Актеон превратился в оленя. Легенды об Артемиде. Жертвы гнева Артемиды. Миф об Актеоне в искусстве

Со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию, посвященную богине . Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери , Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

АКТЕОН

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию1, посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты, как темные стрелы, высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В кругом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Артемида, богиня-охотница с колчаном за плечами. (Статуя IV в. до н. э.)

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигают облака тучи восходящего солнца, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи и еще прекраснее стала она в своем гневе. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее

1 Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.
43

44

покой. В гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли оленя, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стоп вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.
Актеон в греческой мифологии сын Аристея и Автонои (дочери фиванского царя Кадма), внук Аполлона и Кирены. Его воспитывал кентавр Хирон. Участник индийского похода Диониса (Нонн. Деяния Диониса XIII 54). Состязался на колесницах в играх по Офельту (Нонн. Деяния Диониса XXXVII 161).

Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз (Сенека. Эдип, 751—763). Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон.

Либо он заявил, что превосходит Артемиду в искусстве охоты (Еврипид. Вакханки 340), либо захотел вступить с ней в брак (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 81, 4-5). По другому рассказу, он хвастался перед друзьями, что застал богиню во время купания.

Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия.

Согласно Овидию, Актеон увидел купающуюся Артемиду в Гаргафийской долине, у источника Парфений, и захотел ей овладеть (Овидий. Метаморфозы III 156; Гигин. Мифы 180; 181). Овидий перечисляет по именам 35 собак Актеона, но не всех (Овидий. Метаморфозы III 206—239).

Позже Хирон изваял статую Актеона, и это утешило собак (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 4, 4). Утверждали также, что собаки Актеона, разорвавшие хозяина, были помещены на небесный свод в виде созвездия — или Большой, или Малый Пёс.

Согласно Стесихору, Артемида «накинула на Актеона шкуру оленя», т.е. превратила его в оленя, чтобы он не взял себе в жены Семелу (Стесихор. Описание Эллады IX 2, 3). В другом мифе (версия Акусилая) о гибели Актеона сообщается, что Актеон был превращён в оленя Зевсом за сватовство к возлюбленной Зевса Семеле.

Актеоново ложе показывали по дороге из Мегар в Платеи. Позже по оракулу из Дельф его кости разыскали и зарыли в Орхомене, когда страну опустошало привидение (Павсаний. Описание Эллады IX 38, 5). Изображен с матерью в Аиде на картине Полигнота в Дельфах (Павсаний. Описание Эллады X 30, 5). Культ Актеона существовал в Платеях (Плутарх. Аристид 11).

По истолкованию, Актеон был из Аркадии, потратил все деньги на псовую охоту и разорился (Палефат. О невероятном 6).

Действующее лицо трагедии Эсхила «Лучницы» (фр.241-244 Радт), трагедий Фриниха, Иофонта и Клеофонта «Актеон».

Миф об Актеоне имеет древнее беотийское происхождение. В нем видят отражение обычая жертвоприношений ряженых в шкуру оленя ради удачной охоты. По иной трактовке, в нем подчеркивается мотив наказания за попытку сравняться с богами.

Актеон обнаружил грот, лесную пещеру, где в окружении нимф купалась Диана, а смертным не дозволено видеть богинь обнаженными:

"Отсвет бывает какой у облака, если, ударив,
Солнце окрасит его, какой у Авроры румянец, —
Цвет лица у застигнутой был без одежды Дианы..."

Согласно Овидию, Актеон превратился в оленя, но сохранил сознание человека. На древнегреческих вазах можно видеть изображение богини Артемиды, стреляющей из лука в Актеона, сохранившего человеческий облик, но с рогами на голове.

В Беотии Актеону приносили жертвы и молили его о защите против иссушающего летнего зноя. Вероятно, Актеон, растерзанный собаками, стал образом увядающей от жаркого солнца природы.

Собаки Актеона

Из различных источников известно 92 имени. Это свидетельствует о том, что их имена перечислялись как минимум в трех поэмах, посвященных данному сюжету, из которых сохранились лишь «Метаморфозы» Овидия. Имена собак Актеона известны по поэме Овидия "Метаморфозы" и по Мифологической библиотеке Псевдо-Аполлодора.

Имена собак Актеона:
Авра. Собака Актеона
Агра. Собака Актеона
Агрий. Пёс Актеона
Акамант. Пёс Актеона
Алкея. (Алка.) Собака Актеона
Амаринтос. Собака Актеона
Аргиод. (Агриод.) Пёс Актеона
Арго. Собака Актеона
Аретуса. Собака Актеона
Аркад. Пёс Актеона (либо «аркадский»)
Аркена. Собака Актеона
Асбол. Пёс Актеона
Балий. Собака Актеона
Боракс. Пёс Актеона
Борей. Пёс Актеона
Борес. Собака Актеона
Волат. Собака Актеона
Гарпал. Пёс Актеона
Гарпалик. Пёс Актеона
Гарпия. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона. Собака Актеона. Упоминается и в другой поэме в перечне собак
Гемон. Пёс Актеона
Гилактор. Пёс Актеона
Гилей. (Гилаей.) Пёс Актеона
Горго. Собака Актеона
Диномаха (Дниомаха?) Собака Актеона
Диоксиппа. Собака Актеона
Доркей.
Дракон. Пёс Актеона
Дромад. (Дромант.) Пёс Актеона
Дромий. Пёс Актеона
Евдром. (Эвдром.) Пёс Актеона
Зефир. Пёс Актеона
Ихней. Пёс Актеона
Ихнобат. Пёс Актеона. Из Кносса
Канакея. (Канаха.) Собака Актеона
Килло. Собака Актеона
Киллопод. Пёс Актеона
Киприй. Пёс Актеона (либо «кипрский»)
Кор. Пёс Актеона
Коракс. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона
Лабр. Пёс Актеона
Ладон. Пёс Актеона
Лакена. (Лакайна.) Собака Актеона
Лакон. Пёс Актеона
Лалапа. (Лайлапс.) Собака Актеона
Лахнея. (Лахна.) Собака Актеона
Левкон. Пёс Актеона
Леонт. Пёс Актеона
Леэна. (Леайна.) Собака Актеона
Ликиска. Собака Актеона, с Кипра
Ликотт. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона
Линкей. Собака Актеона
Линкеста. Собака Актеона
Махим. Пёс Актеона
Меламп.
Меламп. Пёс Актеона (в другой поэме)
Меланей. Пёс Актеона
Меланхет. Пёс Актеона, первым стал терзать хозяина, превращенного в оленя
Напа. Собака Актеона
Неброфон. Пёс Актеона
Обрим. Пёс Актеона
Окидром. Пёс Актеона
Окидрома. Собака Актеона
Окипета. Собака Актеона
Окифой. (Окитой.) Пёс Актеона
Оксироя. Собака Актеона
Омарг. Собака Актеона
Ореситроф. (Орезитроф.) Пёс Актеона
Ориада. Собака Актеона
Орибас.
Памфаг.
Пахил. Пёс Актеона
Пемена. (Пойменида.) Собака Актеона
Птерел. (Птерелай.) Пёс Актеона
Сагн. Собака Актеона
Сир. Пёс Актеона
Спарт. Собака Актеона
Стиктея. (Стикта.) Собака Актеона
Стилбон. Пёс Актеона
Териопа. Собака Актеона
Терифона. Собака Актеона
Терон. Пёс Актеона
Тигрид. Пёс Актеона
Урания. Собака Актеона
Фей. (Той.) (Thoos) Пёс Актеона, с Кипра
Феридамант. (Теридамад.) Пёс Актеона
Харон. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона
Хароп. Пёс Актеона
Хедиетр. Собака Актеона
Элл. (Аэлл.?) Собака Актеона
Эфон. Пёс Актеона
Эхиона. Собака Актеона

Миф об Актеоне в искусстве

Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте, рельефы), вазописи (Гибель Актеона, кратер, 450 год до нашей эры), помпейских фресках; в европейском искусстве - сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи (Кранах, Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Бассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Гейнсборо, Делакруа и другие художники), в пластике, в основном в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор Филарете).

