Конспект занятия буквы и звуки средняя группа. «Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: «Звук и буква Н. I. Организационный момент

Ирина Гурова

Коррекционно-образовательные:

Продолжать формировать понятие «слово», «звук».

Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно, в слогах, словах, коротких фразах.

Продолжать учить выделять звук [у] на слух из ряда гласных звуков, на фоне слова, интонационно выделять его при произношении.

Познакомить с буквой «У», формировать умение узнавать её среди других букв, воспроизводить её начертание с помощью взрослого.

Продолжать учить изменению числа существительных (именит. и родит. падежи.).

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, воображение, графические умения.

Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и друг друга, взаимодействовать в группе.

Материал:

Игрушка сова, красочная коробка («сказочный лифт», символы звука [у], предметные картинки, имеющие в названии [у], иллюстрации к логосказке, осенние листья из картона, картинный материал к игре «Один-много», таблица из пособия «Весёлая азбука», картинки с предметами, имеющими сходство с буквой «У»; камни Марблс, карточки с пунктирным изображением буквы «У» по количеству детей, красные карандаши, карточки с буквами, компьютер (для прослушивания аудиозаписи «Волк» (из пособия «Логопедические распевки» Овчинниковой Т. С.).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1). Игра «Менялки». Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Дети стоят в круге. Логопед предлагает поменяться местами детей, которых назовёт по имени, например, «Меняются местами Аня и Глеб, Таня и Катя, Дима и Оля». Затем логопед раздаёт детям разноцветные шарик и просит поменяться местами детей по названным цветам: «Красный и синий, голубой и оранжевый, зелёный и жёлтый» и т. д.

2). Игра «Подскажи словечко». Постановка цели занятия.

Дети договаривают по одному слову в предложении логопеда с опорой на предметные картинки:

По траве гуляет … (утка).

У Вани болит … (ухо).

У зайца длинные … (уши).

Коля завязал крепкий … (узел).

Пчёлы живут в … (улье).

Лена пошла на … (улицу).

Логопед: «Кто какое слово назвал?» (каждый ребёнок вспоминает своё слово). Затем обращается к каждому ребёнку: «Сколько слов ты назвал (а?». Каждый ребёнок отвечает: «Одно».

Логопед: «А кто заметил, чем похожи все слова?» (ответы детей). «В каждом слове мы слышим [у] – песенку нашей гостьи, которая прилетала к нам в прошлый раз. Кто её помнит? Конечно же, это Совушка. А вот и она!» Логопед достаёт из яркой коробки игрушку-сову: «Сегодня вместе с Совушкой будем продолжать произносить и слушать её любимый звук».

II. Характеристика звука [у] по артикуляционно-акустическим признакам.

Фонетическая логосказка «Про звук «У».

Логопед: «Совушка-сова принесла нам сказку «Про звук «У».

Она сообщила мне, что рассказывать её мы будем все вместе». Логопед вынимает из красивой коробки иллюстрации к сказке. Рассказывание сказки сопровождается демонстрацией картинок:

«В сказочной Стране Звуков жил да был звук «У». Когда он пел свою песенку, то вытягивал губы трубочкой – вот так (логопед показывает иллюстрацию с артикуляцией звука и предлагает детям сделать «трубочку»):

«Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем!»

Звук «У» очень любил петь, играть и дружить! Хотите узнать, как? Были у звука «У» друзья. Вместе они пели и играли. Вместе с волком они пели протяжно и высоко: «Ууууууууууу» . Давайте вспомним песенку волка (логопед включает аудиозапись «Песню волка»). Покажите, как волк пел свою песенку. А вместе с Совушкой звук «У» любил кричать кратко, и низким голосом: «У. У. У». Покажите, как звук «у» кричал вместе с Совушкой. Звук «У» очень любил играть с ветерком. Ветер-ветерок умел петь по-разному, особенно осенью и зимой: то низко, то высоко, то тихо, то громко: «УУУУуууууууУУУУУУуууууу» . А теперь вы покажите, как ветерок поёт свою песенку.

