Сценарий познавательной программы про блокаду ленинграда. Открытое внеклассное мероприятие. Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда. Лишь хрипло, сквозь метельный стон


Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда.

Стоит над Невой город

Большой и красивый,

Город – герой, город – солдат,

Город – труженик.

(звучит «Лунная соната» Л. Бетховен, проекция слайдов Санкт-Петербурга)

У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде.

Опять война,

Опять блокада,-

А может, нам о них забыть?

(сб. «Победа», стр.126.)

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а ее союзниками – голод, жажда, холод, тьма… блокада.

И старейшая поэтесса России – Анна Ахматова, ленинградка до глубины сердца, - в эти же дни написала свою «Клятву»:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит,

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться ничто не заставит!

Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними переживем, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом.

(Звучит метроном).

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Думать о людях,

Умерших очень молодыми.

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

Не досказав,

Не доделав.

Из обращения Военного совета к жителям Ленинграда:

« Товарищи ленинградцы, дорогие друзья! Враг пытается проникнуть к Ленинграду. Он хочет разрушить наши жилища, разграбить народное достояние, залить улицы и площади кровью невинных жертв. Но не бывать этому. Встанем все как один на защиту своего города, своих очагов, своих семей, своей чести и свободы». (Звучит «Священная война»).

К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши. (Ф. Шопен. Прелюдия. № 12). Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, другие - на фабрики и заводы. Всего в Ленинграде в августе было организовано 79 рабочих батальонов численность свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, достроили 1500 дотов и дзотов. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали и мысли, что немцы могут подойти к самому городу.

Илья Авраменко «Слушай, отчизна!».

Слушай, отчизна!

С тобой говорит Ленинград

Гулом заводов, не знающих сна и покоя.

Или стихотворение «Из писем на Большую землю». Ю. Воронов.

См. сборник «Победа», стр. 13., стр.121 соответственно.

30 августа 1941года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики, дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Вся страна помогала защитникам города. По льду Ладожского озера была проложена трасса. Грузовики шли под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», а позже появилось и другое название «Дорога жизни». И все же хлебную порцию снижали: она составила 250 граммов для рабочих и 125 граммов для всех в сутки.

(Показать кусочки хлеба). Именно так выглядел этот тяжелый сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных

С огнем и кровью пополам.

О. Бергольц.

Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесин.

Из писем на большую землю. Ю. Воронов.

Наш город в снег

До пояса закопан…

(см.сборник «Победа» стр.121)

Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи, в марте - 90 тысяч.

Город переживал трагические дни. Город казался черным. Черные сугробы на перекрестках. Тишина, глухая, беспробудная. Но город жил. 12 августа 1942 года в большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно. Исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам.

(Звучит запись Седьмой симфонии Д. Шостаковича)

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, тысячи автоматов и минометов. А в школах учились дети. Учились как могли, насколько хватало сил – а их было немного. Руки стыли, чернила замерзали, ветер гулял по классам, но ребята учили русскую историю – они хотели знать. Что нас не победить, что все враги всех времен разбивались о Россию.

Так было, так есть и так будет всегда.

Чтение стихотворения Ю. Портнягина «Еще война гудит невдалеке».

Звучит запись Ю. Левитана. «От Советского информбюро…»

И вспять покатилась орда

Мы снова весь путь повторяли,

Мы брали назад города,

Мы близких на веки теряли.

До сих пор в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, на стенах сохранилась надписи: «при обстреле эта сторона улицы наиболее опасна». На самом деле эта сторона уже давно не опасна, но забывать ничего нельзя, вот в чем дело. Молодежь иногда не понимает, почему старики говорят «Ленинград», неужели нынешнее название запомнить не могут? В ответ на это послушайте стихотворение Людмилы Тервонен, блокадницы, выжившей в те страшные годы.

Я верю, что простят нас внуки,

Когда в час встречи, в час разлуки,

Мы говорим: «Мой Ленинград».

Другое говорить не можем –

Названья нет для нас дороже,

Чем Ленинград, чем Ленинград.

Не потому, что здесь родились,

Учились, жили и трудились,-

Трагедия у нас в судьбе:

В блокаду умирали вместе,

Но выжить было делом чести,

И выжили в мучительной борьбе,

Теперь пишу – «Санкт – Петербург».

Названье это принимаю,

Люблю, горжусь и понимаю…

Но лишь всплывут воспоминанья –

Блокады, горя и страданья,

Я говорю: «Мой Ленинград!».

«900 дней блокады»
Сценарий, посвященный снятию блокады
Ленинграда.

