Обществознание: Развитие общества. Развитие общества Один из вариантов развития общества

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например, болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать, как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А. Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...». В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Причины развития общества

Материалисты утверждают, что исследование причин общественного развития следует начинать с изучения процесса производства непосредственной жизни, с объяснения практики из идей, а не идейных образований из практики.

Тогда оказывается, что источником общественного развития является противоречие (борьба) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Возможности удовлетворения потребностей зависят от развития и борьбы двух факторов: производительных сил и производственных отношений, составляющих способ производства материальной жизни, который обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Исторические типы производственных отношений обусловлены формационными ступенями развития производительных сил.

На известной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот и в надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных и философских форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

Суть идеалистического понимания истории заключается в том, что исследование общества начинается не с анализа результатов практической деятельности, а с рассмотрения её идейных мотивов. Главный фактор развития видится в политической, религиозной, теоретической борьбе, а материальное производство рассматривается как второстепенный фактор. И тогда, следовательно, история человечества предстает не как история общественных отношений, а как история, морали, права, философии и т. д.

Способы развития общества:

Эволюция (от лат. evolutio - развертывание, изменения). В широком смысле - это любое развитие. В узком смысле - это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные.

Революция (от лат. revolution - переворот) - качественные изменения, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное прогрессивное развитие. Революция может происходить во всем обществе (социальная революция) и в отдельных его сферах (политическая, научная и т. д.).

Эволюция и революция не существуют друг без друга. Будучи двумя противоположностями они, вместе с тем, находятся в единстве: эволюционные изменения рано или поздно приводят к революционным, качественным превращениям, а те, в свою очередь, дают простор этапу эволюции.

Направленность общественного развития:

Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).

Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).

Вообще прогресс - это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.

Стадийность исторического развития

Теоретические конструкции прогрессивного стадийного развития общества предлагали как идеалисты, так и материалисты.

Примером идеалистической трактовки прогресса может быть концепция трехстадийного развития общества, принадлежащая И. Изелену (1728–1802), по которой человечество в своем развитии проходит последовательно стадии: 1) господства чувств и первобытной простоты; 2) преобладания фантазий над чувствами и смягчения нравов под воздействием разума и воспитания; 3) господства разума над чувствами и фантазией.

В эпоху Просвещения в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнав, С. Десницкий и др., была разработана материалистическая четырехстадийная концепция прогресса (охотническо-собирательская стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая), основанная на анализе технологических способов производства, географической среды, потребностей людей и других факторов.

К. Маркс и Ф. Энгельс, систематизировав и как бы подведя итог всем учениям об общественным прогрессе, разработали теорию общественных формаций.

Теория общественных формаций К. Маркса

Согласно К. Марксу человечество в своем развитии проходит два глобальных периода: «царство необходимости», то есть подчиненности каким либо внешним силам и «царство свободы». Первый период, в свою очередь, имеет свои ступени восхождения - общественные формации.

Общественная формация, по К. Марксу, - это ступень развития общества, выделяемая на основе признака наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и частной собственности. К Маркс рассматривает три общественные формации: «первичную», архаичную (доэкономическую), «вторичную» (экономическую) и «третичную», коммунистическую (постэкономическую), переход между которыми происходит в виде длительных качественных скачков - социальных революций.

Общественное бытие и общественное сознание

Общественное бытие - это практическая жизнь общества. Практика (греч. praktikos - деятельный) - это чувство-предметная, целенаправленная совместная деятельность людей по освоению природных и социальных объектов сообразно своим потребностям и запросам. Только человек способен практически и преобразовательно относиться к окружающему его природному и социальному миру, создавая необходимые для себя условия жизнедеятельности, изменения окружающего мира, общественных отношений, общества в целом.

Мера освоения предметов окружающего мира выражается в формах практики, которые носят исторический характер, то есть с развитием общества меняются.

Формы практики (по средствам жизнедеятельности общества): материальное производство, социальная деятельность, научное экспериментирование, техническая деятельность.

Совершенствование материального производства, его

производительных сил и производственных отношений, является условием, основой и движущей силой всего общественного развития. Так же как общество не может перестать потреблять, так же не может оно перестать производить. Тру

Социальная деятельность представляет из себя совершенствование социальных форм и отношений (классовая борьба, война, революционные изменения, различные процессы управления, обслуживания и т. п.).

Научное экспериментирование - это проверка на истинность научных знаний до их широкого использования.

Техническая деятельность составляют сегодня ядро производительных сил общества, в которой живет человек, оказывают существенное влияние на всю общественную жизнь и на самого человека.

Общественное сознание (по своему содержанию) - это

совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, чувств, норм и мнений, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его развития.

Общественное сознание (по способу формирования и механизму функционирования) не является простой суммой индивидуальных сознаний, а есть то общее, что содержится в сознании членов общества, а также результат объединения, синтез общих идей.

Общественное сознание (по своей сущности) - это отражение общественного бытия посредством идеальных образов в сознании социальных субъектов и в активном обратном воздействии на общественное бытие.

Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:

1. Закон относительного соответствия общественного сознания структуре, логике функционирования и изменения общественного бытия. Его содержание раскрывается в следующих основных чертах:

В гносеологическом плане общественное бытие и общественное сознание это две абсолютные противоположности: первое определяет второе;

В функциональном плане общественное сознание иногда может развиваться без общественного бытия и общественное бытие может в некоторых случаях развиваться без влияния общественного сознания.

