Общеметодические принципы в физическом воспитании. Специфические принципы физического воспитания. Методические принципы физического воспитания

Одним из главных направлений обучения является физическое воспитание, ориентированное на развитие здоровой, гармонично развитой, социально активной личности. Указанные задачи воплощаются при помощи системы педагогических принципов.

Принципы физического воспитания – это базовые положения, регламентирующие содержание, построение, организацию педагогического процесса. Данные требования определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке учащихся.

Классификация принципов физического воспитания такова:

  1. Общие;
  2. Методические (дидактические);
  3. Специфические.

Понятие общих принципов

В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:

1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи , эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.

Для полноценного развития физических качеств и двигательных навыков необходимо обеспечивать неразрывность общей и специальной физподготовки.

2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.

Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.

В любой форме физической деятельности внимание акцентируют на создании у занимающихся активной жизненной позиции на основе воспитания нравственных качеств, трудолюбия.

3. Оздоровительная направленность физвоспитания.

Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.

За занимающимися обязательно устанавливается врачебный контроль, в рамках которого медработник определяет влияние упражнений на организм учащихся.

Характеристика методических принципов

Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.

В перечень дидактических принципов входят:

1. Принцип сознательности и активности.

Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.

Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.

2. Принцип наглядности.

С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.

На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.

На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Особенности специфических принципов

В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:

1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).

Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:

  • увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
  • усложнять технику выполняемых упражнений;
  • расширять технический и тактический арсенал.

Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.

2. Принцип систематичности.

Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.

Выполнение упражнений приводит к утомлению, поэтому физическую активность детей нужно чередовать с отдыхом.

Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.

3. Цикличное построение занятий.

Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:

  • микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
  • мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
  • макроциклы, продолжающиеся в течение года.

4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся. К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств.

Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.

1) принцип непрерывности процесса физического воспитания

Данный принцип выражен двумя положениями:

а) первое положение – процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий, которая обеспечивает преемственность задач, средств и методов тренировки в пределах одного урока и серии уроков.

Реализация положения начинается с планирования учебного материала, раскрывающего как последовательность изучения физических упражнений, так и взаимные связи между ними.

Так же данное положение определяется дидактическими правилами:

- «от легкого к трудному » – предусматривает такую последовательность, при которой обучение начинается с упражнений, требующих сравнительно небольших затрат физических и психических сил, с последующим их увеличением. Так как легкое и трудное – понятия относительные, поэтому они определяются уровнем подготовленности занимающегося и условием выполнения упражнения (пример: в медленном и умеренном темпе музыки комбинацию выполнить легче, чем при высоком темпе, т.к. возникают повышенные требования к уровню функционирования систем организма занимающегося);

- «от простого к сложному » – предусматривает такую последовательность, при которой изучаемые упражнения располагаются в порядке возрастания структурной и координационной сложности. Понятие «простое» и «сложное» – относительные и определяются: двигательным опытом занимающегося (то, что уже освоено, становится простым) и разработанностью методик обучения (комплекс подводящих упражнений). Не следует оценивать степень сложности упражнения только по биомеханической структуре. Так, упражнения, сходные по координации с жизненно-важными двигательными действиями, осваиваются быстрее, а потому и оцениваются как более простые, хотя по структуре и будут относится к сложным;

- «от освоенного к неосвоенному » – предполагает такую последовательность, которая позволяет использовать ранее изученные действия для формирования нового умения;

- «от знаний к умению » – предусматривает такую последовательность обучения, при которой формирование необходимых знаний предшествует формированию соответствующего умения. Данное правило ориентирует на предварительное получение тех знаний, которые являются опорными для первых попыток выполнить упражнение;

- «от общего к частному » – предусматривает освоение в первую очередь базовых элементов, прежде, чем приступать к изучению специфических особенностей и вариаций действий (например: сначала освоить базовый шаг, а затем его вариацию, базовую комбинацию шагов, а затем постепенное ее усложнение).

Определяя методические последовательности упражнений, следует учитывать взаимодействие всех рассмотренных правил.

Закономерности развития физических качеств также требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие физических качеств происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований.