Иногда звук «У» говорит очень тихо. Знаете, когда? Когда боится. Однажды, он шёл по лесу и услышал, как кто-то шуршит в кустах и пыхтит: «Ух-ух-ух». «У» очень испугался и тихо сказал: «у». Покажите, как «У» боялся? Отгадайте, кто же это был? Он маленький, серый, колючий! Правильно, это был ёжик! Как только звук «У» увидел его, то сразу перестал бояться. А как пыхтел ёжик? Вместе с ёжиком они пошли по тропинке и вдруг увидели, как к ним навстречу ползёт Улитка. Тогда звук «У» очень обрадовался и громко закричал: «УУУУУ!» Покажите, как закричал звук «У». А ёжик тоже обрадовался и запыхтел: «Ух! Ух!» . Как пыхтел ёжик? А Улитка тоже обрадовалась и запела по-своему: «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!». Они стали вместе играть и гулять по лесу. Вдруг друзья услышали, как кто-то издалека зовёт их вот так: «Ку-кууу, ку-куууу». Кто это, ребятки? Оказывается, Кукушка звала друзей к себе в гости. Покажите, как. Друзья обрадовались и побежали к кукушке в гости. По дороге они увидели… улей. Кто живёт в улье? Пчёлы угостили друзей мёдом. Друзья поблагодарили пчёл и пошли дальше. Все вместе у Кукушки они пили чай с мёдом. Вот какие друзья у звука «У»! Вам понравилась сказка, которую нам принесла Совушка?

Логопед: «Мы с вами договорились в прошлый раз, что звук «У» будем обозначать красным кружком» (красный кружок – символ звука помещается на доске).

III. Развитие фонематических процессов. Игры Совушки-совы.

Логопед: «А сейчас наша гостья хочет с нами поиграть и заодно поучиться слушать свой любимый звук. Смотрите, какие красивые осенние листья она принесла вам из своего леса» (все дети получают по одному листу).

1) Угадывание звука по беззвучной артикуляции.

Логопед: «Сейчас я буду произносить звук очень-очень тихо: так, что его никому будет не слышно, но видно. А вы покажите Совушке осенний листок, когда заметите, что я сказала: «У».

2) Различение звука в ряду гласных.

Логопед: «Продолжаем игру: теперь будет слышно, но не видно. Помашите Совушке листочками, когда услышите «У»: А, У, И, У, Э, Ы, У, А, У, У»… После игры логопед собирает у детей листья.

3) Выделение звука на фоне слова.

Логопед: «А теперь вы услышите слова. Повторяйте за мной только слова со звуком «У»: улей, утка, мак, узел, Аля, дым, угол, Маша, умница, улица».

4) Выбор картинок, имеющих в названии звук «У».

Логопед: «Ребятки, а я приготовила для Совушки подарок – это картинки для игры. Но оказывается, ей нужны только те, в названии которых есть звук «У». Давайте найдём для неё эти картинки», и назовём их так, чтобы этот звук очень хорошо был слышен». Дети подходят к столу по одному, выбирают картинку и называют её, интонационно выделяя «У», приносят Совушке.

IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями . Игра «Совушка-сова».

Совушка-сова – большая голова,

(Положить руки на голову)

На пеньке сидит,

(Поставить руки на пояс)

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

(Повороты головой вправо-влево)

Да каааак полетит!

(Имитация взмахов крыльями)

V. Развитие грамматического строя речи. Игра «Один-много».

Логопед: «А теперь я предлагаю Вам поиграть с картинками Совушки в игру «Один-много. Подбери пару». Совушка даёт каждому ребёнку картинку (на каждой картинке изображен один предмет, имеющий в названии «у»). Логопед предлагает назвать её и найти на подносе вторую (парную) картинку, на которой изображено несколько таких предметов и назвать их: улица – улицы, узел – узлы, удочка – удочки, утюг – утюги, утка – утки, улитка – улитки. Далее проводится игра «Один-много» с мячом. Используются те же слова:

улица – много улиц,

узел – много …

удочка – много…

утюг – много…

утка – много…

улитка – много…

Логопед: «Молодцы, ребята, я думаю, что Совушке очень понравилось с вами играть»!



VI. Знакомство с буквой «У».

Логопед: «А теперь я хочу Совушке и вам показать букву, с которой дружит звук «У». Это буква «У». Вот она. Давайте рассмотрим букву. Из каких элементов она состоит? (ответы детей). Буква «У» из двух палочек: длинная палочка справа, а короткая – слева. На что похожа буква «У»? (ответы детей)» Логопед показывает картинки, имеющие сходство с буквой «У» (сучок, кактус, вешалка) и читает стихотворения:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь

Букву «У».

Кактус рос, как буква «У», -

Подарил нам красоту!

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!


Дети садятся за столы. Проводится работа по развитию буквенного гнозиса. На столе у каждого ребёнка контурные изображения буквы «У».

1) Дети обводят по просьбе логопеда буквы «У» пальчиком: сначала длинную палочку, а затем короткую.

2) Игровое упражнение «Стеклянная буква». Логопед ставит перед каждым ребёнком тарелочку с камешками Марблс и предлагает выложить букву из камешков по её контуру и показать Совушке. После выполнения задания Совушка «хвалит» детей.



