Провозглашение политики реформ и внешней открытости. Дэн сяопин и его экономические реформы. Интересное видео про развитие Китая

Открытость промышленности сделала Китай «мировой фабрикой».

Промышленность Китая открылась внешнему миру достаточно рано, и хотя поначалу это вызывало споры, тем не менее единства мнений удалось достичь достаточно легко, что сделало промышленность полностью открытой отраслью. На примере промышленности можно заметить, что многие отрасли, которые сравнительно рано открылись и начали участвовать в конкуренции, в конце концов стали быстро и мощно развивающимися, чрезвычайно конкурентоспособными. Открытость - это процесс оптимизации распределения ресурсов, которая достигается посредством механизмов рынка и конкуренции.

Если говорить более конкретно, то стратегия «привлечения зарубежного» привела к тому, что в результате импорта и привлечения в страну зарубежных предприятий, которые инвестировали в открытие заводов в Китае, у китайских предприятий появилось больше конкурентов. Если вспомнить период до политики реформ и открытости, то в то время китайские предприятия не имели заграничных конкурентов и сталкивались лишь со слабой конкуренцией на внутреннем рынке. Участие в мировой конкуренции стало для промышленных предприятий огромной движущей силой, оказало сильное давление и привело к прогрессу.

Что касается стратегии «выхода за границу», то есть экспорта продукции, выхода китайских предприятий на мировой рынок и их участия в международной конкуренции, то вначале отечественные предприятия не были особенно активными, на экспорт отправляли только большие партии продуктов ресурсного типа. В 80-х годах мало кто верил, что у экспорта произведенной в Китае продукции имеются сколько-нибудь значительные перспективы. Однако после начала политики открытости все предприятия, начиная с занимающихся давальческой торговлей и заканчивая поставляющими промышленные товары, включились международную конкуренцию, а затем, следуя стратегии «выхода за границу», стали создавать предприятия в других странах. При этом китайская промышленность и предприятия не исчезли, наоборот, начали развиваться быстрее, а Китай стал мощной производственной державой, «мировой фаб­рикой». Немалое количество китайских отраслей превратились в важные звенья глобальной производственной цепочки.

С помощью конкуренции китайцы избавились от монополизма. Прежде внутренняя конкуренция была не на высоком уровне, она отсутствовала и между внешнеторговыми предприятиями, среди которых наблюдалась отраслевая сегментация: химия, металлы, минералы, зерно, продукты животноводства, текстиль, легкая промышленность, механизмы, измерительная техника и другое. Каждая компания отвечала за импорт-экспорт в определенной сфере, руководствуясь разными финансовыми нормативами, что не способствовало развитию конкуренции. В 1979 году китайское правительство с целью привлечения иностранного капитала издало закон о создании совместных предприятий с иностранным капиталом. Эти предприятия стали конкурентами для отечественных предприятий, а отраслевая сегментация производственной промышленности и монополия начали исчезать.

С появлением конкуренции китайские предприятия стали быстро прогрессировать, и отрасли с наибольшей открытостью и конкуренцией развивались быстрее других. Промышленность начала двигаться к процветанию и мощи.

Политика открытости способствовала реформе внутренней политики.

Политика открытости нанесла сильный удар традиционной системе политики централизованного планирования, повлекла за собой серию крупных реформ внутри страны, в том числе реформы системы цен, НДС, возвратной экспортной пошлины, коммерциализации валютного курса, а также инициировала проведение переговоров по Генеральному соглашению о тарифах и торговле и переговоров с ВТО, а также другие реформы, оказывающие глубокое и далеко идущее влияние. В начале 80-х необходимо было привлечь иностранный капитал, и значит, система внутренней политики должна была ускорить движение к нормам рыночной экономики, равноправной конкуренции. И вместе этим следовало обдумать вопрос достижения равенства конкуренции с предприятиями других стран на международном рынке.

Равенство в конкуренции и открытость взаимосвязаны. Под равной конкуренцией имеется в виду не только конкуренция между отечественными предприятиями и предприятиями с иностранным капиталом, но и честная, полноценная конкуренция между отечественными предприятиями. Политика открытости внешнему миру не только содействовала развитию частного бизнеса в стране, но и ввела понятие «национального режима», дающего иностранным компаниям нацио­нальный статус. Независимо от того, с отечественным капиталом предприятие или с иностранным, предоставляемые условия должны быть одинаковыми. Открытость также стимулировала проведение реформы трех важнейших курсов политики: либерализация и упрощение торговли и инвестирования, коммерциализация валютного курса, ослабление валютного контроля, включая в том числе снижение барьеров для доступа на рынок. Постепенно это привело к тому, что конкуренция и рынок стали общеприменимыми механизмами проводимой политики.

Схожие процессы проведения политики открытости в сервисной сфере.

В прошлом экономическая наука причисляла индустрию услуг к некоммерческим отраслям или же к отраслям, где коммерция недопустима, но вследствие масштабного прогресса информатизации и транспортного сообщения и благодаря развитию глобализации немалое количество услуг стали коммерческими, начали говорить, что «мир плоский». Открытие индустрии услуг Китая проявило те же закономерности, что и в производственной промышленности. Посредством политики открытости внешнему миру предприятия вовлекались в конкуренцию, повышались эффективность управления и качество обслуживания, а также стимулировалось реформирование соответствующей политики внутри страны.

Известно, что в сфере индустрии есть определенные отрасли, подобные оборонной промышленности, которые неподвластны обычным принципам рыночной конкуренции, но большая часть отраслей может быть включена в конкуренцию через политику открытости. В индустрии услуг также существуют сферы, относящиеся к разряду «чувствствительных», есть и сервис, который невозможно сделать трансграничным, рыночные механизмы не в состоянии охватить все полностью. Но к большинству других сервисных областей политику открытости применить можно. Понимание политики открытости в индустрии услуг и процесс внедрения политических реформ схожи с процессами в промышленности. Что касается стратегии «привлечения зарубежного», то привлечение иностранного капитала в индустрию услуг началось с гостиничного хозяйства, общепита, транспортной и других подобных отраслей, а затем непрерывно распространялось на другие сферы услуг. Что касается стратегии «выхода за границу», то все начиналось с того, что экспортная продукция промышленных предприятий плюс послепродажное обслуживание «выходили» вместе, а затем данная стратегия распространилась также на банковскую, страховую, медицинскую, туристическую, культурную сферы, а также на морские перевозки, программное обеспечение, розничную торговлю, сферу платежей и другое.

Развитие экономических зон повысило уверенность в политике
открытости.

Достаточно давно Китай принял решение об открытии и развитии четырех специальных экономических зон. В то время насчет этого были разные мнения, но потом эффективность таких специальных зон стала очевидной, опыт распространился и на другие районы. Вступление Китая в ВТО также вызвало много споров, но реальность показала глубокое положительное влияние этого шага на Китай. После образования правительства нынешнего состава появились силы, продвигающие развитие Шанхайской зоны свободной торговли. Поначалу также имелись разногласия, но сейчас насчитывается уже 11 зон свободной торговли, передовой опыт идущих впереди распространился по всей стране, и это свидетельствует о том, что все уже поняли, как много реальной пользы принесла политика открытости.

Финансовое обслуживание является конкурентной сферой услуг.

