Страхи – это серьезно! Что беспокоит нас? Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, - презентация. Подростковые страхи Презентация на тему страх скачать флешку

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнил студент КарГУ им.Букетова: Гуртовенко Яна, гр.ПиМНО-32 (з/о) 2015 уч.год Презентация по особенностям обучения первоклассников на тему: «Школьные страхи и тревожность у первоклассников»

2 слайд

Описание слайда:

Введение В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе? И т. п. Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

3 слайд

Описание слайда:

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, вклю­чающее различные аспекты устойчивого школьного эмоциональ­ного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекват­ность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведе­ния, своих решений.

4 слайд

Описание слайда:

Портрет тревожного ребенка тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

5 слайд

Описание слайда:

В чем причины школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

6 слайд

Описание слайда:

Критерии определения тревожности у ребенка Постоянное беспокойство Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи) Раздражительность. Нарушения сна

7 слайд

Описание слайда:

Тревожный ребенок 1.Не может долго работать, не уставая. 2.Не может сосредоточиться на чем-то. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о напряженных ситуациях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется на то, что ему снятся страшные сны. 9.Руки у него обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15.Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новое дело. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями

8 слайд

Описание слайда:

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе. - Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. - Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. - Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. - На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. - При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

9 слайд

Описание слайда:

Факторы тревожности по методике Филлипса Общая тревожность в школе Переживания сильного стресса Фрустрация в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

1. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребёнка" предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребёнка и воспитателей.

12 слайд

Описание слайда:

Инструкция Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Не может долго работать, не уставая. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. Смущается чаще других. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему снятся страшные сны. Руки у него обычно холодные и влажные. У него нередко бывает расстройство стула.

13 слайд

Описание слайда:

11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.

14 слайд

Описание слайда:

Результаты Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15-20 баллов Средняя – 7-14 баллов Низкая – 1-6 баллов.

15 слайд

Описание слайда:

2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

16 слайд

Описание слайда:

Инструкция 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается». 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать». 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

17 слайд

Описание слайда:

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

18 слайд

Описание слайда:

Результаты На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100% В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

19 слайд

Описание слайда:

3. Тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров и М.А.Панфилова) Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

20 слайд

Описание слайда:

Инструкция «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Ты боишься: 1. когда остаешься один; 2. нападения; 3. заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того, что умрут твои родители; 6. каких-то детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

21 слайд

Описание слайда:

11. перед тем как заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17. когда очень высоко (страх высоты); 18. когда очень глубоко (страх глубины); 19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20. воды; 21. огня; 22. пожара; 23. войны; 24. больших улиц, площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26. крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28. боли (когда больно); 29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); 31. опоздать в сад (школу);

22 слайд

Описание слайда:

Результаты Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни; страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; страх смерти (своей); боязнь животных; страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов; социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

23 слайд

Описание слайда:

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель невротического состояния. Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста: Возраст (лет) Мальчики Девочки 3 9 7 4 7 9 5 8 11 6 9 11 7 9 12

СТРАШНО!!

  • Страх это - внутреннее состояние,..." target="_blank"> 3. Что такое страх!
    • Страх это - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательноокрашенным эмоциональным процессом
  • Протекание эмоции страха в разных..." target="_blank"> 4. Страх у человека
    • Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.Страх может проявляться в виде возбуждённого подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием.Такие психические расстройства как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком.Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.
  • К первой группе относятся стр..." target="_blank"> 5. Степени и виды страха
    • К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей.
    • Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны - болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой - социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких - на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей
    • Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
  • <..." target="_blank"> 6. Фобии
    • проявления различных страхов.
    • В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия - это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций. Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находиться в закрытом лифте. Фобию относительно легко можно победить в начале её возникновения, но она может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
  • Работу выполнил:Ситов Кирилл Алекс..." target="_blank"> 7. Работу выполнил!
    • Работу выполнил:Ситов Кирилл Александрович, ученик 6 «К» класса.
  • Страх!!! Выполнила: Коровина Люба, ученица 10 класса.

    Цель в моей работе заключается в выяснении основных причин возникновения страхов у подростков и ее динамика с течением времени.

    Задачи
    • Изучить информацию
    • Найти и изучить как побороть страх
    • Создать памятки как бороться со страхом
    Проблема
    • Как побороть страх.
    Страх- это … 2) Отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. 3) Эмоция, которая призвана защитить нас от опасности. 4) Не признак слабости, а естественная реакция организма на внешние раздражители, на какую-либо угрозу или опасность

    1)Эффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

    Как побороть страх

    • 1)Можно попробовать преодолеть страх чисто логическим путем. Когда возникает страх, подумайте о самом худшем варианте развития событий в случае, если вы все-таки решитесь действовать, несмотря на свой страх. 2) Теперь можно бороться против страха не логикой, а эмоциями.
    • 3)Затем нужно научиться преодолевать страх, чтоб он не стоял у нас на дороге.
    • 4)Создайте у себя привычку действовать, несмотря на страх.
    Виды страха 1)Тревога за своего ребенка 2)Страх заболеть 3) Страх постареть 4)Страх осуждения 5)Страх перед начальником 6)Страх публичного выступления 7) Страх перед сдачей экзаменов (9-11кл.) 8)Страх перед новым На заметку: Если Вы испытываете чувство страха, обозначьте четкие причины страха, т.е. что или кто его вызывает. Важно точно установить причину данного чувства. Оцените вероятность того, что пугающее свершится. Возможно, Вы боитесь того, что в действительности не произойдет. Представьте, что то, чего Вы боялись, свершилось. Подумайте, как изменилась бы Ваша жизнь, что новое появилось бы, как бы Вы могли этого избежать. Из истории… Страхи, как и все, что присуще человеку идут из детства, перерастая в фобии. Специалисты предсказывают, что к 2020 году психические расстройства войдут в мировую пятерку болезней-лидеров

    Страхи у подростков – не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствуют о неспособности защитить себя.

    Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен.

    Согласно его «концепции» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.

    Так же над проблемой страхов работал Черясворт.

    Он говорил: «Что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка.»

    Вывод Любой страх, стоящий на пути к Вашему успеху – это придуманный Вашим сознанием воздушный шар, закрывающий собой Вашу цель и мешающий ее достижению. Но стоит применить конкретную технику для конкретного вида страха – и он лопнет как воздушный шар от прокола иглы, очистив в Вашем сознании преграды, мешающие достижению целей. Спасибо за внимание

    «Подростковые страхи»

    Выполнила: студентка 3 курса 1 группы ППО

    Кужугет А.Х.


    • это состояние и личностная черта, готовность во всем (или в чем-то) видеть страшное и бояться;
    • не вполне адекватные переживания и реакции страха в конкретной ситуации: детский страх темноты , страх пауков, страх полета .

    Младший подростковый возраст

    • Сильное возрастание общей тревожности, усиление старых страхов и появление новых

    Это вызвано частичной эмоциональной регрессией подростков к детским проблемам.

    Как отмечает Зигмунд Фрейд, на поверхность выходят не полностью разрешенные ранее внутренние конфликты.


    • Общая тревожность снижается, однако усиливается страх смерти, который теперь внешне никак не проявляется: подростки не сообщают о нем взрослым и даже отрицают его.
    • Подростки пребывают в ситуации сильнейшего внутреннего напряжения, боятся окружающего мира, ожидают от него агрессивных действий.
    • Одним из наиболее частных вариантов борьбы со страхом смерти является стремление подростка различного рода рискованному поведению. Через риск подросток, доказывает свою способность его преодолеть.

    • Подростковые инициации- обряды, которые существовали в древности для того, чтобы помочь подросткам достойно пройти столь важный для них период быстрых качественных изменений.
    • Современным подросткам общество не оказывает помощи в обретении взрослого «Я», понимании себя, своих прав, обязанностей, сил и возможностей посредством инициации. Они достигают этого самостоятельно, часто путем довольно трудной внутренней работы.

    • Страх не соответствовать ожиданиям значимых людей, как правило, родителей (боятся получить плохую отметку, испытывают постоянное напряжение, которое ведет к нарушению внимания, памяти и т.п.)
    • Страх взросления, который проявляется в наличии инфантильного отношения к жизни: нежелания принимать ответственность, совершать самостоятельные выборы.


    • Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160с.

    Cлайд 1

    Школьные фобии как актуальная проблема современности Выполнила: ученица 11 «А» класса Саломасова Екатерина

    Cлайд 2

    Термин «фобия» происходит от греческого «phobos» - страх, ужас. «Фобия есть навязчивый страх, случайно пережитые больным жизненные опасения, непропорционально разросшиеся до степени тяжелого патологического симптома» «Очень мучительное переживание страха, вызываемого различными предметами и явлениями»

    Cлайд 3

    Диагностические критерии фобий 1. Необоснованный (нелогичный), навязчивый характер страха 2. Четкость фабулы 3. Интенсивность и упорность течения 4. Сохранение критического отношения больного к своему состоянию

    Cлайд 4

    Причины возникновения фобий биологическая предрасположенность внутренний или внешний конфликт завышенные требования к ребенку со стороны родителей догматическая система воспитания

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    Cлайд 7

    Классификация фобий социофобии страх покраснеть в присутствии людей; страх публичных выступлений; страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Классификация фобий нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием нанести вред себе или близким сексуальные страхи «контрастные» фобии фобофобии - страхи бояться чего-либо

    Cлайд 10

    Cлайд 11

    Cлайд 12

    Признаки школьной фобии перед контрольной по данному предмету у ребенка поднимается температура, болит живот, голова; за выученный дома материал ребенок, отвечая у доски, получает плохую оценку; дома под диктовку мамы пишет лучше, чем диктант такой же сложности на уроке; наблюдаются кожно-гальванические реакции (сухость во рту, потеют ладони, ребенок грызет ногти).

    Cлайд 13

    У 13-летнего подростка систематически возникали боли перед выходом в школу. Порой они были настолько сильными, что приходилось вызывать скорую помощь, однако врачи ничего не находили и уезжали. Приступы происходили все чаще и чаще. Мама обратилась к психологу, только тогда, когда заметила, что сын не жалуется на боли в животе по субботам и воскресеньям. Выяснилось, что подросток страдал от боязни учительницы английского языка, которая славилась своей строгостью и требовательностью. Боязнь учителя

    Cлайд 14

    Боязнь насмешек одноклассников Сергей во время летних каникул много занимался математикой и настолько преуспел в этом, что осенью дети начали дразнить не в меру умного одноклассника. В то же время учительница, стремясь поддержать Сергея, начала постоянно ставить его в пример другим и, сама того не желая, сделала мальчика настоящим изгоем. Сережа отказался ходить в школу, а борьба его родителей за дисциплину привела к нарушению у него речи и мимики.

    Cлайд 15

    Cлайд 16

    Фобии у педагогов Фобия ошибок и неудач Фобия критики - мания судить Фобия превосходства учащихся Фобия юмора - мания строгости Фобия воспитания - учебомания Фобия преследования Фобии индивидуальной работы с учащимися Фобия обратной связи

    Cлайд 17

    Cлайд 18

    Рекомендации Когда чувствуете приближение приступа страха, не бегите от него. Возьмите себя в руки. Если приступ случился, не пытайтесь отвлечься от него любым способом – лучше сделайте его предметом пристального рассмотрения. Если вы знаете, какие ситуации вызывают у вас острое беспокойство, старайтесь заранее проигрывать их в уме до мельчайших подробностей. Постарайтесь компенсировать страхи активной насыщенной жизнью. Если что-нибудь страшно, иди ему навстречу - и страх бежит от тебя. При частых приступах страха необходимо обратиться к врачу.

    Cлайд 19

    Игровые упражнения для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности РАСТОПЫР Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук - желательно также и ног. Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. Повторить, 5-10 раз. ДИКОПЛЯС Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки - прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во вся ком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает. ПЕРЕВЕСТИ ДУХ Свобода дыхания - главный вход в Уверенность. На счет раз - потянуться, на счет два - расправить и плечи, и грудь, на счет три - улыбнуться... Повторить 5-10 раз.

    Cлайд 20

    Игровые упражнения для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности ГАРМОШКА Представь: страх твой - гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела - гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа... Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше... До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть-чуть... снова разжать... Раз 7-12, с полным сосредоточением. САМ СЕБЕ ГУСЬ Сильно-сильно себя щипай в любом месте, а лучше в не скольких. Подварианты: сам себе еж, сама себе кошка (силь но себя царапай, коли), сам себе тренажер (все виды статиче ских упражнений с самоупорами), сам себе аплодисмент (что есть силы похлопай в ладоши), сам себе вытрезвитель (очень сильно, до боли разотри уши) и т.п. ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК Вот так!

    Cлайд 21