Занятие комнатные растения в старшей группе. Занятие "Комнатные растения" (старшая логопедическая группа). III. Подготовка к восприятию темы

Занятие

Тема: Комнатные растения

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей употреблять глаголы в прошед­шем времени;

    учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

    закреплять у детей навык употребления при­тяжательных местоимений;

    активизировать и расширять словарь по теме;

    упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые род­ственники диких цветов. Весной и летом на поля­нах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе­комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде­ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

Игра «Ванин или Катин?». Образование притя­жательных прилагательных.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?». Образование формы прошед­шего времени глаголов. Проводится по картин­кам с изображением данных действий.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела -

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Игра «Один - много». Образование формы мно­жественного числа существительных.

Один стебелек, а много... (Стебельков.)

Один лист, а много... (Листьев.)

Один цветок, а много... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист - гладкий лист.

Влажная земля - сухая земля.

Теплая вода - холодная вода.

Толстый лист - тоненький лист.

Большой цветок - маленький цветок.

Расцвел цветок - отцвел цветок.

Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

Конспект игрового занятия для 1-й младшей, ясельной группы детского сада (дети 3-го года жизни), тема: «Комнатные растения»

Цели:

Познакомить детей с некоторыми комнатными растениями, условиями и уходом, необходимыми для роста комнатных растений.
Обогатить словарь детей по теме «комнатные растения», познакомить с обобщающим понятием «комнатные растения».
Учить детей внимательно наблюдать за растением, его внешним видом и особенностями.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3».
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов.
Совершенствовать навыки наклеивания, лепки, рисования (пальчиками и кисточками).
Развивать внимание, речь, зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Комнатные растения: герань, фиалка, кливия.
Картинка-фон с изображением комнатных растений разной величины, силуэты леек соответствующей величины.
Картонные горшки разного цвета, блюдца к ним того же цвета.
Зеленая гуашь, кисти, картинка-заготовка с изображением цветочного горшка.
Пальчиковые краски, раскраска «цветок в горшке».
Разноцветный пластилин, силуэтные цветы (из тесьмы), картинка-заготовка с изображением горшка, листьев и стеблей.
Тесто коричневого цвета, пробки или нижняя часть одноразового стаканчика, вырезанные из картона листья, вырезанные из яичной клетки цветы.
Разноцветные прищепки, вырезанные из плотного картона силуэтные изображения кактусов.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка-фон с изображением цветущей герани в горшке с нарисованными кругами соответствующих цвету и величине пуговиц.
Горшочки с блюдцами, крупа, мелкие луковицы, лейки, солнышки, искусственные цветы.
Картинки-заготовки с изображением окна, клей, детали аппликации (горшок, листья, цветок).
Картинка с изображением трех одинаковых и одного отличного от них комнатного растения.
Картонные лопаты и их рукоятки разной ширины.
Картинка-фон с изображением солнышка, шнурки желтого цвета.
Картинка-заготовка с изображением лейки, синие карандаши.
Схематичное изображение цветка в горшке из геометрических фигур, вырезанные из цветного картона эти же геометрические фигуры.
Картонные силуэты цветочных горшков с вырезанными из них геометрическими фигурами.
Цветные силуэтные картинки цветов, картинка-фон с изображением цветочных горшков с цифрами «1», «2», «3».
Тряпочки для пыли, лейки, веники (маленькие), небьющаяся посуда, губки для мытья посуды.
Аудиозаписи: «Солнышко», «Мамины помощники».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Наблюдение за комнатными растениями

Гуляя сейчас на улице, вы видите много цветов. Но наступят холода, придет зима, и тогда на улице не увидишь цветов. А люди хотят любоваться цветами всегда - и зимой, и летом. Вот и придумали люди выращивать цветы в домах, в комнатах, где живут. И не только цветы, но и другие растения. Вот и стали называть такие растения, которые выращивают в комнатах дома - «комнатные растения».
Дети рассматривают фиалку, герань и кливию. Обращается внимание на наличие цветов, окраску, форму листьев. Листья герани можно потревожить и понюхать, затем объяснить, что растение так защищается.

