Географическое разделение труда. Международное разделение труда. Типы, примеры. Случаи разделения труда

Географическое разделение труда

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.
В географическом разделении труда можно различать два случая:
1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить
2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.
В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.
В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.
В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.
Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .
В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.
Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.
Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.
Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.
С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.
Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.
Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.
При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.
Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.
Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.
Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.

Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.

С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.

При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.

Международное географическое разделение труда - это специализация хозяйства отдельных стран на производстве определенных видов продукции или услуг и в последующем обмене ими.

Как правило, в большинстве исследований, посвященных проблематике МРТ, исторически и логически выделяются три вида МРТ:

  • 1. Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные.
  • 2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например, тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией.
  • 3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. (Специализация на изготовление отдельных узлов, деталей, компонентов).

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Результатом географического разделения труда является международная специализации отдельных стран. Для ее возникновения необходимы определенные условия:

  • 1) страна должна обладать определенными преимуществами, например, ресурсными, и сохранять их долгое время;
  • 2) должны существовать страны, испытывающие потребность в данной продукции;
  • 3) затраты на производство и доставку продукции потребителю должны быть ниже, чем у других стран;
  • 4) страна должна производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой. Примерами международной специализации являются: Япония - автомобили; Саудовская Аравия - нефть; Канада - лес.

Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Выделяются: региональная экономическая интеграция и отраслевая.

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. Поскольку процесс формирования стоимости какого-либо товара не зависит от социально-экономических условий, и она образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Как известно, товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. Однако, это не единственный побудительный мотив к участию в МРТ, поскольку, помимо вышеизложенного, использование МРТ позволяет искать решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон подобного рода проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.

Под влиянием МРТ торговые связи между странами усложняются и обогащаются, перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает в наше время сложной структурой, включающей в себя международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество (НТС), совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое. Всемирными производительные силы делают международная специализация и кооперация производства, проявляющиеся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается «дополнительная» сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого из звеньев образующейся производственной системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что, в конечном счете, ведет к усилению целостности этой системы.

На сегодняшний день, современный мир в экономическом отношении представляет собой определенная целесообразная система, объединяемая международного обобществленным производством, достижением относительно высокого уровня развития. МРТ - это тот «интегратор», который образовал из отдельных элементов всемирную экономическую систему - мировое хозяйство. Являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, МРТ создало объективные условия для растущей взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран, расширило пределы интернационализации до общемировых.

Некоторые из примеров мирового разделения труда представлены ниже.

Природный газ - самое дешевое и экологически чистое топливо. В отличие от нефтедобывающих главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн - Западная Сибирь, далее по величине добычи следуют: США, Канада, Иран и Норвегия.

Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей эпохи НТР. Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом.

Электроэнергия производится во всех странах мира, но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВтЧч имеют только 11 стран: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Германия, Канада, Франция, Республика Корея, Великобритания и Бразилия.

Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и цветными металлами. Эта отрасль включает в себя все процессы - от добычи руды до выпуска проката. В ее состав входят две отрасли: черная и цветная металлургия.

География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов - каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась из-за оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны - экспортеры железной руды - Бразилия, Австралия, Индия, Канада, ЮАР.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам - в США, Японии, странах Западной Европы.

Географическое разделение труда - пространственная форма общественного разделения труда.

Географическое разделение труда относится к числу форм общественного разделения труда. Особенности:

его необходимым условием является то что страны должны работать друг на друга в том числе специализироваться, что приводит к усилию связи между ними;

технический прогресс развития производства является основной причиной географического разделения труда;

экономическая прибыль является движущей силой географического разделения труда;

большое влияние оказывает транспорт, а его развитие усовершенствование удешевление стимулирует разделение труда вширь;

подразделяется на:

всемирное - охватывает все мировое хозяйство и страны разных типов;

международное - в рамках ЕС и объединений групп государств;

межрегиональное;

внутрирегиональное;

реализуется главным образом в городах где сосредоточены промышленность, наука и др. сферы жизни общества.

Типы разделения труда:

общее - разделение труда по сферам производства, проявляется в том, что страны принято делить на индустриальные, сырьевые, аграрные.; такое разделение труда определяется природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением и природными богатствами;

частичное - проявляется в специализации на определенных отраслях производства и вдов производимой продукции;

единичное - выражается в специализации стран на изготовлении отдельных агрегатов машин узлов или специализация на технологических стадиях; такое разделение труда соответствует высокоразвитым производствам и означает развитие внутриотраслевой специализации.

В современных условиях повышается роль всемирного разделения труда оно превратилось в обязательное условие хозяйственного, социального и общественного прогресса. Объективной причиной включения экономики разных государств во всемирное разделение труда является:

в условиях НТР массовое внедрение достижений НТР требует огромных затрат на разработки;

глобальные проблемы (экология);

в условиях НТР наблюдается перенесение акцента с торгово-экономических отношений на научно-техническую производственную кооперацию;

географическое разделение труда сопровождается интеграцией труда. Интеграция труда - это процесс установления и углубления хозяйственных связей между отдельными странами, при формировании внутрихозяйственной централизации.

Географическое и территориальное разделение - это неразрывная взаимодействующая система процессов, в которой решающее значение принадлежит географическому разделению труда. Регулятором такого взаимодействия является территориальная структура народного хозяйства на разных уровнях. Основным мотивом территориальной интеграции труда является прибыль (экономическая выгода).

УЧЕНИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОМ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ) РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "географическое разделение труда";
  • факторы, влияющие на характер и уровень развития географического разделения труда;
  • сущность, причины и факторы развития международного разделения труда;
  • развитие всемирного разделения труда и всемирного хозяйства в эпоху научно- технической революции;

уметь

  • выявлять место региона (страны) в международном разделении труда;
  • анализировать важнейшие исторические этапы географического разделения труда;
  • характеризовать интеграционные экономические группировки и мировые города;
  • определять место экономических районов России в национальном географическом разделении труда;

владеть

  • навыками анализа характерных процессов развития мирового хозяйства и всемирного разделения труда в современную эпоху;
  • приемами изучения основных особенностей товарной структуры экспорта и импорта России в целом и других крупных государств;
  • методикой исследования крупнейших экономических группировок современного мира.

Понятие о географическом разделении труда

Географическое (территориальное) разделение труда (ГРТ) – одно из основных, ключевых понятий в экономической и социальной географии. Без учета его влияния нельзя объяснить существующее размещение производства и научно прогнозировать изменения в нем. Понимание сущности ГРТ вытекает из учения об общественном разделении труда как о способе применения общественного труда, повышающем его производительность, являющемся основой экономического прогресса.

Чем глубже общественное разделение труда в стране, в том числе географическое, тем значительнее уровень ее экономического развития. Один человек, одна семья не могут обеспечить себя всем необходимым, удовлетворить все свои потребности (от продуктов питания до телевизора). Даже Робинзон Крузо создал свое материальное благополучие на необитаемом острове все-таки благодаря имуществу с утонувшего корабля, которое было сделано руками других людей. Да и отдельная небольшая территориальная общность людей не смогла бы организовать экономически эффективное производство материальных благ в условиях замкнутого натурального хозяйства, экономической автаркии.

На первых этапах человеческой истории разделение труда (занятий) производилось по биологическим признакам – полу, возрасту людей. Огромную роль сыграло разделение труда между племенами кочевников-скотоводов и земледельцев. Некоторые исследователи связывают с разделением труда библейский миф о сыновьях Адама и Евы – Каине и Авеле: труд первобытного земледельца был более тяжелым, чем пастуха, отсюда и зависть земледельца Каина к пастуху Авелю, приведшая к братоубийству. Следующим шагом в истории было отделение городских видов занятий – ремесел и торговли. Большое значение имело разделение физического и умственного труда. Каждый из новых самостоятельных видов трудовой деятельности как бы закреплялся за определенными территориями, производившими разные виды продукции. Так постепенно возникали зачатки ГРТ.

В географической литературе термин "географическое разделение труда" часто воспринимался критически: некоторых советских ученых смущало, что он не применялся классиками марксизма (они использовали термин "территориальное разделение труда"), другие полагали, что это проявление географического детерминизма, так как будто бы выводит разделение труда из территориальных (географических) природных различий. Удачный выход из положения предложил Э. Б. Алаев, который полагает, что всякое пространственное разделение общественного труда следует называть географическим. Если речь идет о разделении между отдельными странами или их сообществами – это международное (межгосударственное) разделение труда; если между частями одной страны, одного района – внутригосударственное, межрайонное или внутрирайонное территориальное. Имеется порог, при котором пространственное разделение труда утрачивает черты географичности, превращается в технологическое: на металлургическом комбинате доменный цех пространственно отделен от прокатного, но это не означает, что здесь налицо ГРТ.

Географическое разделение труда выражается в закреплении отдельных отраслей производства (и непроизводственной сферы) за конкретными странами и районами, в специализации отдельных районов на производстве одного продукта, иногда сорта продукта и даже известной части продукта. Такое закрепление возможно только при условии обмена, отказа от самообеспечения территории всем необходимым.

Внешне ГРТ проявляется в территориальных различиях в производстве продуктов. Но не всякое различие – результат и признак ГРТ. Если народы Юго-Восточной Азии производили рис, а коренные жители Америки – кукурузу, территориальные различия присутствуют, а ГРТ – нет. Лишь когда какое-то количество риса или кукурузы стали выращивать дополнительно для обмена, возникло ГРТ. Каждая небольшая человеческая община находила все нужное для себя – и средства существования, и материал для изготовления орудий труда – в окружающей природной среде. Такой автохтонный тип производства и потребления еще в недалеком прошлом господствовал у чукчей, нивхов, эскимосов, полинезийцев, аборигенов Австралии и Амазонии.

Но уже давно стал складываться аллохтонный тип, связанный с привлечением из других стран и районов полученных по обмену продуктов и средств производства (у тех же чукчей – огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, чая, "веселящей воды"). Подобные заимствования значительно повышали производительность труда в традиционных промыслах. У соседей путем обмена можно было добыть новые виды продуктов, полученные в иных природных условиях и из других природных материалов. Таким образом расширялся ассортимент используемых продуктов, средств производства. Обмен давал территориальной общности людей возможность иметь продукты, которые либо вообще нельзя было произвести на месте из-за отсутствия соответствующих условий и ресурсов, либо те, для которых требовались непомерно большие затраты. Например, охотник-чукча мог добыть дополнительное количество пушнины для обмена, но не мог произвести чай или винчестер при любых затратах труда.

Доступ к ресурсам других территорий способствовал прогрессу и в производстве, и в потреблении, давая известную независимость от местных природных ресурсов, их истощения, колебаний продуктивности по годам. Первичные формы межтерриториального обмена ограничивались сравнительно небольшим пространством и узким кругом продуктов. Это наблюдалось у чукчей, пигмеев и банту Центральной Африки, земледельцев и кочевников Сахары. Длительное время обмен между отдаленными территориями велся продуктами, отличающимися высокой физической и экономической транспортабельностью (значительной удельной стоимостью единицы массы продукта), например такими, как пряности Юго-Восточной Азии, шелк и фарфор Китая, пушнина и моржовая кость Северной Азии. Технический прогресс транспорта (особенно морского) с точки зрения скорости, грузоподъемности сделал возможным межконтинентальный обмен в широких масштабах. Это способствовало специализации стран и районов на производстве массовой многотоннажной продукции или "частичек продукта" в условиях кооперации.

Наиболее очевидная причина ГРТ – различия в природных условиях и ресурсах, поскольку они определяют во многом экономическую эффективность производства. Но эта причина не единственная и не всегда главная. Так, специализация южных штатов США на хлопке и табаке, Кубы – на табаке и сахарном тростнике объяснялась не только благоприятным климатом, но и возможностью применения дешевого рабского труда. И в наше время расцвет экономики "азиатских тигров" (Сянгана, Сингапура и др.) за счет их специализации на современной машиностроительной продукции, изделиях легкой промышленности определялся в первую очередь наличием многочисленной достаточно квалифицированной рабочей силы, при этом более дешевой, чем, например, в Японии или США. Большое значение имеют сложившиеся национальные традиции в области производства, наличная материально-техническая база.

В конечном счете в процессе ГРТ происходит обмен теми видами продуктов, затраты на которые в силу природных, социальных и иных причин в пределах данной территории минимальны по сравнению с другими территориями. При отсутствии ГРТ каждый регион вынужден производить нужные виды продуктов, не считаясь с затратами, или отказаться от их производства (и потребления) вообще, что резко снижает производительность труда, особенно если дело касается невзаимозаменяемых продуктов.

Основоположником учения о ГРТ в отечественной географии с полным основанием можно назвать Я. Я. Баранского. Его заслуга в разработке основ учения о ГРТ заключаются в следующем:

  • 1) он определил ГРТ как пространственную форму общественного разделения труда: "Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления";
  • 2) он выделял два основных вида ГРТ – межрайонное и международное;
  • 3) он проанализировал важнейшие исторические этапы развития ГРТ "вширь и вглубь", отметив влияние на этот процесс таких факторов, как экономическая выгода, транспорт, таможенные пошлины и др.;
  • 4) он показал влияние ГРТ на рост производительности труда и процесс формирования специализации экономических районов.

Стоит напомнить известное положение Баранского о том, что географическое разделение труда – это "основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономикогеограф не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой, будь она “отраслевой” или “районной”; историко-географическое изучение хозяйства тоже не может обойтись без него, так как хозяйственное развитие любой территории – в рамках ли всего мира, целой страны, района или отдельного города – сводится в конце концов к истории развития географического разделения труда".

Активно разрабатывал основные положения международного ГРТ Я. А. Витвер. Он, в частности, рассматривал вопрос о развитии ГРТ "вширь" (за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий) и "вглубь" (путем увеличения интенсивности ГРТ).

Большое внимание уделил этой научной категории Ю. Г. Саушкин в своем главном труде, посвященном экономической географии, употребляя термин "территориальное разделение труда" (ТРТ).

Он проанализировал ТРТ в его взаимосвязи с транспортом, окружающей природной средой, трудовыми ресурсами. Саушкин рассматривал ТРТ как систему понятий. В зависимости от масштаба пространственного охвата в ней он выделил шесть уровней :

  • 1) всемирное разделение труда, которое охватывает (в той или иной степени) все государства;
  • 2) международное разделение труда в рамках того или иного объединения государств;
  • 3) межрайонное разделение труда, осуществляемое между экономическими районами страны;
  • 4) внутрирайонное разделение труда, складывающееся внутри экономического района страны;
  • 5) внутриобластное разделение труда;
  • 6) локальное разделение труда – внутри части области, между городом и его пригородами и т.д.

Что же касается собственно сущности ГРТ (или ТРТ), то выделим следующие положения, высказанные Ю. Г. Саушкиным: "Все разнообразие хозяйственной специализации отдельных местностей, центров, предприятий в значительной степени складывается в результате социально- экономического процесса, который носит название географического, или территориального, разделения труда... Территориальное разделение труда складывается в результате соединения местностей с разным хозяйством, оно выражает их экономические связи и представляет собой процесс экономического взаимодополнения неодинаковых по хозяйственной специализации территорий (стран, районов, центров и т.д.). Этот процесс вовлекает их во взаимный обмен товарами и тем самым приносит дополнительную выгоду тем или иным участвующим в нем классам и группам общества".

Работы по теории ТРТ последних десятилетий отразили новейшие изменения в мировой экономике и идеи зарубежных ученых-экономистов. Вместе с тем следует выделить труды В. В. Вольского, В. П. Максаковского, Н. С. Мироненко, Л. М. Синцерова, Л. В. Смирнягина и некоторых других ученых, рассматривавших категории ГРТ (или ТРТ) в тесной взаимосвязи с историческим процессом мирового социально-экономического развития и современной географией мирового хозяйства.