Финансы являются важной составной частью индустрии услуг. Неважно, каким образом рассматривать разделение индустрии услуг на виды - исходя из содержания переговоров с ВТО или же с точки зрения китайской статистической системы - финансы являются важной составной частью индустрии услуг. Часто говорят, что финансы - это ядро современной экономики. В 1993 году на третьем пленуме ЦК партии 14-го созыва финансовый сектор был назван артерией национальной экономики. Я оцениваю сложившуюся тогда обстановку таким образом: во-первых, финансовый сектор, а особенно банковский сектор, играл очень заметную роль в распределении ресурсов; во-вторых, банковский сектор все еще управлялся четырьмя специальными банками, каждый регулировал свое направление, и конкуренция между ними была слабой; в-третьих, крупные финансовые учреждения все еще отвечали за малое количество операций стратегического характера, не существовало полноценной коммерциализации; в-четвертых, отсутствие финансовой стабильности то и дело приводило к хаосу. Мешало ли это рыночному характеру финансового сектора? Относился ли финансовый сектор к конкурентной индустрии услуг?

Следует отметить, что в 90-е годы в соответствии с 50 Положениями о социалистической рыночной экономике, принятыми на третьем пленуме ЦК 14-го созыва, стратегические обязанности специализированных банков были сокращены; четыре специализированных банка были полностью преобразованы в многовекторные коммерческие банки в рамках конкурентного рынка. Третий пленум ЦК 14-го созыва четко указал, что рынок играет решающую роль в распределении ресурсов, и чем важнее роль финансового института, тем ярче выражен его рыночный характер. Мировой экономический кризис дал нам понимание, что для противостояния финансовому кризису необходимо прежде всего обеспечить надежность финансовых учреждений, и нельзя терпеть ни высокий уровень заемных средств, ни низкий уровень собственного капитала, ни безнадежные кредиты и т.п., ведь закрытость и отсутствие конкуренции всегда приводят к низким стандартам. Поэтому очевидно, что финансовое обслуживание является конкурентной индустрией услуг внутри рыночной экономики.

Мировой опыт показывает, что подавляющее большинство финансовых отраслей являются конкурентными сферами услуг. Когда в Китае появились иностранные коммерческие банки, в самом начале ожидалось привлечение капитала, но, оглядываясь назад, мы видим, что отечественные коммерческие банки многому научились в процессе конкуренции, это принесло в финансовую сферу Китая ряд перемен, таких как совершенствование услуг, создание рынка, возникновение бизнес-моделей, управленческий опыт. На рынке появились конкурентоспособные акции, значительно повысились эффективность управления, качество активов и корпоративного управления отечественных банков. Приход в страну банков с иностранным капиталом заставил реформировать внутреннюю политику, включая стандарты бухгалтерского учета, контрольные и управленческие стандарты, а также переход с налога на хозяйственную деятельность на НДС.

Некоторые исходя из личных интересов настаивают на том, что финансовый сектор нуждается в защите: подождем, мол, пока он вырастет и окрепнет, тогда и откроется для внешнего мира, тогда и будет участвовать в международной конкуренции. Опыт различных стран (в том числе и собственный опыт Китая) свидетельствует о том, что защита быстро приводит к лени, снижению финансовой обязательности, рентоориентированности и так далее, и в тоже время ослабляет конкурентоспособность, наносит вред развитию отрасли, делает рынок и его механизмы ненадежными и нестабильными.

На сегодняшний день в Китае многие финансовые учреждения уже «вышли за границу» и приспособились к международной конкуренции. Наиболее существенные изменения произошли в управлении рисками, ценообразовании, противодействии отмыванию денег. Сейчас существует уже пять финансовых учреждений, которые стали важными финансовыми учреждениями в глобальной системе, рыночными субъектами хозяйствования с достаточным капиталом и рациональным управлением. Развитие и оздоровление финансового рынка уже обратили на себя внимание международного рынка облигаций и структур фондового индекса развивающегося рынка. Все это подтверждает, что финансовое обслуживание является конкурентной индустрией услуг, получившей выгоду от политики открытости внешнему миру, и необходимо и в дальнейшем раширять эту политику.

Проект «Один пояс - один путь» предоставляет новые возможности китайскому финансовому сектору.

Когда центральная власть призвала к строительству «Одного пояса - одного пути», все активно откликнулись и способствовали претворению в жизнь установок этого проекта в разных аспектах. «Один пояс - один путь» - это дорога открытости, которая затрагивает множество новых моделей финансового сотрудничества, требует еще большей открытости, предоставляет новые возможности для финансовой открытости Китая и международного сотрудничества.

Развивающиеся финансы могут играть важную роль в реализации проекта «Один пояс - один путь». Китай в первую очередь рассматривает их как финансовую модель устойчивого развития в рыночных операциях, в самостоятельном хозяйствовании, с упором на долгосрочные инвестиции, с опорой на кредитную поддержку, с независимостью от государственных субсидий, с выходом в ноль или с ничтожно малой прибылью. Модель такого типа может наилучшим образом проявить себя в проекте «Один пояс - один путь». Такая модель не представляет опасности для финансовых ресурсов, поможет избежать опасности нравственных конф­ликтов и проблем рыночной деформации. Создание «Одного пояса - одного пути» также раскроет перед финансовыми учреждениями возможность размещения за границей, предоставляет пространство в финансовом обслуживании лучшего качества для развития торговли, инвестиций, движения капитала.

Подводя итоги и оглядываясь на историю проведения реформ в Китае и за границей, мы должны, повышая свои знания и укрепляя уверенность, продолжать непоколебимо идти по пути открытости внешнему миру. Исходя из опыта осуществления открытости в промышленности и индустрии услуг, можно сделать такой вывод: финансовый сектор не является исключением, он также подвластен законам конкуренции и открытости. Финансовое обслуживание в процессе открытия внешнему миру под воздействием рыночных механизмов получает энергию, прогресс и процветание, развивается гораздо быстрее.

Я верю, что при большой поддержке с разных сторон, а также благодаря общим усилиям китайская политика открытости внешнему миру обязательно поднимется на новую ступень.

Реформы, начавшиеся в Китае в конце 70-х годов 20 века по инициативе Дэн Сяопина, вызывают много споров. Непрерывно идут дискуссии по вопросу о том, будет ли их конечным результатом приобщение страны к капиталистическому миру американо-европейского образца или же Китай, как это подчеркивают его руководители, сумеет благодаря реформам доказать торжество социалистических идей и осуществит те идеалы марксизма, которые потерпели крах в СССР и странах Восточной Европы. Очевидным фактором остается одно – социально-экономическое преобразование в Китае не вписывается в рамки ни классического марксизма, ни буржуазных представлений о развитии общества. В Китае в процессе реформ идет интенсивный поиск своего, национального пути развития.