«Запомни, этот город – Ленинград,
Запомни, эти люди – ленинградцы!»
Цели:
­воспитать духовную культуру учащихся;
­ воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;
­воспитать чувство патриотизма;
­привить чувство гордости, желание пережить сердцем то, что пережили их
сверстники в годы войны;
­донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что
история у нас общая;
­дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о
героизме жителей блокадного города;
Оборудование: книжная выставка: “Говорит Ленинград”. На столе –
блокадный хлеб – 125 граммов
Цитата:
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы умирали…
Город жил – исполнен малых наших сил.
Ход мероприятия:
Ведущий: Войну мы вспоминаем не затем
Чтоб лишний раз Победой похвалиться
Мы просто повторяем вся и всем.
Подобное не может повториться.
Ведущий: Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в
его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу
которой мы празднуем вновь и вновь.
­ Ранней осенью 41­ого в городе разорвались первые снаряды.

­ Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они
встречались гитлеровцами лицом к лицу.
­ Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод,
тьма… блокада.
1­ый: Я помню ту осень и стужу
Во мраке бугры баррикад
И отблеск пожарища в лужах.
И грозный, как ночь, Петроград!
Ведущий: Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок
Ленинград превратился в город­крепость. Фашистские войска
понесли большие потери и перешли к обороне. И тогда Гитлер
уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной
документации немецкого военно­морского штаба от 22 июня 1941
года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После
поражения Советской России нет никакого интереса для
дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех
калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с
землей».
Фашистские войска охватили 200­км кольцом осады непокорной
город. Началась блокада.
3­ий: Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.
4­ый: Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал у станка –
Как падает солдат в сраженье

5­ый: А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Ведущий: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч
ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю
12­летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у
девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке
такие короткие трагические записки.
6­ый: Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем
За милый мир, за все, что было в нем,
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ЛЕНИНГРАДЦЕМ!
Ведущий: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.
Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и
тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В
помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики
сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел
выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была
общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на
улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

7­ый: Девочка руки протянула, уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не проронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон…
Ведущий: Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных
грамм с огнем и кровью пополам…» Город не только жил, он давал
фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900
героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов,
150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов
снарядов и мин.
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и
девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать
рычаги своих станков. Подростки­рабочие работали в невыносимых
условиях. Голодные, они по 12­14 часов не выходили из промерзших
цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде.
Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось
советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу,
соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта
дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые
грузовики с мукой.
(слайд №26)
8­ой: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни»
корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто
обслуживал ледовую трассу, ­ водители, дорожники, связисты,
зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных
условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и
обстрелами.

9­ый: О, да, иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины,
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
10­ый: И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
11­ый: Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны?
Он спасет 16000 ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
12­ый: Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб,
Пригонит к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру
непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на
Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее
«дорогой жизни».
Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной в город пришли
новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия.
Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и
улицы.
22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону
Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из
них 15249 детей.
13­ый: Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,­
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»
Ведущий: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года –
день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все
его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город
Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на
улицу, кричали: «Ура!»,­ поздравляли друг друга. В честь
выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа
торжественного салюта.
14­ый: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Ведущий: Прошло 66 лет. Выросло не одно поколение, которое
никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный
ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти,

в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных
комплексах
(звучит песня «Ты же выжил солдат»)
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское
мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников
и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина
стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.
15­ ый: Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет…
16­ый: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
17­ый: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(минута молчания)
Ведущий: ­ Люди,
Покуда сердца стучатся,­
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..

Но тех. Кто уже не придет никогда,
Заклинаю:
Помните!
(Звучит «Гимн городу – герою Ленинграду», муз.Г.Свиридова)

Внеклассное мероприятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия "Дневник памяти"

Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания МБУ СОШ № 49, г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённого дню снятия блокады города Ленинград. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям, заместителям директора по УВР.

