Чем отличается гравюра от рисунка. Как отличить подлинную гравюру от подделки. Различные манеры и приемы офорта

Гравюра (франц. gravure, от graver - вырезать; нем. graben - копать) -
1) всякое изображение, выполненное с применением гравировки, то есть прорезки, процарапывания на камне, на деревянной доске или на металле;
2) вид графического искусства, к которому относятся произведения (гравюры), созданные при помощи печатания с награвированной формы (доски); 3) печатный оттиск (эстамп) на бумаге (или каком-нибудь сходном материале) с пластины, на которой вырезан рисунок.

Вид долины Каралез 1824 год. Художник Карл фон Кюгельген (Johann Karl Ferdinand von Kügelgen, 1772 - 1832). Литография

По сложившейся традиции, гравюрой называют также литографию, в которой гравирование (прорезывание, процарапывание) не используется. В зависимости от способа обработки печатной формы различают выпуклую (ксилография, линогравюра), углубленную (гравюры на металле) и плоскую (литография) гравюру. В свою очередь, в гравюре на металле существуют механические способы создания печатной формы (резцовая гравюра, «сухая игла», меццо-тинто) и химические - травлением изображения кислотой (офорт, «мягкий лак», лавис, пунктир). Специфика гравюры как вида искусства заключается в ее тиражности - возможности получать множество оттисков с одной печатной формы.

Гравюра известна очень давно. Самые простые оттиски и сейчас делают дети, отпечатывая выпуклые рисунки или подкрашивая монеты и надавливая ими на бумагу. По своей природе, все техники гравирования пришли из ремесел: из резных набоек, которыми рисунок наносился на ткань, из ювелирного дела, которое использует резьбу по металлу и травление, из техник украшения оружия. Не случайно гравирование перешло из ремесел на бумагу - человеку всегда хотелось повторить рисунок, картинку, орнамент, знак без изменений, сохранив их точность и красоту. Потому сначала в Китае, а затем и в Европе стали гравировать то, что хотели растиражировать - изображения святых, популярные листки, игральные карты и книги. И сейчас гравюра есть в каждом доме - это и марки, и бумажные деньги, и иллюстрации в некоторых старых книгах, и сами книги.

Самые древние гравюры - гравюры на дереве (ксилографии) - появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Для неумеющего читать населения такие листки и проповеди были единственным источником знания Священного Писания, и, наверное, тогда же появились аллегорические изображения, азбуки, календари. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише.

Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 - ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко - ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в.

Итак, ксилография позволяет сделать много оттисков - пока не сотрется «оригинал». И дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией - в конце XV в. - появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник - фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы - Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы - Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья.

Если ксилографии Дюрера, сделанные им в конце XV в., его жена продавала с телеги прямо на рынке, то его «мастерские гравюры», сделанные через 20 лет резцом на металле (в том числе и сухой иглой), уже были признанными шедеврами и ценились как подлинные произведения искусства. Так, наконец, XVI век оценил гравюру как высокое искусство - похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.

К концу XVI века резцовая гравюра на металле достигла совершенства: простой рисунок сменила богатая пластика, сложнейшие способы параллельной и перекрестной штриховки, которыми художники добивались оригинальных эффектов светотени и объема. Это всеобщее стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску - с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники - офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников.

В это время в офорте были представлены самые разные жанры - портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте - А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар - во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди - в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.
Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта - пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями - пунсонами - точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII - начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто.

Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780-х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.

Следующая «революция» произошла в 1796 г., когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию - плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста - теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Со 2-й четверти XIX в., с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все - ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству - художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма - Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты - К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты - Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.

Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями.

Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX - начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства», авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960-80-х годов.

Ксилография
Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую), вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Линогравюра
Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») - вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии. Самая простая из техник высокой печати.

Литография
Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня. Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне».

Офорт
Офорт (фр. eau-fortе, итал. acquaforte [аквафорте] - «сильная, крепкая вода», т. е. азотная кислота) - вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века.

Резцовая гравюра
Резцовая гравюра - старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск.

Шелкография (англ. silk screen printing – печать с шелковой ткани, шелкография) – вид трафаретной печати, в котором изображение наносится масляными или водяными красками на сетку (первоначально - из шелка или другой прочной материи), натянутую на рамку.

Основным признаком литографского оттиска является отсутствие всякого натиска во всех элементах изображения. Краска лежит ровным слоем на поверхности бумаги.

В местах листа за пределами камня бумага обладает присущей ей фактурой, в местах же, соприкасавшихся с камнем, ее поверхность выровнена от давления рейбера (рейбер - это заостренный снизу длинный брусок в литографском печатном станке, прижимающий бумагу к камню, когда камень с наложенной на него бумагой протаскивается под рейбером).

