Демографическая проблема в мире: пути решения. Демографическая проблема в современном мире и пути ее решения Способы решения демографической проблемы

Население нашей планеты находится в постоянном движении, т.е., воспроизводится посредством сменяющихся поколений, меняется качественно и количественно, в том числе, за счет миграций - территориальных перемещений. Таким образом, формируется демографическая ситуация на земле. Демографическая проблема, наряду с экологической, продовольственной, энергетической, сырьевой, а также вопросом сохранения мира и разоружения, требуют для своего решения общих усилий мирового сообщества.

Быстрые населения в мире, значительная часть которого (до ¾) приходится на развивающиеся, с неразвитой социальной сферой и отсталой экономикой, страны, создают глобальную демографическую проблему, значимость и важность которой признали все государства, осознавшие, что гонка вооружений и рост вооруженных конфликтов, особенно в этих, слаборазвитых странах, ведут к громадным материальным затратам, ухудшая возможности экономического роста и социального развития. Демографическая проблема в таких странах связана с проблемами обеспечения продовольствием, экологии, предоставления образования, дефицитом природных ресурсов, качества жизни и занятости населения. Высокий процент молодежи этих стран (до 40% жителей моложе 15 лет) позволят сохраниться здесь тенденции высоких темпов прироста населения. Неконтролируемая миграция, а также урбанизация превращаются из положительных явлений в негативные.

В Японии, странах Европы и некоторых странах СНГ с 80-х годов ХХ в. происходит демографический кризис, который проявляется в сокращении трудоспособной части населения за счет медленного роста, старении и Демографическая проблема (т.е. сокращение активного населения) в этих странах решается за счет притока иммигрантов из разных стран. Демографическое старение (свыше 12% населения до 60 лет и более 7% - старше 65 лет) - это закономерный процесс, основой которому служат повышение качества жизни, успехи медицины и другие факторы, содействующие продлению жизни существенной части населения. Итак, глобальная демографическая проблема заключается:

а) в быстром и слабо контролируемом росте жителей в развивающихся странах;

б) в в развитых странах и странах с переходной экономикой.

Понятно, что решение столь многочисленных проблем под силу только совместным усилиям всего мирового сообщества. В 1969 году, в рамках был создан Фонд ООН, занимающийся деятельностью в области народонаселения мира и проводящий Всемирные конференции под его эгидой. За последние 30 лет было проведено три таких конференции: в 1974 году - в Бухаресте (Румыния), в 1984 - в в 1994 - в Каире (Египет).

Главные затруднения на первой Всемирной конференции состояли в решении проблем мигрантов: легального использования их труда странами-импортерами, борьба с дискриминацией в обществе и на рынке труда, защита их прав и прав их семей.

Период между первой и второй конференциями характеризуется ростом числа беженцев в мире, что наряду с другими проблемами нашло отражение в ходе проведения конференции в Мехико (в 1984 году). Тогда был предложен (и принят) новый подход, признающий многообразную природу международных передвижений населения.

На третьей Международной конференции в 1994 году в Каире приняли 20-летнюю Программу действий, учитывающую главное требование в мировой политике - обеспечить устойчивое развитие. В ней подчеркивалось, что миграция должна быть позитивным фактором, благоприятно воздействующим на фактор развития принимающих мигрантов государств.

На всех конференциях рассматривались вопросы смертности и рождаемости, темпов прироста населения, урбанизации и миграции.

Демографическая проблема человечестваможет быть решена. Для этого, согласно Всемирному плану, требуются, в первую очередь, социально-экономические преобразования в развивающихся странах. Программы планирования семьи будут содействовать улучшению состояния воспроизводства населения.

Демографическая проблема с высокой рождаемостью в Китае решается ограничением рождаемости: семье здесь запрещено иметь более 1 ребенка. Ограничения имеются и в многонаселенной Индии, тогда как в развитых странах Европы (Германии, Дании, Франции), наоборот - семьям, имеющим 2-х и более детей, предоставляются различные льготы.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья - два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.

Совокупность всех людей, живущих на планете (человечество) или на определенной территории – материка, страны, республики , области, отдельного населенного пункта – называется населением. Разнообразные события, которые непрестанно совершаются с людьми, складывающиеся в определенные процессы, изучает специальная наука – демография.

Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений. Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).

Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами , осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения. Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере этому способствовало создание в 1969 г. в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения.

Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов , обеспечивающих более эффективную поддержку семьи , а также к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Решение проблем демографического развития в России и за рубежом

В соответствии с результатами статистико-математических расчетов и прогнозов, выскажем гипотезу, что повышение уровня производства ВВП, уровня жизни, основных показателей занятости населения и других экономических показателей способны вернуть демографическую ситуацию в России на ту стадию "демографического перехода", на которой он был прерван в начале 1990-х годов с началом экономического, социального и демографического кризисов. Таким образом, перспективные задачи распадаются на две группы. Первая группа задач актуальна в настоящее время и решается на стадии выхода России из демографического кризиса и возвращения на рельсы "демографического перехода". Вторая группа задач связана с отдаленной перспективой и началом движения России вслед за странами, наиболее далеко ушедшими по траектории "демографического перехода", особенно в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Разумеется, двигаясь за этими странами, Россия неизбежно будет сталкиваться с угрозами старения населения, балансирования рождаемости на сравнительно низком уровне, не обеспечивающем естественного воспроизводства, проблемами в сфере иммиграции.

Можно сделать вывод, что повышение рождаемости и снижение смертности до уровней, близких к наблюдавшимся в конце 1980-х годов, может произойти в результате роста ВВП и уровня жизни до соответствующих значений. Это означает, что основу демографической политики на ближайшие годы составляют рост производства, занятости, доходов населения, увеличение строительства жилья и его реальной доступности для населения. То есть демографическая политика в широком смысле - это вся экономическая политика. Тем не менее, это не означает, что государство вправе устраниться от проведения демографической политики в узком смысле - решения конкретных проблем воспроизводства населения методами, давно апробированными во Франции и других зарубежных странах и частично применявшимися в нашей стране до 1991 года.

В первую очередь необходимо усилить стимулирование рождаемости путем повышения семейных пособий в связи с рождением и воспитанием детей до уровней, сопоставимых с прожиточным минимумом (в расчете на каждого ребенка соответствующего возраста). Расходы, которые могут при этом быть возложены на государственный бюджет, несопоставимы с будущим ущербом от депопуляции, если меры против этой последней не будут безотлагательно приняты. Разумеется, необходимы также специальные программы развития здравоохранения, оздоровления условий труда, борьбы с бытовым травматизмом и другие меры по борьбе со смертностью.

Кроме того необходимо:

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования;

доступность жилья для семей с детьми;

стимулирование рождаемости – предоставление материнского (семейного) капитала, гибкость форм…, запрет на пропаганду абортов, укрепление семьи, улучшение материальных условий жизни;

улучшение здоровья, особенно молодежи;

сокращение смертности (борьба с алкоголизмом, наркоманией);

повышение средней продолжительности жизни (борьба с массовыми заболеваниями, подъем благосостояния, улучшение здоровья);

стремиться к изменению нравственных ценностей, когда приоритетом семейной жизни становится потребность не водном ребенке, а в нескольких;

в любви к детям;

необходимо поднимать престижность многодетной семьи.

В дополнение к перечисленным мерам могут быть полезны усилия по формированию установок на самосохранительное поведение, здоровый образ жизни населения.

Стратегические цели миграционной политики исходят из приоритетов, которыми являются: сохранение демографического, трудового и оборонного потенциала, геополитическое равновесие, нормализация пропорций расселения, в первую очередь - заселение слабоосвоенных и приграничных территорий и др. Реализация эффективной политики в области регулирования миграции и населения, в частности, предполагает использование миграционного потенциала стран СНГ и Балтии в интересах демографического развития РФ, действенную защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев на всей территории страны, содействие интеграции вынужденных мигрантов в российское общество.

