Обычаи и традиции карелов. История карел Кто карелы

Каре́лы (общее самоназвание - карел. karjalaizet ) - финно-угорский народ , проживают в основном в Республике Карелия , Тверской области и в восточной Финляндии . Язык - карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. Верующие в России - в большинстве своем православные , в Финляндии - лютеране .

Происхождение

Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековой корелы с весью и лопью , в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.

Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карел. liügilaizet ) и людиков (карел. lüüdilaizet ), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии , людики - в Прионежской Карелии . Численность и тех и других существенно сократилась в - годах вследствие геноцида , проводившегося финскими властями на оккупированных территориях и ассимиляционной политики в самой Финляндии . Тверские карелы (карел. tiverin karielaizet ) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом.

Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел , проживающих в окрестностях Сегозера , который происходит от потомков лопарей , ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи или лаппалайзет проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта .

Западные карелы, или как их ещё иногда неграмотно называют «карело-финны» , были почти полностью ассимилированы и по мнению финских этнографов вошли в состав финского этноса . При это официально в Финляндии "не существует" карел, при необходимости указать национальность в официальных документах карелам обычно предлагают выбрать какую-нибудь другую, чаще всего - "финн" или "русский" (при несогласии считать себя финном).

История

Первое письменное упоминание о собственно карелах относится к последним десятилетиям VII века и связано с конунгом данов Иваром Широкие Объятья , который потерпел поражение и был убит в местности, именуемой «Карельские заливы» (вероятно имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). Этот факт упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «Саге об Инглингах». К началу XI века относится упоминание о Карельском княжестве в «Саге об Олафе Святом », норвежском короле. Первым русским письменным источником, упоминающим о кореле, является новгородская берестяная грамота № 590 , датируемая 1066 годом , в которой говорится о нападении литовцев на Карельское княжество .

Первое письменное упоминание о карелах-ливвиках предположительно относится ещё к VI веку : в книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов» перечислен ряд прибалтийско-финских народов, покоренных предводителем готов Германарихом . Большинство исследователей (Ю.Коскинен, К.Мюлленгофф, В.Томашек и др.) обоснованно считают, что данный список был просто позаимствован Иорданом из недошедшего до нас инитерария . В этом списке наряду с мерей и мордвой присутствует народ под названием «Thiudos in Aunxis» , то есть, согласно Ф.Брауну, «чудь олонецкая» (на большинстве карельских и прибалтийско-финских языков Олонец до настоящего времени называется Aunus ).

Первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi ,то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике, данное предположение как правило оспаривается сторонниками норманнистской концепции, как и факт использования текста «Анонима» в качестве первоосновы для списка племен в «Повести временных лет»). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в -922 годах под названием народа «лууд-аана» . Альтернативный вариант - о них упоминал Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусейн ал-Масуди в книге «Золотые копи» не позднее 947 года, тут возможно некогда имело место чисто физическое смешение источников, когда страницы одной книги попали в другую, во всяком случае некоторые специалисты, работавшие с редакциями оригинального текста Фадлана, утверждали об отсутствии в них этого этнонима, в то время как существует редакция текста Масуди, в котором его также нет; сложилась традиция отождествления «луд-аана» Масуди с уличами, что представляет безусловный интерес, поскольку помимо общепринятого отождествления уличей с поздними волынянами в XIX веке имела место традиция отождествлять уличей с поволжскими угличами, соседями которых были как раз тверские карелы-тиверцы, не исключено, что современные людики действительно являются потомками средневековых угличей. В русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины , без соотнесения с карелами (корелой). Однако еще существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин» или «Людинов», подобно тому, как по имени племени наровы был назван Наревский конец .

На протяжении средневековья за контроль над территорией, населенной карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью (затем Великим Новгородом , Московией), в результате которых несколько раз изменялись границы и часть карельских земель оказалась в составе Швеции. Карелы русской части сохранили принятое еще в XIII веке православие , карелы шведской части в XVI-XVII веках были обращены в католицизм (затем лютеранство). После того как по Тявзинскому и Столбовскому мирным договрам и г.г. земли вокруг Ладожского озера и в устье Невы отошли от России к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своем вынуждено было переселиться под Тверь , в район городов Лихославль , Бежецк , Максатиха , Весьегонск . В году районы бывшей Тверской губернии, заселённые карелами, образовали Карельский национальный округ, просуществовавший до года.

Финские власти организовывали массовые депортации карел дважды - в 1919-1920 годах, когда было депортировано около 30 000 карел, и в 1944 году, когда было депортировано около 40 000 карел (преимущественно ливвиков), в том числе и переселённых в Карелию с других оккупированных территорий, все депортированные карелы были в Финляндии ассимилированы. На Карельском перешейке (на территории Финляндии) сохранялись десятки микроанклавов с аборигенным карельским населением вплоть до массовых депортаций, организованных шюцкором в и годах.

Подробно об истории и археологии древних карел, об их взаимодействии с другими народами см. в работе С. В. Кочкуркиной «Корела и Русь» .

Антропологический тип

Карелы в большинстве своём относятся к европеоидной большой расе, её беломоро-балтийскому типу, который характеризуется минимальной монголоидной примесью. Исключение составляют лаппи, относящиеся к лапоноидной группе уральского типа.

Язык

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык . Первоначально использовалась руническая письменность двух видов, письменность на основе кириллицы возникла не позднее первой половины XI века , в 1930-х годах была введена письменность на основе латиницы .