В очень редких случаях натиск, похожий на натиск в гравюрах на металле, может быть на оттиске с литографии на алюминиевой или цинковой пластине (альгграфии), сделанном на офортном или каком-либо другом станке.

Но эти два случая - исключение, а вообще в литографии, как мы уже сказали, никакого натиска не бывает.

Для литографий, сделанных карандашом на корнованном камне, характерны штрихи, состоящие из мелких точек неправильной формы, нерегулярных и разной величины.

В старых литографиях было мелкое ровное зернение, на котором рисунок делался с плавными тональными переходами, достигаемыми равномерной тушевкой карандашом. Часто видна работа иглой, ослабляющая тон в нужных местах рисунка.

Техника выскребания по асфальту хорошо отличима от других техник белым рисунком по черному фону. Тональность образуется тоже из точек, по форме похожих на точки в карандашной литографии, но белых на черном.

Работа иглой носит не вспомогательный характер, как в предыдущем случае, а определяющий изображение.

Литография на гладком камне почти ничем по виду не отличается от рисунков пером, кистью или каким-либо другим способом, но без затеков и неровностей о красочном слое, характерных для этих рисунков. На литографском же оттиске мы видим ровную поверхность краски с типичным для литографии отсутствием всякого натиска на бумагу и на краску.

С 40-х гг. 19 в. литографии нередко раскрашивали акварелью.

Тиражи часто печатали с перевода на другой камень, что сохраняло оригинальный камень и давало возможность сразу печатать с нескольких камней. С переводов обычно осуществляли переиздания.

После изобретения нового способа Фирменом Жило стали делать переводы литографии на цинк. Такие переводы ставили в одну печатную форму с набором, что облегчало и удешевляло процесс печатания. Переводы эти, или, как их называли, жилотажи, издавались и отдельными листами в сериях и, так же как литографии, раскрашивались акварелью.

Примером такого рода изданий может быть серия Гаварни «Маски и лица». Первое издание печаталось с оригинальных камней, второе - с перевода на гладкий камень и третье - с жилотажей. Все три издания были раскрашены акварелью.

Переводы с оригинального камня на другой камень и тем более на цинк влекли за собой, конечно, некоторые утраты в рисунке. Поэтому художники, делающие литографии для перевода на цинк, специально огрубляли свою работу, чтобы в конечном итоге при переводе рисунок не терял свои детали. Так поступал, например, Делакруа, делая оригиналы для журнальных жилотажей.

Цинкографские переводы с литографий отличаются от литографий типичным для высокой печати натиском и характерной для травленой формы округленностью печатающих элементов. Штрихи же имеют неровные края от подтравок (см. ниже о цинкографии).

Позднее литография в свою очередь использовалась для печати с камня переводов гравюр на металле и ксилографии, о чем говорилось выше. Такие оттиски определяются уже названными признаками литографии при стилистике той или иной гравюрной техники.

В конце 19 в. литография стала широко употребляться для репродуцирования в цвете произведений живописи и цветной графики. Это так называемые хромолитографии, в процессе изготовления которых использовали большое количество камней, передающих множество оттенков цвета и тона.

Наиболее характерным признаком этого вида литографии, кроме большого количества печатных форм (12-20 камней), является передача тональных и цветовых переходов комбинацией точек, нанесенных пером на гладкий камень.

гравюра печать техника подлинность

Определяя подлинность гравюры, эксперты анализируют два ключевых момента - бумагу и собственно печать.

Особенности подлинной старинной бумаги

Рассмотрим бумагу родом из 19 столетия и глубже. Так, листы, созданные в эпоху «золотого века», имеют свои особенности, такие как:

  • Белые, с впаянными в них другими листами - более темного оттенка, почти совпадающими по размеру с печатным изображением.
  • Плотная утолщенная ворсованная бумага (преимущественно английская) - с добавлением шерсти шотландской овцы особого вида. Такие листы отличаются ослепительной белизной, исключительно устойчивой к пожелтению, а также многими другими характеристиками качества, уникальности и долговечности.

Описанные виды бумаги не продаются ни в одном современном магазине. А после того, как ваши пальцы многократно почувствуют «особенную стать» позапрошловековых листов - вы легко научитесь отличать подлинные гравюры от дешевых подделок. Ну, а эксперты нашего магазина не позволят вам ошибиться, тем более что у нас продаются только настоящие старинные гравюры.

Работы, созданные в 17-18 веке - чаще всего представляют собой результаты оттисков на бумаге верже - визитной карточке тех столетий. Листы верже отличаются особыми свойствами, продиктованными особым способом их изготовления: выливания бумажной массы с вкраплениями фрагментов дерева, ткани, других видов бумаги и пр. на мелкую решетку, легкий рисунок которой остается на листе после его высыхания.

