Отражение в учете операций по получению субсидий. Остатки субсидии на выполнение задания: что нужно помнить при возврате? Возврат денег по государственному заданию проводки

Порядок определения объема и условия предоставления целевой субсидий устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 78.1 БК РФ).

Как правило, в нормативно-правовых актах, регулирующих порядок и условия предоставления целевой субсидии, указана необходимость возврата неиспользованных остатков субсидии в бюджет. Порядок отражения данных операций рассмотрим в данной статье.

Бухгалтерский учет

Руководствуясь Указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, доходы от поступления средств целевой субсидии отражаются по статье 180 "Прочие доходы" КОСГУ.

Операции по возврату остатков целевых субсидий, предоставленных в прошлом финансовом году, были рассмотрены специалистами Минфина России в письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 .

В соответствии с данным письмом операции по начислению задолженности по возврату остатков целевых субсидий, а также отражение перечисления данных средств в бюджет, отражается в корреспонденции со счетом 030305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" следующими бухгалтерскими записями:

  • Дебет 5(6).205.81.560 Кредит 5(6).303.05.730 - начисление задолженности по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет в доход бюджета;
  • Дебет 5(6).303.05.830 Кредит 5(6).201.11.610 - перечисление остатков целевых субсидий прошлых лет в доход бюджета.

Таким образом, для отражения операций по возврату остатка целевых субсидий учреждению следует в первую очередь отразить начисление задолженности по возврату данных средств в доход бюджета, а затем перечислить остаток в бюджет.

Какой классификационный признак счета использовать?

При выборе аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий необходимо руководствоваться Приложением 2 "Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета" к Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Так, согласно данному приложению к счету 030305000 в части платежей по доходам используется аналитический код доходов бюджетов (КДБ).

Поэтому, при начислении задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет, а также при перечислении данных средств к счету 030305000 применяется КПС вида КДБ.

Применение забалансовых счетов

Отдельно необходимо отметить порядок применения забалансовых счетов в данном случае. Данный порядок отличается от рядовых операций по отражению возврата ранее полученных доходов.

Таким образом, при заполнении Отчета ф. 0503737 сведения о перечисленных в бюджет остатках целевых субсидий прошлых лет отражаются в строке 592 раздела 3 со знаком "минус", а также в строке 910 раздела 4.

Мы подготовили для Вас видеоролик: "Возврат остатков целевых субсидий в программе 1С:БГУ 8"

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Вопрос: При проведении в 2017 г. проверки контрольно-счетной палатой обнаружились расхождения между сметой и работами, выполненными контрагентом по договору 2016 г. (подстатья 225 КОСГУ), в сумме 9700 руб. Контрагент вернул эту сумму на лицевой счет бюджетного учреждения. Деньги перечислены в бюджет. Какими записями отразить поступление суммы на лицевой счет учреждения и ее перечисление в бюджет?

Ответ от 30.01.2018

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регулируется инструкцией , утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), а также инструкцией , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Из вопроса понятно, что по данным бухгалтерского учета взаиморасчеты учреждения с контрагентом закрыты. Вместе с тем, из акта контрольно-счетной палаты следует, что учреждение приняло к учету расходов больше, чем следовало, на сумму 9700 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация отражается следующим образом:

Дебет КРБ Х 109 ХХ 225 (Х 401 20 225) Кредит КРБ Х 302 25 730 – уменьшен методом "красное сторно" объем выполненных работ на сумму 9700 руб. (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ Х 201 11 510 (увеличение счета 17, КОСГУ 225) Кредит КРБ Х 302 25 730 – отражено поступление средств на лицевой счет в погашение выявленной дебиторской задолженности (данная операция отсутствует в Инструкции № 174н , поэтому ее следует согласовать с учредителем).

Дебет КРБ 4 303 05 830 Кредит КИФ 4 201 11 610 (увеличение счета 18, КОСГУ 290) – погашена задолженность перед бюджетом (п. 133 Инструкции № 174н).

Если возврат дебиторской задолженности осуществляется за счет субсидии на иные цели, перечисление этих сумм в бюджет отражается записями.

