Что такое нападающий удар в волейболе определение. Боковой атакующий удар. Методика совершенствования нападающего удара

Атака - основной способ набора очков в волейболе. В игровом составе команды, если не брать в расчет либеро, пять нападающих игроков. Даже связующие иногда используют нападающий удар, а ведь от них этого практически никто не ждет - поэтому эти редкие попытки почти всегда эффективны.

Картина набора очков выглядит примерно следующим образом:

  • 50-60% - атака.
  • 0-30% - ошибки соперника.ли
  • 0-15% - результативная игра на блоке.
  • 0-20% - очки, выигранные с подачи.

Диагональ, или линия для доигровщика и диагонального

При постановке блока игрокам далеко не всегда удается полностью закрыть площадку от нападающего. Открытыми оставляют те направления, куда нападающему сложнее всего попасть. Поэтому блокирующие всегда стремятся закрыть центр поля и оставить линейное или ходовое направление в зависимости от предпочтения нападающего. Атака по линии - удар нападающего вдоль боковой линии площадки соперника. Ходовое направление, его еще часто называют «диагональ» - удар, выполняемый в направлении противоположного угла площадки соперника. Для наглядности не мешало бы взглянуть на план игровой площадки. Атака в диагональном направлении и по линии доступна только для нападающих из четвертой, второй и первой зон – то есть, для диагонального и доигровщиков.

Сложность попадания по линии, как выражаются волейболисты, заключается в том, что часть площадки, открытая для атаки, шириной всего около метра. Действие происходит в динамике, и велика вероятность попадания мяча в аут или антенну, что тоже считается ошибкой, проигранным очком.

Чаще для нападающего удара игрок выбирает ходовое направление. Вероятность попадания в аут в этом случае гораздо меньше, потому что открытая часть площадки больше, чем в случае с линейным направлением. Но сложность выигрыша в этом направлении тоже есть. Когда игрок исполняет атакующий удар по линии, ему противодействует только один защитник, в ходовом направлении их уже два. Меньше вероятность попадания в аут, но сложнее обыграть защиту - нелегкий выбор для нападающего.

Обманный удар

Помимо силового удара есть еще и обманный, или как его называют чаще - скидка. Выполняется этот элемент отрывистым касанием кисти в пустое место на площадке или прямо за блок - туда, где никогда нет защитника. Для того, чтобы не дать упасть скидке на своей стороне, защитники всегда должны быть готовы быстро переместиться и подбить мяч. Самое удачное место для исполнения обманного удара, как ни странно, - середина поля, ее еще называют «котел». Скидка в котел сложна тем, что эта зона является зоной конфликта для всех защитников: бегут все и разом останавливаются, видя, что другие тоже бегут, или считают, что мяч падает ближе к другому защитнику и не бегут. Оба варианта проигрышны для команды, если не определить заранее, кто будет играть мячи в этой зоне.

Спорт - это состязание, в котором побеждает лучший, сильнейший из соперников. Но скидка - это менее рискованный вариант нападающего удара, при котором вероятность ошибки минимальна. Есть такое негласное правило волейбола: в решающих моментах скидывать нельзя, необходимо смело и решительно действовать, как полагается настоящим чемпионам. Но есть также и фразы: за сильный удар два очка не дают, или: волейбол - игра не силы, волейбол - игра ума. Конечно же, победителю никто ничего не скажет. Но если это очко будет проиграно, да еще и в решающий момент - осуждающих взглядов игрок получит немало.

Блок - аут

Пожалуй, этот вариант атаки можно назвать самым сложным для исполнения. Ведь в этом случае нападающему надо попасть не в площадку размером восемьдесят один квадратный метр. В момент удара по мячу игрок всегда смотрит на него. Для осознанного удара блок - аут нападающий должен периферическим зрением определить местоположение блока и нанести удар таким образом, чтобы мяч отскочил от рук, блокирующих в аут. Такой вариант нападающего удара есть только у опытных игроков, которые долгими годами оттачивали и совершенствовали свое мастерство.

