сыпали бомбы. Маяк получил серъезные повреждения но устоял. И уже в 1944 году во время освобождения Крыма, в боях за освобождение Севастополя, Херсонесский маяк принимает на себя огонь. Несколько точных попаданий в основание маяка приводят к гибели оставшейся конструкции.
В 1950 году начинается реконструкция маяка по старым чертежам, Херсонесский маяк частично отстраивается со старого камня, частично используется инкерманский камень В середине 1951 года маяк полностью восстановлен в первозданном виде. Уже осенью того же года маяк получает новую оптику и приступает к боевому дежурству.


Сейчас Херсонесский маяк оснащен современным оборудование. На территории маяка работает военная часть, которая не только отвечает за безопасность судоходства в Чёрном море, но и выполняет множество повседневных и бытовых работ по поддержанию территории и исправности Херсонесского маяка.
Добраться к Херсонесскому маяку очень просто: с центра Севастополя необходимо сесть на автобус № 77 или № 105 маршрута и выйти на конечной остановке; Вы окажитесь в районе Казачьей бухты, недалеко от Музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея»; отсюда Вам необходимо пройти около 10-15 минут вдоль моря и Вы у цели. На территорию Херсонесского маяка Вас скорее всего не пустят, но подойти относительно близко к нему вполне возможно.
Херсонесский маяк – одна из ярких и одно из любимых мест гостей города.

Херсонесский маяк на карте Крыма

Маяк основан в 1816 году и на протяжении своей долголетней службы, играл и продолжает играть существенную роль в истории и жизни Черноморского флота. Маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирала П. С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед.

**************************

Фрегат «Везул»

Исправно горящий огонь маяка, как показывает жизнь, ещё не гарантия безопасного судоходства. Если у капитана не достаёт морской выучки или опыта плавания в штормящем море, а команда не расторопна или плохо обучена, то и свет маяка не поможет попавшим в беду мореплавателям. И тогда служителям маяка приходится идти на помощь терпящим бедствие.

В ночь на 1 октября 1817 года на траверзе Херсонесского маяка разыгралась трагедия. С заходом солнца при спокойном море из Севастополя на Одессу вышел фрегат «Везул» под командованием капитана 2 ранга И. И. Стожевского. Шли по счислению. Вскорости погода начала портиться. Небо заволокло низкими грозовыми тучами. Ветер, быстро усиливаясь, перешёл в жестокий шторм. Наставление мореплавателям на этот случай даёт чёткий совет: «Держитесь на хорошем расстоянии от береговой линии». Но ошибка в счислении места составила около 6 морских миль (примерно 12 км). Сильно уклонившийся в сторону берега фрегат нёсся прямо на Херсонесский риф. Увидев приближающийся огонь маяка, командир попытался сделать галс в море, но поворот не получился. Тогда срочно отдали якорь, но он «не забрал». Беспомощный фрегат несло на камни. Вскоре послышался удар корпуса о гранитное дно. На маяке, увидев эту трагедию, тут же сообщили в Севастополь на эскадру. Больше пока ничем помочь терпящим бедствие не могли. Море бесновалось с такой яростью, что о спуске на воду шлюпки не могло быть и речи.

К рассвету шторм начал стихать и к лежащему на борту «Везулу», который волны продолжали методично колотить о камни, подошёл вельбот с маячниками. Команду во главе с командиром спасли, а вот фрегат измолотило в щепки. Квартирмейстер и юнга, до подхода спасателей со страху бросившиеся в море, погибли.

Великий князь Михаил Павлович, оказавшийся в то время в Севастополе, писал царю: «Многие из офицеров, находившихся на эскадре, свободные от должности, поспешали на помощь несчастным сослуживцам... наняли верховых лошадей — барказов нельзя было посылать в открытое море в такой ветер — и опрометью поскакали к Херсонесскому маяку. Фрегат был разбит, и потеря его оценена в 270 630 руб.».

Море не раз испытывало и сам маяк. Тысячетонная махина маячной башни без труда выдерживала натиск ураганов и свирепых штормов, а вот городок и находившиеся на его территории постройки море не щадило. Особо жестокие испытания выпали на долю обитателей Херсонесского маяка в ночь на 18 декабря 1887 года. Смотритель маяка А. Федотов срочно телеграфировал в Севастополь: «Бурей залило двор и здания, прошу спасти служащих от гибели». Командир Севастопольского порта контр-адмирал М. Н. Кумани немедленно выслал на маяк людей и спасательные средства. Позже Федотов показывал: «При шторме 17 декабря 1887 года зыбь с моря перебрасывало через каменные возвышения набережной, а в 11 часов сделался сильный шторм. Вокруг маяка образовалось уже озеро... В некоторых местах вода доходила до 6 футов (почти 2 метра)... Затопило конюшню, сараи, кладовые, погреб... Вода поднималась до окон зданий. Женщин и детей отправили вброд по пояс в ближайшую деревню. .. Служители, набрав хлеба и петролеума в запас, укрылись в башне, чтобы обеспечивать исправное освещение. Перед этим они спасли команду турецкого брига с грузом, который разбился до основания. Утонуло 10 человек, а 4 спаслось. Нужна небольшая плоскодонная вёсельная шлюпка для спасения».