Дидактическая игра «Подойди к растению, которое я назову»

Подойдите к самому высокому растению. Это герань.
Подойдите к самому низкому растению. Это фиалка.
Подойдите к среднему по величине растению. Это кливия.

Один, два, три, к фиалке иди!
Один, два, три, к герани иди!
Один, два, три, к кливии иди!

Конструирование «Цветок в горшке»

Выложите геометрические фигуры на их место, чтобы получился цветок в горшке. Из каких геометрических фигур состоит горшок? Из квадрата. Сколько квадратов? Один. Из каких геометрических фигур сложен цветок? Круг и овалы. Сколько кругов? Один круг. Сколько овалов? Три овала. Из кой геометрической фигуры сделан стебель? Из прямоугольника. Сколько прямоугольников? Один прямоугольник. Из каких геометрических фигур сделаны листья? Из Треугольников. Сколько треугольников? Два треугольника.

Дидактическая игра «С какого растения листок?

Посмотрите на эти листики и эти растения и постарайтесь определить, с какого растения упал каждый листик.

Дидактическое упражнение «Разложи цветы»

На каждом горшке написана цифра. Разложите цветы так, чтобы в каждом горшке расцвело столько цветов, какая цифра написана на этом горшке. Сколько цветов расцветет в горшке с цифрой «1»? Один цветок. А в горшке с цифрами «2» и «3»?

Дидактическая игра «Подбери блюдца к цветочным горшкам»

Подберите каждому горшку блюдце такого же цвета.

Рисование красками «Кливия»

У кливии длинные тонкие листья. Нарисуйте такие листья этому растению кисточкой с зеленой краской.

Лепка барельефная «Комнатное растение зацвело»

Пора бы уже расцвести цветам на этом комнатном растении. Давайте сами сделаем ему цветы с помощью пластилина и вот этих цветов из ниток.
Раскатайте из пластилина шарики, придавите их к картинке с комнатным растением, сверху на пластилин наложите цветок и придавите его ладошкой. Уберите цветок и посмотрите, что получилось. Сделайте таким способом еще цветы этому комнатному растению.

Динамическая пауза «Помощники»

Дети под текст песенки имитируют такие действия: тряпочками вытирают пыль, поливают из лейки, подметают вениками, губкой моют посуду.

Игра с прищепками «Кактус»

Сделайте кактусу колючки из прищепок.

Дидактическая игра «Какой горшок отличается от других?»

Покажите горшок с цветком непохожий на все остальные.

Игра с пуговицами «Цветок в красивом горшке»

Разложите пуговицы на цветные круги подходящего цвета и размера.

Пальчиковое рисование «Цветы в горшке»

Раскрасьте картинку, оставляя круглые отпечатки пальцев в нужном месте картинки.

Игра «Мы цветы сажали»

Сначала приготовьте горшочек, поставьте его сверху на блюдце. Теперь заполним горшочек землей - крупой. Положим в горшочек луковицу - посадим цветок. Сверху еще положим крупы. Теперь нужно полить. Возьмите лейки и покажите, как вы будете поливать. Кроме воды, растению нужно солнце. Возьмите в руки солнышко и обойдите вокруг своего горшка. Вот и выросли цветы - воткните цветок в горшок.

Дидактическая игра «Подбери лейку»

Подберите подходящую лейку для каждого растения.

Рисование карандашами «Поливаем из лейки»

Нарисуйте воду в лейке - закрасьте поверхность внутри лейки синим карандашом. А теперь нарисуйте, как из лейки течет вода - прямые линии из носика лейки.

Дидактическое Упражнение «Подбери лопаткам ручки»

Подберите каждой лопатке ручку по размеру и наденьте ее. Покажите лопатку с широкой ручкой, с узкой ручкой.

Упражнение «Солнышко лучистое»

Сделайте солнышку лучики - разложите желтые шнурки вокруг солнышка.

Музыкально-ритмическое упражнение «Солнышко»

Под песню «Солнышко» дети медленно встают из положения «сидя на корточках», разводят пуки в стороны, после медленно опускаются в исходное положение, складывают ладони под щекой - «спят».
Затем дети играют на металлофонах под эту же музыку.

