Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на материале природоведческой литературы. Познавательно – исследовательская деятельность в подготовительной группе «Как устроена живая природа» Познавательно иссле

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5-6 лет

Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на материале природоведческой литературы»

Автор : Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми.
Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: учебный год.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность создания проекта. Активность побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; она делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Познавательно-исследовательская деятельность помогает расширить и углубить знания, повысить качество учебной деятельности у детей, она способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей является природа, и книга занимает свое место в этих процессах.
Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы.
Задачи проекта:
1. Определить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности пространственно-предметной развивающей среды, способствующей развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему мероприятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста на материале природоведческой литературы.
4. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Предполагаемый результат:
активизация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов,
формирование пониманий связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них;
вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный.
- создание предметно-пространственной среды. «Полочка умных книг» - подборка художественной литературы природоведческого характера таких авторов как: В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, И. Соколов-Микитова, И. Сладкова и др.. Сборники стихотворений, познавательных сказок и рассказов природоведческого характера, подбор материала о растениях и животных на тему «Мы их знаем», иллюстраций о животном и растительном мире, создание альбома «Времена года», где каждый месяц дети в совместной деятельности с педагогом создают «портрет месяца» (создание символа месяца), демонстрационный материал, используемый непосредственно в образовательном процессе.
- оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
- создание проблемной ситуации с целью формирования интереса к данной теме.
2. Основной.
Формы работы
Непосредственно образовательная деятельность:
- Земля – наш общий дом (по стихотворению Т.А. Шорыгиной «Земля – наш общий дом»);
- Кто живет в лесу? (по произведению Е. Чарушина «Моя первая зоология»);
- Лес – это дом для многих жильцов (по произведению В. Бианки «Снежная книга»);
- Для чего животным хвосты? (по произведению В. Бианки «Хвосты»);
- Что за зверь? (по произведению Е. Чарушина «Что за зверь?»);
- Почему у бурундука на спине полоски (по мотивам Нивхской сказки «Медведь и бурундук»);
- О связи живой и неживой природы (по произведению Т.А. Шорыгиной «Великан и голубое озеро»);
- Живые цепочки (по произведению Т.А. Шорыгиной «Рябина»);
- Дождевой червяк (по произведению Т.А. Шорыгиной «Дождевой червяк»).
Беседы:
- «Все нужны на земле», «Правила безопасного поведения в лесу», «Золотая осень», «Зимушка - Зима», «Весна – красна», «Лето красное», «Кто от зимы не улетает», «По грибы, по ягоды», «Как звери готовятся к зиме», «Хищники или кто охотится в лесу», «Знакомьтесь: грибы».
- Познавательные сообщения «Знаете ли вы…».
Наблюдения:
- «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса», «Пищевые цепи», «Санитары леса».
- за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком, божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей.
-за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем, ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком.
-за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем, грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами, «Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и сороки».
Рассматривание:
- картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», И.И. Шишкин «Рожь», «Зима», К.Ф. Юон «Русская зима», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», Н.А. Комаров «Зайцы», «Волки», «Лоси»; В.Ф. Федотов «Заяц в осеннем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки строят гнёзда», «Медведи в осеннем лесу».
- иллюстраций художников-иллюстраторов (Е. И Чарушин: «Медвежата», «Медведь - обжора», «Медведица с медвежатами», «Зайчата», «Волк-волчище», «Волчата», «Лисёнок»).
- альбомов с фотографиями «Травы и ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Грибы», «Животные нашего леса», «Пернатые жители».
-плакатов: «Деревья: лиственные и хвойные»; «Перелетные и зимующие птицы».
-познавательных энциклопедий: «Обо всем на свете», серии «Моя первая энциклопедия о животных».
Проблемные ситуации: - «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет», «Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные птицы».
- Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?»
- Тренинг с детьми «Правила поведения в природе», «Правила личной безопасности при общении с животным миром».
Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о представителях животного и растительного мира, составление рассказов по картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке»;
Диалоги – драматизации:
- «Как животные готовятся к зиме», «Лесной разговор».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Сентябрь», «Мышонок Пик», «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Мастера без топора»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Беляк»;
И. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Суд над декабрём»;
К. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы»;
Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Поляной ночью», «Разговоры во льдах»;
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»;
Е. Чарушин «Что за зверь?»;
Т.А. Шорыгина «Великан и Голубое озеро», «Дождевой червяк», «Рябина»;
М. Михайлов «Лесные хоромы»;
Г. Ладонщииков «Медведь проснулся»;
И.И. Акимушкин «Жил-был медведь»;
М. Пришвин «Золотой луг»;
К. Ушинский «Осень» (отрывок); «Лиса Патрикеевна»;
А. Кокачев «Война грибов»;
Ю. Дмитриев «Тайна берёзок», «Ёлкины иголки».
Чтение и разучивание стихотворений: Садовский «Осень», И. Бунин «Листопад», Е. Трутнева «Улетает осень», Е. Ильин «Синица», «Снегирь», С. Есенин «Береза», Ю. Мориц «Весна», Г. Ладонщиков «Весна», Б. Заходер «Серая звездочка», Р. Погодин «Жаба», К. Паустовский «Квакшва» и др.; Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Пушкин «Зимнее утро», В. Фетисов «Зимний вечер», А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Никулина «Русский лес», С. Михалков «Елочка», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», «Осень на пороге».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Рисование по памяти «Осенний лес», «Полярный медведь», «Рисуем животных» – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина, «Красивое развесистое дерево зимой», «Белая берёза под моим окном», рисование по представлению «Деревья в инее», «Лесные ягоды», «Цветы на лугу», «Животные нашего леса», «Снегирь», «С чего начинается лес» - рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).
Аппликация.
«Осенний ковёр», «Деревья», «Птицы нашего леса», коллективная аппликация «Зимний лес», коллаж «Жизнь на Земле», «Бабочка», «Мухомор».
Лепка.
«Кисть рябины», «Грибы», «Наш уголок природы» (животные): «Лось», «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Птички прилетели и клюют зернышки».
Из природного материала.
«Осенний ковер», «Бабочка» (из осенних листьев), «Мышонок», «Котонек», «Пушистая верба», «Птица».
Конструирование.
- из бумаги «Лисенок», «Заяц», «Лягушка», «Пингвины и другие обитатели Антарктиды».
Музыкальное творчество.
Слушание: П.И. Чайковского «Времена года», «Жаворонок» (муз. М.И. Глинки), «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Песни зверей», сл. и муз. О. Ю. Мифтаховой; «Кукушка», коми нар. песня, «Совушка», русская народная, «Песня Зайчика», «Песня Лисы», «Песня Мишутки» сл. и муз. Е.Е. Соколовой, «Белка», муз. Н. Римского - Корсакова (из оперы «Сказка о Царе Салтане»).
Пение: «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Зайка», муз. В. Карасёвой; «Берёзка», муз. Е.Тиличеевой.
Музыкальные игры с пением: «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева, «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова, «Ёжик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
Дидактические игры:
- Парочки: «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные»;
- Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»;
- Домино: «Птицы», «Дикие животные»;
- «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?», «Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение», «Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые, животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни и назови», «Запомни слова».
Подвижные игры : «Сорока», «Паук и лиса», «Хитрая лиса», «Назови детеныша», «Медведь и пчелы», «Птицы и снег», «Зайцы и Жучка», «Сорока», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Совушка», «Птицы и дождь», «Птицы в гнездах», «Раз, два, три, к названному дереву беги», «Зайцы и медведи», «Лесной дом», «Воробей».
Сюжетно-ролевые игры:
«Исследователи». «В мире животных», «В зоопарке».
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов;
-по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?»
Труд:
«Сбор гербария», «Сгребание опавших листьев к корням деревьев», «Уборка опавшей листвы», «Уборка опавших веток на участке», «Развешивание кормушек на территории детского сада», «Кормление птиц».
3. Заключительный этап
КВН для детей «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепление полученных знаний детей о природоведческой литературе,
о взаимосвязях и взаимодействии всех объектов данной экосистемы.

Список использованной литературы
1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
2. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду //Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. - № 2. – С.16-20.
3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
4. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель – 2009. - № 6, с. 32-33.

Конспект НОД «Осенние забавы» (с элементами познавательно-исследовательской деятельности)

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Задачи:
1. Обучающие: Разучить с детьми новую пальчиковую гимнастику «Осень». Повышать уровень развития логического мышления с помощью решения проблемных ситуаций.
2. Развивающая: Формировать умение устанавливать последовательность в чередовании карточек. Развивать у детей пространственное воображение, память, внимание, мелкую моторику рук.
3. Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук для демонстрации презентации; демонстрационные и раздаточные карточки для игры «Продолжи ряд»; листы бумаги, коктейльные трубочки, коричневая краска, салфетки.

Воспитатель собирает всех детей на ковре. Дети располагаются по кругу, предлагает позвать в гости «Осень».
Пальчиковая гимнастика «Осень»:
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Воспитатель на глазах у детей одевает элементы костюма «Осень». Она предлагает детям поучаствовать в Осенних забавах. Дети соглашаются. «Осень» предлагает сначала поиграть в игру «Да или нет».
Игра «Да или нет»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

«Осень» поощряет всех детей опавшими листьями. Предлагает следующую осеннюю забаву «Каверзные вопросы»
Каверзные вопросы:
В осеннем небе летели воздушный шар, воздушный змей и крокодил. Сколько всего предметов летело по небу?
За правильный ответ «Осень» продолжает награждать детей осенними листьями. После этого объявляет следующую забаву «Продолжи ряд».
Игра «Продолжи ряд»:
На слайде определена последовательность осенних листьев. «Осень» разбрасывает подготовленные карточки с изображением листьев и предлагает детям продолжить ряд у себя на столе. Дети собирают листья (по одному листочку), переносят их к себе на стол и выполняют задание в парах.
«Осень» аналогично награждает детей за правильное продолжение ряда. Если дети увидели свою ошибку и исправили её, «Осень» также считает это за правильный ответ.
После этого «Осень» вносит на подносе листы бумаги, коричневую краску и коктейльные трубочки.
Проблемная ситуация: «Осень» предлагает нарисовать осенние деревья только с помощью этих предметов, а каким образом предлагает вам самим поразмыслить.
Дети высказывают гипотезы. «Осень» предлагает попробовать осуществить детские предложения. Если дети не смогут выбрать лучшее решение, «Осень» демонстрирует технику рисования «Выдувание».
После выполнения задания «Осень» спрашивает: «Какие изменения происходят осенью в жизни некоторых птиц?» Предлагает выложить летящую птицу из фигур игры «Танграм».

Игра «Танграм»: «Летящая птица»

По окончании выполнения задания дети подсчитывают собранные за правильные ответы листья, таким образом, подводится итог работы детей в ходе ОД.
Использованные источники:
журнал «Дошкольная педагогика» №10 – 2012 г.
А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова, Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 6 лет.

Евгения Куваева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в младшей группе на тему «Грибы » .

Цель : дать представление о грибах и ягодах , где они растут, об опасностях, которые подстерегают в лесу и о съедобных и не съедобных грибах и ягодах .

Материал : игрушка ежик, корзинка, грибы разные по величине (большие, средние, маленькие, отдельно шляпки и ножки от грибов разного размера и разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель : Ой, ребята, я что-то слышу, кто-то шуршит. Вы не слышите? (воспитатель специально интригует детей, чтоб завладеть их вниманием, затем достает игрушечного ежика с корзинкой полной грибов ).

Воспитатель : Посмотрите, кто пришел к нам в гости!

Познакомьтесь - это ёжик ,

Он знаток лесных дорожек.

Весь в иголках, осторожно,

Уколоться больно можно.

Воспитатель и дети : Здравствуй, ежик!

Ежик : Здравствуйте!

Воспитатель : Ежик, давай я тебе помогу, а то у тебя такая тяжелая корзинка. Что же ты в ней принес?

Ежик : Я хочу загадать загадки ребятам, если они их отгадают, то тогда узнают, что в моей корзинке.

Весь Антошка – шляпа, да ножка. (гриб )

Дождь пойдёт – он подрастёт. (гриб )

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (гриб )

Ежик : Молодцы, ребята. Вы все загадки отгадали. Конечно же, у меня в корзинке грибы . Посмотрите какие они, у них есть шляпка и ножка. Да вот не задача, я хотел самые большие грибы засушить на зиму , из средних грибов сварить грибной суп , а самые маленькие грибочки засолить . Но я никак не могу разобраться, помогите мне ребята, разложите грибы по величине .

(Дети раскладывают грибы на 3 кучки )

Ежик : Спасибо, дети, вы мне очень помогли. А еще у двух грибочков отпали шляпки , и я теперь не знаю какую шляпку к какой ножке положить. Помогите мне, ребята.

(Дети подбирают к большой шляпке большую ножку, а к маленькой – маленькую, а к желтой шляпке желтую ножку, а к коричневой – коричневую).

Воспитатель : Ой, ежик, что я вижу, у тебя еще один гриб остался в корзине . (Достает мухомор) . А ты знаешь что это за гриб ?

Ежик : нет, но он мне очень понравился, он очень красивый и,наверно, очень вкусный. (Ежик хочет съесть мухомор)

Воспитатель : (останавливает ежика) Нет! Нет! Его нельзя есть! Это ядовитый гриб . И называется он мухомор. Давайте запомним как выглядит мухомор и никогда в лесу не будем его брать. Ребята, скажите, какого цвета шляпка у мухомора? (красная в белый горошек) . Но если сомневаешься, то лучше вообще гриб не брать , вдруг он окажется ядовитым. А чтоб вам лучше запомнилось как выглядит мухомор послушайте загадку :

Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (гриб мухомор )

Воспитатель : Если вы встретите этот гриб в лесу , его не надо брать, но и пинать и топтать его тоже не надо. Мухомор – это лекарство для некоторых лесных зверей, например, для лося.

Ежик : Спасибо. Ну вот со всеми грибочками мы разобрались . А вы, ребята, ходите в лес за грибами ? Запомните несколько очень важных правил :

1. Старайтесь далеко не уходить от взрослых.

2. Если сомневаешься съедобный или не съедобный гриб , то лучше его не брать.

3. Поганки даже руками не трогать, а то есть очень ядовитые грибы , потрогал такой гриб , а потом забылся, облизнул пальчик и отравился.

4. Мухомор не надо топтать и пинать, это лекарство для лося.

5. И берегите лес от огня, не разводите костры в лесу. От одной маленькой искры может сгореть весь лес, и погибнуть все звери.

Ежик : спасибо за помощь, мне пора идти. До свидания. (дети прощаются с ежиком и он уходит)

Воспитатель : Вы все запомнили? Давайте повторим : от взрослых не уходить, брать только съедобные грибы , а не съедобные не трогать и костры в лесу не разводить.

Публикации по теме:

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с элементами рисования в первой младшей группе. Тема: дождик. Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами рисования в первой младшей группе. Тема: дождик. Задачи: Образовательная:.

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.

«Зимние месяцы». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: Зимние месяцы. Цель: Учить решать арифметические задачи. Задачи: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Тыквы» Тема: Рассматривание тыквы. Программное содержание: Уточнить представление детей о тыкве, выделить ее характерные особенности: величину,.

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема: «Грибы. Ягоды»

Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Программные задачи: Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

Оборудование : фланелеграф, картинки с грибами и ягодами, картинки по правилам сбора грибов и ягод. магнитофон.

Ход:

Орг.момент:

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что наша земля, на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.

Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди «отхлопывают» названия времен года, соблюдая последовательность.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…

На полянке стоит лукошко с грибами и ягодами.

Воспитатель. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? (Ответ детей)

Воспитатель. Правильно, у гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Воспитатель. У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой?

Дети. Подосиновик.

Воспитатель. Какой под березкой?

Дети. Подберезовик.

Воспитатель. А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

Воспитатель. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся к верху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

Пальчиковая гимнастика «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

«Загадки-отгадки».

На фланелеграф воспитатель расставляет картинки грибов.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

***

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

***

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

***

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

***

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)

***

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

***

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

Физминутка «По малину».

Воспитатель. А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни).

Воспитатель. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на фланелеграфе расставляются картинки ягод).

Воспитатель. Что есть у ягод? (Ответ детей)

Воспитатель. Правильно у ягод есть корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.

«Загадки-отгадки».

На фланелеграф воспитатель расставляет картинки ягод.

Воспитатель. Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.

Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

***

Мы нагнёмся до земли,

Чтоб наполнить кузовки.

Стебельки раздвигаем -

Огоньки собираем. (Земляника)

***

Я красна и кисла,

На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

***

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

Итог. Обобщение.

Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Мы на следующий год снова в гости в лес пойдем. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.

Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

Не вырывать кустики ягод.

Собирать только знакомые ягоды и грибы.

Ирина Ефремова

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы . Плесень вредная и полезная » .

Цель : узнать условия появления и развития грибов .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

- познакомить с разновидностью грибов – плесенью ,

Закрепить строение грибов и познакомить с условиями произрастания грибов ,

Объяснить на примере разницу между вредной и полезной плесенью .

Коррекционно-развивающие :

Формировать предпосылки поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы,

Развитие коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой природе,

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование :

Лупа, 2 банки с молоком, 3 куска хлеба, сыр плесневый , сыр с плесенью , сыр сливочный, творог в упаковке, пакеты для продуктов, зубочистки, блюдца, ИКТ монитор и экран.

Предварительная работа :

Выращивание плесени на сыре , беседа с детьми о грибах и их строении (шляпка, ножка, грибница ) .

Ход познавательно-исследовательской деятельности :

Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами .

Назовите съедобные грибы .

(Ответы детей)

Назовите несъедобные грибы .

(Ответы детей) .

А теперь я вас приглашаю к столу.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором выставлены продукты (молоко в двух прозрачных банках, тарелка с сыром с плесенью , тарелка с плесневым сыром , тарелка со сливочным сыром, творог у прозрачной упаковке, 3 куска ржаного хлеба). Ребята, как вы думаете, а на этом столе есть грибы ?

(Ответы детей)

Оказывается, среди грибов есть плесень , которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой . Бывает она разных цветов : синяя, зеленая, голубая, белая.

Посмотрите на стол, рассмотрите сыр, вооружитесь лупой и скажите, какой сыр свежий, какой плесневый , а который с плесенью .

(Дети рассматривают сыры, высказывают предположения, пробуют сыры, кроме плесневого )

- Ребята, как вы думаете : если срезать корочку у плесневого сыра , можно будет его кушать?

(Ответы детей)

- Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Это значит, кушать сыр плесневый , даже если срезать корочку, нельзя! Такой сыр ядовит. Так же происходит и с другими заплесневевшими продуктами (показать фотографии на экране)

Кто хочет, может попробовать сыр свежий и сыр с плесенью . Плесневый сыр мы не будем трогать! (Желающие кушают, пробуют)

Ребята, следующий эксперимент поможет нам узнать, как появляется плесень . Хотите узнать, что это за эксперимент?

(Ответы детей)

Посмотрите, какие еще продукты лежат на столе.

Возьмем 1 баночку с молоком и поместим ее в теплое место (куда, например? Ответы детей, 1 кусок ржаного хлеба поместим в теплое место в пакете, сыр, с которого снимали корочку, тоже поместим в пакете в теплое место, кусочек свежего сыра на забудем также поместить в пакете в теплое место, как и творог в упаковке.

Вторую баночку молока и второй кусочек хлеба поместим в холодное место (куда, например) (Ответы детей)

Третий кусочек хлеба оставим лежать на столе.

Через несколько дней рассмотрим эти продукты.

Итак, ребята, о каком виде грибов вы сегодня узнали ?

(Ответы детей)

Можно ли кушать сыр с плесенью ?

Можно кушать плесневый сыр ? Другие заплесневевшие продукты ?

(Нет)

Верно. В следующий раз узнаем, как появляется плесень на продуктах .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сельскохозяйственный труд» (интеграция содержания.