После шторма башню и все жилые и хозяйственные постройки пришлось капитально ремонтировать. Со стороны моря для защиты от буйства стихии возвели мощный каменный вал (брекватер), а при маяке возродили упразднённую ранее спасательную команду, оснастив её вёсельными вельботами и специальным снаряжением.

Потом ещё не раз море испытывало обитателей маяка. Во время землетрясения 12 сентября 1927 года, одного из самых сильных в Крыму за всю историю, могучая башня Херсонесского маяка выстояла. Служители же отмечали, что во время толчков они раскачивались, как стволы могучих дубов. Одновременно из фонарного сооружения маяка наблюдали далеко в море между Севастополем и мысом Лукулл громадную огненную полосу. Создавалось впечатление, что там горит море. Истинная причина столь необычного явления и по сей день остаётся загадкой...

Маяк Херсонесский стал свидетелем невиданного массового героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях в районе маяка.

"Количество раненых и убитых в первые дни июля, особенно 2 и 3 июля, росло неимоверно быстро из-за многочисленных контратак, массированных бомбардировок, артиллерийского, минометного, пулеметного и стрелкового огня противника. Тем более, что на оставшейся у наших войск небольшой территории размером примерно 5 х 3 км, где находилось десятки тысяч защитников Севастополя, чуть не каждый вражеский снаряд, бомба или пуля находили свою жертву.

Командир санитарного взвода 20 МАБ военфельдшер С. В. Пух написал, что их выносили с поля боя и собирали на 1 этаже Херсонесского маяка.

Потом были заняты второй, третий и даже самый верхний этаж маяка. 3 июля во время массированного налета самолетов противника, рядом с маяком упала тонная авиабомба. В результате взрыва рухнула часть стены маяка, похоронив под своими обломками сотни раненых."

Несмотря на систематические обстрелы, бомбардировки с воздуха, израненный и сильно поврежденный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя обеспечивал путь советским кораблям и судам, прорывающимся через минные поля в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года в день освобождения Севастополя на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.

Башня маяка построена заново в 1950-1951 годах. Архитектурно оформленная красивая белая железобетонная башня маяка высотой 36 м, облицованная инкерманским камнем с огромным остекленным фонарным сооружением, горделиво возвышается над мысом Херсонес. Дальность действия белого огня маяка 16 миль.

Раньше, до появления электричества, световой сигнал из этого, а также Тарханкутского маяка (они сооружались и вступали в строй одновременно) подавался при помощи особой керосиновой установки — это был эдакий огромный примус. Керосин подавался в горелку под давлением через жиклер, яркое пламя от горения было далеко видно. Ту маячную «керосинку», как и обычный примус, смотрителю маяка приходилось часто прочищать от нагара. А для вращения линзы, усиливающей и концентрирующей световой поток, а также для работы топливного насоса использовался гиревой механизм: 200-килограммовый груз ходил прямо в шахте маяка.

Лампа и линза — это, по сути, главные из видимых рабочих элементов маяка. Лампа — кварцево-галогенная, мощностью 1.000 ватт. Линза вокруг нее изготовлена в 1957 году на одном из заводов в Харьковской области, по спецзаказу.

Техническая характеристика маяка довольно сложная, а сигнал он выдает в виде световой морзянки — точек и тире. Херсонесский маяк посылает код СВ, что значит «Севастополь». Полная подача сигнала занимает 18 секунд, он циклично повторяется. Выходит маяк «на работу» за час до захода солнца, а гаснет через час после восхода.

Световой сигнал, оказывается, иногда подается маяком и в дневное время — если видимость на море меньше 10 километров. А в обычную, хорошую погоду вахтенный наблюдатель на корабле с высоты 5-метровой рубки обозревает пространство вкруговую на 16 морских миль.

Херсонесский маяк — лишь один из объектов Гидрографической службы Черноморского флота (структурное подразделение МО России). Его обслуживают как люди военные, так и вольнонаемные. Рядом с маяком находится маячно-техническое здание, в нем и несет обслуживающий персонал круглосуточные дежурства. На мысе Херсонес еще работает и радиомаяк КРМ-300: он посылает на разных частотах тот же позывной СВ в радиоэфир. Для чего? Для дивиации, поясняют нам, то есть для определения координат судна в море.

Установлена здесь и навигационная система «Марс», что позволяет Херсонесскому маяку поддерживать связь на коротких волнах в радиорежиме с маяками, находящимися на крымских мысах Тарханкут, Фиолент и в Геническе. При помощи сигналов с маяков суда могут настраивать и проверять свою навигационную аппаратуру.

Аппаратура на маяке работает от горсети,но,в случае неполадок,предусмотрены мощные дизельные генераторы,которые могут обеспечить током весь поселок.

А еще,жители маяка,вынуждены терпеть мощный звук, похожий на трубный рык слона. Говорят, он слышен за 3 мили. Звук издает специальное устройство шведского производства — наутофон. В период туманов и штормов (декабрь — февраль) жителям поселка не позавидуешь: иногда этот резкий протяжный рык приходится терпеть сутками, днем и ночью.