МИФ ОБ АКТЕОНЕ / АКТАЕОНЕ

По одной из легенд, Актеон, сын пастуха Аристея и Автонои, дочери Кадма, был посвящен в охоту кентавром Хироном. Согласно этой легенде, его собственные собаки, разорвав под видом оленя его на части, принялись рыскать по округе в поисках лица своего хозяина и не успокоились, пока не узнали его на статуе, высеченной по совету кентавра на склоне скалы. Здесь предание об Актеоне-охотнике, судя по всему, смешивается с легендой о некоем Актаеоне, наскальном божестве или демоне, который забрасывал камнями проходящих мимо путников, пастухов и стада. Этот демон успокоился только в тот день, когда на склоне скалы ему возвели статую, чтобы закрепить его за его изображением.

Археологические и литературные источники, относящиеся к мифу об Актеоне, охотнике, заставшем врасплох за купанием нагую Артемиду (Диану), относительно свежи, и Каллимах (IV век до н. э.), согласно его комментатору и переводчику М. Е. Кагену, является первым поэтом, приписавшим наложенное Артемидой на Актеона наказание тому факту, что он увидел богиню в ее наготе. (См. «Купание Паллады»; в «Гимне к Артемиде» речь об этом не идет.) До Каллимаха упоминались иные мотивы; Актеон якобы похвалялся, что превзошел богиню как охотник; или же устроил какую-то оргию в ее святилище и т. п. В действительности главным образом начиная с IV века варианты этого мифа вскрывают один нюанс, его все более и более эротическую подноготную; пищу всему приключению дает целомудрие, но также и искусительность прелестей богини - каковые не преминули возбудить Гомера и Еврипида, позднее - Вергилия и Овидия. Далее, как известно, барельефы и живопись доставили чудесные изображения этой сцены. Тем не менее, мотив Дианы, которую застал нагой Актеон , объясняется то предначертанием рока, то сознательным посягательством на насилие. Последнее объяснение можно найти в мифографии Гигина (I век):

Actaeon Aristaei et Autonoes filius pastor Dianam lavantem spectaculus est et eam violare voluit. Ob id Diana irata fecit ut ei cornua in capite nascerentur et a suis canibus consumeretur.

Несмотря на эти поздние версии, сам миф, судя по всему, восходит к достаточно глубокой древности: царя-жреца догреческого культа оленя в конце его царствования разрывали на части. Богиня омывалась после умерщвления оленя. (См. «Греческие мифы» Р. Грейвса.) Можно также представить себе осквернение этого культа тем или иным реальным персонажем, подменившим путем переодевания священное животное с намерением овладеть жрицей, исполняющей роль Артемиды. Согласно Ланое-Виллену (см. «Книгу символов - Словарь символики и мифологии»), «по-видимому, этот миф имел два смысла: прежде всего Актеон должен был объединять в глазах знающих народ Аттики, оставляющий социальные установки древнего дельфизма, переходя к установкам нарождающегося дионисийства, завезенного в Грецию, как нам представляется, потомками Кадма…». По Ланое, имя Актеона восходит к Кекропу, первому царю Аттики, называемой Актеей или Актайей, и отсылает к берегу: это страж города. Между Мегарой и Платеями показывали место, где он, как считалось, и увидел нагую Артемиду. Во втором смысле эта история, по-видимому, должна показать нам в лице Актеона дельфийского жреца, каковой, нечаянно вмешавшись, не будучи в них посвященным, в мистерии Артемиды и потом их разгласив, счел нужным укрыться в самой недоступной глубине леса среди приверженцев Диониса (превращение в оленя), где он в конце концов и был все же обнаружен и предан смерти бывшими стражами его дворца (своими псами).

Мы разделяем лингвистическое толкование Ланое-Виллена, согласно которому Керберос (пес) происходит от Кер (рогатый) и означает также и старый рогач или старый олень , символ, по его мнению, дионисийского отшельника. Попытка насилия Актеона над Артемидой происходит тем самым из соперничества дельфийского (Артемида) и дионисийского (Актеон) культов.

Представление об изнасиловании Артемиды присуще самой природе ее мифа, а опасение мужского насилия основополагающе для всего ее облика, одновременно и целомудренного, и вызывающего: у Актеона были предшественники: роспись на вазе показывает, как Артемида защищается от гиганта Отоса, который, согласно приведенной в «Одиссее» легенде, хочет ее изнасиловать («Одиссея», XI, 305 и далее). Орион, спутник по охоте самой богини, хочет овладеть ею силой и умирает от укуса скорпиона (Гесиод, Фрагменты, ХLIII).

Артемида воспитывалась вместе с Аполлоном, поэтому она прекрасно управляла колесницей, скакала на лошади и метко стреляла из лука. Обычные мужчины не выдерживали сравнения с ее любимым братом, и она их ненавидела, решив остаться девственницей. «Пусть будет так, – сказал Зевс, – но при условии, что любой мужчина, бог или человек, умрет, если увидит молодую богиню нагой».
Артемида (римляне называли ее Дианой) была богиней охоты и богиней Луны. Ей посвящены многие мифы. Один из них мы сейчас расскажем.

Красивый юноша Актеон, родной внук Европы, был страстным охотником. К охоте приобщил его кентавр Хирон, его воспитатель и наставник в детстве. Однажды Актеон с друзьями охотился вблизи Парнаса в лесах Киферона, не подозревая о том, что они являются владениями богини-охотницы Артемиды. Был знойный полдень. Вся компания, пережидая жару, расположилась в густой чаще леса на отдых, а Актеон отправился на поиски родника с водой.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Взяв с собой своих собак, Актеон углубился в лес. Неожиданно он оказался в цветущей долине, по которой тек ручей с хрустально чистой водой. Свое начало он брал в гроте на склоне горы, и ничего не подозревающий юноша решил подняться вверх, чтобы взглянуть на породивший ручей родник.

Между тем в гроте у родника расположилась с нимфами сама Артемида, решив искупаться. Нимфы уже освободили ее тело от доспехов, лука и колчана со стрелами, сняли сандалии и, завязав длинные волосы узлом, начали снимать золотой хитон с ее плеч, когда в проеме входа в грот возникла фигура юноши. Громко вскрикнув, нимфы мгновенно укрыли обнаженную девушку, но было поздно. Актеон увидел прелестное тело юной богини, за что должен был понести жестокое наказание. Артемида пожалела юношу, нарушившего ее покой. Она не казнила его, а превратила в прекрасного оленя.

Актеон тоже слишком поздно понял, что произошло. По виду прекрасной девушки он сразу узнал богиню, но в следующий момент почувствовал тяжесть на голове и странное ощущение в руках и ногах. Он бросился бежать и остановился только в долине у ручья. Актеон посмотрел на свое отражение в воде и понял, что богиня превратила его в оленя. «О горе мне», – пронеслось у него в голове, но тут появились его псы, которые, учуяв оленя, живо набросились на него и разорвали.

Когда через несколько часов друзья отправились на поиски пропавшего Актеона, они нашли прекрасного оленя, задранного собаками, но так никогда и не узнали, как ужасно погиб их товарищ, единственный из смертных, увидевший божественную красоту дочери Зевса и Латоны.
Артемида очень сожалела, что бедный юноша безвинно погиб, и попросила богов подарить ему созвездие. Так появилось на небе созвездие Гончие Псы.