3) Обвести букву «У» карандашом на карточке по пунктирным линиям и подарить Совушке.


4) Найти карточку с буквой «У» среди других букв и подарить её Совушке.

Совушка благодарит детей за подарки.

VII. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Ну вот, ребята, нашей гостье уже пора домой. Какие подарки она покажет своим друзьям? (буквы «У»). А Совушка тоже приготовила нам подарки: это картинки-раскраски (каждый ребёнок получает подарок от Совушки). Совушка хвалит детей и прощается с ними.


Наталья Петровна Гурова
Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]»

Цель :

Коррекционно-образовательная :

1. Учить правильно произносить звук "У".

Коррекционно-развивающая :

1. Развить слуховое, зрительное внимание, речевое дыхание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

Коррекционно-воспитательная :

1. Воспитать умение слушать педагога и выполнять его инструкции.

Оборудование : зеркала, символы-изображения звука "У" (маленькие красные кружочки, барабан, дудочка, паровоз, шарики Су Джок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед объясняет детям , что за каждое правильно выполненное задание ребенок получит кружок. В конце занятия произведем подсчет кружков и определим кто самый внимательный и умный.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед раздает детям зеркала. Предлагает потренировать язык и губы, чтобы красиво и правильно произносить звуки .

Язычок проснулся рано утром.

Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату.

Сделал гимнастику :наклоны направо, налево (соответствующие движения языком) .

Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться.

Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних) ., пополоскал рот (надувание щек поочередно) .

И пошел готовить завтрак. Замесил тесто (интенсивно покусать середину языка) .

Испек блинчики (закусить широкий кончик языка 5 раз) .

Съел их с вареньем (жевательные движения) . И решил поиграть на дудочке

3. Упражнение "Дудочка".

Логопед дает детям рассмотреть дудочку. дает послушать, как она гудит. Уточняет, на что похожа ее широкая часть (на кружок) . Предлагает перед зеркалами сделать губами такой же маленький кружок.

Изобразить с детьми, как играют на дудочке. Произнести звук "У" долго и тихо.

Дети выполняют инструкцию педагога. Самооценка.

4. Физминутка "Паровозик"

Логопед объявляет детям , что к ним приехал паровозик и хочет с ними поиграть (показ игрушки) . Предлагает детям встать друг за другом (паровозиком, первому ребенку дать игрушечный паровозик. На слово "поехали" дети едут, гудят громко и долго : "у-у-у". На слово "станция" останавливаются, гуляют, собирают цветы. Игру повторить 3-4 раза.

5. Упражнение "Хлопни, когда услышишь"

Логопед произносит разные гласные звуки и просит хлопнуть детей в ладоши, когда они услышат песенку паровозика.

Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

6. Упражнение звук "У".

Логопед произносит звук "У", обращая внимание детей, что при произнесении губы образуют маленький кружочек (предъявляется символ, предлагает произносить звук "У" долго, столько раз, сколько кружочков на демонстрационной доске.

Дети : Выполняют инструкцию педагога. Самооценка.

7. Упражнение "Слушай внимательно! Произноси старательно!"

Логопед предлагает произнести "У" столько раз, сколько раз ударит в барабан (1-2-3)

Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

8. Упражнение с шариком Су Джок.

Логопед предлагает сжать шарик в правой ладони, удержать с напряжением. Разжать ладонь, расслабить руку. То же сделать левой рукой. (Повторить каждой рукой 5 раз) . Левая ладонь лежит на столе. На ней шарик. прижать шарик сверху правой ладонью. покатить шарик, как колобок, между ладонями. Положить шарик. Расслабить руки. встряхнуть ладонями. Поменять положение ладоней. Повторить упражнение.

9. Итог занятия :

Логопед : О каком звуке мы сегодня беседовали?

Дети : О звуке "У".

Логопед : Каким символом обозначается звук "У"?

Дети : Символ звука "У" - маленький кружок красного цвета.

Логопед : Молодцы! Производят подсчет кружков и определяют кто самый внимательный и умный.

Публикации по теме:

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

Конышева Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 271» г. Перми. Тема: Овощи. Сказка «Репка». Звук [И] Задачи: Развивать.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук «Н» Коптелова И. Н., учитель-логопед.

Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш. Задачи: Коррекционно – развивающие: 1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР «Звук и буква «Р» Использование современных образовательных технологий. Применение метода наглядного моделирования. Коррекционно-образовательные задачи:.

