Люди которые охраняют и восстанавливают природные богатства. Современные проблемы охраны природы. Влияние антропогенных факторов на организмы

Охрана природы как система мероприятий, направленных на оптимизацию взаимодействия общества с природной средой, охватывает не только пути сохранения и оптимизации среды обитания человека, но и вопросы рационального использования всех видов природных ресурсов. Оба эти аспекта охраны природы тесно взаимосвязаны.
Предупреждение разрушений или потери ресурсного и экологического потенциалов – основное направление охраны природы в настоящее время.

Конкретной единицей природной среды, охраняемой от загрязнения и нежелательного изменения, является ландшафт. Вид преобладающего хозяйственного использования природных ландшафтов (сельскохозяйственный, лесопромышленный и др.) позволяет определить основные направления охраны природы. Дальнейшая дифференциация территорий и акваторий по степени необходимой охраны проводится на основе оценки экологического состояния отдельных компонентов природных комплексов.
Рекомендуемый уровень интенсивности (степень) необходимых природо-охранных мер рассматривается как величина, обратно пропорциональная естественной устойчивости ландшафта и прямо пропорциональная силе антропогенного воздействия на него. Чем устойчивее или меньше нарушен ландшафт, тем менее интенсивные мероприятия требуются по его охране и наоборот.

В системе природоохранных мероприятий выделяются два основных направления:

  • охрана природы путем изъятия территорий и акваторий из хозяйственного использования или ограничения на них хозяйственной деятельности для сохранения генофонда растений и животных и ландшафтов в целом как эталонов природы;
  • охрана природы в процессе использования природных ресурсов (рациональное ).

Первое направление реализуется на основе существующей законодательно закрепленной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и акваторий разной природоохранной значимости, в которых выделяются основные категории: государственные заповедники и национальные природные парки, а также заказники федерального значения. Особо выделяются территории, на которых находятся объекты всемирного природного наследия.

Из общего числа (101) государственных особое место занимают биосферные, имеющие международное значение. Обязательной функцией биосферных заповедников, наряду с охраной генетического фонда растений и животных того или иного региона страны, является осуществление мониторинга состояния .

Особым объектом сети охраняемых природных территорий являются государственные природные национальные парки. В них охраняются малоизмененные деятельностью человека ландшафты с богатой флорой и фауной. Охрана природы здесь сочетается с организацией отдыха населения и массовым туризмом, а природные ресурсы используются с интенсивностью, не наносящей ущерба ландшафтам. В парках могут выделяться и абсолютно заповедные участки.

Содержание и интенсивность охранных мероприятий в процессе использования природных ресурсов определяется видами воздействия и степенью преобразованности природных ландшафтов. В России значительные пространства занимают ландшафты, где природные экосистемы трансформированы незначительно и не утратили способность к саморегуляции. Прежде всего это ландшафты территорий ограниченного или экстенсивного хозяйственного освоения, отнесенные к Крайнему Северу: арктические (полярно-пустынные и арктотундровые), субарктические ( и лесотундровые) и северотаежные (лесоболотные восточно-европейские, западно-сибирские и восточносибирские). К этой же категории относятся, разбросанные по всей территории России, слабо используемые болотные, пойменные и дельтовые ландшафты, а также ландшафты верхних поясов среднегорий и высокогорий. Для всех перечисленных легко уязвимых, неустойчивых ландшафтов рекомендуются ограничения в крупноочаговом освоении и интенсивном использовании природных экосистем.

Территории с антропогенно измененными ландшафтами требуют осуществления мероприятий не только по сохранению, но и восстановлению их природного экологического потенциала. Все наиболее преобразованные ландшафты (вплоть до полного уничтожения отдельных компонентов) сосредоточены на промышленно-урбанизированных территориях (городах и промышленных пунктах). Здесь необходимы наиболее сложные и дорогостоящие инженерные (технико-технологические) мероприятия, предотвращающие и сокращающие объемы вредных стоков и выбросов в водную и воздушную среды, а также мероприятия, направленные на защиту и восстановление морфолитогенных и биогенных компонентов преобразованных ландшафтов.

Для сельскохозяйственного и лесопромышленного типов использования территории характерны наиболее крупные ареалы трансформации и модификации природных ландшафтов. Здесь охрана предусматривается в двух направлениях:

  • сохранение и повышение естественного плодородия почв и продуктивности лесов (поддержание на высоком уровне экологического потенциала);
  • охрана земель и лесов от разрушения и резкого ухудшения их качества (сохранение ресурсного потенциала).

Для обрабатываемых земель сам характер сельскохозяйственного производства указывает общую направленность охранных мероприятий. Так, при орошаемом основными являются мероприятия по предотвращению вторичного засоления и .