Остается необходимым профилирование различных категорий иммигрантов в Россию и переход к дифференцированной полните привилегированного привлечения на территорию России соотечественников (репатриантов) из числа представителей коренных народов РФ и стран, находящихся с ней в интеграционных отношениях – в настоящее время это Белоруссия, - с соответствующим обеспечением их жильем, работой, всеми видами социальных пособий (по образцам Германии и Израиля), ограниченного допуска, на основе жестких критериев, всех прочих категорий иностранных граждан (безотносительно к их происхождению из стран СНГ и Балтии или иных стран). Среди критериев допуска последней категории мигрантов в Россию могут быть воссоединение семей, веские основания для получения статуса политического беженца, наличие капитала для инвестиций в российскую экономику, наличие дефицитных на российском рынке труда специальностей и квалификации (по образцу США и ряда других стран). Целесообразно также введение квот для последней категории иммигрантов и проведение жесткой политики депортации лиц, необоснованно (нелегально) находящихся на территории Российской Федерации. При проведении миграционной политики следует иметь в виду, что прием и достойное размещение желательных (привилегированных) категорий иммигрантов должны носить массовый характер и послужить как восполнению демографических потерь России (в частности, отрицательного естественного прироста), так и повышению качества ее рабочей силы в результате притока квалифицированных специалистов и лиц, имеющих достаточно высокий уровень образования.

В середине 1970-х гг. уровни рождаемости в "старом" и "новом" свете практически совпадали. Однонаправленными были и изменения институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. Острие молодежных волнений второй половины 1960-х гг. по обе стороны Атлантики было не в последнюю очередь направлено против неприемлемых для нового поколения форм такого контроля. Хотя "майская революция" 1968 г. в Париже закончилась, как тогда казалось, поражением молодежи, бунтовавшей против "системы", спустя всего несколько лет и в Европе, и в США началась существенная либерализация семейного и репродуктивного законодательства. Отчасти это произошло потому, что в термоядерную эру "демографическое соревнование" великих держав утратило военно-политическую актуальность, отчасти - в силу повсеместно начавшегося пересмотра функций государства.

Законодательные акты, легализующие аборт, были приняты: в Англии в 1967 г., Дании и США - в 1973 г., Швеции - в 1974 г., Франции - 1975-1979 гг., ФРГ - 1976 г. В Италии на референдумах 1974 и 1978 гг. большинство избирателей высказались против отмены законов, разрешивших разводы и легализовавших аборт. События складывались в столь согласованную картину триумфа либеральных ценностей, что впору было говорить о "конце истории" за десятилетие до того, как об этом (в более широком контексте) написал Ф. Фукуяма. Неожиданно эта картина начала распадаться. Сформировались три уровня рождаемости:

Наиболее высокий, близкий к уровню простого воспроизводства - в США;

Относительно низкий - западноевропейский;

Сверхнизкий - южноевропейский (наиболее ярко выражен в Италии).

Почти одновременно с расхождением тенденций рождаемости начали проявляться различия в тенденциях институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. По мере того, как отношение европейских политиков и общественности к абортам, внебрачным сожительствам и однополым бракам становилось все более либеральным, в США набирали силу консервативные тенденции.

"Первой ласточкой" стал отказ в 1984 г. администрации Р. Рейгана - непримиримого противника абортов - финансировать иностранные организации, способствующие их проведению. В 2003 г. Дж. Буш-младший подписал указ, запрещающий аборты на поздних сроках беременности, а год спустя - акт о защите нерожденных жертв насилия. В феврале 2004 г. он также выступил с предложением внести в Конституцию США поправку, исключающую возможность юридической регистрации однополых браков. Эти инициативы обосновывались соображениями морали и основополагающим значением христианских ценностей для американской нации.

Вообще, различия в отношении американцев и европейцев к религии все более увеличиваются. Так, недавние сравнительные исследования показали: в жизни 59% жителей США религия играет очень важную роль. Это намного больше, чем в Великобритании (33%), Италии (27%), Германии (21%), России (14%), Франции (11%). В американском: обществе усиливаются позиции противников абортов. Если в середине 1990-х гг., судя по опросам Института Геллапа, определяли свою позицию как pro - life (в защиту жизни, против абортов) 33% опрошенных американцев, a pro - choice (за свободу выбора, против запрета абортов) - 56%, то в 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 45% и 47%. Инициированные республиканской администрацией изменения в репродуктивном законодательстве поддерживаются подавляющим большинством консервативно настроенных избирателей-христиан

