Современная русская графика. Принципы русской графики. Соотношение букв и звуков. Что такое графика? Что входит в графику русского языка

Русская графика. Состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основные принципы русской графики. Русская орфография, ее принципы. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. Правила переноса слов. Правила употребления прописных и строчных букв.

Русская графика

Графикой называется совокупность средств, используемых для письменной фиксации речи. Главными средствами рус­ской графики являются буквы, объединенные в алфавит. Буква - это письменный или печатный графический знак, служащий для передачи звуков на письме. Графика определя­ет способы обозначения звуков на письме и звуковое значение каждой буквы.

Кроме букв, используются также небуквенные графи­ческие средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые дру­гие.

Состав русского алфавита

Совокупность букв, расположенных в определенном по­рядке, называется алфавитом. Русский алфавит сложился на основе старославянской азбуки (кириллицы), введенной вели­кими славянскими просветителями монахами Кириллом и Ме-фодием в IX в. н. э. В современном русском алфавите 33 буквы. Различаются согласные, гласные и безгласные буквы.

Согласными буквами обозначаются на письме соглас­ные звуки; Согласных букв в русском алфавите 21 (включая букву и, ко­торая обозначает сонорный согласный звук [j] «йот»).

Гласными буквами обозначаются на письме гласные звуки Гласных букв в русском алфавите 10: а, о, у, э, и, ы, а также е, ё, ю, я.

Последние четыре из перечисленных букв называются йотированными. Они имеют двойное значение. Если йотированная гласная буква употребляется в начале слова (ель, ёлка, юла, яблоко), или после любой гласной буквы (при­ехали, моё, греют, стая), или после букв ъ и ь (съезд, подъ­ём, льют, рьяный), то она обозначает два звука - согласный звук «йот» и гласный звук: Если йотированная гласная буква употреблена после соглас­ной буквы, то она обозначает только один гласный звук, а до­полнительно указывает на мягкость предшествующего со­гласного звука: лес [л"эс], мёд [м"от].

Буквы ъ и ь, которые никаких звуков не обозначают, назы­ваются безгласными. Они используются как раздели­тельные знаки, отделяющие йотированную букву от согласно­го. Кроме того, буква ь используется для обозначения мягкости предшествующего согласного (мол - моль), а также в правописании для разли­чения типов склонения (мышь - 3-е склонение, ср.: шалаш - 2-е склонение) и некоторых грамматических форм (идёшь - 2-е л. ед. ч. изъявительного наклонения; ешь - повелительное наклонение).

Буквы и звуки

В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов. Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка. В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: [юс большой], [юс малый]. Так возникло расхождение между устным языком и письменным.

За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась. Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами.

Звук и буква

Звук - это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.

Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения . Именно качество звука определяет выбор буквы,а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения . В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.

Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами – пять.

Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы / пробелы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о], в слове тёлка – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], а в слове шёлка – один гласный звук [о].

Основные принципы русской графики

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад ), 2) [с"] (сюда, сядь ), 3) [з] (сдача, сбор ), 4) [з"] (косьба, сделка ), 5) [ш] (сшить ), 6) [ж] (сжать ).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е , ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю .

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.Слоговой принцип русской графики (это название, несмотря на довольно частое его использование, следует признать условным, т. к. при определении способа обозначения звука или звукового значения буквы прежде всего учитывается ближайшее окружение, а не весь слог, др. название - буквосочетательный) заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. Например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут ).

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

В фонематическом ; 2) раздел , исследующий соотношения между графемами и фонемами. Понятие «графика» применяют обычно к фонематическому (звуко-буквенному) письму, в котором различают 3 стороны: , графику и . В современном мире наиболее распространены национальные системы письма, построенные на основе латинского алфавита (см. ), и . Существующее в науке представление об идеальной графике (когда между фонемами и графемами имеется точное соответствие: каждая графема передаёт одну фонему, а каждая фонема передаётся одной графемой) не представлено ни в одном письме и может служить лишь исходным пунктом оценки соответствия между каким-либо звуковым языком и системой письма.