Аппликация «Цветок на окне»

Наклейте на окно горшок, листья и цветок.

Дидактическая игра «Разбитый горшок»

Подберите осколки и приложите их на место. На какие геометрические фигуры похожи осколки?

Ручной труд «Фиалки»

В горшочек положите землю-тесто коричневого цвета. Воткните листочки и цветочки.


Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях , умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. - Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля...) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

Где они растут? (В комнатах)

А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе - здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения »

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: - Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

Проект в детском саду на тему: «Комнатные растения». Старшая логопедическая группа

Вид проекта:
По направленности: информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1неделя)
Участники проекта:
Дети старшей (логопедической) группы
Воспитатели
Учитель - логопед
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Актуальность проекта:
С самого раннего детства необходимо формировать в детях экологическую культуру. Общеизвестно, что дошкольный возраст является важной ступенью в формировании личности ребенка, развития в нем ценностной ориентации в окружающем мире. Доказано, что возможности ребенка этого возраста позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.
С давних времен люди восхищались цветущими растениями, украшали жилище живыми цветами. Более того, ухаживая за домашними растениями, человек отвлекался от каждодневной суеты, семейных проблем, жизненных неурядиц.
В некоторых мифах и легендах цветы сравнивали с богиней красоты. По сей день люди не равнодушны к комнатным растениям, так как цветы являются не только украшением жилища, но и способствуют смягчению микроклимата в доме, создают уют, благоприятно воздействуют на человека. С точки зрения здоровьесбережения, домашние растения являются нашими докторами, так как выделяют кислород и наполняют его полезными веществами, что, несомненно важно для растущего организма ребенка. Более того, комнатные растения являются братьями «нашими меньшими», которым требуется регулярная забота и уход, что в свою очередь, учит детей быть ответственными по отношению к другим живым существам. Общаясь с растениями, мы питаем душу ребенка красотой, воспитываем в детях нравственные качества, любовь к природе, учим быть отзывчивыми, самостоятельными.
Данный проект актуален, так как позволяет нам создать условия для развития в ребенке ценностной ориентации в окружающем мире, позволяет целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой; расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас.
По результатам опроса по теме «Комнатные растения» мы выяснили, что запас знаний детей не большой. Затруднения были в ответах на такие вопросы: назови, какие комнатные растения ты знаешь?, какие комнатные растения надо поливать часто, а какие редко?; зачем растениям корни?,какие условия необходимы для роста и развития растений?и т.д.
Учитывая вышесказанное, нами был разработан и внедрен информационно-познавательный проект «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста.
Проблема. Зачастую в современной семье уделяется мало внимания знакомству детей с комнатными растениями и условиями ухода за ними, так как это создает родителям определенные трудности (нехватка времени, нет определенных условий для содержания комнатных растений и др.).
На данный период в ДУ тоже существуют определенные проблемы: организация уголка природы в группах и создание экологической комнаты в д/с).
Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с комнатными растениями и формирование осознанно правильного отношения к ним.
Задачи проекта:
Расширять и углублять знания детей о комнатных растениях.
Познакомить детей со способами размножения комнатных растений.
Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.
Прививать эстетические чувства, любовь к природе.
Развивать память, внимание, мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитывать желание участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для растений.
Предполагаемый результат:
Дети получат знания о том, что комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Вновь посаженные растения слабые и им нужен соответствующий уход.
С интересом будут ухаживать за комнатными растениями, охотно наблюдать за ними, замечать изменения, высказывать свои мысли и предположения.
Предварительная работа:
Воспитатели: приобретение раскрасок по теме проекта, иллюстраций, наглядных пособий. Наблюдения с детьми за комнатными растениями. Опрос детей по данной теме.
Логопед: подбор пальчиковых игр, скороговорок и чистоговорок по теме проекта.
Оборудование и материалы: наглядные пособия, иллюстрации, художественная литература, раскраски, магнитофон, флеш-накопитель, магнитная доска, магниты, наборное полотно, комнатные растения, оборудование для занятий по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, бросовый и природный материал.
Этапы работы:
1-й этап предварительный