Реализация и воплощение в жизнь реформ в Китае отнюдь не означает, что используются какие-то особые хозяйственные методы, неведомые остальному миру. Китай медленно и последовательно, без шараханья из стороны в сторону, продвигается по пути, уже ранее пройденному более развитыми в промышленном отношении азиатскими странами (Япония, Южная Корея), где на традиционные восточные институты самоорганизации были наложены универсальные для всего мира механизмы рыночного распределения ресурсов и современных технологий.
Многое сближает и с реформами, проводимыми в постсоциалистических странах: это касается обеспечения самостоятельности предприятий, постепенного освобождения цен, децентрализации банковской системы, коренных преобразований налоговой политики.
В высшей степени характерно и то, что обязательным элементом реформ с самого начала была тщательная экспериментальная обкатка возникающих идей и замыслов в рамках отдельных провинций, городов и уездов.
Первым шагом компартии на этом пути развития, стало принятие закона о прописках. Все граждане страны были официально разделены на крестьян и горожан. Если ты родился в крестьянской семье, то ты никогда не сможешь поменять свой статус.
Режим прописок значительно ограничил возможности сельских жителей по сравнению со своими соотечественниками-горожанами. Например, в праве на получение высшего образования, пенсионных страховок и страховок на лечение, а также другие виды социального обеспечения. Уровень налогообложения крестьян также гораздо выше, чем горожан.
Не будем забывать, что Китай является аграрной страной, так как крестьяне составляют более 65% населения страны.
Приняв закон о прописках, власти фактически превратили большую часть китайцев в рабочую силу, готовую трудиться за копейки. Понимая, что из-за бедности населения, увеличить доход государства за счёт внутреннего спроса невозможно, компартия была вынуждена приоткрыть «железный занавес», начав так называемую политику реформ и открытости.
Дешёвая рабочая сила обусловила низкую себестоимость товара. Страна быстро превратилась в мировую фабрику. В Китай хлынули западные инвестиции, началось массовое производство товаров на экспорт. В казну компартии большим потоком потекли деньги.
После нескольких неудачных политических кампаний таких, как «Культурная революция», «Большой скачок» и др., кроме усилившейся бедности, был также подорван и авторитет самой партии. Поэтому с целью укрепить в народных массах сознание того, что страна под «умелым руководством партии» движется в правильном направлении, а также, чтобы повысить свой авторитет на международной арене, власти начали вкладывать часть прибыли в создание признаков развитого государства.

В крупных городах Китая, как грибы после дождя, стали расти небоскрёбы, отели, стадионы, меняться инфраструктура, внедряться последние достижения научно-технического прогресса. Компартия эффективно копирует у развитых стран всё, с чем при беглом взгляде ассоциируется развитое общество. Так в Китае появились поезда на магнитной подушке, «пятизвёздочные» общественные туалеты, высокоскоростной интернет, многочисленные международные выставки. В западных СМИ часто сообщают о китайских миллионерах и миллиардерах, число которых постоянно растёт даже несмотря на влияние мирового экономического кризиса.

Хотя курс на реформы и был формально заявлен в 1978 году, лишь в 1985-м партия впервые официально признала право негосударственного капитала на существование. Тремя годами позже он был «благословлен» в Конституции КНР как «дополнение к социалистической экономике общественной собственности».В наши дни перед частным сектором открылись новые возможности. В 2004 году в ту же Конституцию включили поправку о неприкосновенности легальной частной собственности, тем самым, почти уравняв ее с национальной, которая до тех пор считалась единственно неприкосновенной (правда, последняя осталась в Основном законе еще и «священной»).
Частная собственность в Китае возникла без приватизации государственной, как это произошло в России. На собственные средства предприятия создавали разбогатевшие крестьяне, торговцы, ремесленники, партийные и правительственные чиновники, оставлявшие посты и «пускавшиеся в плавание» по морю бизнеса, не теряя при этом полезных связей с коллегами,оставшимися во власти. Это, в свою очередь, породило коррупцию, которая в Китае не намного меньше, чем в России, а около трети предпринимателей - члены КПК.
Подавляющее большинство частных фирм в Поднебесной XXI века - мелкие или средние (крупных совсем немного). Ни одну из них не назовешь богатой, но именно благодаря массовости они играют столь важную роль в китайском экономическом чуде. С 1989 по 2003 год число таких предприятий выросло с 91 тысячи до трех миллионов - в 33 раза; численность занятых на них работников возросла в24 раза, а стоимость продукции - в 196 раз.
Частный капитал доминирует в трудоемких отраслях, где создает рабочие места, столь необходимые перенаселенному Срединному государству. На его счету больше 70% китайской пищи и китайской бумаги,больше 80% китайской одежды, обуви,пластмассы и металла, 90% китайских лесоматериалов и мебели и, конечно,основная масса заметного во всем мире китайского экспорта: игрушек, кустарных изделий, бытовой техники и т.д.
В последнее время частники начинают внедряться и в тяжелую промышленность, и в коммунальное обслуживание, и даже в традиционно идеологическую сферу - киноиндустрию. И теперь правительство Китая сознательно проводит курс на сокращение удельного веса госсектора в экономике. Согласно принятому плану в конечном результате государственными должны остаться менее трети крупных предприятий (50 из 190), включая только особенно важные для национальной безопасности и жизнеобеспечения страны. Остальные акционируются, причем с активным привлечением не только местных, но и иностранных инвестиций.
Если рыночные реформы естественным образом влекли за собой разрыв с централизованной экономикой, то курс на открытость подрывал традиционную замкнутость, которая веками отгораживала Китай от внешнего мира. Двигаться в этом направлении страну побуждало успешное развитие соседних восточноазиатских стран, прежде всего «четырех малых драконов». Два из них - Гонконг и Тайвань - политически и исторически составляют часть Китая, Сингапур очень тесно связан с ним этнически, а Южная Корея - его «сестра» в конфуцианстве.

А начиналось всё в августе 1980 года, когда на южном побережье были созданы четыре специальные экономические зоны (СЭЗ): две в провинции Гуандун (Шэньчжэнь и Чжухай) и две в Фуцзяни (Шаньтоу и Сямэнь). С инициативой их учреждения выступили гуандунские чиновники, которые просто не могли больше делать вид, что не замечают разительных отличий в уровне жизни между подведомственными им землями и сопредельным Гонконгом. Рассказывают, что последней каплей стал визит государственной делегации в небольшую деревушку Лофанцунь на берегу речки, отделяющей КНР от материковой части этой арендованной британцами территории. Выяснилось, что доходы крестьян на китайской стороне в 100 раз меньше, чему жителей селения с тем же названием - на противоположной.

Свежесозданные спецзоны оправдали себя. Они привлекли капиталы диаспор, никогда не порывавших с отечеством в эмиграции. Зарубежные китайцы-хуацяо принялись энергично вкладывать средства в предприятия, производившие товары для экспорта. Со своей стороны власти предупредительно создали выгодные условия иностранным инвесторам: разрешили им брать в аренду земли для строительства, например, заводов - на 50 лет по крайне низким ставкам. И налогом на прибыль их обложили минимальным: 12% против гонконгских 17,5%.
Еще через пять лет, в 1985 году, привилегии небольших по площади СЭЗ распространились на обширные земли в дельтах рек Янцзыи Чжуцзян, а также на юге провинции Фуцзянь. Эмигрантам предоставили новые льготы: их концессии на три года полностью освободили от подоходного налога, а в следующие четыре они уплачивали его наполовину. Именно с тех пор обозначилась последовательная политика по привлечению как можно большего числа инвестиций из-за рубежа. Даже законодательство подгоняется под эту цель, Пекин продолжает предоставлять иностранцам больше преимуществ, чем собственным производителям.
В апреле 1988 года самой большой СЭЗ стал остров Хайнань у южных берегов страны. Теперь на этом тропическом курорте КНР выросли пятизвездочные отели, а туристы из центральных областей Поднебесной учатся отдыхать с комфортом и общаться с представителями других стран.
Быстрое развитие туризма как нельзя лучше свидетельствует об успехе китайского курса на «открытость». Атипичная пневмония, обрушившаяся на Китай, несколько замедлила этот процесс, но когда Всемирная Организация Здравоохранения исключила Китай из списка государств, представляющих опасность для здоровья, туристический поток вырос в разы, принося стране немалую прибыль, исчисляемую миллионами долларов. По некоторым оценкам, в 2020 году Китай станет лидером в области международных путешествий.