Расхождение между числом графем и фонем во многих современных системах письма, построенных на латинице, объясняется историческим приспособлением этого алфавита - без его коренного изменения (или вообще без изменений) - к принявшим его языкам. 23 латинские буквы (в поздней латыни 25) не могли отразить значительно большего числа фонем многих современных языков (36-46). Разрыв в соотношении графем и фонем увеличивался с течением времени и за счёт неизбежных изменений в самих языках, если их орфография оставалась традиционной. Характернее всего это явление представлено в письме. Для 46 фонем в английском алфавите имеется 26 знаков. В английском письме широко используются буквосочетания (сложные графемы): диграфы (например, ck [k]), триграфы (например, oeu ), полиграфы (например, augh [ɔ:]). Всего в английском письме 118 сложных графем, вместе с монографами (типа b [b]) они составляют 144 графемы. Устойчивые буквосочетания вошли в систему английской графики как дополнительное средство выражения фонем. Сложные графемы используются и в письме других языков, ср. ch [x], sch [š], sz [š], cz [ž] и др. В некоторых графических системах используются специально введённые в алфавит буквы: ç, ț, ș, нем. ß, ø, польск. ł. В некоторые алфавиты вводятся буквы с надстрочными знаками: в š, č, ž, в польском ć, ś, ź, ż.

Графические системы письма, построенные на кириллице, проще по соотношению графем и фонем. При изобретении славянских алфавитов ( и ) лёгший в их основу был специально переработан с целью максимального его соответствия фонемному составу . Дальнейшим развитием кириллицы является . При создании на его основе алфавитов для многих Н. Ф. Яковлевым была выведена (опубликованная в 1928) математическая формула построения наиболее экономного (в отношении числа букв) алфавита (её предполагал вывести ещё И. А. Бодуэн де Куртенэ). Этой формуле почти полностью отвечает современный русский алфавит, располагающий 33 буквами для обозначения 41 (по ) фонемы. Рациональность русской графики обеспечивается её силлабическим () принципом, заключающимся в том, что дифференциальный признак твёрдости​/​мягкости согласной фонемы обозначается следующей (после буквы согласной) гласной буквой или (не перед гласной) специальным знаком мягкости (или его отсутствием). Это даёт экономию в 15 букв (поскольку в русском языке 15 пар согласных, различающихся по твёрдости​/​мягкости, ср. «мол - моль», «мял - мал» и т. п.). Второй особенностью слогового принципа русской графики является обозначение фонемы [j] вместе со следующей за нею гласной одной буквой: я , ю , е , ё . Эти буквы являются силлабограммами, т. е. элементами силлабического письма. Так как в только 4 пары согласных, различающиеся по твёрдости​/​мягкости, в сербскую кириллицу введены специальные буквы для мягких согласных (љ, њ, ћ, ђ), и слоговой принцип не используется.

Во многих системах графики действует позиционный принцип: те или иные графемы употребляются в зависимости от графемного контекста (соседства тех или иных букв и некоторых других условий). Однако этот принцип не обеспечивает такой строгой и системной спаянности графем, как при слоговом принципе русской графики.

За счёт графического контекста снимается полифония (многозначность) графем. Так, в немецком письме буква s в положении между пробелом и гласной имеет звуковое значение [z] (Saal, setzen ), перед согласной, кроме p, t, и перед пробелом - значение [s] (Preis, Ski ), после пробела перед буквами p, t - значение [š] (Stein, Speck ). Контекстом снимается также и полиграфемность (возможность обозначения одной и той же фонемы или дифференциального признака фонемы разными графемами). Такой контекст называется . Так, возможность обозначить признак мягкости в русском письме либо мягким знаком, либо буквой типа «я» реализуется в первом случае не перед гласным («письмо»), во втором - перед гласным («сяду»).

Там, где графика предоставляет более одной возможности обозначения фонемы и не может дать определённые решения, окончательный выбор устанавливает орфография. Так, из возможности обозначения конечного [s] в русском письме буквами «с» или «з» орфография выбирает «з» в слове «страз» и «с» в слове «палас». В фонема [f] независимо от позиции может быть обозначена графемами f, v, ph. Их определяет орфография: für, vor, Phonetik .

С учётом алфавитных значений букв и тех звуковых значений, которые появляются у букв в тексте, разработана теория основных и второстепенных значений букв (на русском материале - А. Н. Гвоздевым).

