Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы. Интерактивные методы обучения. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Тема: Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе

Учительница: Ражапова Н.М.

Внедрение интерактивных форм обучения -- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный(«inter» -- это взаимный, «act» -- действовать) -- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал .

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint -- это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии .

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • ? пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;
  • ? эффективность усвоения учебного материала;
  • ? самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;
  • ? установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • ? организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;
  • ? создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;
  • ? самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности .

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём -- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка .

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы :

Ступенчатый прием (ранжирование) -- прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности .

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Поиск соответствий -- прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями .

Задание: Соотнеси термин и его определение

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Словообразование -- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Корень -- главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

Слова не могут образовываться сложением основ.

Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация -- прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Ролевая игра -- методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь .

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

  • 1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс -- УЧЕНИК, окончание -- МАШИНКИ (подснежники);
  • 2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс -- ПАЛЬЦЫ, окончание -- ГОЛОВЫ (молодцы);
  • 3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень -- ПРИГОРОД, суффикс -- ДЫРКА, окончание -- СОБАКА (загородка);
  • 4) Корень в слове -- ДВОРОВЫЙ, суффикс -- ЕЖОВЫЙ, окончание -- КРАСНЫЙ (дворовый);
  • 5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень -- НАКАЗАНИЕ, суффикс -- ВЫСОТКА, окончание -- ЛАМПА (указка);
  • 6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс -- ДОЧЕНЬКА, окончание -- ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.


По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

Литература

интерактивный обучение школа

  • 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. -- 33-е изд. -- М.: Просвещение, 2011. -- С. 57-60.
  • 2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». -- 2015. -- № 12 (92). -- С. 896-898.
  • 3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. -- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. -- 199 с.
  • 4. Методы научно-педагогического исследования. -- http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

, учитель МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

· Введениестр.

· Основная часть

· Проектная технология---4 стр.

· Метод «Либеральный клуб» стр.

· Ролевая игра----5 стр.

· Кейс-технологии7 стр.

· Метод «Круговорот проблем и событий»--7 стр.

· Интерактивные технологии во внеклассной работе стр.

· Заключение----10 стр.

· Приложение: Конспект интерактивного урока литературы в 7 классе «Левша – национальный характер» стр.

· Список использованной литературы стр.

Введение

Использование в работе интерактивных технологий – веление времени. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности . Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.

Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Но интерактивные методы ни в коем случае не заменяют другие формы проведения занятий, они способствуют лучшему усвоению учебного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преимущества интерактивных методик обучения в том, что они:

Пробуждают у обучающихся интерес;

Поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

Обращаются к чувствам каждого обучающегося;

Способствуют эффективному усвоению учебного материала;

Оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

Осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

Формируют у обучающихся мнения и отношения;

Формируют жизненные навыки;

Способствуют изменению поведения.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:

Высокую мотивацию.

Прочность знаний.

Творчество и фантазию.

Коммуникабельность.

Активную жизненную позицию.

Командный дух.

Ценность индивидуальности.

Свободу самовыражения.

Акцент на деятельность.

Взаимоуважение.

Демократичность

Воспитывать – значит организовывать жизнь;

в правильной жизни

правильно растут дети.

Одним из пунктов утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года плана действий по модернизации образования на годы является развитие системы поддержки талантливых детей. Общеизвестно, что талантливые, одарённые дети составляют 15-20 процентов от общего количества школьников, и именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы. Однако, возможность - еще не действительность. К сожалению, в неблагоприятных условиях творческое начало нередко слабеет и даже угасает по мере взросления школьников. Именно от педагогов, от их умения «правильно организовывать жизнь» таких детей на уроках и во внеурочное время во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и, по большому счету, будущее страны. Положение учителя, обучающего одарённых школьников, что называется, обязывает. Что может сделать конкретный учитель,? к примеру русского языка и литературы, работающий с такими детьми? Автору в силу специфики образовательного учреждения посчастливилось обучать именно таких детей, но профиль лицея предусматривает обучение русскому языку и литературе на базовом уровне, познавательные интересы детей в основном находятся в области негуманитарных дисциплин. Привлечь к предмету детей можно с помощью интерактивных методов, подразумевающих самостоятельную работу в группах, и такие обучающиеся подобную работу воспринимают позитивно.

Учитывая, что у одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям, к активному умственному труду и самопознанию, автор активно использует на уроках, особенно в старших классах, проектную технологию, тем более что обучающиеся старшей образовательной ступени уже хорошо владеют техникой создания и реализации ученических проектов. Так, проект «Нетленные рукописи М. Булгакова», разработанный группой одиннадцатиклассников, лёг в основу всего блока уроков литературы в выпускном классе по творчеству, а проектная работа «Три мира в романе «Мастер и Маргарита» была использована ШМО учителей русского языка и литературы в качестве основы для создания методической разработки «Учебник на один урок», представленной позже на республиканский конкурс «Учитель года-2009». Проектная работа «Сатира в повести «Собачье сердце» послужила основой для интерактивного урока – либерального клуба «Эксперимент профессора Преображенского: за и против». Эта ролевая игра предполагает работу в группах, каждая из которых представляет определённую профессию, социальную группу: политики, юристы, священнослужители, философы, старушки у подъезда… Каждая из групп готовит текст в защиту или обвинение доктора Преображенского, учитывая специфические особенности менталитета, лексики представителей той или иной сферы деятельности, аргументируя свои доводы цитатами из текста, фрагментами критических статей. Учитывается также знание исторических реалий начала XX века. Время выступления оговаривается в начале игры, оно должно быть не более 3-5 минут. Выступающим напоминаются правила ведения дискуссии, на данном уроке они проецируются на экран:

Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.

Не говорите «Вы не правы», а только - «Я с Вами не согласен».

У Вас есть право на собственное мнение.

Необходимо опираться на надежную фактическую базу.

Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить.

Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.

Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.

Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так.

Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.

Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.

Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.

Каждый имеет право на молчание.

Другие участники должны задать вопросы, стараться опровергнуть доводы выступающей группы – этим поддерживается внимание класса к выступающим. «Редакторы» фиксируют высказывания, затем резюмируют их. Учителю отводится роль модератора. По типу ролевой игры был построен также урок литературы в 10 классе «Критика и Базаров », на котором обучающиеся выступали в роли известных критиков романа «Отцы и дети». Работа предполагала отличное знание не только представляемой критической статьи, но и особенностей историко-литературного процесса II половины XIX века в целом, а также определённого актёрского мастерства участников процесса. Запомнилась десятиклассникам и ролевая игра «Суд над Раскольниковым» на заключительном уроке по роману «Преступление и наказание», где ребята перевоплощались в героев романа. Подобные уроки развивают навыки работы с литературой (словарями, научными изданиями, справочниками, изданиями периодической печати), т. к. для игры нужны конкретные факты; способности к выбору главного, умению написать хороший конспект (время выступления ограничено 5 минутами и надо успеть сказать самое важное); навыков внимательного слушания (речь оппонента надо потом опровергать, значит надо хорошо понять, о чем он говорит); логического мышления (на основе сказанного надо сделать правильные выводы, построить цепочку рассуждений); быстрого реагирования, концентрации внимания за короткий промежуток времени (особенно на раунде перекрестных вопросов, когда надо не только быстро задавать вопросы, но и хорошо на них отвечать); структурированной речи (надо сначала представить аспекты - позиции, с которых рассматривается тема, затем аргументы - это те факты, на которых все основывается, затем привести примеры и обязательно сделать выводы); способностей к публичным выступлениям, ораторскому искусству; умений работать в команде. Таким образом, подобные ролевые игры ведут к всестороннему развитию личности. Вероятность во время игры оказаться проигравшим не останавливает учащихся от новых игр и еще больших стараний. Подобные уроки развивают в детях критическое мышление, помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации.

Описанные выше уроки являются также примером использования на уроках метода кейсов (кейс-технологии) , который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации. Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературы , описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Суд над Родионом Раскольниковым позволил старшеклассникам почувствовать себя в роли профессионалов, решающих судьбу человека. Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего, скрытую динамику. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента. Например, десятиклассники получают домашнее задание: «Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Раскольникова. Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.

Кейс-метод (метод ситуационного анализа) как одна из разновидностей кейс-технологии часто используется мной на уроках подготовки к ЕГЭ по части С. Предлагаемые для написания эссе тексты – готовые кейсы. Разделённому на 4 группы классу остаётся лишь выполнить свою часть работы: 1 – прорабатывает примерное вступление; 2 – находит одну проблему и комментарий к ней; 3 – определяет авторскую позицию, место её в тексте, цитирует выбранные фразы; 4 – выбирает из «Энциклопедии аргументов» (готовые «раздатки» для целого класса) возможные аргументы. В качестве домашнего задания ребята должны, пользуясь заполненным ими рабочим листом, написать сочинение по исходному тексту.

Интерактивные методы активно применяются автором также на уроках в среднем звене. В качестве примера можно привести метод «Водоворот проблем и событий». Суть метода: учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения (1-10) в течение 10 минут. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта +(согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов) . Также группе необходимо дополнить идеи, (суждения) других групп, Таким образом, лист с идеями группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 5 минут для работы с листом других групп. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. (5 минут). Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота . На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 10 минут.

Перед работой педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Примерные правила работы в группах:

Быть активным.

Уважать мнение участников.

Быть доброжелательным.

Быть пунктуальным, ответственным.

Не перебивать.

Быть открытым для взаимодействия.

Быть заинтересованным.

Стремится найти истину.

Придерживаться регламента.

Креативность.

Уважать правила работы в группе.

Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

В качестве примера использования метода «Круговорот проблем и событий» можно привести итоговый урок литературы по сказу «Левша» в 7 классе (см. Приложение).

Работа учителя русского языка и литературы – это большая внеклассная работа. Здесь тоже часто используется проектная технология. Как пример можно привести проект «Этот День Победы…». Его участники собирают сведения о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, пишут сочинения и стихи, создают иллюстрации, разрабатывают под руководством учителя сценарий праздничного мероприятия. Итог работы – конкурс творческих работ, приуроченный к Дню Победы. Творческие работы ребят опубликованы в специальном, праздничном, выпуске журнала творческих работ «Родник», в течение ряда лет издававшемся в лицее под редакцией старшеклассников. Сценарий опубликован в сборнике научных трудов ЧГПУ [Ермошкина конкурса стихотворений, посвящённых Дню Победы // , . Уроки войны и Победы: Сборник научных трудов к 60-летию победы в Великой Отечественной войне.- Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2006] .

Для углублённой работы по одному из разделов русского языка, для подготовки детей кнаучно-практическим конференциям автором создан научно-методический проект «Культура произношения», включающий в себя одноимённый элективный курс, проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Проект удостоился свидетельства лауреата на III республиканском семинаре выпускников программы Intel «Обучение для будущего», был включён в материалы III Всероссийской научно-практической конференции по проблемам информатизации образования, внедрён в учебный процесс на курсах в ЧРИО. Учебно-методический комплект «Культура произношения» включён в электронный сборник лучших проектов курса компании Intel «Обучение для будущего» [Электронные материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект».- РЦДО, 2006].

О результативности данной работы свидетельствует тот факт, что в ходе реализации проекта две десятиклассницы приняли участие во II Всероссийском фестивале «Русское слово» и удостоились дипломов в финальном конкурсе. Созданные в рамках проекта ученические исследовательские работы «Как мы говорим» и «Школьная терминология в орфоэпической аспекте» удостоились дипломов I степени на ежегодной городской научно-практической конференциях «Открытия юных».

Подобная работа предоставляет ребятам возможность самостоятельно добывать знания, учиться самореализовываться и социализироваться в современном мире. Ведь важнейшей задачей обучения и воспитания учащихся является воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как самостоятельность, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.

Заключение

Применение интерактивных технологий, безусловно, предоставляет ребятам возможность самостоятельно добывать знания, учиться самореализовываться и социализироваться в современном мире. Ведь важнейшей задачей обучения и воспитания учащихся является воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как самостоятельность, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.

Педагогу следует помнить изречение Эльберта Хаббарда: «Цель обучения – научить обходиться без учителя».

Приложение

Обобщающий урок по теме "Левша – русский национальный характер"

(по сказу "Левша"). 7-й класс

    помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;

· учить школьников анализу литературного произведения;

· развивать навыки аналитического чтения произведения;

    развивать умение выделять главное в художественном произведении; развивать творческие способности учащихся и устную речь; расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:

    воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста; воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека; воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:

    портрет (В. Серов) презентации (исследовательские работы) детей:

презентация 1 «Исторические лица в сказе «Левша»;

презентация 2 «Народная этимология в сказе «Левша»;

презентация 3 «Последователи левши».

Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Методы :

    беседа по вопросам аналитическое чтение беседа по вопросам частично-поисковый

Виды самостоятельной работы учащихся : работа с текстом «Круговорот проблем и событий».

Виды контроля знаний и обратной связи . Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по итогам исследования в группах; тематические сообщения-презентации.

Ход урока

"У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина".

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл. Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.

Наш урок называется "Левша – это русский национальный характер» Как вы думаете, какова цель урока, исходя из этой записи? (Цель нашего урока – 1) попытаться понять, какой же он, этот характер? ); 2) прийти к правильному выводу мы должны после работы в группах; как вы думаете, что нам даст работа в группах? (умению работать в команде, прислушиваться к мнению других) ; 3) а ещё мы постараемся в конце урока сконцентрировать полученную на уроке информацию в диаманте. Что нам даёт такая работа? (Умение в сжатой форме дать максимум возможной информации, ярко выразить контрастность между двумя понятиями )

3. Актуализация прежних знаний.

Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом произведении Лескова. Вспомним жанр произведения (сказ ). Группа толкователей даст определение

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

Чем сказ отличается от сказки?

(В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя).

Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)

- Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим.

Речь рассказчика очень интересна. Юмором пронизаны неологизмы , которые Лесков вложил в уста рассказчика. (Народной этимологией называется переосмысление слова (заимствованного или родного), не ясного по лексическому значению по образцу близкого по звучанию слова родного языка, на основе чисто внешнего сходства). Наши этимологи объяснят нам, как возникли эти необычные слова и что они означают. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1)

Вывод: Эти слова вносят в повествование противоречивое загадочное и весёлое чувство игры, скрытого лукавства.

4. Погружение в проблему.

1. Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц здесь упоминается и какую роль играет? Слово историкам (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2)

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгрессгг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное "смятением".)

Вывод (в тетради): Власти проявляют здесь по отношению к левше безответственное преступноеравнодушие, жестокость, произвол, своеволие.

2. Работа в группах с текстом

Приём «Водоворот проблем и событий» «Характер левши и его социальное положение»

I группа:

1. Глава 7 (увлечённость работой, ответственность, бесстрашие )

2. Глава 10 (достоинство, профессиональная честь, сострадание/ бесправие, бессловесность )

II группа:

3. Глава 13 (спокойствие, достоинство, талант, одарённость/ нищета )

4. Глава 14 (талант, одарённость, великодушие)

III группа:

5. Глава 15 (патриотизм, забота о родителях, вера, самоотречение, скромность / невежество )

6. Глава 16 (любознательность, наблюдательность, сметливость, тяга к знаниям, патриотизм

IV группа:

7. Глава 18 (бесправие)

8. Глава 19 (самоотречённость, патриотизм)

(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой.

Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

(это наша история; это наши таланты; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой").

ОБЩИЙ ВЫВОД: Левша – это соединение таланта, мастерства, опыта, трудолюбия, острого ума и скромности. Лесков нарочно не оставил нам имени героя, он хотел изобразить не отдельного героя, а обобщённый характер. В образе Левши он хотел обобщить черты народного, национального русского характера. В этом обобщении и восхищение, и горечь.

Восхищение талантом русского человека из народа, его скромностью и трудолюбием, его патриотизмом. А горечь – от его забитости и невежества.

3. Типичность судьбы таланта в России.

В каком стихотворении говорилось о бесправном положении крестьян (в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»)

2) Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие» ( читается подготовленными учащимися).

Словарная работа:

зодчий - архитектор

богомаз - иконописец

дьяк - должностное лицо в государственных учреждениях

зане – потому что

зело - очень

оной - этой

пагода – разновидность буддийского храма

смерд - м. 1. Крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.) Впоследствии смерд - это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.

«Слово и дело государево » - система политического сыска в России в 17-18 вв. Каждому, кому становилось известно о злых умыслах по отношению к царю, оскорблении царского имени, государственной измене и т. д. обязан был под страхом смертной казни донести об этом властям, объявив «С. и д. г.»

"Обжорка", "Обжорный ряд" (по Владимиру Далю - места, где "для народа продается готовая пища".

Чтение сопровождается презентацией со слайдами о соборе Василия Блаженного и песней Валерии Стебловской в исполнении автора на слова Армена Казаряна «Молитва».

Дмитрий Кедрин «Зодчие»

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель, -

Гласит летописца сказанье, -

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?"

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!"

И ударились в ноги царю.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

И при входах,

И в царском притворе самом.

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом...

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

"Покажи, чем живешь!"

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Посланцы Золотой,

Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом

Та церковь была -

Как невеста!

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту, -

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь,

Как на сказку,

Глядела на ту красоту...

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь -

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

"Лепота!" - молвил царь.

И ответили все: "Лепота!"

И спросил благодетель:

"А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?"

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!"

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

"Государево слово и дело!" -

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

4. Несмотря на трагичность финала, сказ оставляет светлое чувство. Богата талантами Земля русская. И в наше время есть последователи левши об одном из них – группа исследователей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3).

5. Рефлексия.

Что мы узнали о левше и отношении к нему властей? Каков русский национальный характер?

Составьте диаманту «Левша-власть» (I, II группы); синквейн «Левша» (III, IV группы).

6.Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

1. Небольшое рассуждение по любому из вопросов III уровня сложности на стр. 269учебника

2. По желанию: ответить на вопросы литературного конкурса в разделе «Новое на сайте» http://ermoshkina.

Список использованной литературы

1. Байкова мастерство и педагогические технологии / , . –М.: Педагогическое общество России, 2001.-249 c.

3. Гузеев технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / , и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 200c.

4. Ксензова школьные технологии: Учебно-методическое пособие / . - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 223 c.

5. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 199c.

6. Шихмачёва Е. П., учитель МБОУ «СОШ №3» г. Чебоксары, «Электронные материалы проекта «Левша».

XXI век — это время перехода от постиндустриального к информационному обществу, основными ресурсами которого становятся информация, знания, компетентность. Роль школы заключается в том, чтобы подготовить выпускника к полноценной жизни и труду в современном обществе. Это подчеркивал Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Первоочередной задачей в ходе модернизации системы образования Президент назвал внедрение в процессы обучения современных методик и технологий. Глава государства призвал народ Казахстана активнее осваивать информационные технологии, особо отметив, что «образование должно давать не только знание, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact» (inter - взаимный, act - действовать) .
Интерактивные технологии в сочетании с проблемностью имеют особую ценность в преподавании русского языка и литературы.

Принципы интерактивных форм и методов обучения:

  • Урок - не просто занятие, а общая работа.
  • Все ученики равны независимо от физиологических особенностей, социального статуса, навыка.
  • Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • Нет места прямой критике личности учащегося (подвергнуться критике может только идея).
  • Все сказанное на уроке - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Другими словами интерактивная методика обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учащихся. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) .

Уроки с использованием интерактивной методики обеспечивают благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей учащихся. Учитель, применяющий интерактивные методы, работает в режиме творческого соавторства. Он должен быть готов к нестандартным ситуациям. Такие уроки помогут, как совершенствовать умения и навыки учителя, так и расширить кругозор учащихся. Следовательно, интерактивные методы обучения - это стратегия и методология, включающие в себя как групповую, так и индивидуальную работу. Развивающие навыки, необходимые в учении и жизни .

Уникальные возможности для работы и неоценимую помощь преподавателю оказывает использование интерактивной доски, оснащенной специальным программным обеспечением. Интерактивная доска — это инструмент учителя, соответствующий способу восприятия информации современных учащихся, имеющих гораздо более высокую потребность в зрительной стимуляции.

Вот лишь неполный перечень возможностей интерактивной доски:

  • ознакомление с новым материалом посредством поэтапного введения материала;
  • создание алгоритмов для работы с правилами;
  • лингвистические тренажеры;
  • работа с деформированным текстом;
  • решение тестовых заданий с мгновенной обработкой результатов;
  • постановка пропущенных орфограмм и пунктограмм, раскрытие скобок с исправлением ошибок;
  • выполнение разнообразных видов грамматических разборов с использованием сканера для вывода на экран работ учащихся из тетрадей;
  • взаимопроверка и самопроверка;
  • самостоятельное заполнение таблиц и схем;
  • организация выхода в Интернет для работы с информационно-образовательными сайтами.

Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых .

Интерактивный урок имеет следующую структуру:

Этап урока Методическая цель Примерные методы
1 Мотивация Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы «Мозговой штурм», «Корзина идей», Кластеры
2 Оглашение темы и задач Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает «Синквейн», Эпиграф, «Толстые и тонкие вопросы»
3 Получение необходимой информации Инструктаж учащихся для выполнения задания «Синквейн»,»Корзина идей», «Пересказ по кругу»
4 Интерактивное задание Практическое усвоение материала «INSERT», Работа в группах, «Перо автора»
5 Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала Кластеры, «Последнее слово за мной», «РАФТ»

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки? Большую помощь преподавателю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ,.

Для решения учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные технологии:

Применение ИКТ имеет следующие преимущества:

  • увеличивает степень наглядности;
  • предоставляет возможность моделирования отдельных объектов или целых заданий;
  • автоматизирует однообразные операции;
  • обучает школьников применению компьютерной техники для решения учебных задач;
  • развивает моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся;
  • формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, выделение смысловых частей, упорядочивание, переработка, выстраивание логических связей и др.);
  • осуществляет принцип системности обучения;
  • индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс;
  • развивает познавательную самостоятельность и творчество;
  • организует дистанционные олимпиады;
  • стимулирует мотивацию к учению;
  • способствует росту активности и самостоятельности учащихся, коренным образом меняет их отношение к учебе;
  • повышает эффективность образовательного процесса.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

В заключение хочу сказать, что интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Список литературы:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Центральный государственный архив научно-творческой документации. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ntd.kz/ru/pages/112.html (дата обращения: 12.04.2013).
  2. Педагогический энциклопедический словарь.Электронный ресурс. Под ред. Б.М. Бим-Бада. Научное издательство Большой Российской Энциклопедии и Федерация Интернет образования, http://dictionary.fio.ru
  3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 176с
  4. Р.Г. Мусина. Интерактивные обучения. [email protected]
  5. Н. Суворова. «Интерактивное обучение. Новые подходы» М., 2005.

Интерактивные формы обучения… Что это – хорошо забытое старое или нечто принципиально новое? В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем-либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.
Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя.

Как распределить время на интерактивном уроке?
1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.
2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.
3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.
4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.

Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? На наш взгляд, конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом. Такой метод обучения мы сделали своим учительским стилем.
В течение нескольких лет в интерактиве мы проводим уроки-исследования по литературе, используя групповую форму проведения урока.
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность учёного является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.
Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний.
На уроках-исследованиях по литературе мы организуем поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Целевые установки урока-исследования по литературе: личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.
Для уроков-исследования определяются традиционные для мировой классической литературы темы:«Москва и Петербург в русской литературе 18 -19 веков», «Тема дома и семьи в литературе 19 - 20 веков», «Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей 19 века», «Лагерная тема в русской литературе 20 века», «Образ ровесника в русской литературе 20 века» «Литературные группировки 20 века».
Главная цель исследовательской работы – научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
Исследовательская работа на уроках литературы, как правило, - это групповая работа, которая предполагает коллективный поиск. Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный– слабый». Иногда при таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
В группы учащиеся объединяются до урока, примерно по 4-5 человек в каждой. Группы создаются разноуровневые, объединение происходит по желанию учащихся. В зависимости от темы урока и его цели количество групп зависит от количества художественных произведений, предложенных для исследования учителем.

Структура урока-исследования
1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания (анализ и синтез собранных данных).
3. Исследовательская деятельность:
а) интеллектуальная деятельность;
б) творческая деятельность.
4. Защита творческих работ группами и оценивание деятельности учащихся.

Рассмотрим некоторые этапы урока, построенного в интерактиве.

Реализация домашнего задания.
Домашнее задание учащиеся получают заранее, примерно за 3-4 урока до урока-исследования. Каждая группа выбирает задание по желанию, ищет необходимый материал в разных источниках. Затем материал, самостоятельно собранный членамигруппы, корректируется, дополняется, улучшается. Группа определяет форму защиты домашнего задания: выступает вся группа или один из её членов, лидер. Каждой группе предоставляется время представления автора произведения, судьбы героя, могут быть представлены законы, по которым живут герои, карта местности или путешествия героев или автора, выступление «историка». Этап реализации домашнего задания длится, в зависимости от темы урока и класса, 20-35 минут. На данном этапе происходит процесс социализации, то есть представление итогов самостоятельной работы группы в целом. Это даёт возможность самим членам группы оценить все достоинства своей работы, что-то изменить в ней, исправить.
На этом этапе идёт развитие речи учащихся, так как они говорят языком художественного произведения, используя авторский текст.
Цель: повторить и дополнить изученный материал дополнительными сведениями, формировать умение осознанно, вдумчиво читать художественный текст.
Примечание: оценивание работы группы происходит поэтапно, по мере выполнения задания.
Учителем составляется таблица, где фиксируются отметки за каждый этап работы. Затем всё это суммируется и выводится средняя отметка, которая выставляется в журнал всей группе.

Исследовательская деятельность
Исследовательская работа проводится на уроке, учащиеся не знают, какие задания им предложат выполнить. Чаще всего детям приходится перечитывать заново уже изученный материал, обращаться к материалам домашнего задания, то есть думать, анализировать, искать, исследовать (готового ответа нет, его нельзя списать, подсмотреть, потому что он разрабатывается учителем). Учитель не навязывает пути решения поставленной задачи, а управляет процессом обучения, направляет деятельность обучающихся, помогает им. На этом этапе учащимся предлагается, например, найти запахи, звуки, краски, используемые автором в тексте, или нарисовать карту местности с использованием топонимов или карту путешествия писателя, составить хронологическую таблицу, или нарисовать (изобразить) герб города, семьи, символ государства, страны, нарисовать плакат, эмблему, составить коллаж, кричалку, придуматьназвание команды, составленной из литературных героев и тому подобное.
Цель: формировать умение анализировать художественное произведение, сравнивать, сопоставлять, творить. Как вы видите, анализ идет через творчество, через цвет и ассоциации.
Творческая работа может быть разнообразной (вариативной): сочинение - миниатюра, письменный ответ на вопрос, запись интервью с героем произведения, заметка в газету, написание законов семьи, государства, создание гимна и т. д. Иногда группе предлагается несколько заданий, поэтому каждый участник группы выполняет свою часть, так как на эту работу отводится 20 минут.
Затем происходит защита творческих работ и подведение итогов. Во время защиты одной группы остальные учащиеся составляют конспект, план или записывают тезисы выступления одноклассников.
Работы учащихся иногда несовершенны, не завершены, наивны. Но это результат поиска, работы мыслей, труда, то есть результат вдумчивого чтения, анализа текста.
Так как исследовательские работы предполагают работу в группах, то кроме предметных задач, во время работы решаются еще и личностные: учащиеся учатся работать в коллективе, нести ответственность за свою часть задания, могут попробовать себя в роли лидера, проверить себя в соперничестве с членами других групп. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы.
Остается только добавить, что за внешней простотой проведения подобных уроков скрывается серьезная подготовка учителя, а это тоже, своего рода, саморазвитие, самообучение, постоянный поиск...

Конспекты уроков-исследований

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ (11 класс)
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ A . M . ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Целевые установки на достижение результата:
личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
метапредметные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем; определять цели и функции участников группы; совместно принимать решения в проблемной ситуации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по выполнению заданий; структурировать тексты; научиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
предметные: знать содержание произведения, уметь извлекать необходимую информацию из текста.

2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний при выполнении заданий в группах.
A. Что такое романтизм? (Романтизм – это тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально - конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленный к далекому идеалу и потому находящийся в резком конфликте с обществом, с людьми).
Б. Назовите романтические черты прочитанных рассказов А.М.Горького?
B. Дайте определение словам: композиция, конфликт, эпилог, увертюра, легенда? (Легенда - рассказ о поступке какого-либо человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимается рассказчиком как достоверное).
3. Выполнение заданий в группах по произведению А.М.Горького «Старуха Изергиль» (задания на листах ) и оформление проекта.
4. Защита работы
5.Подведениеитоговработызаурок.
6.Определениедомашнегозадания:прочитатьпьесуА.М. Горького «На дне», знать особенности драматического произведения.

Приложение:

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО РАССКАЗУ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
Задания группам
Задание №1. Композиция.
Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах?
Задание №2. Легенда о Ларре.
Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами?
Почем соль сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему
старейшинами? Изобразите Ларру.
Задание №3. История Изергиль.
Назовите наиболее важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую важную жизненную философию они раскрывают?
Задание №4. Что сближает историю жизни Изергиль и легенды о Ларре и Данко? Вписывается ли история жизни Изергиль в мир легенд?
Задание №5. В чем состоит подвиг Данко? Изобразите героя.
Задание №6. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?
План
1. Оба красивы (докажите текстом).
2. Оба горды, сильны (докажите текстом).
3. Цель жизни, отношение к свободе.
4. Одинаковая ситуация (конфликт: Ларра и племя; Данко и племя).
5. Нравственная оценка героев проекта группами (оценка за выполнение заданий ставится в путевые листы).

ТЕЗИСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Задание №1 – Жанровая форма «рассказ-легенда». Обрамление (увертюра) незаметный переход от реальности к сказке – от сказки к реальности. Увертюрами создается особая романтическая атмосфера – атмосфера ожидания чудесного, выходящего за пределы обыденного здравого смысла. Устойчивые образы (пейзаж)– море, степь, луна, ветер, тучи, звёзды.
Задание №2 – Человек отделил себя от других людей, который замкнулся только на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования - чуждый и ненужный другим, он становится не нужен и себе самому. Бестелесная тень - финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.
Задание №4 – По Горькому, нравственное кредо Изергиль: брать от жизни полной мерой и отдавать полной мерой, это и есть та норма, которой может и должен следовать человек, если хочет прожить достойную и наполненную смыслом жизнь.
Задание № 5– Цели: Ларра – стоять над людьми; Данко – быть вместе с людьми.
Одинаковая ситуация: ситуация конфликта с племенем и людского суда. Ларра выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.
Данко взваливает на себя ответственность за жизнь других людей и ценой своей гибели делает их свободными.
Нравственная оценка героев (контрастное эстетическое освещение): Ларра, не способный умереть, превращается в тень, сердце погибшего Данко вспыхивает искрами огня.

МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ И А.АХМАТОВОЙ
(9 класс)
Цель: опираясь на биографические данные и на творчество поэтесс, определить роль Москвы и Петербурга в их жизни, уметь обобщить, систематизировать информацию, формировать навык коммуникативных способностей, умение вести диалог, развивать творческий подход к изучаемому материалу, воспитание вдумчивого, талантливого читателя.
1. Организация класса, объявление цели урока.
2. Проверка домашнего задания. Защита задания по группам.
Москва и Петербург... М.Цветаева и А.Ахматова по-особому любили эти города, города, с которыми были связаны самые счастливые и печальные моменты жизни поэтесс. Какова роль этих городов в жизни и творчестве поэтесс?
Группа №1. – Роль Москвы в жизни М. Цветаевой.
Группа №2.– Чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой о Москве.
Группа №3. – Роль Петербурга в жизни А.Ахматовой.
Группа№4. – Чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой о Петербурге.
Группа №5. – Музеи А.Ахматовой и М.Цветаевой (презентации, разработанные учащимися).
Учебная деятельность учащихся: составление тезисов к выступлениям учащихся или конспектирование (по выбору учащихся).
Примечание: каждый ученик дома подбирает стихотворение А.Ахматовой или М.Цветаевой с описанием Москвы или Петербурга.
3. Творческая и интеллектуальная деятельность учащихся в группах.
КОЛЛАЖ (франц.) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
Задание учащимся в группах: ГОРОД ГЛАЗАМИ ПОЭТЕССЫ
Отметка «5» - составить (нарисовать) коллаж к стихотворению поэтессы о Москве или Петербурге;
Отметка «4» - нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Ахматовой или М. Цветаевой.
Работу выполняет каждый ученик группы.
4. Вернисаж (выставка выполненных работ).
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.

Тема урока-исследования «Лагерная тема в русской литературе XX века».
(11 класс)
Цель: узнать о литературном подвиге писателей, историю данной темы, особенности ее художественных решений; формировать умение анализировать художественное произведение, сопоставлять образы героев, давать им оценку, определять авторскую позицию; продолжить развитие речевой культуры учащихся, творческих навыков; поддерживать интерес к изучению русской литературы, истории.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя.
Книги, которые вы прочли, занимают особое место в истории литературы. Критики называют эту литературу «задержанная», «реабилитированная», «лагерная проза». Сегодня мы будем говорить не только о литературе, но и об истории нашей страны. Сейчас литература о лагере огромна, можно было бы назвать десятки книг разных жанров, много имен. Мы остановимся на трех: А.Солженицын, В. Шаламов, С. Снегов.
3. Проверка домашнего задания.
Работа по группам:
1) В. Шаламов «Колымские рассказы»;
2) С. Снегов «Норильские рассказы»;
3) А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»;
4) А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».
Задания:
– биография автора, судьба героя его произведения;
– законы общества, по которым живет герой (герои) произведения;
– карта местности или путешествия героев, автора.
4. Работа по теме урока.
1) составление хронологической таблицы.

2) творческая работа по группам:
– запись интервью с героем произведения;
– нарисовать символ тоталитарного государства;
– нарисовать плакат, изображающий тоталитарное государство, увиденное читателями XXIвека;
– заметка в газету «Не могу молчать».
5. Итоги урока.
6.Определение домашнего задания: найти и прочитать художественные произведения по теме «Образ ровесника в русской литературе XX - XXI в.»

ТЕМА ДОМА И СЕМЬИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 20 ВЕКОВ. 7 КЛАСС.
Цель: знать содержание художественных произведений, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи в прочитанных произведениях, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка; продолжить развитие связной речи учащихся, формировать навык коммуникативных и творческих способностей; поддерживать интерес к изучению, художественной литературы.
ХОД РАБОТЫ.
1.Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания по группам (анализ и синтез собранных данных). Защита домашнего задания группами.
A. Группа №1. Отношения между взрослыми и детьми в повести Л.Н. Толстого «Детство» Любовь, понимание, уважение, герой осознает свою неправоту в отношении Натальи Савишны .
Б. Группа №2. Отношения между взрослыми и детьми в рассказе И. А. Бунина «Цифры» Любовь, нежность, желание исправить ситуацию конфликта, осознание неправоты.
B. Группа №3. Отношения между взрослыми и детьми в повести М.Горького «Детство» Жестокость, наказания, унижение, сумасбродство, ложь, вредительство.
3. Исследовательская работа.
А) Задание №1. Нарисуйте символ семьи, придумайте девиз, под которым могут жить члены этой семьи, создайте формулу счастья.
Б) Творческая работа.
Группа №1. Письмо Наталье Савишне с извинением от лица героя.
Группа №2. Дневниковая запись о прошедшем дне от лица героя.
Группа №3. Законы семьи.
4. Защита творческих работ.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.