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти
Задачи:
1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Форма мероприятия: патриотический «Огонек»
В основе мероприятия - страницы дневника Веры Инбер
Использованы произведения: О. Бергольц, Ю. Воронова, А. Гейнца и С. Данилова, Т. Зыковой, А. Розенбаума, Д. Эстрина.
Оборудование : мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Участники : учащиеся 9 - 11 классов
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград»
Ученик № 1: В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября - день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число - 872 дня.
Звучит фрагмент «Священная война»
Ученик № 2 :
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»
Ученик № 3 : 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб - и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.
Фрагмент артиллерийского обстрела
Автор : Запись от 17.сентября 1941 года:
«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».
Ученик № 1 : Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.
Ученик № 4 : Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 - 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:"...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов…… Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать.
Ученик № 2 : Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Ученик № 6 : Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гиммлеру: «…Четкие распоряжения касательно городов Петербург и Москва не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».
1-й чтец:
В глазницы обугленных окон
Глядится холодный восход,
Молчат на проспекте широком
Автобусы, вмерзшие и лед,
Не сдавшиеся воле судеб
Застывшие автофургоны
С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)
Автор : Запись от 10.-11.09.41
«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо:
- Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады
.. Сгоревшие Бадаевские склады - центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, - это были горящий сахар, мука, масло..»
2 - 3 чтец (читают по очереди).
Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс»
Кто не был там, тот, слава Богу, не был.
Не видел сквозь рассвета пелену
Беззвучно умирающее небо
И город, распахнувшийся в войну.
Не страшен страх, рождающий удушье,
Клинком мороза жалящий поддых.
Страшней, когда привычно равнодушно
Проходишь мимо не своей беды.
Когда душа надорвалась, устала,
Когда глаза устали без конца
Смотреть, как надает с небес начало
Чьего-то неизбежного конца.
Кто не был там, тот не поймет, поверьте,
Как росчерк гари, вспухший в небосвод,
Срывает с неба маску тихой смерти.
И слава Господу, что не поймет.
Песня «Блокадный вальс»
Ученик № 2 : Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия
Ученик № 3 :
12 сентября - первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты - более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный цриарак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.
Метроном На экране появляется рецептура блокадного хлеба.
Ученик № 4 : И вдруг - по радио поздравление:
Ученик № 5 :
«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, - знаем - она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»
Савченко Автор: Запись от 29 января 1942 года:
«Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, - стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки.
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру Но всё же он был...»
Чтец :
Нет лекарств, чтоб голод укрощали
И пока он в городе везде,
Мы себе негласно запрещаем
Говорить друг с другом о еде.
А начнешь, - недобрый взгляд заметя,
Тут жс смолкнешь, будто шел на грех
К этому привыкли даже дети,
Хоть сегодня им труднее всех.
В разговорах я храню запреты
На еду, которой не забыл,
На супы, на каши и котлеты.
Но о них не думать - выше сил.
Ученик № 1 :
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.
Ученик № 2 :
Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Звучит фрагмент Era
Ученик № 3 :
Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ученик № 6 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Ученик № 7 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Звучит фрагмент песни Матусовского
Ученик № 2 :
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец
- Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Ученик № 5 :
Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции.
И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.
Ученик № 3 :
Норма - «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.
Чтец :
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, - к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу. (О. Бериольц)
Метраном.
Чтец :
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят …
A в комнате - трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю? (Ю. Воронов)
Звучит грустная мелодия.
Ученик № 6 :
Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
Чтец :
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
Ученик № 1 :
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Ученик № 2 :
Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.
Автор : Запись от 30 03.42:
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?
Весь город - все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
Ученик № 1 :
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Звучит песня «В далеком, тревожном году»
Ученик № 3 :
Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Ученик № 8 :
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Ученик № 9 :
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Ученик № 7 :
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Чтец :
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов)
Метроном
Звучит фрагмент песни «Дети войны»

Ученик № 2 :
И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
Фрагмент радиопередачи
29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.
Ученик № 1 :
И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
Хамзина
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Татарникова
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

Чтец:
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Чтец:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Чтец:
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Запись от 24 мая 1942:
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки.
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…»
Ученик № 4 : 1943 год.
12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.
Чтец :
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияю ш их слезах твое лицо.
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов - расплавленным свинцом
Пускай падут они в минуты боя
За все, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
У булочных стоявших, у дверей,
За трупы их в пикейных одеяльцах,
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)

Звучит фрагмент «Адажио»

Ученик № 5 : Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.
Ученик № 1 :
В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Ученик № 4:
Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощьным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве
Автор : Запись от 27 января 1944:
«Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»
Звучит стихотворение в исполнении Воронова
Учитель :почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)

Российская Федерация

Муниципальное образование

Приозерский муниципальный район

Ленинградской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие
Сценарий, посвященный 68-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда

«Дети блокадного Ленинграда»

Работу выполнил: учитель истории и

обществознания

Иванченко Е.Н.

п. Мичуринское


Содержание

1.Внеклассное мероприятие. 2012год

Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда» ………………………………3
2. Список использованной литературы ………………………………9
3. Приложение……………………………………………………………….....10

Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда»

Цель:

Расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

Расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;

Формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю;

Нравственное воспитание школьников в свете гуманитаризации современного образования.
Задачи:

Формировать у учащихся нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города и страны;

Формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;

Формировать историческое сознания, чувства гордости за свою Родину;

Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Художественное творчество, Музыка.
Оборудование и материалы (оформление зала):


  • проектор,

  • экран,

  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,

  • презентация «Дети блокадного Ленинграда»,

  • календарь с изображением даты Блокады,

  • детские рисунки по теме,

  • макет «Дорога жизни»,

  • стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.

В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял Великий город – символ нашего Отечества.