Не получается найти проводки по возврату субсидии на госзадание прошлого года за счет платного источника. Не было выполнено госзадание и остаток неиспользованной субсидии вернули в бюджет за счет платных средств

Ответ

Если на счете для субсидий на госзадание нет средств, то остаток неиспользованной субсидии верните в бюджет из средств платной деятельности, как в примере возврата в бюджет части целевой субсидии, использованной не по целевому назначению, приведенном в рекомендациях ниже.

Возврат в бюджет субсидии прошлых лет на выполнение государственного задания, за счет приносящей доход деятельности, в учете можно отразить проводками:
Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.05.730 - начислена задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной субсидии прошлых лет;
Дебет 2.303.05.830 Кредит 2.201.11.610 - отражено выбытие средств субсидии с лицевого счета. Увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 130, КОСГУ 610).

В учете примените вариант согласованный с учредителем.

Обоснование

Как отразить возврат субсидии на госзадание в бюджет

Субсидию на госзадание верните в бюджет в двух случаях.

1. Учредитель сократил объем госзадания после того, как полностью перечислил субсидию учреждению. Об изменении госзадания и размера субсидии учредитель и учреждение заключают дополнительное соглашение.

2. Учреждение не выполнило госзадание за отчетный год.

Какую сумму придется учреждению вернуть в бюджет, рассчитает учредитель.

Об этом сказано в пункте 40 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1551, части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ и разъяснено в письмах Минфина России от 1 апреля 2016 № 02-06-07/19436, от 25 февраля 2015 № 02-01-11/9390, от 5 февраля 2016 № 02-01-09/5870, от 14 января 2016 № 02-01-09/787.

Возврат субсидии в бюджет отразите в бухучете.

2. Возврат в бюджет субсидий прошлых лет, если учреждение не полностью выполнило госзадание, отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной субсидии
(основание - отчет о выполнении показателей госзадания)
4.401.10.130 4.303.05.730
2. 4.303.05.830 4.201.11.610

Это установлено в пункте 152 Инструкции № 174н, письме Минфина России от 1 апреля 2016 № 02-06-07/19436.

Пример, как учесть федеральному учреждению возврат субсидии на госзадание, если его выполнили не полностью

В январе 2018 года учредитель утвердил отчет бюджетного учреждения «Альфа» о госзадании за 2017 год. «Альфа» выполнила задание не полностью. У учреждения на конец года есть неиспользованный остаток субсидии в размере 170 333 руб. Его бухгалтер перечислил в бюджет.

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка субсидии
(основание - отчет о выполнении задания)
4.401.10.130 4.303.05.730 170 333
2. Отражено выбытие части субсидии с лицевого счета 4.303.05.830 4.201.11.610 170 333
Увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 130, КОСГУ 610)

Как бюджетному и автономному учреждению учесть возврат в бюджет целевой субсидии прошлого года, которую использовали не по назначению. Поставщик средства не возвращает

Если на лицевом счете для целевых субсидий нет средств, то нецелевку верните в бюджет из средств платной деятельности. Это мнение специалистов профильных ведомств.

В учете бюджетных учреждений:

Возврат нецелевки отражайте проводками:

Такие проводки есть в пунктах 4, 72, 73, 152, 153 Инструкции № 174н и письме Минфина России от 1 апреля 2016 № 02-06-07/19436.

Пример, как отразить в бухучете возврат в бюджет части целевой субсидии, использованной не по целевому назначению*

Бюджетное учреждение «Альфа» в 2017 году получило от учредителя целевую субсидию на ремонт здания в размере 1 000 000 руб.

«Альфа» в 2017 году провела ремонт здания. Отчет об использовании субсидии на всю сумму учредитель утвердил 26 декабря 2017 года.

В марте 2018 года учредитель провел проверку и выявил нецелевое использование субсидии: кроме ремонта, учреждение провело комплекс работ по благоустройству территории на сумму 90 000 руб. Этих расходов в соглашении о субсидии нет.

