Спортивное развлечение в старшей группе «Туристы. Туристический поход по детскому саду День путешественника в детском саду средняя группа


Сценарий туристического похода «Приключения юных туристов»

для детей старшей группы детского сада

Цель:

Вызвать у детей положительные эмоции, хорошее настроение на весь день.

Задачи:

Закрепить знания о переходе через проезжую часть.

Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками.

Развивать и обогащать словарный запас по теме «туризм».

Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях.

Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса, соблюдать правила поведения в лесу.

Ход мероприятия.

Дети строятся в колонну по двое на участке детского сада. Воспитатель предлагает разучить речёвку:

Воспитатель: Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы!

Воспитатель: Кто со скукой не знаком?

Дети: Мы туристы!

Воспитатель: Нас вперёд ведут…

Дети: Дороги!

Воспитатель: Наш девиз:

Дети: «Всегда вперёд!»

Воспитатель: Эй, ребята,

Дети: Твёрже шаг!

Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?

Дети: Песню, ложку и рюкзак»

Воспитатель: Сегодня мы с Вами отправляемся в поход в нашу берёзовую рощу.

Но прежде чем идти, давайте вспомним о правилах дорожного движения.

Где нужно переходить дорогу?

На какой свет светофора мы будем переходить дорогу?

Можно перебегать проезжую часть?

Мы с вами настоящие туристы! Давайте подумаем, какими людьми по характеру должны быть туристы?

Ответы детей.

Ну вот, мы и отправляемся в наш поход в берёзовую рощу.

Дойдя до рощи, дети перестраиваются в колонну по одному.

На полянке дети рассаживаются кругом.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в природе. Проводится беседа.

А теперь давайте поиграем!

Игра «Снайперы».

Дети делятся на две команды. У каждого в руках шишка. Для каждой команды выкопана своя ямка. Первый участник пытается забросить шишку в ямку. Выигрывает команда, забросившая больше шишек.

Игра «Бег в обручах» Участник каждой команды залезает в обруч и держа его руками бежит до дерева, обегает его, и передает обруч следующему участнику команды.

«Туристические загадки »

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это?

(Палатка)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

(Компас)

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить

(Котелок)

Игра «Назови слово на букву …»

Воспитатель называет любую букву, дети называют слова растительного и животного мира, начинающиеся на эту букву.

Воспитатель: А сейчас, как настоящие туристы устроим привал: доставайте из рюкзаков свои запасы и давайте перекусим.

После перекуса воспитатель предлагает детям собрать шишки, жёлтые листья, ягоды рябины, сухие палочки для изготовления поделок.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

Давайте встанем в круг и произнесём слова:

Я в походе, ты в походе,

Я весёлый, ты весёлый,

Я твой друг, ты мой друг,

Давайте обнимемся.

Ребята вам понравилась наша прогулка?

Что больше всего понравилось?

Давайте посмотрим, чистую ли поляну мы оставляем? Почему мы должны это сделать?

Возвращение в детский сад.

Развлечение, посвященное Дню туризма в подготовительной группе. Сценарий "День рождения Бабы Яги"


Цель :
Развитие желания участвовать в совместных походах.
Задачи
Совершенствовать двигательные навыки детей, направленные на укрепление здоровья детей.
Развивать наблюдательность.
Воспитывать дружеские отношения, умение поддержать товарища в процессе пешего похода и игр-эстафет.
Пособия и оборудование:
Костюм Бабы Яги, письмо, ориентиры, искусственные цветы, 2 вазы, плоскостное изображение пирога и торта, разрезанного на куски + 2 подноса, муляжи овощей и фруктов + 2 миски, 2 метлы, угощение – яблоки.