Расселение

По данным переписей начала XXI века , карелы проживают в следующих регионах:

  • Республика Карелия : 65 651 (9,2 %), (1939 год - 108 571 или 23,2 %)
  • Финляндия : Множество жителей карельского происхождения. Достоверно определить численность карелов в Финляндии не представляется возможным, так как карелы в Финляндии рассматриваются как "часть финской нации". Примерно 25 000 человек понимают карельский язык, около 5 000 на нём говорят . По данным властей Карелии в Финляндии проживает не менее 400 000 карел .
  • Тверская область : 14 633 (Большое количество людей с карельскими корнями, т.к. в 1926 году численность карел в области составляла 140 567 или 6,3% населения всей Тверской области )

Динамика численности карел в СССР/России

Известные карелы

Спортсмены

Политики, общественные и церковные деятели

  • Прокофьев Павел Степанович (Пааво Прокконен) - советский политический деятель, председатель СНК и совмина Карело-Финской ССР (1940-1947, 1950-1956), председатель Президиума ВС Карельской АССР (1957-1979).
  • Сенькин Иван Ильич - первый секретарь Карельского обкома партии в 1958-1984 годах, в 1984-1986 годах - председатель Президиума Верховного Совета КАССР. При нём за успехи в развитии народного хозяйства республика была награждена (в 1965 и 1970 г.) орденами Ленина и Октябрьской Революции.
  • Богданов, Виктор Егорович - председатель Совета уполномоченных республиканского съезда карелов, заместитель председателя Совета представителей карелов, вепсов, финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия.
  • Зайков Пётр Мефодьевич (Пекка Зайков) - заведующий кафедрой карельского и вепсского языков ПетрГУ, доктор филологических наук, профессор. Первый председатель Карельской региональной общественной организации «Союз карельского народа». Благополучно получил финское гражданство и кафедру в университете Йоэнсу.

Писатели и поэты

  • Ругоев Яков Васильевич (Яакко Ругоев) - карельский поэт, писатель и публицист.
  • Брендоев, Владимир Егорович - карельский поэт, писавший на ливвиковском диалекте карельского языка.
  • Степанов Артем Михайлович (Ортье Степанов) - финноязычный карельский писатель.
  • Яккола Николай Матвеевич - известный карельский прозаик.
  • Антти Тимонен - видный карельский писатель, известен советским и зарубежным читателям.
  • Пертту Петр Алексеевич (Пекка Пертту) - известный карельский писатель.
  • Яккола Николай Матвеевич - писатель , переводчик, литературный критик, один из организаторов Союза писателей Карелии.
  • Гиппиев Николай Григорьевич (Николай Лайне) - поэт, переводчик; писал на финском языке.

Деятели культуры

  • Дарья Кузьминична Карпова - народная артистка России. Была первым председателем Карельского отделения Всероссийского театрального общества. Награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, многими медалями. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР и Карелии. Почетный гражданин Петрозаводска. Одноа из основательниц Национального театра Карелии.
  • Микшиев Пётр Григорьевич (Пекка Микшиев) - народный артист России, заслуженный артист КАССР. Один из ведущих актеров Национального театра Карелии. Участник вокального ансамбля "Манок". Один из создателей карельского хора Ома Пайо . Активный член правления Союза карельского народа.
  • Левкин Иван Иванович - заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный артист Карельской АССР. Основатель старейших народных хоров Карелии: Петровского, Ведлоозерского. Поэт и композитор.
  • Севец Леонид Иванович (Лео Севец) - карельский фолк-музыкант. Бывший участник карельской рок-группы Myllärit .
  • Сантту Карху (Александр Медведев) - лидер карельской этно-рок-группа Santtu Karhu & Talvisovat , исполняющей песни на ливвиковском диалекте карельского языка.

Сообщество

Карелы

Terveh! Terveh teile! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Этноним карелов - карьялайзет. Собствено карелы - карьялани, приладожские - лигвиляйне, ливвикей, ливвики, прионежские - лююдилайне, лююдикей, людики.

Места проживания

Карелы - коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские и верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. Карелы проживают на Украине, в Белоруссии и Эстонии.

Историческая справка

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры предки карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. В начале XI века началась миграция карелов на Север, на территорию новгородской земли. Примерно в XII веке древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах

Статистические данные

По переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 93344 человека.

Религия

Карелы исповедуют православие. Из летописных сведений известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович «крести множество карел». У карел сохранялись элементы язычества: поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), вера в очистительную силу огня, подчинение жизненного цикла фазам луны.

Язык

Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской семьи. Наиболее близки языку карел языки таких народов как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финский диалекты финского языка.

В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования. Основные диалекты: собственно карельский, ливвиковский, людиковский. Распространён также финский язык.

Письменность

Краткий разговорник

Jiagia tervehekse! - До свидания!
Passibo! Kiitos! - Спасибо!
Huvia paivia! - Добрый день!
Prostikkua! Andakkua andiekse! - Извините!
Pagizettogo omua kiedu? - Вы говорите по-карельски?
Da- Да.
Еn - Нет.
Leibu suolu suojile ! - Приятного аппетита!

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Древнекарельский женский костюм состоял из длинной юбки, нередко окаймленной узорчатой тесьмой, льняной рубахи, отделанной тесьмой с серебряными нитями, передника, украшенного по подолу спиральными нитями, и головного платка, крепящегося к волосам красивыми застёжками.

Широкое распространение имели различные украшения - подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубашки, которые у ворота скреплялись маленькой застёжкой. К поясу, обычно кожаному, с железными или бронзовыми пряжками, привешивались нож в чехле, огниво, брусок. В конце??? - начале?? веков традиционная одежда карел отличалась от севернорусской только деталями.

Кухня

Любимая пища карел - свежая уха, пироги из рыбы. Повсеместно заготавливалась впрок солёная, вяленая, сушёная рыба.

При всей важности рыбы, основу пищи с давних времён всё же составляли зерновые продукты. Хлеб круглой формы выпекали из ячменной, ржаной и овсяной муки. Большой популярностью пользовались каши - перловая, ячменная, гороховая, толокняная, овсяная. Самое широкое распространение у карел получили калитки (открытые пироги), начинённые ячневой, пшённой крупой, картофельным пюре. Колобы, сканцы, косовик, рядовик, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов.

Значительное место в питании карел занимало молоко и молочные продукты - масло, сметана, простокваша, топлёное молоко.

Любимый напиток карел - чай.