Учредитель обязал учреждение вернуть нецелевку в бюджет.

Учреждение вернуло в бюджет 90 000 руб. из средств от платной деятельности.

В учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
2016 год
1. Получена целевая субсидия на ремонт здания 5.201.11.510 5.205.81.660 1 000 000
Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 180, КОСГУ 180)
2. Начислен доход от целевой субсидии на дату утверждения отчета о ее использовании - 26 декабря 2016 года 5.205.81.660 5.401.10.180 1 000 000
2017 год (операции по акту проверки)
3. Начислена задолженность по возврату в бюджет суммы нецелевки 2.401.10.180 2.303.05.730 90 000
4. Перечислены средства в доход бюджета 2.303.05.830 2.201.11.610 90 000
Увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 180, КОСГУ 610)

Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и их неиспользованного остатка, подлежащего возврату в бюджет

08.06.2016

В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436). Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п. 93 Инструкции № 174н. О положениях этого письма мы и поговорим в статье.

Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции № 174н по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в рамках получаемых сумм субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:

Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения

Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели

НАЧИСЛЕНИЕ СУММ ДОХОДОВ

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, начисление доходов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:

Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и отражается следующим образом:

Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Для справки

Согласно нормам п. 301 Инструкции № 157н счет 401 40 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Инструкция № 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.

Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436: п ри наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания <…> начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счетов 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением. Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году в качестве доходов будущих периодов. В случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году учреждению будут выделяться из бюджета субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.

В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.

ВОЗВРАТ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ОСТАТКОВ СУММ СУБСИДИЙ

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания . Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате их в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

  • возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.

При отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

130 4 205 31 560

130 4 401 40 130

Признаны доходами текущего (отчетного) периода доходы будущих периодов

130 4 401 40 130

130 4 401 10 130

Начислены доходы сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя

130 4 205 31 000

130 4 401 10 130

Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

510 4 201 11 000

130 4 205 31 000

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий

130 4 401 10 130

130 4 303 05 000

Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета

130 4 303 05 000

610 4 201 11 000

Пример 1

Бюджетное учреждение в январе 2015 года заключило соглашение о предоставлении суммы субсидии на 2015 год на выполнение задания учредителя в размере 3 000 000 руб . По итогам года показатели, которые были установлены в государственном задании, не были достигнуты учреждением. Остаток неизрасходованной суммы субсидии в размере 560 000 руб. возвращается в доход бюджета в апреле 2016 года.

В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка суммы субсидии отразятся следующим образом.

Сумма, руб.

Начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

ВОЗВРАТ НЕИЗРАСХОДОВАННОГО ОСТАТКА СУММ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислены доходы, поступившие от сумм целевых субсидий на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

180 5 205 81 000

180 5 303 05 000

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

В случае принятия решения о наличии у учреждения потребности в целевых средствах (если остаток средств не перечислялся в бюджет) производятся следующие бухгалтерские записи

уменьшение задолженности перед бюджетом

180 5 303 05 000

180 5 205 81 000

поступление средств целевой субсидии от возврата из бюджета

510 5 201 11 000

180 5 205 81 000

По нашему мнению, если учреждение произвело возврат суммы целевой субсидии в доход бюджета в 2016 году, минуя счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» ввиду отсутствия соответствующих разъяснений Минфина о применении данного счета в такой ситуации, то учреждению следует:

  • руководствуясь п. 18 Инструкции № 157н, произвести сторнирование записи, отражающей возврат остатка субсидии в доход бюджета;
  • отразить возврат неиспользованного остатка суммы субсидии в учете так, как это предусмотрено в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

По итогам 2015 года у учреждения образовался остаток целевой субсидии в размере 210 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета в марте 2016 года (дебет счета 5 205 81 560 кредит счета 5 201 11 610). В связи с выходом Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 учреждение сделало исправительные записи и отразило в учете возврат остатка сумм целевой субсидии посредством счета 5 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» :

Сумма, руб.