Либеро в атаке

Либеро может исполнять нападающий удар, но должен его выполнить определенным образом. В момент нанесения удара мяч должен находиться ниже верхнего троса сетки. Такие эпизоды бывают крайне редко, единицы раз за весь чемпионат, который длится почти восемь месяцев. Но либеро иногда все-таки приносят очки своим командам. Происходит это следующим образом: при защитных действиях мяч от либеро отскакивает в пустое место на площадке соперника, принося тем самым очко команде счастливчика. Правда, в статистике такие очки записываются как ошибка защитников, а не очко, принесенное атакой либеро.

Атака первым темпом

Первый темп атакует, в основном, из третьей зоны, которая находится посередине между второй и четвертой. Для первого темпа основные направления атаки – первая и пятая зоны. По причине очень быстрой атаки против первого темпа почти всегда играет только один блокирующий, поэтому процент реализованных атак первым темпом почти всегда выше, чем у остальных нападающих. Основная сложность нападающего удара первого темпа заключается лишь в уровне сыгранности со связующим.

Нападающий удар для каждого амплуа имеет свои особенности. Для первого темпа – ювелирная точность передачи. Для диагонального – мощь атаки. Для доигровщика – аккуратность. В свою очередь, для атаки важна передача, а для передачи – прием. Но победы без результативной атаки точно на бывает, и это, несомненно, важнейший элемент в волейболе.

Прямой нападающий удар может осуществляться по ходу раз­бега и с переводом. В первом случае направление траектории поле­та мяча после удара как бы совпадает с направлением разбега. Во втором с помощью своеобразных движений туловища и ударяющей руки мяч посылается вправо или влево по отношению к направле­нию разбега волейболиста.

Техника прямого нападающего удара по хо­ду разбега представлена на рис. 36. Как видно, в последнем шаге разбега - напрыгивании - левая нога волейболиста, незначи­тельно согнутая в коленном суставе, ставится на поверхность пло­щадки с пятки. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной ско­рости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость при напрыгивании, игрок сгибанием ног в ко­ленных и тазобедренных суставах опускает ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и ставится

рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх отводятся назад-вниз.

Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног в момент приставки правой стопы к левой. При этом ОЦТ вследствие увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах продолжает смещаться вниз и оказывается вынесенным за опору.

Снижение ОЦТ вниз и смещение его за опору позволяют зна­чительно увеличить его путь во время преодолевающей работы мышц ног, что способствует достижению большей величины верти­кальной скорости движения тела в заключительной микрофазе от­талкивания.

Активное разгибание ног в тазобедренных и коленных суста­вах, а также энергичное сгибание стопы осуществляется за счет взрывной работы мышц этих звеньев н завершается упругим от­талкиванием стоп от поверхности площадки.

В начале безопорной фазы туловище и ноги игрока выпрямле­ны, левая рука после махового движения прекращает смещение вперед-вверх, а правая, согнутая в локтевом суставе, продолжает отводиться назад. Тело волейболиста в результате силы толчка вверх и инерции горизонтальной скорости разбега перемещается вперед-вверх.

При дальнейшем подъеме туловище игрока прогибается в пояс­ничной части позвоночника, правое плечо и рука отводятся назад и в сторону, левая, согнутая в локтевом суставе, смещается вниз, ноги сгибаются в коленных суставах.

В результате всех этих движений мышцы плечевого пояса, гру­ди и живота хорошо растягиваются, создавая необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении.

Удар по мячу производится в высшей точке прыжка. В резуль­тате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста разгибается в поясничной части позвоночника, а ноги - в коленных суставах, правое плечо смеща­ется вперед-вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу. При ударе про­исходит обгон дистальных частей руки: плечо обгоняет плечевой сустав, локтевой сустав обгоняет плечо и кисть - предплечье. Угол между плечом и предплечьем в момент удара составляет приблизи­тельно 140-150°. Подобное захлестывающее движение руки в со­четании с разгибанием туловища и «навалом» правого плеча спо­собствует значительному наращиванию силы в момент удара.


После удара по мячу (заключительная фаза) тело игрока по дуге опускается вперед-вниз. Волейболист приземляется в 1-1,5 метрах от места отталкивания на согнутые в коленных суставах ноги, туловище игрока несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.

Техника прямого нападающего удара с пе­реводом влево представлена на рис. 37.

Удар выполняется со средней (по высоте) передачи, разбег и

прыжок обычны. В фазе замаха волейболист всеми своими движе­ниями показывает, что нападающий удар будет производиться по ходу разбега (рис. 37, а). В этом и заключается мастерство напа­дающего, то есть умение в последний момент резким движением предплечья и особенно кисти перевести мяч влево, мимо рук блоки­рующего.

Эффективность перевода во многом зависит еще и от умения волейболиста произвести удар по мячу в наивысшей точке. При этом кисть соприкасается с правой боковой поверхностью мяча (рис. 37, б). Удар по мячу осуществляется пястной частью кисти, благодаря чему уменьшается «жесткость» удара, но увеличивается путь направляющего действия ударного движения. Правая рука после удара смещается по дуге вниз-влево (рис. 37 в).

Техника прямого нападающего удара с пе­реводом вправо показана на рис. 38.

При выполнении этого удара волейболист, отталкиваясь от опо­ры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает

руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч вправо. Туловище при ударе подается несколько вперед и влево (в результате закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча.

Угол перевода мяча в горизонтальной плоскости увеличивается при смещении точки приложения усилия к мячу несколько вниз. Однако такое смещение направления ударного усилия уменьшает угол атаки в вертикальной плоскости, и мяч может быть направлен за пределы поля. Поэтому техническое мастерство нападающего за­ключается и в умении точно произвести удар по мячу.

В игре в волейбол используются прямой, боковой нападающие удары и удары с поворотом кисти и туловища.

Рисунок 7 Прямой нападающий удар

5.2.

Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча.

5.3. Техника

Техника нападающего удара включает в себя четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление.

Прямой нападающий удар характеризуется сочетанием сложных по координации движений. Подготовка к выполнению прямого нападающего удара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм разбега существенно зависит от скорости и траектории передачи мяча для выполнения нападающего удара. Длина разбега составляет 2 3 шага и скачок. В скачке стопа вынесенной вперед ноги ставится на пятку (стопорящий шаг), вторая нога приставляется к первой, выпрямленные руки отводятся назад. Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по дуге сзади вперед вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх, как правило, максимально высокий, поэтому игрок должен оттолкнуться как можно сильнее. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах бьющей рукой вверх назад, прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных суставах, правое плечо (если правая рука ударная) отводит назад, левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводит вверх в сторону. В момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в локтевом суставе, растянутые при замахе мышцы живота, груди и руки резко сокращаются. Рука выпрямляется, кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии, удар выполняется в определенном направлений. После удара по мячу игрок приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп.

5.4. Ошибки

Типичными причинами ошибок при обучении технике нападающего удара являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) обучающийся неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) нет систематичности, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;

Подводящие упражнения

1. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360.

2. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара.

4. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

Нападающий удар с передачи.

Упражнения по технике

1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3.

в зону №3 мяч направляется из зоны №4,6,5.

2. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

3. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

4. Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

5. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

6.Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

7. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

8. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.

Действия команды в нападении завершаются направлением мяча через сетку с целью затруднить его прием командой соперников и добиться выигрыша очка или права на подачу. Самый эффективный способ при этом - атакующий удар, который производят по мячу выше верхнего края сетки.

У квалифицированных волейболистов выигрыш очка при атакующих ударах превышает 50 %. Удар, выполняемый по мячу ниже верхнего края сетки (в прыжке или в опорном положении), называется нападающим. Вероятность выигрыша очка здесь проблематична. Атакующие удары подразделяются по направлению (по ходу направления полета мяча, когда оно соответствует направлению разбега, и с переводом, когда такого совпадения нет); по скорости полета (скоростные или силовые удары, ускоренные или кистевые, медленные или обманные); по технике выполнения (прямые - лицом к сетке и боковые - боком к сетке); по месту выполнения (у сетки и с задней линии). Последовательность обучения атакующим ударам такова: прямой удар по ходу из зон 4, 2, 3; прямой удар с переводом вправо из зон 4, 2, 3; прямой удар по ходу левой рукой из зон 2, 4, 3; прямой удар с переводом влево из зон 3, 4, 2; боковой удар из зон 4, 3 правой рукой, из зон 2, 3 - левой; прямой удар по ходу с/задней линии из зон 5, 1, б". Медленный или обманный удар в первой своей стадии (разбег, прыжок) такой же, как и прямой по ходу, в заключительной части он представляет собой передачу обеими или одной рукой.