2. Закон активного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот закон проявляется через взаимодействие общественных сознаний различных социальных групп, при решающем духовном воздействии доминирующей общественной группы.

Эти законы были обоснованы К. Марксом.

Уровни общественного сознания:

Обыденный уровень составляют общественные взгляды, возникающие и существующие на основе непосредственного отражения людьми общественного бытия, исходя из их ближайших потребностей и интересов. Для эмпирического уровня характерны: стихийность, не строгая систематизация, неустойчивость, эмоциональная окраска.

Теоретический уровень общественного сознания отличается от эмпирического большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения мира. Знания на данном уровне получают преимущественно на основе теоретических исследований. Они существуют в виде идеологии и естественнонаучных теорий.

Формы сознания (по предмету отражения): политическая, нравственная, религиозная, научная, правовая, эстетическая, философская.

Мораль - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью общественного мнения. Нравственность выражает индивидуальных срез морали, то есть её преломление в сознании единичного субъекта.

Мораль включает в себя моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

Нравственное (моральное) сознание - это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношении друг к другу, следовательно, оно выполняет роль регулятора поведения людей. В нравственном сознании потребности и интересы социальных субъектов выражается в виде общепризнанных идей и концепций, предписаний и оценок подкреплённых силой массового примера, привычек, общественного мнения, традиций.

В нравственное сознание входят: ценности и ценностные ориентации, этические чувства, нравственные суждения, нравственные принципы, категории морали и, конечно же, нравственные нормы.

Особенности нравственного сознания:

Во-первых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением и поэтому нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеальный характер: человек должен осознать то, как его поведение оценивается общественным мнением, принять это и скорректировать своё поведение на будущее.

Во-вторых, нравственное сознание имеет специфические категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть.

В-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь).

В-четвертых, существует два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический. На первом отражается реальные нравы общества, на втором формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования.

Справедливость занимает особое место в нравственном сознании. Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Потому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости на все времена и для всех народов. Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости - степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация относительных и субъективных представлений о добре и зле.

Древнейший принцип - «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - считается золотым правилом нравственности.

Совесть - это способность человека к нравственному самоопределению, к самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

Политическое сознание - это совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения, но и другими особенностями:

Более конкретно выраженными субъектами познания.

Преобладанием тех идей, теорий и чувств, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

Правовое сознание

Право - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью закона. Правосознание является элементом права (наряду с правовыми отношениями и правовой деятельностью).

Правосознание есть такая форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе юридических законов, правомерность или неправомерность поступков, прав и обязанностей членов общества.

Эстетическое сознание - есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Отражение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в форме художественного образа. При этом эстетическое сознание нельзя отождествлять с искусством, так как оно пронизывает все сферы человеческой деятельности, а не только мир художественных ценностей. Эстетическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную, гедонистическую.

Искусство является видом духовного производства в области эстетического освоения мира.

Эстетизм - это способность человека видеть прекрасное в искусстве и во всех проявлениях жизни.

Законы развития общества:

Всеобщие закономерности - это обусловленность реального общественного процесса диалектическими законами развития объективного мира, то есть законами которым подчинены все без исключения предметы, процессы, явления.

Под общими законами понимаются законы, которым подчиняется возникновение, становление, функционирование и развитие в целом всех социальных объектов (систем), независимо от уровня их сложности, от их соподчиненности друг к другу, от их иерархичности. В число таких законов входят:

1. Закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

2. Закон первичности общественных отношений, вторичности социальных образований (общности людей) и третичности социальных институтов (устойчивых форм организации жизнедеятельности людей) и их диалектичной взаимосвязи.

3. Закон единства антропо-, социо- и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», из «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени.

4. Закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обуславливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов.

5. Законы соотношения общественного бытия (практики людей) и общественного сознания.

6. Закономерности диалектико-материалистического развития исторического процесса: диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, революции и эволюции.

7. Закон прогрессивно-стадийного развития общества и его преломления в особенностях локальных цивилизаций, что выражает диалектическое единство сменности и преемственности, прерывности и непрерывности.

8. Закон неравномерного развития различных обществ.

Специальные законы. Им подчинено функционирование и развитие специфических социальных систем: экономической, политической, духовной и т. п., или же отдельных этапов (стадий, формаций) общественного развития. К таким законам можно отнести закон стоимости, закон революционной ситуации и т. д.

Частные общественные законы фиксируют некоторые устойчивые связи, проявляющиеся на уровне самых простых социальных подсистем. Как правило, специальные и частные социальные законы более вероятностны, чем всеобщие.

Следует избегать фаталистического и волюнтаристского понимания законов общественной жизни.

Фатализм - представление о законах как о неизбежных, роковым образом действующих на людей силах, против которых они бессильны. Фатализм разоружает людей, делает их пассивными и беспечными.

Волюнтаризм - это мировоззренческая установка, абсолютизирующая своду человеческого целеполагания и действия; взгляд на закон как на результат произвола, как на следствие никем не ограниченной воли. Волюнтаризм может приводить к авантюризму, неадекватному поведению по принципу «что хочу, то и ворочу».

Формы общественного развития:

формация и цивилизация.

Общественная формация - это конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, то есть характеризующийся определенной ступенью развития его производительных сил и соответствующим ей типом производственных отношений.