На протяжении последних десятилетий среди населения США были по-прежнему широко распространены консервативные модели демографического поведения. Коэффициент суммарной рождаемости белых жительниц страны нелатиноамериканского происхождения составляет 1,9, что заметно выше, чем в подавляющем большинстве стран Европы. К 2002 г. 40,4% американок упомянутой категории в возрасте 40-44 лет, состоящих (или ранее состоявших) в браке, уже родили двоих детей, еще 20,1% - троих, а 8,7% - четверых и более детей. Экономически неактивны (то есть не работают и не ищут работу или не готовы приступить к ней) 45% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей. Можно, таким образом, говорить о широкой распространенности в США "консервативно-демографического" синдрома, включающего взаимосвязанные консервативные модели не только политического и электорального, но и демографического поведения.

Необходимо отметить и ряд других факторов, положительно влияющих на рождаемость в США. Это - быстрый рост заработной платы американских женщин, позволивший многим из них рожать детей "без оглядки" на не слишком надежных партнеров; бурный рост рынка услуг по уходу за детьми; достаточно щедрое субсидирование расходов родителей на оплату таких услуг из федеральных фондов. Кроме того, структурные изменения рынка труда повлекли за собой расширение числа рабочих мест с частичной занятостью (на них трудятся 32% работающих женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей). Наконец, следует упомянуть быстрый рост численности выходцев из Латинской Америки (в настоящий момент около 13% всех жителей США), для которых характерна несколько более высокая, чем для остального населения страны, рождаемость (значения суммарного коэффициента рождаемости составляли в 2000 г., соответственно, 3,1 и 2,1).

С начала 1980-х гг. стали расходиться и тенденции рождаемости в странах Западной Европы. Если в последних произошла стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне (в среднем по региону) 1,6-1,7 при быстром росте доли внебрачных рождений, то в Италии суммарный коэффициент рождаемости упал до небывало низких (около 1,2) отметок, тогда как доля внебрачных рождений росла гораздо медленнее.

Корни данного феномена лежат в характерных для Италии специфических отношениях между такими институтами, как государство, церковь, семья и брак. Крепость семейных уз и семейное предпринимательство издавна компенсировали в Италии слабость и неэффективность государства. Подобная организация общества резко усиливает зависимость индивида от семьи и накладывает на старших членов семьи особые обязанности перед младшими, ибо без родственной протекции найти достойное место в жизни весьма сложно.

В Италии брак по-прежнему имеет безусловный моральный приоритет перед внебрачным союзом. Отношение к институту брака остается достаточно серьезным - в возрастной группе 20-24 лет этот институт представляется устаревшим лишь 11,6% женщин и 15,3% мужчин. Кроме того, процедура развода все еще остается достаточно сложной. В результате люди не вступают в брак, потому что это слишком ответственно, и не создают внебрачного союза ввиду его предосудительности. Если в Северной и Западной Европе внебрачная рождаемость вносит значительный вклад в общее число рождений, то на юге Европы этого не происходит.

Низким оказывается и уровень брачной рождаемости. Итальянцам по-прежнему хотелось бы, чтобы в их семьях было двое-трое детей5. Однако нормы итальянского фамилизма (familismo), то есть семейственности, оказывают понижающее влияние на рождаемость, ибо требуют от родителей ревностной заботы об образовании и профессиональной карьере детей, а это - весьма дорогостоящие предприятия. Вдобавок рынок труда в Италии предлагает меньшие по сравнению с другими экономически развитыми странами возможности для гибкой занятости женщин. В результате молодые люди до последней возможности откладывают вступление в брак, что неблагоприятно сказывается на уровне брачной рождаемости. Поздней брачности способствуют также многовековые традиции совместного проживания родителей и Детей в ряде областей Италии, дороговизна арендуемого жилья, высокий, хотя и имеющий тенденцию к снижению, уровень молодежной безработицы. Многое из вышесказанного характерно и для Испании, где рождаемость также заметно ниже западноевропейской.

Смертность в странах с переходной экономикой: различия в глубине и сроках выхода из кризиса.

СССР и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с середины 1960-х гг. столкнулись со стагнацией или снижением продолжительности жизни. Трансформационный спад повсеместно ухудшил ситуацию. Доклад ООН в этой связи называет потери человеческих жизней, связанные со снижением продолжительности жизни мужчин молодого и среднего в возраста в ряде стран ЦВЕ (особенно в России), наиболее тяжелой "человеческой ценой" перехода от одной социально-экономической системы к другой. Тем не менее, величина такого снижения и последующая динамика показателей на востоке и западе рассматриваемого региона были различны.

Первыми вышли из спада продолжительности жизни Чехия и Словакия (в 1991 г.), Польша (в 1992 г.), Венгрия (в 1994 г.), вслед за ними - Румыния, Болгария и Молдавия (соответственно, в 1997, 1998 и 1999 гг.). В России, Белоруссии и Украине устойчивый рост продолжительности жизни не начался до настоящего времени.

Глубина кризиса продолжительности жизни в различных странах региона и сроки выхода из него определялись характером взаимодействия институтов различного типа и уровня:

правоохранительных и здравоохранительных институтов;

прав собственности;

постоянных способов мышления и действия, ставших привычкой и обычаем.

Быстрее и с меньшими потерями из кризиса - как социально-экономического, так и демографического - вышли страны, в которых:

характер социально-экономических преобразований соответствовал умонастроениям большинства населения;

институты охраны правопорядка и здравоохранения легче поддавались реформированию;

алкогольная субкультура оказывала меньшую роль на экономическую, политическую и повседневную жизнь;

уровень жизни до трансформационного спада был относительно высоким;

существовали благоприятные политические и экономические условия для иностранных инвестиций.

2.2 Пути решения демографической проблемы

1) Демографическая политика

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости .

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т.п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т.п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи .

2) Демографический коллапс

Ожидаемое снижение численности может принять несколько форм. Во-первых, решающим фактором может стать голод, вызванный сокращением пищевых ресурсов. Этот механизм хорошо известен, он и сейчас "работает" в некоторых странах. На планете только 500 млн. чел. имеют полноценную пищу в избытке, а 2 млрд. питаются плохо или голодают. Ежегодно от голода умирают 20 млн. чел. Численность же человечества увеличивается на порядок больше. Если число умирающих от голода возрастет всего на порядок, рост численности остановится, а если еще возрастет, численность начнет сокращаться. При этом люди будут умирать "далеко и нечасто", поэтому мировое сообщество может делать вид, что не замечает этого. Это самый "естественный" вариант коллапса.

Второй вариант небиологический: одна из ядерных стран попытается захватить остатки невозобновимых ресурсов, а другие начнут с ней ядерную войну. Именно к критическому моменту демографического взрыва человечество путем огромных усилий изобрело и накопило атомное оружие в достаточном количестве, чтобы в любое время довести себя до сколь угодно малой численности. Случайное ли это совпадение или безжалостное проявление неких законов эволюции? Пусть гадают философы. Есть надежда, что как ни примитивно мышление политиков, они все же не допустят такого сценария.

Третий вариант сугубо политический: страны сознательно вводят ограничение рождаемости и постепенно снижают численность населения. Но плодовитость человека определяется популяционными биологическими механизмами, и поэтому до сих пор все попытки государственного стимулирования или ограничения рождаемости оказывались безрезультатными.

И, наконец, четвертый сценарий коллапса, самый мягкий и потому самый желанный. Биосфера подает нам все более сильные сигналы о том, что мы опасно превысили свою численность. Но эти сигналы адресованы не политикам, ученым или вообще разумным людям. Они адресованы нам всем как биологическому виду и должны, минуя наше сознание, действовать на наши популяционные механизмы. Если человечество в целом и составляющие его популяции остаются нормальным биологическим видом, они должны реагировать на эти сигналы. Иное дело, что форма нашего восприятия и реакция будут внешне мало похожи на реакции других видов, поскольку замаскированы всем комплексом наших особенностей как людей цивилизованных. Но эколог в состоянии дать картину того, как может происходить демографический коллапс.

3) Римский клуб

Участники Римского клуба одни из первых известили Мировое сообщество о том, что перед человечеством встали новые сложнейшие глобальные проблемы. Римский клуб был создан в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи. Это международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира, занимающаяся исследованием глобальных проблем современности и ставящая своей целью оказать влияние на общественное мнение, добиться понимания трудностей на пути развития человечества и принятия соответствующих мер. Одновременно участники Римского клуба разрабатывают программы и рекомендации, способствующие преодолению кризисной ситуации

Неофициальные источники примерно так описывают цели Римского клуба:

Полное прекращение всякого промышленного развития и производства электроэнергии на ядерных станциях в так называемом "постиндустриальном обществе с нулевым ростом". Исключение составят компьютерная промышленность и индустрия обслуживания. Сохранившаяся промышленность будет перенесена в те страны где имеется в изобилии рабский труд.

Сокращение населения больших городов

Прекращение всех научно-исследовательских работ, за исключением тех, которые Комитет считает полезными. Основные усилия должны быть направлены против использования ядерной энергии в мирных целях. Особую ненависть вызывают эксперименты по холодному термоядерному синтезу, которые в настоящее время всячески дискредитируются и высмеиваются Комитетом и подчиненной ему прессой. Создание реакторов на основе холодного термоядерного синтеза не оставило бы камня на камне от концепции Комитета об "ограниченных природных ресурсах". С помощью таких энергетических установок при правильном их использовании можно создавать любые вещества и материалы из самых обычных горных пород. Возможности применения реакторов холодного термоядерного синтеза поистине беспредельны, и они могут принести человечеству такие блага, о которых люди пока не имеют даже отдаленного представления.

Путем ограниченных войн в развитых странах, а в странах третьего мира - посредством голода и болезней, осуществить уничтожение 3 миллиардов человек - тех, которых они называют "бесполезными едоками". По этому вопросу Комитет 300 поручил Сайрусу Вэнсу написать доклад о том, как лучше всего осуществить этот геноцид. Работа эта вышла под названием "Отчет Глобал 2000" и была одобрена и принята в качестве руководства к действию правительством США в лице президента Картера, а также госдепартаментом США в лице тогдашнего госсекретаря Эдвина Маски. Согласно положениям "Глобал 2000" население США к 2050 году должно быть сокращено до 100 миллионов человек.

Не допускать того, чтобы народы сами решали свою судьбу, искусственно создавая с этой целью различные кризисные ситуации с последующим "управлением" этими кризисами.

Организация всемирного террористического аппарата и ведение переговоров с террористами везде, где имеет место террористическая деятельность .

4) Регулирование численности населения

Т. Миллер в своей книге уделяет очень большое внимание проблеме регулирования численности населения на Планете. По его мнению, есть два пути, по которым можно контролировать прирост населения: воздействовать или на коэффициент рождаемости или коэффициент смертности. Во-первых, по его мнению, можно ничего не предпринимать, чтобы снизить прирост населения, и позволить миллиардам людей умереть после того, как будет превышен максимально допустимый уровень возможной численности населения. Во-вторых, можно разработать глобальную антикризисную программу по снижению прироста, с тем, чтобы предотвратить катастрофу и гибель людей. Миллер предлагает 3 способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути: регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через социально-экономические изменения.

Ш Регулирование через экономическое развитие

Правительство может повлиять на общую численность населения, стимулируя изменения в трёх главных демографических категориях: рождаемости, смертности и миграции. Почти все страны, за небольшим, исключением, снижают прирост населения, ограничивая иммиграцию, а в ряде случаев, поощряя эмиграцию в другие страны. Увеличение коэффициента смертности не является приемлемой альтернативой. Таким образом, именно на снижении коэффициента рождаемости сосредоточиваются основные усилия по снижению численности населения.

Экономическое развитие и переходный период естественного движения населения. Демографы изучили темпы прироста и убыли населения западноевропейских стран, которые индустриализировали свою экономику в 19-ом столетии. На основе полученных данных они разработали модель снижения численности населения, получившую название "переходный период естественного движения населения". Её основная идея состоит в том, что, когда государства переходят в разряд промышленно развитых, сначала в них резко падает смертность, а вслед за этим рождаемость. В результате быстрый рост замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и постепенно численность населения сокращается.

