Состояние и развитие энергосистемы грузии. Состояние и развитие энергосистемы грузии Энергосистема грузии

С целью повышения надежности транзита и энергобезопасности национальных потребителей «Грузинская нефтяная и газовая корпорация» («GOGC») в 2014 г. приступила к изучению возможностей строительства на территории нефтяного месторождения «Самгорского южного свода» подземного хранилища газа мощностью 230-250 куб. м, что составляет примерно ¼ годового потребления газа РГ.

Предварительные сроки начала строительства ПХГ - 2018 г., окончания работ - 2020 г. Стоимость данного объекта оценивается более чем в 250 млн. долл. США. Предполагается, что проект будет финансироваться как из собственных средств «GOGC», так и с привлечением иностранного капитала.

Хранилище газа может использоваться не только для создания запасов топлива, но и в ходе реализации различных схем транзита и торговли газом, например, при экспорте сырья из Ирана через территорию Армении и Грузии, обменных поставках энергоносителей с участием компаний Ирана, России, Туркмении и Армении и др.

Электроэнергетика . В секторе генерации РГ доминируют средние и малые гидроэлектростанции. Большинство из них способны функционировать в круглогодичном режиме. В 2016 г. суммарная мощность 59-ти ГЭС составила 2,7 ГВт, трех тепловых электростанций - 700 МВт. В структуре производства электроэнергии на долю ГЭС приходилось около 78%, ТЭЦ - 22%. Гидропотенциал страны освоен примерно на 25%, поэтому РГ располагает возможностью создания 30-40 ГВт новых мощностей.

В 90-е годы правительство реформировало отрасль, разделив ее на сектор генерации и сетевое хозяйство. На фоне деградации экономики это привело к системным неплатежам по всей торгово-производственной цепочке: потребитель - распределительная компания - генерирующие предприятия. В условиях действия низких тарифов генерирующие компании не могли компенсировать затраты.

В 2003 г. правительство, пришедшее к власти после «революции роз», признало данную систему неэффективной и разрешило предприятиям осуществлять вертикальную интеграцию. В 2006 г. в тарифную политику были внесены изменения. Цена электроэнергии стала зависеть от времени суток и объемов потребления, платежная дисциплина улучшилась. Предпринятые меры позволили улучшить инвестиционный климат в отрасли и продолжить распродажу собственности. Некоторые зарубежные компании проявили высокую активность в приобретении грузинских активов. Так, чешская фирма «EnergoPro» «скупала все, что плохо лежит» и в итоге превратилась в крупнейшую энергетическую компанию Грузии. Единственный объект, который остался неприватизированным, - это достаточно крупная «Ингурская ГЭС».

Отметим, что «Ингурская ГЭС» (1,3 ГВт) является самой крупной гидроэлектростанцией на Кавказе. Она была построена в 70-х годах прошлого века. После событий 90-х годов плотина «Ингури ГЭС» оказалась на грузинской стороне, система генерации - в Абхазии. Уже более 25 лет ГЭС находится в совместном пользовании Грузии и Абхазии, при этом 40% электроэнергии потребляет Абхазия, 60% - Грузия. В 2015 г. из-за критически слабого наполнения чаши водохранилища, впервые за последние 40 лет, возникла угроза отключения потребителей Абхазии.

В первой половине 2000-х годов правительством РГ был взят курс на восстановление базовых ГЭС и тепловых электростанций, составляющих основу отрасли, и постепенное развитие децентрализованных объектов генерации - гидроэлектростанций, ветроэнергетических установок, термальных, солнечных, угольных и газовых электростанций малой мощности, располагающихся в регионах, где это экономически целесообразно.

Программа реконструкции крупных электростанций и их инфраструктуры осуществлялась при поддержке международных финансовых институтов. В период с конца 90-х до середины 2000-х годов на эти цели было израсходовано около 700 млн. долл. США, поступивших в страну в виде кредитов «Всемирного Банка» и «Европейского банка реконструкции и развития» .

В 2011-2015 гг. внутреннее производство электроэнергии стабильно увеличивалось. По годовым показателям выработка превышала потребление, но в зимние месяцы, ввиду сезонности работы гидроузлов, традиционно возникал дефицит данного энергоресурса. Нехватка восполнялась поставками из России по высоковольтным линиям передачи ВЛ 500 кВ «Кавкасиони» и ВЛ 220 кВ «Салхино», Азербайджана - по ВЛ 500 кВ «Мухранис Вели» и ВЛ 330 кВ «Гардабани», Армении - по ВЛ 220 кВ «Алаверди». В 2020 г. ожидается рост спроса на данный энергоноситель на 70%-75% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г.

Во втором десятилетии страна приступила к более активным действиям по развитию энергетики путем создания децентрализованных систем генерации, наметив соответствующие программы и изменив подходы к регулированию отрасли, взяв за основу принципы и нормы ЕС. В 2015 г. начато строительство 17-ти ГЭС суммарной мощностью 820 МВт. Всего в ближайшие 10-15 лет намечено создать до 60-ти гидроэлектростанций суммарной мощностью около 4ГВт с целью полного отказа Грузии от тепловой генерации. Строительством гидроузлов и развитием сетевого хозяйства РГ занимаются как национальные компании, так и предприятия Турции, Норвегии, Индии, Чехии, Китая, России и др.

В настоящее время интерес иностранных инвесторов к гидроэнергетике обеспечивают либеральное законодательство, низкая цена выработки электроэнергии по сравнению с аналогичным показателем в соседних государствах (в первую очередь в Турции) и возможность поставок данного энергоресурса за рубеж без существенных административных ограничений.

Республика Грузия экспортирует электроэнергию собственного производства (в том числе по схемам, предусматривающим возмещение импорта), обеспечивает ее транзит в соседние государства. В 2011-2015 гг. в структуре экспорта электроэнергии на долю России приходилось более 50%, Турции - 30%, Армении - 15%.

В таблице и на рисунке приведены данные, характеризующие ситуацию на национальном рынке электроэнергии.

Таблица Производство, потребление и внешняя торговля электроэнергией Грузией в 2011-2015 гг., ТВт*ч

Год/Показатель

Потребление

Производство

Баланс

Импорт

Экспорт

2011 г.

10,1

2012 г.

2013 г.

10,1

2014 г.

10,2

10,4

2015 г.

10,4

10,8

2018 г.*)

14,7

2020 г.

16,1

Источник: составлено по данным «Национального Инвестиционного Агентства Грузии», URL : https://www.investingeorgia.org/ru/keysectors/energy , « USAID », URL : http :// pdf . usaid . gov / pdf _ docs / PA 00 JZZT . pdf .

Одновременно с сектором генерации развивались электрические сети, укрепляющие каркас отрасли и расширяющие связи с соседними государствами. В 2012-2014 гг. было завершено строительство магистральных ЛЭП высокого напряжения, соединяющих энергосистемы Грузии и Азербайджана (ВЛ 50 кВ), Грузии и Турции (ВЛ 400 кВ, мощность 860 МВт).

В дальнейшем предполагается наращивать пропускную способность межсистемных ЛЭП с целью повышения надежности энергообеспечения внутренних потребителей и увеличения объемов трансграничных поставок. В период до 2020 г. планируется расширить мощности передачи Россия-Грузия и Грузия-Армения. Для владельцев генерирующих объектов Грузии привлекательным рынком сбыта является соседняя Турция, испытывающая нехватку электроэнергии в летние месяцы, поэтому в ближайшие годы намечено построить новую линию электропередач высокого напряжения «Батуми-Муратли» ВЛ 154 кВ мощностью 350 МВт.

После выполнения Республикой Армения программы по развитию национальной ЕЭС (в 2021-2015 гг.) и расширению на своей территории энергетического коридора «Север-Юг» пропускной способностью 1 ГВт, Грузия может стать участником транзита электроэнергии из Ирана, Армении и России в страны объединенной Европы.

В период до 2022 г. пропускную способность линий электропередач, соединяющих Грузию и Азербайджан, увеличивать не планируется. В таблице приведены данные о мощности трансграничных ЛЭП Республики Грузия.

Таблица. Мощность трансграничных систем передачи электроэнергии Республики Грузия в 2016-2022 гг., МВт.

Страна/Показатель

2016 г.

2018-2022 гг. (прогноз)

Планируемое увеличение

Россия

1860

1000

Турция

1560

Азербайджан

1200

1200

Армения

Источник: Национальное Инвестиционное Агентство Грузии , URL : https :// www . investingeorgia . org / ru / ajax / downloadFile /875/ Investment _ Opportunities _ in _ Energy _2016.

