Географический рисунок расселения и хозяйства таблица. Хозяйство зарубежной европы. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии

«Редактирование рисунков» - Основные операции редактирования изображений. Установка параметров рисунка. Выделенная область. Ctrl. Рисунок атрибуты ширина высота Ок Увеличение рисунка: 1. Выделить необходимую область выделение произвольная область 2. Скопировать. Наклон рисунка. Schift. Создание рисунка. Создание и редактирование рисунка.

«Расселение славян» - Религиозные верования славян. Сварог бог вселенной. Проверка д/з Тест. Решение задачи – новеллы. Южные. Славянские идолы. Боги. Выберите занятия восточных славян: Восточные славяне. Наука, изучающая народное творчество, произведения, создаваемые народом: Идолы – деревянные или каменные статуи языческих богов.

«Географическая карта» - Различия карт: По масштабу; По охвату территории; По содержанию. Работа с контурными картами, которые являются основой для обозначения географических объектов. Такую возможность дает географическая карта. Эпиграф к уроку. Географическая карта – плоское. «Географическая карта». Карта мира. Оборудование урока: физическая карта России, физическая карта полушарий.

«Географическое положение» - Положение на материке, части света. Изучение новой темы. Площади материков. Дежнева; б)м. Флигели; в)м. Челюскин. Положение по отношению к экватору. Площади государств. Соседние государства. Задания по контурной карте. Отметить на контурной карте государственную границу России. План характеристики географического положения страны.

«Рисунок осенние листья» - И. И. Левитан «Золотая осень». Кленовый лист. Первый шаг. Прорисуйте индивидуальные отличия вашего листика. Последовательность рисования осеннего листика клёна. Осенние листья. Второй шаг. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1885). Последовательность рисования осенней веточки клёна.

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Географический (или пространственный) рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. У него две главные специфические черты. Во-первых, освоенность территории. В Европе почти нет неосвоенных районов. Во-вторых, относительно небольшая территория и высокий уровень развития хозяйства обусловили хозяйственное единство Европы. Не случайно часто говорят о едином экономическом пространстве региона от Атлантики до .

В процессе исторического развития географический рисунок европейского хозяйства менялся и все более усложнялся. На определенных этапах развития главными в экономическом отношении были различные территории: происходила смена лидеров в европейской хозяйственной иерархии. На протяжении последних двух тысяч лет (н. э.) было несколько специфических периодов, которые оставили свой след в современном пространственном рисунке европейского хозяйства.

В начале нашей эры основной «центр тяжести» европейского хозяйства концентрировался на юге региона, в Средиземноморье. Во времена Римской империи именно вокруг Средиземного моря были сосредоточены главные хозяйственные очаги. Чем дальше от побережья, тем менее развитым было хозяйство. Хозяйственной периферией в то время были такие территории, как современная Англия, Германия и Скандинавия.

В период раннего феодализма (V-X вв.) самым экономически развитым было Франкское государство. В его границы входили территории многих современных стран. Земледельческое франкское государство было первым классическим феодальным образованием в Европе. Помимо земледелия франки занимались и животноводством, особенно было распространено свиноводство. В то время свиней обычно держали круглый год в лесу, на подножном корму.

В период развитого феодализма (XI-XIV вв.) хозяйственная деятельность опять перемещается к морю. Развитие ремесел, а позднее и торговли, дали приморским территориям солидное преимущество. В отличие от времен Римской империи большое значение имели не только южные, но и северные моря. На юге самыми мощными были городские республики Северной Италии ( , Генуя, Флоренция). На севере наиболее развитыми и богатыми были прибрежные районы Балтийского и Северного морей. Ганзейский союз объединил большинство торговых городов Балтики и Северного моря.

XV-XVII вв. - эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий . Европа «повернулась» в сторону Атлантики, оставив в «экономической тени» и Средиземноморье и Балтику. Произошла смена лидеров. На европейскую авансцену выдвигаются страны Пиренейского полуострова - Испания и Португалия, более всего выдвинутые к Атлантике. Другие лидеры - Англия и Нидерланды, отставая от Пиренейских стран по колониальным захватам, развивают свое хозяйство - мануфактуру, торговлю, финансовую сферу. Приток золота и серебра из американских колоний подорвал производство в Испании и Португалии.

В XVIII-XIX вв . развитие промышленности происходило в первую очередь в районах, хорошо обеспеченных природными и трудовыми ресурсами. В среднеевропейских государствах и России формируются настоящие промышленные районы, сложившиеся к середине XIX в. Это самые старые в мире индустриальные районы (В то время сложились такие крупные промышленные районы Европы, как Рур, Средняя Англия, Силезия, Центральная Россия, Урал, Донецко-Приднепровский.). Именно тогда были заложены основы современной географии европейского хозяйства. Главные в экономическом отношении территории - это изначально индустриальные районы.

