Что такое рекреационное образование. Понятие «Рекреации. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПензГТУ)

Реферат на тему

Виды рекреационной деятельности

Выполнила: студентка гр.12СО1Б

Лопатова Ирина Вячеславовна

Приняла: Осипова Наталья Владимировна

Пенза, 2014

Введение

Необходимым условием полноценной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления сил, здоровья, запаса энергии, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения общественного производства, наряду с отдыхом, является такой вид деятельности как рекреация. На наш взгляд наиболее полно отражает сущность рекреации определение, в котором рекреация понимается как процесс совершения деятельности, осуществляемой на специализированной территории с вовлечением рекреационных ресурсов, результатом которой является восстановление сил человека (рекреанта). Из вышесказанного можно выделить объект и субъект рекреации. Совокупность природно-климатических и социокультурных условий для рекреационной деятельности человека - объект рекреации, а рекреанты (люди), ведущие рекреационную деятельность - субъект рекреации.

Рекреация (лат. recreatio -- восстановление) -- комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Понятие охватывает все виды отдыха -- санаторно-курортное лечение, туризм. Восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т. п.

Цель реферата: изучить виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве. Следует выявить задачи: виды, понятие и значение рекреационной деятельности.

Специализированными предприятиями для рекреации считаются санатории, профилактории, пансионаты и другие. Понятие стало использоваться в 1960-х годах в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе, по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих. Рекреационная деятельность - управленческие и экономические меры, направленные на использовании свободного времени для оздоровительной, лечебной и культурной деятельности.

Рекреационная деятельность - это деятельность человека в свободное от работы время. Она организуется в рамках рекреационной отрасли в санаториях, пансионатах, домах и лагерях отдыха, в туристических учреждениях и т.п. Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины - рекреационной географии. Рекреационная деятельность определяется тремя факторами: рекреационными потребностями, рекреационными ресурсами и наличными денежными ресурсами. Коллектив ученых, выделяет рекреационную деятельность как «деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующая относительным разнообразием поведения людей и самоценностью процесса».

1. Понятие рекреационной деятельности

рекреационный туристский пространство перемещение

Рекреационная деятельность - деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека и характеризующаяся разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса.

Жизнедеятельность человека делится на 2 группы: рабочее и внерабочее (свободное) время. Последнее тратится на удовлетворение биологических потребностей, домашний труд, и рекреационную деятельность.

Общественные функции рекреационной деятельности:

медико-биологические (лечение и оздоровление);

социально-культурно-воспитательные (развитие способностей личностей);

экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения).

Аспекты свободного времени:

Хронологический - изучение количества свободного времени.

Структурный - обуславливается ритмами жизнедеятельности (суточные, недельные, годовые) субъекта, располагающим свободным временем. Чтобы в идеале использовать эти ритмы, необходимо создание общей интеграции рекреационной среды, которая включает:

ближайшее окружение (рекреационная зона жилья);

пригородные парки, которые обслуживают городские агломерации (зелёные зоны);

специальные районы отпускного цикла.

Аксеологический (ценностный) - изучение роли и места свободного времени в обществе.

Функциональный - назначение видов рекреационной деятельности:

восстановительные функции: рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные занятия;

функции развития: рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные занятия.

Циклы рекреационной деятельности - обособленные во времени устойчивые комбинации повторяющихся занятий.

Спрос на рекреационную деятельность определяется рекреационными потребностями людей, подкреплённый их платёжеспособностью и выраженными в форме реальных требований к организаторам отдыха, с другой стороны - системой имеющихся предложений.

Поэтому спрос отражает лишь часть потребностей-- в нем не приняты во внимание, во-первых, общественные потребности, во-вторых, потребности для удовлетворения которых еще не создана система предложений (чаще всего это новые потребности), в-третьих--потребности, подавленные неблагоприятным соотношением доходов субъекта и ценой предложения. Поэтому при долгосрочном планировании и прогнозировании нельзя ограничиться лишь анализом спроса.

Потребность в том или ином виде рекреационной деятельности выступает в спросе как требование средств и условии деятельности. Можно говорить, например, о существовании спроса на отдых у моря, а в связи с этим и на благоустроенные средства размещения и на пляж.

Платежеспособный спрос формируется множеством социально-экономических факторов, в том числе и такими, как мода. Однако основным определяющим его фактором является соотношение дохода субъекта и цены предложений.

Потребность - требующая удовлетворения нужда человека в том или ином объекте (материальные, духовные, биологические, и др.) Рекреационные потребности могут быть общественные, групповые, личные.

Общественные рекреационные потребности. При определении сущности этих потребностей необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашим обществом: сохранение здоровья людей, повышение уровня жизни всех членов общества, формирование личности в соответствии с общественными идеалами, развитие народного хозяйства и др. На одно из первых мест выступает формирование нового человека. В соответствии с этим общественные рекреационные потребности можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.

Групповые рекреационные потребности. Эти потребности занимают промежуточное положение между общественными и личными. Особый интерес представляет содержание потребностей больших и малых групп людей, которые для географов часто выступают и как некоторые территориальные общности. К ним относится население городов, поселков, деревень, коллективы заводов и учреждений, высших учебных заведений, школ и, что особенно важно, семья.

В условиях современного общества не отдельный индивид, а семья становится основным потребителем рекреационных услуг. Поэтому организаторам рекреационной деятельности приходится учитывать специфические рекреационные потребности семей. К ним относятся потребности в воспитании и укреплении здоровья детей, в отдыхе в каникулярное время учащихся, в восстановлении здоровья одного из членов семьи, когда личные потребности других ее членов отходят на второй план, потребность в жилище, рассчитанном на проживание в нем не одного человека или группы не связанных друг с другом людей, а семьи.

Личные рекреационные потребности. Диапазон личных потребностей, удовлетворяемых путем рекреационной деятельности, довольно широк. Среди них можно выделить следующие: потребности в благоприятной природной среде, здоровье, общении с другими людьми, развлечениях, снятии утомления, творческой деятельности, смене видов деятельности и месте ее проявления, в познании мира, что тесно связано с потребностью в удовлетворении любознательности и первооткрывательстве, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей.

Мы уже говорили, что потребности человека удовлетворяются через его практическую деятельность. В ходе ее у людей вырабатываются определённые стереотипы поведения. Это относится и к рекреационной деятельности.

Каждой рекреационной потребности соответствует определённое множество рекреационных занятий, и люди при описании своих потребностей оперируют уже сложившимися наборами этих занятии. При этом одно занятие может быть связано с необходимостью удовлетворения нескольких потребностей. Так, «катание на лыжах» скрывает в себе потребность в снятии утомления после однообразной работы, в физическом развитии, в общении с природой.

Связи между группами рекреационных потребностей. Деление рекреационных потребностей на общественные, групповые и личные не может быть жестким и безоговорочным. В самом деле, личные потребности тесно связаны с групповыми и общественными, они меняются вместе с изменением общества. Последнее формирует у людей новые, более прогрессивные потребности, стремится, чтобы личные, групповые и общественные потребности согласовывались.

2. Виды рекреационной деятельности

В целом можно выделить следующие виды рекреационной деятельности: лечебно-курортная, оздоровительно-спортивная, познавательная, развлекательная В наше время абсолютно четко их дифференцировать невозможно Это связано с ти им, что взаимопроникновение различных видов рекреационной деятельности в настоящее время является велением времени Ориентируясь по тем или иным причинам на какой-то один основной вид рекреационной деятельности, отдыхающие хотели бы максимально наполнить свое свободное время всеми доступными им другими ее видами.