Таким образом, переходный период состоит из 4х ярко выраженных стадий.

Первая стадия - допромышленная. На этом этапе промышленное развитие на низком уровне, санитарные и гигиенические нормы очень низкие, эффективных лекарств и системы медицинского и социального облуживания плохи или отсутствуют - высокая смертность. Население - в основном в сельской местности, труд - тяжёлый физический, смертность - высокая. Люди стремятся иметь много детей т.к. нужны рабочие руки, много детей в будущем обеспечат родителям старость, нужно страховать высокую детскую смертность "лишними" детьми, очень сильны культурные и религиозные убеждения, восхваляющие многодетность, отсюда высокая рождаемость. Если из высокой рождаемости вычесть высокую смертность - получится низкий прирост.

Переходный этап. Население урбанизируется, развивается промышленность, экономика, санитарные условия и социальная система - резко падает рождаемость. Культурные традиции ещё очень сильны, сельского населения ещё много и оно может пользоваться достижениями цивилизации, тяжёлый физический труд перемещается в города и помощники в семье ещё очень необходимы, нет системы пенсий, и дети остаются единственной надеждой родителей на спокойную старость. Вычтем из высокой рождаемости низкую смертность и получим высокий прирост.

Индустриальный этап - население урбанизируется, санитарно-гигиенические нормы сильно улучшаются и систематизируются, тяжкий труд заменяется интеллектуальным - смертность стабилизируется на очень низком уровне. В городах людям занятых в интеллектуальном труде дети не подспорье, их обучение в конкурентной экономике довольно дорого, развивается система пенсионного обеспечения, смертность на низком уровне - страховаться не надо, отсюда быстрое снижение рождаемости. Вычтем низкую смертность из низкой рождаемости - получится низкий прирост.

Постиндустриальный период. Престиж семьи с детьми падает, развивается эмансипация, феминизм, женщины уходят из дома на работу, пенсионная система полностью обеспечивает безбедную старость, ритм жизни ускоряется - рождаемость продолжает падать. В постиндустриальном обществе уровень девиации снижается, войны практические не ведутся, медицина развивается, продлевая жизнь, человек всё меньше зависит от природы - население стареет, при малом количестве людей моложе 15 лет, которые должны воспроизводить население.

Этот тип развития, по мнению Миллера, самым активным образом должен пропагандироваться в развивающихся странах. Но тут возникает проблема сокращения переходного периода! Культурная и социальные системы медленней всего приспосабливаются к экономическим изменениям и поэтому традиционность, религиозность, медленно вытесняются экономикой на второй план. Сейчас сложилась ситуация, когда развивающиеся страны имеют возможность пользоваться всеми благами цивилизации, что сильно снижает уровень смертности, но на культурном уровне эти страны ещё долгое время не будут соответствовать экономическому развитию, что продлит на долгие годы период резкого роста населения.

С другой стороны снижающаяся численность населения в развитых странах обусловливается снижающейся рождаемостью, которая в условиях постиндустриального общества не поддаётся искусственному стимулированию, объективно поднять рождаемость нельзя из-за условий жизни семьи в сверхмобильном обществе с бешеным ритмом жизни. В этом случае развитые страны могут прибегнуть к стимулированию иммиграции в свои страны, но это в свою очередь может подорвать национальную и этническую целостность этих стран.

Ш Планирование семьи

Суть планирования семьи позаимствована у Мальтуса, который говорил: "Семья должна иметь ровно столько детей, сколько она может прокормить…" Но в то же время методы, которые сейчас для этой благой цели применяются контрацепция и даже аборты, были неприемлемы для него.

Планирование семьи основано на просветительских программах с одной стороны информирующих людей о демографической ситуации в их стране, с другой - показывающая причины этого на примере людей, с которыми ведётся просветительская работа. В программу просветительской работы входят: пропаганда контрацепции как мужской, так и женской, обучение эффективному дородовому кормлению и уходу за родившимся ребёнком, планирование нормального количества детей для каждой отдельной семьи. В программу также входит медицинское обслуживание.

Действенность такого метода неоднозначна. В таких странах как Китай и Индонезия эти меры позволили снизить темпы роста рождаемости, а таких странах как Индия, Бразилия, Бангладеш, Пакистан и страны Африки этот метод к особенным результатам не привёл. Автор приходит к мысли, что действенность этого метода зависит от политической воли государства и наличия достаточного финансирования институционализации планирования семьи как социального инструмента сокращения рождаемости

Экономическое стимулирование сокращения рождаемости и др. факторы

Кроме вышеуказанных способов (экономическое развитие и планирование семьи) существуют чисто экономические и социальные методы сокращения численности населения. В некоторых странах семьям выплачиваются вознаграждения за "не рождение" ребёнка, мужчинам выплачиваются вознаграждения за стерилизацию. Например, в Китае семьи даже штрафуются, если родился незапланированный ребёнок. С одной стороны эти меры могут возыметь действие на сознательные слои населения, с другой - существует множество уловок, как, например, в случае со стерилизацией и вознаграждениями. Человек может нарожать 3-4 детей и уже потом законно потребовать деньги за стерилизацию. Или, например, люди, имеющие столько детей, сколько захотят вполне могут получить вознаграждение за то, что больше не будут иметь детей. В результате такие меры могут иметь нулевой эффект.

Опыт свидетельствует, что экономические вознаграждения и штрафы, предназначенные для сокращения фертильности, лучше воздействуют если они:

Слегка подталкивают, а не заставляют людей иметь меньше детей

Усиливают существующие обычаи и традиции иметь небольшие семьи

Не наказывают людей, которые уже создали большие семьи до принятия программы

Увеличивают доход и размеры землевладения бедной семьи

Анализ динамики развития российско-японских отношений в период 1945-2011 годы

Как отмечалось выше, Товарная структура российско-японской торговли значительно отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса Тууделепп А. Японский внешнеполитический потенциал: достижения, неудачи, задачи ///http://www...

Анализ мирового страхового хозяйства

Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как «диалог» или «встречу» цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими...

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

При нынешнем достаточно высоком спросе на транзитные грузоперевозки Россия пока не может предоставить зарубежным клиентам конкурентоспособного...

Глобальные мировые проблемы. Проблема бедности и отсталости

Вопрос "как решить проблему бедности" волнует экономистов всего мира. Главными причинами этого явления называют низкое качество жизни из-за доходов малого размера, недостаточная имущественная обеспеченность населения (прежде всего жилищная)...

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

За последние десятилетия роль внешнеэкономических связей в развитии мировой экономики существенно возросла. Можно выделить несколько проблем...

Основные направления внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий

Одной из первостепенных проблем отечественных предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того...

Основные проблемы экономического развития Российской Федерации

С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер...

Проблемы международных экономических отношений между развитыми и развивающимися странами (проблема "Центр - Периферия")

Суть проблемы Центра и Периферии (или проблемы Север-Юг) состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок...

Процедура подготовки и исполнения внешнеторгового контракта купли-продажи

Развитие и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Белгородской области

Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире

Учитывая неравномерность распределения преимуществ интеграции, безусловно и негативные последствия интеграционных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике...

Размещение природных ресурсов по регионам мира

На сегодняшний день проблемы современного потребления природных ресурсов стоит очень резко. Причем речь идет не только о минерально-сырьевых ресурсах, но и в целом обо всех природных ресурсах планеты...

Россия в системе мирового хозяйства

В целом за последние шестнадцать лет значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в настоящее время доля России в мировом товарном экспорте невелика...

Сущность и основные черты глобальных мировых проблем

Основными способами решения экологической, топливно-энергетической и сырьевой проблем являются: -- быстрое развитие и использование таких основных видов восстанавливаемой энергии, как солнечная и ветровая...

Эволюция вопроса воссоединения КНР с Тайванем

С 1987 г. в политической жизни Тайваня началась волна перемен. В течение довольно короткого времени на острове по существу возникла новая политическая ситуация. Иными стали и его взаимоотношения с материковой частью Китая...