Что такое потребительство. Смотреть что такое "Потребительство" в других словарях

Добавить в избранное

Потребительство это внутреннее стремление человека видеть только один смысл жизни и цель – материального обогащения. Морально-этические аспекты жизни таких людей как правил интересуют меньше всего. Они находят счастье в вещах, их использовании.

Причиной Потребительства, является само развитие общества и социума, по техногенному пути развития. Большое значение имеет искусственно поощряемое мнение о значимости материальных вещей для человека. Иногда Потребительство превращается в манию или зависимость от которой сложно избавится.

В гигантских городах, в гигантских странах людьми управляют, как вещами и всё, что эти люди покупают, становится мусором.

Жить в обществе потребления не так и просто. Потребительство – это искусственно навязанные избыточные стандарты общества, для получения прибыли. Фактически все наше существование на планете земля напоминает прожорливых червей, которые нагло, безжалостно, неэкономно, алчно и бездумно сжирают все на своем пути.

Желание человека жить лучше - естественно и нормально. Но во всём нужно знать меру. В потребительстве она отсутствует. В неестественном раздувании чувства потребительства отсутствует материальная и моральная основа.

Человек утрачивает возможность стать целостной личностью, которая гармонично удовлетворяет свои физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности

Потребительство крадет у человека осознание себя и смысла жизни, заменяя его эгоизмом и корыстью.

Жизнь предназначена для развития внутренних начал, для пробуждения или осознания духовных ценностей.

На первое место среди жизненных целей, необходимо ставить приоритеты, связанные с самосовершенствованием, личностным ростом.

Личностный рост и ценности подвергаются забвению. Смысл жизни человека предается глубокому забвению. Потребительство сегодня превратилось в пагубную зависимость. Для него характерно, маниакальный шопинг, рисовка и показушничество. Для человека, ставшего обладателем такого качества личности как Потребительство, товары утрачивают свои естественные характеристики, становясь лишь символом элитарности, избранности, возможностью пустить понты, потешить Тщеславие собственной крутизной и значимостью.

Вкус Счастья, да и само , такие люди связывают с уровнем потребления материальных благ. В конечном итоге он становится целью и смыслом жизни.

Потребительство не воспитывает в человеке добродетели. Наоборот провоцирует Гордыню, Зависть, Тщеславие, Эгоизм.

Человек стремится урвать у других, становится беспринципным, когда речь заходит о потреблении, безудержно рвется к наживе, переступая через нравственность и совесть.

Потребительство реализуется в жесткой конкурентной, соревновательной среде, поэтому отстающие проявляют недовольство жизнью, осуждают тех, кто действовал бессовестно, но более проворно.

Это общее для всей нашей России чувство, что мы стали слишком материалистами, слишком жадными, слишком эгоцентричными и эгоистичными и что нам необходимо уравновесить создавшееся положение возвращением вечных ценностей, которыми на протяжении многих поколений руководствовалась наша страна. Необходимо настойчивое и глубокое внедрение таких ценностей, как Любовь, Вера, Семья, Ответственность, Благородство, Дружба, Честность.

Помните: ценность человека и смысл его жизни это — настоящая любовь к другому человеку, бесконечное стремление вселенной к совершенству и красоте.

совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений. П., характерное для обыденного сознания ряда массовых слоев капиталистического об-ва, вплетается в систему социальных верований и моральных представлений буржуазного реформизма, теоретическим выражением к-рых в буржуазной философии и социологии являются концепции «потребительского», «постиндустриального» об-ва и др. Распространению духа П. в капиталистических странах способствовали известное повышение жизненного уровня и стандартов бытового комфорта, увеличение времени досуга населения. Через средства массовой коммуникации, рекламу буржуазия разжигает потребительские страсти обывателей, используя их как идеологический инструмент формирования «соглашательского сознания». П. выполняет и экономическую функцию искусственного стимулирования потребления, необходимого для расширенного воспроизводства капитала. Адекватное выражение П. находит в совр. модификациях гедонизма; для предписаний буржуазной моральной системы в этих условиях характерны отказ от требовании умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским (Конформизм) общественным мнением. Усиливая кризис буржуазного индивидуализма, П, дегуманизиру-ет человеческие отношения, ведет к разрыву социальных связей, росту аморализма и цинизма, к атрофии духовности, распаду личности. Но распространение П. имеет внутренние границы, поскольку обострение антагонизмов в экономике, политике и культуре капиталистического об-ва выявляет нереализуемость внушенных массам притязаний, их несоответствие реальной жизнедеятельности трудящихся. Провоцирующие образцы и идолы потребления втягивают личность в изматывающую борьбу за «успех», обрекают на тяжелые колебания между тем, что ей действительно нужно в век быстрого роста потребления, и тем, что ее обязывают желать установки П. В условиях социализма ориентация всего хозяйственного и социокультурного развития на рост народного потребления не только не обусловливает духа П., но, напротив, создает предпосылки развертывания способностей личности, ее всестороннего совершенствования, т. е. вырабатывает подлинную альтернативу П. Высокий уровень потребления не служит здесь критерием ценности личности, средством социального утверждения и продвижения. Кроме того, в социалистических странах последовательно осуществляется процесс выравнивания уровней потребления населения на основе принципов социальной справедливости. Отдельные проявления потребительского подхода к жизни, побуждаемые мещанскими устремлениями к материальному благополучию как самоцели деятельности (Мещанство), являются формой пережитков капитализма в сознании и поведении людей. Потребительский подход влечет за собой снижение моральной ответственности, равнодушие к исполнению гражданских обязанностей, прямые или скрытые нарушения нравственных норм. Использование несоциалистических способов удовлетворения потребительских желаний оказывает деморализующее влияние на окружающих. Проявления П. возникают в связи с тем, что быстрый рост потребления не всегда сопровождается повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Осуждая все виды П., коммунистическая нравственность, социалистический образ жизни предполагают формирование способности к рациональному потреблению и к сознательному противостоянию «вещепо-клонничеству».

    Потребительство - Потребительство имеет несколько значений: как историческое явление и как характеристика потребления. Содержание 1 Потребительство как историческое явление … Википедия

    потребительство - иждивенство, иждивенчество Словарь русских синонимов. потребительство сущ., кол во синонимов: 4 иждивенство (3) … Словарь синонимов

    потребительство - потреб ительство, а … Русский орфографический словарь

    потребительство - а; ср. Неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Энциклопедический словарь

    потребительство - а; ср.; неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Словарь многих выражений

    Антипотребительство - Идеи и теории Спектакль · Энафизм · Культура глушения · Корпоративная преступность · Предвзятость СМИ · День без покупок · Альтернативная культура · Опрощение · … Википедия

    Общество потребления - Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… … Википедия

    Корпоративная социальная ответственность - Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия

    иждивенство - нахлебничество, потребительство, иждивенчество Словарь русских синонимов. иждивенство сущ., кол во синонимов: 3 иждивенчество (3) … Словарь синонимов

Книги

  • Круто! Как подсознательное стремление выделиться правит экономикой и формирует облик нашего мира , Анетт Асп, Стивен Кварц. Цитата "Согласно доктрине консюмеризма, без одежды вы не просто голы - вы бессмысленны. Это объясняется тем, что в потребительской культуре вещи живут двойной жизнью, будучи, с одной стороны,… Купить за 520 руб
  • Круто Как подсознательное стремление выделиться правит экономикой и формирует облик нашего мира , Кварц С., Асп А.. Потребительство, стремление выглядеть «круто» на фоне остальных - это порок современного общества или отражение неотъемлемых свойств человеческой натуры?.. Авторыэтой книги провели глобальное…

Потреблятство (или Потреблядство, Потребительство ) - это вид деятельности современного обывателя, жителя капиталистической страны, направленный на безудержное потребление товаров не первой необходимости. Это когда смысл жизни людей заключается в потребительстве, в приобретение различных товаров и услуг, в хвастовстве своим потреблением среди других людей и т.д. Потреблятство является обязательным явлением всякого капиталистического общества.

Для начала давайте с вами разберем термины. Не стоит путать термины "потребление" и "потреблятство". Некоторые люди, не знающие сути вопроса, склонны утверждать, что это одно и тоже, и тем самым восхвалять свой образ жизни. Они ссылаются на тот факт, что каждый человек в той или иной мере потребляет те или иные товары и услуги, тратя на них деньги, и, стало быть, нет в этом ничего плохого, а их образ жизни - прекрасен.

Но на самом деле всё не так. Да, действительно, каждый человек потребляет те или иные товары и услуги, однако не каждый человек занимается потреблятством. Потреблятство - это потребление именно безудержное, когда человек приобретает товары, не являющиеся для него жизненно необходимыми. К примеру, всем нам нужна еда, одежда и прочие товары, и все мы их потребляем. Но это необходимые товары, они нужны для нашей жизнедеятельности, без них мы не сможем жить, однако мы вполне сможем жить без нового смартфона или дорогого автомобиля, модной одежды или вкусных деликатесов. Поэтому некоторые люди путают простое потребление с потреблятством. Что, якобы, без этого ведь никак не обойтись, все мы потребители. Да, безусловно, мы все потребители, но не все занимаемся потребительством-потреблядством.

Потреблятство является закономерным атрибутом всякого капиталистического общества и стимулируется капиталистами искусственно . Если потребители (т.е. просто люди) будут потреблять только всё самое необходимое, т.е. всё только по необходимости, то капиталист не будет иметь такой прибыли и разорится. Самым популярным примером в этой сфере являются лампочки, существует даже документальный фильм израильского тв "Эффект лампочки", в котором рассказывается про необходимый атрибут любого капиталистического общества - запланированное старение продукта . В фильме был показан пример на лампочках, и рассказано о том, что технология, лет так сто назад, уже позволяла производить такие лампочки, которые могли бы служить многие годы и даже десятилетия, не перегорая. При этом наши лампочки, которые мы покупаем в магазинах, перегорают часто, что заставляет нас часто их менять, покупая новые. Если же лампочки будут служить нам верой и правдой лет по 50, то капиталист, фирма, производящая лампы, просто разорится и не будет иметь прибыли.

Каждый из нас, кто изучал в каком-то учебном заведении экономику, помнит знаменитую фразу - "спрос рождает предложение", однако эта фраза устарела лет так сто назад и не является верной сейчас. Она гласит, что производство той или иной продукции капиталист начинает в том случае, если на продукцию есть спрос среди потребителей. Однако в современном мире всё не так, как пишут в учебниках: предложение рождает спрос, т.е. первоначально идёт именно предложение того или иного товара или услуги, а уже потом у населения формируется спрос на него.

А всё от того, что большая часть капиталистов торгует товарами не первой необходимости, которые вообще не нужны для жизнедеятельности нашего организма и являются, по сути, мусорными товарами. Таких товаров - масса, от кока-колы до различных гаджетов.

Если я произвожу какой-то товар, о котором никто ничего не знает, то его, скорее всего, брать не будут. Поэтому я должен познакомить потребителя со своим товаром и создать искусственный спрос на него. Тогда потребитель почувствует себя некомфортно без этого товара и всеми силами будет пытаться его приобрести.

"Несколько сотен людей выстроились в очередь у входа в ГУМ на Красной площади в Москве, чтобы стать обладателями новых смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus. По некоторым данным, люди занимали места в очереди еще с вечера." Новостное сообщение из СМИ.

Спрос создаётся рекламой, как напрямую, роликами/банерами, так и в скрытой форме, в фильмах и передачах. Продвижением товаров занимаются маркетологи и лоббисты, т.е. те люди, которые живут на наши с вами деньги (потому что им платят производители товаров, который продают нам) и при этом втюхивают нам различные вещи и услуги. Они создают в наших мозгах спрос, формируют желание овладеть этим товаром, отдать свои деньги, которые мы где-то будем зарабатывать. При этом вы представляете, какая часть наших доходов уходит на товары не первой необходимости, которые вообще нам не нужны? Работу маркетологов и процессы втюхивания нам всякой всячины можно увидеть в художественном фильме "99 франков".

Почему потреблятство так привлекательно?

Если сравнить два строя, коммунистический строй Советского Союза и капиталистических строй какой-либо западной страны (США, Япония, Франция, ФРГ и т.д.), то можно сделать вывод, что советская модель, чьим идеалом было создание справедливого общества, двигалась в направлении построения коммунизма, тогда как капиталистическая модель вовсе на ставит своей задачей построение такого общества - она нацелена на индивидуальную свободу и независимость гражданина, свободный рынок и свободу предпринимательства.

Советский Союз проиграл Холодную войну, потому что поставил на нестяжательство, аскетизм, на Высокие идеалы, на Мечту о светлом справедливом будущем, без войн и бедствий, где каждый гражданин будет иметь равные права и потребности. А капиталистическое общество победило, потому что поставило именно на потреблятство, на тягу людей к потреблению и приобретению, наживе и жадности. Животные инстинкты одержали верх над Высокими идеалами.

Вспомните, что приходит первым в головы у людей, которые сравнивают экономическую ситуацию двух стран (СССР и США)? А на ум приходит именно то, что в СССР были пустые полки во времена дефицита, а в Америке в это же время было изобилие различных товаров. Получается, что именно товары, их обилие и разнообразие и несут ключевую роль в экономических аспектах этих двух строев. Люди клюют на всю эту разноцветную мишуру, яркие обёртки, разнообразные товары, продукты, одежду и прочие излишки. Их можно поймать, словно рыбку на наживку, этими товарами. Что и делает буржуазия.

Вещизм - пристрастие к вещам, к материальным ценностям, к обладанию ими (в ущерб ценностям духовным).

Людьми овладела тяга к потребительству, они хотели потреблять и владеть различными предметами. Прежние идеалы всеобщей справедливости и равенства перестали их привлекать, а души их были отданы золотому тельцу. Можно долго спорить, какой строй был лучше, но я сейчас не об этом, а о том, что потреблятство свойственно человеку именно как подмена каких-либо высоких, духовных, идеальных понятий на материальные, осязаемые предметы. Поэтому потреблятство - это не просто тяга к приобретению предметов, а именно замена Высших смыслов и Великих целей общества.

Ведь вы не будете спорить с тем утверждением, что для того, чтобы общество развивалось, ему необходимы какие-то идеи. Ну, чтобы двигаться в каком-то направлении. Будь то какие-то религиозные доктрины или вполне себе безбожный коммунизм. И не имея никакого вектора, общество не сможет двигаться. А потреблятство является суррогатом таких высших смыслов, и все цели и смыслы такого общества ограничиваются лишь одним только потреблением.

Смотрите сами, какова цель была у среднестатистического жителя Аравии? Всеобщий халифат и продвижение ислама в другие народы. Какая цель была у христиан? Проповедование Слова Божьего другим народам. Какая цель была у коммунистов? Установление справедливого общества по всему миру. А какая цель у современного жителя капиталистической страны? Ну, т.е. у нас с вами и всех наших соседей, обычных обывателей. Мы мечтаем о создании справедливого общества? Нет. Мы стремимся построить коммунизм? Нет. А что же тогда мы желаем? Мы желаем только как можно больше заработать денег, чтобы купить различные товары, машину, дом, дачу, модную одежду, предметы интерьера. Мы желаем быть обеспеченными и ни в чём себе не отказывать. Постоянно путешествовать, питаться вкусной пищей, одеваться в хорошую одежду и жить в хорошем доме, ездить на дорогом автомобиле и прочее, и прочее.

"Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями". Жан Бодрийяр

Т.е., говоря простыми словами, современный человек мечтает потреблять. Есть, пить, спать, размножаться, веселиться, отдыхать. Но разве это является чем-то великим? Это ведь простые животные потребности. Получается, что человек мечтает только об утолении своих животных потребностей, своей праздности и ничего кроме. И Советский Союз проиграл битву, ведь он поставил на то, что человек будет преодолевать свои животные потребности и следовать за чем-то высоким, но западная модель общества потребления оказалась привлекательнее, потому что она не предполагает труд и усилие над своими пороками, праздностью и животными инстинктами - она твердит, что это и есть норма и что человек так и должен себя вести.

Возьмем, к примеру, такой критерий успешности тех или иных стран, как ВВП. Согласитесь, что сейчас принято судить об уровне жизни той или иной страны по её ВВП на душу населения. Т.е. страны, у которых ВВП выше, по умолчанию считаются лучше тех, у которых он ниже. Но что значит Внутренний Валовый Продукт на самом деле и стоит ли на него обращать такое внимание?

ВВП - это показатель стоимости всех товаров и услуг, произведенных за год в стране. Но смотрите, что получается. К примеру, я не пользуюсь услугами парихмахера, а стригусь сам, а один мой знакомый ходит к парихмахеру и оплачивает его услугу деньгами, при этом мы оба довольны и ни меня, ни его это не утруждает. Парихмахер, который стриг моего знакомого, тем самым произвёл продукт, который продал ему, а я продукт не производил, потому что стригся сам. Получается, что мой знакомый актом своего потребления услуги парихмахера внёс свою лепту в увеличение ВВП страны, а я не вносил.

Объем совокупных потребительских расходов населения России, 2005-2015 гг., трлн. рублей. Источник: Росстат

И много ведь таких стран и обществ, в которых не принято покупать те или иные услуги, а принято заниматься этим самому. При этом уровень жизни у них от того, что они заботятся о себе сами, а не нанимают кого-то, не падает, тогда как ВВП, при общих равных показателях, будет ниже тех, кто пользуется услугами. Т.е. получается что чем больше мы потребляем товаров и услуг, которые производятся в нашей стране, то тем выше её ВВП. Получается, что ВВП - это показатель потребления, а значит и потреблятства. Значит, что страны, чей ВВП выше, считаются бОльшими потребителями, чем другие. Значит, что люди, живущие в этих странах, больше подвержены потреблятству, чем в других.

Получается, что критерием качества жизни является наличие товаров и услуг, которые можно приобрести в той или иной стране, и люди, которые смотрят на ВВП при оценке качества жизни, более падки на потреблятство.

Потреблятство как религия

С начала 60-х годов до 2000 года личные расходы на потребление товаров и услуг в мире повысились с 5 млрд. до 20 млрд. в год. Это свидетельствует о значительном росте мирового потребления. Мелкие лавочники всё больше и больше вытесняются крупными торговыми сетями, супермаркетами. Создаются всё более изощрённые условия для увеличения привлекательности товара, используются манипулятивные технологии, маркетинг эволюционирует. В связи с этим родилось такое явление, как шопинг - когда приобретение тех или иных товаров и услуг становится просто способом времяпровождения, разновидностью досуга, отдыхом от работы.

Потреблятство у нас сегодня закрепилось настолько сильно, что для многих оно стало являться своего рода заменителем религии, а наличие/отсутствие товаров является критерием качества жизни. Если товаров мало, значит, жизнь хуже, если в магазинах полное изобилие, значит, жизнь лучше - такой стереотип лежит в наших головах, даже у тех, кто против потреблятства. С пеленок на нас отовсюду идёт информационная атака различной рекламы и пропаганды такого образа жизни. В фильмах, книгах - везде. Большим успехом у населения пользуются те фильмы и книги, в которых такое поведение преподносится как благо. Именно эта информационная продукция становится популярной.

Потреблятство - это современное язычество , вера в золотого тельца и служение мамоне. Потреблядство - это культ предметов, товаров и услуг, культ успеха как элемента богатства и сребролюбия. Если в советское время успешным человеком считался тот, кто создал что-то новое, например, инженер, академик, представитель науки, то в обществе потребления успешным считается именно богатый человек. Какие у вас ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "успешный человек"? Думаю, подавляющее большинство из вас в голове сразу представит какого-то богатого олигарха, владельца корпораций, возможно, на своей яхте где-то в море или в роскошной вилле, а может, просто в дорогом автомобиле. А в советское время было по-другому, в советское время ассоциация была с учеными, космонавтами, академиками, профессорами и т.д.

Большая часть науки сейчас работает исключительно на то, чтобы повышать и поддерживать это явление. Наукой руководят носители капитала, те, кто платит гранты на те или иные научные открытия, и изобретения. Если во времена Холодной войны наука с того и с другого берега, вследствие гонки вооружений, занималась глобальными вещами, такими, как космос, то сейчас наука служит лишь как инструмент в руках капиталиста.

Вы скажете - космос? А что с ним? Вы правда считаете, что человечество сильно в нём продвинулось? Когда была высадка человека на Луну (пусть даже если она и чисто гипотетическая, толком не доказанная)? Но ведь если в те далекие времена человек сумел высадиться на Луну, то почему же он больше не делал ничего подобного? Это только сейчас заговорили о колонизации Марса (и то это делает один шарлатан), но сколько еще воды утечёт, пока будут предприняты первые попытки вступить на эту планету. Капиталистам, носителям крупного капитала, богатейшим семьям и владельцам наднациональных корпораций не нужен космос, достаточно только иметь спутники на орбите - и всё. Капиталистам нужно зарабатывать деньги, наживаться на нас с вами, загоняя нас всё глубже и глубже в пучину потреблядства. Капиталист не ставит своей целью достижение всеобщего блага, чтобы каждый человек был сыт, капиталист думает только о собственном благополучии, и все его действия направлены только на это.

Альтернатива потреблятству

Альтернативой потреблятскому образу жизни является умеренное нестяжательство . Т.е. это жизнь по средствам и покупки по потребностям, без излишеств. Если я голоден - я покупаю еду и употребляю её, если у меня износилась одежда, я могу воспользоваться услугой портного, чтобы зашить, или покупаю новую. Я не покупаю новую одежду только потому, что в старой мне надоело ходить и моя подружка/друг ходит в более дорогой и красивой, задевая меня за живое ("а чем я хуже него/неё!"). Я не занимаюсь чревоугодием и отношусь к пище просто как к источнику полезных веществ, необходимых моему организму.

Я экономлю свои деньги и не разбрасываюсь ими направо и налево. Я не беру кредитов, чтобы купить себе какую-то дорогую вещь, а занимаю у знакомых, а также коплю деньги, которые я не истратил, на то, на что тратит современный квалифицированный потребитель. Либо вовсе отказываюсь от этой вещи.

"Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя ." Фурсенко, бывший министр образования .

Не уделять акту потребления такого сильного внимания и не стараться его идеализировать. Покупка - это просто покупка и не более, это приобретение чего-либо по необходимости, по надобности, но сам факт покупки и возможность овладения вещью не должен для вас что-то значить. Потребительство рассчитано на то, что процесс приобретения чего-либо сопровождается эмоциональным содержанием, радостью от приобретения чего-либо. При умеренном нестяжательстве не должно быть каких-либо эмоций при покупке.

Примером может быть ситуация, когда вы покупаете что-либо, например, для своей фирмы или директора. Допустим, канцелярские товары, или бумагу для принтера, или какие-либо расходные материалы, а ваша должность - снабженец. Вы же при этом не испытываете каких-то положительных эмоций - вы просто покупаете товары и стараетесь скорее отвязаться от этого действия. Точно так же должна осуществляться любая другая покупка необходимых вам товаров и услуг: купил, чтобы отвязаться, чтобы просто удовлетворить необходимость.

Совсем не обязательно доводить дело до аскетизма и жить впроголодь: суть умеренного нестяжательства в том, чтобы просто убрать то ощущение эмоционального кайфа, которое возникает во время покупок и владения вещами. Чтобы просто не стоял вопрос о покупках как о досуге и о чём то таком, что способно вызывать у вас положительные эмоции, радость, удовлетворение. Положительные эмоции нужно получать от других дел, но не от покупок.

Антипотребительство - это противопоставляемая потребительству идеология, выступающая против приравнивания уровня личного счастья к уровню приобретения и потребления материальных благ.

Привлекательность потребительства заключается в том, что кроме него у человека остаётся не так много досуговых мероприятий. Все эти яркие и красочные эмоции, которые человек получает от траты денег на различные товары и услуги, перекрашивают тусклую картину мира, в которой он мог бы жить без потреблятства. Привыкая ко всем этим краскам жизни (а точнее, краскам и неоновым огням торговых центров) человек уже не в силах вернуться к прежнему, умеренному образу жизни и потребления. Потребительство - это наркотик, потребительские действия стимулируют выработку гормонов удовольствия, к которым и привыкает человек. Отказаться от этих гормонов он не может, и, самое главное, не понимает, зачем! Когда изо всех щелей ему твердят, что так надо делать и "Бери от жизни всё!", то принимать серую, альтернативную позицию умеренного нестяжательства человек уже не в силах.

Зачем скучать, когда можно веселиться, зачем себе в чём-то отказывать, когда можно и не отказывать, давая волю своим желаниям и "хотелкам"? Зачем такая жизнь, когда может быть другая? Но на самом деле это заблуждение. Человек, мыслящий так, заблуждается. Квалифицированный потребитель, не имея пред собой никаких Высших смыслов, Идей, стремлений, без всего этого действительно будет страшно скучать и бездельничать. Поэтому, чтобы не бездельничать, он занимается имитацией активной деятельности - т.е. потребительством. Он веселится, развлекается, считая это серьёзным занятием и благородным делом. Что, вот, якобы он занят делом, и, достигая успеха в нём (например, победив в какой-то игре), он считает, что провёл время с пользой, ведь все же лучше, чем по подворотням шататься. А окружающие люди к тому же подкрепляют его уверенность, говоря, что он молодец. - "Я победил соперника в той или иной игре " (будь то компьютерная, настольная или спортивная). - "Ой, какой ты молодец! " В качестве отдыха - хорошо, но не в качестве основного дела.

Человек посвящает свою жизнь потребительству оттого, что внутри у него пустота. Чтобы заполнить эту пустоту, он и вынужден искать какие-то варианты, а самые простые варианты - это те, что предлагают человеку маркетологи, т.е. жизнь ради материального обогащения, осязаемых благ, постоянно увеличивающегося комфорта.

Однако человек с альтернативной формой сознания, как правило, и не нуждается в этих симулякрах (заменителях), потому что у него есть действительно стоящее дело его жизни, такое дело, которому он способен уделять жизнь и своё время. Когда человек не просиживает штаны в каком-нибудь офисе какой-нибудь очередной компании, продающей нам что-то не необходимое, а занимается действительно интересным ему делом со страстью, полностью выкладываясь ради него. Зачем такому человеку вся эта яркая мишура, обёртки, формы и оболочки? У него есть дело, которое приносит ему полное моральное и физическое удовлетворение.

Потребительство - как историческое явление

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

Потребительство, как характеристика потребления

Критика потребительства

Потребительство в современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания . Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, оно игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений, эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики потребительства в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus » (1991), согласно которой потребительство - одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма .

Контраргументы сторонников потребительства

Процессы, которые превратно истолковываются как дурновкусие, маниакальный шопинг и показуха, вовсе не сводятся к названным досадным проявлениям. Экономист начала ХХI века Александр Долгин пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызвано тем, что многие в принципе не разобрались в устройстве общества потребления … Современным обществом все активнее управляет некое разумное символическое начало, ничуть не менее властное, чем конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают иные жизненные реалии и, под стать им, иная мораль, о которой неверно судить с прежних позиций». Вещи говорят больше, чем о богатстве, одновременно они маркируют вкус, ментальность, социальную принадлежность и прочие качества индивида.

Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, обслуживающие необходимость в сближении и дистанцировании. Причем эффективность этой сигнальной системы зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и, в конечном счете, на качество жизни.

Демонстративная трата - как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров

Траты напоказ бытовали испокон веков, и видеть в них пустое фанфаронство наивно (как в принципе неверно отказывать в содержательности любым устойчивым социальным практикам). Вожди, удачливые купцы и фабриканты, военные и юристы - все время от времени прибегали к нефункциональной трате. При этом они не потакали своим капризам, а действовали более чем здраво - создавали о себе необходимое для дела впечатление с помощью антуража, а когда требовалось - широких жестов.

Демонстративная трата работает как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров. (К слову, в основе имиджевой рекламы тоже лежит логика задатка: тот, кто не производит гарантированно хорошую продукцию, не станет тратиться на свое паблисити, ведь, сделав плохой товар узнаваемым, его, как правило, трудней продать. Покупатели считывают этот сигнал на уровне подсознания.) Такова фундаментальная логика траты как превентивной жертвы - она лишь кажется необязательной, на деле это инвестиция в информацию о будущем, в доверие.

Кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком

Статусная трата - почти императив для подавляющего большинства членов общества. Она точнейшим образом маркирует, кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком. Логика статусов родилась не вчера, но раньше она наиболее заметно затрагивала верхушку общества. Для средних слоев предназначались вещи попроще, а низшим разнообразие было не по карману. Сословный диктат в одежде был нужен затем, что сегодня достигается без принуждения, - чтобы сразу было видно, кто есть кто.

Информационное общество и гуманизм потребительской культуры

В информационном обществе игра в показное потребление стала всенародной. На кону стоят не только имущественные статусы, но и множество характеристик личности. Все страны на своем уровне вовлечены в складывание и разгадывание тех же шифров и семиотических кроссвордов, что и состоятельная публика. Причем для всякого уровня запросов обеспечен свой потребительский минимум. Так, среди наиболее массовых и потому дешевых продуктов пиво плюс чипсы плюс футбол, а также музыка, интернет-серфинг, кино, компьютерные игры… - все, что позволяет, как минимум, заполнить время, спастись от его невыносимой тягучести.

Желающим перейти в более высокую лигу пути, как правило, закрыты ограниченностью ресурсов и неравноценной оплатой труда, что, во многом, и является катализатором роста преступности. Потребительская культура по-прежнему не может удовлетворить весь спрос (поскольку он непрерывно растет), но, при этом, провоцирует общественное расслоение ещё сильнее, чем в прошлые времена.

Поэтому пенять кому-то на его, условно говоря, попкорн - это не понимать, что именно благодаря ему ты отличаешь своих от чужих (либо, напротив, бравировать своим пониманием).

Примечания

Литература

  • Долгин А. Б. Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006-632 стр.
  • Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010. - 256 c.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис, 2007.
  • Ванн Д., Нэйлор Т. Х., Де Грааф Дж. . Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру . Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005. ISBN 5-9681-0070-2

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Потребительство" в других словарях:

    Иждивенство, иждивенчество Словарь русских синонимов. потребительство сущ., кол во синонимов: 4 иждивенство (3) … Словарь синонимов

    потребительство - потреб ительство, а … Русский орфографический словарь

    А; ср. Неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Энциклопедический словарь

    ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО - совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений. П.,… … Словарь по этике

    потребительство - а; ср.; неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Словарь многих выражений

    Идеи и теории Спектакль · Энафизм · Культура глушения · Корпоративная преступность · Предвзятость СМИ · День без покупок · Альтернативная культура · Опрощение · … Википедия

    Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… … Википедия

    Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия

    Нахлебничество, потребительство, иждивенчество Словарь русских синонимов. иждивенство сущ., кол во синонимов: 3 иждивенчество (3) … Словарь синонимов

Книги

  • Круто! Как подсознательное стремление выделиться правит экономикой и формирует облик нашего мира , Анетт Асп, Стивен Кварц. Цитата "Согласно доктрине консюмеризма, без одежды вы не просто голы - вы бессмысленны. Это объясняется тем, что в потребительской культуре вещи живут двойной жизнью, будучи, с одной стороны,…