В электроэнергетике страны ведущие позиции занимают « EnergoPro-Georgia » (Чехия), «Теласи» (Россия-Грузия), « SC Kakheti Energy Distribution » (с 2008 г. - дочерняя компания литовского концерна « Concern Achema Group »), холдинг «Georgian Industrial Group».

Компания «EnergoPro-Georgia» (филиал «EnergoPro», владеет десятками электростанций в Болгарии, Турции и Чехии) контролирует около 70% электросетей РГ и является собственником 15-ти средних и малых гидроэлектростанций и одной газовой ТЭС суммарной мощностью 469,25 МВт (около 14% генерирующих мощностей Грузии).

В активе российского холдинга «Интер РАО» - две гидроэлектростанции «Храми-1» (113 МВт) и «Храми-2» (114 МВт) и 75% доли в уставном капитале распределительной компании АО «Теласи» (25% - у правительства страны). Предприятие АО «Теласи» управляет электрическими сетями суммарной протяженностью около 5 тыс. км с числом абонентов более 450 тыс. и обслуживает столичный регион, поставляя в г. Тбилиси о область около 80% электроэнергии, потребляемой городским конгломератом. Компания АО «Теласи» во время событий 2008 г. проявила лояльность к правительству РГ, поставляя электроэнергию на объекты, вовлеченные в военные действия, равно как Грузия в тот период времени не решилась на прекращение поставок электроэнергии в Россию. Развитие делового сотрудничества в формате « business as usually » вполне соответствует логике и принципам экономической политике страны.

Предприятие « SC Kakheti Energy Distribution » находится под «зонтиком» многопрофильного холдинга «Concern Achema Group» (Литва). Одно из направлений развития «Concern Achema Group» - солнечная и ветроэнергетика.

Промышленный холдинг «Georgian Industrial Group» («GIG») занимается такими видами деятельности, как: производство, передача и распределение электроэнергии, добыча каменного угля на месторождение «Ткибули-Шаорском» месторождении (в планах компании увеличить добычу до 1 млн т в год), торговля углем и газом, в том числе с использованием сети газонаполнительных станций. В секторе генерации «GIG» контролирует несколько газовых электростанций суммарной мощностью 600 МВт, ГЭС (49 МВт) и угольных станций малой мощности (13 МВт). В национальном производстве электроэнергии на долю «GIG» приходится 20%.

Планы развития холдинга предусматривают значительное увеличение угольной генерации (на 300 МВт), строительство ветропарков (50 МВт) и ГЭС (50 МВт). В газовом секторе предполагается создать новые хранилища и расширить сеть газонаполнительных станций. В октябре 2016 г. руководство холдинга «GIG» и представители «Dongfang Electric Corporation» (Китай) подписали несколько протоколов о намерениях и соглашений, предусматривающих увеличение притока китайских инвестиций в энергетику Грузии, строительство электростанций и силовых сетей, поставку оборудования (котлов, турбин и др.) .

Потребление энергоносителей . В 90-е годы удельное потребление первичной энергии резко снизилось. Негативная тенденция была сломлена в первом десятилетии и к 2014 гг. данный показатель увеличился почти в два раза - с 650 кг/человека до 1,1 т/человека. Не большой вклад в рост удельного энергопотребления внесло сокращение на 16% численности населения - с 4,42 млн. до 3,72 млн. человек. Соответствующие данные приведены на рисунке.

Рисунок Удельное потребление энергии и численность населения (правая ось) Республики Грузия в 2000-2014 гг.

Источник : World Bank, URL: http://data.worldbank.org/indicator/EG.USE.PCAP.KG.OE?locations=GE&name_desc=false&view=chart.

В 1995 г. в структуре расходной части энергобаланса по приблизительным подсчетам на долю природного газа приходилось около 54%, нефти и нефтепродуктов - 35%, ГЭС - 8%, древесное топливо - 3%. В 2015 г. удельный вес газа и нефти/нефтепродуктов сократился почти на 10 п.п. - до 43% и 27% соответственно. Освободившиеся ниши заместились гидроэнергией, биомассой, в меньшей степени - углем и геотермальной энергией (таблица).

Показатель

Кол-во, тыс. т н.э.

Доля суммарного потребления, %

Газ

2016,5

42,7

Нефтепродукты/нефть

1272,2/14,7

26,9/0,3

ГЭС

726,9

15,4

Биомасса

398,3

Уголь

271,8

Геотермальная энергия

18,5

В структуре спроса на первичную энергию в отраслевом разрезе на частные домовладения и транспорт приходится около 60%. Примерно одинаковые показатели для промышленности и сектора услуг -17%-18%. Доля сельского хозяйства минимальна - 3%. (таблица).

Таблица. Структура спроса на первичную энергию в Республике Грузия в 2012 г.

Сектор экономики

Удельный вес, %

Домашние хозяйства

Транспорт

Промышленность

Коммерческий сектор

Прочие

Сельское хозяйство

Формально (производство минус потребление) за счет собственной нефтедобычи добычи Грузия могла бы полностью обеспечивать внутренние потребности не только химической отрасли, но и транспортного сектора, но в РГ, как уже отмечалось, отсутствуют крупнотоннажные НПЗ.

В 2010 г. в страновом разрезе наибольшая доля суммарных продаж нефтепродуктов принадлежала Азербайджану (41%), Румынии (26%) и Болгарии (21%). Аналогичный показатель для Греции был минимальным - 6%. В 2015 г. в лидеры вышла Румыния (52%), Болгария переместилась на вторую позицию, увеличив долю рынка на 7 п.п (до 28%), а удельный вес Азербайджана снизился почти в два раза - до 20%. Среди других поставщиков находились Россия и Туркмения.

Российская Федерация в 2013-2015 гг. планомерно наращивала ввоз нефтепродуктов, которые приобрели популярность из-за более низкой цены при сопоставимом качестве (ввоз осуществляется морским транспортом, затем - по железной дороге через территорию Азербайджана). В 2016 в грузинском рейтинге поставщиков наша страна заняла второе место. Данные, характеризующие импорт нефтепродуктов РГ, приведены в таблице.

Показатель/Год

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Структура импорта

в 2016 г., доля в %

Всего

1397,9

1391,5

1432,2

1241,6

1036,5

100,0

Азербайджан

349,5

285,1

251,2

142,3

392,4

37,9

Россия

68,2

118,3

59,6

94,0

176,7

17,0

Румыния

227,3

287,5

283,1

185,3

173,3

16,7

Болгария

194,68

130,12

127,96

100,31

76,32

Туркмения

28,5

44,9

109,8

71,6

Иран

46,2

47,5

34,7

27,1

Турция

12,7

11,7

12,1

14,1

Казахстан

10,4

Прочие

473,1

460,1

581,0

556,9

94,6

национального

хозяйства

плановой экономики на рыночную, как и для всех постсоветских

государств,

происходит

неординарных

условиях,

связанных

объективных

и субъективных причин. Переходный

развития

экономики

оказался для Грузии продолжительным, противоречивым и трудным, так как возникла необходимость не только технического

перевооружения

экономики

внедрения

нового менеджмента,

обновления

отдельных

отраслей

экономики

формирования

промышленных предприятий на принципиально новых началах. Требуется коренное обновление производственных и

технологий.

тяжелейших

условиях

находятся крупные энергоемкие производства, значительная часть которых оказалась не способной функционировать в новых реалиях.

Процесс переходной экономики растянулся во времени

следовало

обусловил

общий экономический кризис. Основными

сложившихся

проблемы обеспечения

энергией

материального

производства. В доперестроечный период хозяйственный комплекс Грузии был, в основном, ориентирован на импорт энергоресурсов. В условиях действующих в тот период низких

энергоресурсы

создавалось

серьезных проблем

развитии

экономики

и энергоемких

производств.

переходе

рыночной экономике,

энергоресурсы

возросли

в среднем в 4-5 раз по сравнению с незначительным увеличением цен на товарную продукцию, во всех сферах материального производства развился тяжелый кризис. Оценить проблемы, возникшие в результате дефицита энергоресурсов, можно, исходя, например, из некоторых

отчетных

энергоэкономических

показателей хозяйственной деятельности страны. Так, в 80-х годах расход энергии на годовое производство внутреннего валового продукта (ВВП) составлял 12-13 млн т у.т., то есть энергоемкость промышленных и других технологий

превосходила

удельные

показатели энергоемкости производства передовых стран мира.