Вкрапления тем крупнее, чем старше возраст бумаги. Листы верже жесткие, состоящие из «комочков», местами имеющие разную толщину. Чистый лист такой бумаги сегодня достать просто невозможно, а подделывать ее невыгодно, т. к. себестоимость подделки будет чрезвычайно высока, что в планы жуликов обычно не входит.

Также практически невозможно как найти, так и подделать рисовую китайскую и японскую бумагу родом з 17-19 веков; и грубую специфичную бумагу из Индии и Тибета.

Поэтому, с подделкой бумаги далеко не все так просто.

Нюансы старинной печати

Что же касается печати старинных гравюр, то в этом отношении подлинные работы отличаются:

  • Оставленным на бумаге следом от печатной доски, полученном в рузультате высокого давления, создаваемого работой офортного станка. Ни один современный принтер таких «производственных» условий создать не в состоянии.
  • Особыми оттенками красок, которыми особенно «грешат» подлинные старинные литографии. Такие оттенки получали в результате оптического смешения - наложением следующего слоя краски на просохший предыдущий. Такой результат совершенно невозможно получить, если механически смешать краски на струйном или лазерном принтере.
  • Эксклюзивными особенностями каждой гравюрной техники минувших эпох. Например, на офортных гравюрах, оттиснутых на меди и стали, при увеличении можно увидеть черные края. Также невозможно воспроизвести - даже на старинной бумаге - изображения, нанесенные с использованием техники «сухая игла» с ее тончайшим штрихом…

Словом, для специалиста существует множество нюансов, позволяющих отличить подлинную старинную гравюру от подделки.

Вы точно не ошибетесь, если будете приобретать столь изысканный товар у тех, кто знает в нем толк.!

Надо отметить, что 18 век изобрел множество гравюрных техник, но следующему веку были переданы в полном смысле лишь две: торцовая гравюра на дереве, рожденная Т. Бьюиком, и литография, открытая А. Зенефельдером. С торцовой гравюрой, как мы увидим, связаны моменты упадка гравюры 19 века, вызванного необыкновенной распространенностью этой техники. Литография, напротив, оказалась самой жизнеспособной, популярной и гибкой. Сам факт ее появления трудно переоценить. В разветвленную систему гравюрных техник, давно выработавших свои ремесленные правила, свою эстетическую рутину, забывших в скрупулезной верности практическим навыкам о своей художественной оригинальности, входит техника совершенно новая, не обремененная традициями ремесла, не стесненная ни образцами прошлого, ни банальными вкусами современности, техника, все возможности которой были еще неизвестны, все достижения — впереди.

И еще одно достоинство было у литографии — простота и легкость технологического процесса: во времена громоздкого и кропотливого меццо-тинто непосредственность литографской техники должна была казаться откровением. И не случайно, в отличие от всех почти видов гравюры 18 века, в которых работали только профессиональные граверы, к литографии сразу же обратились живописцы, причем крупнейшие мастера эпохи. Литография была изобретена в Германии, но искусство литографии родилось во Франции. Не сразу эта техника привилась на французской почве: были попытки открыть литографские печатни в 1802, в 1806 годах (известно, что эта техника очень заинтересовала Наполеона), но по-настоящему французская литография начинается с 1815 года, когда в Париже открываются две печатни, одна из которых, знаменитая мастерская Г. Энгельманна, пользовалась официальным покровительством Академии .

Литография мгновенно становится необыкновенно модной. Почти все живописцы эпохи Реставрации (1814 — 1830) обращаются к этой технике: Д. Энгр, А. Гро, К.-Ж. и О. Верне, А.-Л. Жироде, П.-П. Прюдон, Э. Изабэ, Н. Шарле; альбомы, литографские портреты, виды и иллюстрации раскупаются всеми, князья и принцессы занимаются литографией. Конечно, в такой ситуации она очень скоро попала в руки ловких репродукционеров живописи и других, более традиционных видов гравюры, подражавших резцу, офорту, «черной манере». В массе же своей литография эпохи Реставрации была не более чем бледным оттиском карандашного рисунка. Лишь художники-романтики начинают разрабатывать ее специфический язык и утверждают собственный стиль в этом виде гравюры.

Уже Теодор Жерико обретает в литографии излюбленную технику. Выполнив единственный офорт, он переходит к камню и за период с 1817 по 1823 год исполняет около сотни литографских композиций. За небольшими исключениями, это изображения лошадей. Литографии Жерико разнообразны по фактуре, литографский карандаш все время меняет силу тона, иногда прочерчивает энергичные контуры, порой рисует очень легко и прозрачно. Он полностью сохраняет свойство ранней литографии — зерно самого камня, но оно понимается им не механически. Гравер использует его фактуру и часто работает светлыми пятнами, плотность которым как раз и дает литографское зерно. Полные артистизма литографии Жерико привлекли внимание к этой технике и Делакруа, повторявшего его композиции.