Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения рф. Земли сельскохозяйственного назначения – что это? Что можно здесь строить

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на . Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют . Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания .

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья - это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на :

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня - это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83 .

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов :

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель . При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать .

Особенности сельхозугодий

Сельхозугодья имеют ряд особенностей , по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону .
  3. Сельхозугодья с высокой не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель - это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция - это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях :

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании , а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101 .

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо :

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Изъятие

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Полезное видео

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения - это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению . Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке .

Вконтакте

В России сельское хозяйство всегда являлось основной отраслью экономики. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации . Плодородные почвы, представляют собой бесценное народное достояние. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой важности нуждаются в особой защи- те. Однако в настоящее время более 41 млн га сельскохозяйственных угодий не обрабатывается, что составляет 18% от всех земель сельскохозяйственного назначения, а около 26% земельных долей остаются невостребованными. По данным Счетной палаты общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России за 2008-2011 г.г. сократилась на 9,8 млн га . По состоянию на 1 января 2011 г. земли сельскохозяйственного назначения в России составляют 23,0% (393,4 млн га), а площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 19,6 млн га .

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Земли данной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Под целевым назначением следует понимать особое направление использования земель, в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения в России составляет (по данным 2010 г.) 197,3 млн. га.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. К ним относятся пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Их использование не по целевому назначению допускается только в исключительных случаях, например, если эти земли нужно использовать для целей обороны, строительства школ и больниц и т.д. (ст. 79 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения определяется двумя группами норм. К первой группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение площади земли, используемой в сельскохозяйственном производстве. Так, статьей 79 ЗК РФ запрещается и ограничивается изъятие земель из сельскохозяйственного производства и рекомендуется предоставлять для не сельскохозяйственного производства земли худшего качества или не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Ко второй группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и содержащиеся в различных нормативных правовых актах, в первую очередь, в ЗК РФ. Так, главой II «Охрана земель» определяются обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области охраны земель .

Земля является основой жизни и деятельности народов Российской Федерации, основной компонент и фундаментальный природный ресурс окружающей среды. Без земли невозможно использовать такие природные ресурсы как недра, воды, леса, животный и растительный мир.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил нормативы качества окружающей среды, некоторые из них применимы по отношению к земельным участкам, например, нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в почве, а также нормативы применения минеральных веществ и агрохимикатов. Закон предусматривает также экологические требования при ведении сельскохозяйственных (мелиоративных) работ.

Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в «Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства», утв. Роскомземом 29.03.1994 №3-14-1/404:

плодородие почв - это способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах и обеспечить их урожайность;

воспроизводство плодородия почв - это сохранение плодородия земель посредством выполнения соответствующих мероприятий;

загрязнение почв - это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов и биологических веществ в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и плодородие почв.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определяет мероприятия по нормированию плодородия земель, учету показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их мониторингу и контролю над воспроизводством земель.

Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» можно назвать среди нормативных актов, которые создают правовые гарантии для обеспечения сохранения плодородных качественных характеристик земли. Однако закон носит достаточно декларативный характер, так как в нём не определены особые требования при выполнении мелиоративных работ, а также не устанавливается процедура исполнения соответствующих работ.

Статья 78 ЗК РФ закрепляет перечень субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а именно: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

S некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;

S опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться как гражданам для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания, отдыхе, решения других социальных, культурных, оздоровительных задач (для огородничества, сенокошения, пастьбы скота) , а также юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако основную массу сельскохозяйственных земель занимают предприятия и организации, непосредственно ведущие аграрное производство, сельские товаропроизводители. Их правовой статус различен.

Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со статьями 60-90 ГК РФ различают следующие коммерческие сельскохозяйственные предприятия: хозяйственные общества, товарищества, кооперативы. Цель этих предприятий - получение прибыли посредством сельскохозяйственной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации», производственный кооператив создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, выполненной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Создаются они, прежде всего, для обслуживания своих членов потребительского кооператива в его хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы могут быть перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, сбытовыми (торговыми), обслуживающими (которые выполняют мелиоративные и другие работы), снабженческими, садоводческими, огородническими, животноводческими, кредитными, страховыми и другими. Законом установлено, что не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими и др. должно осуществляться для членов данных кооперативов. При этом извлечение прибыли - не главная цель деятельности потребительского кооператива, поэтому они по закону относятся к некоммерческим организациям.

Лицо, вступающее, в сельскохозяйственный кооператив любого вида вносит паевой взнос (пай) - имущественный взнос в паевой фонд кооператива деньгами и, земельными участками, земельными или имущественными долями или другим имуществом, или имущественными правами, имеющими денежную оценку. При выходе из кооператива члену должна быть выплачена полная стоимость пая или выдано имущества, соответствующего его паю.

Все сельскохозяйственные организации ведут производство на земле, но если сельскохозяйственная коммерческая организация может иметь земельный участок в собственности, то государственному и муниципальному сельскохозяйственному предприятию земельный участок предоставляется только в пользование или аренду. С этим связаны и различия в праве на землю лиц, работающих в таких предприятиях и организациях.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ). Собственность как экономическая категория сопутствует человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью простых способов присвоения, как владение и пользование .