Анкетирование родителей по теме «Комнатные растения»
Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по проекту.
Составление паспорта растений группы
2-й этап – основной
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
Ознакомление с окружающим миром «Комнатные растения» с опорой на наглядный материал.
Беседы с детьми: «Для чего нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения живут у нас в группе, у тебя дома?», «Зеленый «доктор» на нашем окошке», «Возможна ли жизнь без растений?», «Забота и уход - важный фактор для роста растений», «Как люди выращивают комнатные растения», «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?».
Рассматривание паспорта комнатных растений.
ФЭМП: использование демонстрационного материала по теме «Цветы».
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; фиалка и герань; сансевьера и толстянка.
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбома «Комнатные растения».
Д/и «Что сначала, что потом», «Цветы», «Собери цветок - посади в горшок», «Разрезные картинки».
Образовательная область: «Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна; физ. минутка «Маленькое семечко положу в горшок»;
Пальчиковые игры «Цветок», «Комнатные растения»;
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат», «Бабочка и цветок».
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Трудовое воспитание. Полив растений, протирание листьев, рыхление почвы;
С/р игра «Магазин цветов»;
Обыгрывание этюдов по данной теме;
Формирование основ безопасности.
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы: Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»;
Словесная игра «Назови ласково», «Четвертый лишний»;
Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Прикладное творчество «Красивый цветок» (с использованием цветной бумаги и бросового материала);
Рисование «Кактус»;
Лепка «Сансевьера», «Фиалка в горшке» (пластилинография)
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы».
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов».
3-й этап - заключительный:
Выставка рисунков: «Комнатные растения».
Анализ выполненной работы:
Дети умеют замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
Развивается восприятие комнатных растений как живых существ: дети могут замечать их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледная окраска и т.д.); обнаружить недостаточность условий для их жизни, вовремя прийти на помощь.
Планы на будущее:
Оснащение уголка природы комнатными растениями, приобретение нового оборудования для ухода за ними.

Литература.
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.Е., Васильева Т.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, стихи, игры и задания. - М.:Амрита, 2010.
3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. - М.: Академия развития, 2003.
5. Томилова С. Полная хрестоматия для дошкольников. - М.: АСТ, 2015.

Конспект интегрированного занятия по экологии / развитие речи в старшей группе.

Воспитатель: Кравцова Анастасия

Тема: «Комнатные растения»

Цель и задачи: уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода - удобрением почвы, сообщить некоторые правила внесения. Развивать речь, мышление, поддерживать интерес к комнатным растениям.

Предварительная работа : рыхление почвы.

Оборудование и материалы: комнатные растения, плакат с изображением строения растений. Инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, на каждом столе миска с водой, пульверизатор, ножницы, лейка, таз и миска. У воспитателя пакет с удобрениями и стаканчиками с раствором, полными и налитыми до половины.

Виды деятельности: экспериментирование

Место проведения: уголок природы

Ввести в словарный запас детей слова: удобрение, подкормка.

Ход занятия:

Приветствие:

Предлагает встать в круг и улыбнуться друг другу, поприветствовать гостей

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! К нам в гости приходил Незнайка и очень удивился, увидев много комнатных растений в нашем детском саду. Незнайка был рад тому, что растения выглядят ухоженными.

И поэтому оставил вам подарок.

Воспитатель коробку на стол.

Предлагаю открыть коробку и посмотреть, что там.

Дети вместе с воспитателем открывают коробку.

Воспитатель: - Да это же цветок. А тут ещё есть письмо, сейчас мы узнаем, какое послание нам оставил наш гость.

« Здравствуйте ребята. Пишет вам Незнайка. Я живу в Цветочном городе. У нас растет много прекрасных цветов. Этот цветок я вырастил сам, и решил прислать его вам в детский сад. Он называется каланхоэ. Надеюсь, вы будете хорошо за ним ухаживать, а он будет радовать вас своими цветами. До свидания. Желаю удачи».

Воспитатель: - Какое интересное растение, сколько на нем красивых листьев на длинных стеблях. Называют этот цветок – каланхоэ. Растение любит свет, но боится интенсивного полуденного солнца. Так что наилучшим местом для каланхоэ будут восточные или западные окна. Растение любит прохладу. Поливать растение нужно умеренно. Между поливами верхняя часть грунта должна подсохнуть. Обычно в летний период достаточно одного - двух поливов в неделю. Каланхоэ не любит влажный воздух. Но при высокой температуре допускается опрыскивание. Все каланхоэ – суккуленты. Т.е. растения имеют свойство накапливать воду в листьях и стеблях и регулировать запасы влаги

Воспитатель: - Посмотрите, на столе стоит и другой цветок. Как он называется?

Ребенок: - Герань.

Воспитатель: - Что общего у герани и каланхоэ?

Ребенок: - Есть стебель, листья,

Воспитатель: - Хорошо, но вы забыли назвать очень важную часть растения. Какую

Ребенок: - Корни. Они находятся в земле.

Воспитатель: - Для чего нужны растению корни?

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: - Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а ещё корни удерживают растение над землей.

Воспитатель: Чем отличаются эти растения?

Ребенок: стебли разной толщины

Ребенок: листочки разной формы и окраски

Воспитатель: - Какие условия нужны для растений, чтобы они хорошо росли и цвели?

Воспитатель: - Нужно их поливать, рыхлить землю.

Физкультминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.


Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями, но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать.

Ребенок: дети перечисляют приемы и порядок уход

Воспитатель: - Чему вы научились на прошлом занятии?
Ребенок: рыхлить землю
Воспитатель: - Для чего надо рыхлить землю?
Ребенок: - чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле
Воспитатель: - Чем вы рыхлите землю? Почему именно такие палочки?
Ребенок: чтобы не поранить корни
Воспитатель: - Как нужно правильно рыхлить? Арина покажи.
(Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно)
Воспитатель: - Правильно Арина делает? Правильно, ближе к стеблю она рыхлит не глубоко, а дальше от стебля - немного глубже. А как надо мыть растения?

Ребенок крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть её, и поливать из лейки
Воспитатель: - Для чего мы ухаживаем за растениями?
Ребенок: чтобы они стали красивыми, хорошо росли и цвели.
Обращаем внимание ребят на растения, за которыми они уже ухаживали, замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде?
Ребенок:
у герани появились новые листья, у бальзамина - бутоны
Целевая установка: Воспитатель: - Сейчас начинается весна, наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает пакет с порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо растворить в воде. Таким раствором подкармливают растения один раз в неделю, после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. У меня стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в других - до краев. После того, как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю и опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки - вы возьмете у меня стаканчики с удобрениями. Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик - полный, или с половиной жидкости?
Ребенок: если растение большое - полный, для растений меньшего размера потребуется меньшее количество раствора
Воспитатель: - Когда польете удобрением, поставьте стаканчики на место

Детям предлагается убрать свои рабочие места, растения унести туда, где они стояли Ребята начинают работу. Во время деятельности детей воспитатель помогает им советами, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
Подведение итогов:

После того, как дети справились с заданием, воспитатель подводит итог и спрашивает ребят:

Воспитатель: - Чему вы сегодня научились?
Ребенок: подкармливать растения
Воспитатель: - Для чего их надо подкармливать?
Ребенок: чтобы они лучше росли и цвели
Воспитатель: - На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения надо лить в горшок с растением?
Ребенок:- На мокрую землю, удобрять после поливки, наливать удобрение в зависимости от размера растения
Воспитатель: - Сегодня мы подкормили растения вместе, а дальше эту работу будут выполнять дежурные - один раз в неделю. Накануне я буду разводить удобрение в ведре, а дежурные будут их разливать в горшки с растениями. Теперь мы будем наблюдать за растениями, чтобы увидеть в них изменения после подкормки. Дома расскажите мамам чему вы сегодня научились, и ухаживайте дома за растениями так же, как в детском саду.