Поселения и жилища

Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень с двумя основными типами расселения: гнездовым и разбросанно-хуторским.

Из множества разновидностей селений наиболее распространенными были деревня и погост. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная прибалтийско-финским народам, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в 19 веке и связанная с появлением сухопутных дорог. Характерными особенностями жилища карел являлись значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

Занятия и промыслы

Карелы издавна занимались земледелием, животноводством, различными домашними промыслами и ремёслами.

Основное занятие - земледелие (пашенное и подсечное). Карелия считается классическим регионом подсечного земледелия. Кроме ячменя, ржи и овса в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, горох.

Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии - свиней, в небольшом количестве кур.

К традиционным занятиям карел относится бортничество, курение смолы и дёгтя.

Социальный институт

У карел была распространена соседская община. Долгое время сохранялась большая семья из трёх-четырёх поколений родственников.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Эпические и лирические песни, заклинания, причитания, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны).

Ёйги - раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней.

Народные танцы - «танху» - можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.

На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.

Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.

Декоративное творчество

Наиболее распространенными видами крестьянского бытового искусства карел издавна были вышивка, узорное ткачество, вязание. Резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла.

Праздники иобряды

Осенью и зимой карелы вечеряли - собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.

Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. В соответствии с народными представлениями обеспечить здоровье и благополучие новому потомству стремились задолго до самих родов. Для этих целей свадьбу и первую брачную ночь приурочивали к новолунию.

Беременной женщине запрещали стричь волосы, чтобы не укоротить жизнь ребёнка, смотреть в зеркало, чтобы он родился красивым. Будущую роженицу оберегали от испуга, советовали ей избегать ссор, запрещали ходить на кладбище и т.д. Приближение родов скрывали даже от близких родственников, боясь дурного глаза и «порчи».

У карел распространён обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. Хозяйка дома в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в великий четверг, и произносила специальный заговор. Праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец) устраивались в июле-августе. Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий на животных.

Мифы и предания

Карельский эпос один из самых архаичных в мировом фольклоре. К ценнейшему фольклорному наследию карел принадлежат эпические руны.

Перечислим основные эпические сюжеты:

1) возникновение мироздания из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем; и т.д.

Калевала - один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао - Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать - значит познавать код бытия наших предков.

Лённротовской Калевале всего 150 лет. За эти годы она была переведена на 45 языков. По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народа. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.

Чудесное рождение Вяйнямёйнена

Согласно эпическим рунам, герои Калевалы родились от чудесного зачатия. Девушка Иро расчёсывала волосы на морском берегу. Её гребень упал в море: Иро долго искала свой гребень, но нашла лишь три волоска. По поверьям, нельзя было выбрасывать или сжигать волосы - с хозяином волос могло случиться несчастье. Иро положила находку за щёку и от этого зачала.

У неё родились три сына, и дева решила не носить их к попу, а сама дала им имена.

В некоторых рунах дети сами придумывают себе прозвания. Первого стали называть Вяйнямёйненом, второго - Еукахайненом, третьего - Ильмариненом.

Певческое искусство Вяйнямёйнена - искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворён мир: без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озёра, полные рыбы.

Источники:

  1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
  2. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2003.
  3. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  4. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
  5. «Что такое Карелия»: Союз Карелии. - Helsinki, 1997.

Карелы принадлежат к уральско-юкагирской семье народов, к финно-угорской ее группе и прибалтийско-финской подгруппе, куда относятся также финны, вепсы, саамы, ижорцы и водь. Все перечисленные этносы, кроме финского, являются малочисленными или даже исчезающими, как ижора и водь, живущие в соседней Ленинградской области. Существуют различные версии происхождения карелов и их расселения на территории современной Карелии и европейской части России. К 9-10 векам главными этническими образованиями (племенами) к северу от славянских земель являлись чудь и весь (прародитель вепсов). Наиболее устойчивые раннесредневековые связи земель, примыкавших к реке Свирь, c землями Карелии зафиксированы на Олонецкой равнине и по восточному побережью Ладожского озера: от района Обжи на юге, до рек Видлицы и Тулоксы на севере. Олонецкие земли непосредственно примыкали к древнему Свирскому ареалу обитания веси по рекам Сясь, Паша, Оять. С 12 века известна народность корела, которая возникла на землях карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Упоминания о древних карелах достаточно часты как в западно-европейских, так и древнерусских письменных источниках, в том числе древнескандинавских географических сочинениях, исландских сагах, шведских хрониках (древнейшая их которых относится к XIII-XIV векам) и даже буллах папы римского. И везде карелы выступают как конкуренты в освоении северных регионов, -пограничных с Норвегией. Формирование в северо-западном Приладожье легендарного государства Корела на долгое время вообще лишило западных соседей возможности захвата приладожских земель. Районы восточного побережья Ладоги оказались одной из зон встречи вепсской и карельской колонизации. Происходило постепенное сближение культур веси , корелы и коренного населения здешних мест. Карелы, как и другие прибалтийско-финские народы, весьма рано были втянуты в круг влияния славяно-русской культуры и истории, на той стадии, когда у них еще не сформировалось государственного строя. Войдя в состав Новгородского, а затем Российского государства, они так или иначе оказывались вовлеченными в ход политической и экономической жизни России. Бесконечные войны Великого Новгорода, а затем и российских государей из-за торговых путей, идущих на Восток через побережье Финского залива, разоряли нашу землю и вели к массовой гибели населения. Постоянно менялась и граница, что вызывало массовые миграции и усложняло этнический состав населения. Шведы нападали на карельскую землю вплоть до начала XIX века. Период же Смутного времени второй половины XVI - начала XVII веков, когда нас атаковали и шведы, и польско-литовские войска, был особенно сложным. По Столбовскому мирному договору 1617 года побережье Финского залива и Корельский уезд отошли к Швеции. Началась массовая миграция оттуда населения. Возникли сохранившиеся до сих пор поселения карелов под Тверью, близ Тихвина, на Валдае. Большая часть мигрантов из Корелы осела на территориях Заонежских погостов, в том числе и в наших местах, смешавшись с населением, уже живущим здесь. Именно в это время на широкой полосе между Онежским и Ладожским озерами возникают самостоятельные этнические группы карелов-ливвиков и карелов-людиков . Поскольку граница России и Швеции вплотную подошла к Олонцу, изменился и его статус. Олонецкий уезд стал форпостом России. Не будем подробно останавливаться на строительстве Олонецкой крепости в 1649 году - олончанам об этом известно многое. Заметим лишь, что оно привело к стягиванию в наш район карельского населения, что наряду с миграцией из Корельского уезда вело к объединению этнолокальных, разрозненных групп карелов. Так формировалась группа карелов, населяющих наш район и поныне. На протяжении многих веков складывался и карельский язык, в котором постепенно сформировалось три диалекта : собственно-карельский , людиковский и ливвиковский , на котором и говорят олонецкие карелы, исключая район села Михайловское, где проживают карелы-людики. Вот почему олончанину так сложно понять речь михайловцев. И -людиковский, и ливвиковский диалекты карельского языка имеют вепсскую основу, правда, в ливвиковском диалекте влияние вепсской речи менее ощутимо. Почему мы
не говорим на родном языке
Общеизвестно, что народ жив до тех пор, пока жив его язык. И сегодня мы, карелы, часто слышим упрек в том, что не говорим на родном языке. Но прежде чем упрекать, необходимо разобраться, почему так произошло. Это, скорее, не вина наша, а беда. Судите сами. Русское языковое влияние на олонецких карелов резко увеличилось еще в XVII веке, в период строительства крепости. Однако еще в XIX-начале XX века родной язык был главным средством общения карелов. Карелов, знающих два языка, насчитывалось сравнительно мало, в начале XX века - примерно 10%. Двуязычие никак не вытесняло родной язык. Но все изменилось после Октябрьской революции. В 1918 году еще выходит законодательное постановление о преподавании в школах на карельском языке. Однако в 20-30-е годы в руководство республики вошли в основном финны-эмигранты, частью добровольно покинувшие родину, частью насильно выдворенные из Финляндии после поражения там революционного движения 1918 года. Это были так называемые красные финны, считавшие карелов и финнов единым народом, а карельский язык - одним из восточных диалектов финского языка. Поэтому они считали целесообразным внедрять в официальную сферу и систему образования финский язык, а не содействовать становлению письменности на карельском языке. Большинство исследователей считают, что исключение родного языка из этих областей нанесло развитию карельского народа непоправимый вред. Началось противостояние так называемых «культурных» языков (русского и финского), имевших свою письменность, и «некультурных» (карельского и вепсского), у которых письменности не было. Вот основные вехи этого противостояния: Июль 1920 года - Первый Всекарельский съезд трудящихся объявил русский и финский языки «родными народными языками» жителей Карелии (у нас в районе - русский). Март 1922 года - Первая Карельская областная партийная конференция охарактеризовала идею создания карельской письменности как «шовинистическую, политически -неверную и вредную, используемую для одурачивания темных масс». Июль 1923 года - декрет ВЦИК, где появляются термины «карело-финский народ» и «карело-финский язык». Вторая половина 30-х годов - кампания по распространению русского языка и расширению общественных функций карельского. В 1938 году преподавание в школах с карельским составом учащихся переводится с финского на карельский язык. 1938 год - создание карельского письменного языка, максимально приближенного к русскому и освобожденного от норм финского как буржуазного. За основу взят ливвиковский диалект. 1 сентября 1940 года - Первый съезд ЦК республики принял решение об отмене преподавания в школах на карельском языке. Введен негласный запрет на использование карельского языка в учреждениях. 1939-1940 годы - Карельская АССР преобразована в Карело-Финскую ССР. Государственными языками вновь становятся русский и финский. В школах с карельским составом преподавание в очередной раз начинает проходить на финском языке. Надо ли говорить о том, что в период финской оккупации главным во всех областях жизни, разумеется, был финский язык? После войны детей вновь начинают обучать по-русски. По рассказам моего отца и других коренных жителей района старшего поколения я легко могу представить себе, каково было детям постоянно переходить с одного языка на другой. Разумеется, изучение ряда предметов вызывало вследствие этого большие трудности, закрывая при этом для большинства коренного населения двери высших учебных заведений. Вследствие этого противостояния языков вопрос о создании карельской письменности почти на полвека был снят с повестки дня. Такая языковая политика воспитывала у карелов отношение к родному языку как неперспективному и непрестижному. Происходила постепенная утрата навыков родной речи. В конце 60-х годов свободно умели говорить по-карельски 94% населения. Однако молодежь начала отдавать предпочтение русскому или сразу двум языкам. Принципиальные изменения в двуязычии карелов стали происходить на рубеже 1960-1970-х годов. Чем моложе были родители, тем реже они обращались к детям по-карельски. Так происходило и в моей семье. Родители и бабушка говорили между собой на родном языке, а со мной и моим братом исключительно на русском. Мне всегда было интересно узнать, о чем же говорят взрослые. Поэтому я довольно быстро научилась понимать по-карельски, но не говорить. Брат же вообще ничего из карельского языка не усвоил. Самое страшное, что массовый переход карелов с родного языка на русский приводил и к смене этнического самосознания. Мы стали ассоциировать себя с русской культурой, почти ничего не зная о карельской. И все-таки в 16 лет при получении паспорта я уверенно назвала себя карелкой, искренне считая, что, раз в семье все карелы, значит, и я принадлежу к этому народу. Однако сотрудница паспортного стола вежливо, но настойчиво объяснила, что поскольку я по-карельски не говорю, то должна быть записана как русская. Вот так я стала русской, имея в родословной одних карелов. Потом, правда, периодически пыталась поменять паспорт, чтобы изменить национальность, но «национальная» причина уважительной для смены документа не являлась. Хорошо, что в последнее время ситуация, связанная с отношением к национальным языкам, резко изменилась. Сейчас я уже немного говорю на родном языке, благодаря коллегам по Дому детского творчества, где изъясняться по-карельски престижно. Но не слишком ли поздно мы спохватились? Никакое преподавание карельского языка в детских садах, школах и даже вузах не поможет его возрождению, если на родном языке не будут говорить в семье.