В соответствии с пунктом 2 статьи 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В советское время права на землю предоставлялись в основном гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами. Однако было бы неверно считать, что единоличные крестьянские хозяйства с началом коллективизации прекратили свое существование. Действительно, количество их было незначительно, и они не играли практически никакой роли в аграрной экономике.

Аграрная реформа в России ставила своей целью создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства путём разгосударствления, реорганизации колхозов и совхозов и предоставления земли в собственность тем, кто ее обрабатывает. Однако правовое регулирование земельных отношений осуществлялось с большими трудностями, так как с применением преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений не учитывался личный интерес производителей сельскохозяйственной продукции. Так, постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР» устанавливались принудительные объемы указанных работ, не считаясь с экономикой хозяйств.

Земельное законодательство предусматривало передачу земли в коллективную собственность работников сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы были рассчитаны приходящиеся на каждого земельные паи (доли) причем работники, желающие выйти из состава колхоза (совхоза) для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, получили право на выделение ему причитающегося пая в натуре. При этом земля передавалась по средне районным нормам всем работникам, в том числе пенсионерам, работникам социальной сферы и др., и это подчас приводило к обострению социальной обстановки на селе.

В начале 90-х годов XX века в процессе приватизации земли сельскохозяйственных предприятий передавались членам коллектива предприятия на праве общей собственности. За членами коллектива предприятия бесплатно закреплялись условно выделенные в гектарах земельные доли, размер которых устанавливался местной администрацией. Сам факт владения земельной долей удостоверялся либо свидетельством права собственности члена коллектива на земельную долю, либо подтверждался соответствующей записью в книге учета собственников земельных долей. Владельцы вправе были распорядиться земельными долями, в том числе выделить их в натуре.

Впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27.12.1991 № 232 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Позднее постановлением Правительством РФ от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» регламентировался порядок реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными долями. Однако данные акты утратили силу с момента введения в действие нового ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель), которые в настоящее время определяют правила выдела земельной доли в натуре.

До настоящего времени владельцы земельных долей учредительные договоры не заключали, не подписывались, заявление от владельцев паев не отбирались, а сама земля фактически оставалась в пользовании вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Проблема оформления реальных долей заключалась в том, что пользователями сельскохозяйственной земли, находившейся в коллективной собственности крестьян, оставались сельскохозяйственные предприятия, которые испытывали финансовые трудности. В результате они не смогли привести землеустроительную документацию в соответствие с требованиями закона и оформить права владельцев земельных долей. Таким образом, владельцы, имеющие законные права собственности, выделить земельные доли в натуре не могли.

Права на землю сельскохозяйственных предприятий не были четко установлены, так как им также выдавались свидетельства на право общей собственности на земельный участок, а гражданско-правовые договоры между сельскохозяйственными предприятиями и членами их коллективов надлежащим образом не были оформлены .

Границы земельных массивов, в которых включены земельные доли, ни в натуре, ни на карте не обозначены, а также не учтены в государственном земельном кадастре. Вследствие чего часть земель колхозов и совхозов в общую долевую собственность граждан не передавалась, а была зачислена в фонд перераспределения земель района и опять же без определения границ этих земельных массивов, то есть разграничение частных земельных участков и государственных земель не проведено. Бывшие земли колхозов и совхозов используются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без оформления и регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах. Главы хозяйств добровольно выплачивают земельный налог за собственников земельных долей. Подобные действия можно признать незаконными, так как права на земельные доли не прошли государственную регистрацию.

Современные требования к условиям и порядку выдела земельных участков в натуре предусмотрены статьями 11.2, 11.4-11.6, 68-69 ЗК РФ, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О межевании земель», статьей 13 Закона об обороте земель, главой 111 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также главой III Федерального закона от 18.06.2001 № 78- ФЗ «О землеустройстве».

Первоначально в нормативных актах употреблялся термин «земельный пай», затем «земельная доля» и «земельный пай» стали использоваться как идентичные понятия, а сейчас применяется преимущественно термин «земельная доля».

Понятие «земельная доля» и «имущественный пай» в законодательстве используются как тождественные, одинаково применимые и к земле, и к имуществу . Земельная доля является условной единицей, рассчитанной в гектарах или баллогектарах количества земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте земель, участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок (п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ).

Для выдела земельного участка участник долевой собственности обязан известить о своем намерении в письменной форме остальных

участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Федерации. Извещение должно содержать сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка и размер компенсации другим участникам долевой собственности в случаях, предусмотренных статьей 13 Закона об обороте земель. При отсутствии возражений остальных участников долевой собственности в течение месяца со дня публикации объявления местоположения выделяемого участка считается согласованным. Однако при наличии спора он подлежит разрешению в судебном порядке. Статья 17 Закона об обороте земель возлагает обязанность обеспечить определение границ на местности находящегося в общей долевой собственности земельных участков на участников долевой собственности.

Выдел земельного участка - это образование юридически нового земельного участка, формирование которого осуществляется в соответствии с требованиями землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке при перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (ст. 3 Закона о землеустройстве).

Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства (ст. 17 Закона об обороте земель).

Выдел земельного участка следует считать произведенным с момента согласования местоположения участка. Заключая договор с органом межевания, гражданин или юридическое лицо должно приложить исходные данные о земельном участке, содержащиеся в земельном кадастре:

S кадастровый план земельного участка; выписка из государственного земельного кадастра;

S протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия;

S постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент организации хозяйства.

Перечисленные документы предоставляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства. Регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав)). Однако при возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на один месяц, уведомив в письменной форме заявителя и обосновав такое решение (п. 2 ст. 19 Закона о регистрации прав).

Межевание земельных участков осуществляется на основе сведений государственного кадастра, землеустроительной, градостроительной документации. Только реально выделенные земельные доли из общей площади земельных участков могут быть объектами земельных и гражданских отношений, если их размер, не менее минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленного субъектами Российской Федерации (ст. 30 ЗК РФ).

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения является решение исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию. Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

В 2010 году в состав фонда перераспределения наиболее значительные площади таких земель были переведены в Амурской области (из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения было переведено 68,9 тыс. га) и Саратовской области (34,5 тыс. га). По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, не предоставленных в использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 1,9 млн. га и на отчётную дату составила 48,8 млн. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 38,3 тыс. га и составила 12,1 млн. га .

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

S агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий;

S земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

оказания государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях;

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству, а также вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за использование земли являются земельный налог (глава 31 Налогового кодекса РФ) и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ).

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

S 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Отдельные виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения регламентируется главой ХШ ЗК РФ.

В статье 13 ЗК РФ сдержаться специальные требования о нормировании качестваземель.
  • См.: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Лесной кодекс РФ от04.12.2006 № 200-ФЗ; Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасномобращении с пестицидами и агрохимикатами»; Федеральный закон от 15.04.1998№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобномхозяйстве»; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель илиземельных участков из одной категории в другую»; Постановление ПравительстваРФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и др.
  • См.: Толстой Ю.К. Общие положения о праве собственности. Гражданское право.Учебник: В 3 т. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.;Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. -С. 405.
  • Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, контроля за ведением государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также функции государственного земельного надзора на территории Омской области.

    Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Омской области осуществляется по категориям земель, угодьям и формам собственности. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

    Деление земель на категории осуществляется в целях обеспечения правовой защиты земель от необоснованного изменения их целевого назначения. Отнесение конкретных земельных участков к той или иной категории земель, изменение целевого назначения и присвоение формы собственности осуществляется органами исполнительной власти различного уровня.

    Управление Росреестра по Омской области является субъектом официального статистического учета и осуществляет формирование официальной статистической информации.

    В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.10.2016 № П/0494 «Об организации федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами в Российской Федерации и составлении статистического отчета о наличии и распределении земель в 2016 году» по формам, утвержденным постановлением Росстата от 6 августа 2007 года № 61 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами», проведен сбор и анализ сведений о землях, составляющих земельный фонд Омской области.

    По данным, полученным в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами в 2016 году, площадь земельного фонда Омской области по сравнению с показателями предшествующего года осталась неизменной 14114 тыс. га. Земельный фонд Омской области представлен всеми категориями земель.

    Ежегодно Управлением составляется «Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям», который является информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

    Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям является документом, содержащим обобщенные сведения о земельном фонде, систематизированные по определенному принципу о количестве и правовом положении земель, которые используются и могут использоваться в границах определенных территорий (населенных пунктов, административных районов).

    Актуализация земельно-кадастровых данных осуществляется с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принимаемых в целях упорядочения использования земель. При этом источником необходимых сведений служат также землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документация, утвержденная в установленном порядке.

    Действующим законодательством все земли по своему основному целевому назначению подразделяются на семь категорий земель:

    1) земли сельскохозяйственного назначения;

    2) земли населенных пунктов;

    3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения);

    4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

    5) земли лесного фонда;

    6) земли водного фонда;

    7) земли запаса.

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для сельскохозяйственных целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади.

    На 1 января 2017 года земли сельскохозяйственного назначения в Омской области занимают 7756,3 тыс. га – это почти две трети территории. За отчетный год на 5,6 тыс. га уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, из которых 4,7 тыс. га были переведены в категорию земель лесного фонда, 0,5 тыс. га – в земли населенных пунктов, 0,5 тыс. га – в земли промышленности и иного специального назначения, (0,1 тыс. га земель запаса было переведено в категорию земель сельскохозяйственного назначения).

    В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

    Земли населенных пунктов занимают незначительную площадь – 245,2 тыс. га или около 2 процентов от площади региона. Увеличение площади земель населенных пунктов произошло за счет включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов.

    В категорию земель промышленности и иного специального назначения включены земли, которые расположены за границей населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

    По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель этой категории составляет 50,7 тыс. га или 0,4 процента от общей площади земель Омской области. По сравнению с 2015 годом площадь земель этой категории увеличилась на 0,5 тыс. га за счет перевода из земель сельскохозяйственного назначения.

    К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, предоставленные в установленном законодательством порядке за границей населенных пунктов.

    По данным государственного учёта земель особо охраняемые территории, изъятые и отведенные на основании соответствующих решений, как самостоятельная категория земель составляют только 0,7 тыс.га. Это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов и рекреационного назначения. За текущий год их площадь уменьшилась на 0,1 тыс. га за счет перевода земель в земли населенных пунктов.

    В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к категории земель лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

    Общая площадь земель лесного фонда региона составляет 5738,1 тыс. га или 41 процент от площади земель в Омской области. По сравнению с 2015 годом площадь земель лесного фонда увеличилась на 4,7 тыс. га за счет перевода из земель сельскохозяйственного назначения.

    На землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности, имеется 127,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 23,2 тыс. га пашни, многолетних насаждений – 3,5 тыс. га и 100,5 тыс. га естественных кормовых угодий.

    К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

    Землями запаса являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Земли запаса – это неиспользуемые в данный момент земли.

    Площадь земель запаса составляет 178,6 тыс. га.

    Учет земель Омской области по угодьям

    Земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Угодье – это часть земельного участка, обладающая определенными свойствами и характеристиками, которая является основным элементом государственного учета земель. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

    Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

    Сельскохозяйственные включают в себя пашню, залежь, кормовые угодья (сенокосы и пастбища), многолетние насаждения.

    Несельскохозяйственные – это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).

    По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель сельскохозяйственных угодий в Омской области составляет 6720,7 тыс. га или 47,6 процента всего земельного фонда Омской области.

    В 2016 году площадь пашни составила 4156,6 тыс.га. Площадь многолетних насаждений – 26,5 тыс. га, залежи – 175,9 тыс. га и кормовых угодий – 2361,7 тыс. га.

    Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения (6377 тыс. га). На территории населенных пунктов (в основном в черте сельских населенных пунктов) находится 122,3 тыс. га сельхозугодий.

    В структуре сельскохозяйственных угодий площадь, занятая естественными кормовыми угодьями (сенокосами и пастбищами), удельный вес которых составляет более 35 процентов, обусловливает объективную возможность развития животноводческой отрасли агропромышленного комплекса Омской области.

    На долю несельскохозяйственных угодий приходится 7393,3 тыс. га.

    Общая площадь земель под водой и болотами составляет 2316,6 тыс. га или 16,5 процента земельных ресурсов области, из них площадь под водой – 289,8 тыс. га.

    Основной водной магистралью, пересекающей территорию области с юга на север, является река Иртыш, протяжённость которой в границах области составляет 1174 км. Почти седьмая часть территории области заболочена. Площадь болот – 2026,8 тыс. га. Большая их часть расположена на левобережье Иртыша к северу от Ишимской равнины, где рельеф местности понижается к минимальной отметке на территории региона.

    Общая площадь земель застройки на начало 2017 года составляет 93,9 тыс.га.

    Более половины застроенных земель (58,3 тыс. га) находится на землях населенных пунктов. Площадь земель, занятая зданиями, сооружения и иными объектами, расположенными на землях промышленности и иного специального назначения, составляет 5,3 тыс. га.

    Земли под дорогами занимают 150,7 тыс. га, что составляет чуть более 1 процента общей площади области. Из общей площади дорог половину составляют грунтовые дороги – 81,2 тыс. га. Более половины площади дорог области проложено на землях сельскохозяйственного назначения – 80,6 тыс. га.

    Дорожная сеть в виде улиц, проездов, проспектов населённых пунктов занимает 30,2 тыс. га. На долю земель автомобильного и железнодорожного транспорта приходится 22,3 тыс. га. Площадь земель в 15,7 тыс. га на землях лесного фонда занята дорогами, которые используются для нужд ведения лесного хозяйства и вывоза заготовленной древесины.

    Площадь, покрытая лесами и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, в 2016 году составила 4757,1 тыс.га или 34 процента территории области.

    По состоянию на 1 января 2017 года на территории области учтено 69,6 тыс. га так называемых «прочих земель». В их составе: полигоны отходов, свалки –9,2; пески – 3,4; овраги – 0,9, другие земли – 56,1 тыс. га.

    Учет земель Омской области по формам собственности

    В настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, идет процесс разграничения государственной собственности на землю, поэтому учет осуществляется не только по категориям и угодьям, но и по формам собственности.

    В соответствии с законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, являются муниципальной собственностью.

    На данный период в Омской области в собственности граждан и юридических лиц находится 5063,1 тыс. га или 36 процентов всей площади земель. При этом 89 процентов земель, находящихся в частной собственности, являются собственностью граждан, остальная площадь – собственность юридических лиц. В государственной и муниципальной собственности все еще остается 64 процента от площади земель области. В собственности граждан – 4529,3 тыс. га, в собственности юридических лиц – 533,8 тыс. га.

    Общая площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, в сравнении с предшествующем годом, увеличилась на 8,7 тыс. га. Площадь земель, находящихся в собственности граждан, уменьшилась на 22 тыс. га.

    По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, составила 4981,8 тыс. га или 64 процента общей площади земель этой категории. Из них в собственности граждан находится 4456,7 тыс. га.

    Наибольшая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящаяся в частной собственности граждан, приходится на земельные доли – 2946,1 тыс. га, крестьянские (фермерские) хозяйства – 248,1 тыс. га и личные подсобные хозяйства – 248,1 тыс.га.

    На долю юридических лиц приходится только 525,1 тыс. га площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности, в т.ч. 384,1 тыс. га – в собственности сельскохозяйственных организаций.

    В государственной и муниципальной собственности находится 2774,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

    Из 245,2 тыс. га земель населенных пунктов 80,4 тыс. га находятся в частной собственности. При этом в сельских поселениях удельный вес земель, находящихся в собственности граждан, в 3 раза больше, чем в городских поселениях. Основная часть земель населенных пунктов 72,4 тыс. га находится в собственности граждан.

    Наибольший удельный вес (81 процент) земель населенных пунктов, находящихся в собственности граждан, составляют земельные участки личных подсобных хозяйств. Это приусадебные земельные участки, обеспечивающие экономическую основу проживания сельских жителей. Площадь земель, находящихся в частной собственности в пределах садоводческих товариществ, составляет 7,1 тыс.га.

    В городах для индивидуального жилищного строительства в частную собственность граждан предоставлено только 3,5 тыс. га.

    По данным государственного земельного учета общая площадь земель промышленности, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, составляет всего 0,2 тыс. га.

    В государственной и муниципальной собственности находится 49,8 тыс. га земель промышленности, из них в собственности Российской Федерации – 16,4 тыс. га, Омской области – 17,6 тыс. га, в муниципальной собственности – 1,8 тыс.га.

    Земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного, водного фондов, земли запаса находятся в государственной и муниципальной собственности и составляют 6061,8 тыс. га.

    Обобщенные сведения о земельном фонде, систематизированные по определенному принципу о количестве и правовом положении земель могут быть использованы для принятия решений по использованию земельных ресурсов, определению задач по улучшению качества земель, для регулирования земельных отношений в Омской области, а также для учебных и научно-исследовательских целей.

    Данные, полученные в ходе составления отчета, передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    Валентина Мирошниченко,

    заместитель начальника отдела

    землеустройства и мониторинга земель,

    кадастровой оценки недвижимости,

    геодезии и картографии

    Управления Федеральной службы

    государственной регистрации,

    кадастра и картографии

    по Омской области.

    DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11003

    О БЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    А.А. Фомин, профессор Государственного университета по землеустройству,

    президент Фонда национальной премии имени П.А. Столыпина.

    ORKID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348 , [email protected]

    Агропромышленный комплекс страны имеет огромный потенциал развития сельскохозяйственного производства при условии обеспечения рационального, научно обоснованного землепользования, направленного на сохранение, поддержание и приумножение главного земельного богатства – почвенного плодородия. Россия располагает 9% всех продуктивных земель планеты, в то же время на ее территории производится лишь около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 383,7 млн га (22,4% земельного фонда Российской Федерации). Площадь пашни за 25 лет сократилась с 132,3 до 115,1 млн га. Устойчивое социально-экономическое развитие России без рационального и эффективного использования земель, используемых для ведения сельского хозяйства, невозможно. Они выступают ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности как одной из главных составляющих национальной безопасности страны, поступательного роста и развития экономики, а также являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны. Отсюда следуют главные цели и задачи эффективного использования таких земель: необходимость сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной и экологичной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв, соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При анализе тенденций и проблем развития земельного законодательства использовались материалы парламентских слушание и круглых столов, проведенных в Государственной Думе ФС РФ в 2017-2018 г.г.

    Ключевые слова : земли сельхозназначения, земельное законодательство, охрана земель, землеустройство, сельскохозяйственные угодья, плодородие почв.

    В Российской Федерации среди категорий земель особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

    По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году (официальное издание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2017), на 1 января 2016 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 383,7 млн га (22,4% земельного фонда Российской Федерации). В сравнении с предшествующим годом площадь данной категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 1,8 млн га (за счет перевода в земли других категорий, в основном в земли лесного фонда и в земли населенных пунктов).

    К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам. В общую площадь данной категории земель также входят площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными).

    В структуре земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, площадь которых в составе данной категории земель на 1 января 2016 г. составила 197,7 млн га.

    Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 186,0 млн га. Такими несельскохозяйственными угодьями являются земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства. В состав угодий «под лесом» и «под водой» данной категории включены земли, занятые участками леса, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций, а также земли под поверхностными водными объектами, которые в установленном порядке не переведены в соответствующие категории земель.

    Более 101 млн га несельскохозяйственных угодий категории составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства. Значительная их часть (28% от общей площади под оленьими пастбищами) – это лесные земли, которые со временем могут быть выведены из состава земель сельскохозяйственного назначения.

    В целом доля земельных участков, покрытых лесом, составляет 6,5% (24,8 млн га) от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.

    На практике осуществление сельскохозяйственного производства в Российской Федерации осуществляется не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях других категорий (в том числе на землях населенных пунктов, землях лесного фонда, землях обороны и безопасности и др.).

    С учетом этого, приоритет охраны земли в составе земель любых категорий как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества является одним из базовых принципов земельного законодательства.

    Следует отметить, что правовой режим земель, используемых для ведения сельского хозяйства, сформирован обширной нормативно-правовой базой – более десятка федеральных законов (Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О землеустройстве» и др.) и еще более значительным количеством подзаконных актов.

    Основные направления государственного регулирования в сфере рационального использования земель, используемых для сельскохозяйственного производства, сформулированы, в частности, в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 – 2020 годы (далее – Основы государственной земельной политики), Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года и иных документах стратегического планирования.

    Тем не менее, совершенно очевидно, что, несмотря на внушительное правовое поле, острота проблем в сфере сохранения и воспроизводства плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства, сохраняется.

    На значительной площади указанных земель действуют различные негативные процессы – интенсивное развитие эрозии, заболачивание, засоление, закисление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, а также сорными и карантинными растениями, что приводит к деградации земель, потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.

    Следует отметить, что для получения актуальной и достоверной информации о состоянии плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства, требуется дальнейшее развитие государственного учета показателей состояния плодородия почв земель (мониторинга), в том числе посредством совершенствования законодательного регулирования указанной государственной функции.

    В указанных целях Минсельхозом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющий указанный федеральный закон новой главой «Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель».

    Сведения о землях сельскохозяйственного назначения, полученные по результатам государственного мониторинга земель, предлагается отражать в государственном реестре сельскохозяйственных земель.

    Законопроектом предусмотрено, что ведение указанного реестра будет осуществляться с использованием Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС). Создание указанной информационной системы планируется осуществить посредством модернизации Федеральной государственной информационной системы «Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения», оператором которой является Минсельхоз России.

    Также законопроектом, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, от 29 июня 2016 г. № Пр-1240 предусматривается введение паспортов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

    Что касается ресурсного обеспечения поддержания и воспроизводства земель, используемых для ведения сельского хозяйства, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрен ряд мер государственной поддержки, в частности, оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – несвязанная поддержка).

    Субсидии предоставляются на возмещение части понесенных сельхозтоваропроизводителями затрат на 1 га посевной площади и связанных, в том числе, с повышением плодородия и качества почв. Полученные финансовые средства сельхозтоваропроизводители могут направлять на приобретение и внесение удобрений, известкование, фосфоритование и гипсование почв земель сельскохозяйственного назначения.

    В 2016 г. на указанный вид господдержки за счет средств федерального бюджета было выделено 23,2 млрд руб.

    К сожалению, при этом на погектарную поддержку в 2017 г. было выделено лишь 11,3 млрд руб. Несмотря на то, что субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются наиболее доступной, прозрачной и востребованной формой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям различных форм хозяйствования. Учитывая высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их неудовлетворительное финансовое состояние, существенный износ материально-технической базы хозяйств, средства по несвязанной поддержке направляются на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семена, что позволяет обеспечить своевременное проведение сезонных полевых работ с применением необходимых материально-технических ресурсов, они также являются важным инструментом содействия подержанию плодородия земель.

    Следует отметить, что большая часть территории России характеризуется сложными природно-климатическими условиями и относится к так называемой «зоне рискованного земледелия». Поэтому высокий и стабильный уровень производства сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен в значительной степени на основе развития мелиорации земель.

    В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией агролесомелиорацию, культуртехническую, биологическую мелиорацию и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений и средств защиты растений является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. В Китае доля мелиорированных земель достигает почти 45%, в Индии – более 35%, в США – около 15%.

    В России даже в период подъема мелиорации ее доля в площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10%, в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9% от площади пашни.

    По данным статистических наблюдений, в Российской Федерации во всех категориях земель на 1 января 2016 г. имелось 11,3 млн га мелиорируемых угодий, из них 9,3 млн га составили сельскохозяйственные угодья. Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимали площадь 4,6 млн га, осушаемые – 4,7 млн га.

    В последние годы в мелиорации все большее распространение находят экономически выгодные эффективные системы орошения, нашедшие широкое применение в сельхозпредприятиях и особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Из применения в практике разнообразных способов полива сельскохозяйственных культур (дождевание, полив по бороздам и другие) особенно эффективно капельное орошение.

    Отдельного внимания заслуживают вопросы развития агролесомелиорации. За всю историю защитного лесоразведения в России было посажено 5,2 млн га защитных лесных насаждений.

    В степной и лесостепной зоне защитные лесные насаждения являются самым надежным и экономичным средством защиты от снежных и песчаных заносов, создают благоприятный климат на сельскохозяйственных землях. Более 70% защитных лесных полос располагается на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и их состояние определено как неудовлетворительное.

