Рудольф 2 император священной римской империи. Австрийские Габсбурги. Максимилиан II, Рудольф II и Матиас. Их семьи и близкие. Император магов и шарлатанов

Прага - город, являющийся не просто географическим фоном, но полноправным героем произведений моих любимых писателей (мастеров жанра «магический реализм») Густава Мейринка и Лео Перуца. Город, связанный с именем Римского Кесаря Рудольфа II Габсбурга - самого «странного» (можно с уверенностью сказать, единственного странного) в династии Габсбургов. Который, кстати, в творчестве Мейринка и Перуца - очень важный персонаж.

Личность Императора Рудольфа II Габсбурга

Будущий правитель Священной Римской Империи Германской Нации родился в 1552 году в Вене. Его родители были двоюродными братом и сестрой, и на этот факт стоит обратить внимание. Несомненные признаки дегенерации в нем присутствовали. К сожалению, с давних времен в Западной Европе (откуда это потом перешло на Россию) у Монархов утвердился принцип так называемых «равнородных» браков, который привел к тотальному инцесту и вырождению.

Практически все детство будущий Рудольф провел при дворе своего дяди (брата матери) - Короля Испании Филиппа II. Воспитан он был в самых строгих католических правилах; а вот держава, доставшаяся в управление Рудольфу после смерти отца, склонялась к протестантству. Это одна из самых больших и совершенно неразрешимых проблем, которая будет преследовать его с первых дней и до конца правления.

2 октября 1576 года Рудольф стал Императором. К тому времени у него сложились ключевые черты личности, которые историки характеризуют так: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Периоды апатии резко сменялись у Рудольфа немотивированными вспышками гнева, когда он буквально крушил все, что попадалось на его пути. Многие исследователи сходятся на том, что он вообще был изначально психически нездоров (да еще сказывалось заболевание сифилисом), что лишь усугубилось с годами. Во многом история его правления является историей болезни.

Первые годы своего правления он провел в Вене. Однако через два года после коронации с Рудольфом случилось некое событие (формально говорят о какой-то тяжелой болезни, когда Император в течении долгого времени находился на грани жизни и смерти), которое нанесло огромный вред как его физическому здоровью, так и психическому состоянию. Приступы меланхолии стали практически постоянными. Император никого не хотел видеть, всячески стремился ограничить общение с внешним миром, забросил все государственные дела.

Наконец, в 1583 году, несколько оправившись от многолетней депрессии, он вдруг совершил нетривиальный шаг: перенес свою резиденцию и перевел Императорский двор в Прагу. Город, которому он придал в моих глазах яркий мистический ореол.

Странные пражские коллекции и увлечения Рудольфа II

Говорить о государственной деятельности Рудольфа практически бесполезно; при нем они были запущены и запутаны. Впрочем, не в этом предмет моей записи. Главное, что интересовало Рудольфа (и меня в нем) - алхимические поиски и коллекционирование предметов искусства и разных примечательных артефактов, назначение многих из которых было известно только их владельцу. Итальянский писатель Риппелино, знаток Праги и исследователь жизни Императора Рудольфа, подробно описывает уникальную во всех смыслах коллекцию Императора:

«Среди многих специфических предметов, которые он собрал: железный стул, удерживавший всякого, кто на него садился, словно путами; музыкальные часы с позолоченной крышкой, украшенные изображением скачущих по лесу оленей; орган, который сам по себе исполнял ричеркаты, мадригалы и канцоны; чучела страусов; кубки из кости носорога, предназначенные для того, чтобы варить в них ядовитые микстуры; обетный медальон с иерусалимской землей; кусок глины из долины Хеврон - фрагмент той самой глины, из которой Яхве Элохим сотворил Адама; корни мандрагоры, напоминающие крошечных человечков альраунов, что будто отдыхают на мягких бархатных подушках в подобиях кукольных кроватей…» . Список на этом далеко не заканчивается…

Смотрителем бесконечной коллекции Рудольфа был антиквар Джакопо Страда, который не только пополнял ее новыми талисманами, но и трудился как ученый, составляя словари на одиннадцати языках. Кстати, от его дочери Катерины у Рудольфа было шесть незаконнорожденных детей.

Обязательно упомяну о том, что Рудольф приобрел загадочную рукопись Войнича.

Еще одно увлечение Императора - экзотические хищные животные. Он приручил льва, нескольких леопардов и пару орлов, и все время ходил в сопровождении своего зверинца, получая истинное удовольствие от того, какую панику вызывает его «свита» у царедворцев.

Пражский Град и Испанский зал

Резиденцией Рудольфа в Праге был Град, окруженный историческим районом Градчаны и возвышающийся над районом Малая Страна:

Большая часть Града не имеет отношения к Рудольфу - его в основном строили либо перестраивали позже. Я хочу сказать несколько слов только о самом представительном помещении Пражского Града - Испанском зале:

Испанский зал Рудольф II приказал построить в 1602–1606 годах для придворных праздников, но сегодняшний его интерьер оформлен в стиле нового барокко. Испанский зал возник одновременно с северным крылом, в котором уже с начала XVI века были конюшни.

Сегодня здесь расположена Картинная галерея Пражского Града. Но это не те картины, которые собирал Рудольф - сокровища его коллекции сразу же после смерти Императора начали покидать Пражский Град. Сначала путь отдельных произведений лежал в Вену, часть коллекций украли шведы в 1648 году, а то, что оставалось, распродал Император эпохи Просвещения Иосиф II. Хотя здешняя коллекция не может соревноваться с богатством Рудольфа, она служит достойным продолжением его коллекции (Кранах–старший, Гольбейн–младший, Шпрангер, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Рубенс и другие мастера).

Поиск «философского камня», астрология и алхимия. Злата уличка и «Дом у последнего фонаря»

Рудольф был всерьез одержим поиском «философского камня». По его приглашению в Праге жили и занимались наукой астрономы–астрологи Тихо Браге и Иоганн Кеплер, а также огромное число алхимиков, которые трудились в лабораториях на Викаржской улице (к северу от Собора Св.Вита). Самым известным среди них был великий ученый–искатель Джон Ди, чья история описана . Кроме алхимии и некромантии, он изучал географию и математику, писал труды по навигации и летоисчислению, собирал книги. Некоторое время с ним сотрудничал авантюрист и шарлатан Эдвард Келли. А вообще мошенников на этой ниве было занято великое множество. Их карьера при пражском Императорском дворе порой была головокружительна, но кратковременна. Если Император обнаруживал обман, то мог приказать арестовать или даже казнить алхимика.

Легенды связали алхимиков со знаменитой Златой уличкой в Праге. Для поддержания этой легенды администрацией Града была установлена восковая фигура усатого алхимика, склонившегося над множеством колб.

На самом деле в маленьких домиках жили не алхимики, а семьи замковых стражей. И название улицы вовсе не связано с золотом, изготовленным алхимиками; возможно, оно является прозвищем, которое намекает на канавку помоев, находившихся в середине улицы. По другой версии, название появилось из-за того, что здесь селились торговцы и ремесленники (среди которых были ювелиры), поскольку в XVI веке в Граде был единственный рынок в Праге.

Эта узкая тупиковая улочка в Градчанах находится за бывшей резиденцией прелата монастыря Св. Иржи. Многие писатели собирались жить в этих домиках или, по крайней мере, писать. Уроженец Праги, высоко ценимый мной Франц Кафка жил здесь в доме № 22 зимой 1917 года и писал сборник рассказов «Сельский врач». В этом сборнике есть примечательный рассказ «Забота главы семейства» о загадочном существе одрадеке . На первый взгляд он напоминает плоскую звездообразную шпульку для пряжи, и действительно как будто обмотан нитками, вернее, обрывками ниток самых разных сортов и цветов, спутанных и кое-как скрученных. Но одрадек - это не просто катушка, ибо из середины звездочки торчит маленький деревянный колышек и к нему под прямым углом присоединена другая палочка. Благодаря этой палочке и одному из зубчиков самой катушки существо это может стоять как бы на двух ножках. Одрадек чрезвычайно подвижен и в руки не дается. Он прячется на чердаке, на лестнице, в коридоре или в прихожей. Иногда его не видно месяцами - вероятно, на время переселяется в другие дома, - но он всегда возвращается. Он умеет говорить, но часто подолгу молчит. Умеет смеяться, но смех его особенный - беззвучный, как шелест опавших листьев…

Со времен Императора Рудольфа существует и легенда о «Доме у последнего фонаря» - последнем доме по Златой уличке. Считалось, что войти в него можно только ночью, да и то далеко не каждой. Говорят, что именно здесь находится магический порог, разделяющий Прагу земную и Прагу небесную, мистическую… Густав Мейринк в романе «Голем» описал этот порог дверей в другой мир. Здесь появляется белый дом, который видно только во время тумана. Днем там можно увидеть только большую серую глыбу, за которой глубокая пропасть. Главный персонаж романа - Атанасиус Пернат (имя означает «Бессмертный», фамилия - «полыхающий», что означает вечный свет и неугасимый огонь) живет со своей возлюбленной Мириам (печаль) в «доме у последнего фонаря» - там, где никто не может жить. Последняя дверь в углу за последним домиком ведет в туалет, в место низкое, нежилое, откуда, однако, виден мраморный храм. Соприкосновение низкого с высоким - latrina и laterna - подтверждает старую мудрость алхимиков, что философский камень находится в грязи и испражнениях, не будучи ими осквернен.