Поскольку в наше время многое в образе жизни карелов изменилось, рассуждения мои по большей части будут основаны на путевых очерках А. Соборнова, Н. Лескова, М. Круковского, побывавших в Олонецком крае в конце XIX - начале XX века. Каждый из них, разумеется, видел карелов по-своему, но есть в их описаниях и много общего. Начнем с особенностей внешности. Чистокровные карелы - это, как правило, люди со светлыми мягкими волосами, светло-голубыми или серыми глазами. Цвет лица розоватый. У мужчин усы всегда светлее бороды. Как пишет Круковский, «карел хорошего среднего роста, вся фигура плотная, коренастая, а лицо всегда производит симпатичное впечатление. Некрасивых корел или отталкивающих лиц я почти не встречал, а дети в общем даже красивы… финский тип корела сгладился в некоторой степени славянской округлостью лица и большей подвижностью». В нашем районе мы и сейчас найдем немало местных жителей, полностью соответствующих данному описанию. Помню, как на одной этнографической конференции, проходившей в Петрозаводске, ведущая просила подняться с места представителей того или иного района республики. И только нас она угадала сама, сказав, что олончан легко отличить от других по внешнему виду. А теперь поговорим об особенностях нашего менталитета. Все названные выше этнографы замечали в карелах следующие черты. Во-первых, то, что характер карелов тихий, ровный, мягкий, миролюбивый. Они любят тишину и спокойствие. Не отсюда ли наше бесконечное терпение, о котором так много говорится в последнее время? Во-вторых, карелы доверчивы и гостеприимны. В этом и сейчас можно убедиться в любой из наших деревень, зайдя в гости к какой-нибудь бабушке-карелке. Вас тут же усадят за стол и начнут потчевать чаем с пирогами или с тем, что окажется припасено. Так было заведено и в моей семье. В детстве бабушка и мама всегда ругали нас с братом, если мы съедали все вкусное сразу. «А вдруг кто-нибудь зайдет, а у нас и на стол поставить нечего», - говорили они. Не напоить гостя чаем считалось позором. «При всей нищенской обстановке домашней жизни корелов вас невольно поражает страсть последних к чаю и кофе», - говорит А. Соборнов. Хороший чай и сейчас будет лучшим гостинцем для пожилой деревенской карелки. «Корел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует», - пишет Круковский, рассказывая о том, что забытые им в карельских деревнях вещи неизменно возвращались к нему, иногда даже за сотни верст. Общеизвестно, что свои дома карелы прежде никогда не закрывали на замок. Украсть что-то у ближнего было страшным грехом. Сейчас, конечно, оставить свою квартиру незапертой мы не можем, но меня просто умиляет метла или палка, до сих пор приставляемые к двери. Раньше это делали для того, чтобы люди знали, что хозяев нет дома. В наше время об этом скажет и замок. И все-таки сидит в нас многовековая привычка! Еще одна черта, присущая карелам, - трудолюбие. В карельских сказках вы едва ли найдете персонаж, подобный русскому Емеле, живущему «по щучьему велению». Карел привык полагаться только на себя. Как поработаю - так и жить буду. А жилось карелам не очень-то легко. Помню, как в бытность мою студенткой русские однокурсницы иногда в шутку бросали нам, олончанкам, «карел кору ел», не зная, что это не простая дразнилка, а истинная правда. Вот что по этому поводу в 1875 году пишет А. Соборнов: «Кореляк голодает. Обыкновенную пищу его составляют рыба, редька, репа да хлеб. По большей части кореляк употребляет хлеб, состоящий из ржи пополам с соломою или сосновой корою». На Олонецкой равнине, может, и жилось полегче: все-таки здесь многое можно вырастить, но все равно вся жизнь карела проходила в труде ради хлеба насущного в суровых условиях севера. Все исследователи подмечали такую черту характера карелов, как брезгливость, особенно в пище. Например, у Круковского читаем: «Корел не ест ничего, что для него ново, небывало, например, простой колбасы, которая уже своим видом производит на него отталкивающее впечатление… Он не ест зайца, считая его нечистым, не ест раков, куриц, даже куриные яйца ест только на пасху». Сейчас, конечно, эта особенность нашего менталитета как-то сгладилась. Но вот что поражает. Один из младших членов нашей семьи едва ли не с рождения отличался крайней брезгливостью, хотя черту эту в нем никто никак не воспитывал. Ел он только из посуды, начищенной до блеска, постоянно спрашивал, мыли ли мы руки перед едой, и т.п., никогда не ел ни печени, ни других внутренних органов животных. Мы все недоумевали, откуда в нем это, пока бабушка не рассказала, что у нее был родной брат, который вел себя точно так же. Видимо, чрезмерная брезгливость проявила себя на генном уровне. Люди других национальностей, живущие рядом с карелами, иногда совершенно справедливо укоряют последних в том, что они чрезвычайно суеверны. Упрек этот справедлив, хотя суеверия в карелах уживаются с верой. «Карел очень религиозен, до суеверия религиозен, хотя редко знает какую-нибудь молитву. Вся молитва его состоит из слов: «Господи, помилуй!», и в эти слова он вкладывает все, что он просит у Бога. Почти в каждой деревне есть если не церковь, то часовня, а кресты понаставлены везде: на перепутьи, вблизи дороги, на берегу озера или реки, в глухом лесу, даже в поле». Однако, «приняв христианство без понимания его, корел остался верен многим суевериям, которые держатся у него со времени язычества… и его молчаливость и замкнутость вероятнее всего можно объяснить нежеланием разгневать того или другого духа лишним словом, сказанным в недобрый час» (М. Круковский). Вот почему карелы старались не употреблять бранных слов (тем более - нецензурных), боясь накликать на себя беду. А суеверия действительно живут в нас до сих пор. Большая часть из них связана с основными этапами жизни человека: рождением, женитьбой, смертью. Вы и сами, бывая на похоронах, наверняка наблюдали, как какая-нибудь женщина постарше совершает какие-то таинственные обряды, смысл которых она и сама объяснить не может, - просто так повелось. Когда мы с братом были маленькие и болели, бабушка лечила нас заговорами, нашептывая что-то непременно по-карельски. Когда же родился мой сын, моя добрая свекровь, просвещенная современная женщина, исполнила целый обряд, первый раз помыв внука в бане. Позже, когда врачи не смогли справиться с аллергией у малыша, нам помогла одна мегрегская женщина, тоже производившая над ребенком какие-то таинственные действия. Думаю, таких примеров вы и сами можете привести немало. С точки зрения религии, суеверие - это грех. Но мне жаль, что люди моего поколения утратили многовековые знания, которые всегда помогали карелу выживать. Еще один упрек, часто звучащий в наш адрес, состоит в том, что карел может быть очень хитрым. А как же его простодушие, о котором речь шла выше? Вот что по этому поводу пишет А. Соборнов: «Кореляк некультивированный - бесхитростнейшее создание; кореляк же культивированный (окультуренный - прим . авт .) постоянно, при сношении с русскими, хитрит. Русские крестьяне при сношении с кореляками относятся к последним весьма часто с пренебрежением, преследуют насмешками и весьма нередко, пользуясь простодушием кореляков, надувают последних». Как тут не стать хитрецом? Вообще, о влиянии русских на карелов можно говорить много, чем мы и займемся в статье, посвященной русским, проживающим на территории нашего района. Когда-то они привнесли сюда все блага цивилизации, дав карелам возможность развиваться. Но была и другая сторона. Все этнографы в конце XIX - начале XX века отмечают абсолютную трезвость карелов. Алкогольные напитки если и употреблялись, то весьма умеренно, обычно на свадьбе. Покупалась одна бутыль, и из нее угощали в клети наиболее важных гостей. На стол бутыль не ставили. Тогда пить начали только те карелы, которые уходили из деревень на небольшие заводы, коих в наших краях было несколько. Окончательно все изменилось при советской власти. Много ли карелов-трезвенников мы найдем сейчас? Мой народ спивается даже быстрее других, потому что алкогольной традиции у него не было на протяжении долгих веков, и иммунитета на спиртное он выработать не успел. Можно попытаться восстановить культурные традиции, язык. Но как спасти генофонд карелов? Согласитесь, больно и обидно чувствовать себя представителем вымирающего народа. На этой грустной ноте, уважаемые читатели, позвольте пока попрощаться с вами до следующей статьи.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Карелы. «В краю "Калевалы», 2009