Возврат неиспользованного остатка целевой субсидии

Методом «красное сторно» произведено сторнирование записи, отражающей возврат остатка суммы целевой субсидии

Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка суммы целевой субсидии

Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм

ВОЗВРАТ ОСТАТКА СУММ ЦЕЛЕВОЙ СУБСИДИИ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПО РАСХОДОВАНИЮ СРЕДСТВ

Поступили денежные средства в форме целевой субсидии

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислены доходы, поступившие от сумм целевых субсидий на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий)

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения

180 5 401 10 180

180 5 303 05 000

Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

Подведем итог (согласно Письму Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436):

1) доходы, поступившие в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются в учете учреждения как доходы будущих периодов (дебет счета 4 205 30 000 и кредит счета 4 401 40 130 по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным));

2) при отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

3) возврат остатка суммы субсидий может производиться по следующим основаниям:

а) в связи с недостижением учреждением, установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);

б) частичного расходования сумм целевых субсидий;

в) выявления в ходе проверки нарушений по расходованию сумм целевой субсидии;

4) корреспонденции счетов по поступлению сумм субсидий и возврату в бюджет неизрасходованного остатка суммы субсидии приведены в указанном письме.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Издательство Аюдар

На примерах рассмотрим различные ситуации по возврату целевых субсидий и субсидий на выполнение госзадания:

1) если возврат целевых субсидий осуществляется в текущем году, в очередном отчетном периоде;

2) когда выявлены нарушения в использовании целевых субсидий;

3) если показатели госзадания не достигнуты.

Пример 1.

Автономному учреждению была выделена целевая на приобретение научного оборудования в сумме 1 000 000 руб. Оборудование приобретено за 945 000 руб. Остаток средств в размере 55 000 руб. был возвращен учредителю. Какими корреспонденциями счетов отразить данную операцию в учете, если возврат осуществляется:

1) в текущем году;

2) в следующем году?

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 73, 96 Инструкции № 183н будут сделаны следующие записи (в зависимости от ситуации):

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции в текущем году (в году, в котором субсидия предоставлена)

Операции в следующем отчетном периоде (за прошлый год, в котором субсидия предоставлена)

Отражена задолженность перед бюджетом бюджетной системы РФ в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет (последним днем отчетного периода)

Перечислены средства целевой субсидии в бюджет

Пример 2.

В 2017 году автономному учреждению выделена целевая субсидия на приобретение книг для пополнения библиотечного фонда в сумме 500 000 руб. На конец года у учреждения имелся неиспользованный остаток в размере 26 000 руб. 1 марта 2018 года учредителем подтверждена потребность учреждения в использовании остатка субсидии в 2018 году на те же цели. Как отразить в учете операции с остатком субсидии?

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 73, 97 Инструкции № 183н будут отражены следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции в 2017 году (на последний день отчетного периода)

Отражена задолженность перед бюджетом бюджетной системы РФ в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет

Принято решение учредителя о расходовании целевых средств на приобретение библиотечного фонда в 2018 году

Пример 3.

В 2017 году автономному учреждению была выделена целевая субсидия на ремонт помещений в сумме 2 000 000 руб. Субсидия израсходована полностью. В 2018 году в ходе проведения контрольным органом проверки выявлены нарушения в части расходования целевых средств. Вынесено предписание по возврату в бюджет целевых средств в размере 46 000 руб. Как отразить в учете возврат целевых средств из средств, полученных от приносящей доход деятельности?

По данному вопросу финансовым ведомством даны два варианта отражения операций.

1. Согласно Письму Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803 осуществляется перевод расчетов с КВФО 5 на КВФО 2 следующим образом:

2. В Письме Минфина РФ от 15.08.2016 № 02-05-10/47664 задолженность перед бюджетом и перечисление средств отражаются сразу по КВФО 2:

Пример 4.

Согласно отчету автономного учреждения о выполнении госзадания за 2017 год некоторые показатели не достигнуты. По результатам произведенных учредителем расчетов учреждение обязано вернуть в бюджет остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного (муниципального) задания, в сумме 865 000 руб.

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 178 Инструкции № 183н будут отражены следующие записи.