Голем

Кстати, о Големе. Этот глиняный истукан, созданный рабби Лёвом, не мог появиться в Праге в иную эпоху, кроме Рудольфовской, ибо личность Короля-мистика откладывала на город особый отпечаток. И вот еще удивительное совпадение: своеобразный «последователь» Голема - робот - появился (на бумаге, в художественном произведении) тоже в Чехии; это слово придумал художник Йозеф Чапек для своего брата Карела, писавшего пьесу «R.U.R». Уверен, это неслучайно. Богемская почва щедра на искусственных гомункулов…
О моем поиске Голема в Праге можно прочитать под спойлером:

Как я искал Голема в Праге

Однажды ранним вечером я задумал совершить небольшой осмотр синагог, компактно расположенных в том квартале, где раньше было то самое гетто. Осмотр, правда, стоит признать провальным - снаружи эти сооружения воспринимаются как-то тускло, не проникают в душу. А, может, я был не настроен должным образом. После этого я посетил в том районе два магазина, в каждом из которых совершил маленькие покупки (и тем самым хорошо запомнил). В магазине стеклянных изделий (точно помню его название - Эйдельманн) я купил маленькую вазу из богемского стекла. А потом в маленькой сувенирной лавке, после небольшого, но очень теплого общения с пожилой интеллигентной продавщицей, приобрел две превосходные литографии, одна из которых изображает , а другая - какое-то абстрактное место старинного европейского города (например, Праги). Которое мне очень нравится.

Вообще нравится такой стиль, который несколько выспренне определю как «фантомный». И почему-то нечто фантомное ощущалось в этой лавке…

Здесь же я положил глаз на фигурку Голема - персонажа для меня в тот период жизни чрезвычайно притягательного, яркого, бьющего по самым глубинным пластам сознания. Но у меня не хватило денег, да и вообще бюджет поджимал, поэтому я решил отложить покупку на более поздний срок, когда у меня уже окончательно сложится картина расходов в Чехии. Хотя это было поверхностное объяснение для себя. Думаю, на самом деле меня смутил внешний вид фигурки. Как-то не так я себе представлял Голема. Точнее, я вообще не особо представлял себе образ сего творения рабби Лоэва. Но мне казалось, что он должен быть более человекоподобным. Не зря же согласно особому эзотерическому направлению в иудаизме, так называемому «меркаба-гнозису» - учению, связанному со школой пророка Иезекииля, - сам Адам, первый человек, был сотворен как голем.

А тут был какой-то грубый кусок то ли глины, то ли дерева (издали я не определил) с крайне смутными чертами человеческого образа. Что-то вроде такого.

Напоминал продукты творчества первобытных людей или маленьких детей. О какой-либо декоративной функции такого предмета не могло быть и речи.
Впоследствии я подумал, что такое физическое представление Голема имеет смысл. Но тогда мне это было неясно. Присутствовало какое-то сомнение.

Тем не менее, спустя два дня я снова вышел на тот же маршрут, нашел магазин стекла и еще один ранее знакомый ориентир - специализированный магазин, посвященный литературе Кафки. А сувенирную лавку - не нашел! Исходил не менее получаса, посетил буквально все тамошние лавки - и так и не обнаружил. Странно… Справедливости ради надо отметить, что во время этих безуспешных я был не один. Может быть, из-за того, что основное внимание я уделял живому человеку, Голем тогда ускользнул от меня. А может, это была какая-то мистическая контракция (запало в душу слово из лексического арсенала одного из моих любимых писателей - бельгийца Жана Рэя) пространства и времени…

На самом деле, конечно, фигурку Голема купить в Праге несложно. Но поразил сам факт, что я не нашел именно того магазина, который очаровал меня своей аурой.

Никакого огорчения я не испытал, было просто ощущение странного и забавного происшествия. Которое, кстати, закончилось выходом к памятнику Францу Кафке, произведшем на меня большое впечатление:

Впечатление столь сильное, что вернувшись домой, я в скором времени купил собрание произведений этого гения. Но это уже другая история…

Башня голода - Далиборка, и тюремная Белая башня

В конце Златой улички (восточный край) можно найти одну из самых нижних позднеготических башен Града. Не скажу, что на ней лежит печать мистики Рудольфа, но все же немного поведаю о ней хотя бы потому, что она сохранилась с его времени и «видела» Императора вживую. И, кстати, неоднократно упоминается в творчестве Мейринка. Башня называется Далиборка ; она завершает весь северный пояс всех укреплений над знаменитым Оленьим рвом:

Эти укрепления были построены ближе к концу XV века. Первоначально башня была намного выше, но до наших дней хорошо сохранились всего пять этажей. Самый верхний этаж не покрыт кровлей и находится под открытым небом. В подвале имеются мощные своды, там же расположены четыре камеры, а в полу есть круглое отверстие - это тюремное помещение для узников, приговоренных к голодной смерти.

Название она получила по имени первого узника «гладоморни» известного рыцаря Далибора из Козоед, которого бросили туда в 1498 году за то, что он посмел защищать восставших крестьян соседнего феодала. Башня выполняла функции тюрьмы вплоть до 1781 года. В ней побывали многие знатные особы.

Белая башня в Пражском Граде, которую иногда называют Новая Белая башня, чтобы отличать от Белой башни между Вторым и Третьим внутренним двором, расположена в западной части Златой улички:

Эта башня использовалась с 1584 года как тюрьма для дворян, последний заключенный покинул башню в 1743 году. Большинство заключенных были должниками и повстанцами; были здесь также убийцы. Согласно многим рассказам, одним из самых известных заключенных был ранее упомянутый мной Эдвард Келли. Также в Белой башне некоторое пребывал камердинер Рудольфа II Кашпар Рудски, который тут повесился. Примечательно, что повесился он на золотом шнурке, на котором в свое время носил ключи от казны, значительно уменьшившейся за время его нерадивой службы.

Старая Градчанская ратуша

Объектом, символизирующим важную веху в истории Праги при Рудольфе II, является Старая Градчанская ратуша, построенная в 1604 году по случаю объявления Градчан самостоятельным Королевским городом:

Полустертые Императорский герб, аллегория Справедливости и герб Градчан над дверью остались со времен постройки. Прибитая на деревянных воротах справа железная рейка - старинная чешская мера длины, чешский локоть, составляющий 59.4 сантиметра. До нашего времени от ратуши сохранился лишь фасад, расписанный в технике сграффито.

Лишенный власти, изнуренный болезнью и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 года, не оставив законного потомства, так как не был женат.

Рудольф похоронен в Пражском Соборе Святого Витта. Он был последним Монархом, погребенным в Чехии.

Рудольф II – личность преинтереснейшая!


Период его правления часто называют эпохой. Пожалуй, это правильно. Для двух десятилетий его активной деятельности характерен резкий скачок научного и культурного развития Праги. После переезда Императора из Вены в Прагу сюда начинают, как никогда раньше, съезжаться ученые, художники и поэты. Рудольф им благоволит и всячески поддерживает. Всем известна его тяга к астрологии и алхимическим опытам. Так же известно и о его странном характере и непонятных поступках. К примеру, он всех удивляет, разгуливая по Пражскому Граду с любимым львом на поводке…

С другой стороны, по причине нерешительности Рудольфа, если не сказать попустительства, именно в период его правления начинает раскручиваться маховик протестантского движения, что приводит к Тридцатилетней войне.

Рудольф родился в 1552 году в Вене. Его отец император Максимилиан II отправил сына на воспитание и обучение в Испанию. Там при дворе строгого католика Филиппа II он получил хорошее образование и приобрел манеры, за которые его потом часто осуждали. Не всем было по душе его высокомерие, повышенное внимание к соблюдению придворного этикета, некоторая грубость и умение долго молчать.

Известно, что с 1578 по 1581 годы Рудольф перенес какую-то тяжелую душевную травму. Поскольку ни о какой адекватной диагностике в те времена говорить не приходилось, то и о диагнозе этого психического расстройства сказать ничего нельзя. Однако с этого момента Рудольф стал депрессивным и раздражительным. При этом он оставался дальновидным и рассудительным, был человеком с сильной волей и интуицией. Но всему мешала природная робость и склонность к меланхолии. Все время казалось, что Рудольф стремится сбежать от действительности и отгородиться от всего мира. История эпохи Рудольфа II – это история его нездоровья…

Переехав в 1583 году в Прагу, он остается в ней навсегда. С годами его болезнь развивается в манию преследования, сменявшуюся буйными вспышками ярости. Рудольф никогда не был формально женат. Однако много лет он прожил с итальянкой Катериной Страдой. У них родилось шестеро детей, но все они – незаконнорожденные. Один из его сыновей, дон Джулиан Австрийский, унаследовал психическое расстройство и, совершив жестокое убийство своей возлюбленной умер, заключенный под стражу.

Являясь королем Венгрии, Рудольф II за всю жизнь не побывал в ней ни разу. Будучи ортодоксальным католиком, Рудольф пытался излишне давить на протестантов. Все это вместе взятое раздражало не только подданных, но и членов королевской семьи.

В 1606 году Габсбурги на своем семейном совете постановили отстранить императора от власти и передать правление в Австрии и Венгрии младшему брату Рудольфа Матиашу. Первым делом Матиаш отменил радикальные законы против некатоликов, принятые Рудольфом в Венгрии. Следующим шагом Матиаша был военный поход на Прагу. Испуганный Рудольф, признал за братом Венгрию, Австрию и Моравию. А в Чехии объявил его своим наследником.

В 1609 году чешские протестанты вынудили Рудольфа подписать так называемый королевский рескрипт, предоставляющий протестантам свободу вероисповедания. Протестанты начали строить свои школы и церкви. Император по-прежнему не терял надежды расправиться с ними. С его разрешения эрцгерцог Штирии Леопольд организовал поход на Прагу, подошел к городу вплотную и напал на Малу Страну , где устроил кровавую резню. После отступления Леопольда пражские протестанты взяли Рудольфа в плен. И в 1611 году Рудольф был вынужден отречься от чешской короны, уступив ее Матиашу. Номинально Рудольф еще оставался Императором Священной Римской Империи, но эта корона в общем не значила ничего…

В 1612 году смерть любимого льва и двух орлов из его питомника окончательно сломила Рудольфа и вскоре он умер.

Всю свою жизнь Рудольф II, стремясь отгородиться от своих государственных обязанностей, окружал себя людьми науки и искусства. Он страстно собирал коллекции живописи и всяких чудачеств. После него в Пражском Граде остались коллекции монет, картин, кунсткамера, коллекция драгоценных камней, редких минералов и библиотека. В эпоху Рудольфа в Праге жили такие знаменитости, как астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломей Шпранглер, Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Врис. Алхимики Эдвард Келли и Джон Ди под патронажем императора отчаянно пытались найти философский камень и добыть золото…

Рудольф II похоронен в Пражском Граде . И это последний из чешских правителей похороненный здесь…

Рудольф II и рудольфинцы

Елена Белега

Когда католики в Риме сожгли Джордано Бруно, а кальвинисты в Женеве Сервета, когда Галилей готовился предстать перед вторым судом инквизиции, – чешский король и император Священной Римской империи Рудольф II собирал в Праге самых талантливых ученых того времени…

Просто христианин

Рудольф II, как и его отец Максимилиан II, считал себя «просто христианином». Что скрывалось за этой простотой? – Поддержка в империи благополучия и мира. Но как? – Усилием встать над столкновениями людей и убеждений, внести в жизнь истинную гармонию вместо кровавых междоусобиц. Глубокое убеждение императора, утопия или благородная мечта? Трудно судить, но в преддверии Тридцатилетней войны Рудольф II создает Орден мира, собственноручно изготавливает цепь орденского знака и сам знак.

«Просто христианин» был религиозно терпим. При дворе Рудольфа II принимали как католиков, так и протестантов. Аудиенции императора добивались члены и Ордена Иисуса, и еврейской общины Праги, пережившей при Рудольфе II свой золотой век.

Рудольф II

В 1600 году, в год казни Джордано Бруно, Рудольф пригласил ко двору лучшего астронома того времени – католика и аристократа Тихо Браге. А в помощники ему взял молодого немецкого математика, воспитанника протестантской семинарии в Тюбингере Иоганна Кеплера, которого только что изгнали из Граца, «перешедшего в руки» католиков. Сам Джордано Бруно перед своим роковым возвращением на родину прожил в Праге полгода и издал сочинения, которые не могли появиться во враждебной обстановке: работу, посвященную системе Раймонда Луллия, и скандально известные «Сто шестьдесят тезисов против современных математиков и философов».

«Просто христианин» собрал под сенью скипетра прекрасный мир искусства и свободной науки.

Пражский кружок

Такое впечатление, что рудольфинский круг существовал вне времени и пространства. Но время Рудольфа II, скорее, временная граница – это уходящее итальянское Возрождение, закат «старой» Европы и рождение «новой». А как известно, самое яркое и интересное происходит именно на границе. Прага Рудольфа II – остров равновесия в море хаоса. И к этому острову уже несколько столетий приковано внимание ученых и искусствоведов, ценителей искусства и любителей таинственных историй. Ведь при дворе Рудольфа искали ключи к познанию Универсума, естественного единства Природы и Человека.

В кругу рудольфинцев движущей силой была наука, которая вырабатывала новую концепцию мироздания. Основываясь на точных измерениях Тихо Браге и его каталоге 777 звезд, Иоганн Кеплер вывел законы небесной механики. Но этого бы не произошло, если бы Кеплер не искал гармонию Вселенной, не пытался записать «музыку сфер», которую когда-то слышали пифагорейцы.

На особом счету при дворе была астрология, наука о строгих естественных закономерностях. Сам Иоганн Кеплер не просто верил в астрологию, а следовал ее законам и слыл мастером по составлению гороскопов. Вот отрывок из его личного гороскопа: «Человеку этому на роду написано проводить время главным образом за решением трудных задач, отпугивающих других… Даже непродолжительное время, проведенное без пользы, причиняет ему страдание…В денежных вопросах он почти скуп, в экономии тверд, строг к мелочам и ко всему, что приводит к напрасной потере времени. Вместе с тем он питает к работе непреодолимое отвращение, столь сильное, что часто лишь страсть к познанию удерживает его от того, чтобы не бросить начатое». Этот гороскоп Кеплер составил себе еще до приезда ко двору Рудольфа II, в 26 лет. И писал его не для печати, а для себя. Ученый Кеплер признавал, что есть воля звезд и есть обстоятельства жизни, и человек живет в некотором распятье между одним и другим: «Итак, причины кроются отчасти во мне, отчасти – в судьбе. Во мне – гнев, нетерпимость по отношению к неприятным мне людям, дерзкая страсть строить насмешки и потешаться, наконец, неуемное стремление судить обо всем, ибо я не упускаю случая сделать кому-нибудь замечание. В моей судьбе – неудачи, сопутствующие всему этому».

Занятие искусством в представлении рудольфинцев – это также поиск ключей к универсальным истинам. Особое место при дворе занимала портретная живопись, которой было чуждо понятие маски: за человеком признавалось не то что право, а неизбежная предопределенность быть существом противоречивым. Люди не притворялись. Они были такими, какими были. Возможно, именно поэтому в качестве своего жизненного кредо Тихо Браге выбрал фразу «Лучше быть, чем казаться».

Кунсткамера Рудольфа

Коллекция Рудольфа была «любимым ребенком» императора. Как и для пражского кружка, для нее собиралось все самое редкостное и удивительное. Но только с одной целью – воссоздать Универсум. Коллекция делилась на «naturalia» – природные экспонаты, «artificialia» – артефакты, «scientifica» – научные приборы и инструменты. Агенты Рудольфа все время были заняты поиском экспонатов. При дворе создавали и живые коллекции. На Пражском Граде были разбиты оранжереи, сады с редкостными растениями. Рудольф также стал обладателем красивейших райских птиц синего цвета, которые впоследствии получили его имя «Paradisaes Rudolphi». Минералы, руды, драгоценные камни поражали своим многообразием. За всем этим для рудольфинцев стояло многообразие мира, жизнь которого переплетена с жизнью человека. При дворе господствовал знаменитый принцип Изумрудной скрижали: «Все, что есть наверху, есть и внизу. Все, что есть внизу, есть наверху. И все это для того, чтобы явлена была тайна Единства».

Рудольф II имел репутацию одного из самых загадочных монархов. И дело не в том, что он окружил себя необычными личностями того времени, а скорее в том, что Универсум, ключи к которому они искали, был, по представлению рудольфинцев, не до конца проявленным, как бы зашифрованным, недосказанным.

Яркий пример недосказанности – работы Джузеппе Арчимбольдо, его портреты, выполненные из цветов, колосьев и плодов. Правда или условность, трюки или метаморфозы? Что-то недосказанное или специально зашифрованное? Рудольфинцы любили символы, а метаморфозы рассматривали как путь рождения Вселенной, путь эволюции. Здесь опять можно увидеть то самое противоречивое равновесие или «discordia concors» – несогласованное согласие, которое движет миром.

Коллекция живописи Рудольфа приобрела всеевропейскую славу, императорский двор завоевал статус Парнаса Центральной Европы. В замечательном собрании Рудольфа были картины Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, картины Корреджо, Тициана, Рафаэля, Карнаха Старшего, Босха.

В большой библиотеке хранились древние рукописи, средневековые манускрипты, современные химические трактаты и книги по астрономии. Кеплер, проведя в Праге 12 самых плодотворных лет жизни, опубликовал научные труды, главные из которых «Новая астрономия», «Разговор со „Звездным вестником“», «Рудольфинские таблицы».

«Хочу и могу»

Загадочный мистицизм, который приписывают рудольфинцам, уже несколько столетий будоражит умы потомков. Если под мистикой понимать добрую волю, знание законов природы и эффективное их применение, то рудольфинцев по праву можно считать мистиками. Рудольф II мистическим способом удерживал Прагу «над схваткой», сохраняя мир и давая возможность работать и творить тем, кто искал законы, движущие Природой и Человеком. На границе итальянского и северного (немецко-нидерландского) Возрождений – в пражском кружке – рождалась новая наука, основанная на точных данных новая картина мироздания, новое искусство, естественное и символическое, как сама Природа. В Пражском кружке рождался новый человек, признающий Единство мира, но при этом не пассивный его наблюдатель, а стремящийся познать Божественный закон и способный действовать как Сотворец.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

5.1. ВАСИЛИЙ I = «РУДОЛЬФ I» 1a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ВАСИЛИЙ I КОСТРОМСКОЙ 1272–1277, правил 5 лет. Начало династии. ~ ~ ~ 1c. ГАБСБУРГИ. Начало империи Габсбургов (Нав-Город?). Период 1256–1273 годы - анархия и 17-летняя война. Первый император, «Рудольф Габсбург», начинает править

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

5.2. ДМИТРИЙ I = «РУДОЛЬФ I» 2a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ДМИТРИЙ I ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ 1276–1294, правил 18 лет, по . В он назван Переяславским, а также НЕВСКИМ! См. , с.165. ~ ~ ~ 2c. ГАБСБУРГИ. «РУДОЛЬФ ГАБСБУРГ» 1273–1291, правил 18 лет, по и по , т.2. Имя «РУДОЛЬФ» могло звучать когда-то