Ночью башня маяка подсвечивается мощными прожекторами, что улучшает ее опознаваемость с моря.

  • Видео
  • "Маяк" фильм Павла Третьякова киноконкурс "Город у моря

Панорама херсонесского маяка

Дальность видимости огня:

Описание огня, знака

Высота сооружения:














Действующий

Координаты

OpenLayaers WKT:

Дополнительные материалы

ХЕРСОНЕССКИЙ МАЯК

Установлен на одноименном мысе в юго-западной части Крымского полуострова в 6 милях от Севастополя и обеспечивает плавание на подходах к нему, ограждая опасный риф, простирающийся к западу от мыса. Один из старейших маяков, построенных Россией на берегах Черного моря.
К концу 70-х годов XVIII столетия Россия прочно укрепилась на берегах Черного и Азовского морей. Корабли Азовско-Донской флотилии совершали дальние походы в различные части побережья. Для обеспечения их плавания строились временные примитивные маяки и знаки. Из документов русского флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова известно, что в 1790-х годах такой маяк существовал и на мысе Херсонес. В “Журнале плавания Черноморского флота в поисках турецкого флота” присутствует, в частности, такая запись, датируемая 10—15 июля 1791 года: “...во весь оный день ветер тихий, переменный с разных сторон, при котором лавируя с флотом, к ночи обошел Херсонесский мыс... В 1/2 восьмого часа пополудни по пеленгу от меня Херсонесский маяк” .
Был ли этот маяк светящим сказать трудно, так как никакого описания его не обнаружено. Скорее всего маяком Ушаков называет какой-нибудь отличительный навигационный знак, поставленный на оконечности мыса. Подтверждением такого предположения служат “Замечания о Черном море...” , представленные капитаном графом Гейденомом в Адмиралтейств-коллегию в 1806 году. В них он сообщает, что на Черном море маяки имеются только у Константинопольского пролива и у Дунайского устья. “Даже... прекрасный порт Севастополь огражден только вехами”.
В мае 1803 года Адмиралтейств-коллегия, заслушав рапорт конторы главного командира Черноморских флотов по состоянию навигационного ограждения на российском побережье Черного моря, постановила на Херсонесском мысе построить “ночной маяк и караульные дома для служителей” .

Маяк Херсонесский. Рис. 1850 г.

Маяк строился по проекту и под наблюдением опытного маячника директора маяков Балтийского моря Л. В. Спафарьева, который специально был командирован на Черноморский флот. Место установки выбирал командир Севастопольского порта капитан 1 ранга П. М. Рожков (впоследствии видный деятель российского флота, адмирал).
В 1816 году строительство было закончено, регулярное освещение маяк открыл 16 июня 1817 года. Он представлял собой каменную коническую башню высотой 36 м, увенчанную деревянным фонарем правильной десятиугольной формы высотой 3,3 м и диаметром 4,6 м. 11 ноября 1829 года деревянный фонарь заменили на железный. Осветительная система, состоявшая из 16 масляных ламп Арганда с рефлекторами, обеспечивала дальность видимости огня до 16 миль. Вначале маяк светил постоянным белым огнем, но в 1824 году его сделали “вертящимся”, т. е. проблесковым, чтобы отличить от огней выстроенных в 1821 году Инкерманских маяков (см. очерк “Инкерманские створные маяки”).
Около башни было построено три флигеля: для смотрителя, команды и кладовых. В 1837 году была учреждена спасательная станция.
Первоначально маяк обслуживали унтер-офицер и шесть рядовых Севастопольского экипажа. На них возлагалось, кроме обеспечения нормальной работы осветительного аппарата, ведение метеонаблюдений, наблюдение за перелетом птиц, состоянием моря и проходящими судами. С 1850 года на должность смотрителя стали назначать обер-офицеров Корпуса флотских штурманов, не годных по состоянию здоровья для службы на военных кораблях. С 1866 года весь обслуживающий персонал стал вольнонаемным.

Вид на Херсонесский мыс и маяк с моря. Рис. 1850 г.

С началом Крымской войны (1853—1856) на маяке дополнительно разместили охрану, сигнальщиков и телеграфистов. Во главе этой команды из 12 человек стоял офицер. Был развернут наблюдательный пост, который следил за появлением на море неприятельских судов и прохождением всех кораблей. Маяк вначале был переведен на особый режим работы, а при подходе англо-французского флота к берегам Крыма прекратил освещение совсем. Осветительный аппарат был снят и тщательно укрыт. Благодаря этим мерам, после окончания войны маяк удалось быстро восстановить. Потребовался лишь ремонт осветительного аппарата, что было сделано в Севастопольском адмиралтействе Российского общества пароходства и торговли. Во время ремонта маяк освещался временным переносным аппаратом, установленным на деревянной платформе.
Спустя несколько лет после начала действия маяка берег, где он был установлен, пришлось укрепить каменной стеной, “чтобы устоять против стремления волн, которые при крепких ветрах до того вздымаются, что через стену достигают самого строения, влеча за собой каменья...” .
В 1861 году брекватер вокруг маяка был смыт, служебные помещения наполнились водой до высоты 1,5 м, пострадал фонарь. Во время ремонта в фонаре был установлен новый осветительный диоптрический аппарат. По этому поводу Гидрографический департамент опубликовал следующее извещение мореплавателям: “...на юго-западном берегу Таврического полуострова на мысе Херсонес, вместо прежнего вертящегося катоптрического аппарата поставлен новый, вертящийся же, катодиоптрический, олофтальный аппарат 1-го разряда. Белый огонь виден между румбами N0 65° через N, W и S до SO 35°22" (от 144°38" до 65°. —Авт.) и является каждую минуту в виде сильного проблеска. Высота огня от основания 104,5 фута, над уровнем моря 108 футов. Математический горизонт освещения 12 миль. Башня маяка круглая, белая, фонарь на ней тоже белый” .
1873 году для защиты маяка от моря построили новую массивную каменную оградительную стену, огибающую со стороны моря все здания, а с обеих сторон маячного двора на берегу мыса была сделана “каменная наброска” для отражения волн и защиты от затопления всей оконечности низменного мыса.
В 1887 году стихия вновь подвергла маяк испытаниям. Во время бури 16 и 17 декабря фундамент ограждения стенки, построенной в 1873 году, был подмыт в нескольких местах, каменные наброски перед стенкой и у самого берега были разрушены. 18 декабря смотритель маяка А. Федотов телеграфировал в Севастополь: “Бурей затопило двор и здания, прошу спасти служащих от гибели”.
На следующий день он сообщил: “При шторме 17 декабря 1887 года зыбь с моря перебрасывало через каменные возвышения набережной... а в 11 часов сделался сильный шторм. Вокруг маяка образовалось уже озеро... В некоторых местах вода доходила до 6 футов... Затопило конюшню, сарай, кладовые, погреб... Вода поднималась до окон зданий. Женщин и детей отправили вброд по пояс в ближайшую деревню... Служители, набрав хлеба и петролеума в запас, белье, укрылись в башне, чтобы обеспечить исправное освещение. Перед этим они спасали команду турецкого брига с грузом, который разбился до основания. Утонуло 10 человек, а 4 спаслись. После спасения они верхом на лошади вплавь прибыли на маяк. Нужна небольшая плоскодонная весельная шлюпка для спасения” .
Командир Севастопольского порта контр-адмирал М. Н. Кумани срочно выслал на маяк на подводах людей и спасательные средства. Помощь пришла вовремя.
После бури башню и другие здания пришлось капитально ремонтировать. Кроме того, с южной стороны башни был выстроен дополнительный вал из местного камня.
В 1888 году в лампах осветительного аппарата вместо масла стали применять “русский петролеум” — керосин, а в 1910 году лампу заменили на керосинокалильную горелку. В 1900 году для туманных сигналов установили сирену нового образца типа Барбье-Бенард французского производства. В 1902 году над жилым домом был надстроен второй этаж, что позволило значительно улучшить условия жизни маячников.
В 1900—1905 годах на маяке проводил опыты по радиосвязи А. С. Попов. Вскоре после этого беспроволочный телеграф стал применяться на кораблях Черноморского флота. В последующем на маяке неоднократно проводились испытания образцов новой техники. Так, в 1933 году здесь испытывался отечественный радиомаяк РМ с вращающейся диаграммой направленности (для определения направления использовались обычный радиоприемник и секундомер). Результаты испытаний показали возможность определения направления с корабля на радиомаяк с точностью до 2°.
Во время Первой мировой войны маяк включался только по особому распоряжению начальника охраны рейдов. Для обеспечения скрытности источник света поместили в красный цилиндр из запасных гнутых красных стекол, создав таким образом красный огонь с сохранением прежней характеристики.
В 1939 году маяк был оборудован первым образцом отечественного радиомаяка кругового излучения РМС-2 с дальностью действия 50 миль и наутофоном типа “Тритон”.
22 июня 1941 года в соответствии с действовавшими на случай начала войны документами город Севастополь был затемнен, все огни навигационного оборудования были погашены, но Херсонесский и Инкерманские маяки работали — с ними неожиданно прервалась связь, и команду погасить огни они не получили. Пришлось срочно посылать мотоциклистов с соответствующим приказанием.
Неприятель прекрасно понимал важность маяка для кораблей, базировавшихся в главной базе Черноморского флота, и с первых дней войны обрушил на него лавину снарядов и бомб, но маяк продолжал действовать. Его огонь был необходим нашим кораблям. Разрушаемый фонарь вновь и вновь восстанавливался маячниками и светил в манипулируемом режиме, указывая путь морякам.

В то время маяк возглавлял Андрей Ильич Дударь, вместе с ним работали Фролов, Шевелев, супруги Чудимовы, Алисов, Редькин. На метеостанции вели наблюдения М. Ф. Дударь и Паша Горошко. Постепенно все маячники ушли на защиту города, и на маяке остались лишь А. И. Дударь и старший техник Шевелев. Во время бомбежек и артобстрела они убирали аппаратуру и прятались сами, но как только обстрел прекращался вновь восстанавливали огонь, обеспечивая вход и выход наших кораблей из осажденного Севастополя.
В июне 1942 года маяк атаковало более 60 вражеских самолетов. Все жилые и служебные помещения были разрушены, в башне появились пробоины, осветительная аппаратура была разбита, ацетиленовые баллоны взорвались и вызвали пожар. Тогда маячники стали
использовать переносные фонари, зажигая их то на одной площадке башни, то на другой, обеспечивая навигационную безопасность плавания наших кораблей и подводных лодок.
“Ишь, чего захотели фрицы, уничтожить путеводную звезду, — твердил Андрей Ильич, — мы будем светить нашим морякам хоть из ада!”
Только в июне в Севастополь было сделано 11 рейсов транспортов, 33 рейса боевых кораблей и 77 рейсов подводных лодок и всем им указывал путь Херсонесский маяк.

Маяк Херсонесский

Об этих днях так потом писал в воспоминаниях А. И. Дударь:
“30 июня был получен приказ обеспечить работой маяка эвакуацию Севастополя. Мы установили очередной ацетиленовый фонарь внизу, на здании склада, но вскоре он был уничтожен. Тогда новый укрепили на развалинах башни. Ночью 3 июля в маяк попала целая серия снарядов, но он уже сделал свое дело и теперь был не нужен”.
Мыс Херсонес стал последним клочком Севастопольской земли, который продолжали оборонять защитники города. Сюда перевели свой командный пункт командующий Охраной водного района и командующий ВВС Севастопольского оборонительного района, здесь были оборудованы временные причалы для подводных лодок. Враг сосредоточил на небольшой площади мыса огонь редкой плотности. И много лет спустя на мысе были видны следы войны.
До последних дней обороны Мария Федоровна Дударь и Паша Горошко вели наблюдения и снабжали летчиков и артиллеристов метеоданными. 4 июля на территорию маяка ворвались фашистские танки. И тогда здесь свой последний подвиг совершил муж П. Горошко помощник уполномоченного НКВД младший политрук П. М. Силаев. Он заявил немцам, что может рассказать, где находится подземный аэродром и сообщить другие важные сведения. Фашисты привели его вместе с женой в штаб, расположенный неподалеку. Брошенными Силаевым гранатами, которые он спрятал в кожанке, были убиты все фашисты, находившиеся в здании. Погибли и герои. Именем Павла Силаева была названа после войны одна из улиц Севастополя, на мысе Херсонес поставлен бронзовый памятник герою.
Начальник маяка Дударь, даже раненый в обе ноги, не оставил своего поста. Он продолжал нести вахту, пока последний корабль не покинул Севастополь. Лишь после этого он демонтировал осветительную аппаратуру и закопал ее в тайник недалеко от маячного городка. Эвакуироваться из города ему было уже не на чем и он оказался в плену, где находился до освобождения Севастополя.
5 ноября 1944 года оставшиеся в живых жители города и небольшой гарнизон главной базы Черноморского флота встречали украшенные флагами расцвечивания возвращавшиеся в освобожденный Севастополь корабли Черноморского флота. С кораблей были видны развалины некогда прекрасного города — славы Российского флота, не было на привычном месте и хорошо знакомой каждому моряку-черноморцу красивой стройной башни Херсонесского маяка. Она была разрушена до основания, но маяк уже вновь встал на свою бессменную вахту — на изуродованных взрывами камнях-монолитах, оставшихся от башни, стояла на костылях-подпорках ацетиленовая установка. А вскоре на привычном месте взметнулась вверх трехгранная деревянная вышка с фонарем наверху.

Херсонесский маяк ночью

12 мая 1947 года маяк вновь принял начавший поправляться от боевых ран и болезней Андрей Ильич Дударь. Здесь, на этом маяке, в 1893 году он родился в семье потомственных маячников, вырос и в 1939 году заменил умершего отца. Это был его родной маяк, и он считал своим долгом восстановить его в былом виде.
21 сентября 1951 года закончилось строительство нового Херсонесского маяка, и вновь засверкала на южном солнце 36-метровая стройная башня из белого инкерманского камня. В фонаре башни смонтировали полизональный осветительный аппарат, доставленный с тихоокеанского маяка Аскольд, обеспечивающий дальность действия до 16 миль.
В последующие годы маяк отстраивался, благоустраивался, а его техническое оснащение совершенствовалось. Была осуществлена газификация городка, построены жилые помещения и новая волнозащитная стенка.
В 1973 году на маяке был установлен радиолокационный маяк-ответчик РМО-64, в 1975 году введена в действие система времени электронная радиомаячная, регулирующая работу группы радиомаяков.
В марте 1949 года во время сильнейшего шторма территория маяка была затоплена, передвигаться по городку можно было только на шлюпке. В ночь с 5 на 6 января 1966 года уровень воды на территории маяка поднялся на 0,5—0,7 м. Такая же беда настигла маяк и при шторме 6 ноября 1987 года. И хотя бури и затопления наносили определенный ущерб технике и жилым помещениям, на нормальную работу маяка они не влияли. Его огонь каждую ночь надежно указывал морякам путь в Севастопольскую бухту.
В настоящее время на некогда пустынном Херсонесском мысе вырос целый маячный поселок. В центре его возвышаются два двухэтажных 16-квартирных жилых дома с лоджиями. У моря благоустроенный пляж, сауна, для детей — игровые площадки. К маяку подведены телефон, водопровод.

Херсонесский маяк

Обрыв медленно понижался в сторону маяка, пока берег не стал совсем покатым. По правую руку за остатками проволочного заграждения возвышались две громадные панели, поставленные на-попа. Они зияли разбитыми вдребезги стеклами и треснувшим бетоном.

Весь периметр выглядел пыльно и заброшено, отчего-то вспоминался «Сталкер» Стругацких.

Настоящий постапокалипсический сюр…

Оказалось, что это радиолокационная станция «Днепр».

В советское время она входила в систему радиотехнического узла системы предупреждения о ракетном нападении « Николаев», откликалась на позывной «Карнавал» и контролировала южное и западное направления.

После развала досталась, бедная, Украине. Те ее довели до ручки, но о задачах станции выражались пышно: эти развалины «…выполняли задачи телеметрии космических объектов при Национальном космическом агентстве Украины…»!

Действительно – карнавал, победивший на доброй части земной суши….

Не будем о грустном.

Признаться, у меня слабость к маякам: выглядят они блаженно-одиноко, имеют ключевое значение, да и попросту красивы!

Сколько жадных глаз ищет их в морской штормовой ночи!

Всегда я лелеял мечту – оказаться внутри маяка: за окном ревущее море, ночь и клочья пены, бешеный ураган, а внутри ты, как смотритель, следишь за слепящим глазом, спасительным лучом для всех, кто в море ненастной ночью! Боже, храни корабли!

Берег до маяка пологий и море тут мелкое-премелкое почти на километр: оказывается, специально засыпали глубину, ровняли, прокладывали пологие бетонные спуски для БТРов (они и сейчас сохранились). Камни на берегу под радиолокационной станцией острые, не обкатаны морем, видно, что привезены издалека и берег засыпался когда-то гравием. На противоположной от станции стороне, за дорогой – «взлётка», то есть военный аэродром с океанариумом (тоже военного назначения – дрессировали боевых дельфинов в советское время). Это так же военная часть, только в океанариуме устроили платные экскурсии, можно поплавать с дельфинами в бухте Казачьей. Бухта Казачья – это легендарное место! Впрочем, тут все легендарное…

На «взлетке» местные авто-берсеркеры устраивают гонки – думаю, что с приходом в Крым России такое уже не пройдет. Самолеты-то военные реально садятся на бетонную взлетную полосу, уходящую как стрела, в море, и территория эта принадлежит военной части отнюдь не только на бумаге!

Однако, вернемся к маяку. По мере приближения к оконечности мыса пляж приобретает снова природный характер. По ходу движения мы распугивали чаек. Те взлетали, что-то недовольно крикнув.

Сам по себе Херсонесский маяк стоит на одноименном мысу в расположении очередной воинской части. Неподалеку от него находится и знаменитая 35 береговая батарея.

Маяк построен в 1816 году Леонтием Спафарьевым, знаменитым руководителем маяков Финского залива. Почти двести лет маяк служит Черноморскому флоту, встречал победоносные эскадры Ушакова и Нахимова, был путеводной звездой терпящим бедствие, пережил первую оборону Севастополя, революцию и гражданскую войну, видел, как отчалила навеки в эмиграцию императорская Россия, пережил эпохальное землетрясение 1927 года, когда все его 36 толстенных метров раскачивались с девятибалльной амплитудой то ли по Рихтеру, то ли по Бофорту…

Стены у основания двухметровой толщины, на уровне маячной комнаты – метр. Маяк трясло и качало, из его фонарной части служители наблюдали далеко в море по направлению к мысу Лукулл широчайшую огненную полосу – всполохи создавали впечатление, что горит море. Что это было, неизвестно до сих пор, но говорят, что во время землетрясений выходящие на поверхность метан и сероводород, соединяясь с кислородом, загораются…

Удивительные рассказы о маяке:

Маяк выдержал время, бури, колоссальные ветровые и сейсмические нагрузки, а разрушили его башню окаянные тевтоны – немцы во Вторую оборону Севастополя. Что тут творилось 4 июля 1942 года – страшно представить!

В 1950-1951 году башню заново отстроили из железобетона, облицевали белым инкерманским камнем. Отстроили расположенные вокруг служебные здания.

Когда-то фонарь маяка был подобен примусу – работал на керосине, его приходилось чистить, заменять фитиль, заправлять керосином и всячески следить-ухаживать. Прямо в шахте маяка вращал линзу, что усиливала и концентрировала свет лампы, гиревой 200-килограммовый груз, служивший и для работы топливного насоса.