При неорошаемом земледелии несоблюдение норм и правил (местной) агротехники приводит к активизации на значительных площадях и дефляции почв, оврагообразованию. Борьба с этими процессами основывается на комплексе организационно-хозяйственных, агротехнических, агролесо-луго-мелиоративных и других мероприятий. Для пастбищ и сенокосов охранные мероприятия направлены на оптимизацию нагрузок на пастбища, сроков сенокошения и выпаса скота.

Система природоохранных мероприятий для лесохозяйственных территорий определяется главными функциями леса, природными и социально-экономическими условиями. Эта система реализуются не только в виде прямой охраны (запретов, норм и т. п.), но и в самом ведении , технологии лесозаготовок.
В настоящее время во всем мире возобладал многоцелевой подход к лесу, т. е. получение древесины, как это было раньше, не считается главной целью лесопользования. Воспроизводиться должна не только древесина, но и лесной ландшафт в целом со всем комплексом его продуктов и полезностей.

С природоохранной точки зрения, прежде всего должны сохраняться защитная и средообразующая функции леса, независимо от того, к какому функциональному подтипу он относится – для всех подтипов идентичны общие мероприятия, касающиеся охраны леса от пожаров и защита от насекомых-вредителей и болезней. Однако их конкретные формы, виды и интенсивность могут существенно меняться в зависимости от местных природных условий, главной функции и расположения леса в социально-экономической структуре страны (например, вблизи городов или в слабо освоенных районах).

Общее природоохранное значение имеет также наиболее полное использование срубленной древесины, т.е. не только стволовой, но и отходов лесозаготовок (порубочных остатков, валежа и т. п.). Это соответствует современному курсу на всемерную экономию ресурсов и представляет своеобразный вариант «безотходной технологии». В результате не только сокращаются площади, отводимые под лесоэксплуатацию, но и создаются условия для быстрого восстановления леса на очищенных лесосеках, снижается пожароопасность и опасность развития болезней и размножения насекомых-вредителей. К этому же разряду мероприятий принадлежит удлинение сроков службы изделий из древесины (пропитка и т. п.).|

В лесопромышленном (защитно-эксплуатационном) подтипе использования территории главная функция леса - сырьевая. Вырубка леса и транспортировка древесины - действия, приносящие наибольший ущерб лесным ландшафтам, особенно когда речь идет о сплошных концентрированных рубках. Основная задача природоохранных мероприятий в этом случае состоит в оптимизации соотношения лесосырьевой функции, с одной стороны, и защитной и средообразующей функции - с другой.

Важнейшее значение в обеспечении сохранения лесных ландшафтов и их защитных свойств не только в настоящем, но и в будущем имеет соблюдение норм отпуска леса под вырубку - так называемая расчетная лесосека. Она определяется по соотношению ежегодного отпуска леса с годичным приростом запаса древесины, с учетом наличия спелого древостоя и других факторов. Для горнотаежных лесов рубки должны быть всегда меньше годичного прироста, чтобы сохранить защитную функцию этих лесов. А в районах интенсивной лесоэксплуатации в Европейской части России расчетная лесосека должна строго соответствовать возможности неистощительного использования лесов.

Защита вод от загрязнения не может рассматриваться вне проблемы эффективного их использования. В системе рекомендуемых мероприятий для водных объектов, способных исключить или существенно уменьшить загрязнение и истощение речных и озерных вод, прежде всего относятся такие мероприятия, которые сокращают забор свежей воды. К ним относятся: предельное уменьшение или полное прекращение сбросов неочищенных сточных вод путем введения систем повторно-оборотного использования воды, внедрение бессточных производств, строительство современных очистных сооружений и их эффективная эксплуатация.

Водные объекты сельскохозяйственных территорий загрязняются продуктами эрозии почв, ядохимикатами, удобрениями, с животноводческих ферм и особенно с крупных свиноводческих комплексов. Меры по охране вод в этих случаях должны носить профилактический характер. Все конкретные направления охранных мероприятий перечисляются в легенде карты.

На крупных реках и озерах, используемых как транспортные пути, загрязнение усиливается речным флотом (главным образом нефтесодержащие сточные воды и мусор). Борьба с такого рода загрязнениями связана с правильной организацией работы транспорта и проведением профилактических мероприятий.
Одним из обязательных природоохранных мероприятий при рациональном использовании являются меры по соблюдению установленных норм и правил рыболовства, промысла морского зверя и охоты на водоплавующую дичь.

Богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение.

Мероприятия по охране природы

Мероприятия, связанные с охраной природы, можно разделить на следующие группы:

Мероприятия по охране природы могут осуществляться в международном масштабе, общегосударственном масштабе или в пределах отдельного региона .

Первой в мире мерой по охране свободно живущих в природе животных стало решение об охране серн и сурков в Татрах , принятое в 1868 году земским сеймом во Львове и австро-венгерскими властями по инициативе польских естествоиспытателей М. Новицкого , Э. Яноты и Л. Зейснера .