Лечебно-курортная рекреационная деятельность базируется на использовании природных ресурсов: климата, минеральных лечебных вод, грязей, озокерита, соляных шахт, кумысолечения и их сочетания Этот вид рекреационной деятельности по своей сути должен быть наиболее регламентированным Лекарственные предписания, строгий режим, климатические, региональные, возрастные, половые и другие ограничения делают лечебно-курортную деятельность деятельностью наиболее закрытого характера Вместе с тем дозированные другие виды рекреационной деятельности могут существенно дополнять вид, создавая дополнительный лечебный эффект.

Оздоровительно-спортивный вид рекреационной деятельности является разнообразным В нем преобладает деятельность у воды и в воде.

От 70 до 80% туристов предпочитают купанию и загоранию на пляже. Купально-пляжная деятельность позволяет отдыхающим получать самые разнообразные услуги (купание, солнечные ванны, питание, игра с мячом, водные лыжи, виндсерфинг, прогулки по берегу т.д.).

Среди других видов оздоровительно-спортивной рекреационной деятельности можно выделить маршрутный, прогулочный, водный, подводный (дайвинг), рыболовный, охотничий, горнолыжный туризм, альпинизм. Каждый из этих видов деятельности постоянно диверсифицируется Например, подводный туризм делится на спортивный, познавательный, археологический, экстремальный т.д.

Познавательная рекреационная деятельность относится практически ко всем другим видам как «встроенный» элемент Вместе с тем есть и чисто познавательные ее виды Потребность в них возрастает с повышением образовательно-культурного уровня людей, развитием их информационного и транспортного обеспечения

Это обзор архитектурных ансамблей, культурно-исторических памятников, раскопок древних цивилизаций, ознакомления с этнографическими особенностями природными феноменальными объектами, явлениями и процессами, выдающимися сооружениями.

Развлекательная рекреационная деятельность тоже является частью всех других ее видов Необходимость «убить» свободное от лечебных процедур время особенно отчетливо проявляется при стационарном санаторно-курортном виде и деятельности, отдыха у воды и городских видах отдыха Наверное, для многих людей внутренней неосознанной потребностью является необходимость где-то тратить, даже без всякой пользы, а то и со шкодой для себя, свое свободное время на развлечения (казино, бар и т.д.).

Классификация туров по целям отдыха.

1. Познавательные туры. Цели - посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения думать и говорить: "А я там был". Объектами, посещаемыми с познавательной целью, являются: памятники природы, истории, архитектуры, места, связанные с жизнью замечательных людей, музеи, картинные галереи, выставки, театры и др.

В основном к познавательному туризму можно отнести экологический туризм (экотуризм) - путешествия и посещение природных территорий, сравнительно хорошо сохранившихся и малозатронутых человеческой деятельностью.

2. Отличительные признаки экотуризма:

Подразумевается наличие довольно жестких правил поведения на природе в целях ее сбережения, что является принципиальным условием существования этой отрасли;

Воздействие на природу относительно слабое;

Предполагается, что местные жители не только работают в качестве обслуживающего персонала, но и продолжают вести прежний уклад жизни на используемой территории, заниматься традиционными видами хозяйства, которые обеспечивают щадящий режим природопользования.

Разновидностями экотуризма являются посещение уникальных природных территорий, наблюдение за зверями и птицами в дикой природе, научный туризм - путешествия на природе в познавательных (для студентов) и исследовательских (для ученых) целях и др.

Также к познавательному туризму можно отнести этнографический туризм - знакомство с традиционным бытом местного населения. В мировой практике этот вид туризма достаточно развит. Примеры элементов этнотуризма из туров российских фирм:

Посещение деревни папуасов на Новой Гвинее и индейских поселений в горах Андах и лесах Амазонки (фирма "Команда Горький");

Посещение стоянки монгольских скотоводов с предоставлением возможности ночевки в юрте (фирма Baikal Travel).

2. Спортивные туры. Цель - приключения, преодоление трудностей. Активные туры подразделяются по средствам передвижения. Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных - рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют спелеотуризм - посещение пещер, альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара- и дельтапланеризм и др.)

3. Оздоровительные туры. Цель - отдых от всего, без каких-то нагрузок. Примеры: пляжный отдых за пределами города, как кратковременный у ближайшей реки, так и многодневный на Черноморском побережье Кавказа; пикник на природе в выходные дни. (К последнему примеру термин "оздоровительный" в условиях сложившихся на сегодняшний день российских традиций подходит не всегда, но другого термина пока нет).

4. Лечебные туры. Цель - лечение или профилактика здоровья. Это отдых в санаториях или на курортах. Обязательно предусматривается медицинское обслуживание, различающееся в зависимости от назначенного курса лечения - процедуры разных видов, лечебная физкультура, диетическое питание и др. В настоящее время большинство санаториев предлагает как лечебные программы, так и "оздоровительные" - без оказания медицинских услуг. В последнем случае санаторий используется как комфортабельный дом отдыха. Стоимость путевки дешевле. Подобные мероприятия могут быть и кратковременными, например, встреча Нового года с последующей релаксацией.

5. Потребительские туры. Цель - сбор даров природы не для продажи. Сюда относится сбор грибов и ягод. Сюда же можно отнести спортивную рыбалку. Спортивная охота в СССР туризмом не считалась, поскольку за ее организацию отвечало управление охотой Министерства сельского хозяйства, к туризму никакого отношения не имеющее. Охотничье законодательство напрямую также никак не связано с туристическим. Но со смысловой точки зрения охоту, как отдых за пределами места жительства, также можно отнести к туризму.

6. Дачные туры - посещение дачных участков, подразумевается, что с целью отдыха. К дачному туризму близок агротуризм - отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в крестьянских домах). Туристы ведут сельский образ жизни, знакомятся с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в сельском труде, народных праздниках и фестивалях. В России подобные мероприятия существуют давно на самодеятельном уровне (поездка к родным в деревню) и никогда как туризм не воспринимались, хотя под определение туризма подпадают.

7. Религиозные туры - паломничество к святым местам. Например, поездки христиан в Иерусалим для поклонения гробу Господню, поездка мусульман в свщенный город Мекку, паломничество для поклонения мощам святого Серафима Саровского в селе Дивеево (Нижегородская область).

8. Деловые туры. - поездки для переговоров, участия в презентациях, на конференции, выставки, ярмарки, биржи, визиты официальных делегаций и др.

9. Хобби-туры - поездки для занятия любимым делом: для дегустации вин, съезды коллекционеров и др.

10. Обучающие туры - с целью изучения языка, прикладных искусств, гимнастики ушу в Китае и др.

11. Ностальгические туры - поездки к памятным местам, индивидуальным для каждого человека, например на родину, в места учебы, к родственникам и др.

12. Событийные туры - поездки на разовые массовые мероприятия: фестивали, концерты популярных артистов, спортивные соревнования в качестве болельщиков, карнавалы, дни города и другое

Другие классификации туристских путешествий

По характеру отдыха и его организации предлагается выделять следующие классы туров.

1) Активный туризм, во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие производится на индивидуальных транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и потребительского). Средства размещения, как правило, палатки. Питание готовится, как правило, самими членами группы (отдыхающими или инструкторами) в полевых условиях - на костре или примусе.

2) Транспортно-экскурсионный туризм - разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах. Задачи фирмы-организатора - стыковка движения транспорта и работы учреждений отдыха, питания и экскурсий по маршруту движения.

При автобусном туре ночлег в большинстве случаев организуется каждый раз на новом месте в гостиницах или других учреждениях размещения. Туристские поезда и теплоходы, на которых проходят круизы, являются одновременно и транспортным средством и местом проживания, а также имеют собственные учреждения питания (ресторан, бары).

3) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе. Питание обычно проходит в столовой, ресторане или другом специализированном учреждении, которое или входит в структуру учреждения размещения или не входит в нее. В некоторых случаях отдыхающие обеспечивают себе питание сами. К стационарному относятся оздоровительный, лечебный, дачный и некоторые другие виды туризма.

Классификация по продолжительности путешествия.

1) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации - туристской. Но поскольку экскурсии за пределы своего населенного пункта являются разновидностью отдыха вне дома, то они также являются предметом рассмотрения рекреационной географии.

2) Кратковременный ("конца недели", "weekend"). Отдых продолжительностью 2-3 дня. Как правило, это выходные дни в конце рабочей недели, под которые организаторы и приурочивают проведение туров, что накладывает свою специфику на загруженность гидов.

3) Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней. Его длительность ограничена продолжительностью средних отпусков, а также стремлением не перенасытить тур (слишком много впечатлений - тоже плохо). Для активного или транспортно-экскурсионного туризма это, как правило, 7-15 дней, для стационарного - 2-3 недели.

Классификация по удаленности от места постоянного проживания (по Забелина, 1987).

1) Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов. Территории, находящиеся на расстоянии, не больше указанного, от крупных городов, подвергаются наибольшему рекреационному прессу, а расположенные на них рекреационные объекты приобретают особую ценность и становятся местами массового посещения. Потенциальные клиенты турфирм - население своего города или городской агломерации.

2) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области. Турфирмы, как правило, проявляют наибольшую активность в своем городе, а отдыхающие ориентируются в первую очередь на услуги местных турфирм. Организовать любое предприятие в пределах своей местности всегда легче. Потенциальные клиенты - население своей области.

3) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения каких-либо объектов, отсутствующих в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных. Например, для жителей Средней полосы России это поездка на Черное море или в горы Кавказа или на озеро Байкал. Для фирм, работающих на выезд, потенциальные клиенты - население своей области. Фирмы, работающих на прием, могут обслуживать население соседних регионов, страны или всего мира в зависимости от уникальности тура, объектов, с которыми связан тур, а также своих способностей по продвижению тура.

Международный туризм предполагает дополнительные услуги от организаторов туров - правовое обеспечение посещения иностранного государства. В России фирма, работающая на прием иностранных туристов, должна обеспечивать сервис международного уровня, а не тот, который достаточен для русских. Иначе фирма прекратит свое существование (примеры известны).

Классификация по численности группы

1) Индивидуальный тур - 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.

2) Узкогрупповой тур - 3-15 человек. Это группы активного туризма. Границы несколько условны. Например, путешествие семьи из трех человек, возможно, правильнее отнести к индивидуальному туризму.

3) Групповой тур - до 100 и более человек. Массовый отдых. В длительные активные походы такое количество людей в одной группе вести не стоит.

Классификация по возрастным особенностям.

Из всего контингента отдыхающих можно выделить ряд групп, особенности которых стоит учитывать при организации отдыха.

Молодежь. Возраст 16-25 лет. Предполагает большую активность, организацию специфических культурно-массовых мероприятий (дискотеки, спортивные соревнования и др.)

Семьи с детьми.

Задача организаторов - обеспечить возможность разных видов досуга для детей и взрослых. На некоторых международных курортах это решается, в частности, путем создания детских игровых комнат под присмотром воспитателей (своеобразные мини-детсады).

Школьники. При работе с ними необходим учет возрастных психологических особенностей (более быстрая смена настроения, непоседливость и др.), а также повышенные требования к технике безопасности. При активном туризме большее внимание надо уделять требованиям к оказанию при необходимости первой медицинской помощи.

Пенсионеры. Требования при работе с ними в чем-то аналогичны работе с детьми (Чижова, 1997). Кроме того, при активном туризме нагрузку для них надо дозировать. Активный пенсионный туризм - явление, пока непривычное для нашей страны, но широко распространенное на Западе.

Классификация по месту ночлега.

А) Ночлег неорганизованный - в палатках.

Б) Ночлег организованный без удобств. Удобствами считаются: отопление, водопровод, санитарный узел (умывальник, душ, туалет), обеспечение питанием и др. Примеры ночлега без удобств: охотничья избушка, хижина, землянка.

В) Ночлег организованный с частичными удобствами. Переходная категория между второй и четвертой. Включает большое количество разных сооружений для проживания, оставшихся от эпохи социализма: туристические базы, пионерские лагеря и др. Например: шлакоблочное отапливаемое помещение с умывальниками и туалетом типа "деревянная конструкция" на улице.

Г) Ночлег организованный с удобствами. Пансионаты и гостиницы разных классов.

3. Перемещение людей в пространстве

Туристское, или рекреационно-туристское, пространство - это часть окружающей географической среды в совокупности природных и антропогенных элементов и их взаимосвязей, на которые сложился реальный платежеспособный спрос и существует система предложения различных услуг для туристского потребления. Рекреационное пространство является неотъемлемой частью социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности. Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т. д. Рекреационное пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности: из множества объектов и свойств реальности выбирается то, что соответствует рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности. В первом приближении можно выделить следующие элементы деятельности по организации рекреационного пространства:

Освоение (оценка, охват, захват, присвоение) - осуществляется отдыхающими и организаторами;

Конструирование, комбинирование (экстенсивное) - осуществляются организаторами;

Рекомбинация - осуществляется отдыхающими;

? «изобретение» - нахождение принципиально нового занятия и пространства;

Выбор места для реализации функции;

Подбор функции для данного места;

Расширение функций места (геотехсистемы).

Для рекреационного пространства также характерна многомерность, что обусловлено:

Разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т. д.);

Социокультурной дифференцированностью отдыхающих;

Соотношениями между потребностями и возможностями их реализации;

Функциональными типами деятельности;

Природными, экономическими и техно-организационными условиями осуществления деятельности.

Мерность пространства растет с возвышением и расширением потребностей отдыхающих и умножением функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируют в зависимости от ранга (индивид, группа или население), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной либо профессиональной группе, от здоровья, активности, интересов и т.д. Наиболее разработанным и чаще всего встречающимся способом структурирования рекреационного пространства является рекреационное районирование, которое традиционно выступает в качестве научной базы территориального планирования и управления туристским комплексом, имеет значение при реализации программ развития туристской инфраструктуры. Основанием для выделения отдельных туристских, или рекреационных, районов являются особенности территориальной концентрации и специализации сектора туристско-рекреационного обслуживания. Рекреационный район выступает основным объектом пространственно-функционального анализа и представляет собой систему, состоящую из двух элементов - территориальная рекреационная система (ТРС) и окружающего ее социально-экономического и географического пространства. Основными исследуемыми аспектами пространственной структуры района являются внутренний и внешний. Внутренний аспект охватывает изучение территориальной организации туристского хозяйства и рекреационной деятельности в районе. Внешнийаспект - взаимодействие ТРС с другими местными системами - природно-экологической, социально-культурной, производственно-экономической. Ядром района является ТРС, которая имеет свою иерархическую и отраслевую структуры. В иерархической структуре ТРС района выделяются две основные рекреационные системы подчиненного ранга: обслуживающая внутренние рекреационные потребности населения района и ориентированная на внешний туристский спрос. Каждая из них состоит из более мелких рекреационных систем: ТРС пригородного кратковременного отдыха, дачного отдыха, детского оздоровительного отдыха, экскурсионного туризма, долговременного курортно-лечебного туризма, долговременного оздоровительного туризма и др.

Пространственная целостность рекреационного района обеспечивается устойчивостью туристско-рекреационных потоков, которые формируются между центральным местом района и рекреационными местностями, находящимися в зоне его влияния. Центральное место (как правило, это крупный город) является: центром местного рекреационного спроса; транспортным узлом, принимающим внешний туристский поток, который затем перераспределяется в рекреационные местности; вторичной экскурсионной и рознично-торговой дестинацией для туристов, отдыхающих на близлежащих рекреационных территориях; поставщиком услуг, товаров и инвестиций в рекреационные местности.