Сегодня лампа маяка кварцево-галогенная, 1000 ватт, линза вокруг нее по спецзаказу изготовлена в 1957 году на одном из харьковских заводов. Проблесковый режим обезпечивается периодическим включением-выключением лампы, а не вращением линзы, как в старые времена.

Свет бьет на 16 миль, выдает световую морзянку со значением СВ (Севастополь) длиной в 18 секунд с определенной цикличностью, в башне стоит звукосигнальная установка – наутофон, радиолокационная установка, маяк-ответчик. Дальность действия радиомаяка КРМ–300 свыше 150 миль и тоже подает сигнал СВ для дивиации, то есть определения координат судна. Имеется навигационные системы «Маяк-75» и «Марс» с помощью которых Тарханкутский, Херсонесский, Фиолентовский и Генический радиомаяки координируют свою деятельность, держат связь и помогают кораблям настраивать и проверять свою навигационную аппаратуру. Маяк включается за час до заката и выключается через час после восхода, но при плохой видимости на море (менее, чем 10 километров) работает и днем.

Все это мне сообщил в подробностях ВВ, пока мы шли по берегу.

Как видите, Херсонесский маяк – крайне важное сооружение.

Но это не значит, что его судорожно охраняют.

Вот пост морпехов со стороны моря. Это просто три стены на пляже, сложенные без раствора из плоских обкатанных морем камней, внутри пара камней побольше и на них положены сидения со старых стульев. Над всем этим хлипким сооружением реет рваная тряпка, долженствующая изображать тент. Пост хронически пуст и больше напоминает привал морских бродяг, выброшенных штормом на берег.

Никто не встретил нас у маяка. Только волны и ветер, парящая чайка…

Мы протопали по брекватеру: вниз на зеленую лужайку вели ступеньки. Дорожка от входа в башню убегала к постройкам, полностью почти скрытыми зеленью.

Кусты и деревья заслоняли наши фигуры, и опять вернулось ощущение отрешенности.

Вблизи маяк просто потряс меня! Белая мощная колонна уходила в синеву неба, на шпиле развевался русский флаг. По бокам маяка полукруглые ниши как бы давали понять, что когда-то в них стояли чьи-то бюсты или даже целые статуи. Но сейчас ниши были пусты. Маяк молчал, наверное, спал – ведь должны же маяки когда-то отсыпаться от безсонных ночей?

Стоявший на брекватере Вася окликнул меня и махнул рукой в сторону моря. Я поднялся к нему.

Батюшки! Как великолепно! С бетонной высокой преграды для волн открылась широкая перспектива - море без конца и края на три стороны света!

Было реальное впечатление, что стоишь на острове. И мне опять вспомнились Стругацкие, но на этот раз «Солярис». Мыслящий океан.

Всю мою романтику поломал ВВ (как всегда, впрочем!)

Смотри строго на запад, прямо на море! Что видишь?

Ну-у…какая-то полоса на воде: с южной стороны от нее вода темнее, а с северо-западной и к северу – светлее. А что это такое?

А это, братец, встречаются холодное южное течение и теплое северо-западное, вот и получается, что сверху вода разного цвета. А еще аккурат по этой линии идет мель мили на две в море. И на эту мель с древнейших времен напарывались в бурю корабли, если капитан был полным болваном. Знаешь, сколько там добра на дне?- Васька мечтательно посмотрел на морскую гладь и резко выдохнул:

Копать некому!

Досадная мысль о пропадающем добре не давала, видно, ему покоя всю обратную дорогу, потому, что он трещал без умолку о разных историях, поразительных находках, о местных черных археологах.

Действительно, крымская земля полна артефактами – самые разные народы в разное время населяли ее, воевали, любили, жили, грустили и радовались, богатели и нищали, грабили и созидали… В севастопольской земле запросто можно откопать и древнюю античную статуэтку или кувшинчик какой, и какую-нибудь французскую бутылку из-под бургундского времен первой обороны, или же вообще неразорвавшийся снаряд периода Великой Отечественной. И находят. А уж пуговиц-бусин-патронов-монет и пуль не счесть!

Черный антикварный рынок в Крыму весьма оживленный, но, разумеется, вовсе не публичный.

Есть даже своего рода очень прибыльное дело – копать в херсонесском заповеднике, но не в земле (кто же даст?), а в море, на мелком месте, пропуская через свои руки тонны гальки и песка, чтобы найти какую-нибудь золотую крапинку, элемент застежки или ожерелья, серьгу или золотую монету. Золото не темнеет в морской воде – его хорошо видно.

У корешей моих дома оказались две коробки из-под обуви, забитые античными и просто старинными монетами, а на полках над столом -вообще уйма всего интересного! Только вот редких и хорошо сохранившихся монет попадается крайне мало: море обкатывает медь, бронзу и серебро до состояния гладкого голыша. В темных плоских кусочках металла трудно узнать великолепную античную чеканку. Но иногда бывают находки!

Мы искупались и сели отдохнуть на камнях, попивая прохладное пиво (Василь предусмотрительно опустил бутылки в какую-то щель между камеями, чтобы пиво не грелось). Он рассказывал разные истории грубовато, но интересно, что называется «в лицах». Я слушал его и внезапно понял, насколько Васька счастливый человек!