В прямом атакующем ударе по ходу (рис. 1)
выделяют разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление, В разбеге делают от одного до трех шагов. В последнем шаге игрок выставляет
вперед одну ногу (чаще правую), руки от водит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно совершают движение вниз-вперед. Во время прыжка игрок быстро разгибает ноги, а. руки резко поднимает вверх. Большое значение имеет согласованность движений; в момент приставления левой ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.
Движение на замах начинают с прогибания туловища, затем игрок поднимает и отвадит
При условии, что сильнейше руна правел; для левши-положение зеркальное: прямой удар по ходу из зон 2, 4, 3 и назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем игрок активно включает в работу правую (бьющую) руку.
Движение на удар начинают с энергичного сокращения мышц живота, туловище выпрямляют, одновременно придается движение руке. Вначале движется плечо, затем предплечье и кисть, Эффективность удара зависит от заключительного движения кисти. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания кистью мяча, При этом игрок напрягает кисть и выполняет ударное движение исключительно активно. .После удара он приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет быстро перейти к другим действиям.

Атакующие удары с переводом по структуре схожи с прямым ударом по ходу. При ударе с переводом направление полета мяча не совпадает с направлением разбега атакующего игрока. Разбег выполняют в основном так же, как в ударе по ходу. Это важно в тактическом отношении. Изменение направления удара производят уже в прыжке во время замаха. Перевод осуществляется поворотом туловища или кисти руки. При переводе вправо (рис. 2) туловище и кисть поворачивают вправо. Удар по мячу производят сверху-слева. При переводе влево (рис. 3) туловище и кисть поворачивают влево, удар по мячу производят сверху-справа.

Боковой атакующий удар (рис. 4) в фазе разбега почти ничем не отличается от предыдущих, только при отталкивании игрок располагается боком к сетке. Движение рук при разбеге и отталкивании такое же, однако после отрыва ног от поверхности площадки правую руку направляют вниз в сторону на замах. Туловище наклоняют в сторону бьющей руки. В ударном движении туловище выпрямляют, плечи поворачивают влево, левая рука посылается вниз, правую дугообразным движением перемещают к мячу, при этом вперед идет плечо, предплечье и кисть отстают. В момент удара рука выпрямлена и напряжена, туловище наклонено вперед. Для бокового удара характерна активная работа туловища. После удара рука продолжает движение вниз по дуге, затем игрок мягко приземляется.

Атакующий удар с задней линии

Атакующий удар с задней линии выполняют в основном так же, как у сетки. Однако для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед-вниз, мячу придают более пологую траекторию.
Подлинное мастерство в атакующих ударах определяется следующими факторами:
владение в совершенстве техникой всех способов ударов как правой (сильной), так. и левой (слабой) рукой; высокий уровень овладения навыками индивидуальных тактических действий при ударах; высокий уровень развития специальных физических качеств, от которых зависит эффективность ударов; надежность опорно-двигательного аппарата, систем организма, несущих основную нагрузку при ударах.


Последовательность освоения атакующих ударов

1. Укрепление костно-связочного аппарата; развитие силы мышц стопы, кистей, плечевого пояса, туловища, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении атакующих ударов, прыгучести, пространственно-временной дифференцировки (умения сочетать игровые действия с учетом направления и скорости полета мяча, особенно в прыжке, в без опорном положении).

2. Освоение составных частей атакующего удара: вертикального взлета при отталкивании двумя ногами; ритма разбега в три шага; заключительного удара кистью по мячу.

3. Последовательное соединение составных частей в целостном выполнении атакующего удара: разбег и отталкивание обеими ногами (прыжок с разбега); удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) - с места, с разбега; удар по движущемуся мячу по заданной траектории с различной скоростью (медленно - быстро) при помощи тренажера; нападающий удар после передачи мяча; соединение специальных физических качеств с составными частями навыка и удара в целом.

4. Совершенное владение способами атакующих ударов правой и левой рукой (при ведущей роли сильной руки). Умение максимально реализовывать специальные физические качества посредством совершенной техники.

5. Умение целесообразно использовать способы атакующих ударов и нападающих действий с учетом игровой обстановки. Последовательность освоения атакующих ударов осуществляется выполнением комплекса упражнений: обще-развивающих и подготовительных, подводящих, по технике и тактике. Ниже предлагается последовательность разучивания данных упражнений при обучении всем способам атакующих ударов,

Общеразвивающие и подготовительные упражнения при совершенствование атакующих ударов

1. Из положения спиной, боком, лицом к гимнастической стенке упражнения с резиновым амортизатором для плечевого пояса; то же на тренажере.

2. Упражнения с гантелями для плечевого пояса: круговые движения; поднимание рук вверх, отведение назад и сгибание в локтевых суставах; встречным энергичным движением поднимание вверх и движение вперед.

3. Жим штанги (в станке) лежа (учащиеся старших классов, до 30 % от собственного веса).

4. Приседание со штангой (мешок с песком) до 50 % от собственного веса.

5. Лежа на скамейке (наклонной доске), сгибание и разгибание туловища.

6. Наклоны, вращение туловища, держа на плечах мешок с песком весом 6-15 кг.

7. Приседание, затем быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с 1-2 набивными мячами в руках; то же с прыжком вверх.

8. Из глубокого приседа на одной ноге на гимнастической стенке, другая нога опущена вниз, руками держась за стенку, быстрое разгибание опорной ноги.

9. Упражнение для кистей на тренажере - вращательными движениями поднимание и опускание груза.

10. Сжимание кистью теннисного мяча (кистевого эспандера).

11. Отталкивание от стены: обеими руками одновременно; попеременно правой и левой рукой.

12. В упоре лежа передвижение на руках по кругу вправо, влево, ноги на месте.

13. В упоре лежа передвижение вправо и влево, одновременно переставляя руки и ноги (приставные шаги).

14. Вырывание и выкручивание набивного мяча у партнера,

15. Броски набивного мяча весом 1 -2 кг из-за головы обеими руками, одной рукой над головой («крюком»),

16. Кистевые броски набивного мяча весом 1 кг - одной (правой, левой) и обеими из положения руки вверх.

17. Броски литых резиновых (теннисных, наполненных свинцовой дробью) мячей, стоя на месте и в прыжке.

18. Удары кистью {рука горизонтально) по набивному мячу весом 1 кг либо гандбольному мячу, стоя на коленях на гимнастическом мате.

19. В прыжке бросок набивного (баскетбольного) мяча в стену, затем приземление, прыжок и ловля мяча в прыжке.

20. В прыжке броски набивного мяча весом 1 кг в стену из-за головы обеими руками; то же через сетку (на силу, точность, с места и с разбега).

21. Метание теннисных мячей через сетку в прыжке-на точность, на силу.

22. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом, боком, спиной вперед.

23. То же с отягощением (набивные мячи в руках, мешок с песком на плечах).

24. Спрыгивание с гимнастического коня (стенки) на гимнастический мат (мальчики).

25. Спрыгивание с высоты 40-80 см с последующим прыжком вверх,

26. Прыжки с места, с разбега и доставание предметов (набивных, волейбольных, теннисных мячей), подвешенных на различной высоте.

27. Сочетание перечисленных выше упражнений с перемещениями различными способами в ответ на условные сигналы.

Подводящие упражнения при совершенствование атакующих ударов

1. Толчком обеими прыжок вверх с 2-3 шагов разбега. Длина разбега определяется разметкой, ритм движений зависит от звукового сигнала (хлопки в ладони, магнитофонная запись и т. п.).

2. Стоя на коленях на гимнастическом мате, удар по волейбольному мячу кистью (замах небольшой, в момент удара рука прямая, движение кистью максимально быстрое).

3. Удар по мячу на резиновых амортизаторах (мяч над правым плечом на высоте вытянутой руки, немного впереди).

4. Многократные удары по мячу кистью у стены (пол - стена).

5. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, воспроизводя движение атакующего удара.

6. Удар по мячу на резиновых амортизаторах в прыжке с места, с разбега.

7. Удар по мячу в держателе у сетки в прыжке с места, с разбега (рис. 5).

8. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар по мячу над головой стоя и прыжке.

9. То же, но мяч подбрасывает партнер, стоящий напротив.

10. Удар через сетку, мяч подбрасывает партнер.

11. Удар через сетку после передачи мяча партнером (учителем).

Упражнения по технике

1. Удар по ходу из зоны 4 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 мяч посылают из зон 4, 6, 5.

2. Удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 мяч направляют из зон 2, 6, 1.

3. Удар по ходу из зоны 3 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч посылают из зон 3, 6, 4, 5.

4. Удар из зоны 4 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч направляют из зон 3, 6, 4, 5, 1,

5. То же, что в упр. 1-4, но удар со средних по высоте передач.

6. То же, что в упр. 1-4, но удар с высоких и средних, удаленных от сетки на 1 -2 м передач.

7. Удары из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3, стоя спиной к атакующему.

8. То же, что в упр. 1-4, но удар с низкой передачи.

9. То же, что в предыдущих упражнениях, но удары на точность (в обозначенные участки площадки, расставленные мишени).

10. Удар с переводом вправо из зоны 4 с высокой передачи из зон 3, 2.

11. Удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

12. То же, что в упр. 10, передачу на удар выполняет партнер, стоящий спиной к атакующему.

13. То же, что в упр. 10-12, но передачи на удар средние по высоте.

14. Удар по ходу левой рукой из зон 4, 2 с передачи из зоны 3.

15. Удар с переводом влево из зоны 3 с передачи из зоны 2; из зоны 4 с передачи из зоны 3.

16. Последовательное выполнение ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3: по ходу, с переводом вправо, влево, слабейшей рукой. То же, с передачи из глубины площадки.

17. То же, но удары из зон 2, 3.

18. То же, но удары со средних передач.

19. То же, но удары с низких передач.

20. Чередование ударов различными способами с различных по высоте передач.

21. Боковой удар из зоны 4 с передачи из зоны 3 у сетки и из глубины площадки.

23. Учащиеся располагаются, как показано на рис. 6. Игрок 5 набрасывает мяч к сетке игроку 4, который осуществляет передачу на удар в зону 4, игрок 1 выполняет удар и переходит в зону 3. Упражнение повторяют, затем после удара из зоны 3 игрок 1 переходит в зону 2, а в это время упражнение выполняют игроки 5, 4 и 2, Пока игрок 2 переходит в зону 3, упражнение выполняют игроки 5, 4 и 1: передача стоя спиной к атакующему, удар из зоны 2 и т. д. После удара игроки переходят из зоны 2 в зону 4. В зоне 3 игроки у сетки и в глубине площадки периодически меняются.

24. По два игрока с мячами располагаются в зонах 4, 3, 2 (атакующие), один в зоне 3 (связующий). Удары из зон 4, 3, 2; игрок в зоне 4 набрасывает мяч связующему и с его передачи выполняет удар, после чего переходит в зону 3. Осуществив передачу, связующий получает мяч от игрока зоны 3. Выполнив ему передачу на удар, он поворачивается лицом к зоне 2, получает мяч, делает передачу на удар и т. д. После удара игрок из зоны 3 идет в зону 2, из зоны 2 - в зону 4 и т. д.

25. Учащиеся располагаются, как показано на рис. 7. Игрок 1 посылает мяч к сетке и идет в зону 2, где выполняет удар с передачи игрока 3 назад, за голову.

26. Учащиеся располагаются, как показано на рис. 8. Игрок 1 посылает мяч к сетке, игрок 2 идет в зону 3, где выполняет удар с передачи игрока 3.

27. Упражнения из числа приведенных выше, но первая передача связующему к сетке осуществляется со стороны соперника. Используют также подачи (нижнюю, верхнюю). Способы ударов и характер передач чередуют. Этим создают условия, приближенные к игровым.

28. Атакующие удары при противодействии блокирующих. Блок (имитатор блока, блокирующие на подставке) закрывает какое-либо направление. Необходимо ударом послать мяч в открытом направлении. Например, при ударе из зоны 4 блоком закрыты зоны 6 и 5, удар наносят в зону 1 («по линии»), закрыта «линия» - удар в зоны 5 и 4. Так же осуществляют удары из зон 2 и 3.

29. Боковой удар левой рукой из зон 2 и 3 с передачи из зоны 3.

30. Прямой и боковой удары из зоны 4 с передачи из зон 3, 6° 1 и удары из зоны 2 с передачи из зон 3, 6, 5. Вначале передачу выполняют после подбрасывания мяча над собой, затем с передачи через сетку и подачи. Прием мяча от соперника осуществляют сверху двумя. руками или снизу двумя руками.

31. Имитация нападающего удара и передача в прыжке через сетку обеими руками и одной, Организация упражнений по типу предыдущих.

32. Имитация удара и передача мяча в прыжке партнеру (откидка), удар с передачи в прыжке (откидка). Вначале откидку выполняют вперед (лицом к атакующему), затем назад (спиной к. атакующему).

33. Трое атакующих располагаются в зонах 4, 3, 2. Мяч из глубины площадки направляют к сетке (между зонами 3 и 2), куда выходит из-за линии нападения связующий игрок. Передачу он выполняет поочередно в зоны 4, 3, 2 (за голову). В зоне 4 удар с высокой передачи, в зоне 3 - с низкой, в зоне 2 - со средней.

34. Расположение игроков, как в упр. 33. Задания: а) игрок в зоне 3 имитирует удар с низкой передачи, игрок из зоны 2 выходит в зону 3 и выполняет удар сзади игрока зоны 6) игрок зоны 4 имитирует удар с низкой передачи, игрок зоны 3 выполняет удар в зоне 4 сзади игрока зоны 4.

35. Атакующие располагаются в зоне 4 (2), блокирующий (двое) - на подставке в зоне 2(4), закрывая «линию». Нападающий удар с переводом влево в зоне 4 и вправо в зоне 2. Задача - послать мяч так, чтобы он от блока ушел в аут.

36. Поочередное выполнение ударов от блока и обманных передач после имитации удара,

37. То же, что в упр. 33-36, но первая- передача является одновременно приемом мяча, направленного соперником через.сетку (передачей, ударом одной рукой с 3-6 м, подачей).

38. Удары прямые и с переводом на точность при максимальной силе удара.

39. Атакующий удар с задней линии. Организация, как в предыдущих упражнениях, только передача на 3-2 м от сетки. Отталкивание на удар из-за линии нападения (3 м от сетки), приземление может быть в площади нападения, это не является нарушением правил.

40. Упражнения из числа приведенных выше. Атакующие применяют различные способы ударов, блокирующие стремятся преградить путь мячу над сеткой. Можно проводить в вид соревнования.

Представленный в статье материал рассчитан на многолетний период работы секции волейбола. Вначале при помощи общеразвивающих и подготовительных упражнений у учащихся развивают физические качества, от которых зависит успешное овладение техникой атакующего удара. Затем следуют подводящие упражнения, ускоряющие правильное овладение основой техники удара. После этого идут упражнения по технике, которые посредством усложнений содействуют формированию гибкого навыка атакующего удара. Таким образом, в занятиях имеют место упражнения общеразвивающие, подготовительные, подводящие, по технике.

Общеразвивающие и особенно подготовительные упражнения применяют на протяжении всего периода работы с юными волейболистами. Подводящие упражнения используют для исправления ошибок в технике или совершенствования отдельных звеньев удара (разбег, удар по мячу). Сложность упражнений зависит от подготовленности учащихся.

При обучении надо ориентировать ребят на искусное применение атакующих ударов. Стремление бить сильно, бездумно не должно доминировать у юных волейболистов, особенно на начальном этапе обучения. Максимальные усилия следует применять при уже сложившейся технике, начале вне игровой обстановки и лишь затем в игре.

Трудно найти физическое упражнение, подобное напа­дающему удару в волейболе, которое включало бы в себя бег, прыжок и метание. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.

Бытует мнение, что при напрыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога - это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину - другой.
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще от­талкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).

Движения нападающего в замедленной съемке.

Эта последовательность нужна не только для правильной координации - взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.

Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.

В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больший нужен вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге - грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.

Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте - это не ошибка. Главное - не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.

Таким образом первым шагом при трехшаговом разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг - напрыгивание - необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.

Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлысто-образное движение бьющей руки.

Прямой нападающий удар.

Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головом (такие рекомендации тоже существуют) ? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).
В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча.

Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь во­лейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара-работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике - само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку - «работает кисть», не попал - «кисть не работает. В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и по­верхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10-20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар считается главным, единственным целесооб­разным ударом.

В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока - дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом сутсаве и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встреча­ются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.