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

IX Рудольф Гесс Бад-Годесберг-на-Рейне24 июня 1940 годаЯ провел в отеле «Дрезден» больше недели с Рудольфом Гессом. Гесс был очень возбужден недавними событиями – перемирием с Францией, в результате чего заработал жестокие желудочные колики. Он ездил в Компьенский лес и

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Рудольф и рудольфинцы «Триста лет мы страдали» – так чехи говорят о времени правления ненавистных Габсбургов, даже главы чешских учебников истории, описывающие этот период, часто бывают озаглавлены подобным образом. Между тем Габсбурги владели Чехией почти четыреста

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Иосиф II - Рудольф II 1741 Рождение Иосифа 1552 Рождение Рудольфа 189 Иосиф родился 13 марта, а Рудольф 17 июля. Между двумя этими датами календаря - 126 дней. 1768 Рождение Франца 1741 Рождение Иосифа 27 1792 Франц становится римским императором 1765 Иосиф становится римским

Из книги Нюрнбергский дневник автора Гилберт Густав Марк

Рудольф Гесс Главным кандидатом для психиатрической экспертизы был Рудольф Гесс, заместитель фюрера в НСДАП, чей полет в Англию в 1941 году стал настоящей сенсацией. Незадолго до начала процесса он был доставлен из Англии в нюрнбергскую тюрьму в состоянии полнейшей

автора Коллектив авторов

Жизнь космического масштаба Елена Белега, кандидат физико-математических наук Исследователи мегалитов кроме колоссальных размеров отмечают два еще более поразительных факта – точность привязки к сторонам света и точность древних календарей. Человек, живший 4000–5000 лет

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Атлантида: наука и миф Елена Белега, кандидат физико-математических наук Александр Александрович Воронин – президент Российского общества по изучению проблем Атлантиды (РОИПА). Бывший военный, интересующийся темой Атлантиды всю сознательную жизнь, он стал одним из

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Рудольф Дизель Имя этого знаменитого германского инженера-изобретателя говорит само за себя. В сознании каждого современного человека оно устойчиво ассоциируется с двигателем внутреннего сгорания, названым в его честь.Родился Рудольф Дизель 18 марта 1858 г. во Франции,

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Иван Ефремов: путь по грани Елена Белега От многих знаний ум как бы засыхает. От многих знаний ум крепнет и ширится. М. Монтень «Опыты» Мы знакомились. Мстислав Степанович Листов – летчик-испытатель, киносценарист, автор сценария к фильмам «Откровения Ивана Ефремова»,

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

4. Омо и Рудольф 4.1. На реке Омо4.2. Кооби Фора

автора Коллектив авторов

Готфрид Лейбниц и Философский камень Елена Белега Накануне Иванова дня, 3 июля, в два часа после обеда в церкви св. Николая проходил обряд крещения. Когда пастор взял ребенка на руки, чтобы облить, трехдневный мальчик, к удивлению всех, внезапно поднял головку, вытянул

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Вселенная Стивена Хокинга Елена Белега До 21 года он был обычным человеком: сменил несколько школ, поступил в Оксфорд. Но в 21 жизнь изменилась почти мгновенно: его организм «сломался». После длительного обследования ему сказали, что у него редкая и неизлечимая болезнь. Что

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Рудольф Гесс Согласно отчёту Роберта Джексона (приводимому судьёй Бертом Рёлингом (Bert A. R?ling) с Токийского процесса в сб.: «A Treatise on International Criminal Law», Т. 1., стр. 590-608, под редакцией M. Cherif Bassiouni и Ved. F. Nanda, изд-во «Chas Thomas Publisher»), в Нюрнберге англичане, французы и русские – по

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Рудольф Хёсс Рудольф Хёсс (Rudolf H?ss), бывший комендант Освенцима (не путать с Рудольфом Гессом (Rudolf He?), заместителем Гитлера по партии. – Прим. пер.), сделал «признания», «доказывающие», что Гитлер уничтожил в газовых камерах шесть миллионов евреев (или пять миллионов –

Из династии Габсбургов. Король Венгрии в 1572--1608 гг. Король Чехии в

1575--1611 гг. Немецкий король в 1575--1612 гг. Император "Священной Римской

империиУмер в 1576--1612 гг. Сын Максимилиана II и Марии Габсбург. Род. 17

В 1563 г. отец отправил Рудольфа вместе с младшим братом в Испанию для

получения католического воспитания. Годы пребывания при дворе Филиппа II

наложили неизгладимый отпечаток на манеры и наружность будущего императора.