Программные задачи:

  • коррекционно-образовательные : закрепление у детей правильного произношения звуков С, Сь в словах, слогах и предложениях; расширение глагольного словаря, словаря прилагательных; совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения);
  • коррекционно-развивающие : развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, сенсорных ощущений;
  • коррекционно-воспитательные : воспитание самоконтроля за речью, формирование положительной установки на занятие, доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.

Оборудование: семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек», атрибуты для игры «Подбери пару», фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан», карандаши.

Предварительная работа: уточнение произношения звуков С, Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос», прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан».

Ход занятия

I. Организационный момент (формирование положительной установки на занятие ).

Дети сидят на стульчиках полукругом.

– Что мы будем делать на занятии? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т.д .)

Психогимнастика.

– Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Время года осень ).
– Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть ).
– Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость ).

II. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики ).

Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и ответить, какой звук встречается во всех словах

(осссень, груссстно, сссолнышко, весссело). (Звук С ).

– Чья это песенка? (Это песенка водички ).

Логопед предлагает детям вспомнить и выполнить упражнения для язычка, чтобы правильно спеть песенку водички (« Язычок ищет щелочку в заборчике», «Катушка», «Киска выгибает спинку»).

– А теперь давайте споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С, а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком).

III. Пальчиковая гимнастика

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос», используя карандаши.

IV. Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха )

У детей синие семафоры. Логопед называет ряд звуков, дети поднимают семафоры, если услышат звук С:

С, М, П, С, К, С и т.д.

Аналогично со слогами: СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.

Аналогично со словами: суп, дом, миска, кот, нос.

V. Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильной чувствительности, расширение глагольного словаря )

В комнате слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит позвать кошку: «Кис, кис, кис!» (Дети зовут кошку ). Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Это киска ).

Логопед произносит слова от имени кошки.

– Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?

Логопед проводит игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.

Свистулькой свистят.
Свечкой можно светить.
Бусы носят.

(Часы, солонка, кисточка, стул, краски ).

Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь.

(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)

VI. Физкультминутка

(Развитие общей моторики, координация речи с движением).

Логопед приглашает детей на коврик и выполняет с ними уже знакомое им упражнение, предлагая договаривать текст стихотворения.

Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.

VII. Игра «Подбери пару» (расширение словаря прилагательных).

Дети сидят на стульчиках. Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать: «Кис, кис, кис!» Подходит к столу, где под накидкой находит кошку. Говорит от её имени.

– Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру. Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры: стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Дети называют предметы на столе.

Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.

VIII. Составление рассказа «Синий сарафан» (совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения).

– Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан». (Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).

– У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы? (Дочка – маленький слоненок ).

Выходит ребенок с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.

– Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама? (Мама сшила синий сарафан ).

– Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан. Кто пришел? (Пришла лиса ).

Выходит ребенок – «лиса» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»

– Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал? (Прибежала собачка ).

Выходит ребенок – «собачка» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»

Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? (Заглянула киска ).

Выходит ребенок – «Киска»: «Какой красивый синий сарафан!»

Логопед предлагает детям сказать всем вместе фразу так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно очень красивый (отрабатывается восклицательная интонация ).

IX. Итог занятия

– Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко? (Песенку водички ).

Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис».

Цель:

Формирование у детей фонематического восприятия. Профилактика письменной речи.

Задачи:

а/ коррекционно-развивающие:

— развитие аналитико-синтетической деятельности на уровне звук – буква, звук – слог, звук – слово;

— активизация пассивного словаря детей;

— развитие фразовой речи;

— развитие тонкой ручной, общей артикуляционной и мимической моторики;

— развитие конструктивного праксиса;

— развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения;

— развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);

— развитие коммуникативной функции речи;

— развитие темпо-ритмической координации движений;

— совершенствование пространственных ориентировок (в собственном теле, на листе).

б/ воспитательно-образовательные:

— расширение знаний, представлений о предметах;

— воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения., воображения, познавательной активности;

— формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал:

— фотографии детей с различными эмоциональными состояниями

— зеркала на каждого ребенка

— кукла Незнайка

— предметные картинки: цветы, кактусы, машины, пылесосы, столы, шорты

— игрушки: часы, весы, крышка, мыло, мыльница, карандаши

— кружочки синего и красного цвета

— замок красного цвета

— иллюстрация к книжке К.Чуковского «Бармалей»

— фасоль с буквами в ящичках

— манка на подносах

— буквы Ы, перевернутые буквы Ы

— медали от Незнайки.

Предварительная работа:

— артикуляционная гимнастика;

— чтение рассказов Н.Носова о Незнайке;

— игры и упражнение на составление предложений по словосочетаниям;

— игры и упражнения на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными.

I . Организационный этап.