В возрастном плане последовательность проявляется в тенденции от общей физической подготовки к стабилизационной и оздоравливающей направленности.

В масштабе урока последовательность обуславливается «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов упражнений.

б) второе положение принципа обязывает при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий. Для этого необходимо устранить большие перерывы между ними.

При обучении двигательным действиям развитие физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий, с тем, чтобы в конечном итоге произошла куммуляция этих эффектов.

Перерыв между занятиями должен быть оптимальным, достаточно коротким, чтобы не упустить эффект; с другой стороны достаточно продолжительным чтобы восстановиться.

2) принципы системного чередования нагрузок и отдыха .

От системного чередования нагрузок и отдыха зависит суммарный эффект занятий. Для достижения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через оптимальные определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха эффект от предыдущего занятия или занятий теряется, поэтому не наблюдается кумуляция (накопление) эффектов. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов.

3) принципы постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий (принцип постепенности) .

В данном принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. Поэтому данный принцип иногда называют принципом прогрессирования или принципом динамичности .

Прогрессирование требований должно выражаться в постепенном (иногда неравномерном) усложнении нагрузок – техники и тактики, объема и интенсивности.

Усложнение воздействий достигается:

Повышением координационной сложности упражнения,

Введением вариативности в исполнении,

Изменением внешних условий,

Увеличением объема,

Увеличением интенсивности,

Уменьшением интервалов отдыха между упражнениями.

Из физиологии известно, что величина ответной реакции организма пропорциональна силе воздействия. Однако при чрезмерно сильных воздействиях ответная реакция снижается. Так же установлено, что выраженность процесса восстановления и сверхвосстановления имеет прямую зависимость от степени утомления. Однако большие нагрузки или вообще не вызывают сверхвосстановления, или резко снижают его проявление. Отсюда следует, что величина нагрузки не может превышать возможностей индивида (принцип индивидуализации и доступности).

Однако предъявление очень слабых воздействий не вызывает необходимой функциональной перестройки организма. Следовательно, необходимо давать оптимальную и адекватную для занимающегося нагрузку.

Но величина оптимальной нагрузки не является постоянной, т.к. при низкой подготовленности даже минимальные нагрузки способны вызвать фазу суперкомпенсации. С ростом же подготовленности такие нагрузки будут безрезультатны, т.к. они будут привычны. Поэтому нагрузку следует увеличить. Но со временем организм привыкнет и к ней. Таким образом, при постоянном росте предъявляемых нагрузок образуется цепь прогрессирующих воздействий, что вызывает обязательный рост физической подготовленности индивида.

Принцип постепенного наращивания развивающих тренирующих воздействий (принцип постепенности) предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

4) принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок .

Длительность приспособления человека к предъявляемым ему требованиям различна. Ведущим критерием правильного определения уровня оптимальной нагрузки является оздоровительный эффект от выполнения упражнений . Выполнение этого условия возможно только с помощью врача или самоконтроля.

Из принципа адаптивного сбалансирования динамики нагрузки вытекает три основных положения:

1) суммарная нагрузка должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье;

2) по мере адаптации и применяемой нагрузке необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки, при этом, чем выше уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки;

3) использование суммарных нагрузок предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизирование или временное увеличение.

К параметрам нагрузки относятся:

ü объем упражнений – количество упражнений выполненных за время тренировки или период тренировки (суммарные время, километраж, вес количество подходов и пр.);

ü интенсивность выполнения упражнений – количество упражнений в единицу времени (скорость преодоления дистанции (км/час, м/сек, мин/км), вес отягощения, скорость подъема отягощения и пр.). В циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба и бег на лыжах, катание на коньках и пр.) нередко интенсивность оценивают по частоте сердечных сокращений (ЧСС) за 10 сек в пересчете на 1 мин (уд/мин) во время выполнения упражнений или сразу после их прекращения;

ü отдых (относится к параметрам интенсивности) – количество времени, отведенного на восстановление функций организма после выполнения упражнения. Необходимо учитывать характер отдыха (активный или пассивный ), и интервал отдыха (ординарный – интервал времени, приводящий к относительно полному восстановлению, суперкомпенсаторный – интервал времени, приводящий к восстановлению до фазы суперкомпенсации или сверхвосстановления, жесткий – строго регламентированный интервал времени, обычно в пределах одной минуты, что приводит к выполнению следующего упражнения в состоянии неполного восстановления).

Взаимоотношение между объемом и интенсивностью может быть выражено правилом «от объема к интенсивности ». Оба компонента нагрузки увеличивать одновременно можно лишь в определенных границах, как правило, на первых этапах обучения, когда запас возможностей организма далеко не исчерпан, а нагрузка в целом относительно не велика.

В дальнейшем одновременное повышение обоих компонентов оказывается непосильным. Поэтому наиболее целесообразным считается увеличивать преимущественно объем (для создания функциональной базы), а затем, сохранив его, или даже несколько снизив, повышать интенсивность.

С учетом вышеуказанных положение применяются разные формы повышения нагрузки (рис. 3).

Учебный, воспитательный, тренировочный процесс — это некая совокупность программ, которые представляют собой взаимосвязанную непрерывно функционирующую систему. Работая слаженно и дополняя друг друга, они способны благотворно влиять на формирование у ребенка правильных физиологических и психологических особенностей. В воспитании, в частности, физическом, должны присутствовать специальные правила и критерии, которых необходимо строго придерживаться для достижения положительного результата. Примером таких правил могут служить специфические принципы физического воспитания. Давайте рассмотрим, что они собой представляют.

Что такое принципы физического воспитания?

Под определением "принципы" можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Особенно непреложные правила важны в такой области детского и юношеского образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.

Существуют общеметодические и специфические принципы физического воспитания. Каждое из этих положений строго контролирует различные тренировочные процессы с учетом всех особенностей организма, и каждое из них имеет, бесспорно, важное значение для педагога и учеников.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы — это совокупность базовых правил, на которых строится формирование дальнейших методик воспитания в области культуры спорта. В отличие от специфических, общеметодические принципы физического воспитания немногочисленны и отражают только суть тренировочного процесса.

Они включает в себя три очень важных составляющих:


Специфические принципы физического воспитания и их общая характеристика

Эти правила, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих или профессиональных занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок.

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, кратко рассматриваемых в представленной статье.

Непрерывность процесса

Главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный.

Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы.

Системность

Этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.

Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.

Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально.

Постепенное наращивание

Этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса.

Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса.

Адаптивная сбалансированная динамика

Этот принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок.

  1. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения.
  2. По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.
  3. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение.

Цикличность

Этот принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий.

Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений.

Возрастная адекватность

Возрастная адекватность — это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.

Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В школьный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно.

Дополнительные принципы в циклических видах спорта

Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки имеют свои существенные различия.

Итак, при циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания, их характеристика представлена ниже.


Заключение

В статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих двух важнейших сводов тщательно разработанных правил и критериев невозможно построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.

Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы. Также специфические принципы физического воспитания сформировались на убеждении о том, что при многолетнем профессиональном освоении определенного вида спорта должна соблюдаться строго соответствующая последовательность занятий, цикличность и поступательность. В противном случае положительного результата достичь не удастся.

Специфические принципы физического воспитания заключают в себе правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления тренировочных программ различной сложности.

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания. Они связаны между собой и составляют единую систему принципов.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность -- это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания, прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.

Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.

Активность -- это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Согласно теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования.

  • 1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
  • 2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
  • 3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.
  • 4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -- только на уровне представления (Б.Г.Ананьев, 1957). Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% -- в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В. Краснов, 1977).

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».

Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.

Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

  • 1) объективные показатели:
    • - показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
    • - показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ -- жизненная емкость легких и др.);
  • 2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй -- индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.

Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания. Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.

Таким образом, задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.

Общеметодическими принципами обучения, называются руководящие поло­жения, которые относятся ко всему процессу обучения в целом. Эти руководящие положения не что иное как отражение в практике физического воспитания физи­ологических и психических закономерностей формирования человека.

Важнейшими принципами обучения являются принцип сознательности и ак­тивности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип динамичности (постепенного повышения требо­ваний)

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспита­нии состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной дея­тельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Учение предполагает единство сознательности и активности обучаемого, поскольку сознательность без активности есть созерцательность, а активность без сознательности - хаос, суета. 1

Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

1.Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Основной предпосылкой сознательного отношения к деятельности является мотивация. Мотивы, побуждающие за­ниматься физическими упражнениями, разнообразны. У взрослых мотивацию определяют забота об укреплении здоровья, повышении работос­пособности, стремление к доминированию, совершенствованию, потреб­ность в организации досуга. Вместе с осмыслением сущности физкультур- 1 ной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней. Раскрыть суть I задания - значит, показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления ус­ловий, определяющих его выполнение.

2.Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное исполь­зование сил при выполнении физических упражнений. Ведущая роль в оценке и корректировании действий занимающихся принадлежит препо­давателю, а успех дела зависит от самооценки, от способности своевре­менно и точно оценивать пространственные, временные и динамические параметры движений по ходу выполнения упражнения.

3.Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активность обусловлена за­интересованностью. Чтобы активизировать обучаемых, следует так пост­роить обучение, чтобы усвоение последующего материала было затрудне­но, если не усвоен предыдущий.



Большую роль в активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими результатов.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Основная задача наглядности в обучении физическим упражнениям - создать яркий образ движения, еще не знакомого занимающимся. При обучении физи­ческим упражнениям различают две формы наглядности: а) непосредственная; б) опосредованная.

Эти формы тесно взаимосвязаны и по своему воздействию переходят одна в другую. Но первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности имеет

непосредственная наглядность. Она обеспечивается в процессе физического вос­питания натуральной демонстрацией физических упражнений.

Опосредованная наглядность предполагает использование рисунков, схем, кинограмм и др., а также специальных технических средств; использование об­разного слова. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.



ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании озна­чает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физическо­го воспитания возможностям занимающихся.

Особое значение этого принципа в области физического воспитания обуслов­лено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуали­зации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вме­сте с тем, это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и достижения намеченных целей.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

1)Объективные показатели: показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы и др.); показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.).

2)Субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание трениро­ваться и др.).

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Суть этого принципа заключается в регулярности занятий и системе чередо­вания нагрузок с отдыхом, а также в последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

Соблюдать принцип систематичности в обучении - значит располагать учеб­ный материал в такой последовательности, которая помогла бы усвоению новых знаний, умений и навыков на основе предыдущего опыта.

Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

Систематичность в обучении означает регулярность проведения учебных за­нятий, в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые при­водят к утрате положительного эффекта занятий. Эффект каждого последующего занятия должен "наслаиваться" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их.

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (ДИНАМИЧНОСТИ)

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к за­нимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в поста­новке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нараста­нии объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимо регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту на­грузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, из­меняясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повы­шение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для вы­полнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенство­вать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физи­ческого воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воз­действием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивно­сти нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестрой­ки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и "сверхвосстановления" .

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологичес­кие сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит "экономизация фун­кций": функциональные возможности организма, возросшие в результате при­способления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать "избы­точную компенсацию", она уже не может служить основным фактором положи­тельных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагруз­ки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

УСЛОВИЯ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАГРУЗОК

Основные условия повышения требований в процессе физического воспита­ния уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивиду­ализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможно­стей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптацион­ные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тре­нированности. При этом для различных функциональных и структурных измене­ний требуются неодинаковые сроки. Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повыше­ния нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Исполь­зование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различ­ных этапах физического воспитания.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыду­щего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой сторо­ны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-насто­ящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласу­ется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немысли­мы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и прогрессирования. Отсюда следует, что ни один из ука­занных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действен­ность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зави­сит во многом от метода его применения. Специфические методы физического I воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и вос­питание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагоги­ческих средств - слова и сенсорно-образных воздействий ("наглядности"), при­чем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенно­сти. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания.