Урок «Басни И.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю. Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.А.) - поучительная история для школьников Олицетворение басни мартышка и очки крылова

В 1812 году Крыловым была создана басня “Мартышка и очки”. Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова “Мартышка и очки” повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно

Их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в

Науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня “Мартышка и очки”. Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова “Мартышка и очки” говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

(2 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Выясняя мораль басни «Слон и Моська», мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый...
  2. Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой ее также не назовешь. Сообразительности и находчивости...
  3. Стихотворение «Странник». созданное Пушкиным в конце 1835 года, является поистине уникальным. Именно в нем «зашифрованы» события последнего год жизни поэта,...
  4. Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал...

О глупой Мартышке, разбившей из-за своего собственного невежества хорошие очки, расскажет басня «Мартышка и очки» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки:

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Басня «Мартышка и очки» была написана Крыловым в 1814 году, но это отнюдь не уменьшает ее значимость и актуальность для современного поколения, скорее, даже наоборот, ведь наука не стоит на месте, а постигать ее, к сожалению, стремится не каждый. При этом признают свою необразованность лишь единицы, остальные превращаются в таких же Мартышек, как в этой басне. Ее и приглашаем вас сейчас прочитать.

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Крылова «Мартышка и очки»

Мораль басни «Мартышка и очки» не просто традиционно прописана в последних строках произведения, но даже структурно выделена пустой строкой, а расшифровывается она так: если не знаешь, как использовать ту или иную вещь либо информацию, это еще не значит, что она бесполезна. А высмеивая или запрещая ее (когда речь идет о чиновниках), люди-Мартышки сами выставляют себя на посмешище.

Анализ басни «Мартышка и очки»

Сюжет басни «Мартышка и очки» банален. Мартышка – в русском фольклоре довольно глупое животное, но очень схожее по восприятию мира и действиям с человеком – услышала от людей, что исправить проблему ухудшившегося к старости зрения можно с помощью очков. Не разобравшись, что и к чему, она набрала себе их побольше (полдюжины – 6 штук) и, примеряя очки на разные части тела (ведь, как их правильно использовать, Мартышка не спросила/не дослушала), очень удивлялась, почему же они не помогают. В конце повествования животное, обидевшись на людей, назвав их лжецами и так и не найдя применения неизвестному ей предмету, разбивает очки о камень.

Простая ситуация, но такая наглядная, особенно, если учесть, что Мартышка здесь олицетворяет всех невежд, а очки – науку. И все не было бы так грустно, если бы невежды встречались, только среди простых людей, но ведь в истории достаточно примеров, когда люди-Мартышки занимали высокопоставленные должности и своим невежеством лишали остальных (пусть и на время, до момента смены власти), новых знаний и возможностей.

Крылатые выражения из басни «Мартышка и очки»

  • «Тот дурак, кто слушает людских всех врак» – употребляется как насмешка в басне «Мартышка и очки» над теми, кто слишком большое значение придает мнению/словам окружающих.
  • «Мартышка к старости слаба глазами стала» – один из видов самоиронии в отношении собственной близорукости.

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он открыто высмеивал людские пороки?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания

Людских пороков.

Задачи : 1. Учить видеть иносказательный смысл басен.

2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену

Впечатлениями, уверенность в своих силах.

3.Воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1.Актуализация знаний

1) Чтение стихов А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

(подведение итогов чтения)

Учитель – Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этих великих русских поэтов? Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)

Учитель – Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов были наказаны: отправлены в ссылку.

Причём А.С. Пушкин не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей ).

Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что они писали не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность )

1) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность , верность.)

2) Подводящий диалог

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка )

ложь доброта

глупость правдивость

жадность храбрость

хитрость нежность

трусость верность

лесть

лень

Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3) - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Лермонтова и Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4) - Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

- Так кто главные герои басен? (животные)

А это обидно для человека? (нет)

Ученики - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока ?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

Физминутка

3. Работа с учебником

1) басня «Мартышка и очки»

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)

Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (Обезьяна надевает очки .)

А зачем она это делает?

Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения с содержанием басен. (сравнивают)

Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?

Что она сделала с очками?

Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль ).

2) словарная работа

(на доске записано слово Невежда )

Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?

Найдите в словаре значение этого слова.

Необразованный человек, неуч – Невежда.

3 ) работа над содержанием

Так какова же главная мысль басни?

Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).

Ребята, прочтите первые 4 строки. Какой вопрос бы вы задали классу?

Ученики: - Почему Мартышка решила завести очки?

Учитель: - Достала она очки или нет? Сколько?

А полдюжины это сколько?

С каким настроением она их надевала? (злилась )

Прочтите.

Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.

Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.

(читают несколько человек)

Учитель:- Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них?

Ученики: - Значит, нет толку, пользы.

Учитель: - Покажите это голосом, читая следующие 3 строки (читают ).

Как вы думаете Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)

3 )Анализ басни « Зеркало и обезьяна»

Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения )

Давайте, сравним ваши предположения с текстом.

(дети читают )

Что вы хотите сказать?

Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?

Кого она увидела в зеркале? (себя)

Узнала она себя в зеркале? (нет )

Почему?

Какой она, наверное, себя считала?

Ребята, а какой совет дал ей Мишка?

Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?

(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя ).

Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?

Найдите и прочтите мораль этой басни.

Что значит « На руку нечист»?

4) Чтение по ролям

Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

Посмотрите в него, покривляйтесь.

А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.

5) Игра

Вперёд чужой беде не смейся, голубок. (Чиж и голубь)

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

(Лебедь, Щука и Рак)

Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)

Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.

(Слон и Моська)

Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!

(Стрекоза и муравей)

6 ) Итог урока

На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю: (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)

Я умею: (находить мораль в басне)

На доске появляется надпись

Знаю: Умею:

И.А.Крылов Мораль

Басни

Мораль

Поучение

Или главная мысль

(Отметка за урок)

Домашнее задание:

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 3 классе Синякова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов школы при ФБУ ИК – 7 п. Панковка Новгородской обл.

Крылов Иван Андреевич 1769- 1844

Родился в 1769 в Москве, в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Отец, Андрей Прохорович, очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Ивану Андреевичу шел десятый год, когда умер отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду

Баснописец, драматург, журналист

Что такое басня?

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению. В конце басни обычно дается "мораль". Персонажи басни чаще всего - животные, птицы, рыбы, растения. Язык басни всегда простой. Мораль - название заключительных строк басни с нравоучительным выводом Из словаря литератора

А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ; В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера. БАСНЯ –

БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению В) показать пример для подражания Г) рассмешить Цель написания

Цель написания высмеять пороки людей

ФОРМА РЕЧИ БАСНИ А) прямое значение Б) иносказательное значение

ФОРМА РЕЧИ БАСНИ иносказательное значение

В БАСНЕ А) есть вывод - мораль Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. В) вывод не нужен.

В БАСНЕ есть вывод - мораль

Отличительные особенности 1- краткий иносказательный рассказ поучительного характера. 2- высмеять пороки людей. 3- иносказательное значение. 4- есть вывод – мораль.

Цель урока Какие недостатки высмеиваются в басне? Найти основную мысль басни (мораль). Сравнить басни «Мартышка и очки» и «Зеркало и Обезьяна»

Словарная работа МАРТЫШКА - маленькая обезьянка ДЮЖИНА - 12 ПОЛДЮЖИНЫ - 6 ТЕМЯ - верхняя часть головы НАНИЖАЕТ - оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ - к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ - знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА - необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА - грубый невоспитанный человек

Зеркало и Обезьяна Какие недостатки высмеиваются в басне? Найти основную мысль басни (мораль).

Словарная работа Ужимки – неестественное телодвижение, гримаса Удавилась – повесилась Сатира – злой смех осмеяние. Образ – вид, облик. Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника или крестницы.

Сравнить обе басни Народная мудрость Других не суди, на себя погляди

Сходство басен Обе (Мартышка и Обезьяна) стараются кого – то обвинить, но только не в себе находят причину. Необразованность человека


Мартышка к старости стала плохо видеть, но от людей она слышала, что с помощью очков это легко исправить. Она раздобыла себе очки, но не знала, как их правильно использовать. Она надевала их на темя, на хвост, нюхала и лизала их. Но видеть от этого лучше не стала. Тогда Мартышка решила, что люди все врут и разбила все очки о камень.

Читать басню Мартышка и очки онлайн

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки

Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки - это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.

Опубликовано: Мишкой 16.01.2019 12:00 22.07.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 1924 раз(а)

Другие басни Крылова

  • Петух и Жемчужное Зерно — басня Крылова

    Петух рылся в навозной куче и нашел Жемчужное Зерно. И сразу решил, что это очень пустая вещь, не понятно, почему люди так ценят его. Лучше бы это было Зерно ячменное: оно более сытное и он …