  • Бодуэн де Куртенэ И. А., Об отношении русского письма к русскому языку, СПБ, 1912;
  • Гвоздев А. Н., Основы русской орфографии, в его кн.: Избранные работы по орфографии и фонетике, М., 1963;
  • Волоцкая З. М., Молошная Т. Н., Николаева Т. М., Опыт описания русского языка в его письменной форме, М., 1964;
  • Балинская В. И., Графика современного английского языка, М., 1964;
  • Топоров В. Н., Материалы для дистрибуции графем в письменной форме русского языка, в кн.: Структурная типология языков, М., 1966;
  • Вахек Й., К проблеме письменного языка, пер. с нем., в кн.: Пражский лингвистический кружок, М., 1967;
  • Макарова Р. В., Понятие графики и графемы, в кн.: Система и уровни языка. М., 1969;
  • Яковлев Н. Ф., Математическая формула построения алфавита (опыт практического приложения лингвистической теории), в кн.: Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия, М., 1970;
  • Маслов Ю. С., Заметки по теории графики, в кн.: Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти академика В. М. Жирмунского, Л., 1973;
  • Осипов Б. И., История русской графики, в кн.: Фонетико-орфографический сборник, Барнаул, 1974;
  • Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И., Современное русское письмо, М., 1974;
  • Амирова Т. А., К истории и теории графемики, М., 1977 (лит.);
  • её же , Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка, М., 1985 (лит.);
  • Опыт совершенствования алфавитов и орфографий языков народов СССР, М., 1982;
  • Щерба Л. В., Теория русского письма, Л., 1983;
  • Зиндер Л. Р., Очерк общей теории письма, Л., 1987 (лит.).

Схема конспекта урока

Предмет русский язык Класс 5

Тема урока Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.

Цель урока - создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося, способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций обучающихся.

Задачи

    образовательные

Различать звук и букву,

    развивающие

    воспитательные

Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование

    мультимедийный проектор,

    экран,

    персональный компьютер,

    доска,

    дидактический раздаточный материал,

    словари.

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Оценка эксперта

Организационный момент

Цели учителя

Создать благоприятную психологическую атмосферу урока,

Включить всех обучающихся в работу,

Создать условия для мотивации обучающихся.

Цели обучающихся

Настроиться на работу, включиться в деятельность,

Установить контакт, успокоиться,

Внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

Методы деятельности

Беседа,

Психофизические упражнения.

Формы организации

Фронтальная,

Индивидуальная

Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачной работы. Настройтесь, успокойтесь.

Пусть будет утро это добрым, Пусть будет лучшим на земле, Пусть будет самым беззаботным, Пусть дарит радость лишь тебе!

Спеши к открытиям и знаньям, Спеши скорей дела начать, А в миг сей поделись улыбкой - Всем вместе легче начинать!

Актуализация опорных знаний

Цели учителя

Определить степень знаний обучающихся и готовность к усвоению нового материала,

Скорректировать знания обучающих-

ся,

Спрогнозировать зону ближайшего развития для каждого ученика.

Цели обучающихся

Выявить свои затруднения и ликвидировать пробелы через восприятие информации от субъектов процесса,

Подготовиться к восприятию нового знания.

Методы

деятельности

Беседа,

Орфографическая разминка,

Формы организации

- фронтальная,

Парная,

Индивидуальная

С чего начинается большинство наших с вами уроков?

- Мы часто начинам наши уроки с орфографической разминки, словарного диктанта.

- Как вы думаете, почему?

- Только грамотное письмо мы можем понять без труда. Правильно оформленные работы говорят об уважении к читателю.

- Не будем отступать от правила. Приступим: запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы.

Обратите внимание на доску: перед вами на слайде слова. Сформулируйте задание для одноклассников, поставьте цели. Знание какой орфограммы вам потребуется?

- Записать слова, вставив пропущенные буквы, учитывая изученную орфограмму «Парные согласные по звонкости-глухости». Объяснить свой выбор, произведя устную проверку.

Запа…

Обе…

Ю…ка

Варе…ка

Площа…ь

Ска…ка

Гардеро…

Бага…

Моро…

Ро…ь

Молодё…ь

Обра…

Сою…

Лоша…ка

- Обменяйтесь с товарищем тетрадями, произведите проверку, оцените работу в соответствии со следующими критериями. (Запись на стенде «5» - без ошибок,

«4» - 1-2 ошибки,

«3» - 3-4 ошибки,

«2» - 5 ошибок и более)

Проверка успешности выполнения работы. Словесная оценка обучающихся.

- Ребята, поэт Булат Окуджава в одном из своих стихотворений написал:

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить...

Ребята, учитывая правила русской орфографии, можно ли согласиться с ним?

- Нет. Мы слышим звуки, а пишем буквы.

Молодцы. Начертание букв и их соотношение со звуками речи изучает раздел науки о языке, который называется графика.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и его цели.

- Графика.

- Знать, что изучает графика, обозначение звуков на письме и их соотношение с буквами.

- Правильно писать буквы.

Графика тесно связана с алфавитом, поэтому предлагаю такую тему урока «Графика. Алфавит» и добавляю ещё одну цель урока – знать алфавит и правильно произносить его буквы.

Ребята, вам предстоит оценить свою работу на уроке по следующим категориям, поэтому будьте внимательны и старательны.

Запись темы урока в тетради.

Как появились буквы и их графическое обозначение? Об этом вы узнаете, предварительно поработав в группах.

Объяснение

нового материала

Цели учителя

Формировать способности обучающихся к самостоятельному построению знаний,

Формирование способностей к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

Цели обучающихся

Сформировать способности к самостоятельному построению знаний,

Расширить понятийную базу по предмету,

Скорректировать изученные способы действия,

Сформировать способности к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

Методы деятельности

Рассказ учителя,

Сообщение обучающихся,

Наблюдение,

Использование проблемных ситуаций,

Взаимоконтроль,

Представление результатов работы

Формы организации

Групповая,

Индивидуальная,

Фронтальная

Работа в группах.

Узнай и расскажи

1 группа

2 группа

3 группа

с. 198-199

274

с.200

с. 202

Используется ли пикто-графия в современном языке? Вспомните некоторые указатели на улицах города.

(Показать знак пешеходного перехода)

Именно греки придумали обозначение

для гласных звуков

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском ал-фавите?

Сколько в алфавите гласных букв?

Сколько

согласных?

Чего больше – букв или звуков в русском языке?

Рассмотрите старинную русскую азбуку на с.201. Прочитайте название каждой буквы и сравните её с современ-ной. Чем они отлича-ются? Какие буквы не сохранились до наших дней?

Что нового вы узнали?

Звуки «одели в форму» - изобрели буквы, создали алфавит. А зачем он нужен?

- Алфавит нужно знать очень хорошо, так как в алфавитном порядке расположены слова в словарях, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечном каталоге.

- По алфавиту пишутся фамилии учеников в классном журнале, друзей и знакомых в записной книжке. Хорошее знание алфавита помогает нам в поисках информации.

Как произносятся буквы русского алфавита? Произнесём их все вместе.

А

а

К

ка

Х

ха

Б

бэ

Л

эль

Ц

цэ

В

вэ

М

эм

Ч

че

Г

гэ

Н

эн

Ш

ша

Д

дэ

О

о

Щ

ща

Е

е

П

пэ

Ь

мягкий знак

Ё

ё

Р

эр

Ы

ы

Ж

жэ

С

эс

Ъ

твёрдый знак

З

зэ

Т

тэ

Э

э

И

и

У

у

Ю

ю

Й

и краткое

Ф

эф

Я

я

Физкультурная пауза.

Попробуем составить список вашего класса. Для этого предлагаю вам встать с места, расположив фамилии в алфавитном порядке.

Закрепление

нового материала

Цели учителя

Формировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

Формировать у обучающихся способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

Цели обучающихся

Сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

Скорректировать изученные способы действия.

Методы деятельности

Самоконтроль,

Наблюдение,

Рефлексия,

Практическая работа,

Тест.

Формы организации

Индивидуальная,

Фронтальная,

Парная.

1. Поиграем?! Заполним таблицу, опираясь на правила известной вам игры «в города». Ведущий в течение 10 секунд называет в соответствии с нормами произношения буквы. Буква, на произношении которой произойдёт ошибка или закончится время, станет начальной для нашей работы.

буква

произношение

имя существительное

имя прилагательное

глагол

2. Расположите в алфавитном порядке названия улиц, на которых проживаете вы и ваши одноклассники. Кто желает поработать на доске?

Выполнение задания.

Настала пора проверить качество усвоения вами материала. Выполните, пожалуйста, предложенный вам тест.

    В какой строчке нарушен алфавитный порядок расположения букв?

    Г Д Ж З Е Ё

    С Т У Ф Х Ц

    К Л М Н О П

    Ч Ш Щ Ъ Ы Ь

    Найдите неверное утверждение.

    Алфавит – расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.

    В русском алфавите 36 букв.

    Звукопись – одно из выразительных средств языка.

    Графика изучает способы обозначения звуков на письме.

    Какая буква названа неверно?