Цивилизация в широком смысле слова - это возникшая в результате разложения первобытного общества (дикости и варварства) развивающаяся социокультурная система, обладающая следующими признаками: частная собственность и рыночные отношения; сословная или сословно-классовая структура общества; государственность; урбанизация; информатизация; производящее хозяйство.

Цивилизация имеет три типа:

Индустриальный тип (западная, буржуазная цивилизация) предполагает преобразование, ломку, трансформацию окружающий природы и социальной среды, интенсивное революционное развитие, смену социальных структур.

Аграрный тип (восточная, традиционная, циклическая цивилизация) предполагает стремление вжиться в природную и социальную среду, воздействовать на нее как бы изнутри, оставаясь ее частью, экстенсивное развитие, доминирование традиции и преемственности.

Постиндустриальный тип - общество высокого массового индивидуализированные потребления, развития сферы услуг, информационного сектора, новой мотивации и творчества.

Модернизация - это переход аграрной цивилизации к индустриальной.

Варианты модернизации:

1. Перенесение всех прогрессивных элементов в полном объеме с учетом местных особенностей (Япония, Индия и т. д.).

2. Перенос только организационно-технологических элементов при сохранении старых общественных отношений (Китай).

3. Перенос только технологии при отрицании рынка и буржуазной демократии (Сев. Корея).

Цивилизация в узком смысле - это устойчивая социокультурная общность людей и стран, сохраняющих свое своеобразие, уникальность на больших отрезках истории.

Признаками локальной цивилизации являются: один хозяйственный и культурный тип и уровень развития; основные народы цивилизации относятся к одному и тому же или сходным расово антропологическим типам; длительность существования; наличие общих ценностей, черт психологического склада, ментальных установок; сходство или однотипность языка.

Подходы в интерпретации понятия «цивилизация» в ее узком смысле:

1. Культурологический подход (М. Вебер, А. Тойнби) рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.

2. Социологический подход (Д. Уилкинс) отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой. Культурная гомогенность может отсутствовать, главным же для образования цивилизации становятся: общий пространственно-временной ареал, городские центры и социально-политические связи.

3. Этнопсихологический подход (Л. Гумилев) связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории и психологии.

4. Географический детерминизм (Л. Мечников) считал, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX века. Главное внимание он уделяет рассмотрению того общего, что есть в истории всех народов, а именно - прохождение ими одних и тех же стадий в своем развитии; все это сочетается с той или иной степенью рассмотрения особенностей различных народов и цивилизаций. Выделение общественных стадий (формаций) основывается на определяющей, в конечном счете, роли экономических факторов (развитие и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений). В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется классовая борьба.

Конкретная интерпретация формаций в лоне этой парадигмы постоянно менялась: марксова концепция трех общественных формаций в советский период была заменена так называемой «пятичленкой» (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая общественно-экономические формации), а сейчас пробивает себе дорогу четырехформационная концепция.

Цивилизационный подход разрабатывался в XIX–XX столетиях в трудах Н. Данилевского (теория локальных «культурно-исторических типов»), Л. Мечникова, О. Шпенглера (теория локальных культур, переходящих и умирающих в цивилизации), А. Тойнби, Л. Семенниковой. Он рассматривает историю через призму возникновения, развития, перспектив и особенностей различных локальных цивилизаций и их сравнения. Стадийность при этом учитывается, но остается на втором месте.

Объективной основой этих подходов является существование в историческом процессе трех взаимопроникающих пластов, познание каждого из которых требует применения особой методологии.

Первый пласт - поверхностный, событийный; требует только правильной фиксации. Второй пласт охватывает многообразие исторического процесса, его особенности в этническом, религиозном, хозяйственном, психологическом и других отношениях. Его исследование производится методами цивилизационного подхода и, в первую очередь сравнительно-историческим. Наконец, третий, глубинно сущностной пласт воплощает в себе единство исторического процесса, его основу и самые общие закономерности развития общества. Он познается лишь средствами разработанной К.Марксом абстрактно-логической формационной методологии. Формационный подход позволяет не только теоретически воспроизвести внутреннюю логику общественного процесса. Но и построить его мысленную модель, обращенную в будущее. Правильное сочетание и корректное использование обозначенных подходов является важным условием военно-исторических исследований.

Теперь мы просмотрим ряд мест частью для пояснения, частью для доказательства приведенных выше положений.У самого Кенэ, в

История как развитие свободы общества и индивида. Социальные границы свободы Слово «свобода» знакомо всем, и каждый стремится жить свободно. Но понимание свободы очень разнообразно. Здесь, можно сказать, сколько голов – столько и «свобод». Самое традиционное понимание

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Развитие первобытного общества и переход от него к классово-антагонистическому обществу Воспроизводя в своей книге разработанную Морганом «триадичную» структуру эпохи дикости, Энгельс проясняет и углубляет ее материалистическое понимание. Он акцентирует внимание на

2. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Марксизм учит: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

">Контрольный срез для 10 классов

Тест № 1.

  1. ">В процессе развития общество: ">

">А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

">Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

">В) "> ">осталось частью природы;

">Г) перестало оказывать влияние на природу.

">2. "> Деятельность законодательных органов власти относится к:

">А) духовной сфере жизни общества;

">Б) экономической сфере жизни общества;

">В) "> ">политической сфере жизни общества;

">Г) социальной сфере жизни общества.