Переход к рыночной экономике выявил и ряд других проблем, отрицательно повлиявших на развитие национальной экономики и однозначно связанных с необходимостью изыскания дополнительного финансирования. Не вызывает сомнения тот факт, что в сфере экономики Грузии, и в том числе ее в рассматриваемый нами период (до 2020 г.) придется целенаправленно решать как минимум

основные

проблемы,

связанные

надежным обеспечением страны энергоресурсами.

Первая проблема - реабилитация в сжатые сроки (за

действующих

позволит

повысить их выработку как минимум на 30 % (с 6,0-6,5 до 8,5-9,0

кВт ч/год)

улучшить

баланс электроэнергии, так как выработка всей энергосистемы не превышает 7,0-7,5 млрд кВт ч.

Вторая проблема - повышение эффективности использования энергии. Здесь должны быть предусмотрены такие мероприятия, как: приведение регулируемого рынка в соответствие с рыночными принципами, стимулирование энергосбережения как за счет налоговых

внедрения

дифференцированных

по времени суток и по сезонам года тарифов на электроэнергию, другие организационные вопросы. В контексте этой проблемы необходимо рассмотреть эффективность

структуры

взаимозаменяемости

энергии, возведение

менеджмента

использования

в ранг государственной энергетической политики.

Третья проблема - создание условий для поэтапного уменьшения импорта энергоносителей с обязательным

интересов

энергетической

безопасности страны. Здесь на передний план должны быть выдвинуты мероприятия по разведке запасов и добыче местного топлива. В результате исследований, проведенных в последние годы совместно с иностранными фирмами,

территории

разведаны

значительные запасы нефти и природного газа, освоение которых, исходя из сегодняшнего состояния регионального энергетического рынка, приобретает стратегическое значение. В

соответствии

развития

экономики страны,

предусмотренными

индикаторным

и мероприятиями,

намеченными

энергетической

политикой страны, в перспективе, наряду с вводом базисных

мощностей

определенный

приоритет должен быть отведен расширению производства электроэнергии на базе новых с суточным и сезонным регулированием.

Технический

потенциал

гидроэнергоресурсов

кВт ч/год

настоящее

время используется менее чем на 10 %. Ввод же новых позволит увеличить этот показатель до 15-16 %. В Грузинском НИИ энергетики и энергетических сооружений (ГрузНИИЭиЭС) разработаны проекты обеспечения энергетической безопасности страны и стратегии развития энергетического хозяйства. В них сформулированы основные ориентиры развития как страны до 2020 г., так и ее топливно-энергетического комплекса (ТЭК). При этом предложены три сценария развития энергетики.

Рассмотрим

названный реалистическим,

основывается

принятых темпах развития экономики (табл.

специфики

электроэнергетики

Грузии, когда значительная часть баланса электроэнергии покрывается за счет сезонных с выработкой в осенне-зимний период лишь 35-40 %, а в весенне-летний -

годового

практики разработки

балансов

необходимо

разработать балансы для каждого сезона года в отдельности.

Это обусловлено тем, что при полной сбалансированности энергии в годовом разрезе (как показано в табл. 2) энергосистема

испытывать

дефицит электроэнергии при ее избытке в системе «лето». Как видно

принятых

темпах ввода мощностей до 2020 г. включительно сбалансировать

потребление

производство

электроэнергии

в осенне-зимний период не представляется возможным. Ввод дополнительных мощностей ТЭС для покрытия этого дефицита кажется неэффективным, так как число часов их использования не превысит 2500-3000. Рациональнее импортировать дефицит зимней базисной энергии за счет экспорта избытка сезонной («летней») и, главное, экспорта в зимний период пиковой энергии ГЭС. Показатели

потребления

приведенные

в табл.1 и 2 на уровне 2005-2020 гг., основывались на следующих принципах.

Промышленность будет развиваться в основном за счет ввода неэнергоемких производств с преимущественным развитием машиностроения, пищевой и перерабатывающей

промышленности,

других относительно малоэнергоемких предприятияй, что существенно уменьшит энергоемкость ВВП. В топливно-энергетическом балансе предусмотрены

значительные

структурные

изменения,

именно: поэтапное развитие инфраструктуры природного газа при

постепенном

уменьшении

нефтепродуктов. Этому

способствовать

увеличение

добычи местного газа, так и льготные его поставки транзитом через

территорию

магистральному

газопроводу Баку-Эрзрум. В 80-е годы в Грузии было производено 13-14, а израсходовано до 17 млрд кВт ч/год (за счет зимнего импорта

потребления

в рассматриваемом реалистическом сценарии будет достигнут лишь к 2020 г. (см. табл. 2). Как видно, рост потребления электроэнергии в стране за период перехода к рыночной экономике приостановился приблизительно на 25-30 лет.

Доля местного твердого топлива в балансе электроэнергии

увеличилась

реабилитации

угольных шахт.

Развитие

позволит

значительно

снизить объем

массивов,

дальнейшем

местного

построить

покрытия базисной нагрузки. Активизируется процесс строительства новых ГЭС, что потребует разработки соответствующих законодательных актов, стимулирующих приток инвестиций. Значительно возрастет доля использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Особое внимание будет уделено вопросам международных обязательств, в том числе и экологическим проблемам. В связи с ожидаемым расширением добычи местных

энергоносителей

осуществлением

перечисленных

мероприятий

потребность

в энергоресурсах будет покрыта за счет собственных запасов

увеличится

будет способствовать

оздоровлению

экономики страны и повышению ее энергетической безопасности. Наряду

рассмотренными

проблемами

для повышения надежности электроснабжения и мобилизации дополнительных энергоресурсов является целесообразным восстановление режима параллельной работы южно-кавказской региональной энергосистемы, которая, помимо технической надежности, обусловит возможность транзита электроэнергии в третьи страны.

разрушились

традиционные связи параллельной работы энергосистем Закавказья и значительно снизилась надежность их функционирования

автономном

Неустойчивыми

оказались технические

параметры

стандарты

электроэнергии, заметно сократились резервы мощностей, резко ухудшились

индустрия

производство

ремонтных

работ. При

одинаковой

пострадали

электроэнергетические структуры и экономика каждой страны. Особое значение в развитии ТЭК Грузии придается проектам магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и магистрального газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум. Наравне с коммерческой ценностью они будут диверсифицировать

источник

исключено, что магистральный газопровод в определенных условиях совместит и функцию газохранилища на случай аварии в системе.

Последовательная реализация отмеченных и экономически доступных иных мероприятий будет способствовать

безусловному

оздоровлению

денежно-кредитных

отношений

энергетическом

стабилизации

обеспечения

энергоресурсами, устойчивому

функционированию

энергокомплекса

и усовершенствованию нормативно-правовых основ.

Развитые страны давно уже осознали важность природных ресурсов и дорожат ими, уделяя большое внимание развитию малой энергетики. Энергетические установки малой мощности работают по всей Европе. Большой потенциал развития малой энергетики существует и в Грузии.
Грузия обладает одним из самых высоких в мире потенциалов в сфере гидроэнергетики. Об этом говорится в стратегии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), разработанной по Грузии.
Как отмечается в документе, Грузия обладает потенциалом для производства 7,3 мегаватт электроэнергии на душу населения в сфере возобновляемой энергетики, что существенно превосходит возможности Норвегии и Канады, имеющих значительные гидроресурсы. Около 320 из 26 тыс. рек Грузии имеют существенный энергетический потенциал.

В настоящее время потенциал местной гидроэнергетики используется лишь на 20%. Огромный неиспользуемый потенциал водных ресурсов – около 80% – обусловлен нехваткой денежных ресурсов на их освоение.

С целью содействия привлечению инвестиций, инвесторам в Грузии предлагается целый ряд льгот в том числе довольно мягкое требование к их собственникам оставлять в Грузии только 20% выработанной электроэнергии; передача инвесторам государственной земли под объекты возобновляемых источников энергии по нормативной цене- отметил генеральный директор АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF) Георгий Бежуашвили.
Правительством страны для поддержки инвестиций и развития сектора возобновляемых источников энергии в 2010 году был создан АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF). Уставной капитал фонда составляет 30 млн. лари.

Министерство энергетики Грузии предлагает инвесторам солидный перечень потенциальных электростанций с предварительно проведенными расчетами для технико-экономического обоснования.
У Грузии есть большой потенциал развития ветровой энергии, среднее количество оценено в 4 млрд кВт.ч. Черное море и географически близкое расположение Каспийского моря, Кавказские горы и Триалетский комплекс — все это создает эффект тоннеля, что позволяет на сравнительно небольших площадках разместить большее количество достаточно мощных ветроэнергетических турбин, что экономически выгодно.
Наибольшим потенциалом ветроэнергетики обладает центральная часть Грузии. В результате проведенных исследований были выявлены несколько площадок для строительства ветровых электростанций. В том числе — Поти, Чорохи, Кутаиси, Мта- Сабуети -1, Мта-Сабуети -2, Гори-Каспи, Каравани Самгори, Рустави. Общая мощность ветростанций может составить 1450 МВт, и годовая выработка — 4160 млн. кВт.ч.
Подробную информацию о перспективных электростанциях, которые Грузия желала бы построить на своей территории, можно почерпнуть на сайте Министерства энергетики Грузии — http://www.energy.gov.ge
Сегодня турецкая сторона изучает возможности ветровой энергетики по всей Грузии.После завершения этой исследовательской работы министерство энергетики объявит конкурс на строительство ветровых станций. Если появится хороший инвестор, то значительная часть энергии, вырабатываемой силой ветра, будет продаваться в Турцию. Это направление развитие тоже весьма приоритетно, ибо направлено на укрепление экспортных возможностей страны.
АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF) отбирает коммерчески выгодные проекты и участвуют в них на начальной стадии (в качестве акционерной компании), а в дальнейшем фонд выходит из проекта, чтобы обеспечить частному капиталу свободу для развития.

В 2016 году Фонд планирует запустить первую ветровую станцию в Грузии. Мощность первой Грузии ветровой станции составит 20 МВт, расходы на 1 МВт установленной мощности — 1,1-1,3 млн. евро, в сумме инвестиции на строительство станции составят от 22 до 26 млн. долларов.

Строительство ветровой станции планируется начать в этом году, станции расположится в Горийском муниципалитете региона Шида Картли (Восточная Грузия).Закупка оборудования и строительных работ, необходимых для ветряной электростанции произойдет за счет финансирования ЕБРР.

В долгосрочной перспективе, после завершения строительства, планируется создать план расширение проекта до 100 МВт, а затем передать проект инвестору. Грузинский фонд развития энергетики также инвестировал в Дарьяльскую ГЭС и ряд проектов по строительству малых ГЭС.

Эксперт по вопросам энергетики и гидроресурсам проекта USAID Гиоргий Чиковани считает, что сегодня в Грузии существует благоприятная инвестиционная среда для развития малых ГЭС. Малыми по грузинскому законодательству являются ГЭС с мощностью менее 13 МВт. В настоящее время при участии Чиковани ведется работа над моделью создания энергетической биржи в Грузии, на которой будут проводиться торги электроэнергией.
По словам Чиковани, необходимо упростить процедуры, чтобы сделать энергетический рынок более привлекательным для местных и иностранных инвесторов. Все это позволит прогнозировать доходы на основе установленных цен, будет содействовать развитие частного сектора в направлении гидроэнергетики, способствует усовершенствованию инструментов торговли и уменьшит инвестиционные риски.
Также Грузия работает над усовершенствованием нормативной базы и приведению ее в соответствие с международными стандартами — согласно европейским директивам.
Как отметил эксперт, после подписания Грузией в Брюсселе соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего вхождение в зону углубленной и всеобъемлющей свободной торговли Европы, Грузия взяла ряд обязательств. Эти обязательства затрагивают и сферу энергетики, в частности разработку энергетической стратегии и политики, развитие конкурентоспособных, прозрачных и эффективных энергетических рынков, энергоэффективное использование энергии, региональное сотрудничество в сфере энергетики и возможное подписание Грузии Договора об энергетическом сообществе и другие. Переговоры о вступлении в Энергетическое сообщество продолжаются, и дата вступления должна быть определена в ближайшем будущем. В случае, если Грузия не подпишет соглашения с Энергетическим сообществом в течение 2 лет, будут проведены новые переговоры, и сроки будут определены новые в соответствии с Соглашением об ассоциации.
Также сделаны шаги в сторону прогресса в сфере энергетики: Документ энергетической политики, который уже представлен в парламенте Грузии, также подписанное между Грузией и Турцией Международное соглашение о сотрудничестве в области энергетики, – отметил Чиковани.
Согласно документу, грузинская и турецкая стороны попытаются совместно запланировать и развить новые проекты генерации, необходимую инфраструктуру и торговлю электроэнергией. Впервые в кавказском регионе, до конца 2016 года будет подготовлен совместный долгосрочный план развития сети передач, связующих Грузию и Турцию. Указанное двустороннее международное соглашение охватывает необходимость усиления работы с точки зрения освоения ресурсов гидроэнергетики, обновляемой энергии, а также эффективности. На основании соглашения, технический оператор турецкой энергосистемы поделится с грузинской стороной своим опытом в ведении процесса интеграции в Объединение операторов систем электропередач Европы (ENTSO-E).
Грузинские производители электроэнергии сегодня продают энергию в Турцию и Армению. Новые ГЭС смогут продавать свою энергию в Турцию через недавно построенный трансформаторный терминал для передачи энергии с ЛЭП напряжением 500 киловольт (старый советский стандарт) на ЛЭП напряжением 400 киловольт (европейский стандарт), который обеспечивает обмен энергией через Ахалцихе-Борчха между Турцией и Грузией.
После завершения строительства терминала у Грузии появилась возможность экспортировать до 700 МВт мощности. Новые линии электропередач с Арменией и Россией находятся в стадии разработки. Если говорить о сложностях для малых ГЭС, объем выработки энергии может быть недостаточен для приоритетного доступа к приграничной торговле.
Препятствиями к сооружению грузинских малых ГЭС является то, что турецкая сторона технически не может предоставить долгосрочные договора купли-продажи мощностей.
По словам технического директора компании «Трансэлектрика», бывшего министра энергетики Грузии Давида Мирцхулава, турецкий рынок — наиболее динамично развивающий и очень привлекательный для продажи электроэнергией, но необходимо развивать и грузинский рынок. В Грузии — дешевая стоимость генерации электроэнергии на ГЭС. Если стране не удастся продавать энергию по существенно более высокой цене в Турции, то для компаний возникнут риски, связанные с низкими ценами на электроэнергию на местном грузинском рынке. Сегодня грузинские владельцы генерации могут реализовывать энергию только с помощью приграничной торговли. Турецкие компании закупают эту электроэнергию и затем сами перепродают внутри страны.
Рынок Турции более совершенен: там создана энергетическая биржа.Сегодня регулирующая комиссия по энергетики Турции выдает лишь краткосрочную лицензию на право поставок электроэнергию – всего на год. Подобные краткосрочные договора являются препятствием для получения финансирования со стороны банков, так как устойчивой гарантией сбыта продукции ГЭС являются лишь долгосрочные договора.
Согласно некоторым исследованиям, цены на турецком рынке выглядят не очень оптимистично. Это связано как с глобальными процессами в экономике, так и с девальвацией турецкой лиры. Но сложности могут возникнуть в течение двух-трех ближайших лет, что естественно повлияет на проекты по малой энергетике, но если рассматривать в долгосрочной перспективе, то именно турецкий рынок остается наиболее привлекательным для продажи электроэнергии. Если оценить в целом, то Грузия сегодня — энергодефицитная страна, ежегодно импортирующая 700- 800 млн. кВт.ч в зимний период из России. Цена закупаемой энергии повышается до 9,2 цента за кВт.ч.
Для улучшения ситуации необходимо строительство крупных ГЭС, которые выдают энергию в период, когда цена максимальна. К примеру, если взять Худони ГЭС сможет выдавать до 700 мВт пиковой мощности. Проект, инвестиционная стоимость которого составляет 1 миллиард долларов, подразумевает строительство ГЭС на реке Ингури в Западной Грузии. В то же время малые ГЭС имеют абсолютно другое назначение и являются подспорьем в общем электроснабжении страны.
При строительстве малых ГЭС существуют экологические преимущества, не затопляются большие площади, но с другой стороны инвесторам и будущим владельцам таких электростанций сложно прогнозировать свои доходы. Анализ ситуации на рынке, дает четкое понимание того, что привлечение капитала – вопрос проблематичный. Впрочем, помочь Грузии и предоставить собственные ресурсы готовы многие финансовые институты. К примеру, крупный инвестиционный фонд Глобал Шульц, который вошел на финансовый рынок Грузии совсем недавно, готов вкладывать в малую энергетику до 100 млн. долларов. Фонд готов войти в капитал, а после 5-6 лет выйти из проекта. На данные проекты готовы выделить деньги и ведущие грузинские банки.
Заместитель директора «Банка Грузии» Муртаз Кикория говорит; «Мы — универсальный банк, который покрывает все сегменты финансирования. В частности, у банка есть большой опыт в финансировании энергетического сектора. По данным за прошлый, 2014, финансовый год, 8,1 процента портфеля кредитов корпоративного банковского обслуживания приходилось на энергетический сектор. На сегодняшний день иностранные финансовые институты Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) и Немецкий государственный банк (KfW) выделили долгосрочные финансовые ресурсы банку для осуществления проектов в сфере возобновляемой энергии – в основном для строительства и реабилитации малых ГЭС. Объем финансирования составил 40 млн долларов».
Основной интерес со стороны инвесторов проявляется к строительству малых ГЭС. В среднем на каждый мегаватт необходимы инвестиции в размере 1 млн. долларов. Создаются совместные компании между иностранными и местными компаниями для осуществления проектов.
Что касается строительства ветровых станций и установки солнечных батарей, то в случае заинтересованности банк готов профинансировать эти проекты. Интерес со стороны инвесторов постоянно растет, и одновременно растет потребление электроэнергии как в регионе, так и внутри Грузии.

Энергетика

С неэффективностью энергетического сектора многие годы сталкивался каждый житель страны. Рассказывает политолог Александр Рондели: «17 февраля 2000 года у меня был тяжелейший инфаркт. Половина четвертого утра. На улице минус девять. Света нет, газа нет, тепла нет, вода только была (хотя и не всегда, потому что насосы отключали). Как в ледяной могиле. На мне два одеяла, пальто. Открыл окно, стучу, зову на помощь. Наконец, с седьмого этажа кто-то пришел со свечками. Приехала “скорая помощь”, сделали кардиограмму, и стало понятно, что нужно ехать в больницу. Но в больницу ехать невозможно: третий этаж, дом старый – довольно высокие этажи, лифт не работает, а в моем состоянии надо лежать. И вот до вечера, до девяти часов, пока свет не включили, меня не могли трогать. И только в половине десятого я оказался в больнице. Еле-еле откачали…»

При советской власти проблем с электроэнергией в Грузии не было. Полноводных рек на территории республики предостаточно, но грузинская энергосистема, естественно, была полностью интегрирована в общесоюзную сеть, и цель автономного обеспечения не ставилась. Свет если и отключали, то в небольших городах и селах на полчаса в последние дни декабря, что объяснялось стремлением энергетиков получить премии за экономию по итогам года.

Положение изменилось в 1993 году. Очевидец вспоминает:

В один из январских дней столица Грузии осталась без света и газа. Можно представить себе шок людей, абсолютно не подготовленных к подобному развитию событий. Это уже потом появятся турецкие газовые фонари, движки, аккумуляторы, баки для воды и прочие микроинфраструктурные прелести. Повезло тем, у кого были керосинки, ну а другие, самоорганизовавшись, вышли во дворы, нарубили дров и стали готовить еду, чтобы накормить детей. Сразу же появились перебои с хлебом и выстроились огромные очереди… Первые массовые выступления в столице Грузии начались осенью 2000 года, когда население перекрыло улицы с требованием «света и тепла». По сути, это были первые массовые выступления после начала девяностых. Правительство отреагировало почти мгновенно: уже со следующей весны перебои с электроэнергией в столице Грузии прекратились, правда, вся остальная Грузия так и оставалась без света.

Реформировать энергетику в Грузии пытались еще в начале 1990-х годов. Тогда попробовали адаптировать европейский образец, для чего законодательно ввели запрет на вертикальную интеграцию и прямые договоры между участниками рынка.

В Великобритании, где при Маргарет Тэтчер была разработана эта схема, есть общий пул, откуда участники черпают электроэнергию и за это платят деньги. Однако в Грузии с ее низкой дисциплиной сборов, экономически необоснованно низкими тарифами, сильной политизированностью этого вопроса и эндемичной коррупцией механизм не сработал. Вспоминает Александр Хетагури, министр энергетики с 2007 года:

Из-за неплатежей, из-за низкого тарифа, который не покрывал всех затрат, все гидростанции пришли в негодность. Невозможно было окупить стоимость топлива на теплоэлектростанциях, собираемость платежей была в среднем около 30 процентов, накапливались долги. Из-за долгов теплоэлектростанции останавливались. В результате началась цепная реакция, электричество в регионах включали лишь на восемь часов, а в самом Тбилиси – на 16–18 часов в день. Были регионы, где на протяжении двух-трех месяцев электроэнергию вообще не подавали.

Причиной перебоев в поставках электроэнергии также были частые диверсии. Вот несколько сообщений грузинских газет:

В результате аварии 18 августа 2003 года на высоковольтной линии электропередачи «Колхети» в Западной Грузии почти вся Грузия осталась без электричества. По существующей информации, возможно, причиной аварии стали выстрелы из огнестрельного оружия по линии электропередач, как это случалось ранее не раз.

3 сентября 2003 года произошло аварийное отключение на высоковольтной линии электропередачи «Имерети», в результате без света остались Тбилиси и большинство районов Восточной Грузии. По заявлению министра энергетики Грузии Мамуки Николаишвили, на линии электропередачи был совершен диверсионный акт.

10 сентября 2003 года была вновь, по словам министра топлива и энергетики, целенаправленно повреждена высоковольтная линия электропередачи «Кавкасиони».

14 сентября 2004 года произошел диверсионный акт на высоковольтной линии электропередачи «Картли-2».

20 сентября 2004 года на высоковольтной линии электропередачи «Кавказ» произошли два взрыва, в результате чего большая часть Грузии осталась без электроэнергии.

10 октября 2004 года в Западной Грузии произошли два взрыва на высоковольтной линии электропередачи. За день до этого произошел взрыв на высоковольтной линии электропередачи «Картли-2» около города Гори.

Продолжает вспоминать Хетагури:

В 2006 году, я очень хорошо помню этот день, 21 января в половине пятого утра мне одновременно позвонили из диспетчерской магистральных газопроводов и центральной диспетчерской электропередач. Одновременно произошли аварии, взрывы с российской стороны около российско-грузинской границы на магистральных газопроводах и на высоковольтной передающей линии «Кавказ Северный», которая связывает Грузию с Россией. То есть два газопровода и один электропровод, которые находятся на расстоянии 150 километров друг от друга, были взорваны в одно и то же время. Просто так такие вещи не происходят.

Я могу точно сейчас сказать, что все было очень хорошо спланировано и рассчитано. Потому что в тот день пришел очень большой циклон, были сильные снегопады. И в те десять дней, которые понадобились для восстановления этого газопровода, температура доходила до –15–20 оС. Такого снега и холодов в Грузии не было лет десять–пятнадцать. И именно в тот день были взорваны эти основные магистрали энергопитания Грузии.

Роль России (помимо того, что она была основным поставщиком электроэнергии) в энергетическом секторе Грузии существенно возросла после того, как 31 августа 2003 года российская государственная компания «Интер РАО ЕЭС» приобрела у американской AES три четверти акций распределительной компании «Теласи». AES купила этот пакет в 1998 году за 22,5 миллиона долларов (остальные 25 процентов акций остались в собственности муниципалитета Тбилиси). Вложив еще 210 миллионов долларов в восстановление активов, AES перепродала свою долю «Интер РАО ЕЭС» за 23 миллиона долларов, обосновав свое решение тем, что только во втором квартале 2003 года понесла ущерб в размере 129 миллионов долларов.

Эта сделка вызвала большой резонанс в политических кругах Грузии. Специальная парламентская комиссия, изучавшая причины энергокризиса в стране, потребовала от тогдашнего министра энергетики Давида Мирцхулавы объяснить, каким образом в грузинский энергетический рынок вошла российская государственная компания. Тем не менее «Интер РАО ЕЭС» заручилась поддержкой президента Шеварднадзе, который даже заявил, что «российской компании предоставили все гарантии для того, чтобы ее бизнес в Грузии был прибыльным».

Правда, несмотря на это, в июле 2005 года «Теласи» из-за задолженности в размере 2,6 миллиона долларов на некоторое время прекратила подачу электричества примерно 180 организациям, в том числе Министерству обороны, Министерству финансов, полиции и тбилисской противопожарной службе.

Таким образом, Россия получила отличный рычаг и аргумент в спорах: энергию поставляла, но повод для прекращения поставок был всегда – задержка платежей. Так что практически единственный способ избавиться от этого давления заключался в реформе национальной энергетики.

Обсуждение

Планы по обновлению энергетической отрасли разрабатывались с самого прихода к власти команды реформаторов, но четкой концепции не было.

Вспоминает Бендукидзе:

План на 2004 год состоял в том, чтобы инвестировать, инвестировать, инвестировать, а там, глядишь, само что-нибудь получится. Мне с самого начала стало понятно, что необходимо дерегулирование, приватизация. Но все были против. Говорили, нынешняя система и так хорошая, стройная, просто надо ее получше проработать. И вокруг этого шли, наверное, самые напряженные споры. Помню, проходило министерское совещание, обсуждали энергетику, и [премьер-министр Зураб] Жвания спрашивает: «Каким у нас будет критерий успешности реформ в энергетике?» – «Ну, очень просто, – говорю, – когда ты не будешь на совещаниях обсуждать, в каком регионе свет есть, в каком нет». – «Нет, – говорит Жвания, – такого быть не может, это проблема на многие годы». И тут вмешался министр финансов Зураб Ногаидели: «А помнишь, во времена Шеварднадзе устраивали совещания по сбору налогов чуть ли не каждый день? Сейчас же таких совещаний нет, потому что все работает!»

В конце концов Жвания согласился с мнением Бендукидзе и поручил выработать альтернативную стратегию развития энергетического сектора.

За поддержкой Бендукидзе обратился в Центр помощи при реструктуризации предприятий и управления (CERMA), функционирующий за счет кредитов Всемирного банка и входящий в состав Министерства экономики. Руководство Центра выделило шесть лучших консультантов, два из которых – Ираклий Берекашвили и Кетеван Кинкладзе – довели проект до конца. Активная стадия подготовки реформы началась в сентябре 2004 года: Бендукидзе предлагал свои идеи, Жвания часто был с ними не согласен, но после двух-трех месяцев обсуждения принимал.

Берекашвили был свидетелем всех трудностей, с которыми пришлось столкнуться реформаторам:

Самое большое достижение Кахи – то, что он смог убедить всех в необходимости кардинальной реформы. Отраслью правили люди с совершенно иным мышлением: они не представляли никаких других видов контроля, кроме государственного. Очень много сил ушло на то, чтобы наладить сотрудничество с ними. Без их вмешательства, без их готовности ничего нельзя было сдвинуть с места. На это потратили почти полгода.

После смерти Зураба Жвании премьер-министром был назначен Зураб Ногаидели, который еще активнее занялся реформированием отрасли. Он сразу подключился к правительственной комиссии по вопросам энергетики, возглавив ее и сделав Бендукидзе своим замом. В комиссию входило большинство министров, а предложения готовили специалисты CERMA. Говорит Бендукидзе:

Это типичный пример того, как можно проводить реформу, не обладая административной властью. Я тогда уже стал госминистром по координации реформ, но у меня вообще никаких рычагов воздействия не было. Моим единственным инструментом были вопросы и ответы. Большинство документов содержат очень много ошибок, а за эти ошибки всегда можно дергать. То, что выносилось на комиссию, но мне не нравилось, я нещадно рубил, подвергал остракизму, и люди поняли, что, если надо, чтобы вопрос прошел, его сначала следует обсудить со мной.

7 июня 2006 года парламент Грузии утвердил «Основные направления государственной политики в энергетическом секторе», в которых главным средством улучшения системы энергоснабжения Грузии названа передача энергетических объектов в частную собственность.

Реализация

На осуществление реформы, включавшей в себя три направления, потребовалось около двух с половиной лет. Во-первых, изменения коснулись структуры энергетической системы и разделения обязанностей между ее участниками. Во-вторых, была пересмотрена тарифная политика. И, наконец, благодаря первым двум мерам стал возможен заключительный этап – приватизация энергообъектов.

А начиналась работа с анализа текущей ситуации. Энергетическая система любой страны представляет собой совокупность объектов, отвечающих за трехступенчатый процесс: производство энергии, ее передачу и диспетчеризацию, а также доведение до конечного потребителя (дистрибуцию).

На практике это выглядело так: все электростанции направляют выработанную энергию в центральную сеть. Равновесие между объемом подающейся электроэнергии и потребностью в ней достигалось за счет подключения и отключения от сети отдельных станций.

К потребителю электричество попадало через так называемый оптовый рынок электричества (ОРЭ), сформировавшийся в 1990-х годах. На ОРЭ поступала вся энергия (включая импортную), которая потом распределялась среди покупателей: больших компаний, приобретавших энергию напрямую, или дистрибуторов, удовлетворявших свои потребности в энергии более чем на 95 процентов.

Идея оптового рынка строилась на том, что летом он накапливает деньги, а зимой на эти деньги осуществляет более дорогой импорт. Но на деле накапливать средства не удавалось. Дело в том, что ОРЭ как таковой был не покупателем или продавцом, а посредником. Между покупателем энергии и ее продавцом, как ни странно, не было юридических отношений, соответственно, у них не могла возникнуть задолженность друг перед другом. Иначе говоря, компания могла «покупать» электроэнергию, не заплатив за нее, а в долгу оставался ОРЭ. При этом ОРЭ не имел никаких рычагов, чтобы эти деньги получить: он не мог, например, отключить подачу энергии за неуплату. Крайними оказывались генерирующие компании, не получавшие оплату в должном объеме.

Вспоминает Бендукидзе:

Муж сотрудницы моей сестры во время приватизации мелких генерирующих объектов купил маленькую ГЭС на две турбины. Когда одна турбина сломалась, он очень обрадовался – убытков стало меньше. То есть затраты у него были, а доходов не было. Не платили.

Вдобавок к этому высокий уровень коррупции окончательно ставил крест на попытках отыскать ответственных. Все были заинтересованы «скручивать» счетчики, снижать уровень платежей. Причем на уровне потребителей в регионах никакого учета электроэнергии не было вообще. Ужесточало проблему наличие различных льготных категорий (например, беженцев), которые, по сути, могли тратить электричества столько, сколько хотели.

По свидетельству Бендукидзе, в 2002 году одна семья израсходовала электроэнергии на полтора миллиона лари, поскольку отвела от своего дома провод, и эта электроэнергия уходила на работу нескольких промышленных предприятий.

Такое несанкционированное использование электричества записывалось в категорию технических потерь. Да и действительные потери из-за устаревшей инфраструктуры в два-три раза превышали норму.

Дистрибуторских компаний было четыре: «Теласи» в Тбилиси, UEDC (United Energy Distribution Company), распределявшая энергию более чем на 70 процентов территории Грузии, и региональные дистрибуторы в Кахетии («Кахетинское энергораспределение») и Аджарии (Аджарская распределительная компания). Кроме «Теласи», на 75 процентов принадлежавшей «Интер РАО ЕЭС», остальными компаниями владело государство.

Важным элементом системы электроснабжения Грузии была неправительственная Национальная комиссия по регулированию энерготарифов (GNERC). Предполагалось, что орган, созданный государством, будет абсолютно деполитизированным: независимое руководство назначается на семь лет, да еще и получает зарплату выше, чем у министра. По формальному статусу эта комиссия похожа на суд первой инстанции, она проводила слушания, на которых выступали члены энергорынка со своими предложениями о тарифах. Рассмотрев позиции участников и их аргументацию, комиссия устанавливала итоговый тариф.

На практике же оказалось, что GNERC была самым слабым звеном системы. Определение тарифов происходило так: GNERC запрашивала у генерирующей компании бюджет на следующий год и просто делила эту сумму на объем электроэнергии, производимый компанией. Кроме того, комиссия выдавала технические лицензии на производство, передачу, диспетчеризацию и дистрибуцию, а также на экспорт и импорт. И с каждого получателя лицензии брала ежегодную плату. На эти деньги и существовала.

Из-за сложной запутанной схемы, чрезвычайно низкой дисциплины платежей и отсутствия рычагов для их стимулирования система не получала финансирования, не было возможности обновить инфраструктуру. Проблемы с электричеством усиливались, а объем платежей, естественно, снижался. Получался порочный круг, который никто и не собирался разрывать, так как очень многие были в нем заинтересованы.

Картина, которая открылась перед сотрудниками CERMA, пытавшимися разобраться в сложившейся ситуации, была ужасающей. До реформы относительно неплохой показатель по выплатам – 82 процента был только в Тбилиси, во многом благодаря тому, что «Интер РАО ЕЭС» установила новые счетчики. В регионах ситуация была гораздо хуже: счетчиков не было, все платили фиксированную сумму, притом электричество подавалось три-четыре часа в сутки. В итоге UEDC получала всего 32 процента платежей. Дистрибуторские компании, в свою очередь, недоплачивали оптовому рынку: самый большой покупатель, «Теласи», оплачивал только 28 процентов получаемой электроэнергии, UEDC – 8 процентов, компания Кахетии – 13 процентов, Аджарии – 63 процента. И по контракту это было допустимо, так как там указывалось, что компании платят оптовому рынку только после покрытия своих издержек. Из-за этого нередко часть издержек оказывалась «нарисованной». В итоге оптовый рынок по цепочке недоплачивал 81 процент генерирующим компаниям и 80 процентов компании, занимающейся передачей и диспетчеризацией.

В таких условиях приватизацию проводить было невозможно – никто не купит заведомо убыточное предприятие. Сначала требовалось привести структуру рынка в порядок, чтобы у компаний появилась возможность получать прибыль.

Первоначальная идея состояла в том, чтобы ликвидировать все регулирующие органы и создать объединенные компании по географическому принципу с условным названием East и West, оперирующие соответственно в Восточной и Западной Грузии. Предполагалось, что East и West будут владеть и генерирующими, и дистрибуторскими мощностями. Такое совмещение функций было обусловлено тем, что в отличие от ГЭС, инвестиции в которые были хорошим капитальным вложением, инфраструктура передачи электроэнергии конечному потребителю в существовавшем тогда виде не представляла интереса для инвесторов – требовалось создавать буквально все с нуля. Потребность в инвестициях была высока, а продукция – политически актуальна. Было решено отдавать активы бесплатно, но только тем соискателям, которые возьмут на себя обязательства вложить в них не меньше той стоимости, которую пришлось бы заплатить при покупке. Более того, предполагалось, что активы должны передаваться освобожденными от задолженностей. Де-юре компании с задолженностями продолжали существовать, просто у них изымались все активы. Позже эти компании проходили процедуру банкротства: должниками государства были государственные же компании. Конечно, такая схема оставляла за рамками «Теласи», поскольку у этой компании был частный собственник.

Таким образом, реформаторы теоретически объединили приватизацию, инвестиции и реструктуризацию. GNERC при такой схеме постепенно теряла свои функции, и в итоге рынок пришел бы к полной самостоятельности: тарифы должны были устанавливаться компаниями из расчета окупаемости и платежеспособности населения; East и West должны были конкурировать между собой, при этом покупать энергию можно было бы у любой компании – независимо от географического положения. Оптовый рынок электроэнергии ликвидировался, его участники полностью переходили на прямые контракты, формировалась клиринговая служба, которая в конце отчетного периода раздавала бы счета потребителям. Высоковольтная передача оставалась бы в государственной собственности, как во всем мире.

Но замысел реформаторов в этой идеальной форме не удалось воплотить по политическим мотивам. Несмотря на то что многие увидели преимущества этой схемы, встал вопрос о безопасности. Дерегуляция должна была привести к значительному повышению тарифов. И людей было трудно убедить в необходимости их увеличения. Все были уверены, что из-за тотальной коррупции ни один заплаченный дополнительно тетри не пойдет на пользу электроснабжения, а достанется коррупционерам.

В результате пришлось адаптировать эту «идеальную» схему к социальной действительности.

Во-первых, было отменено требование вертикальной сепарации – компаниям разрешили объединять несколько этапов производственной цепочки. Структура рынка изменилась, роли и ответственности каждого игрока стали четко определенными. Оптовый рынок электроэнергии, согласно принятым в сентябре 2006 года поправкам к закону «Об электричестве и природном газе», был ликвидирован – все его бывшие участники работают теперь по прямым контрактам. Производитель знает, кому он продает электроэнергию, и в случае неплатежей может отключить должника и начать разбирательство в суде. Появился новый оператор ESCO (Electricity System Commercial Operator), который покупает излишки энергии и продает их внутри страны или экспортирует. Это позволяет производителям избавиться от собственных служб маркетинга и не продавать излишки самостоятельно. Причем ESCO координирует на порядок меньшие объемы, чем это делал оптовый рынок.

Бендукидзе был против создания ESCO:

Я видел опасность в том, что если на рынке не будет сильных игроков, то ESCO станет жиреть, набирать вес, покупать и продавать все больше. Можно было торговать излишками внутри самой системы. Но в жизни эта опасность оказалась невысокой, сейчас есть сильные игроки.

Во-вторых, были частично дерегулированы тарифы. Это произошло в несколько этапов: сначала были введены долгосрочные контракты, затем в ходе приватизации компании получили право самостоятельно устанавливать цены, регулируемый тариф остался только для конечного потребителя. С 1 июня 2006 года был введен трехступенчатый тариф, названный Бендукидзе «наименее вредным видом субсидирования». Он рассчитывается из масштабов потребления – чем больше объем, тем выше плата за единицу энергии. Так, если до реформы жители Тбилиси платили за 100 кВт.ч при любом объеме потребления 6,75 доллара, то с июня 2006 года наименьший тариф составил 7,6 доллара, а наивысший – 9,9 доллара. Для жителей регионов тариф вырос с 4,5 до 7,3–9,9 доллара.

Изменение тарифа на электроэнергию (тетри за 1 кВт.ч)

Источник: Georgia Human Development Report by UNDP. The Reforms and Beyond. 2008

Бендукидзе предлагал полностью освободить от тарифного регулирования тех, кто потребляет свыше 300 кВт.ч. Но эта идея была отвергнута.

Нынешняя схема позволяет учитывать экономическое положение плательщика: он тратит больше электроэнергии, значит, у него больше электроприборов, он лучше обеспечен, а значит, более платежеспособен.

Александр Хетагури рассказывает:

Когда мы делали ступени тарифа по возрастанию, многие эксперты критиковали нас, говорили, что правила рынка иные – чем больше объемы потребления, тем тариф должен быть меньше. Но у нас своеобразный электроэнергетический сектор. Мы производим 85 процентов нашей электроэнергии на гидроэлектростанциях, 15 процентов – на теплоэлектростанциях. Энергия гидроэлектростанции дешевле, чем теплоэлектростанции, работающей на импортном газе. Соответственно, тариф ТЭС выше, чем тариф ГЭС. И если сейчас потребление в Грузии уменьшится на 15 процентов, то потребитель сможет платить меньше, потому что нам больше не понадобятся дорогие теплоэлектростанции.

Таким образом, ступенчатый тариф направлен еще и на то, чтобы люди потребляли меньше электричества. При потреблении на уровне 100 кВт.ч абоненты платят меньше, потому что первая ступень соответствует тарифу гидроэлектростанции. Если потребляешь на уровне третьей ступени, то дополнительно платишь за ресурс теплоэлектростанции.

Трехступенчатый тариф рассчитывается только для населения. Для организаций принята другая схема. Организации делятся на два типа. Первые, у которых большие объемы потребления, могут сами участвовать в торгах или заключать контракты на электроэнергию с производителями. Для вторых – коммерческих компаний, – например, офисных центров и магазинов (они потребляют меньше), рассчитывается средневзвешенный тариф всех трех ступеней.

Примечательно, что повышение тарифов до экономически осмысленных уровней произошло за четыре месяца до муниципальных выборов и, несмотря на немногочисленные акции протеста, никак на них не повлияло.

Стоит отметить, что из бюджета были выделены средства для установки счетчиков электроэнергии сначала на оптовом уровне, а затем – индивидуальным абонентам в больших городах и крупным коммерческим предприятиям. Кроме того, государство вкладывало средства и в восстановление мощностей – гидро– и теплоэлектростанции.

Функции регулирующей комиссии GNERC тоже претерпели изменения. Установлением рыночных правил теперь занимается Министерство энергетики. Функция выдачи лицензий по-прежнему осталась за комиссией с той только разницей, что лицензия на импорт и экспорт была отменена. Она стала не нужна, когда рынок перешел на прямые контракты. Потребитель сам решает, у кого импортировать или кому экспортировать, и фиксирует это в контракте. Раньше на это требовалось разрешение.

GNERC регулирует тарифы, но только для конечного потребителя и государственных компаний, занимающихся передачей и диспетчеризацией, – GSE (Georgian State Electrosystem) и Sakrusenergo (50 процентами которой владеет грузинская сторона, а 50 – российская). Общая степень влияния GNERC снизилась, о чем косвенно может свидетельствовать перенос офиса комиссии из столицы в Кутаиси.

Также государство законодательно зафиксировало недискриминационный доступ к передающим мощностям, чтобы одна компания при помощи мощностей другой смогла довести свою энергию до конечных потребителей.

Но Бендукидзе не до конца разделяет такой подход:

Я не большой сторонник недискриминационного доступа. Это же нарушение прав собственности. И я как-то не очень верю, что нарушение прав собственности в этом вопросе чему-то поможет. Я считаю, что, если дерегулируется рынок электроэнергии, ничего плохого не произойдет. Электроэнергия будет дорогая, но если при этом нет лицензирования, то быстро будут возникать альтернативные поставщики. Да, будут проходить два провода. Ну и что?! Потом, компания ведь понимает, что есть вероятность альтернативных поставщиков, поэтому она будет держать свою норму рентабельности на таком уровне, что у других просто даже не будет интереса прийти на этот рынок.

Помимо этого появилась возможность фиксировать тариф в договоре о приватизации, где прописываются способы повышения тарифов, их привязка к инфляции, девальвации и другим общеструктурным показателям. В итоге возник механизм, который сторонники свободного рынка, и прежде всего Бендукидзе, конечно, не совсем одобряют. Но они вынуждены его принять, чтобы сохранить общую идею реформы. И это были не единственные уступки.

Еще на стадии разработки реформы был заложен компромисс в связи с крупнейшей в Грузии Ингурийской ГЭС, расположенной на границе конфликтной зоны. После событий в Абхазии в 1992–1993 годах основные агрегаты гидроэлектростанции стали принадлежать грузинской стороне, а распределительный щит, который находится в Гальском районе, – абхазской. Абхазия забирала 40 процентов вырабатываемой электроэнергии, что составляло более шестой части потребности всей Грузии и превышало потребности самой республики. Избыток экспортировался в Россию, в то время как Грузия из России электроэнергию импортировала.

Бендукидзе описывает ситуацию так:

Я считаю, что все объекты могут находиться в частной собственности, и Ингурийская ГЭС, и провода, и диспетчеризация – все. Потому что я не очень понимаю, что значит государственная собственность. В государственной собственности может находиться только большая королевская печать! Но если бы я начал предлагать полностью ликвидировать государственную собственность и любое регулирование, продать Ингурийскую ГЭС, то это до конца просто никто слушать бы не стал.

Надо всегда искать компромисс между тем, что считаешь правильным, и тем, что будет выслушано, пусть даже как радикальная точка зрения. И вторая задача – надо всегда предлагать более радикальное решение, потому что, если хочешь, чтобы палка сломалась посередине, надо браться за концы. Если возьмешься в том месте, где хочешь сломать, она сломается в другом. Я иногда так и делал: отправлял в парламент законопроект, где были положения, которые были заведомо неприемлемыми, хотя и не ключевыми. Но это позволяло сконцентрировать спор на них, а потом сделать уступку. Спор начинался с них, я уступал, уступал, уступал, в итоге удавалось защитить главное. То есть вначале предлагаешь компромисс, но радикальный, а после этого уже рождается компромисс реальный.

Наконец, была проведена приватизация энергосистемы.

Вместо предлагавшихся компаний East и West получилась единая компания. 5 февраля 2007 года чешская Energo-Pro подписала с правительством Грузии соглашение о приватизации двух дистрибуторских компаний (United Distribution Company и Энергетической компании Аджарии) и шести гидроэлектростанций.

Сегодня Energo-Pro – крупнейший игрок на энергетическом рынке Грузии по численности обслуживаемого населения: компания обеспечивает все регионы Грузии (кроме столицы и Кахетии; в последней дистрибуцией теперь занимается литовский концерн Achema Group), то есть покрывает более 70 процентов территории страны. Energo-Pro не только перечислила 132 миллиона долларов в бюджет Грузии, но и должна инвестировать в реабилитационные проекты, так что общая стоимость сделки составила 427 миллионов долларов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги WikiLeaks. Разоблачения, изменившие мир автора Горбатюк Надежда

Из книги Счастье 17.06.2009 автора Русская жизнь журнал

Энергетика Миссия Анатолия Чубайса в РАО «ЕЭС России» выглядела благородной даже в глазах оппонентов главного российского либерала. Поставив когда-то себе задачу реформировать и демонополизировать отрасль, Чубайс шел к своей цели так, будто никакого окружающего мира

Из книги Завтра будет война автора Буровский Андрей Михайлович

Энергетика растительных масел и спиртов И теоретически, и практически доказано, что в двигатели автомобилей вполне можно заливать растительные масла - подсолнечное, хлопковое, соевое, льняное, пальмовое, арахисовое, сурепное и др.Их можно использовать в исходном виде

Из книги Кто угрожает России? Вызовы будущего автора Первушин Антон Иванович

Атомная энергетика К атомной энергетике так привыкли, что уже как бы и не считают ее альтернативной. А ведь и атомная энергетика построена не на сжигании ископаемого энергоносителя. Это очень молодая отрасль энергетики. До 1969 г. АЭС промышленного типа вообще не было.В

Из книги Настоящая принцесса и другие сюжеты автора Акунин Борис

Приливная энергетика Мало энергии ветра и солнышка. В СССР еще в первой половине 1960-х на Белом и Баренцевом морях проводились эксперименты. В 1968 г. на побережье Баренцева моря в Кислой губе сооружена и дала ток первая в России опытно-промышленная приливная электростанция

Из книги Итоги № 46 (2013) автора Итоги Журнал

Геотермальная энергетика Использование энергии недр пока заметно только в двух небольших странах: на Филиппинах геотермальные электростанции (ГтЭС) дают 27 % всей потребляемой в стране электроэнергии. В Исландии действуют пять геотермальных электростанций, которые

Из книги Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации автора Браун Лестер

Энергетика будущего Теперь можно поговорить и о термоядерной энергетике, которую многие считают панацеей от грядущих энергетических проблем.А проблемы ожидаются действительно серьезные. В настоящее время потребление энергии в мире составляет около 17,5 тераватт (ТВт).

Из книги Тревога и надежда автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Прощание с юностью, или Новая энергетика 11.03.2012 Хочу задать два важных вопроса тем из вас, кто сочувствует оппозиционному движению и кто, подобно мне, выступает за стратегию step by step, а не «всё сейчас и сразу».Вопросы не праздные. Наше обсуждение и голосование дадут старт

Из книги Собрание сочинений. Тревога и надежда (статьи, письма, выступления, интервью). Том 1. 1958-1986 автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Положительная энергетика / Автомобили / Новости Положительная энергетика / Автомобили / Новости Для компании Kia электрический Soul EV уже не первый блин. Отряд из 2500 «кубиков» Ray EV с прошлого года бороздит Страну утренней свежести: их используют в

Из книги Русофобия: антироссийское лобби в США автора Цыганков Андрей

ЭНЕРГЕТИКА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В 2020 г. Как уже отмечалось в этой главе, переход от угля, нефти и газа к энергии ветра, солнечной энергии и геотермальной энергии уже идет полным ходом. В старой экономике энергию получают за счет сжигания чего-то - нефти, угля или природного

Из книги Время побеждать. Беседы о главном автора Делягин Михаил Геннадьевич

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И СВОБОДА ЗАПАДА Часто приходится слышать по радио и читать о бурных многотысячных демонстрациях, о выступлениях известных и неизвестных общественных деятелей, о всевозможных кампаниях в странах Запада, направленных против развития ядерной

Из книги Проклятие прогресса: благие намерения и дорога в ад автора Жутиков Михаил Алексеевич

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И СВОБОДА ЗАПАДА 11 октября 1977 г.Часто приходится слышать по радио и читать о бурных многотысячных демонстрациях, о выступлениях известных и неизвестных общественных деятелей, о всевозможных кампаниях в странах Запада, направленных против развития

Из книги Робот и крест [Техносмысл русской идеи] автора Калашников Максим

Энергетика во внешней политике России Стремясь к восстановлению экономики и к политической независимости, Россия разработала стратегию эксплуатации своих огромных природных ресурсов. В мире растущих цен на энергию и энергоносители акцент сместился с обеспечения

Из книги автора

Атомная энергетика: от «киндердефолта» - к «киндер-Чернобылю»? А. ЧЕЛЫШЕВ: - Наша передача посвящена очередной годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Михаил Геннадьевич, как можно наиболее точно определить суть нашего сегодняшнего разговора?Е. ЧЕРНЫХ: - «Невыученные

Из книги автора

4. Энергетика и технологии: слово о кругообороте Отрыв сверхкрупных массивов льда от антарктической шапки, о котором уже упоминалось, систематические зимние наводнения в Европе, ряд других симптомов планетарного потепления свидетельствуют о резком нарушении в земной

Из книги автора

Новая атомная энергетика как резервный вариант Давайте, читатель, немного проиллюстрируем нашу грядущую политику на конкретном примере. Итак, допусти мы столкнулись с тем, что овладение низкоэнергетическими ядерными реакциями (как у Росси и Цветкова) оказалось делом