Общие сведения

КАР‘ЕЛЫ (общее самоназвание Карелов - карьялайзет, собственно Карелов - карьялани, приладожских Карелов - ливгиляйне, ливвикёй, прионежских Карелов - лююдилайне, лююдикёй), народ в России. Численность 124,9 тыс. человек. Коренное население Карелии (78,9 тыс.), расселены также в Тверской области (тверские или верхневолжские Карелы - 23,2 тыс. человек), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине (2 тыс. человек), в Белоруссии (1 тыс.) и Эстонии (1 тыс.). Общая численность 130,9 тыс. человек. Говорят на карельском языке финно-угорской группы уральской семьи. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие - православные.

По данным Переписи населения 2002 года численность карелов, проживающих на территории России, составляет 93 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 60 тыс. 815 человек.

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция Карелов на север началась в 11 веке, в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (смотри Вепсы), на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия.


Древние Карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые в 1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнической консолидации племенных групп корелы, формирования карельской культурной общности (12-14 века). Значительное влияние на культуру Карелов оказало русское население.

Распространение пашенного земледелия (начало 2-го тысячелетия нашей эры) положило начало возникновению у Карелов комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере - оленеводство. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с начала 20 века - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 века - картофель. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на юге Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя. Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, медно-литейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.


Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 века получило развитие отходничество, на севере Карелии - торговля вразнос с Финляндией. Современное социально-экономическое развитие Карелов определяет многоотраслевое производство (лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, судостроение и т.д.). Для значительной части Карелов сельское хозяйство остаётся существенной отраслью производства.

До конца 19 века сохранилась большая 3-4-поколенная семья (до 25 и даже 40 человек). Было характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. В наши дни у Карелов малая семья, её средний размер 3 человека.

Селения прибрежные (речные или озёрные) с двумя основными типами расселения: преобладающим гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры, и разбросанно-хуторским. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 века) и уличная (с 19 века). Жилище Карелов близко к северо-русскому со значительной высотой сруба (14-21 венец) и соединением под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Дома украшались резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками.


В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

В традиционной пище Карелов преобладала озёрная рыба (солёная, вяленая, сушёная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на севере Карелии - с мучной подболткой, на юге - с картофелем, перловой крупой. Повсеместно распространены калитки с крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов. Древнее блюдо - овсяные блины. Выпекали кислый хлеб-каравай, на севере и в средней Карелии - особый лепёшкообразный пресный "хлеб с дыркой". Напитки - чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас.


Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов.

В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос "Калевала" записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек. В северной Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы.

Е.И. Клементьев



Очерки

Что прожито - бело, что не прожито - темно

«Калевала» - вещь культовая

Карельский фольклор очень разнообразен. И главное место в нем занимают древнейшие эпические песни (руны). Они сопровождаются игрой на щипковом инструменте «кантеле». Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, эта книга насчитывает 22795 стихов.

«Калевала», как теперь говорят, вещь культовая. По песням этого эпоса можно почувствовать, можно увидеть, что с помощью силы слова, звука и магического заклинания человек упорядочивает мир, побеждает врагов, покоряет природу.

Не только «вековечный прорицатель» Вяйнямейнен обладал даром заклинания и магическими знаниями, но и кузнец Илмаринен.

«Словами небо он украсил, разговорами своими», - говорится в руне о выковывании неба, а также Лемминкяйнен. В состязании на пиру в Пяйвяле соперники силой слова создают животных.

Но если «Калевала» - это героический эпос, то есть у карел и эпос бытовой, семейный под названием «Кантелетар». Лучшего пособия по семейной жизни карелы пока еще не придумали, не сочинили. «Кантелетар» - это истории про то, как живут карелы, как они влюбляются, ссорятся, мирятся. Это вещь полна юмора. События в ней происходят с невероятной быстротой. И если судить о карельском характере именно по текстам, собранным в «Кантелетаре», то никакие карелы не медлительные. А наоборот, активные и стремительные. Рифмованные стихи из бытового эпоса «Кантелетар» на сцене просто поются. В начале 80-х годов прошлого века по этому произведению в Петрозаводске на сцене Финского драматического театра была поставлена пьеса. Она пользовалась необычайной популярностью в течение многих лет.

Архаические свадебные песни карелов немногочисленны. Они сохранились в беломорской и сегозерской Карелии. Обычно это песни-наставления - невесте, молодым, песни встречи двух родов. Свадебные песни могут исполняться с руническими и причетными напевами. Самые известные песни «Летел орел с востока» и «Мир ждал молодого месяца».

В свадебной традиции карелов-людиков, сегозерских карелов (в меньшей степени) к ХХ веку закрепились русские (пудожские, заонежские, свирские) свадебные песни, которые исполняются на русском, а с 30-х годов переводятся на карельский язык.

В системе жанров карельской музыкальной традиции своеобразием отличается «huhuhja» - призывы домашних животных. Сбором этого материала занимался в середине ХХ века финляндский исследователь Е. Ала-Кённи, записывая выкрики приладожских карелов и карелов Финляндии. Этот жанр имеет аналоги в эстонской женской пастушеской музыкальной традиции. Призывы исполняются только женщинами или девушками-пастушками. Текст импровизационный, функциональный, ритмика свободная, звукоряд выкриков неустойчивый, тесситура звучания постоянно повышается как в структуре в целом, так и на отдельных ее участках.

Широкое распространение в ХХ веке получила традиция частушек. Она сформировалась на основе карельских luhutpajot (коротких песенок) с медленным, протяжным напевом; русских частушек, рунических песен и песен городской традиции.


Карельские загадки впитали в себя многовековую народную мудрость, крестьянскую хитрость, северную основательность. В загадках таятся неожиданности, оригинальные и необычные аналогии, эротический юмор. Многие древние загадки так затемнены, что путем логического умозаключения их не разгадать. Надо их просто заучить наизусть и не забывать. Интересно, что сами карелы знают толк в загадках и умеют щелкать их, как орехи.

В карельских деревнях до сих пор живут люди, знающие сотни загадок, пословиц, баек.

Загадки обычно загадывают женщины, мужчины сами загадывать не соглашаются, но подсказывают «Загадай о рукавице…», явно намекая на двусмысленность загадки. Издавна удобным временем для загадывания считалось утро, вечером загадки были запрещены - боялись прихода «хозяйки загадок». Если человек не мог отгадать определенного числа загадок (три, шесть, девять), его изгоняли из числа присутствующих.

Многие карельские загадки сочинялись на грани дозволенного. Еще чуть-чуть, еще немножко, и они бы воспринимались как непристойности. Но в том-то и состоит мастерство загадывающего, что он эту грань не переступает. Слегка пощекотать воображение отгадывающего легкой эротической щекоткой, это возможно, это допустимо. А культивировать явные пошлости - недопустимо. Но порою, войдя в раж или заигравшись, эту тонкую грань «мастера загадок» все-таки переходили. И винить их за это не надо. Это сейчас сексуальная литература вполне доступна. Ее просто много. Хочешь - читай Фрейда. Хочешь - справочники попроще, да еще и с иллюстрациями. А в те далекие времена карелы именно через загадки получали реальное представление о «мужском и женском», о взаимоотношениях между различными полами.

Вот несколько примеров относительно невинных, как бы эротических, загадок, но на самом деле абсолютно не эротических. Тот, кто загадывает загадку, просто направляет наше внимание по ложному следу…

Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. (Курица).

Качается, трясется, за мясо держится. Серёжкав ушах).

Мужик на печку поднимается, палка сзади висит. (Кот хвостатый)

Вор в чулан заходит, котомки на пороге оставляет. (Совокупление).

Не лишним будет добавить, что эти загадки были привезены из Олонецкойгубернии в конце века известным писателем Николаем Лесковым.


День и ночь в Карелии

В последнее время актуализировались споры о двух типах культуры - о жаворонках и о совах. Действительно, есть люди, которые ориентированы на дневное бытие, на технический прогресс, на рациональные способы освоения мира. И есть те, кто тянется к «ночной жизни», в которой преобладает интуиция и иррациональные формы познания.

Так вот, ночная составляющая в карельской культуре велика, значительна. По мнению некоторых исследователей, колдовство и магия занимают в культуре карел исключительное место. Многие предметы у карел считаются магическими. Например, ртуть, зубы и когти тотемных животных, цвет ржи, кусочек кожи с вырезанной на ней пятиконечной звездой (пентаграмма - знак-оберег у многих народов мира). Чтобы уберечь новорожденного от сглаза, кусочек его пуповины зашивали в кожаную ладанку. Ребенок ее носил. Считалось, что помогает.

Мы бы не стали так уж однозначно тягу к магии и к символике относить к ночной жизни. Но факты - упрямая вещь. У карел существовали запреты рассказывать сказки летом и днем. Сказочнику нужна темнота, чтобы он мог видеть в своем воображении то, о чем идет речь, и вызвать подобные впечатления у слушателей.

Именно в сумерках и ночью в сказке происходят самые важные события. Сказка выполняла защитную функцию, так как, согласно представлениям карел, рассказанная сказка образует вокруг дома обереговый, охранительный «железный» обруч, защищающий от вредоносного воздействия злых духов. Волшебные сказки больше распространены на севере Карелии. В северных сказках ощутимо родство с песенной эпической традицией. «Ночное» ярче проявляется в культуре именно северных карел, что, вероятно, связано с суровым климатом.

На юге были популярнее сатирические и бытовые сказки. С ясным и светлым содержанием. Одну из таких сказок мы и расскажем.


Как один парень царя проучил

Жил в далекие времена один царь. Очень любил он слушать сказки. По всему государству искали царские слуги сказочников для царя, - царь требовал каждый день новую сказку. А если ему рассказывали такую, которую он уже слышал однажды, он приказывал сказочника казнить. А как было узнать, слыхал он эту сказку или не слыхал?
Бывало, как только начнут ему во второй раз знакомое рассказывать, так царь сейчас же распоряжался отрубить рассказчику голову.

И вот пришел день, когда уже не осталось в этом царстве сказочников, которые решились бы выступить перед царем. А царь из себя выходит, кричит на слуг:
- Доставайте мне сказочника, откуда хотите! А не то всем вам конец!

Мечутся слуги, себя не помнят. И вдруг является во дворец какой-то незнакомый парень.

Пришел, с царем поздоровался и говорит:

Хочешь, царь, мою сказку послушать?

А царь и рад-радёшенек. Торопится, в рот парню смотрит.

Давай, давай, рассказывай скорее! И усаживает его подле себя в мягкое кресло.

Парень царю говорит: - Ну, слушай. Такую сказку ты еще, верно, не слыхивал. Было это давным-давно, когда мой дед и твой дед вместе сарай строили. Такой был длинный сарай, что если бы в нем бревно протянуть - белка за целый день не смогла бы от конца до конца проскакать. Вот это был сарай! Ты про такое не слыхал?

Нет, не слыхал, - царь говорит, - а что дальше было?

Наутро опять приходит. Царь его опять рядом с собой усаживает, торопит:

Так вот, - говорит парень, - твой дед и мой дед в этом сарае быка вырастили. Такой был бык, что ласточке целый день лететь нужно было, чтобы с одного рога на другой перебраться. Ты про такого быка слыхал?

Нет, - говорит царь, - не приходилось.

А не слыхал, так на сегодня и хватит, - говорит парень. И опять ушел.
«Хитрый ты парень, - думает царь, - а только я все равно тебя перехитрю. Быть тебе, как и другим, без головы!»


Созвал он всех своих придворных и говорит:

Когда завтра этот парень снова рассказывать начнет, вы все приходите слушать и, что бы он ни сказал, кричите: «Мы это слышали, слышали! Вот я его и подловлю».

Пришел парень и еще раз. Уселся, начал рассказывать.

Когда твой отец и мой отец по соседству царствовали, взял твой отец у моего отца в долг тридцать бочек золота. На тридцати лошадях увез. Слыхали ли вы про это?

Слыхали, слыхали! - закричали хором придворные.

Ну, раз все слыхали, так отдавай, царь, долг! - говорит парень.

И пришлось царю золотом с парнем расплачиваться. Ведь не поспоришь, коли все хором кричат, что про этот долг слышали. Велел царь своим казначеям приготовить парню золото.

Собирали, собирали, да всего десять бочек набрали, больше у царя в казне не оказалось.

Разбогател наш парень, на тройке коней от царя уехал. Поучительная сказка, как и многие карельские пословицы.

В одиночку только с кашей воевать.

Родина - земляника, чужбина - черника.

Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.

Даже хорошая драка не стоит плохого лаптя.

Или вот еще - просто вершина светлой народной мудрости:

Что прожито - бело, что не прожито - темно.

Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона.

Коренные жители Карелии

Карелы

Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, основная теория базируется на том, что карелы отделились от финно-угорских племён современных территорий юга и востока Финляндии, а также южной Карелии во II тысячелетии нашей эры. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями.


Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион ещё в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карелов придерживаются православного христианства. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч представителей этой народности.

Вепсы

Ещё один коренной народ Карелии, близкий к карелам. Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике, а в I-II тысячелетии нашей эры они постепенно начали передвигаться на восток. Вепсы относятся к группе прибалтийско-финских народностей, которые заселяли обширную территорию Межозёрья, то есть земли между Белым, Онежским и Ладожским озёрами.


Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел стал основным занятием вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре. Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали у аборигенов, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей. Сейчас в Российской Федерации проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.

Саамы

Самый малочисленный на сегодняшний момент, но самый древний из коренных народов Карелии. Первые саамы появились на этой территории почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр примерно пять тысяч лет назад. Точное происхождение народности неизвестно, но археологи установили, что саамы заселили север ещё во времена, когда человек не знал железа.


Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму останавливались в южных районах на погостах (в деревнях). Весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Саамы быстро приручили оленей: для них это был и транспорт, и твёрдая валюта, и основа для пошива одежды, и еда.

Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Вначале — разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо «стеклянные бусы», либо спиртное. Сегодня российские саамы живут в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Общая численность не превышает трёх тысяч, ещё порядка 60 тысяч саамов живут в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Итоги

Последняя полноценная всероссийская перепись населения в 2010 году показала, что в Карелии преобладает русское население, насчитывающее более 82 % от всех живущих в республике. В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9%.


Для сравнения, предыдущие переписи населения, проводимые в России в 1989 и 2002 годах, показывали другие цифры. Людей, называющих себя русскими, в 1989 году в Карелии проживало 73%, в 2002 — уже 77%. Как видим, доля русского этноса в республике плавно увеличивается. Доля же коренного населения, напротив, снижается. В 1989 году это были 13%, а в 2002 — уже 12%.

Если такая тенденция сохраниться и будет подтверждена планируемой в 2020 году очередной всероссийской переписью населения, это будет означать, что в перспективе у коренного населения Карелии стоит вполне реальная угроза исчезновения с этнической карты России.