Ведущий: Ребята, сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во многих странах мира проводятся различные мероприятия и конкурсы на тему «Туризм». Мы тоже не останемся в стороне. И для начала, поиграем.
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» - в ладоши хлопни,
Если «нет» - ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска,
Пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок и кружка,
Телевизор, кресло, клюшка,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат -
Вот и собран наш отряд. Молодцы!
Ведущий: (стук в дверь, взять письмо) Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, а в нем приглашение на день рождения. Угадайте от кого.
В лесу живет старушка
С костяной ногой,
Есть у нее избушка,
Что в чаще спрятана лесной. (Баба Яга)
Ведущий читает письмо: Приглашаю ребят из подготовительной группы на свой день рождения. Мне сорока рассказала, что ваши дети смелые, сильные, ловкие и дружные – настоящие туристы. Я очень хочу с вами познакомиться. Жду в гости.
Ведущий: Ну что, ребята, вы не боитесь пойти в гости к Бабе Яге? Тогда одевайтесь, собирайтесь, берите рюкзаки и отправимся в гости к Бабе Яге.
Дети и педагоги идут в лес на поляну.
Ведущий: Ребята, вот мы с вами и пришли. А про подарки –то мы забыли. Что любят женщины больше всего? Давайте соберем для именинницы букет цветов.

ЭСТАФЕТА «Собери букет»

(искусственные цветы воткнуты в землю + 2 вазы)


Ведущий: Давайте порадуем именинницу сладким и вкусным тортиком и пирогом.

ЭСТАФЕТА «Испечем пирог и торт»

(Плоскостное изображение пирога и торта, разрезанного на части + 2 подноса)
Ведущий: А еще, на праздничный стол мы поставим вкусные салаты.

ЭСТАФЕТА «Готовим салат»

(муляжи овощей и фруктов + 2 миски)
Ведущий: Ну вот, подарки готовы, праздничный стол накрыт, а где же сама именинница? Давайте позовем ее.
Бабка Ежка, выгляни в окошко.
Пришли к тебе ребятки, а ты играешь в прятки.
Появляется Баба Яга.


Баба Яга:

Что же, гости, проходите,
В тесноте, да не в обиде!
Видеть всех я очень рада,
То-то бабушке отрада!
Будем весело плясать, день рожденья отмечать.
Ведущий: Баба Яга, а мы принесли тебе в подарок цветы и гостинцы.
Баба Яга:
Спасибо, деточки, славные конфеточки.
Обещаю, впредь не буду я детей ловить повсюду.
Буду доброй я старушкой, добродушной и послушной.
Ведущий: Ребята, давайте поздравим, именинницу и испечем для нее каравай

Хороводная игра «Каравай»


Баба Яга: А я вас научу новой игре.

Подвижная игра «Огурчики солененькие»

Дети стоят в кругу и идут по кругу в одну сторону, проговаривая слова:
«Огурчики солененькие! Чашки, ложки, две картошки, перевертушки»
С окончанием слов, дети поворачиваются спиной в круг(лицом в круг), игра повторяется, темп увеличивается.
Ведущий: Послушай, Баба Яга, дети приготовили для тебя стихи.1.Ты леса долгожительница,
Милая Яга.
И ничего, что костяная
У тебя нога.
2.Ты конному и пешему
Всегда даешь приют.зайти к тебе так хочется,
Хотя б на пять минут.
3.Нет другой такой на свете
Бабушки Яги.
Пусть сегодня подобреют
Все твои враги.
4.Тебя встречаем в сказке мы,
Играешь ты в кино.
И все твои премудрости
Известны нам давно.
5.Сто тысяч разных хитростей
Хранишь для простаков.
Тебя любить и жаловать любой из нас готов.
Баба Яга: Вот уважили, спасибо,
Вами тронута, друзья!
Добрых слов уже лет двести
И не слыхивала я!
Ведущий: Мы рады, что тебе все понравилось, но мы хотим с тобой еще поиграть
Баба Яга: Больше всего на свете я люблю кататься на метле.

ЭСТАФЕТА «Кто быстрее на метле»


Баба Яга: Молодцы, быстро летали на метле, а теперь предлагаю отгадать туристические загадки:
Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками. (Рюкзак)
И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет
А как спать в ней сладко. Что это? (Палатка)

И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой (Компас)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен
Можно в нём уху варить
Чай душистый кипятить. (Котелок)

Баба Яга: Ай да молодцы, никогда еще такие веселые гости ко мне не приходили. В моем волшебном лесу поспели яблочки молодильные. Кто яблочка отведает, тот всегда будет сильным и здоровым.


Дети идут вместе с Бабой Ягой по лесу и находят яблоки, растущие на деревьях.


Потом дети стараются найти, что-то интересное и необычное и рассказывает об этом.



Баба Яга:
Спасибо вам гости дорогие, весело мне было с вами. Но вижу, пора вам домой возвращаться. Вы уж не забывайте меня, хоть в сказках со мной встречайтесь. А уж я вас не забуду и в гости еще приглашу.
Дети прощаются с Бабой Ягой и идут в детский сад.

1.В празднике принимают участие 3 – 4 детских сада.

2.В команде 4 — 5 дошкольников и один взрослый руководитель, который будет

направлять участников соревнований по маршрутным картам.

3. Каждая команда должна подобрать название команды, девиз исоответствующую

4.Разучить песню В. Шаинского «Вместе весело шагать»

Ведущая: Дорогие, ребята! 27 сентября наша страна отмечает Всемирный день Туризма. И мы пригласили вас отметить этот день играми, соревнованиями и интересными состязаниями. А вы любите приключения? И, наверное, с интересом следите за похождениями героев книг и кинофильмов. Сегодня я предлагаю самим отправиться в поход на поиски клада. Хотите? В одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать командами. А помогут вам сказочные герои: Бармалей со своей командой, встречайте!

Под музыку идут Бармалей и 2 разбойника. Они обходят команды, здороваются с детьми за руки и выходят на передний план.

Бармалей: Туристическим командам Физкульт…

Разбойники: Привет!!!

Ведущая: Дорогие гости, представьтесь нам, пожалуйста!

Бармалей: Я- Бармалей! Люблю детей (кровожадно смеется).

1 разбойник: А я малыш Джон!

Бармалей: Обожает игры он! (показывает на 2 разбойника). А это рыжий Пьер!

2 разбойник: Морской пират я, сэр!

Ведущая: С помощниками мы познакомились и сейчас они пройдут на острова где проверят вашу ловкость.

Разбойники уходят с возгласами « До встречи!»

Ведущая: А теперь мы проверим готовность команд.Ваша задача: назвать команду и девиз. И так, детский сад № 17 и т.д.

Руководитель д/с № 17: Команда, равняйтесь, смирно! Наша команда:

Дети: Туристята!

Руководитель: Наш девиз!

Дети: Мы прошли дорого не мало, но огромен белый свет.

Выше нос свой,туристята, ведь похода лучше нет!

Следующие детские сады также представляют свои команды.

Ведущая: Я, вижу, все готовы выйти в поход, молодцы! На нашем пути встретятся 5 островов, название которой будет обозначено вывеской. Направление пути будут указывать стрелки. На каждом острове вас ждут испытания, и если вы справитесь со всеми заданиями и соревнованиями, то найдете клад. Каждая команда получит маршрутные карты. В нем будет указан весь путь нашего интересного похода.

Ведущая раздает каждому детсаду маршрутные карты.

Ведущая: Итак, игра в поход начинается! В путь! Удачи вам! Счастливого пути!

Маршрутные карты.

1.Трудности кладоискателей.

2.Не зевай, на вопросы отвечай.

3. Походная

5. В поисках клада.

1.Не зевай на вопросы отвечай.

2.Походная.

3.Трудности кладоискателей.

4. Привал.

5. В поисках клада.

1.Походная.

2.Трудности кладоискателей.

3. Не зевай, на вопросы отвечай.

4. Привал.

5. В поисках клада.

Руководитель: Команда, направо! Речевку начинай!

Кто шагает дружно в ряд?

Дети: Туристический отряд!

Руководитель:Одолеет кто дорогу?

Дети:Кто всегда шагает в ногу?

Руководитель: Ну, а если вдруг беда!

Дети: Не сдадимся никогда!

Руководитель: Если вдруг комар укусит?

Дети: Никогда турист не струсит

Руководитель: Ну, а если вдруг медведь?

Дети:Вместе будем песни петь!

Руководитель: Если вышли мы в поход

Твердым будет шаг!

Дети: Не свернет с пути никто

Только так! Только так!

Ведущая называет поочередно каждый детский сад и отравляется их на острова

На каждом острове команды встречают герои и проводят с ними состязания.

1 остров:«Трудности кладоискателей» (спортивный участок)

Детей встречает разбойник Рыжий Пьер.

Пьер: Вы пришли на станцию « Трудности кладоискателей»

Боитесь трудностей? Я сейчас проверю. Вам предстоит:

1.переправиться по канату через «быструю речку» (пройти по канату)

2.преодолеть горные хребты (пройти по лестницам)

3. пройти по навесному мосту (по скамейке)

4. преодолеть чащу леса(пролезть через 4 обруча)

Справитесь? Кто не справится, верну к началу заданий

Вы никогда не найдете клад. Приготовились, начали!

Дети идут друг за другом преодолевая препятствия

Дополнительная игра:

« Ловишки с ленточкой»

Выполнив задание, герои направляют команды на следующий остров, соответствуя

маршрутной карте.

2 остров:«Не зевай, на вопросы отвечай!»

Детей встречает Бармалей.

Бармалей: Вы попали на остров « Не зевай на вопросы отвечай!»

Вопросы – загадки будут на туристическую тему. Прежде чем ответить, вы должны

внимательно подумать.

1.Кто такие туристы!

2. Что такое привал?

3.На привале нам помог суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош, но собою не возьмешь (костер).

Сейчас мы с вами будем «печь картошку» Туристы очень любят печеную картошку

и ваша задача: кто скорее перенесет картошку.

Атракцион: Испеки картошку.

Дети разбиваются на две команды. У каждой команды – корзина с картошкой.

Задача: чья команда скорее перенесёт картошку в «костёр»

4.Загадка: Сижу верхом не на коне, а у туриста на спине (рюкзак).

Бармалей: Вот сейчас я посмотрю, как вы соберете в поход рюкзак,

А то я что- то позабыл.

Атракцион: « Собери рюкзак»

Для аттракциона: (2 кружки, 2 миски, 2 фляжки, 2 компаса, 2 спички, 2 ложки,

2 будильника, 2 стакана, 2 фарфоровые тарелки, 2 вилки,2банки.
Задача: Выбрать необходимые вещи для похода и наполнить рюкзак.

После игры Бармалей направляет детей на следующий остров согласно маршруту.

3 остров « Походная»

Детей встречает разбойник Джон.

Джон: На острове под названием « Походная» нам необходимо:

1.Собирать дрова для костра. («Атракцион:«Сбор дров для костра»)

2. Принести воду, чтобы сварить обед на костре. (Атракцион «Водоносы»)

3.Наловить рыбки для ухи. (Атракцион « Рыбалка»)

4Остров «Привал»

На острове « Привал» собираются все герои и участники соревнований.

Ведущая: Вы прибыли на остров « Привал». Ответьте мне что такое привал?

Правильно это место отдыха туристов. И мы с вами после упорных

соревнований и состязаний отдохнем, отгадаем загадки, побеседуем,

споем песни.

1.Шагаешь — впереди лежит, оглянешься — домой бежит (дорога)

2.Когда с тобою этот друг, ты можешь без дорог,

шагать на север и на юг, на запад, на восток (компас)

3. От дома начинается, у дома и кончается (дорога)

4. Что такое палатка?

5.Для чего нужна карта?

6.Назовите виды туризма?

Туристы очень любят петь песни под гитару возле костра

Вот и мы сейчас споем веселые туристические и просто хорошие песни.

1.«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского

2.«Музыкант — турист» муз. Ю. Чичкова

3.«Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинскогго

4. «Как здорово, что все мы здесь» муз. О. Митяева

Ведущая: Вы хорошо отдохнули? Набрались сил? Наше путешествие не закончилось.

Нам осталось побывать на последнем острове « В поисках клада» .Наверняка

Мы найдем клад, который спрятан на острове. Туда мы отправимся вместе,

А чтоб было весело, споем еще раз песню « Вместе весело шагать».

Все команды вместе с героями с песней идут на участок, где спрятан клад.

5 Остров «В поисках клада»

По стрелкам команды приходят на остров, где спрятан сундук с «кладом»:

Ведущая: Мы прибыли на остров где спрятан клад. Остров так и называется

«В поисках клада»

Бармалей: Вам предстоит найти старинный клад. В маршрутной карте написано:

« Ищите клад в правом дальнем углу под высоким деревом- березой.

Дети находят 2 записку.

Во второй записке: « Клад ищите под домиком»

В третьей записке написано: «Клад вы найдете в дальнем правом углу».

Дети находят сундук с кладом. В сундуке печеная картошка. Разбойники раздают её всем детям, гостям.

Ведущая: Все вы справились с поставленной задачей и, я думаю, что вы станете

настоящими туристами и будите ходить в настоящие походы.

Спортивный праздник в ДОУ. Сценарий

Спортивный праздник, посвященный Дню туриста для детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада». Сценарий

Цель:
Формирование основ здорового образа жизни на свежем воздухе.
Задачи:
1. Организовать двигательную деятельность на свежем воздухе;
2. Продолжать знакомить с туризмом как видом спорта;
3. Совершенствовать двигательные навыки, психофизические качества: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость, глазомер;
4. Закреплять знания о животном и растительном мире;
5. Формировать эмоционально положительное отношение друг к другу;
6. Воспитывать чувство коллективизма.
В данном сценарии дети являются непосредственными участниками туристического похода, совместно со взрослыми. Дети проходят 3 этапа, в которые включены соревнования, эстафеты и сюрпризный момент. Также детей ждут заранее приготовленные вопросы, для проверки знаний о туризме, и загадки. Детям помогают в туристическом походе взрослые, переодетые в лесных зверей.
Сценарий праздника, посвященный Дню туриста,будет полезен инструкторам по физической культуре в ДОУ, а также воспитателям ДОУ.Предназначен сценарий для детей старшего дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы).
В учебно-воспитательном процессе этот материал будет полезен, так как прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на здоровье детей.
Предварительная работа:
1.Консультация для воспитателей по подготовке и проведению Дня туриста, в том числе по технике безопасности.
2.Беседы с детьми, придумывание названий команд, речевок, изготовление эмблем, повторение и закрепление двигательных навыков.
3.Разработка плана и карты похода.
Оборудование:
1.Палатка, уголь и спички для разжигания костра, вода для его тушения;
2.Сундучок с конфетами;
3.Лопата, стульчики, столы, бревно, обручи, стойки, гимнастические палки, канаты, шнуры, рюкзаки, компас, котелок, бинокль, спальный мешок, фляжка;
4.«Чудо-дерево»: прыгалки, резиновые колечки, ботинки, погремушки, ракетки, шапки, веник, ободки, зонтик, бантики, мячики.
Словарная работа:
Активизация в речи слов, связанных с туризмом: котелок, фонарик, компас, спальный мешок, карта, палатка, рюкзак, костер, бинокль, фляжка и т.д.
Организация:
День туризма проходит на спортивной площадке детского сада, где заранее организуется полоса препятствий, площадка для соревнований между командами; привалы с посадочными местами, костром, музыкальным сопровождением; в землю закапывается клад. Педагоги одеваются в костюмы медведя и лисы. Дети делятся на 2 команды (по 8-10 человек в каждой).

Ход праздника.

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня у нас день туриста! Вижу, вы похожи на самых настоящих туристов: в спортивной одежде, с рюкзаками, в хорошем настроении. Вам не терпится обменяться приветствиями? Познакомить нас со своими командами? Начнём!
Команды представляют своё название, эмблему, речевку.
Ведущий. Сыграем в игру «Что мы возьмем с собой в поход?»
Все дружно хлопаем в ладоши, если названную мной вещь берем в поход, и топаем ногами, если не берем. Слушайте: котелок, кукла, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда, пылесос, удочки, шторы, утюг.
Появляется Медведь и Лиса.
Медведь. Смотрите! Мы нашли карту, в которой указано место, где Бармалей зарыл клад. Отправимся на поиски клада! Путь нам предстоит долгий и трудный, поэтому необходимо размяться перед дальней дорогой.
Разминка.
Лиса.
Очень дружно зашагали. Раз, два!
И от взрослых не отстали. Раз, два!
Рюкзаки тяжёлые на спине несем,
Спину разгибаем, прями мы идем.
Медведь.
В лес пришли и наблюдаем:
Вот лисички пробегают,
А вот зайка скок да скок,
Притаился – и молчок.
Лиса.
На полянку посмотри:
Распускаются цветы,
Бабочки слетаются,
Нектаром наслаждаются.
Слева зреет земляника,
Справа-ягода черника,
А орехи высоко-
Дотянуться нелегко.
Эй, дружок, не поленись!
За грибком наклонись:
Белые грибы, лисички….
Не зевай-
Все в корзину собирай!
Медведь.

В гору медленно шагаем,
Ноги еле поднимаем,
А под горку мы бежим-
Пятками сверкаем.
Вновь мы по прямой шагаем,
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко,
Ходим прямо и легко.
Медведь, Лиса и дети обеих команд отправляются на поиски клада по карте Бармалея.
1-ый этап. Полоса препятствий.
«Переправа». Пройти между двумя параллельными канатами.
«Лягушки». Прыжки из обруча в обруч.
«По мостику». Пройти по бревну (взрослые страхуют детей).
«Зайчата». Прыжки через препятствия.
Привал. Беседа знаний.
Детям предлагают ответить на вопросы.
Ведущий.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).
2-й этап. Соревнования между командами.
«Собираем рюкзак». Какая команда быстрее соберет в рюкзак предметы, необходимые в походе.
«Паутинка». Какая команда быстрее пролезет через горизонтально натянутые шнуры, не задев их.
«Чудо-дерево». Найти как можно больше предметов, которые не должны расти на этом дереве.
«Шишки». Собрать как можно больше шишек.
Привал. Беседа загадок.
Ведущий.
В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас).
Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).
На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Мы в работе поминутно
От зари и до зари.
Нас в лесу найти не трудно,
Ты под ноги посмотри.
Назови меня скорей,
Я – рабочий …
(Муравей).
Не зверь, не птица,
А нос как спица.
Летит-пищит,
Сядет-молчит.
(Комар).
Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравьи, муравейник).
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц).
Летом в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка.
Зовут ее…
(Лягушка).
Всю ночь летает-
Мышей побывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Сова).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось).
3-й этап.Поиски клада.
Медведь, Лиса и команды приходят к месту, обозначенному на карте. Они откапывают лопатой клад, открывают его и достают …конфеты.
Большой привал и отдых в конце пути.
Дети вместе со взрослыми разжигают костер, поют песни, танцуют. Затем обязательно тушат костер водой, убирают мусор.
Медведь и Лиса благодарят детей за интересный поход и прощаются с ними.
Дети и взрослые с хорошим настроением возвращаются в группы.

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

— формировать интерес к природе, умение играть сообща.

Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций с изображением болота.

Воспитатель . Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на опушке болотце? Чем оно отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

Дети отвечают.

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, так необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

Давайте покричим, как лебеди : «Курлы-курлы-курлы».

Дети подражают крику лебедей.

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого находится болотце. Приземляемся. Я предупреждаю, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно и в детей превратиться опять. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. Какие там красавицы были! А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане. Покажите. А теперь покажите березку у болота.

Дети изображают березку на болоте.

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. А какие еще растения растут на болоте? Почему они не погибают?

Дети. Осока, ряска, камыш, вереск, сабельник и другие влаголюбивые.

Воспитатель . По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна?

Дети отвечают, воспитатель дает краткие пояснения.

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, то можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

Воспитатель проводит игру «С кочки на кочку».

Начались кочки. По ним можно ходить. (Кочки обозначены мелом или дощечками.) Помните, как в мультфильме зайка перебрался через болото с помощью волшебной палочки-выручалочки? Вот так и мы пойдем. Будем переставлять палочку от одной кочки до другой. Старайтесь быть осторожными, не спешите. Кочки стали попадаться чаще, теперь можно прыгать с кочки на кочку. Только не попадите мимо! Не спешите, хорошо отталкивайтесь. Наконец-то добрались до сухого места! Можно передохнуть.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик, плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки:

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра».

Лягушки-хохотушки

Воспитатель . Лягушата, давайте покажем веселых лягушек, о которых говорится в стихотворении.

Две лягушки-хохотушки

(Дети показывают указательный и средний пальцы, остальные собирают в щепоть.)

Прыгали-скакали.

(Изображают прыжки пальцами.)

Лапкой — хлоп, другою — хлоп,

(Хлопают рукой по ноге.)

Щеки раздували.

(Показывают пальцами округлость щек.)

Увидали комара,

(Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета.)

Закричали: «Ква-ква-ква!»

(Изображают пальцами рот лягушки.)

Улетел комар, как ветер.

(Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.)

Хорошо пожить на свете!

(Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.)

Воспитатель. Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

Стоит остроносая птица в воде,

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит иль на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Эта редкая птица находится под охраной. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге.

Дети показывают.

Чем питаются цапли?

Дети отвечают.

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

Дети отвечают.

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода! Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым вкусом наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю собранную клюкву. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Станем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

Дети отвечают.

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком черные змеи — гадюки. Как страшно! Ведь они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить. А теперь тихо расскажем о том, что мы сейчас сделали, чтобы хорошо запомнить, как надо вести себя на болоте.

На болоте

Будь осторожен на болоте

(Дети поднимают указательный палец вверх.)

И на змею не наступи.

(Отдергивают ноги.)

Ее заметить здесь не просто.

(Подносят ладонь домиком ко лбу.)

Иди тихонько, не спеши.

(Ходят на носочках на месте.)

Как палка, может растянуться

(Кисти сжимают в кулак, соединяют перед собой, раздвигают в стороны по прямой линии.)

Опасная для нас змея.

(Скрещивают пальцы обеих рук.)

Потом клубком она свернется,

(Скрещивают руки, пальцы расставляют.)

Среди кустов лежит, шипя.

Не нарушай ее покоя

(Скрещивают руки, пальцы вместе.)

И осторожно обходи.

(Изображают круг указательным пальцем.)

Болото — дом ее законный,

(Из сомкнутых ладоней делают домик.)

А ты здесь — гость, (Кланяются.)

Вот и смотри!

Воспитатель . Уф, наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

Дети поют.

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось много друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

Дети отвечают.

Давайте поиграем в пиявок.

Игра «Пиявки»

Воспитатель. Я буду первой пиявкой. Все пиявки бегают по болотцу, а я должна догнать кого-нибудь и «присосаться». Теперь нас двое, и мы так продолжаем бегать, пока не «присосемся» к третьей пиявке и так далее, пока все пиявки не будут как одна. Начали.

Какая длинная пиявка у нас получилась! Можно разъединиться и превратиться в детей.

Интересное путешествие у нас получилось! А вам понравилось? Но пора возвращаться в детский сад. Ну, гуси-лебеди, приготовились, полетели. Куда бы вы хотели отправиться в путешествие еще?

Дети планируют дальнейшие путешествия.