Другие монастыри. Святые столпники. Знаменитые столпники: Легко ли жить на столбах десятки лет и для чего это нужно христианам? Как справлял нужду столпник

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец , в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий , столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник , 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Хэнк Морган (Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура ») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

Напишите отзыв о статье "Столпник"

Примечания

Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Отрывок, характеризующий Столпник

– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
– Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.

Из числа преподобных , избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.) .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Хэнк Морган (Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура ») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

В повести Николая Лескова «Скоморох Памфалон» византийский придворный Ермий становился столпником. После 30 лет, проведенных на скале, он впадает в отчаяние от мысли, что на земле нет людей, достойных вечной жизни. И тогда Голос приказывает ему сойти со столпа, отправляться в Дамаск и найти там некоего Памфалона. Ермий отыскивает скомороха Памфалона, который рассказывает ему историю своей жизни.

Христианская церковь знает много видов подвижничества и самопожертвования. Известны случаи, когда люди приняв веру, на всю жизнь сохраняли девство или прекращали между собой супружеские отношения. Для примера мы рассмотрим одну из форм православного аскетизма - столпничество. Что это: история, почему так называется?

История возникновения столпничества

Появление особой формы самопожертвования связывают с образом Симеона Столпника, который уже в 18 лет принял монашеский постриг. Однажды был ему сон, где небесный ангел в доспехах стоял на круглом камне и беспрестанно молился. Такое видение монах принял как послание свыше. В продолжение трех месяцев стоял он так же на камне, впоследствии заменив его столпом .

Столп представлял колону с лестницей и площадкой наверху, огороженной стенкой. Не было на нем никакой крыши, навеса. Ел преподобный пшеницу и воду, что приносили простые люди. Этот отрешенческий подвиг монах совершал всю жизнь, а высоту столпа увеличивал от 2,5 - 16 метров. Весть о таком подвижничестве разнеслась по всему миру, к нему прибывали с самых отдаленных границ, просили совета, а некоторые принимали христианство.

Столпники-продолжатели на Востоке

Симеон Столпник имел последователей и учеников. Вот некоторые из них:

  • Даниил Столпник - из сирийской провинции Коммагены. Привязывался к столпу около Константинополя в течение 30 лет. Шли к нему люди, как к ангелу и посланнику Божьему. Просили о помощи для себя. Каждый получал, что хотел его молитвами.
  • Симеон младший - отшельник, жил на горе в пустыне, где и подвязал себя к столпу. За такое терпение он удостоился дара исцеления. Достигнув высокой степени совершенства, монах стал великим чудотворцем. В общей сложности сподвижник был на столбе 68 лет.
  • Преподобный Алипий Столпник из Адрианополя поселился в одном из гробов на языческом кладбище. Над могилой стояла каменная колонна, на которой был изготовлен идол. Алипий сломал ее, поставил там крест, затем принял самопожертвование и столпничество. Страдал он так 55 лет. Приходило к нему много народу слушать его учение и получить исцеления от разных недугов. Умер великомученик в 118 лет. А на месте этом построили женский и мужской монастыри.

Так люди принимали добровольное страдание и отрешение во имя служения другим.

Последователи в Русской Церкви

В Русской Церкви отрешенцами стали многие монахи. Самые известные из них:

  1. Святой Кирилл Туровский после пострига в монахи заключил себя в столп и привязал к молитве.
  2. Преподобный Никита Переславльский отличился тем, что его столп уходил под землю, то есть он стоял в яме.
  3. Серафим Саровский каждую ночь молился на камне в лесу 1000 дней.
  4. Преподобный Серафим Вырицкий общался с Богом стоя на камне в саду. Известно, что благодаря его молитвам во время ВОВ не разрушили ни один дом в деревне.

Монахи-столпники становились основателями новых обителей, так как вокруг столпа постепенно вырастали монастыри.

Столпничество: смысл, значение

Смысл столпничества заключался в добровольном мученичестве ради смирения плоти и достижения просветления души путем полного отрешения от мирских соблазнов. Столпники, таким образом наказывали себя во искупление грехов человеческих перед Богом.

Увеличивая высоту столпа, подвижники переходили от низших ступеней духовного состояния к высшим совершенствам, приближая себя к неизведанному. В их лице проявлялось торжество души над плотью.

Служением святых столпников было стояние перед Богом. Находясь на границе неба и земли, они доносили молитвы за всех, и получали благословение. Многие приносили золото и серебро, оставляя богатства, уходили, сказав свое имя. Молящийся ударял в медный гонг и читал молитву за них. Никто не оставался без внимания, любой мог получить благословение через монаха-столпника.

Изображение столпников на иконах

Монахи-столпники получили свое отображение в иконописи. Их легко там узнать. Они изображаются на колонне в длинной одежде, держа свиток в руках. На иконах русских мастеров можно увидеть следующих подвижников:

  • Святую Алипию Киевскую, озаренную солнечным светом, как символом просветления и очищения, молящуюся в дупле дерева.
  • Серафима Саровского на камне стоящего.
  • Преподобного Никиту Столпника в длинных белых одеждах.
  • Луку Столпника Халкидонского, привязанного на высоком столпе, на фоне гор.
  • Самого Симеона Столпника можно увидеть в разных вариантах. То люди толпятся у его столпа и ангелы кружат над головой, то он один наверху, а вокруг поднимается змей-искуситель.

Столпники уважаемые нашей Церковью на Западе подвергаются осмеянию. Некоторые католики называют их подвиг недостойным и объясняют его фанатизмом. Столпническая жизнь всегда привлекала к себе много внимания тех, для кого дорого необычайное явление, происходящее ради служения людям и Богу.

Итак, столпничество, что это - подвиг или религиозный фанатизм? Ответ на этот вопрос у каждого свой. Некоторые объясняют такой образ жизни гордостью, желанием отличиться и приобрести славу. А кто-то не может упрекнуть столпников в недостатке мудрости и прозорливости, так как шли к ним за советом и цари и бедняки.

Видео о столпничестве

В этом ролике преподобный Иван Ткачев расскажет о сути столпничества, что это такое и кто такие столпники:

Захотелось мне сегодня узнать подробнее кто такие столпники . Не знаю почему, просто услышал где-то, или прочитал мельком, в общем, промелькнуло где-то и запало в голову «столпник» . Сразу предупреждаю, я не верующий и прошу извинения у верующих, за несколько вольный стиль изложения. Ну как сказать? С детства я вот такой: «Хочу, всё, знать». Итак, что же я узнал? Оказывается столпники, довольно почитаемые в православной церкви святые, о чём говорят многочисленные иконы, как старинные, так и более поздние. Стоило мне только набрать в «поисковике» слово столпник .

(*Для просмотра изображений в большем формате, кликните по фото)

Алипий Столпник (греческая икона 1716 год)

Так кто же они такие, столпники? Обратимся сначала к словарям.

Толковый словарь русского языка Ушакова

СТОЛПНИК , а, м. (церк. истор.).
Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе или затворившийся в маленькой башенной келье

Википедия

Столпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Обычно, их так и изображают, на столпе в виде колонны, я его для себя так и назвал «столп-колонна», или на столпе в виде башни, о чём говорят изображаемые двери на «столпах-башнях».

Встречаются изображения и столпов с кельями на верху

840-50-е гг. Илл. к Пс. 4, 4. Миниатюра к «Хлудовской псалтыри». Византия. Москва. Исторический музей.

Поскольку «википедии» полностью доверять нельзя, а тут ещё мне встретился и столп изображённый в виде дерева, мне, естественно, захотелось узнать, почему именно дерево и кто он такой – Столпник Давид Солунский, изображённый на фреске. Я обратился к другим источникам.

Прп. Давид Солунский. Роспись парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 гг.

Согласно т. н. анонимному Житию Давида Солунского созданному в 718-720 гг., преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов, в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор, пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиепископ Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных.

Действительно, сие иначе как подвигом назвать нельзя.
А что же упомянутый выше Никита Столпник?

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг - он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену - по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Сейчас мощи святого Никиты Столпника почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Ну что ж, кто такие столпники мне стало понятно. Вот только слово «фанатик» в словаре Ушакова смущает, как-то в современной интерпретации звучит грубовато. И вот ещё, на фреске в храме Илии пророка в Лесном, Никита столпник, изображён на столпе сложенном из брёвен, может иконописец хотел в этой фреске отобразить название посёлка – Лесное (трудно изобразить столп в виде ямы), или иконописец хотел отобразить именно русскую деревянную архитектуру?

А почему его не изобразили на столпе в виде колонны? Ответа я не нашёл. Но посмотрим на другие иконы и фрески. Вот уже упомянутый выше столпник Давид и Симеон. Давид на «столпе-дереве», а Симеон на «столпе-колонне»

Столпники Симеон и Давид.

Кто такой Симеон?

В стране Каппадокийской, в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения…

… Как реки, стекались к Симеону различные народы и племена: приходили к нему из Аравии и Персии, из Армении и Иверии, из Италии, Испании и Британии. Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собралось к Симеону такое множество народа и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя, и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту шесть локтей, и святой Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем - и до тридцати шести. Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимой терпя стужу…

Ну что ж, думаю не просто так иконописец изобразил одного именно на «столпе-колонне», а другого на «столпе-дереве».

А вот ещё, почему-то редко упоминаемый, Столпник Пётр.

Думаю что если бы не Храм во имя св. Петра столпника, стоявший на родине Пётра Павловича Ершова (1815-1869), автора знаменитой сказки «Конёк-горбунок», я вряд ли бы на него наткнулся, на просторах Интернета.

Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни» .

Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.

(П. П. Ершов, «К друзьям», 1837)

Но меня здесь заинтересовала икона, а точнее необычное изображение «столпа-башни».

А вот и знаменитый Феофан Грек. На фреске, у каждого из троих святых, столпы изображены по разному. (?)

Феофан Грек. Столпники. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

С архитектурной точки зрения, их формы, совсем не характерны для Русской архитектуры того времени, скорее всего, отображают древне Римскую или Ближневосточную.

А вот интересная миниатюра из Минология Василия II.

Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. Мастер Пантолеон

Здания Ближневосточной архитектуры и люди в чалмах, которые пришли к столпнику Симеону толи за советом, толи за исцелением, а справа седой мужчина с посохом явно европейской внешности, просто внимательно слушает. А вот «столп-колонна», ну точь в точь колонна Марка Аврелия или колонна Трояна в Риме, даже перила нарисованы. Кстати эти колонны внутри имеют винтовые лестницы для подъёма на площадку.

Где-то я слышал, что лестницы якобы для того, чтоб зажигать огни на верху. Для чего? Освещать площадь, слишком высоко. Использовать в качестве маяка? Зачем он в Риме. А вот о чём-либо вещать с них точно можно было. Ведь именно так и устроены минареты.
Кстати, посмотрим и на минареты.

Минарет Кальян. Бухара. 1127 год

Минарет Тадж Махала. Агра. Индия.

Кажется, всё встало на свои места. Столпы это и есть минареты. Или, минареты это те же столпы. Это уж кому как угодно. Для меня остался не решённым один вопрос. Почему об этом молчит Церковь?

А что было раньше: «Курица или яйцо?»

Позволю себе немного «арифметики», поскольку не нашёл точной даты рождения столпника Симеона, как утверждается, основоположника столпничества (да собственно и не искал). В описании его бытия (www.pravoslavie.uz) есть такая фраза: «Преставился преподобный в царствование Льва Великого, в 4-й год этого царствования». Святитель Лев Великий, (родился в 390 году - умер 10 ноября 461) - папа римский с 29 сентября 440 по 10 ноября 461. Ислам, как мировая религия, зародился в 7 веке н.э. (думаю с этим, ни кто спорить не будет). Значит, строить минареты и вещать со «столпов» они переняли у Христиан. Интересно, а нет ли столпов у самой древней мировой религии, Буддизма (зародилась в 5 веке до н.э.)

Да сколько угодно, как древних, так и «современных». Делаю вывод: «Столпы появились задолго до столпника Симеона, и предназначались именно для публичного вещания» . Ну что-то не вяжется версия, что мол, чем выше, тем ближе к Богу. Бог и так всех слышит. Больше подходит, чем выше, тем больше народа услышит вещающего.

А почему столько много похожих названий?

Самарра - небольшой городок, расположен в 120 км к северу от Багдада .

Правда в нашей, Российской, Самаре нет Вавилонской башни, но зато много других храмов, тоже с великолепной архитектурой, например этот.

Как основателю столпничества, Симеону Столпнику, наверное, посвящено больше всего икон и фресок, но я не встретил ни одной, где бы он был «подвязан» к столпу. Везде изображён вещающим с башни.

Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин

столпник

столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник молившийся, стоя на небольшом столпе (столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой башенной келье (столп во 2 знач.). Симеон-столпник.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

столпник

А,м.. Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье.

ж. стблпница, -ы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

столпник

м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной келье.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

столпник

святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (какомлибо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет.

Википедия

Столпник

Сто́лпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн.

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников, сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Примеры употребления слова столпник в литературе.

Ломоносов Жервеза в православии приняла имя Глафиры, а венчавший молодых Бутурлиных батюшка отец Афанасий от Семена Столпника сделался ее духовником и глубоко вошел в жизнь бутурлинского домика, что на Знаменке.

Это состояние души, - возразил столпник , обернувшись и глядя на Артура в упор.

К этой прилагается еще одна молитва, весьма важная, - продолжал старый столпник , - так что запиши-ка и ее тоже.

Ветродуевы муки кончились, а Жихарь со связанными Симеонами решились вернуться на прежнее место, Столпник ему все объяснил: - Воздух у него не только в легкие идет - часть и в кишки попадает.

Здесь ныне поселился столпник и находится камень Богородицы, на этой горе и был древний Вифлеем.

Столп столпника , уст затвор -- Ты был мне престол, ПросторТем был мне, что морю толп Еврейских -- горящий столп!

Этим столпником был святой Симеон, - сказал Бельбо - и, по-моему, он взобрался на столб для того, чтобы было удобнее плевать на головы проходящих внизу.

Светочи христианства, страсти Христовы, столпники и отшельники, чудеса и благодатные источники, и прочая, прочая муть тучами валилась на русского деревенского читателя.

Святые подвижники и столпники требовательно взирали на мастера, давшего им вторую, бессмертную жизнь.

Я знал людей, истязающих себе веригами, не мывшихся и не стригших ногтей -- будто Искупитель нечистоплотность проповедовал, столпников и молчальников, живших в скитах и бичевавших себя дни и ночи напролет.

Одинокий Марат - Боже избави от такого человека, - долго размышлявший в своих потаенных подвалах и на своем столбе Столпника , углядел спасение только в одном - в падении 260 тысяч аристократических голов.

И, духовным взором проникая в грядущее, видел, почти видел и мощных, взволнованных суровостью бытия праотцов, и пророков, и испуганные лица шестикрылых херувимов, и видения Страшного Суда, и ряды праведников, и то особое, что наметил он сотворить в каменной палатке храма: святых мучеников, деловитых и упорных, словно сами новгородцы, причудливых столпников и Троицу, Троицу прежде всего!