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и, вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов (в том числе человека) потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. Среди таких мер - очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель, а также создание заповедников. В Красную книгу занесены редкие растения и животные.

В России природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве.

В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде .

Охрана природы на государственном уровне в РФ

В июне 2016 года было объявлено о создании Региональной природоохранной прокуратуры на Дальнем Востоке, которая будет осуществлять надзор на территориях Приамурья, Приморья и Хабаровского края. Аналогичная структура по Волжского региону была создана в 1990 году, куда вошли Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Осташковская, Тверская и Череповецкая межрайонные природоохранные прокуратуры .

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.

Охрана природы в нашем крае - важнейший комплекс мероприятий в сложившейся сложной экологической обстановке, которая наблюдается во многих регионах страны. Такой деятельностью занимаются не только в России. Существует огромное количество международных организаций, которые контролируют состояние окружающей среды по всей Земле.

Организации по охране природы в России

Охрана окружающей природы - это то, чем должен заниматься каждый человек. Зачастую из-за безответственного и халатного отношения к миру вокруг себя происходят техногенные катастрофы и массовые загрязнения. Охранять природу нужно как в частных, так и в глобальных масштабах. Все начинается с малого. Каждый должен контролировать себя и своих близких, не сорить, бережно относится к природе и т. д.

Охрана природы в нашем крае регулируется действиями множества организаций, которые специализируются на этом. Ниже перечислены основные из них:

  • ВООП - Всероссийское общество охраны природы.
  • Экологическое
  • РРЭЦ - Российский региональный экологический центр.
  • "Зеленый крест" и др.

ВООП было основано в 1924 году, оно действует и сегодня. Главной целью общества является сохранение окружающей среды. Участниками проводится комплекс мер по поддержанию многообразия фауны и флоры. Общество занимается просвещением населения, внедрения в массы Участники консультируют субъектов природопользования, занимаются природоохраняемой деятельностью и многим другим.

Экологическое движение в России - относительно новое явление. В 1994 году было основано общество "Зеленых", которые появились на основе организации "Кедр". До 2009 года действовала так называемая экологическая политическая партия, но позже ее деятельность была прекращена. Движение "Зеленые" своей целью считает изменение отношения к окружающему миру государства и населения. Участники считают, что только организованными политическими мерами можно достичь результата.

РРЭЦ появился только в 2000 году. Центр был утвержден Академией госслужбы и при президенте РФ. Целью создания РРЭЦ стало налаживание связей с подобными центрами других стран. Это необходимо для продвижения передовых идей для обеспечения благополучия жизнедеятельности. Благодаря диалогам между экологическими организациями можно стабилизировать состояние России, внедрять и продвигать стандарты и методы по охране окружающей среды.

Неправительственная организация "Зеленый крест" появилась также не так давно - в 1994 году. Цель участников - воспитание у населения способности жить в добром соседстве с природой.

Международные организации по охране природы

Во всем мире таких сообществ очень много. Наиболее известными являются:

  • "Гринпис".
  • Фонд дикой природы.
  • Международный "Зеленый Крест".
  • Международный союз по охране природы и др.

Мероприятия по охране природы

Закон об охране природы говорит о том, что каждый должен сохранять, рационально использовать и по возможности восстанавливать природные ресурсы.

Нужно поддерживать чистоту вод, лесов, атмосферы, заботиться об окружающем мире - представителях флоры и фауны и др. Существуют определенные меры по охране природы:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Технико-производственные.
  4. Административные.

Правительственные программы по охране окружающей среды играют огромную роль для Земли в целом. В отдельных регионах удалось добиться отличных результатов. Но нужно понимать, что на все уходит не один год. Ярким примером служит природоохраняемая программа по очистке вод в Спустя несколько лет ее благополучный итог налицо. Однако данный комплекс мероприятий было очень дорогостоящим.

Подобные меры принимаются и на региональном уровне. В 1868 году во Львове было принято решение охранять сурков и серн, свободно живущих в Татрах. Благодаря собравшемуся сейму и принятым решениям животных стали защищать и спасли от вымирания.

В связи со сложившейся экологической ситуацией было необходимо принять комплекс мер, который ограничил использование природных ресурсов в промышленности и др. Использовать ядохимикаты было запрещено. Также в комплекс мер входили мероприятия по:

  • восстановлению земель;
  • созданию заповедников;
  • очистке окружающей среды;
  • упорядочению использования химикатов и др.

"Гринпис"

Охрана природы в нашем крае во многом опирается на принципы работы международных организаций, хотя и носит региональный характер. "Гринпис" - самое известное сообщество, которое имеет представительства в 47 странах мира. Главный офис находится в Амстердаме. Действующий директор - Куми Найду. Штат организации - 2500 человек. Но в "Гринписе" работают и добровольцы, их насчитывается около 12 000 человек. Участники пропагандируют экологически чистый образ жизни, призывают людей защищать и охранять окружающую среду. Проблемы, которые стремятся решить "гринписовцы":

  • сохранение Арктики;
  • изменение климата, борьба с потеплением;
  • китобойный промысел;
  • радиация и др.

Международный союз по охране природы

Международные организации по охране природы появились в разное время. В 1948 году был учрежден Всемирный Союз. Это международная некоммерческая организация, основной целью которой является сохранение многообразия представителей животного и растительного мира. В союз вступило более 82 стран. Было открыто более 111 правительственных и 800 неправительственных учреждений. В организации работает более 10 000 ученых со всего мира. Члены союза считают, что нужно сохранять целостность и мира. Ресурсы должны использоваться равномерно. В составе организации - 6 научных комиссий.

Всемирный фонд охраны дикой природы

Охрана природы в нашем крае - составная часть международного фонда. Эта общественная организация, занимающаяся сохранением дикой природы во всем мире, своей миссией считает достижение баланса, гармонии между человеком и всем тем, что его окружает. Символ Фонда - большая панда, которая занесена в Красную Книгу. Организация проводит множество мероприятий, в число которых входят:

  • лесная программа;
  • охрана редких видов;
  • климатическая программа;
  • экологизация нефтегазовых месторождений и др.

Охрана природы в нашем крае - обязанность каждого жителя страны. Только вместе можно сохранить естественное величие окружающего мира в нетронутом виде.

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

    координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

    осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

    организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

    принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

    устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

    разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

    требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

    создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Охрана природы — комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы.

Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд. т минералов (25 т на человека). Из них более 90% идет в отбросы. Количество кислорода, потребляемого отдельными странами, уже превышает выработку его растениями этих стран. Дождевой тропический лес (главные «легкие» Земли) уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Главные причины этого — разрушение , чрезмерная добыча, подавление местных видов животными, переселенными человеком из других географических районов, и отравление окружающей природной среды химическими веществами. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, не перестает стремиться к выгоде сегодняшнего дня. Это влечет за собой оскудение земных богатств и подрывает основу .

Конфликт человека с природой возник не вдруг. Он нарастал постепенно. Еще наши предки заметили, что при чрезмерном увеличении поголовья домашнего скота на ограниченной территории тучные пастбища превращаются в пустыни. Бездумная охота, выжигание лесов, истребление рыбы в водоемах нередко оставляли людей без необходимых для средств. Поэтому даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Появлялись запреты на лов зверей, потраву пастбищ, вырубку леса. Стали выделять заповедные земли, охранять и размножать ценных зверей и птиц. То были первые слабые попытки соразмерить использование природных ресурсов с их охраной и восстановлением. Однако равновесие не было достигнуто. И природа, а вместе с ней человечество, как неотъемлемая ее часть, несли все больший ущерб.

К началу XX в. стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры. Первый Международный съезд по охране природы состоялся в 1913 г. Но проблема оскудения Земли продолжала обостряться. Во второй половине нашего столетия она стала в один ряд с другими, тесно взаимосвязанными глобальными проблемами: спасение мира от ядерной катастрофы, охрана окружающей среды, увеличение количества людей на Земле (демографический взрыв), борьба с голодом, преодоление энергетического кризиса. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого человека на Земле, зависит от его разума, активности и доброй воли. Оно требует усилий всех государств и народов.

Только глубокое знание законов природы, правильное применение их на практике, всеобщее естественнонаучное просвещение и воспитание дадут человечеству возможность преодолеть то бедствие, которое называют сейчас экологическим кризисом, т. е. последовательное оскудение природы, грозящее гибелью многим видам растений и животных, а в конечном счете подрывающее базу существования человечества. Опыт ряда стран, и в первую очередь социалистических, международное сотрудничество уже показали, что при научно обоснованной организации охраны природных богатств и рациональном их использовании можно преодолеть многие экологические трудности.

Прививка кедра на сосну позволяет добиться продвижения этого ценного растения в новые районы. Воронежский государственный заповедник.

Дрофа. Красная книга.

Журавли серый и стерх (справа). Стерх — редчайшая птица, занесенная в Красную книгу. Окский государственный заповедник.

Участок целинной ковыльной степи. Центрально-Черноземный заповедник имени В. В. Алехина.

Авдотка. Красная книга.

Розовая чайка. Красная книга.

Черный аист. Красная книга.

Во многих водоемах нашей страны белая кувшинка стала редким растением. Ее нужно всячески охранять.

Эти дрофы выведены в инкубаторе. Подросших птиц выпустят в природу.