Дети здороваются друг с другом:

— спинкой;

— мизинчиком левой руки;

— носочком правой ноги;

— правой рукой.

II. Сообщение темы.

Приход Незнайки. Он предлагает детям отправиться в Цветочный город.

«Вокруг себя повернитесь и в Цветочном городе очутитесь»

Сначала дети удивились (представляют, что увидели Цветочный город), обрадовались (поиграли с человечками), опечалились (надо возвращаться), спокойное (возвратились в детский сад).

Дети показывают эмоциональное состояние с зеркалами.

Незнайка : Вокруг себя повернитесь и в детском саде очутитесь. Ребята, я принес вам фотографии. Посмотрите на лица ребят, какие они разные. Помогите мне разобраться.

Дети называют эмоциональное состояние детей изображенных на фотографиях: радостн ы й, сердит ы й, печальн ы й, огорченн ы й, серьезн ы й, весел ы й.

Педагог : Какой одинаковый звук слышится во всех словах?

Дети: Звук «Ы».

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустических признакам.

Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук ы-ы-ы-ы. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук «Ы» мы можем петь, тянуть. Возьмите зеркало, посмотрите (показ фото) рот приоткрыт, губы слегка растянуты, язычок за нижними зубками, воздуху ничего не мешает выходить изо рта. Значит звук «Ы» какой: гласный или согласный? (Гласный) Почему? Каким цветом мы его обозначим? (Красным). В каком замке он будет жить? (В красном).

Дети нажимают на красный кружок и произносят ы-ы-ы-ы.

Незнайка предлагает показать, как раскачиваются деревья, когда дует ветер (поднять руки вверх, покачать ими и произнести ы-ы-ы).

IV. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук»

Педагог произносит ряд звуков, слогов — дети хлопают в ладоши, услышав звук «Ы».

V. Произношение звука «Ы» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Незнайка : «Даю» вам звук «В» и звук «Ы». Какой слог получился? (Вы). Какой слог получится, если вы «возьмете» звук «М», а я «дам» вам еще звук «Ы» (Мы). А если к звуку «Т» «придет» звук «Ы»? (Ты). Произнесите эти слоги вместе, какое слово получилось? (ВЫ-МЫ-ТЫ).

Какой первый звук в слоге ПЫ? (Звук «П»). Второй? (Звук «Ы»). Обозначьте слог ПЫ кружочками.

VI. Произношение звука «Ы» вы словах.

Незнайка показывает детям фотографии и предметы. Дети называют их, выделяя голосом звук «Ы»: часЫ, весЫ, цветЫ, кактусЫ, машинЫ, пылесосЫ, мЫло, столЫ, крЫшка.

Определяется позиция звука «Ы» в данных словах. Незнайка шепчет (подсказывает) неправильно. Правило: Звук «Ы» не бывает в начале слова!

Незнайка предлагает детям самим придумать слова со звуком «Ы», а он скажет его местонахождение. Загадывает загадку: Отгадайте мое любимое угощение, сладкое. В этом слове первый звук «К», последний «Ы». Что это? (Конфеты).

Игра

Незнайка говорит неправильно, дети эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибки, найти правильный ответ.

VII. Физкультминутка «Мартышки» под музыку. (Включить магнитофон)

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Языки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Оттопырим ушки,

Ногу поднесем ко рту,

Хвостик на макушку.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я «раз, два, три»-

Все с гримасами замри!

Раз, два, три.

VIII. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

Незнайка спрашивает какие бывают часы: на руках… (наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины), перевозят грузы… (грузовые машины). Закрепить правило: Звук «Ы» может стоять только в середине или конце слова и никогда в начале слова.

Незнайка показывает предметы: мыло, мыльница, карандаши, шорты, цветы. Для чего они нужны?

Составление предложений детьми.

Незнайка предлагает детям договаривать слова в стихотворении К.Чуковского «Бармалей». Выставляется иллюстрация к сказке.

В Африке… акулы,

В Африке… гориллы,

В Африке большие злые… крокодилы.

Дети изображают названных животных.

Гимнастика для глаз.

X. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквой «Ы».

А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой, увы.

А.Шибаев

— Какие элементы вы заметили в букве «Ы»? (Две палочки и полуовал). Встаньте по три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву «Ы».

— Незнайка просыпал фасоль, в ней надо найти букву «Ы» — обследуют букву пальчиками.

— Письмо на манке (на подносах).

— Показать правильную «Ы» и перевернутую.

— Оценка: «Как живешь?»

— Итог : С каким звуком познакомились? Какой это звук? В каком замке поселился?

Незнайка дарит детям меди с веселым выражением лица.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II . Основная часть.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"