Все фото поездки по южному побережью Крыма

Некоторые путешественники (такие есть во всех странах мира) совершают тур к водным пространствам не затем, чтобы поплавать, получить «долгоиграющий» загар или поймать большую волну, забравшись на серф. Их влечет исключительно красота приморских окрестностей, а она состоит не только из природных урочищ или живописного неба над океаном. Ее уместно дополняют шедевры инженерного зодчества. Этими «стражами моря» обладает и Севастополь. Херсонесский маяк – один из них.

Где расположена сигнальная башня в Севастополе?

На электронной карте 92-го региона, если основательно увеличить ее масштаб, мы заметим сразу несколько маяков. Однако ни один из них не сравнится с тем, что построен на западной оконечности города – крайнем выступе . Приезжим не стоит путать его с одноименным , который находится ближе к центру мегаполиса – между и бухтами.

Маяк на карте Крыма

Открыть карту

История возникновения на мысе Херсонес

Самый западный мыс Большого стал подавать сигналы корабелам еще в Средневековье. Однако первые «светочи» напоминали современные маяки весьма отдаленно – это были башни, где разводили костер. В 1780-х гг., когда Севастопольскую бухту покоряли русские войска, здесь появилась «времянка», позволяющая нашим кораблям успешно возвращаться в порт приписки.

То, что мы видим сейчас – уже не первый капитальный маяк в Севастополе (предыдущий отстраивался в 1814-1816 гг. – одновременно с ). Агрегат этот был разрушен во время боев за освобождение Крыма – уже в 1944 г., хотя выстоял при более интенсивном обстреле двумя годами ранее. Восстановили его только в 1950-х гг., а в XXI веке – модернизировали.

Легенды и мифы

Некоторые горожане верят в интересную историю о маяке, связанную с периодом Второй Обороны Севастополя. Дело в том, что именно под этой башней тогда полегли последние его защитники. Фашисты хотели до основания разрушить и само сооружение – «лупили» по нему в упор из морской артиллерии и сбрасывали бомбы с самолетов. Однако средство навигационного оборудования почему-то выстояло. При этом в небе над ним происходило постоянное свечение, заставляющее многих бойцов, как правило, из сельской местности, уверовать в силу давнего покровителя русских мореплавателей – Николая Чудотворца.

Чем интересен Херсонесский маяк?

«Белая махина на фоне чистого голубого неба», «Его обязательно надо посетить!» — довольно часто именно такие эпитеты и советы рождаются у туристов, увидевших вблизи Херсонесский маяк. Севастополь, как таковой, уже осмотрен, а поездку по его окрестностям следует начинать именно с Маяка-2. Почему? Все просто. Установленное на нем оборудование не имеет аналогов на территории Европы – мощность лампы составляет 1000 Вт, а дальность света – 16 миль.
Цифры эти затмевают даже рабочие показатели светосигнальной установки близ французского острова Уэссан (в проливе Ла-Манш).

Говоря об архитектуре здания, необходимо упомянуть его высоту (от основания до шпиля) – 36 м. Башня имеет 5 этажей, 6-й уровень – площадка для самого фонаря, питающегося от отдельной подстанции. Экскурсия, о которой идет речь, должна начаться с ближайших к маяку берегов . Здесь можно совершенно безбоязненно прогуляться по огромной взлетно-посадочной полосе военного аэродрома (дело в том, что он больше не действующий) или сфотографироваться на фоне останков дотов времен ВОВ.

За аэродромом грунтовка ведет через пустошь – к совершенно негодному для купания побережью, южнее которого спрятались от любопытных глаз высокопоставленные севастопольские . Высотное сооружение хорошо заметно именно отсюда, хотя само его основание и будет скрыто забором воинской части – сегодня военнослужащие осуществляют обслуживание маяка, помимо выполнения своих основных задач.

Как доехать до места?

Оказавшись на автовокзале или железнодорожной станции (в основании Южной бухты), выйдите к Троллейбусному спуску. Доберитесь по нему до . Далее гость Севастополя может воспользоваться автотранспортом 77-го маршрута. Его конечная – «Маяк-2» (это берега «Казачки»). Отсюда следует пройти 12 минут по дороге, которую вам укажет водитель, главное – никуда не сворачивать, повсюду периметр военной части.

На машине доехать до Херсонесского маяка из центра города можно так:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Херсонесский Маяк, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.583338, 33.378846.

Херсонесский маяк в Севастополе в числе прочих заслужил и несколько поразительных отзывов – «Все настроение испортил свежий забор от Министерства обороны» или «А как тут купаться-то – это же огромные камни?…». Друзья, если вы достаточно умны, то не будете требовать от постовых на военном объекте пропустить вас на территорию. А по поводу купания – неужели вы мучились 55 минут в забитом автобусе ради пляжа? Сюда приезжают для того, чтобы увековечить самый мощный маяк Европы на фотокамеру! Смотрите в заключении небольшое видео о нем.