    П – пэ 2) Ф – фэ 3) Щ – ща 4) Т - тэ

    Написание какого слова не расходится с произношением?

    коробка 2) пастбище 3) успех 4) сделать

    В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

    Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин

    Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин

    Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров

    Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин

Проверка. Разбор допущенных ошибок.

Номер задания

1

2

3

4

5

Верный ответ

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цели учителя

Формировать у учащихся способность к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

Формировать у учащихся, способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии.

Цели обучающихся

Сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

Сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции.

Методы деятельности

Рефлексия,

Контроль.

Формы организации

Фронтальная,

Индивидуальная.

Давайте подведём итоги урока.

- Удалось ли реализовать цели и задачи, поставленными нами в начале урока? (Сравниваем с тем, что записано на рабочем стенде).

- Ребята, в жизни вам потребуются знания, полученные на уроке?

- Что называется алфавитом?

- Почему важно знать алфавит?

- Сколько гласных букв в русском языке?

- Сколько согласных букв в русском языке?

- Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите.

- Чем отличаются ъ и ь от остальных букв?

Ребята, кто сегодня, по вашему мнению, ещё достоин оценки? Обоснуйте своё решение.

Домашнее задание.

& & 50,51

Кто больше? Кто правильнее?

Запишите названия птиц (цветов) в алфавитном порядке.

или

280 с.202

Нарисовать букву, вензель, инициалы (по желанию).

Рефлексия «Пьедестал».

Ребята, предлагаю вам теперь оценить свои знания по материалу сегодняшнего урока.

Расположите свой смайлик на той ступени пьедестала, которая соответствует уровню ваших знаний.

Словесная оценка общих результатов работы.

Спасибо всем за работу, до свидания.

Самоанализ урока.

Урок по теме «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита» является первым в разделе «Графика. Орфография».

Перед детским коллективом учащимися и мною были поставлены следующие задачи:

    образовательные

Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,

Формировать информационную компетенцию через работу с текстом,

Формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,

Различать звук и букву,

Пользоваться алфавитом в практических целях;

    развивающие

Развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,

Развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,

Развивать рефлексивные умения через анализ результатов,

Развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;

    воспитательные

Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Стихотворение, прочитанное в начале урока, позитивно настроило учащихся на восприятие учебного материала.

Для введения в тему был использован комбинированный вид опроса, включающий и индивидуальный, и фронтальный.

Кратковременность организационного момента быстро подготовила класс к восприятию учебного материала, убедила учащихся в актуальности темы занятия.

Сложность информации урока соразмерна с возрастными особенностями пятиклассников и соответствует программе.

Учебные возможности класса требуют дифференцированного подхода в изучении нового материала.

В классе 18 учащихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Ребята обучаются с шестилетнего возраста. Семьи, в основном, полные.

Обладают большим объёмом памяти 4 человека, средним – 5, низким – 9. Темп письма высокий у 8 человек, средний – у 7, низкий – у 3.

Лучше развита зрительная память, поэтому на уроке использовалась следующая наглядность: мультимедийная презентация, были использованы иллюстрации учебника, раздаточные материалы.

20 % учащихся наделены художественными способностями. Их развитию способствовало дифференцированное домашнее задание.

Пятиклассники – учащиеся, имеющие кинестетический канал восприятия. Чтобы лучше осознать новый материал, им необходимо что-то делать, мастерить, поэтому была использована игра, потребовавшая опоры не только на ранее изученные знания, но и на новые.

Этот вид работы был использован и потому, что учащиеся имеют разную организацию головного мозга, а ребята с левополушарной и равнополушарной организацией предпочитают письменную работу.

Учитывая особенности класса, мною был выбран интерактивный урок (по Д.Колбу), включающий этапы мотивации, закрепления полученного опыта, изучения нового материала, оценивания и рефлексии.

Говоря об организации учебного процесса, хочется отметить следующее. Класс и оборудование к уроку были готовы. Стимулирующее введение /создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся/ способствовали самостоятельному определению ребятами темы урока.

Изучение нового материала имело несколько этапов, перед каждым из них давалась установка на выполнение заданий. Каждый этап имел завершённость и взаимосвязь как с предыдущим, так и с последующим. Итог урока был подведён благодаря рациональному использованию времени урока.

Оценивая дидактическую и методическую деятельность, можно сказать, что при изучении нового материала использовалась наглядность. Это побуждало учебную активность учащихся. В ходе всего урока развивались умения делать выводы, анализировать, сравнивать. Постоянно проходило воспроизведение изучаемого материала (шло восприятие визуальное, слуховое, кинестетическое). На уроке звучали монологические ответы учащихся разного качества, так как ребята имеют разный уровень развития.

Анализируя урок, хочется подчеркнуть сочетание словесных, наглядных и практических способов деятельности.

Методы обучения и способы управления деятельностью, выбранные мною, подчинены целям и задачам и соответствуют уровню обученности учащихся. Использовалась разнообразная учебная деятельность: индивидуальная, парная, групповая.

Для снятия статического напряжения и усталости глаз использовались физкультурная минутка и смена видов деятельности.

Во время подведения итогов была оценена деятельность ___ учащихся и класса в целом, дана чёткая инструкция по выполнению домашнего задания, которое было записано и на доске, и в дневниках. Задание дифференцировано. Перегрузку не вызовет.

Рефлексия показала, что задачи урока были решены.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему, его цели достигнуты:

Урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению;

Темп и ритм урока были оптимальными, действия учеников и учителя завершённые;

Между учителем и учениками был контакт;

Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

Оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения;

Соблюдался единый орфографический режим;

Обеспечено активное учение каждого школьника.

Термин «графика» (от греч.graphikos - письменный) употребляется в двух значениях. Им называют как совокупность средств письменной фиксации элементов звучащей речи, так и специальный раздел науки, характеризующей взаимоотношение между графическими знаками и звуками.

К графическим средствам относятся буквы, знаки препинания и различные надстрочные знаки - ударение, точка над ё, дуга над й и в печатных текстах апострофы (знак в виде запятой над строкой, заменяющий пропущенную гласную).

Каждое фонетическое письмо располагает определенным алфавитом (от греческих названий букв - альфа и вита), или азбукой, перечнем букв, расположенных в определенном порядке. Алфавит имеет большое практическое значение, в частности, он предопределяет расположение слов в словарях и справочниках.

Русский алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях - строчной и прописной (за исключением ъ и ь, которые употребляются только в виде строчных букв).

Происхождение алфавита связано с одной из форм славянских азбук - кириллицей. Такое название эта азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя славянской письменности Константина Философа, получившего при пострижении в монахи второе имя - Кирилл. В первоначальном виде эта азбука включала сорок три (43) буквы, из которых 24 были заимствованы из греческого унциального письма (применявшегося главным образом в ранних священных текстах). 19 остальных букв были специально созданы с учетом особенностей звукового строя славянских языков.

Последующие изменения в звуковом строе еще более усложнили отношения между буквами и звуками.

В настоящее время эти отношения в русском языке таковы:

  • 1. Большинство букв нашей графики в каждый данный момент передает или обозначает один вполне определенный звук.
  • 2. Имеются буквы, не обозначающие никаких звуков.
  • 3. Некоторые буквы способны одновременно обозначать два звука. Это я, е, ё, ю, иногда и.
  • 4. Ряд букв характеризуется потенциальной звуковой многозначностью (ср., например, звучание буквы с в следующих позициях: а) [с] -[са?т], [су?т]; б) [с"], [с"а?ду], [ с"иэлу?]; в) [з], [з"д"э?лът"], г) [з"] -[про?з"бъ]; д) [ш?], [ш?ы?т"], е) [ж?] - [ж?э?ч"]. Однозначными являются только буквы у, ц, ч, ш, й.

Слоговой принцип русской графики сложился исторически в результате закономерного смягчения большинства согласных в строго определенных позициях (перед гласными переднего ряда [ и], [э]).

Слоговой принцип нарушается только при обозначении согласных, не входящих в коррелятивный ряд по твердости и мягкости. Это относится к всегда твердым согласным ж, ш, ц и всегда мягким согласным ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

  • 1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е, вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цирк (вместо цырк), шить (вместо шыть), шесть (вместо шэсть) и т.д.
  • 2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: чай (вместо чяй), щука (вместо щюка), мячом (вместо мячем).Одним из существенных преимуществ слогового принципа является то, что он сокращает количество необходимых букв на 15 единиц.Важно подчеркнуть, что правила графики устанавливают только возможные соотношения между буквами и звуками. Овладев этими навыками, мы не научимся вполне правильному письму, так как с точки зрения графики вполне возможны написания вход и фхот. Правила, согласно которым из всех возможных написаний узаконивается и выбирается только одно, устанавливает орфография.