В череде военных юбилеев, которые мы отмечаем, и будем отмечать, есть даты, которые сияют особенно ярко. Среди них 27 января 1944 года. 68 лет тому назад великий, особый праздник пришел на нашу ленинградскую землю. Израненный, изнуренный город был полностью освобожден от блокады. Это особая страница Великой Отечественной войны. Мужчины, женщины, дети и старики блокадного города и Ленинградской земли показали врагу, на что они были способны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», « Ладога», «Дорога жизни». Победа нашему народу досталась дорогой ценой. В 2-х млн. городе, окруженном кольцом блокады, людей, родившихся в 1924 – 1926гг. осталось около 2%, а новорожденных 1941-1944гг. еще меньше. Но жертвы были не напрасны. Если бы Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва.

В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.

Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»
Ведущий 2.

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!
Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича

Ведущий 3.

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.
Ведущий 4.

900 дней продолжалась оборона города Ленинграда. Неисчислимые трудности перенесли ленинградцы. Но были дни, недели, месяцы особенно трагичные – долгая зима 1941 – 1942гг. Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. В осажденном городе скудное продовольствие распределялось по карточкам. 8 сентября по 20 ноября 1941г. 5 раз снижалась норма хлеба на сутки. На 20 ноября 1941г. Она составила 250 граммов хлеба о рабочей карточке и 125 граммов для иждивенцев. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и его пределах. Голод и дети, блокада и дети – самое большое преступление перед Ленинградом. В 1941 году в городе оставалось не менее 400 тыс. детей. Дети 13 - 14 лет считались иждивенцами. Представить трудно, как хотелось есть подростку.

Людмила Александровна Максакова , бывший директор нашей школы, ныне заслуженная пенсионерка, в блокадное время была школьницей. Сейчас перед вами оживут страницы блокады.

«Особенно запомнилась новогодняя елка 1941 года. В декабре прошел слух, что в школе будет новогодняя елка и что в подарок всем детям дадут еду. То, что будет елка, волновало не так, а вот, что дадут еду без карточек, было равноценно тому, как если бы в наше время всем школьникам пообещали бы выдать по автомобилю.

Прошло много лет, но я до сих пор помню этот обед, состоящий из грибного супа с настоящей картошкой, котлеты с макаронами и куска запеканки из шрота – выжимки каких – то злаков, залитых киселем. Я съела все, кроме котлеты, которую я положила в варежку и снесла маме».

Ведущий 5.

Несмотря на бомбардировки и голод, занятия в школах продолжались. Старшие школьники, кроме учебы, дежурили на крышах, сбрасывая зажигалки, помогали в госпиталях. В начале декабря занятия в школах постепенно сокращались. Многие ученики и учителя эвакуировались…

Другие оставались в Ленинграде, но ходить в школу уже не могли. Холодная зима и голод делали свое дело: уже в середине ноября мороз достиг -15 градус, а середине декабря уже -33 градуса. Омертвело отопление, на топливо разобрали заборы, но «буржуйки» недолго держали тепло. Окна забивали фанерой, замерз водопровод, перестала работать канализация.
Сценка.


  • Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.


  • Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Таня писала свою летопись…


  • Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.


  • Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Ведущий 6 .

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.


  • Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.


  • Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…


Все уходят

Идёт показ слайдов о Тане Савичевой и ее семье.
Выходят на сцену чтецы, выходит хор

Звучит песня.:

В далеком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю – мимо не бывает.
Ведущий 7.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.


^ На экране – слайд «Дорога Жизни»

Ведущий 8.

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев!
Ведущий 9.

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Ведущий 10.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…
Звучит фонограмма концерта Рахманинова.

Список использованной литературы.


  1. Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.

  1. Байков, Валентин Александрович. - Память блокадного подростка /Валентин
Александрович Байков; Худож. В. Мартусевич. - Л.: Лениздат, 1988. - 133 с.: ил.

3. Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов.

писатель, 1979. - 463 с.: ил.

4. Бешанов, В.В. Ленинградская оборона / В. Бешанов. - Минск: Харвест, 2006. - 400 с. -

(Неизвестные войны).

5.Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад.

дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,

1984. - 206 с. : ил.

Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с. : ил.

7.Фонды музея МБОУ « Мичуринская СОШ».

8. Мичуринский вальс. Книга воспоминаний. Приозерск, 2011 г. – 180 с.

Приложение
1. Презентация « Дети блокадного Ленинграда»
2. Фото о проведенном мероприятии.
3. Видео отрывков проведенного мероприятия.

Вместо супа -

Бурда из столярного клея,

Вместо чая -

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах -

Ленинград!

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

(Ю. Воронов)

Чернавский Петр: В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Человек был обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой.

Сценка «Таня Савичева»

Таня Савичева - Вера Конопко

Шмырина Мария:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный

дневничок

Его писала

Савичева Таня.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет. (Вера Конопко)

Таня Савичева : Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра.

Сценка.

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Таня Савичева:

Коптилка - мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

Таня Савичева:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Таня Савичева (Вера Конопко):

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб - блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Все уходят