В последующем Рудольфу постоянно ставили в вину его высокомерие, грубость,

привычку молчать и не любили за строгое исполнение этикета. Современники,

впрочем, не отказывали ему в некоторых достоинствах. Так, пишут, что

император обладал глубоким умом, был человеком дальновидным и

рассудительным, обладал сильной волей и интуицией, но при этом был очень

робок и склонен к депрессии. Зная о его воинствующем католицизме,

протестанты ждали от Рудольфа всяких неприятностей, но он не оправдал их

опасений, точно так же как его отец не оправдал их надежд. Хотя его

убеждения не были шаткими, он не имел достаточно мужества и энергии, чтобы

вступить в решительную борьбу с протестантами. История правления Рудольфа во

многом есть история его болезней. В 1578--1581 гг. император перенес тяжелый

физический и душевный недуг, после чего сделался нелюдим и замкнут, стал

тяготиться собраниями и приемами, перестал появляться на охотах, турнирах и

праздниках, а в 1583 г. вовсе переселился из Вены в Прагу. С годами в нем

развилась мания преследования -- панический страх перед ядом и порчей.

Меланхолия порой сменялась буйными припадками бешенства, когда император

вскакивал с места и принимался крушить мебель, статуи, часы, рвать картины и

бить дорогие вазы. До конца жизни он так и не вступил в брак, но состоял в

длительной связи с дочерью своего аптекаря Джакопо де ла Страда Марией, от

которой имел шестерых детей. Наиболее известный из них, любимец императора

дон Джулио, был душевнобольным, совершил жестокое убийство и умер в

заключении.

Способность Рудольфа к деятельности ослабевала с каждым годом. В конце

концов дела стали внушали ему глубокое отвращение, и он занимался ими разве

что из ненависти к секретарям, для того, чтобы все перепутать. Документы

тысячами накапливались в его канцелярии, тщетно ожидая своего разрешения, но

он постоянно приносил заботы управления в жертву своим капризам. Но зато он

усердно и настоятельно заботился о своем льве, о своих леопардах и орлах,

которых с неистребимым терпением делал ручными и постоянно водил за собою.

Невидимый, неприступный в своем градчанском дворце, он все время посвящал

занятиям алхимией, астрологией и естественной магией. Всякого рода колдуны и

маги подолгу жили в Праге, обучая Рудольфа своей мудрости. В продолжение

целых месяцев никто, кроме одних любимцев, не приближался к нему, и по всей

империи не было известно, жив он или умер.

Застой в делах привел в начале XVII века к тяжелым последствиям и едва

не закончился развалом державы Габсбургов В Венгрии, в которой Рудольф за

всю свою жизнь не побывал ни разу, его правление возбуждало всеобщее

неудовольствие. В 1604 г. император восстановил здесь прежние законы против

еретиков Ответом на это стало мошное восстание, грозившее перекинуться из

Венгрии в Австрию (так как здесь тоже было много протестантов). Поскольку

сам Рудольф с полным равнодушием относился к этой угрозе, Габсбурги в 1606

г. на своем семейном совете объявили Рудольфа душевнобольным и постановили

передать правление Австрией и Венгрией брату Рудольфа Матвею. Тот поспешно

признал за венгерскими дворянами и городами свободу вероисповедания. Сначала

император разгневался и упорно не хотел признавать эти решения. Тогда Матвей

собрал войска и двинулся на Прагу. У Рудольфа не было сил противостоять

брату. В 1608 г. он признал все его постановления и передал в управление

Матвею Венгрию, Австрию, Моравию, а в Чехии объявил брата своим наследником.

Но и в своем последнем королевстве Рудольф не знал покоя. В 1609 г.

чешские протестанты, имевшие подавляющее большинство на сейме, составили

акт, излагавший политические и религиозные права нации. Рудольф не хотел

принимать его. Тогда сейм постановил собрать народное ополчение и передать

власть временному правительству из 30 директоров. Император принужден был

уступить и подписал составленный сеймом акт. Эта знаменитая грамота получила

название королевского рескрипта. Ею была предоставлена протестантам такая же

свобода богослужения, как и католикам. Рудольф позволил им строить новые

церкви, заводить училища и иметь собственную консисторию. Но, согласившись

на все эти уступки, император не терял надежды силой подавить инакомыслие. С

его ведома эрцгерцог Штирийский Леопольд вторгся в 1611 г. в Чехию, взял

Малую Прагу и устроил здесь кровавую резню. Чешский сейм опять передал

власть 30 директорам. После отступления Леопольда пражане окружили

императорский дворец и стали стеречь Рудольфа как пленника. Весной 1611 г.

он вынужден был отречься от чешской короны и передать ее Матвею. После этого

у Рудольфа осталась только одна бесполезная императорская корона. В

бессильной ярости он строил несбыточные планы мести. Но в начале 1620 г.

смерть старого льва и двух орлов, которых он каждый день кормил из своих

собственных рук, сокрушила ему сердце: он не мог утешиться и сам вскоре