    При разработке Стратегии развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России до 2025 года и на период до 2030 года в целях увеличения прироста производства продукции растениеводства на мелиорированных землях представляется целесообразным увеличение субсидий из федерального бюджета на реализацию мелиоративных мероприятий, что повысит инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также увеличит площадь мелиорированных земель в 2-2,5 раза.

    Минсельхоз России, с целью обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и сохранения плодородия почв, рекомендовал органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации совместно с региональными научными организациями и учреждениями, подведомственными Минсельхозу России, разработать и утвердить нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации научно обоснованные региональные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур, предусматривающие установление агротехнических требований к использованию земельных участков, для производства сельскохозяйственной продукции.

    Законодательство о землеустройстве слабо учитывается в правоприменительной практике. При этом изменения, вносимые в Федеральный закон «О землеустройстве», носят точечный и хаотичный характер и направлены, в основном, не на совершенствование землеустроительного процесса, а на приведение указанного закона в соответствие с новеллами земельного законодательства, решающими задачу упорядочения имущественных отношений в сфере оборота недвижимости.

    В этой связи целесообразной видится подготовка новой редакции Федерального закона «О землеустройстве», в котором должны быть решены следующие вопросы:

    • классификация землеустройства по целям и объектам в зависимости от наличия публичных и частных интересов в проведении землеустроительных процедур;
    • установление порядка проведения землеустройства, в том числе совершенствование процедур государственного надзора в области землеустройства и экспертизы землеустроительной документации;
    • разработка механизмов межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях при проведении землеустройства;
    • определение правил и случаев проведения землеустройства в обязательном порядке на землях, находящихся в федеральной собственности;
    • гармонизация земельного законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих землеустроительную и кадастровую деятельность, с международным правом в сфере землеустройства, а также с лесным, водным, градостроительным, и другими отраслями законодательства.

    Далее, наряду с развитием традиционных институтов поддержания и воспроизводства земель, на первый план выходит поиск инновационных, научно обоснованных методик и технологий в сельском хозяйстве, включая управление качеством почв.

    В последнее время в мировой практике на первый план выходят такие понятия, как «умное сельское хозяйство», «органическое» и «точное» земледелие.

    В основе концепции «точного» земледелия лежат технологии переменного или дифференцированного внесения удобрений на тех участках поля, которые идентифицированы с помощью GPS-приемников и где потребность в определенной норме удобрений выявлена агротехнологом при помощи карт агрохимобследования и урожайности. Поэтому в некоторых участках поля норма внесения или опрыскивания становится меньше средней, происходит перераспределение удобрений в пользу участков, где норма должна быть выше, и, тем самым, оптимизируется внесение удобрений. При этом достигается сразу несколько положительных эффектов: агрономический – с учетом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство; технический – совершенствуется планирование сельскохозяйственных операций, снижаются трудозатраты; экологический – более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения азотных удобрений или нитратов; экономический – рост производительности и/или сокращение затрат.

    Также одним из мейнстримовых направлений современных технологий в сельском хозяйстве является так называемое органическое земледелие, основанное на повышении эффективности производства за счет агроландшафтной организации угодий, использовании научно обоснованного севооборота, исключении применения агрохимикатов и использовании органических удобрений, а также биопрепаратов и естественных врагов для борьбы с вредителями растений. На сегодняшний день в мире это направление практикуется более чем на 30 млн га сельхозугодий и, согласно исследованиям ФАО ООН, может стать реальным выходом для человечества в решении проблемы продовольственной безопасности и борьбы с изменением климата.

    Литература

    1. Кашин В.И. Приоритеты развития сельского хозяйства России // Кормопроизводство. 2016. № 6. С. 3-8.
    2. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.
    3. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.
    4. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
    5. Хлыстун В.Н. Четверть века земельных преобразований: намерения и результаты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 10. С. 13-17.
    6. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2. С. 5-10.
    7. Вершинин В.В. Землеустроительная экология: новое научное направление // Аграрная наука. № 5. С. 4-7.
    8. Иванов А.Л. Почвенный покров России: состояние, информационный ресурс, исследовательские задачи и прикладные проблемы (к 100-летию академика Г.В. Добровольского): Доклад на пленарном заседании международной научной конференции «Роль почвы в биосфере и жизни человека». Москва, 5-7 октября 2015 г.
    9. Magel X., Thiel F., Espinoza X. Land policy and land management: international perspectives // Международный сельскохозяйственный журнал. № 4. С. 6-12.
    10. Шевченко Т.В. Экономическая эффективность интенсификации в условиях Калужской области / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2009. № 4 (52). С. 37-47.
    11. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Устойчивость сельскохозяйственного производства – необходимое условие продовольственной безопасности / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2010. № 8 (68). С 75-78.

    Распоряжением Правительства Курганской области от 28.08.2013 № 263-р «О проведении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения» принято решение о проведении очередной государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Последняя оценка данных земель была утверждена в 2007 году. В свете этого особенный интерес представляет информация, содержащаяся в ежегодном докладе о состоянии использовании земель в Курганской области, направляемая Управлением Росреестра по Курганской области в Росреестр.

    Земли, находящиеся в границах Курганской области, составляют земельный фонд области, который на 1 января 2014 года составляет 7148,8 тыс.га. Наибольшую площадь в структуре земельного фонда Курганской области занимают земли сельскохозяйственного назначения - 63,3 %, на земли лесного фонда приходится 25,3 %, земли населенных пунктов – 7,9 %, земли запаса – 2,0 % и на остальные категории меньше чем по 1 %.

    Земли сельскохозяйственного назначения – это земли, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства, за границей населенных пунктов. Земли данной категории предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

    Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2014 года составила 4529,6 тыс. га (с 2009 года изменение площади данной категории не произошло), в том числе сельскохозяйственных угодий 4032,2 тыс. га (89,0%). Площадь несельскохозяйственных угодий 497,4 тыс. га (11,0%). В структуре сельскохозяйственных угодий значительное место занимают пашни (57,4 %), пастбища (18,5%) и сенокосы (12,7%).

    На землях сельскохозяйственного назначения предприятия и организации используют 2584,9 тыс. га (в том числе 1116,9 тыс. га – земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций, по которым вопрос прекращения права на землю не решен), крестьянские хозяйства занимают площадь 319,8 тыс.га, личные подсобные хозяйства – 220,3 тыс.га, садоводческие товарищества – 9,8 тыс.га, земли предоставленные для животноводства, сенокошения и выпаса скота – 5,6 тыс.га, собственники земельных участков, полученных в счет земельных долей – 289,6 тыс.га, собственники земельных долей, которые не заключили договоры аренды с предприятиями – 874,8 тыс.га, индивидуальные предприниматели – 24,8 тыс.га.

    В 2013 году площади земель, находящихся в общей долевой собственности и переданных на праве аренды предприятиям, организациям и гражданам составляют 1489,4 тыс.га. Площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц -233,4 тыс.га и увеличилась на 16,1 тыс.га за счет выкупленных земельных долей. В то же время имеется много сформированных земельных участков общей долевой собственности, поставленных на кадастровый учет, с не зарегистрированными правами и, следовательно, не переданными на законном основании в аренду.

    С 2000 года площадь сельскохозяйственных угодий остается практически постоянной, это объясняется тем, что из-за отсутствия средств на проведение новых съемок и обследований обновление картографических материалов не проводится, в связи с этим оценить площадь выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий по причине зарастания их кустарником и мелколесьем не представляется возможным, но эта площадь весьма значительна.

    Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются сельскохозяйственные предприятия, организации, а также граждане, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Всего ими использовалось 3697,7 тыс.га или 82,9% от площади сельскохозяйственных угодий, имеющихся в области. Распределение используемой площади сельскохозяйственных угодий между предприятиями и гражданами соответственно 56,3% и 43,7%.

    На 1 января 2014 года в категории земель сельскохозяйственного назначения доля земель, находящихся в частной собственности, составила 3178,2 тыс.га, 98,5% от всей площади земель, находящихся в частной собственности. Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан, составляют 2946,7 тыс.га, в собственности юридических лиц – 231,5 тыс.га.

    Наибольшая часть площади земель, находящихся в частной собственности в данной категории земель, принадлежит земельным долям граждан – 80,2% (2363,2 тыс.га). В личных подсобных хозяйствах в собственности находится 6,1% (180,8 тыс.га) от площади земель частной собственности категории, у собственников земельных участков, полученных в счет земельной доли для сельскохозяйственного производства – 9,8 % (288,6 тыс.га), у крестьянских хозяйств (предпринимателей) – 6,1% (179,3 тыс.га).

    В структуре частной собственности произошло уменьшение площади земель на 12,5 тыс.га, в том числе площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц увеличилась на 16,1 тыс.га, а в собственности граждан уменьшилась на 28,6 тыс.га. Увеличение площади земель, находящихся в собственности юридических лиц, обусловлено выкупом земельных долей и земельных участков у их собственников. Уменьшение площади земель, находящихся в собственности граждан, как уже упоминалось, связано с отказом собственников земельных долей от права собственности и продажей земель юридическим лицам.

    Основные собственники из юридических лиц – это крестьянские (фермерские) хозяйства, не прошедшие перерегистрацию – 36,1% (83,8 тыс.га) и сельскохозяйственные предприятия – 69,2% (147,8 тыс.га). В государственной и муниципальной собственности находится 1351,4 тыс.га или 29,8 % земель данной категории. Площадь земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, составляет 144,6 тыс.га или 10,7% от площади земель государственной и муниципальной собственности, из них 2,9 тыс.га передано в постоянное (бессрочное) пользование и 52,7 тыс.га – в аренду. Права на земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, в рассматриваемой категории земель не зарегистрированы. Право муниципальной собственности зарегистрировано на площади 104,5 тыс.га, из них в аренду передано 23,6 тыс.га.
    Региональное отделение.