Свойства рекреационно-географического пространства отражают характер рекреационной деятельности:

Неоднородность определяется качественным разнообразием объектов (природно-рекреационных, историко-культурных, социально-экономических и др.);

Упорядоченность (пространственная позиционность в связи с наличием определенных форм организации -- территориальных рекреационных систем, циклов, сетей, ареалов);

Локализованность (неравномерность развития сферы вследствие пространственной дифференциации природно-рекреационного и историко-культурного потенциала, туристско-гостиничных и санаторно-курортных комплексов и т. д.);

Изменчивость (за счет динамики потоков рекреантов, изменения элементарного состава рекреационных систем и рекреационных потребностей, а также за счет формирования новых рекреационных систем и изменений в условиях организации отдыха за счет преобразований в интегральных социально-экономических системах более высокого уровня организации). Как и социально-экономическое пространство в целом, туристско-рекреационное может претерпевать «сжатие» вследствие развития транспортной инфраструктуры и средств коммуникации, а в отдельных случаях может проявлять и такое свойство, как «эластичность» (чередование сжатия и растяжения пространства в зависимости от сезонов года и наличия событий, стимулирующих рекреационную деятельность, -- праздников, юбилейных дат, фестивалей и т. д.). Туристско-рекреационное пространство неоднородно, оно включает в себя многие виды подпространств, в том числе рекреационное пространство индивида или группы отдыхающих, пространство определенного вида туристско-рекреационной деятельности, пространство отдельных компонентов туристско-рекреационной системы и т. д. Творчески развивая данную идею, И.И. Пирожник пришел к выводу, что в настоящее время туристско-рекреационное пространство как сегмент пространства социально-экономического представляет собой «совокупность специализированных территорий, организованных для обслуживания рекреационно-туристской деятельности посетителей в свободное время». В современных условиях туристско-рекреационное пространство претерпевает глубокую трансформацию в связи с процессами глобализации, что привносит новые черты в его облик: высокую динамику конъюнктуры туристского рынка, унификацию турпродукта, доминирование на туристском рынке крупных транснациональных корпораций (туроператоров), проникновение на региональный и локальный иерархические уровни туристской субкультуры, что зачастую вносит дисгармонию в социально-экономическое развитие соответствующих регионов.

Заключение

Выделение критериев рекреационной деятельности по продолжительности и месту проведения времени является весьма существенной процедурой. По продолжительности рекреации выделяются туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом достаточно однозначно - это суточный цикл. Все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсия; более 24 часов - туризм.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. Так, все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. Другая классификация рассматривает отдых как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) и кратковременную категорию. По сезонному признаку в этих группах отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный. В международной практике выделяется конгрессный туризм. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д.

Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.

Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов, что является, по мнению авторов данной работы, не совсем верным утверждением.

Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена (Т.В. Николаенко, 1998). В понятие рекреационного потенциала входит понятие «условия и факторы развития рекреационной деятельности».

Список литературы

1. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Никитина О.А. Роль туристско-рекреационного потенциала в региональном развитии территорий //Успехи современного естествознания. -2013.

3. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебно-методический комплекс. - М.: МПСИ, Флинта, 2011.

4. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития, под ред. Кружилина В.И.-М.: Советский спорт, 2008.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Определение рекреационной специализации района. Рекреационное районообразование, районирование. Пространственно-временная модель районообразования и формирования рекреационной специализации региона. Потенциал и особенности рекреации в Латинской Америке.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2008

    Критерии оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий Приднестровья. Основные виды туризма. Определение устойчивости леса. Группы зон по степени и формам организации рекреационной деятельности. Возможный потенциал регионального развития.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Понятие о рекреационной деятельности, ее основные положения и принципы, понятие и закономерности спелеорекреации и анализ ее распространенности в России. Роль карстовых полостей в организации рекреационной деятельности. Использование пещер Кавказа.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Сущность рекреационной системы, ее составляющие. Рекреационные ресурсы как основа формирования рекреационной системы. Природно-рекреационные ресурсы Египта. Культурно-исторические ресурсы страны. Перспективы развития рекреационных ресурсов в Египте.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Туризм как вид рекреационной деятельности. Свободное время, досуг, рекреация в структуре деятельности человека. Туризм, его виды, функции и факторы развития. Социокультурная и экономическая ситуация в сфере туризма в современном российском обществе.

    научная работа , добавлен 24.04.2007

    Туризм как вид рекреационной деятельности и отдыха человека. Порядок организации и проведения похода выходного дня. Анализ и оценка влияния рекреационного похода на состояние здоровья человека после рабочей недели, рекомендации по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2010

    Виды деятельности туристских предприятий. Типы туризма по целевой функции, мотивам и результатам занятий. Виды туризма по характеру туристского маршрута. Формы туризма, их отличительные признаки. Уровень доступности и социальная значимость туризма.

    презентация , добавлен 03.12.2014

    Рекреалогия как новое научное направление в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Физическая рекреация как удовлетворение биологических и социальных потребностей человека. Рекреационный туризм как способ активного отдыха.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Теоретическое обоснование турпродукта. Факторы развития туристско-рекреационной системы въездного туризма в Индию. Спрос и предложение на дестинацию. Возможности развития экотуризма в стране. Разработка семидневного тура в национальный парк Казиранга.

  1. РЕКРЕАЦИЯ - РЕКРЕАЦИЯ (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление) ,1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение). 2) Помещение для отдыха в учебных заведениях. Большой энциклопедический словарь
  2. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ -и; ж. [от лат. recreatio - восстановление, отдых] 1. Зал в школе, расположенный с обоих концов коридора и служащий для отдыха учащихся во время перемены. Войти в рекреацию. Прогуливаться парами по рекреации. 2. Спец. Толковый словарь Кузнецова
  3. рекреация - рекреа́ция "отдых". Через польск. rеkrеасjа – то же от лат. recreātiō: rесrеārе "подкреплять". Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. рекреация - Рекреация, рекреации, рекреации, рекреаций, рекреации, рекреациям, рекреацию, рекреации, рекреацией, рекреациею, рекреациями, рекреации, рекреациях Грамматический словарь Зализняка
  5. Рекреация - Восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников. Экологические термины и определения
  6. РЕКРЕАЦИЯ - (от лат. recreatio - восстановление) восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени. Экономический словарь терминов
  7. Рекреация - Помещение в учебном здании, предназначенное для отдыха учащихся в перерыве между занятиями. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  8. рекреация - Рекреации, ж. [латин. recreatio, букв. восстановление]. 1. Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же, что перемена. 2. Помещение для отдыха в учебных заведениях. Большой словарь иностранных слов
  9. рекреация - рекреация ж. 1. Восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; оздоровление, отдых. 2. Помещение для отдыха в школьном здании. 3. устар. Временной период, свободный от занятий; каникулы. 4. устар. Перерыв между уроками в школе; перемена. Толковый словарь Ефремовой
  10. Рекреация - (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление) 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большая советская энциклопедия
  11. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ франц. отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы. Рекреационная зала. Толковый словарь Даля
  12. рекреация - Отдых от службы, - учения (каникулы) Рекреационная зала - где прогуливаются учащиеся во время отдыха (между уроками) Ср. Начальство ничего не знало о том, что происходило в рекреационной зале, - оно туда почему-то редко заглядывало. Фразеологический словарь Михельсона
  13. рекреация - сущ., кол-во синонимов: 6 восстановление 50 отдых 34 перемена 43 перерыв 44 развлечение 27 успокоение 26 Словарь синонимов русского языка
  14. рекреация - орф. рекреация, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. РЕКРЕАЦИЯ - РЕКРЕАЦИЯ (от лат. recreatio - восстановление) - англ. recreation; нем. Rekreation/Erholung. 1. Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; деятельность в нерабочее время, осуществляемая для удовольствия (спорт, хобби и т. п.). Социологический словарь
  16. рекреация - -и, ж. 1. устар. Перерыв между уроками в школе, перемена. Как только звонок возвещал рекреацию, оба спешили в зал. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы. || Время, свободное от занятий, предназначенное для отдыха. Малый академический словарь
  17. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ Отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  18. рекреация - РЕКРЕ’АЦИЯ, рекреации, ·жен. (·лат. recreatio, ·букв. восстановление) (·школ. ·устар.). Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же что перемена в 5 ·знач. Толковый словарь Ушакова
  19. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ, и, ж. 1. Отдых, восстановление сил после труда (спец.). 2. В учебных заведениях: зал для отдыха учащихся (разг.). | прил. рекреационный, ая, ое. Р. лес (предназначенный для отдыха, восстановления сил). Р. зал (в учебном заведении; устар.). Толковый словарь Ожегова
  20. рекреация - [отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы (Даль)] см. >> отдых Словарь синонимов Абрамова
  21. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ и, ж. récréation f. <�лат. recreatio восстановление.1. устар., школьное. Перерыв для отдыха между занятиями. устар. Время, свободное от занятий, предназначенное для отдыха. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка

Рекреация в научном смысле имеет свои функции, в том числе медико биологическую, воспитательную (социально-культурную) и экономическую. В медико-биологической функции различают два аспекта: санаторно курортное лечение и оздоровительный отдых. Оба предполагают восстановление работоспособности и снятие у человека нервно-психического напряжения с помощью естественных факторов природы, средствами физической культуры, психотерапевтическими и физиотерапевтическими методами оздоровления, а также культурно-развлекательными мероприятиями.

Воспитательная функция определяет познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотром новой территории, природного ландшафта, предполагает знакомство с памятниками и другими культурно-историческими ценностями.

Экономическая функция - это возможность вследствие рекреационных мероприятий обеспечивать простое расширенное воспроизводство рабочей силы. Благодаря активному отдыху, у пользующегося санаторными услугами повышается производительность труда, увеличивается период сохранения полной работоспособности, снижается уровень заболеваемости.

Следует заметить, что провести четкую границу между этими функциями трудно. Они связаны между собой и дополняют друг друга.

В понятие «рекреация» входят:

  • - рекреационная система, включающая санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, спортивно-оздоровительные лагеря и площадки, другие объекты для активного отдыха;
  • - рекреационное районирование, предусматривающее выделение специальных зон для активного отдыха, степень развития рекреационных функций и плотность рекреационных объектов;
  • - размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде, в том числе территориальной. При гигиенической оценке качества территории, отводимой для рекреации, необходима оценка климата и качества определяемых сред (воздуха, воды, почвы) для развития видов рекреации и определения устойчивости среды к антропогенной нагрузке.

При проведении рекреационной деятельности необходимо использовать различные формы занятий физической культурой, туризмом, спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. Важным фактором успешной рекреационной деятельности являются:

  • - уровень образовательной подготовки работников этой сферы;
  • - профессионализм врачей, инструкторов физической культуры, культурно-просветительных работников;
  • - наличие специальных территориальных зон для рекреационной деятельности (внутригородских, пригородных), условий для проведения занятий и культурно-развлекательных мероприятий;
  • - наличие у людей потребности заниматься рекреационной деятельностью, в том числе физической культурой и развлекательным отдыхом;
  • - доступность выполнения предлагаемых форм занятий рекреационной деятельностью, которые могли бы успешно применяться и в свободные от учебной, трудовой, научной, спортивной деятельности часы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что рекреация это собирательное понятие и отражает в основном активный отдых человека вне трудовой, учебной, научной, спортивной и других видов деятельности, лучше всего в специально предназначенных для этого условиях - санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. При проведении лечебно-профилактических мероприятий, при тех или иных заболеваниях необходимо использовать рекреацию и ее разновидности в комплексе с естественными факторами природы, физическими факторами, психотерапией, а также с учетом лечебного и двигательного режимов, пола, возраста и функциональных возможностей организма.

При этом следует помнить, что рекреация, как один из видов комплексного лечения является патогенетическим механизмом воздействия, так как направлена на улучшение функций многих систем организма, особенно на ускорение механизмов адаптационных процессов.

Цель и задачи дисциплины

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель и задачи дисциплины

1.2. Виды рекреации

1.3. Понятие рекреационного комплекса

1.4. Типы рекреационных комплексов

1.5. Свойства рекреационных комплексов

1.6. Методы изучения рекреационных комплексов

Рекреация (лат. recreatio - восстановление , польск. rekreacja – развлечение, отдых ) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Самостоятельной составляющей частью рекреации является туризм (от фр. tourisme – прогулка, поездка ). Это вид подвижного активного отдыха, связанный с путешествием по определённому маршруту с определённой целью продолжительностью более 24 час. (если менее 24 час., то экскурсия ). Туризм может быть рекреационный (лечение или оздоровление), познавательный, спортивный, деловой, религиозный, этнический, экологический, сельский зелёный и т.д.

Комплекс (от лат. complexus – связь) – совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое.

Рекреационный комплекс – целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, обеспечивающая рекреацию.

Цельдисциплины – рекреационные комплексы мира

Задачидисциплины заключаются в изучении:

Основных понятий рекреации;

Формирования и функционирования рекреационных комплексов;

Рекреационных ресурсов, потенциала и ёмкости;

Принципов и критериев рекреационного районирования;

Комплексной характеристики рекреационных макрорайонов и отдельных стран.

Предмет изучения – формирование рекреационных комплексов с учётом всех составляющих.

Объект изучения - рекреационные комплексы макрорайонов и отдельных стран мира.

Рекреация (отдых) формируется из потребностей:

· первичных - физиологические (например, сон);

· вторичных - психофизиологических (отдых, профилактика и пр.);

· третичных - духовно-интеллектуальных (свободное время).

Различают следующие виды рекреации:

1). В зависимости от повторяемости:

- суточная (цикл 24 час.) - время для отдыха 8 часов на сон;

- недельная (цикл 7 суток) - отдых 6-8 часов (например, прогулка в парк). Суточная и недельная рекреации связаны с физиологическими особенностями организма. Причина необходимости суточной рекреации - дневная утомляемость, а недельной - утомляемость за рабочую неделю. То есть, это естественная биологическая реакция на утомление, и как следствие, эти два типа рекреации присутствуют везде и существовали всегда. Перемещения между местом утомления и местом рекреации незначительно;


- квартальная (цикл 65 – 90 суток) - время, отводимое для отдыха, составляет примерно 8 часов (однодневные посещения не очень удалённых от основного места проживания привлекательных для отдыха мест) или меняется обычное время препровождение (например, праздник). Квартальная рекреация связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте. Социальное значение квартальной рекреации более значимо, чем суточной и недельной;

- ежегодная (цикл 365 дней) - время для отдыха 10 – 14 суток, обычно с пребыванием в удалённых от основного места проживания местах (ежегодный отпуск). Отличие ежегодного цикла от квартального в его временной продолжительности. Годовая рекреация - явление, которое характерно только для некоторой части населения и не всегда зависит от непосредственных возможностей. Поездки на большие расстояния - определённое состояние души, вызываемое сознанием доступности даже самых удалённых объектов. Годовой рекреационный цикл может быть профессией (геолог). Пространственно-активный ежегодный отдых порождён ещё более высоким уровнем освоения пространства, так как обычно связан с перемещением на более удалённые от основного места жительства расстояния;

- жизненный отдых (цикл 10 – 15 лет) - время на отдых примерно 10 – 30 суток (длительное посещение удалённых от основного места проживания мест, часто приурочена к уникальным событиям жизни, например: бракосочетание. Проявляется в отличие от других типов рекреации не у всех.

2). Рекреация с пространственной точки зрения:

- пассивная - отдых по месту основного местожительства

- активная - перемещение за пределы своего основного местожительства.

3). Рекреация по выполняемой функции :

- лечебная – использование лечебных природных факторов, связанных с лечением – бальнеолечение, грязелечение, климатолечение, комбинированные формы.

- оздоровительна я – связана с оздоровлением. Наиболее популярна оздоровительная купально-пляжная рекреация, 70 – 80% туристов предпочитают летний приморский отдых: купание, водные лыжи, прогулки по набережной, солнечные ванны. Оздоровительная рекреация тяготеет к районам с благоприятным климатом.

- спортивная - связана с активными видами туризма; К оздоровительной рекреации можно отнести прогулочную, промыслово-прогулочную, чисто промысловую (рыболовство, охотничий туризм), маршрутный туризм, водный туризм, подводный спортивный туризм, археологический подводный туризм, горно-лыжный, альпинизм;

- познавательная – предполагает получение новой информации, связана с развитием кругозора, предполагает получение новой информации об экскурсионных объектах района или страны. Различают природно-познавательную рекреацию и культурно-познавательную;

Формы реализации различных видов рекреации очень изменчивы, зависят от уровня отдельного человека и всего общества, времени, типа культуры и прочих факторов и условий. Каждый вид рекреации имеет свою интенсивность и свою значимость.

Рекреация (лат. recreatio восстановление, отдых) - деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления и укрепления физических и духовных сил, а также для всестороннего развития личности, осуществляемая в основном с использованием природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства.

Рекреация собирательное понятие, охватывающее широкий круг проблем, связанных с санаторно-курортным лечением (лишь в части, относящейся к использованию природных ресурсов), всеми видами оздоровительного отдыха, туризма, экскурсий и предполагающее комплексный, системный подход к их изучению, организации и перспективному планированию. В этом значении термин «рекреация» употребляется с 60-х гг. 20 в.

Необходимым условием развития Рекреации, или рекреационной деятельности, является наличие свободного времени, составляющего часть внерабочего (под свободным понимают время, не связанное с производственной деятельностью, а также удовлетворением биологических и бытовых потребностей и отводимое для физического, интеллектуального развития и отдыха). В условиях развитого социалистического общества увеличение свободного времени, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения приводят к значительным изменениям структуры потребностей, среди к-рых все большее место начинает занимать Рекреация. Санитарно-курортное лечение (см. Курорты , Санаторий), отдых (см.), туризм (см.), к-рые до Великой Октябрьской социалистической революции были привилегией лишь зажиточных слоев населения, стали доступны всем трудящимся. В социалистическом обществе значительная часть расходов на Рекреацию покрывается из общественных фондов потребления, что характеризует Р. как один из элементов социалистического образа жизни (см.).

Другим существенным фактором развития Р. является стремление уменьшить влияние на человека отрицательных последствий научно-технического прогресса, в первую очередь обусловленных интенсивной урбанизацией. Концентрация населения в индустриальных центрах и специфические условия труда в крупном автоматизированном производстве - главная причина характерного для нашего времени сокращения физических и увеличения психоэмоциональных нагрузок, влекущих за собой гиподинамию (см.) и «эмоциональную усталость» от быстро меняющихся звуковых и зрительных раздражителей и переизбытка информации. Нервно-психическое утомление, вызываемое условиями жизни в крупных городах и связанное не только с производственной, но и бытовой сферами, не снижается так быстро, как физическое, напротив, наблюдается его кумуляция. Поэтому важное значение имеет не столько продолжительность Р., сколько ее содержание, активный характер рекреационных занятий. При этом условии восстановительные процессы протекают быстрее. Р. является не только средством компенсации производственного и непроизводственного утомления, но и удовлетворяет естественную тягу человека к природе, смене впечатлений. Этим и объясняется наблюдающийся в настоящее время так наз. рекреационный взрыв.

Виды и функции рекреации

По периодичности и территориальному принципу Р. можно разделить на кратковременную, с возвращением на ночлег в места постоянного проживания (это предполагает использование внутригородских и пригородных зеленых зон) и длительную, с ночлегом вне места постоянного жительства (осуществление длительной Р. территориально практически не ограничено). Функции, которые выполняет Р., можно разделить на медико-биологические, социально-культурные (или воспитательные) и экономические.

В медико-биологической функции Р. различают два аспекта - сан.-кур. лечение и оздоровительный отдых.

Однако следует подчеркнуть, что хотя многие исследователи по ряду критериев (направленности санаторно-курортного лечения на восстановление здоровья и использованию для этих целей природных ресурсов) включают это лечение в понятие «рекреация», делать это можно с определенными ограничениями, т. к. в комплексное санаторно-курортное лечение как специальный вид терапии, входят не только природные, но и преформированные физические факторы, а также целый ряд других методов и средств. Кроме того, в современном поэтапном лечении при некоторых заболеваниях предусмотрено направление в специализированные санатории для долечивания. При этом на весь срок санаторного лечения выдается больничный лист. Этот фактор также не вполне согласуется с понятием «свободное время», являющимся одним из условий Р. Оздоровительный отдых, составляющий второй компонент мед.-биол. функции Р., призван восстанавливать работоспособность, снимать нервно-психическое и физическое напряжение.

Социально-культурные функции Р. определяются потребностями социалистического общества в формировании гармонически, всесторонне развитого человека. На это направлены меры Коммунистической партии и Советского правительства по развитию массового познавательного туризма. Выделяют сугубо познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотрами памятников архитектуры, культурно-исторических комплексов, а также ознакомлением с новыми территорияхми, редкими природными объектами и др.

Экономические функции Р. состоят в том, что она направлена на простое и расширенное воспроизводство рабочей силы.. Благодаря Р. повышается производительность труда, увеличивается период сохранения полноценной работоспособности, сокращается заболеваемость, что увеличивает фонд рабочего времени. Р. способствует выполнению и иных экономических функций: создает условия для ускоренного хозяйственного развития определенных р-нов страны, увеличения занятости населения за счет рекреационного обслуживания и др. Таким образом Р. становится экономической категорией.

Четкие границы между указанными функциями Рекреации провести трудно. Познавательные аспекты свойственны, в частности, и медико-биологическим функциям Р.; экскурсии и ближний туризм используют при оздоровительном отдыхе и санаторно-курортном лечении.

Рекреационная система

Перечисленным видам и функциям Р. соответствуют и определенные рекреационные учреждения, объединенные общей функциональной программой: санаторий (см.), пансионат (см.), дом отдыха (см.), турбаза и др. Для осуществления Р. необходима организация специфической среды, в т. ч. и территориальной, поскольку климатические и ландшафтные условия могут либо способствовать лечению и оздоровлению человека, либо оказывать на него неблагоприятное воздействие. Примером последнего служит размещение санатория для больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата или органов кровообращения в местности с сильно пересеченным рельефом.

Для реализации социально-культурной функции Р. местность должна обладать природными, историко-архитектурными и другими достопримечательностями. Привлекательность (аттрактивность) мест лечения, отдыха и туризма способствует формированию так наз. рекреационного потока (число лечащихся, отдыхающих, туристов). Возникает необходимость создания развитой системы обслуживания лечащихся и отдыхающих, так наз. социальной и технической инфраструктуры. Все это определяет важность системного исследовательского подхода к проблеме Р. и требует введения понятия «рекреационная система». По В. С. Преображенскому - это сложная социальная антропоэколо-гическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: лечащихся или отдыхающих (центральная подсистема), природных или культурных территориальных комплексов, технических устройств, обслуживающего персонала и органа управления. Поскольку Р. дифференцирована территориально и связана со свойствами той или иной географической среды, следует различать территориальные рекреационные системы (ТРС), обладающие рядом свойств: устойчивостью, надежностью, емкостью, иерархичностью и эффективностью.

ТРС могут иметь различную площадь. Примером крупных ТРС, охватывающих ряд курортов и курортных агломераций, являются Кавказские Минеральные Воды (см.), Южный берег Крыма (см.). Особыми ТРС, получающими распространение в последнее время, являются национальные (природные), или рекреационные парки.

Необходимым условием развития ТРС является рекреационный потенциал, под к-рым понимают совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации и проведения Рекреации. на определенной территории. Важнейшую составную часть рекреационного потенциала составляют рекреационные ресурсы - компоненты природной среды и объекты деятельности человека, обладающие лечебно-оздоровительными свойствами или представляющие собой социально-историческую, эстетическую ценность, либо являющиеся памятниками природы. В наст, время наблюдается переход от экстенсивного использования рекреационных ресурсов к формам их интенсивной эксплуатации, сопровождающейся активным развитием рекреационной инфраструктуры - комплекса сооружений, обслуживающих рекреационные учреждения (транспортные коммуникации, связь, водоснабжение, канализация и др.) и предполагающей охрану природных ресурсов и их воспроизводство.

Существуют различные пути увеличения и воспроизводства рекреационных ресурсов: традиционные (напр., гидрогеологическая разведка и освоение новых месторождений лечебных минеральных вод, регенерация лечебных грязей) и нетрадиционные (включение объектов природной и социальной среды в рекреационную среду). Так, напр., еще 100 лет назад горы и пещеры не представляли рекреационного ресурса, они стали им только с возникновением таких видов рекреационной деятельности, как альпинизм, спортивный туризм и спелеотерапия (см.). То же относится и к производственным экскурсиям - лишь в последние десятилетия нек-рые промышленные предприятия стали объектами экскурсионного показа.

Проблемы изучения закономерностей формирования ТРС, динамики их развития и специфических условий функционирования являются основным объектом исследования новой отрасли науки - рекреационной географии, становление и развитие к-рой, начавшееся в нашей стране в 60-х гг. 20 в., было обусловлено необходимостью системного подхода к этим вопросам и проведения фундаментальных междисциплинарных исследований на стыке естественных, общественных и технических областей знаний. Рекреационная география, использующая методы физической и экономической географии, охватывает широкий круг вопросов - от социально-экономических до природоведческих и тесно связана с медицинской географией, изучающей географическое распространение различных болезней и влияние окружающей среды на их возникновение (см. География медицинская), с медицинской климатологией (см. Климатология медицинская), а также со здравоохранением (см.). Большое место в рекреационной географии занимают градостроительные проблемы и проблемы, связанные с созданием объектов отдыха, туризма и экскурсий. Появление рекреационной географии способствовало развитию и объединению ряда, казалось бы, далеких друг от друга отраслей знания - рекреационной физиологии, рекреационной гигиены, рекреационной архитектуры и др.

Изучение эффективности рекреации

По данным ряда исследователей, одной только мед. оценки непосредственных результатов сан.-кур. лечения, отдыха или туризма недостаточно. Так, В. П. Казначеев (1979) считает, что при экономической оценке Р. наряду с использованием стоимостных показателей необходимо также учитывать такие критерии, как эффективность рекреационного человеко-часа относительно последующего сохранения здоровья, сокращение дней временной нетрудоспособности и повышение производительности труда.

Недостаточно еще изучены вопросы влияния места и времени сан.-кур. лечения, отдыха и туризма на организм человека в зависимости от места постоянного жительства, возраста, характера труда, типа высшей нервной деятельности и др. Потребность в такого рода исследованиях вытекает, в частности, из установленной зависимости между возрастом человека и показанными ему различными по продолжительности, величине и характеру двигательными нагрузками. Так, при организации рекреационной деятельности детей следует учитывать, что им свойственна потребность в интенсивных двигательных нагрузках и в разнообразии впечатлений. В среднем и пожилом возрасте двигательные нагрузки должны носить более равномерный характер и протекать в более спокойной эмоциональной обстановке. Целесообразно исследовать адекватность развития сан.-кур. сети и всей системы Р. применительно к конкретным регионам с учетом климатогеографических условий, размещения территориально-промышленных комплексов, специфики демографической структуры населения, а также характера и уровня заболеваемости. Так, система рекреационных мероприятий для населения, прибывшего осваивать новые территории на востоке и севере страны из других климатических зон, должна быть рассчитана, согласно данным В. П. Казначеева, на отдых преобладающего большинства практически здоровых лиц молодого и среднего возраста в туристических походах и домах отдыха в контрастных климатогеографических зонах - Причерноморье, Прибалтике, на Дальнем Востоке, что позволяет купировать хроническую патологию, обострившуюся в непривычных для них условиях. Для лиц пожилого возраста решение этого вопроса требует осторожности. Общеукрепляющий отдых здоровых детей наиболее эффективен в привычных для них географических условиях; отдых на юге не является рациональным, т. к. после возвращения в суровые климатические условия мест постоянного проживания возрастает риск развития у них заболеваний, связанных с переохлаждением. Большинство больных детей и взрослых из этих регионов целесообразно лечить в местных сан.-кур. учреждениях.

Принципы рекреационного районирования

За основу рекреационного районирования территории СССР взята степень развитости рекреационных функций и «плотность» рекреационных объектов. В соответствии с этим выделяют 4 крупных зоны, к-рые, в свою очередь, подразделяются на отдельные р-ны по принципу специализации на разных видах P. I зона - юг европейской части СССР (включает юг Украины, в т.ч. Крым, Закавказье, Сев. Кавказ и Нижний Дон); II зона - средняя полоса европейской части СССР (от зап. границ СССР до Урала), в нее входят Молдавия, средняя и северная части Украины, Белоруссия, Прибалтийские республики, центральный и сев.-зап. р-ны, Поволжье; III зона - средняя и южная полоса азиатской части СССР (от Урала до Тихого океана); IV зона - Север СССР. Более 80% мест в санаториях и пансионатах с лечением приходится на I и II зоны, где проживает свыше половины населения страны. Для III зоны характерно неравномерное распределение рекреационных объектов. Располагая многочисленными месторождениями минеральных вод и лечебных грязей, благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, а также интересными объектами для туризма, эта зона еще не имеет достаточно развитой транспортной и социальной инфраструктуры. Интенсивное хозяйственное освоение Востока страны делает перспективным и его рекреационное развитие, ряд территорий этого региона особенно удобен для создания национальных парков (Байкальский и др.). IV зона населена и освоена менее других, около формирующихся промышленных комплексов региона развивается сеть местных оздоровительных учреждений, в р-не Кольского п-ова - горнолыжный туризм. Имеются перспективы для формирования на Севере специализированных р-нов туризма.

Указанная схема рекреационного районирования носит ориентировочный характер. Она может изменяться по мере хозяйственного освоения новых территорий. В наибольшей степени это относится к р-нам Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока.

При рекреационном районировании обязательно принимают во внимание местные климатические ресурсы. Они могут либо лимитировать, либо активно способствовать развитию определенных видов отдыха и туризма в разных р-нах в нек-рые сезоны или в течение всего года. Так, для купаний в естественных водоемах требуется, чтобы температура воды в них была не ниже 16-17°, а волнение не превышало 3 баллов. Для ходьбы на лыжах нужен снежный покров толщиной не менее 20 еле и т. д. Климатические условия во многом определяют неравномерную посещаемость в разные сезоны отдельных рекреационных р-нов. Важное значение для определения рекреационной ценности р-на приобретает продолжительность периода, благоприятного для летних или зимних рекреационных занятий. В основу районирования территории СССР по степени благоприятности климата для летних видов Р. положены следующие критерии: 1) наиболее благоприятная погода (комфортная); 2) погода средней благоприятности (субкомфортная)- жаркая и прохладная; 3) неблагоприятная (дискомфортная) - очень жаркая, ненастная и холодная. Периоды комфортных и субкомфортных погод являются благоприятными, а дискомфортных погод - неблагоприятными периодами для всех видов отдыха и туризма.

В качестве лимитирующих могут выступать и другие природные условия, напр, сейсмическая опасность во многих привлекательных для туризма и отдыха южных горных р-нах, лавино- и селеопасность, характерные для горных р-нов, заболоченность нек-рых равнинных территорий.

Одним из аспектов рекреационного районирования является рациональное размещение и соотношение сан.-:кур. и туристских учреждений в зависимости от природных, в частности лечебных, ресурсов на той или иной территории. Так, побережья теплых морей, Прибалтика, р-н Кавказских Минеральных Вод, располагающие уникальными природными ресурсами, исторически сложились как курортные зоны. Однако эти же территории в силу благоприятного климата и ландшафта обладают большой привлекательностью и для туризма; поэтому местности, ценные в лечебном отношении, нередко занимают под строительство туристских баз, кемпингов, либо они находятся в непосредственной близости от санаториев. В ряде случаев пригородные зоны кратковременного отдыха «вторгаются» в леч. зоны и зоны длительного отдыха - места расположения местных (пригородных) санаториев и домов отдыха. Назрела необходимость создания генеральной дифференцированной схемы развития мест отдыха, туризма, санаторного лечения, к-рая координировала бы планы развития всех видов Р. Эта необходимость обусловлена и возрастающим объемом капитальных вложений, вовлечением все больших контингентов населения в Р., а также важностью проблем охраны окружающей среды рекреационных зон.

Экологические аспекты рекреации

Проблемы охраны биосферы в рекреационных зонах находятся на стыке двух важных направлений в жизни общества - охраны здоровья человека и охраны окружающей среды (см.). Вследствие все возрастающего вовлечения населения в рекреационную деятельность нагрузки на природные комплексы (рекреационные нагрузки), под к-рыми понимают посещаемость лечащимися, отдыхающими, туристами определенной территории за единицу времени, резко увеличиваются. Необходимо ограничение и оптимизация рекреационных нагрузок, в обосновании к-рых должен лежать критерий, учитывающий естественные восстановительные способности природных ресурсов. Нормативы рекреационных нагрузок должны разрабатываться для конкретных р-нов в зависимости от их климатогеографических и ландшафтных условий.

Выдвинута концепция так наз. рекреационной дигрессии (отступлений, отклонений), связанной с преобразованием природной экосистемы в полуприродную, структура и функция к-рой изменены в сравнении с природной, и к-рая сохраняет способность к самовосстановлению только при определенных рекреационных нагрузках. Различают пять стадий дигрессии. Нагрузки на I-II стадиях считаются оптимальными, на III-IV стадиях - допустимыми, т. е. не приводящими к потере экосистемой устойчивости. При этом следует, однако, иметь в виду, что величина общей нагрузки зависит от фактора времени: даже при нагрузках, соответствующих III-IV стадиям, происходит постепенная кумуляция изменений в экосистеме, выражающихся в виде так наз. остаточных деформаций. Нагрузки на V стадии необратимы.

Особую остроту приобретают вопросы охраны природы на наиболее посещаемых рекреационных территориях - побережьях теплых морей, водохранилищ. Чрезмерные рекреационные нагрузки приводят к быстрому разрушению травяного покрова, уплотнению почвы, изменению ее свойств и др. При этом следует иметь в виду, что продуктивность естественного растительного покрова различна в разных широтах, отличающихся гидрогеологическими, температурными, почвенными и др. условиями. Так, по данным Н. А. Даниловой (1980), в р-не Причерноморья она составляет до 200 ц/га в год, в р-не Москвы - 100 ц/га, Ленинграда - 80 ц/га, на берегах Белого моря 60-40 ц/га. Т. о., возобновление вытоптанного растительного покрова на юге происходит более быстрыми темпами, однако и здесь нельзя превышать пределы допустимых рекреационных нагрузок. Кроме того, существует понятие так наз. психофизиологической емкости рекреационных зон, определяющей возможную численность одновременно находящихся в них людей, при к-рой для каждого из них сохраняется психофизиологический комфорт.

Сложной проблемой является также разрешение противоречий между степенью благоустройства территории и сохранением ее природной, в частности ландшафтной, ценности. К числу таких проблем относится оптимизация функционирования системы «город - курорт», с тем чтобы урбанизация не оказывала повреждающего действия на природные ресурсы. Пока еще остается малоизученным вопрос о допустимой степени внедрения инженерно-технических сооружений в природные комплексы, обеспечивающей сохранение природного ландшафта и одновременно повышающей устойчивость его к нагрузкам. Значение этого вопроса определяется еще и тем, что именно «естественность» природы привлекает основную массу отдыхающих. Вместе с тем разумное внедрение инженерных сооружений, их активная роль в функционировании курортов и зон отдыха характерна для нового, более высокого уровня их развития. В ряде случаев увеличение роли технических сооружений (благоустройство пляжей, строительство климатолечебных павильонов и др.) ведет к более широкому использованию природных ресурсов. Так, напр., развитие курортов Кавказских Минеральных Вод зависит от возможности введения новых минералопроводов, Большого Сочи - от перспектив расширения пляжей.

Следует отметить, что мнение о вреде любого вмешательства в природную среду, любого ее изменения человеком не вполне оправдано. Практика показывает, что для отдыха предпочтительна природная среда, находящаяся на II-III стадии дигрессии (напр., не сплошной лес, а разреженный, в к-ром уничтожен подлесок и где открытые пространства чередуются с массивами деревьев).

Одним из видов природоохранных мероприятий является так наз. рекреационная организация территории. Напр., благоустройство территории леса (прокладывание сети тропинок, дорожек, обозначение полян для разведения костров и др.) сохраняет лесной массив в большей степени при тех же рекреационных нагрузках. Наряду с этим повышается и рекреационная емкость такой территории.

Важной является проблема взаимодействия Рекреации с другими отраслями народного хозяйства. Рекреационные ресурсы имеют определенные запасы прочности; антропогенные нагрузки, загрязнение отходами производства промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в рекреационных зонах, могут приводить к их истощению и деградации. Территориальная специализация Рекреации, совмещение ее с другими видами хозяйственной деятельности должны проводиться с учетом наибольшей социальной и экономической эффективности, определяемой не на отраслевом, а на народнохозяйственном уровне.

Большое значение в деле охраны биосферы рекреационных зон имеет пропаганда природоохранных мероприятий и экологических знаний среди населения, поскольку нагрузка, выдерживаемая рекреационными зонами, зависит не только от количества посещений, но и от культуры поведения человека на природе (см. Охрана окружающей среды).

Библиография: Багрова Л. А., Багров Н. В. и Преображенский В. С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия), Изв. АН СССР, Сер. географ., № 2, с. 5, 1977; Географические проблемы организации туризма и отдыха, под ред. Б. Н. Лиханова, в. 1, с. 16, М., 1975; География рекреационных систем СССР, под ред. В. С. Преображенского и В. М. Кривошеева, М., 1980, библиогр.; Данилова Н. А. Климат и отдых в нашей стране, М., 1980; Климато-медицинские проблемы и вопросы медицинской географии Сибири, под ред. Н. В. Васильева, т. 1, с. 6, Томск, 1974; Литвинова Л. И. и Лахно Е. С. Гигиена загородного отдыха населения, Киев, 1980; Социально-экономические и географические аспекты исследования территориальных и рекреационных систем, под ред. Ю. А. Веденина и М. П. Чигринца, с. 94, М., 1980; Теоретические основы рекреационной географии, под ред. В. С. Преображенского, М., 1975; Царфис П. Г. Рекреационная география СССР, М., 1979.

В. В. Полторанов.