В первой половине XX в. больших изменений в географии хозяйства не произошло. Происходило дальнейшее усиление старых индустриальных районов. Главное изменение было связано с усилением экономического потенциала Советского Союза в результате мощной социалистической индустриализации. Однако территориальных сдвигов это не вызвало, так как индустриализация охватила опять-таки старые промышленные районы. Единственным исключением стало Поволжье, где нефтяная промышленность и машиностроение сформировали практически новый крупный район.

В «экономической тени» по-прежнему оставалась большая часть Восточной Европы, которой отводилась роль «санитарного кордона» между Советским Союзом и остальной Европой.

Образование группы социалистических государств на востоке Европы после второй мировой войны и индустриализация ранее отсталых европейских городов создала новый, довольно крупный экономический очаг в Европе.

В настоящее время в европейской экономике наибольшее значение имеют несколько ареалов. Их условно можно назвать западно-, центрально- и восточно-европейскими. В их границах сосредоточена основная часть промышленной и нематериальной сферы. Таков современный пространственный рисунок европейского хозяйства - три ареала концентрации экономики, причем два из них объединяются вместе с прилегающими территориями в так называемое «европейское экономическое ядро».

Европейский хозяйственный рисунок можно увидеть и на примере экономических центров и главных направлений международных экономических связей. «Центр тяжести» европейского хозяйства размещен на западе региона и охватывает небольшую часть Европы, образуя главную европейскую экономическую ось , протягивающуюся от Глазго до Рима.

В границах европейского экономического ядра происходит формирование новых хозяйственных центров Европы, получивших наименование «еврогородов», т. к. они работают на всю Европу и их значимость давно перешагнула государственные границы.

Разделы: География

Класс: 11

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: коллективная работа, практическая работа.

Цели урока :

  1. Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
  2. Развивать мировоззренческую идею « Европа - общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
  3. Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы.
  4. Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
  5. Закреплять навыки и умения работы в группе, оформлять единый ответ.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала - практическая работа в группах.
  4. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
  5. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка Д.З.

В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:

  1. В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи...
  2. Крупнейший мегалополис материковой части Европы...
  3. Господствующая религия в З. Европе...
  4. Средняя плотность населения… чел. на 1 км. кв.
  5. Средний уровень урбанизации
  6. Для стран З. Европы характерны… темпы роста населения.
  7. Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
    1. Растущая доля молодёжи в населении.
    2. Снижающий коэффициент смертности населения.
    3. Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
    4. Наибольшая доля пожилых людей.
    5. Преобладание мужского населения над женским населением..

3. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах.

Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.

Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.

Инструкция по работе для 1 группы

Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.

  1. Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
  2. Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделите следующее:
    1. на что ориентируется отрасль;
    2. название отрасли;
    3. крупнейшие районы и узлы данной отрасли
  3. Заполните таблицу (приложение 1), сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона.
  4. Проверьте себя.
  5. Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.

Инструкция по работе для 2 группы

Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.

  1. Что называется отраслью международной специализации?
  2. Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы. Выделите следующее:
    1. на что ориентируется отрасль
    2. название отрасли;
    3. крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
  3. Заполните таблицу (приложение 2), сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
  4. Поверьте себя.
  5. Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
  6. Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 3 группы

Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.

  1. Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
  2. Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
    1. название отрасли;
    2. на что ориентируется;
    3. крупнейшие сельскохозяйственные районы.
  3. Заполните таблицу (приложение 3), сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
  4. Проверьте себя.
  5. Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
  6. Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 4 группы

Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.

  1. Вспомните территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.
  2. Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.
  3. Определите, как насыщена Западная Европа:
    1. промышленными районами;
    2. центрами;
    3. городскими агломерациями;
    4. транспортными узлами;
    5. районами интенсивного сельского хозяйства.
  4. Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства - своего рода каркас всей территории. Карта представляется классу с комментариями.
  5. Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:
    1. с высоким уровнем развития;
    2. депрессивные районы;
    3. отсталые аграрные районы.
  6. Проверьте себя.
  7. Сделайте заключительный вывод.
  8. Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы и сделает заключительный вывод.

Инструкция по работе для 5 группы

Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.

Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

  1. Вспомните различия в транспортной системе. Что такое «отрасль международной специализации?»
  2. Проанализируйте карту:
    1. сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
    2. определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
    3. почему З. Европа является главным районам международного туризма?
  3. Сделайте вывод о развитии этих отраслей. Заполните таблицу (приложение 4).
  4. Проверьте себя.
  5. Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.

Инструкция по работе 6 для группы

Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.

Выявить страны, определяющие мощь региона.

  1. Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
  2. Определите:
    1. уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
    2. уровень развития З. Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
  3. Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
  4. Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.
  5. Проверьте себя.
  6. Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
  7. Обсудите ответ.
  8. Выберите выступающего ученика, который представит результаты работы и заключительные выводы.

4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

5. Задание на дом .

Проанализируйте записи, сделанные на уроке; задание в печатной тетради по теме; стр.167.