Сегодня Китай является страной противоречий. Напряженность между его все более открытой экономикой и все еще закрытой политической системой и институтами (основанными в эпоху Сталина в 1950-х годах), делают сегодня Китай самой потенциально конфликтной в мире страной такой значимости. Китайский государственный плановик Чэнь Юань когда-то предостерегал, что китайские реформаторы создали«экономику птичьей клетки», в которой капиталистическая птица растет в социалистической клетке. Из чего он делал заключение, что если лидеры партии не будут соблюдать осторожность, эта капиталистическая птица вырвется из социалистической клетки, положив конец китайской марксистско-ленинской революции. Действительно, птичья клетка старой социалистической экономики уже в значительной степени сломалась под давлением китайских капиталистических реформ, выпустив «народную республику» - мутанта на мировой рынок стимулирования потребительского интереса.

Но, не смотря на все критические противоречия внутри страны, и огромный социальный перекос, экономический прорыв, что называется, «на лицо». И, как видно из графика роста ВВП Китая, пик развития экономики пришёлся на период, последовавший сразу за вступлением страны в ВТО.
Получив членство во Всемирной торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай стал одной из последних крупнейших торговых держав, вступивших в эту организацию, потратив15 лет на сложнейшие переговоры с мировым сообществом, а точнее с США и Евросоюзом. Итогом стало долгожданное членство во Всемирной торговой организации и ряд обязательств, которые поднебесной пришлось на себя взять:
Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7%.
Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14%.
Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.
Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразное применение законов и судебного надзора способствующие действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.
Соблюдение Китаем обязательств, предусмотренных целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.

Столь трудная победа – вступление в ВТО – далась Китаю практически полным контролем над важнейшими экономико-политическими процессами со стороны других членов ВТО, а фактически Соединёнными Штатами и Евросоюзом. Что же получила экономика Поднебесной взамен? Аналитики приводят доводы в пользу того, что китайское экономическое чудо всего лишь миф, мыльный пузырь раздутый финансовыми вливаниями извне. Действительно, экономический рост страны основан на иностранных инвестициях, размещении крупными мировыми корпорациями своих производств на территории Китая (делая ставку на дешёвую рабочую силу) и т.д. А пресловутый рост ВВП, в пересчёте надушу населения отбрасывает страну во вторую сотню «турнирной таблицы».
Данные официальной статистики Китая говорят о том, что экономика страны за 2007 год выросла на 11,4%, побив собственный рекорд 13-летней давности. Государственное статистическое управление Китая оценило валовой внутренний продукт страны в 24,7 триллионов юаней, что соответствует 3,4 трлн. долларов по курсу на конец 2007 года. Оборотной стороной стремительного экономического роста в Китае оказывается инфляция. Власти пытаются держать экономический рост под контролем, но получается это с трудом. Чтобы замедлить рост до 11,2% в последнем квартале 2007 года, центральному банку страны пришлось шесть раз поднимать учетную ставку. В то время как центробанки других стран понижают ставки, в Китае ее, вероятнее всего, будут повышать дальше. От инфляции более всего страдают не обеспеченные слои китайского общества. Продукты первой необходимости, такие как свинина, подорожали на 50%.
Как не раз говорилось мной в экономическом разделе библиотеки форума http://www.forum-orion.com Поднебесная оказалось уникальной не только в культуре традициях и истории, но и в экономике. В отличие от нашей страны, основное внешнеэкономическое направление Китая – экспорт готовых товаров и импорт сырьевых ресурсов. По запасам природных ресурсов на душу населения Китай значительно отстает от среднемировых показателей. Обеспеченность пахотными угодьями в Китае составляет менее 40%, лесами - менее 14%, минеральными ресурсами- 58%.
Уникальная демографическая ситуация и численность населения позволяют, практически не имея собственных природных запасов, выйти на позиции одной из крупнейших стран-производителей товаров народного потреблении. Особенно, если в этот список включить всю ту продукцию, которая продаётся под марками известных европейских и американских брендов, а производится, что же ни для кого не секрет, в Китае. Фактически Китай превратился в «мировую фабрику» - две пятых мирового производства мотоциклов, треть бытовых кондиционеров, четверть всех электровентиляторов, одна пятая холодильников и химического волокна – значимые цифры для страны, которая причисляет себя к развивающимся. Но, теперь Китай не только ввозит капитал и технологии, но и вывозит их, ведь капиталовложения за рубежом обеспечивают экономику страны недостающим сырьем и энергией. Так, Китайская национальная нефтегазовая корпорация приобрела Казахстанскую нефтяную компанию за 4,18 миллиарда долларов, а компания «Ляньсян», купившая активы фирмы IBM, стала третьим по величине производителем персональных компьютеров в мире.
Вместе с тем, кризис социального развития в сочетании с такими показателями роста экономического и производственного – так же уникален. Исторически Срединная империя «регулировала» гигантское население мором, войной, голодом или наводнением. Но с естественным развитием цивилизации, на естественную убыль населения рассчитывать уже было нельзя. В начале 1970-х годов партия и правительство взяли курс на планомерное ограничение рождаемости. Подкрепленный урбанизацией, повышением уровня жизни, улучшением качества медицины и эмансипацией женщин, этот курс затормозил стремительный рост числа китайцев на Земле. Иначе сейчас она вышла бы на отметку 1,6 миллиарда человек, которую демографы считают предельно допустимой для Поднебесной. Но в стране произошёл перекос в сторону старения нации и дисбаланса полов. Соответственно, «ухудшается» соотношение лиц, находящихся в работоспособном и неработоспособном возрастах, и от государства, общества, обычных граждан требуется все больше затрат на социальную помощь и здравоохранение. Страдают образование, наука, поддержка иных слабых социальных групп. Увеличивается нагрузка на молодежь, создается основа для конфликта отцов и детей. Постаревшее общество хуже, чем юное, воспринимает инновации, перемены, структурные реформы, нужные для модернизации.

В Китае не существует понятия «пенсия по старости». Основное бремя заботы о стариках падает на семью - такая норма прямо закреплена Законом о защите прав пожилых людей КНР. Чрезмерно возросшая стоимость образования, здравоохранения, жилья становится непосильной для подавляющего большинства китайцев. Система пенсионного страхования по старости охватывает только 160 миллионов человек - менее половины общего числа горожан, что значительно ниже среднемирового уровня. Еще меньше охват страхованием по болезни - 133 миллиона человек, и по безработице - 105 миллионов человек. В деревне-социальное страхование практически отсутствует. А ведь наличие этих краеугольных камней контролируемого гражданского общества - обязательное условие эволюции рыночной экономики.
Сельские районы страны вообще остаются за чертой бедности. И население массово перемещается в города в поисках заработка. Для смягчения безработицы правительство стремится развивать трудоемкие отрасли, но возникает противоречие: такое использование трудовых ресурсов плохо согласуется с повышением эффективности и конкурентоспособности Китая на мировой арене. Сейчас увеличение ВВП всего лишь на 1% позволяет трудоустроить только 8 миллионов человек, тогда как в 80-е годы прошлого века работу получили бы втрое больше людей. Чтобы повысить эффективность государственных предприятий, с них увольняют десятки миллионов людей, которые ищут новую работу в частном секторе или организуют индивидуальный бизнес. За последние годы с госпредприятий в статусе «сяган» (эти работники сохраняют определенную связь с родным предприятием и не считаются безработными) уволили 27 миллионов человек, из которых 18 уже нашли новую работу. Но уже в 2004 году из 75 миллионов человек, работавших на госпредприятиях, осталось 40. Засилье традиционного мелко крестьянского хозяйства приводит к тому, что деревня отстает от города все сильнее. В 1997-2003 годах средние доходы селян увеличивались лишь на 4% в год, в то время как у горожан - на 8%. Номинальные доходы на душу городского и сельского населения различаются более чем в 3 раза, а с учетом скрытых доходов и социальных льгот для первой категории - в 6 раз. Столь большого разрыва нет ни в одной стране мира. Деревня, где сосредоточено две трети населения страны, потребляет лишь треть товаров розничной торговли. Те же пороки у здравоохранения и образования.

Но численность населения КНР не является внутренним делом одного лишь Китая. Китайцев слишком много, чтобы мир мог позволить себе относиться к этой стране, как к любой другой. Быстрый рост населения остро поднимает вопрос о прокорме этой страны и об обеспечении ее производственным сырьем. И чем больше китайцев живет в Китае, тем меньше мир может быть заинтересован во внутренних конфликтах в этой стране. Коллапс, подобный произошедшему в Советском Союзе, может привести к массовой неконтролируемой миграции сотен миллионов китайцев, и к распространению нестабильности на множество соседних государств. А Россия очень близкий, «просторный» и дружественный партнёр.
И, не смотря на все отрицательно-уникальные особенности Китая, ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. Крупнейшие мировые фирмы не только переносят производство в Китай, но и переводят туда свои научно-­исследовательские подразделения. Неудивительно, зарплата компьютерных инженеров, квалификация которых не уступает мировой, составляет всего лишь одну треть японской. О Китае теперь говорят, как о стране низких зарплат и высоких технологий. Японская Matsushita Electric Industrial Company ещё в 2001-2002 годах открыла две исследовательские лаборатории - в Пекине, по разработке мобильных телефонов, и в Сучжоу (провинция Цзянсу, к северу от Шанхая) - по разработке бытовой техники. Nomura и Toshiba имеют в Китае исследовательские центры по разработке программного обеспечения и электронных чипов. Американские IBM и Microsoft, французская Alcatel и финская Nokia, японские Mitsubishi и Toshiba, Honda и Yamaha, открыли свои исследовательские подразделения в Китае ещё в конце 2000 года.

Быстрый рост национальных китайских производителей в высокотехнологичных секторах объясняется в большей степени поддержкой правительства, которое настаивает, чтобы приходящие в Китай иностранные компании «делились» технологиями.
Вначале 1990-х на китайском рынке телефонных станций доминировали западные компании - Lucent, Alcatel и Siemens. Теперь их продают три китайские компании, которых даже не существовало в 1985 году, - Huawei, Datang и ZTE. На таких же принципах строятся контракты на поставку вооружений.
По данным за 2007 год Китай смог привлечь $720 млрд. иностранных инвестиций с конца 70-ых годов прошлого века, когда коммунистическое правительство страны создало возможности для подобных финансовых вливаний в экономику. Данная цифра иллюстрирует создание на территории Китая более 610 тыс. компаний с участием иностранного капитала (480 из 500 крупнейших компаний мира организовали свои представительства и совместные предприятия в Китае).
«На протяжении 4000 лет предшествующей истории Япония была периферийным государством для Китая, за исключением только одного последнего века, - пишет Кеничи Омае, японский гуру менеджмента, как его называют, в изданной в Японии книге «Влияние Китая». - В будущем Япония будет для Китая тем же, чем Канада является для США, Австрия - для Германии и Ирландия - для Британии».
Премьер-министр Сингапура, в котором китайцев три четверти населения, тоже обеспокоен наступлением китайских товаров. Он призвал отечественный бизнес переключаться с электроники на новые экспортные товары - на нефтехимию, фармацевтику и биотехнологию, поскольку в электронике конкурировать с китайцами уже безнадежно.
Но это скорее «лирические отступления», хоть и верные, от жёстких правил экономических реалий. На данный момент, то, что снаружи выглядит как «экономическое чудо», изнутри оказывается глубочайшим социальным кризисом, экономикой на грани перегрева и серьёзной задокументированной зависимостью от Евросоюза и США. Но мало кто сегодня сомневается в том, что Китай выйдет на лидирующие позиции в мировой экономике, особенно с учётом кризиса в США и Европе, больно ударившего по финансовой системе многих стран. Эксперты расходятся лишь в сроках, однако цифра 2040-вые года всё же приводится. Вопрос лишь в том, насколько удастся преодолеть кризис ликвидности нынешним мировым лидерам и, самое главное, с какими результатами будет завершено это преодоление. Резонно предположить, что вступление России в ВТО, позволит несколько сместить точки влияния в мире и, возможно, лишить сверхдержавы их лидирующих позиций. Соответственно, Китай сможет избавиться от отягощающих страну соглашений по ВТО и получить возможность нового направления экономического развития. Безусловно, «точки над «и» будут расставлены, но их последовательность и приоритетность проявятся только в будущем.

Стоит особо сказать об особенностях современного китайского менталитета, касающегося взаимоотношения граждан и хозяйственных единиц, с одной стороны, и властей, с другой. Свое воплощение их характер получил в афоризме: "Государство дает хорошую политику, а не деньги". Главная заслуга правительства заключается в создании благоприятного, выгодного для предпринимательской деятельности климата.
Гос регулирование направлено на решение взаимосвязанных задач, среди которых следует выделить следующие:
1) поддержание межотраслевых и межрегиональных пропорций. В этих целях, наряду с методами макроэкономического регулирования, применяются также методы централизованного (директивного) планирования;
2) системное использование кредитной и налоговой политики;
3)активное участие государства в формировании других
звеньев рыночной инфраструктуры, рынков технологий, информации, труда, ценных бумаг и т. д.;
4) опережающее создание достаточно эффективной нормативно-правовой базы;
5) создание контрольного механизма.
Одним из наиболее действенных инструментов в руках государства остается планирование.
Большое значение придается разработке и выполнению пятилетних планов социально-экономического развития страны, идет формирование перспективного плана на 2000-2010 гг.
Сегодня в Китае первостепенное значение придается и финансовому обеспечению планов. Учитывая большую роль иностранных инвестиций в экономике, при разработке планов проводятся консультации с зарубежными и совместными компаниями, с которыми согласуются финансовые и иные вопросы. Налицо стремление китайского руководства вписать плановый механизм в рыночные отношения.
Важнейшая особенность китайских реформ состоит в том, что они были начаты "сверху" и роль центра, государственного управления сохраняется на всех этапах, хотя масштабы государственного регулирования рыночных отношений видоизменяются как в количественных, так и в качественных параметрах. Эксперимент строительства социализма с китайской спецификой теоретически обоснован в начале 80-х годов ХХ века воплотился в сегодняшнем настоящем Китая и в его будущем, в которое эта страна входит одним из лидеров мирового сообщества.

Дэн Сяопин, архитектор китайского экономического чуда, начал свои реформы прежде всего в экономической области, именно этим объясняется успех его политики. Так, известный деятель Тельман Гдлян, выражая не только собственное мнение о правильности и преимуществах китайских реформ, пути Дэн Сяопина по сравнению с политикой М.С.Горбачева, писал: «Надо было, видимо, стране идти по китайскому варианту. То есть постепенно изменять экономическую ситуацию и уже потом, через стабильную экономику, постепенно переходить к идеологическим изменениям. То есть тот самый китайский вариант, который был предложен и реализован мудрым государственным деятелем Дэн Сяопином»
В Китае говорят: «Нельзя остановить течение реки ударом меча, как невозможно упрятать ветер в мешке». Так и реформация китайского социализма, начатая по инициативе Дэн Сяопина, будет продолжаться и в наше время…

Ху Цзиньтао: "Необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой"

Тридцать лет прошло с того момента, когда настрадавшийся от бесконечных экспериментов и идеологических компаний Китай встал на путь кардинальных экономических и социальных преобразований, опиравшихся не на амбициозные устремления и утопии, а на прагматичный расчет и реалии рыночных отношений. Этот курс получил название "политика реформ и открытости". Стратегическое решение о начале его проведения было принято на 3-м пленуме ЦК Компартии Китая /КПК/ 11-го созыва, проходившем 18-22 декабря 1978 года.

После образования КНР в 1949 году страна прошла сложный путь. Пришедшие к власти в Поднебесной коммунисты под руководством Мао Цзэдуна провели крупные экономические реформы, заложили основы нового народного хозяйства и создали с помощью СССР целый ряд новых отраслей. Затем Китай пережил множество потрясений, связанных с ложными подходами к построению социалистической модели государства. Среди них было и форсирование темпов роста экономического развития в ходе "большого скачка" /1958-1960 гг./, и "великая пролетарская культурная революция" /1966-1976 гг. /, усугубившая кризис народного хозяйства и на долгое время задержавшая развитие страны. В конце 1970-х годов многие действия руководства того времени были признаны ошибочными и подвергнуты критике, а общая линия развития пересмотрена в пользу начала проведения качественно нового курса экономических преобразований.

Главным инициатором и теоретиком новой генеральной линии развития страны считается Дэн Сяопин, которого называют "архитектором китайских реформ". Этому человеку удалось не только положить начало возрождению Поднебесной, но и на многие годы вперед определить основные принципы стадиального внедрения рыночных элементов в функционирование национальной экономики при сохранении руководящей роли Компартии Китая.

За 30 лет, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства может за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира.

Годовщина политики реформ и открытости почти совпала с другим событием – проведением в КНР в августе 2008 года Олимпийских игр, которые стали демонстрацией международного авторитета Китая и его способности устраивать крупные международные мероприятия.

18 декабря в Доме народных собраний в центре Пекина состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию китайских реформ. Участие в нем приняли представители высшего руководства страны, включая председателя КНР Ху Цзиньтао. Его выступление перед собравшимися в зале транслировалась в прямом эфире центрального телевидения и увидеть его смогла многомиллионная зрительская аудитория.

"Политика реформ и открытости является важнейшей особенностью новейшего периода истории. Ее цель – развитие производственных сил, осуществление модернизации страны, а также улучшение жизни народа", – сказал председатель КНР. Он подчеркнул, что "за последние 30 лет политика реформ и открытости была движущей силой развития", а также обозначила "переломный момент в новейшей истории страны". "Благодаря решениям, принятым 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва, был осуществлен великий перелом, имеющий далеко идущее значение в истории партии после образования Нового Китая, и открыт новый исторический период реформ и открытости страны. 3-й пленум был проведен в важный исторический момент, когда перед партией и государством встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Под руководством Дэн Сяопина и при поддержке других революционеров старшего поколения на нем началось всестороннее исправление "лево"-уклонистских ошибок, совершенных в период "культурной революции" и до ее начала", – отметил глава государства. По его словам, на пленуме было принято стратегическое решение о переносе центра тяжести работы партии и государства на экономическое строительство, проведение политики реформ и открытости.

"Самая яркая особенность нового периода -- реформы и открытость. Их цели заключаются в раскрепощении и развитии производительных сил, осуществлении модернизации страны, обеспечении зажиточного уровня жизни населения и возрождении великой китайской нации. Проведение политики реформ и открытости также имеет целью самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой".

"Реформы и открытость отвечают чаяниям партии и народа, соответствуют течению эпохи, направления и путь реформ и открытости вполне оправданы, успехи и заслуги в их проведении не подлежат отрицанию, застой и движение вспять являются тупиком", – сказал он.

"Резюмируя исторический опыт, приобретенный КПК за 30 лет проведения политики реформ и открытости, его можно кратко определить как соединение основополагающих положений марксизма с конкретными реалиями Китая, выбор собственного пути развития и построение социализма с китайской спецификой. Этот опыт является бесценным сокровищем, которое все члены партии должны ценить и сознательно применять", – сказал он.

В выступлении на торжественном собрании, посвященном 30-летию китайских реформ Ху Цзиньтао подчеркнул, что "достигнутые в сегодняшнем Китае блестящие успехи в борьбе с нищетой, ускорении процесса модернизации, укреплении и развитии социализма свидетельствуют о силе и значении марксистской теории, а также победе диалектического и исторического материализма". По словам председателя КНР, "только социализм может спасти Китай, только реформы и открытость могут развивать Китай".

"В новой международной и внутренней обстановке необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой, открытый за период после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва", – сказал Ху Цзиньтао. Говоря о внешнеполитических проблемах, Ху Цзиньтао подчеркнул, что КНР активно развивает международные обмены и сотрудничество, внося важный вклад в мировое экономическое развитие.

Глава государства отметил, что благодаря экономическим реформам ВВП Китая вырос с 364,5 млрд юаней /53,6 млрд долл. / в 1978 году до 24,9 трлн юаней /3,67 трлн долл./ в 2007 году. При этом удалось решить проблему обеспечения страны продовольствием. За тот же период, подчеркнул Ху Цзиньтао, общий объем внешнего товарооборота КНР увеличился с 20,6 млрд долл. до 2,1 трлн долл.

Коснулся Ху Цзиньтао в своей речи и линии, которую Китаю следует проводить в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса. По его словам, КНР необходимо продолжать курс на проведение политики реформ и открытости, обеспечить стабильность развития национальной экономики.

Сухие выкладки из выступления председателя КНР справедливости ради следует подкрепить конкретными цифрами, отражающими успехи страны, проделавшей большой и сложный путь кардинальных преобразований. С начала проведения реформ средние ежегодные темпы экономического роста составляли порядка 9,8 проц., доля экономики Китая в мировом объеме выросла с 1,8 проц. в 1978 году до 6 проц. в 2007 году. При этом экспорт достиг 1 трлн 218 млрд долл., а положительное торговое сальдо – более 260 млрд долларов. Китай занимает первое место в мире по объему валютных запасов – 1 трлн 332 млрд долл. / в 2007 году/. В настоящее время Китай является одним из самых динамично развивающихся и наиболее привлекательных инвестиционных рынков мира. Этому способствует дешевая рабочая сила /в стране проживает 25 проц. мировой рабочей силы/ и развитая производственная база. Прямые инвестиции в 2007 году составили 74,7 млрд долларов.

Китайское общество в условиях глобального экономического кризиса

2008 год останется в истории КНР как очень противоречивый. В первую очередь, он, наверное, запомнится большинству китайцев как год проведения Пекинской олимпиады, которая стала для народа символом крупномасштабной модернизации страны, свидетельством ее небывало быстрого экономического развития. Олимпийским духом на протяжении ряда последних лет было пронизано, как кажется, любое крупное китайское начинание, а успехи спортсменов из КНР, подаривших стране заветное командное первое место, станут на многие годы примером для подражания грядущих поколений.

С другой стороны, уходящий год ознаменовался для китайцев чредой небывалых потрясений. Настоящим шоком для них стали прокатившиеся в марте масштабные беспорядки в Тибете и жесткое давление под этим предлогом на Пекин со стороны западных стран, начавших активно спекулировать на теме бойкота Игр. Природные катаклизмы обрушивались на КНР в 2008 году один за другим, а пиковой нагрузкой стало разрушительное землетрясения в провинции Сычуань, унесшее почти 80 тыс. жизней и поставившее регион на грань экономической катастрофы.

Олимпиада в августе заставила на время забыть о предшествующих трагических событиях. Но сейчас, по прошествии нескольких месяцев, олимпийская эйфория понемногу идет на убыль, а накопившиеся в КНР социально- экономические проблемы требуют решения. В Китае с его 1,3 млрд населения, огромным имущественным расслоением, диспропорцией в развитии сельских и городских районов, приморскими и внутренними провинциями, возникающими вследствие стремительного роста масштабными социальными и экономическими "перекосами", общественные противоречия всегда были очень остры. Но в период, когда темпы роста ВВП измерялись двузначными числами, правительству удавалось достаточно эффективно их решать. Сейчас весь мир вступил в период замедления экономического роста и рецессии. Этих проблем, очевидно, не удастся избежать и КНР. Согласно прогнозу Всемирного банка в 2009 году китайская экономика вырастет не более, чем на 7,5 проц., что значительно ниже достижений последнего десятилетия -- 10-11 процентов. Уже сейчас из южного и восточного Китая поступают сведения о десятках тысяч разорившихся экспортных предприятий, по которым мировой финансовый кризис ударил в первую очередь. Сокращение спроса в развитых странах начинает оказывать серьезное негативное влияние на китайских экспортеров, за счет дешевых товаров которых этот спрос в последние годы и удовлетворялся.

Мировой кризис бьет, в основном, по наиболее уязвимым средним и малым предприятиям, на каждом из которых работает от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Но именно они обеспечивают занятостью огромное количество трудоспособного населения Китая. В предыдущие годы до 70 проц. новых рабочих мест в КНР ежегодно создавалось именно в этом секторе. Поэтому сейчас экономические неурядицы создают угрозу серьезного роста безработицы и, как следствие, социальной напряженности.

Так, 25 ноября в городе Дунгуань провинции Гуандун сотни рабочих фабрики по производству игрушек, где начались массовые сокращения, устроили беспорядки в знак протеста против недостаточной компенсаций при увольнениях. Компания обещала предоставить каждому уволенному компенсацию в размере одного месячного жалования, что в среднем составит менее 1 тыс. юаней /143 долл./. Такая ситуация не устроила людей, многие из которых проработали на фабрике по 10 лет. К месту, где собрались протестующие, быстро было направлено около тысячи полицейских, которые попытались разогнать толпу. Недовольство собравшихся этой акцией вылилось в беспорядки и столкновения с полицией. Разъяренная толпа перевернула несколько патрульных машин, разбила по меньшей мере четыре полицейских мотоцикла, были выбиты стекла в офисном здании компании.

Массовые волнения прокатились в ноябре в различных регионах КНР среди таксистов, недовольных своим финансовым положением. Начавшиеся 3 ноября в юго-западном городе Чунцине мирные выступления водителей такси, протестовавших против недостаточного снабжения их топливом, высоких штрафов со стороны таксомоторных парков и конкуренции со стороны водителей, занимающихся частным извозом без лицензии, внезапно переросли в беспорядки и сопровождались насилием. Было разбито более сотни автомобилей, в том числе, несколько полицейских машин. Бастующий таксисты блокировали центр гигантского мегаполиса, останавливали проезжающие автомобили и высаживали из них шоферов и пассажиров. Полиция была вынуждена прибегнуть к жестким мерам, арестовав наиболее активных участников выступлений. По сообщениям центральной и местной прессы, в урегулировании инцидента принял личное участие секретарь чунцинского парткома, член Политбюро ЦК КПК Бо Силай, встретившийся с представителями бастующих, что в целом нетипично для китайской политической реальности. В итоге власти пообещали пойти навстречу некоторым требованиям таксистов.

С перерывом буквально в несколько дней аналогичные выступления водителей такси прошли в городе Санья провинции Хайнань, городах Гуанчжоу и Шаньтоу провинции Гуандун.

Об ухудшении ситуации в сфере занятости заявил министр труда и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь. Он констатировал, что начиная с октября в стране наблюдается рост числа безработных. За последние 10 месяцев оно увеличилось на 10,2 млн. человек, то есть на 4 проц. К концу 2008 года, по его словам, этот показатель, который не учитывает безработицу среди рабочих мигрантов, по самым приблизительным подсчетам, составит порядка 4,5 процентов. Как заявил министр, хотя ситуация в текущем году пока в целом стабильна, в 2009 году возможны новые трудности. По предварительным прогнозам, в 2009 году искать пути выхода на рынок труда начнут порядка 24 млн человек, включая выпускников высших учебных заведений, что практически вдвое превышает возможности городов в плане трудоустройства квалифицированной рабочей силы. Правительственные агентства по трудоустройству, обещает Инь Вэйминь, попытаются найти для них места в частном секторе, либо будут предлагать, в частности, выпускникам вузов, работу в малоразвитых отдаленных районах страны.

Отдельным источником беспокойства для правительства становится армия рабочих мигрантов -- людей, имеющих сельскую прописку, которых привлекают на сезонные работы, в основном в строительство в крупных городах и экономически развитых провинциях. Последние статистические данные говорят о том, что число таких людей в КНР достигает 200 млн, что сравнимо с населением крупной страны. Продолжающаяся уже несколько месяцев в Китае стагнация на рынке недвижимости значительно замедлила темпы строительства и оставила многих строителей без возможности заработка. Только в одной провинции Цзянси из 6,8 млн. рабочих мигрантов 300 тыс. приняли решение в середине ноября вернуться в родные края. Однако в деревнях, где они живут, работы нет, а земельные участки, которые большинство из этих людей обрабатывали до того, как стать наемными рабочими, зачастую уже отданы в пользование другим фермерам или выделены под строительство. Такая ситуация опасна возникновением большого количества серьезных социальных противоречий, так как споры за землю в последнее время стали источником наиболее острых общественных конфликтов.

Так, в середине ноября в северо-западной провинции Ганьсу возникли массовые выступления, потребовавшие от властей применения решительных мер. Беспорядки произошли в городе Луннань, где группа жителей протестовала против сноса их домов и отторжения земельных участков под строительство транспортной магистрали. Как сообщало агентство Синьхуа, к демонстрантам присоединились другие жители, после чего около тысячи участников манифестации стали громить автомобили на улицах и попытались взять штурмом здание городской администрации. Когда к месту инцидента была вызвана полиция, начались столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В создавшейся обстановке полиция была вынуждена применить силу для разгона зачинщиков беспорядков. В результате столкновений пострадали десятки человек, среди которых – манифестанты, чиновники из мэрии и полицейские.

Особую озабоченность по поводу перспективы роста социальной напряженности высказал недавно член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, занимающий пост секретаря политико-юридической группы ЦК и курирующий работу всех китайских органов безопасности. "В условиях ухудшающейся экономической ситуации местные власти должны активно работать над преодолением последствий финансового и экономического кризиса и принимать все меры для достижения экономического прогресса, улучшения жизни людей и поддержания социальной стабильности", – заявил он со страниц центральной печати.

Ряд экспертов также отмечают возможность обострения в Китае межэтнических противоречий на фоне общего роста социальной напряженности. Именно с этим западные и гонконгские наблюдатели связывают изменения в организационной структуре частей вооруженной народной полиции /ВНП/ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе /СУАР/, где весьма активно действуют исламистские террористические группировки. Как сообщило агентство Синьхуа, должность командующего войсками вооруженной народной полиции в СУАР теперь приравнена к командующему армией, что, по мнению экспертов, свидетельствует о наращивании частей ВНП в Синьцзяне.

Иван Каргапольцев, Артем Чуркин корреспонденты ИТАР-ТАСС в Пекине

С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.

Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.

Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.

Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.

В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.

В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.

Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.

В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.

Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.

В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.

В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).

С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В.Г. ГЕЛЬБРАС

30 лет реформ открытости Китая

В декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, открывшее эпоху "реформ и открытости". Новая политика проводилась постепенно, в ходе поисков путей и форм ее реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось, порой существенно, менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходивших в стране и в мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами "историческими".

Этапы социально-экономического обновления страны

Первый этап охватил 1979-1984 гг. Главное его достижение - упомянутый пленум ЦК КПК объявил о завершении "культурной революции" и переходе к решению актуальных проблем развития страны. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной "культурной революции", но никаких новаторских мер, не говоря уже о революционных преобразованиях, пленум не предусмотрел. На нем был провозглашен лишь категорический отказ от идейно-политических догматов партии периода "культурной революции". В центр деятельности поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, "подобных революции".

Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. Пленум потребовал, по сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978 г., "в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу". Дэн Сяопин был радикальнее: "Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше" (агентство Синьхуа, 20 марта 1978 г.).

Тем временем в стране началось стихийное крестьянское движение. По официальным данным тогда голодало 250 млн крестьян и, вероятно, не меньшее их число вы-

Гелъбрас Виля Гдалиевич - доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

нуждено было вести полуголодное существование. Крестьянство добивалось отказа от уравнительного распределения результатов труда в рамках "коммун" и перехода к уравнительному распределению земельных угодий. Власти долго не могли согласиться с этим требованием. Уж очень оно противоречило марксистско-ленинским догматам и идеологии партии. Однако, убедившись в положительных результатах крестьянской инициативы, в 1984 г. партия объявила о закреплении подрядных земельных наделов за крестьянскими дворами. "Коммуны", "большие", "малые" бригады были распущены. Тем самым преданы забвению былые представления о "народных коммунах" как готовой форме перехода к коммунизму.

Восстановлены волостные органы власти. Вместо дарованной в результате аграрной реформы собственности на землю крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных земельных участках. Сама земля вне городов была объявлена собственностью "коллектива сельских жителей". Это понятие не конкретизировано до сих пор. Сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

Второй этап охватил 1984-1992 гг. В 1984 г. была конкретизирована стратегическая задача роста экономики. К концу столетия намечено добиться увеличения ВВП в 4 раза и обеспечить выход Китая в состав ведущих экономик мира.

Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом "план - главное, рынок - вспомогательное". На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда частным лицам.

Расширены права государственных предприятий. Им разрешено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена "двухуровневая" система цен: государственных, плановых, и договорных, рыночных. Эти нормы вызвали появление разнообразных отношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями, но одновременно - распространение спекулятивных и незаконных предпринимательских операций, способствовавших быстрому росту цен.

Государство взяло курс на резкое увеличение темпов роста экономики. Подъем сельскохозяйственного производства, сбор в 1984 г. максимальных объемов основных культур стали мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни страны, заметного повышения уровня жизни населения, прежде всего крестьянства. В страну ввозится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. В 1987 г. на три года раньше намеченного срока ВВП увеличен в 2 раза по сравнению с 1980 г. Тем самым была достигнута первая важная стратегическая цель.

Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989 г. вспыхивают волнения населения. Наиболее крупная демонстрация на площади Тяньаньмэнь в Пекине подавляется с помощью армии. 1989-1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем.

Третий этап охватывает 1992-2002 гг. В 1992 г. происходит отказ от ориентации на "планово-товарную" экономику. Страна переходит к строительству "социалистической рыночной экономики" и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются районы по

производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. В эти же районы направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Ориентация деятельности предприятий на удовлетворение потребностей в первую очередь зарубежного рынка вызвала множество перемен в системе освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникла система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование под лозунгом "Идти вовне!". Начинается экспорт капитала.

Экспортная ориентация экономики потребовала концентрации гигантских средств на создании и расширении районов экспортного производства. Его наращивание привело к превращению экспорта в один из главных устоев роста экономики. В то же время произошла задержка роста экономики во внутренних регионах, нацеленной на удовлетворение внутреннего спроса и внутреннего рынка. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы.

В 1995 г. на пять лет раньше намеченного срока ВВП был снова увеличен в два раза. Тем самым была реализована очередная стратегическая цель роста экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства приступили к освобождению от излишнего персонала. Возникла необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями разных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получили возможность поиска работы в городах. Возникли мощные миграционные потоки внутри страны.

Четвертый этап датируется 2002-2008 гг., которые ознаменовали собой начало новой стадии индустриализации. С одной стороны, продолжает реализовываться стратегия "Идти вовне!" с наращиванием экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности оказалось скованным из-за неразвитости внутреннего рынка.

Вступление Китая в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, в ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально приступил к "транснациональному хозяйствованию", формированию собственных транснациональных корпораций, к активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Одной из таких мер явилось заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли.

С середины 1990-х гг. велась работа по созданию "системы современных предприятий". Ее цель и содержание определялись потребностями преобразования государственных предприятий как ячеек единого государственного планового хозяйства в самостоятельные хозяйствующие структуры, находящиеся в собственности государства. В марте 2003 г. был сформирован Госкомитет по контролю и управлению государственным имуществом в составе Госсовета КНР. Его органы образованы на пров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Комплексные проблемы общественных наук»

  • РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ КНР

    ЧЭНЬ ХАО - 2012 г.

  • ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БУДУЩЕМ

    ЧЖАН БЭЙБЭЙ - 2007 г.

  • СИНОФОБИЯ - РУСОФОБИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ

    ЯНКОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - 2010 г.

  • КИТАЙ. ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ УЙГУРЫ

    ГЕЛЬБРАС ВИЛЯ ГДАЛИВИЧ - 2010 г.