">3 ">. К формам чувственного познания относится:

">А) суждение; Б) наблюдение;

">В) ощущение; Г) умозаключение

">4. ">Положение человека в обществе – это:

">А) социальный статус; Б) социальная роль;

">В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

">5. "> Одним из основных признаков правового государства является:

">А) публичная власть;

">Б) система государственных законов;

">В) система правоохранительных органов;

">Г) разделение властей.

">6. ">Отличительной особенностью элитарной культуры является:

">А) сложность содержания;

">Б) ограниченность национальными рамками.

">В) способность приносить прибыль;

">Г) ориентация на широкую публику.

">7. ">К отраслям частного права относится:

">А) гражданское; Б) уголовное;

">В) административное; Г) конституционное.

">8. "> Высшим представительным органом РФ является:

">А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

">В) Верховный Суд; Г) Президент.

">9 ">. Отклоняющееся поведение – это:

">А) любые изменения в жизни человека;

">Б) перемещение человека в пределах своей группы;

">В) несоблюдение принятых в обществе норм;

">Г) изменение социального статуса человека.

">10. ">В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

">А) систему налогообложения;

">Б) централизованное установление цен;

">В) директивное планирование производства товаров;

">Г) снабжение населения товарами

">11. ">Верны ли следующие суждения?

">А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

">Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

">12. ">Верны ли следующие суждения?

">Политическая партия как институт политической системы:

">А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

">Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

">13. ">Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

">Типы обществ ">: ">Характеристики общественного развития ">:

  1. ">традиционное А) промышленный переворот;

">2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

">3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

">14 ">. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

">А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

">Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

">В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

">Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

">Д) гражданка вступила в повторный брак;

"> Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

">15. ">Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

">а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

">б) коммерческая направленность;

">в) сложность и противоречивость;

">г) общедоступность;

">д) расчет на узкий круг знатоков;

">е) анонимность.

">16. ">Выполните схему формы государственного правления.

">17 ">. Какое слово пропущено в схеме?

">18. "> Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

">Признаки Область

"> культуры

  1. ">исполнение обрядов А) мораль
  2. ">убежденность в существовании Б) религия высшей силы
  3. ">нацеленность на идеальные отношения между людьми
  4. ">отсутствие специальных учреждений, утверждающих нормы и контролирующих их исполнение
  5. ">представления, основывающиеся на вере

">19 ">. Назовите пять признаков демократического государства.

">20 ">.Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами гражданского права.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

15. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

">16. ">Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

17. Выполните схему «Сферы жизни общества».

" xml:lang="en-US" lang="en-US">18 ">. Заполните пробел в схеме.

19 . Установите соответствие между факторами производства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

  1. подъемный кран А) земля
  2. лес Б) капитал
  3. пашня В) труд
  4. фермер
  5. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

20 . Найдите в приведенном ниже списке основные направления социальной политики. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. выплата государственных пенсий и социальных пособий
  2. охрана природных ресурсов
  3. воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии
  4. создание службы занятости населения
  5. управление государственными предприятиями
  6. установление гарантированного минимума заработной платы

21 .Назовите две черты, отличающие конституцию от всех других законов.

22 .В чем может проявляться социальная природа человека? Приведите пример.

1. Человека как личность характеризует:

А) особенности строения тела;

Б) общественная активность;

В) особенности темперамента;

Г) состояние здоровья

2 . К демократическим ценностям относится:

А) национализм; Б) милитаризм;В) монополизм; Г) плюрализм

3 . Новым видом денежных расчетов в современной России является:

А) бартерная сделка; Б) оплата с помощью векселя;

В) платеж при помощи кредитной карты; Г) платеж наличными;

4. Приведите три примера негативного влияния общества на состояние природной среды.

5. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

6. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

А) обобщенное суждение о предмете; В) понятие о предмете;

Б) конкретный образ предмета; Г) объяснение причин изменения предмета.

7. Укажите любые три существенные отличия человека от животного.

8. Природа:

А) является частью общества;

Б) определяет развитие общества;

В) оказывает влияние на общество;

Г) не зависит от общества.

10. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе:

А) социология; Б) политология;

В) правоведение; Г) этика.

11. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Каждый предмет материальной культуры – это результат работы не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».

Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Что производить? А) определение круга потребителей, пользующихся товарами и

2) Как производить? услугами;

3) Для кого производить? Б) определение товаров и услуг, предлагаемых потребителю;

В) определение способов получения необходимого результата.

14 . Установите соответствие между основами брака и семьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Проявления Основы брака

  1. взаимное уважение супругов А) нравственные
  2. достижение брачного возраста Б) правовые
  3. регистрация брака
  4. соблюдение семейных традиций

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

">15 ">. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие– этнические социальные

">группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

"> 1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .

">а) мужчины, б) нации, в) племена, г) народности, д) женщины, е) молодежь.

16. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в _____________г.

">17. ">Вставьте пропущенное слово: Международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в котором впервые сформулированы все основные гражданские, политические и социальные права человека, - это _________________________________ ">.

18 Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« — это общепринятое средство платежа, которое может обмениваться на любые товары и услуги».

19. Какое слово пропущено в схеме?

20. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойственные любому государству. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. наличие парламента
  2. наличие территории
  3. наличие законов
  4. наличие политической власти
  5. наличие монарха
  6. наличие силовых структур
  7. наличие конституции.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тест № 4.

  1. Обществом в широком смысле слова называют:

А) совокупность форм объединения людей;

Б) весь окружающий мир;

В) группы, в которых происходит общение;

Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:

А) участие в коммерческой деятельности; Б) контроль личной жизни граждан;

В) создание вооруженных сил; Г) участие в избирательной компании.

3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения; Б) директивное планирование производства товаров;

В) централизованное установление цен; Г) снабжение населения товарами.

4. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А) кинорежиссера; Б) политика;

В) ученого; Г) преподавателя

5. Деятельность человека отличается от поведения животного тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой; Б) является жестко запрограммированной;

В) основывается на осознанном выборе; Г) связана с проявлением эмоций.

6. Культура в широком смысле:

А) уровень технического развития общества; В) уровень образованности населения;

Б) совокупность всех достижений человека; Г) все жанры искусства.

7. ">Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

8. Государственный бюджет - это:

А) количество денежной массы в стране;

Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;

В) внутренний и внешний долг государства;

Г) распределение доходов и расходов государства на год.

9 . Любое государство характеризуется:

А) наличием собственных силовых структур; Б) многопартийностью;

В) наличием конституции; Г) взаимной ответственностью государства и личности.

10. Соглашение о порядке отношений между работником и работодателем называется:

А) деловым договором; Б) сделкой;

В) коллективным договором; Г) трудовым договором.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Человек – предмет изучения всех наук.

Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Законодательная власть А) защищает право

2) Исполнительная власть Б) создает законы

3) Судебная власть В) реализует принятые решения

14 . Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.

">15 ">. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

"> I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .

">а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты

16. Запишите слово, пропущенное в схеме:

«Государственная власть РФ».

">17. ">Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.

18. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.

19. Приведите любые три примера (из истории, литературы, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людьми своего нравственного долга.

Тест №5

1. Автором точки зрения: «Первоосновой развития общества является трудовая деятельность. Прежде чем заниматься политикой и философией, человек должен позаботиться о еде, жилье, обеспечении других надобностей» является:

А) Ф. Ницше

Б) К. Маркс

В) К. Поппер

2. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности – это...

Б) философия

В) образование

Г) общественное сознание

3. К политической сфере общества относятся (укажите правильное сочетание):

А. политические институты

Б. социальные отношения

В. общественные настроения

Г. политические партии и движения

Г) Все перечисленное

4. Суждения об истине, являющиеся верными (укажите правильное сочетание):

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины

Б. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении,исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития

В. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, т.е. это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе

Г. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

Г) Все перечисленное

5. Одна из сфер человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке – это...

А)образование

В) философия

Г) субкультура

6. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей

7. Стоимость денег определяется:

А) драгоценными металлами, которыми они обеспечены

Б) резервными финансовыми организациями, распределяющими деньги

В) количеством товаров и услуг, которые можно на деньги приобрести

Г) правительством, которое печатает бумажные деньги и монеты с указанием их стоимости

8. Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это...

А) регресс

Б) фатализм

В) прогресс

Г) меркантилизм

9. Политическое соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок называется...

А) договор

Б) инцидент

В) консенсус

Г) компромисс

10. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

А) обыденный

Б) научный

В) религиозный

Г) гуманистический

11. Верны ли следующие суждения:

А. Общество целиком зависит от процессов естественного развития природы

Б. Общество обособлено от природы, но тесно связано с ней

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верно А и Б

12. К экстенсивным факторам экономического роста относятся (укажите правильное сочетание):

А. Увеличение числа занятых работников

Б. Увеличение объема инвестиций, для использования уже имеющихся технологий

В. Повышение уровня образования и квалификации работников

Г. Улучшение организации труда на производстве

Г) Все перечисленное

Развитие общества

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросами: «В каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?». В современном обществознании выделяют два направления и три формы развития общества . Направления развития общества Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом . Соответственно, общественный прогресс - это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. Важный признак общественного прогресса - тенденция к освобождению человека. Выделяют следующие критерии общественного прогресса:
    1) рост благосостояния и социальной защищенности людей; 2) ослабление конфронтации между людьми; 3) утверждение демократии; 4) рост нравственности и духовности общества; 5) совершенствование человеческих отношений; 6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития - регрессе. Регресс - развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.
Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма, все эти процессы и виды деятельности находятся во взаимной связи, но вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс в технике - от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных - до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом. Кроме направлений, выделяют также формы развития общества . Самой распространенной формой общественного развития является эволюция - постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Характер эволюции - постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники. При определенных условиях общественные изменения происходят в форме революции - это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долговременные или кратковременные, в одном или в нескольких государствах, в одной или нескольких сферах. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества - экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной

Законы, которые обуславливают протекание общественного процесса, так же объективны, как и законы общества или природы. В силу этого можно говорить о том, что законы работают вне зависимости от воли или сознания людей, исключительно самостоятельно. При этом следует отметить, что законы общества ограничиваются социальным временем и пространством. Это происходит из-за того, что они появляются и начинают функционировать только с определённого момента развития универсума. С момента, когда общество достигает своей высшей материальной системы.

Законы общества

Общественные законы в значительной степени отличаются от законов природы. Законы общества базируются на деятельности людей. Они существуют сугубо внутри общества и его деятельности, вне этих условий такие законы не могут функционировать. Есть прямая зависимость между тем, насколько глубоко и осознанно человек познаёт законы устройства общества, а также их способы работы и перманентного развития, настолько у него возрастает уровень осознанности при их использовании. Более того это влияет и на то, как протекают исторические и социальные процессы, а также прогрессирует общество.

Знание законов природы и процессов, происходящих в окружающей среде, позволяет человеку достаточно целесообразно использовать природные ресурсы. Точно также и знание общественных законов даёт возможность людям, а именно правящему слою населения, которые вершат судьбы людей, осознанно подходить к процессу. Здесь имеется в виду, что правящая элита должна использовать прогрессивные методы руководства и управления, ведь именно в их руках история. Руководящие лица любой страны должны сначала познавать, а после использовать общественные законы. Это помогает выстраивать им правящую политику не спонтанно, а выверено до каждого шага. При этом опираясь на научные знания и концепции, они разрабатывают программы во всех областях деятельности человека. Следует отметить, что все процессы происходят, базируясь на достижении определённых целей.

Общественные законы носят различный характер и степень проявления. По характеру они делятся на:

  • Законы строения.
  • Законы функционирования.
  • Законы развития.

По степени проявления делятся на:

  • Всеобщие законы.
  • Общие законы.
  • Частные законы.

По своей сути законы строения отражают социальную и общественную организационно-структурную динамику, которая присуща определённому историческому моменту.

Законы функционирования служат определённым толчком, который создаёт условия, для перехода от одного состояния относительной устойчивости к другому. Кроме того законы функционирования сохраняют эту устойчивость общественной системы.

Законы развития создают предпосылки для формирования условий, способствующих изменению меры и перехода в новое состояние.

Степень проявления всеобщих законов отражается в своеобразной триаде законов философии или законов диалектики, которые действуют и в природе, и в обществе.

Существуют следующие виды общих законов:

  • Закон воздействия способа производства на характер общественного процесса. Имеется в виду влияние на формирование, деятельность и развитие областей общественной жизни и сфер производства, строение общества.
  • Закон, который определяет функции общественного бытия по отношению к общественному сознанию, при условии обратных связей.
  • Закон, определяющий уровень персонификации индивида от состояния системы общественных отношений.
  • Закон социализации или другими словами закон, который определяет уровень социальной и общественной преемственности.
  • Закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

Говоря о частных законах, следует отметить, что к ним причисляются законы, которые имеют отношение к определённой сфере жизни человека или области деятельности общества.

Пример 1

В политической сфере или сфере управления работают такие законы: закон разделения власти, закон политического плюрализма, закон приоритета прав человека над правами государства, закон возникновения и развития политических потребностей и т.д.

Общественные законы зачастую выступают скорее тенденциями, нежели законами в первозданном виде. Это происходит в силу некоторых диалектических необходимостей, а иногда даже совершенно случайно. Эти тенденции формируются в субъективных и объективных условиях, проходя препятствия социальных коллизий и хаос, образующийся в моменты столкновения противоположных общественных тенденций. В свою очередь, эти столкновения служат почвой для формирования возможностей их существования в различные исторические периоды. Поэтому сознательное создание условий для существования таких тенденций делает возможным для социума и общества реализацию возможностей в наличествующую реальность в разных сферах жизни и областях производства.

Следует отметить, что существуют определённые условия и сопутствующие факторы для того, чтобы тенденции перешли в ранг законов. Среди таких факторов – достижения научно-технического прогресса. Однако не стоит забывать, что по своей сути научно-технический прогресс является закономерностью общественного развития. Опираясь на данное суждение, можно смело делать вывод, что один из законов общественной деятельности выступает закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса. Этот закон уходит своими корнями в далёкое историческое прошлое, иными словами он историчен. Имеет объективные характеристики во времени и пространстве, которые базируются на общественных потребностях и способностях, связанных с предметные синтезом науки и техники.

Благодаря своей функциональности, закон проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом.

Замечание 1

Закон соединение реальных возможностей общества с достижениями научно-технического прогресса открыли в конце XX в. В. П. Петров предложил его выделить в отдельный закон. В Новейшее время, опираясь на знания закона, описанного выше, можно говорить об инновационном прогрессе, условия для которого создаются в обществе.

Возвращаясь к вопросу о том, в чём же истинное отличие законов природы от законов общества, можно сделать вывод, что они имеют различные механизмы реализации.

Очевидно то, что законы природы, также как и законы общества, объективны. Связь между процессами и явлениями в законах обязательно устойчивая, периодически повторяющаяся, существенная и необходимая. Однако различия состоят ещё в и том, что в природе все эти связи происходят по инерции. К примеру, мяч, который подбросили вверх, обязательно упадёт на пол, под действием силы притяжения. В обществе объективизм законов зависит лишь от человека. При условии, что развитие личности влияет на ход истории, поскольку человек может способствовать как прогрессу общественной жизни, так и регрессу. Законы общества носят исторических характер и могут возникать и функционировать в разных исторических условиях по мере проявления определённых факторов для их открытия и деятельности.

Общественные законы действенны только в случае, когда общество и люди, его составляющие имеют цели и стремятся к их достижению. В расколотом обществе или обществе, состоящем из пассивных личностей, общественные законы не проявляются.

К. Маркс высказал мнение о том, что естественноисторический процесс обусловлен именно схожестью и различием между законами общества и законами природы. Это в полной мере характеризует общественное развитие. Естественноисторический процесс необходимый, закономерный, объективный и естественный, как и все природные процессы. При этом он ещё и исторический. В силу того, что он является результатом деятельности множества поколений людей.

Для реализации законов общественного процесса характерны понятия "объективные условия" и "субъективный фактор".

Определение 1

Объективные условия – обстоятельства и феномены социально-экономического характера, которые не зависят от воли и сознания людей, необходимые для формирования определённого исторического явления (к примеру: смена формы общественно экономического направления). Но по своей сути эти условия неполноценны.

Только в купе с субъективным фактором может произойти или нет конкретное историческое или общественное событие. Объективные условия полностью зависят от субъективного фактора.

Определение 2

Субъективный фактор – это имеющая цель, осознанная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, правящей элиты, отдельных личностей, которая обращена на трансформацию, созревание или на сохранение объективных условий общественного существования.

Следует заметить, что не всегда субъективный фактор может быть прогрессивным, регрессивный характер тоже присущ ему.

Согласованность объективных условий и субъективного фактора проявляется в том, что история создаётся людьми, но это происходит не по их желанию и взглядам, а в соответствии с определёнными условиями, продиктованными конкретным историческими условиями.

Пример 2

Наполеон, Ф. Рузвельт, В. Ленин, А. Гитлер, И. Сталин, конечно, обуславливали свойства одного исторического периода, но именно этот исторический период породил этих личностей и создал условия для формирования в них определённых качеств и особенностей. Не было бы этих личностей, были бы другие, с иными именами, но с примерно такими же способностями, потребностями и личными качествами, которые всё равно бы сотворили то, что характерно той исторической эпохе.

Концепции развития общества

Сложный и противоречивый общественный процесс может носить характер поступательного развития и скачкообразного движения. Некоторые учёные высказывают мнения о том, что общественное развитие происходит по синусоиде. Это значит, что вначале происходит подъём к пику совершенства, а после процесс идёт на спад опять в начало, таким образом, снова наступает упадок общественного развития.

В силу всех обозначенных фактором можно сделать вывод, что концепции общественного развития имеют формационный и цивилизованный характер.

Формационная концепция

Общественно-экономическая формация – это понятие, которое применяется в марксизме. Основа формации представляет собой способ производства материальных благ.

Определение 3

Общественно-экономическая формация (по Марксу) – это исторически оформленное общество в конкретный период его экономического развития.

Каждая формация – социальный организм со своими особенностями, который формируется и развивается на основе присущих ему закономерностей. При этом общественно-экономическая формация – это определённый этап в развитии общества.

К. Маркс выдвигал мнение о том, что общественное развитие – это стройный порядок нескольких формаций, которые способствуют изменению способа производства, а он, в свою очередь, влечёт за собой перемены в производственных отношениях. В силу этого мнения к. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций:

  • Первобытнообщинная.
  • Рабовладельческая.
  • Феодальная.
  • Буржуазная.
  • Коммунистическая.

Учёный говорит о том, что перемены формаций происходят в момент, когда обостряются противоречия в определённый момент общественного развития. Назревание этих противоречий характеризуется несоответствием способа производства со сложившимися производственными отношениями. Это создаёт условия для смены одной общественной формации на другую. При этом каждая следующая формация становится более прогрессивной по отношению ко всем предыдущим.

Сегодня мы смело можем говорить, что деление К. Маркса общественной истории на формации несовершенное. Но нельзя не признать тот факт, что это был несомненный вклад в науку об обществе и социальную философию именно в период XIX в.

С современных позиций понимания концепций формации, следует уточнить некоторые моменты. Определённо К. Маркс ничего не говорил о переходных периодах от одной формации к другой, кроме того он никак не характеризовал эти этапы общественного развития. Кроме того, не во всех странах и не все народы смогла пройти все уровни общественной формации.

Пример 3

В России отсутствовал рабовладельческий строй, В Монголии буржуазное общество не достигло высокого уровня развития, Китай от феодальных отношений перешёл в конвергенциональнкю плоскость.

Кроме того в формациях, предложенных К. Марксом, есть недосказанность относительно определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального общества. Относительно фазы социализма, которая является частью коммунистической формации, есть специфические суждения. Более того, коммунистическая формация имеет утопический характер.

Проблематика межформационного периода никак не описана и нет суждений о том, что во времена перехода от одной формации к другой существует возможность возврата на этап предыдущей формации или повторения характерных особенностей в течение периода времени, который никак не обозначен с исторической точки зрения.

Опираясь на эти причины, можно говорить о том, что цивилизованная концепция общественного развития представляется достаточно предметной.

Цивилизационная концепция

Автором цивилизационной концепции, с небольшой оговоркой, выступает британский учёный А. Тойнби. "Исследование истории" его труд, включающий в себя двенадцать томов, где он предпринял попытку объяснить смысл исторического процесса, используя метод систематизации множества фактов, прибегая к общенаучной классификации и используя философско-культурологические понятия.

В чём оговорка? В том, что задолго до А. Тойнби раскрыть проблематику периодов общественно-исторического развития пытался русский социолог Н. Я. Данилевский. В своём курсе лекций он обозначил свою позицию по данной проблеме. Кроме того, в своей работе "Россия и Европа", он ещё в XIX в. говорил о теории "культурно-исторических типов" или иными словами цивилизаций, которые развиваются подобно живым организмам.

Н. Я. Данилевский выделяет одиннадцать цивилизаций:

  • Египетский.
  • Китайский.
  • Ассиро-Вавилонско-финикийский.
  • Халдейский.
  • Древнесемитический.
  • Индийский.
  • Иранский.
  • Еврейский.
  • Греческий.
  • Римский.
  • Новосеметический или аравийский.
  • Романо-германский или европейский.

Это деление на цивилизации, предложенное Н. Я. Данилевским, безусловно, является серьёзным вкладом в развитие социальной науки и философии, поэтому игнорировать его вклад в науку естественно несправедливо.

Определение 4

Цивилизация – совокупность духовно-материальных достижений общества.

Современные представления о понятии "цивилизация" так или иначе, опираются на суждения о том, что мир – это целостный объект или единое целое. Очень часто, но весьма ошибочно понятие "цивилизация" соотносят с понятием "культура". Однако культура имеет более широкое применение и находится с цивилизацией в отношениях "общее-единичное".

В философии существует своё понятие цивилизации. В общефилософском смысле её можно определить как меру определённой стадии общественного развития. В свою очередь, в социально-философском смысле всемирно-исторический процесс характеризуется через призму цивилизации и определяет конкретный тип развития общества.

Определение 5

Цивилизация – социальная форма движения материи.

Концепция А. Тойнби представляет собой анализ истории человечества посредством чередования ряда цивилизаций.

Определение 6

Цивилизация по А. Тойнби – стабильное единство людей, которые выбирают одни и тех же религиозные обычаи и географические пределы.

Всемирная история являет собой совокупность цивилизаций:

  • Шумерская.
  • Вавилонская.
  • Минойская.
  • Эллинская.
  • Ортодоксально христианская.
  • Индусская.
  • Исламская.

А. Тойнби высказывает мнение о том, что в истории человечества существовало не менее двух десятков различных локальных цивилизаций.

Основой мировоззрений А. Тойнби были две гипотезы:

  • Процесс развития человеческой истории не может распространяться на все сразу цивилизации, это происходит локально.
  • Цивилизации между собой не взаимосвязаны, в отличие от компонентов, которые их составляют.

А. Тойнби говорит о том, что каждая цивилизация имеет свой путь развития, отличный от пути, который присущ иной цивилизации. В силу этого учёный решается провести анализ исторических факторов общественного развития. Первым делом он поднимает вопрос о "законе вызова и ответа". Здесь имеется в виду само возникновение цивилизации и процесс дальнейшего развития и прогресс, который определяется способностью социума и отдельных личностей, дать целесообразный ответ на вызов, который сформировался в определённых исторических условиях. При этом учитываются и природные, и человеческие факторы.

Вот здесь весьма правильно вспомнить о теории, в которой сказано, что общество развивается по примеру синусоиды. Поскольку если общество не смогло адекватно ответить на вызов исторических условий, социальный организм ждёт упадок. Чтобы этого не произошло, а реакция вписалась в историю правильно развивать условия для формирования "творческого меньшинства". Это и учёные, и политики и творческая элита, которые способны генерировать новые идеи и реализовывать их, привлекая к этому процессу глобальную общественность.

Развитие цивилизации всегда влечёт за собой упадок. Конечно, его можно отсрочить, отодвинуть и даже избежать, но для этого необходимо рационально распоряжаться своими полномочиями, в первую очередь, правящей элите.

Замечание 2

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975гг.). Английский историк, дипломат, общественный деятель, социолог и философ. Уроженец Лондона. На его деятельность оказал огромное влияние О. Шпенглер. Благодаря чему, А. Тойнби стремиться придать новый смысл идеям общественно-политического развития человечества посредством теории круговорота локальных цивилизаций.

Вначале своих исследований он говорит о двадцати одной локальной цивилизации, после обдумываний и глубокого анализа оставляет лишь тринадцать. Творческая элита, по его мнению, определяет характер ответов на исторические выводы. Более того, именно те, чьё мнение носит инновационный характер, влекут за собой инертное большинство. Особенности этих ответов определяют специфику каждой из цивилизаций.

Анализ концепций общественного развития

Анализируя все свойства, которые присущи обеим концепциям – формационной и цивилизационной, можно сделать вывод, что они имеют и общее, и различное. Кроме того, при их сравнении видны недостатки и достоинства.

Правда в том, что диалектичность общественно исторического процесса подчинена определённым закономерностям тенденциям развития общества.

Анализ концепций предполагает:

  • Применение системного принципа. Смысл которого, состоит в описании и раскрытии общественных явлений, а также исследование в купе элементов и связей, которые из объединяют.
  • Применение многомерного принципа, который подразумевает, что все составные части развития общества могут представлять собой подсистемы других: экономических, управленческих, экологических, научных, оборонных и т.п.
  • Применение принципа поляризации, в основе которого лежит исследование и изучение противоположных тенденций, характеристик, параметров, свойств общественных явлений. Имеется в виду: актуальное – потенциальное, материальное – личностное.
  • Применение взаимосвязанного принципа. Суть его в том, чтобы анализировать каждое общественное явление и его свойства в отношении с иными явлениями общества и их свойствами. При этом эти отношения могут быть построены на принципах субординации и координации.
  • Применение иерархичного принципа бытия общественных явлений, а также связей, которые формируются с этими проблемами – локальные, региональные, глобальные.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter