Каким методом преимущественно пользуется психолог. Методы психологии (краткий обзор). Другими вариантами социограммы являются

Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии . Методы практической психологии пока со студентов-психологов - не спрашивают. О них - в конце статьи, а в основной статье, когда пишется "методы психологии", следует читать "методы академической психологии". Итак,

Методы (академической) психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент . Дополнительными - , беседа , и биографический метод . В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование .

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе - и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Методы психологии - это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию - пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной - для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его. Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека. Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид - формирующий - специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп. Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить. Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.

А Вы задавались вопросом — как психолог может помочь Вам стать счастливее и успешнее?

Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием, человек, который слушает, беседует с Вами, помогает выйти из трудной жизненной ситуации. Он не медик и не назначает Вам никаких лекарств. Психолог способен Вас понять и помочь Вам справиться с трудностями наименьшими силами и средствами. Только если случай действительно тяжелый, психолог сам посоветует Вам обратиться к психиатру – врачу со специальным медицинским образованием, который использует в лечении лекарства и не интересуется внутренним состоянием пациента. И все-таки многообразие различных методик действующего психолога в большинстве случаев помогает подобрать решение для любого вопроса, разрешения любой жизненной ситуации.

У каждого психолога в арсенале есть любимые методики, которые он использует для помощи клиенту. Это могут быть как авторские, разработанные им же методики, так и методики, разработанные классиками психологии или коллегами.

Специальные упражнения, которые направлены на то, чтобы разобраться в Вашей внутренней жизни, переживаниях, страхах, помогут понять причину проблемы и подобрать эффективный способ решения без какого-либо медикаментозного лечения. Клиенты психологов – это обычные люди, которым трудно найти решение в жизненной ситуации самостоятельно. За помощью часто обращаются по причине неуверенности, комплексов, страхов, депрессий, фобий, психосоматических заболеваний и других психологических проблем.

В направлениях психологии, которые я применяю в своей практике, влияние психолога на человека, обратившегося за помощью, минимальное. Каждый человек – это индивидуальность, личность. В каждом, наряду с проблемой, существует и ее решение. Моя задача как психолога помочь Вам увидеть свое собственное решение, найти внутри себя не энергозатратный, наиболее приемлемый и эффективный путь к достижению желаемого результата.

Организм человека это самодостаточная система, и если есть нарушение, то есть и рецепт решения. Достаточно только прислушаться к внутренним ощущениям. Техники и методы, которые я применяю в работе, основаны на контакте человека с его подсознанием. Именно Ваше подсознание знает решение Вашей ситуации и именно это решение мы с Вами находим на практическом сеансе – то, что более всего подходит в данной ситуации. Это НЕ внушение или гипноз. Это эффективные и несложные методы, которые помогают получить нужный результат как непосредственно в процессе сессии, так и после занятий. Многие из них могут стать Вашим ежедневным инструментом для понимания собственной Души.

Кратко расскажу о методах, которые я использую на практических сессиях.

Символдрама – это метод «сновидений наяву», путешествие подсознания по специально созданным сценариям. В символдраме используется особый способ работы с воображением для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты. Этот метод применяется для краткосрочного лечения неврозов и психосоматических заболеваний, в лечении пищевых нарушений, при проблемах поведения и социальной адаптации, для избавления от страхов, для того, чтобы справиться с горем, потерей близкого человека, для развития уверенности в принятии решений, познания себя и своих возможностей, улучшения отношений с окружающими.

Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Это все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаика и коллажи, работа с гипсом и боди-арт, лепка, фотография, музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, сказкотерапия и т.д. Занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению. В творчестве ярче и нагляднее происходит воплощение страхов, опасений, представлений в материальную форму, в творческий шедевр. Техники арт-терапии помогают избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, способствуют изменению поведения, активизируют творческие силы. Арт-терапия успешно применяется при работе с детьми и взрослыми.

На занятиях мы с Вами совместно решаем Вашу проблему, а после сессий у Вас остается навык, которым Вы можете пользоваться в дальнейшем для работы с другими проблемами и жизненными ситуациями.

Все используемые техники позволяют влиять на внутренний мир человека и в то же время не травмируют сознание. В некоторых случаях даже не обязательно рассказывать ситуацию, если Вы этого не хотите. Результаты получаются быстро или очень быстро. В зависимости от глубины проблемы и времени нахождения в ней потребуется от 1 до 10 занятий. Чем больше сессий, тем более глубокие проработки проблем и эмоциональных состояний. Тем более стойкий результат.

Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы. Мы представляем свое будущее и вспоминаем прошлое, как реальность. Мы можем представить людей, которых давно уже нет на земле, можем переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Работа с образами — языком нашего подсознания — помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Управление образами, своим восприятием, своим сознанием делает человека хозяином своей жизни, позволяет достичь желаемых целей, избавиться от болезней, ощутить себя сильным, счастливым и успешным.

Не ждите милостей от природы, возьмите свою судьбу в свои руки, сделайте шаг к лучшей жизни!

Ольга Леонтьева, трансформационный коуч, психолог, биоэнергопрактик

Методы исследования в психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ полученных такими методами фактов послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность явились причиной того, что психология долгое время оставалась неэкспериментальной наукой, оторванной от практики, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами.

  1. , сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Однако соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение - по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
  2. Наша психология утверждает единство психического и физического, поэтому психологическое исследование часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, вряд ли возможно изучение эмоциональных процессов без анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование не может изучать психические явления в отрыве от их психофизиологических механизмов.
  3. Материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей - общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на анализ деятельности человека.
  4. Психологические закономерности раскрываются в процессе . Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Суть заключается не в том, чтобы фиксировать различные уровни развития, а в том, чтобы изучить движущие силы этого процесса.

Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. включают:
а) сравнительно-генетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);

  • метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
  • лонгитюдный метод - метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
  • комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
  • аутотренинг;
  • групповой тренинг;
  • способы психотерапевтического воздействия;
  • обучение.

Особенности экспериментального метода исследования:

  1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
  2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
  3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
  4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного наблюдения психические закономерности. В структуре эксперимента можно обозначить систему исследовательских этапов и задач:
I - теоретический этап исследования (постановка проблемы) . На этом этапе решаются следующие задачи:

  • формулировка проблемы и темы исследования, название темы должно включать основные понятия предмета исследования,
  • определение объекта и предмета исследования,
  • определение экспериментальных задач и гипотез исследования.

На данном этапе проводится выяснение известных фактов по теме исследования, полученных другими учеными, что позволяет определить круг решенных задач и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи конкретного эксперимента. Этот этап может рассматриваться как относительно самостоятельная исследовательская деятельность теоретического характера.

II - методический этап исследования . На этом этапе разрабатывается методика эксперимента и экспериментальный план. В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной.

Разработка экспериментального плана предполагает два момента:

  1. составление рабочего плана и последовательности процедур опыта,
  2. математическая модель обработки экспериментальных данных.

III - экспериментальный этап . На этом этапе осуществляется непосредственное проведение опытов. Основная проблема этого этапа состоит в создании у испытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в эксперименте. Эта проблема решается через воспроизводство одинаковых условий для всех испытуемых и инструкцию, которая имеет свой целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки.

IV - аналитический этап . На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. Относительно математических коэффициентов статистики следует помнить, что они являются внешними по отношению к сущности изучаемых психических явлений, описывая вероятность их проявления и отношения между частотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущность явлений раскрывается посредством последующей научной интерпретации эмпирических фактов.

Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Современный экспериментальный метод существует в трех формах: лабораторный, естественный и формирующий эксперимент.

Против лабораторного эксперимента выдвигается три соображения. Указывается на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента, на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция - сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах.

Еще одна разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. В этом случае эксперимент выступает как средство воздействия, изменения психологии людей. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Как пример формирующего эксперимента можно рассматривать моделирование психолого-педагогических ситуаций. Этот метод опирается на конструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.

  • все методы группового тренинга ориентированы на обучение групповому взаимодействию;
  • эти методы основаны на активности обучающегося (через включение в обучение элементов исследования).

Если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним.

Все множество форм социально-психологического тренинга можно разделить на два больших класса:

  • игры, ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты). Среди игровых методов наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр;
  • групповые дискуссии, нацеленные на навыки анализа ситуаций общения - анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Метод групповой дискуссии используется чаще всего в форме анализа конкретных ситуаций.

Формы проведения группового тренинга очень разнообразны. Занятия могут записываться на магнитофонную ленту или делается их видеозапись. Последняя форма тренинга получила название «видеотренинг». Эта звуко- и видеозапись используется руководителем тренинга для просмотра участниками группы и последующего проведения соответствующей групповой дискуссии.

В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т. п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми, коррекции социально-психологической дезадаптации подростков и т. п.

Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных приемов, способов, которые выступают как методы психологического исследования.

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Методы психологических исследований также обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает.

Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описательный метод) и методом эксперимента.

Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

- объективность , т. е. объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.

- надежность , т. е. качество метода исследования, позволяющего получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

- валидность , т. е. мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Ананьеву):

1. Организационные методы:

Сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрасту, деятельности и т.д.

Лонгитюдный – многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени

Комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук, при этом один объект изучают разными способами.

2. Эмпирические методы:

- Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Этот метод незаменим там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребёнок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

- Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Экспериментальные методы:

Главным методом психологического исследования является эксперимент – опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Эксперимент бывает:

Лабораторным – протекает в специальных условиях, используется спец. аппаратура.

Естественный – протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

Констатирующий – иногда в нем моделируются некоторые стороны деятельности человека.

- психодиагностические методы:

- Тест – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты могут быть:

По форме:

Индивидуальные и групповые.

Устные и письменные (по форме ответа).

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования).

Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).

Тесты интеллекта.

Тесты способностей.

Тесты достижений.

Тесты личности.

- Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

- опросник - это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными. Чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со свободными ответами (открытые).

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Опросники-анкеты классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведённых или дать свой собственный). Вопросы часто комбинируют.

- Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

- Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

- Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем общения.

- анализ продуктов деятельности - (контент-анализ) это количественно-качественный анализ документальных источников (письма автобиографии дневники, фотографии записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности. Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, был разработан специальный метод «контент-анализ». Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счёта. Выделяются два типа единиц: смысловые (качественные, единицы анализа) и единицы счета (количественные).

- биографические методы – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

- Проективные методы – это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход в оценке личности, а не выделение отдельных черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Выделяют следующие группы проективных методов:

Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

Методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;

Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

Методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

Методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

- Психофизиологические методы . Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. (Б.М.Теплов – В.Д.Небылицын в рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не предполагают содержания психического развития. Они находят своё проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. При определении диагностической значимости результатов используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надёжность, валидность). Эти методики являются аппаратурными: используются электроэнцефалограммы и иная специальная аппаратура. Но в последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).

- Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.

- Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

свободные высказывания испытуемого;

общие вопросы («Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?);

подробное исследование;

снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностическое и клиническое. Диагностическое интервью – это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью – это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

3. Методы обработки данных:

Количественные – статистические

Качественные – дифференциация материала по группам, анализ.

4. Интерпретационные методы:

Генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

Структурный – устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: индивид, личность, индивидуальность. О человеке как о личности можно говорить с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной связи с развитием общества.

Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, психология, педагогика, медицина, но каждая в определенном аспекте. Так, психология изучает закономерности развития и формирования личности.