Короткие египетские мифы. Мифы Древнего Египта – загадочные и манящие истории жизни и смерти. О египетской мифологии




Боги Осирис, Гор и Исида, IX век до нашей эры

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Космогонические мифы Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории.

По представлениям древних египтян каждое утро богиня Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.


Бог Анубис, XVI век до нашей эры

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.

Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных.

Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.

От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, – который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, – а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

Древний Египет – уникальная цивилизация, зародившаяся на берегах Нила. Интерес к нему не пропадает и сейчас, так как историков и исследователей продолжают манить многочисленные тайны и загадки, большинство из которых по-прежнему не раскрыто. Проблема кроется в сложности расшифровки. Чтобы лучше понять культуру древней цивилизации, ученым приходилось изучать и расшифровывать тысячи старинных рукописей, а также надписей на гробницах и саркофагах.

Мифы и легенды Древнего Египта: как всё зарождалось?

Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Люди пытались найти ответы на извечные вопросы: как зарождается жизнь и что становится с человеком после смерти? Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. Примечательно, что загробному миру отводилась важнейшая роль, а сами египтяне уделяли ему больше внимания, чем жизни. Это сказалось и на местной архитектуре – легендарных пирамидах, которые не только выступали в качестве усыпальниц правителей, но и несли серьезный сакральный и религиозный смысл.

В течение нескольких столетий историки исследовали и расшифровывали древнеегипетские письмена на папирусе, стенках гробниц и храмовых плитах.

Это помогло узнать и понять мифы Древнего Египта, где описывались деяния добрых и злых божеств.

Боги Древнего Египта: в кого верили люди?

Египтяне верили, что боги создали землю, небо, воду и людей, наделив их чувствами. Именно вера в сверхъестественные силы помогала им творить невероятные архитектурные шедевры. Что касается самих мифов и легенд, то их записывали на свитках папируса и высекали на стенах внутри ритуальных сооружений. Понять, расшифровать и прочитать египетские иероглифы удалось лишь в 1822 году французскому исследователю Жану-Франсуа Шампольону .

Боги относились к людям по-разному. Одни отличались жестокостью и внушали страх, другие – защищали и помогали простым смертным. Всего насчитывалось около 700 божеств, каждое из которых имело несколько имен (до пяти названий). Их изображали как животных или людей с головой или другой частью тела от животного. К примеру, правителя загробного мира Анубиса рисовали как человека с собачьей головой.

Боги сотворили мир и всячески его поддерживали, но делали это при условии, что люди им будут поклоняться. Древние египтяне ощущали себя уязвимыми и беззащитными перед Творцами. Поэтому старались показать свою покорность и преданность, строя храмы и другие архитектурные шедевры в честь покровителей.

Сотворение мира – версия древних египтян

Миллионы лет назад, когда нашего мира еще не существовало, был только бескрайний океан Хаоса, в котором и появилось первое божество – . Он создал холм, водрузился на него и решил создать новый мир. Первый Бог понимает, что управлять всем в одиночку ему не удастся, поэтому создает бога ветра Шу и богиню воды Тефнут.

Всё это время во Вселенной властвует тьма. Атум, несмотря на свое могущество, теряет детей. Пытаясь отыскать их, он вырывает собственное око и бросает его в глубины Хаоса.

Не дожидаясь возвращения глаза, Бог создает новое.

Спустя время око вернулось с детьми. Оно понимает, что случилось, гневается на хозяина и в надежде отомстить превращается в кобру. Атум тут же хватает ядовитого гада и вешает себе на голову, чтобы тот видел всю прелесть сотворенного мира. Отметим, что отсюда и пошла традиция у египетских фараонов носить змеев-уреев на короне.

Атум любовался своим творением, пока не заметил лотос, появившийся из воды. Из цветка выбрался Ра – бог солнца. Он осветил мрачный мир, заметил Атума и его детей и расплакался от счастья. Каждая слезинка, упавшая на землю, превратилась в человека.

Мифы Древнего Египта об Осирисе

Легенды об Осирисе – погибающем и воскресающем божестве считаются важнейшими в египетской мифологии. Речь идет о боге, который занимал трон правителя Египта. Люди уважали его и поклонялись, ведь он давал им знания, обучал ремеслам, прививал любовь к культуре и музыке.

Осирис беспокоился не только о жителях Египта, он путешествовал по всему миру, образовывая и помогая простым смертным. Когда правитель отсутствовал, страной управляла его сестра и жена Исида. Она продолжала дело супруга, обучая людей земледелию и виноградарству.

Сет – злобный, хитрый и эгоистичный брат Осириса, ненавидевший и желавший тому смерти.

Он не понимал, почему Осирис любит и заботится о людях, втайне завидуя его славе. Сет долгие годы скрывал неприязнь и злобу, пока не придумал план мести. Вместе с помощниками он устроил пир, куда, разумеется, позвал наивного брата.

В разгар торжества Сет скомандовал принести роскошный сундук-саркофаг, изготовленный из сикиморы, отделанный серебром и алмазами. Он сообщил, что подарит его тому, для кого сундук окажется впору по размеру. Осирис, не догадываясь о злом умысле брата, полез в саркофаг, который оказался идеальным по его росту и комплекции. Правитель Египта не знал, что Сет заранее сговорился со слугой, тайком снявшим мерки с Осириса.

Заговорщики моментально захлопнули сундук, забили его гвоздями, запаяли раскаленным металлом и скинули в море. Супруга Осириса, узнав о предательстве, в ту же секунду помчалась на поиски. Ей удалось отыскать сундук вдалеке от Египта – там, куда его принесли морские волны. Но Сет вновь оказался быстрее и хитрее. До прибытия Исиды он выкрал тело Осириса, разрубил брата на 42 части и раскидал их по всему Египту.

Исиде потребовались годы, чтобы собрать их воедино. Боги Тот и Анубис забальзамировали тело, подготовив его для похоронных ритуалов. На время Исида оживила Осириса и зачала от него ребенка – Гора. Все мифы древнего Египта о богах гласят, что Гор воплощается во всех фараонах, правящих страной. Что касается самого Осириса, то он отправился в загробный мир, став его владыкой.

Противостояние Гора и Сета – битва добра и зла

Египтяне верили, что Гор является одним из представителей солнечных богов. На рисунках его представляли как человека с головой сокола, а его символом считалось солнце с распахнутыми крыльями. Несмотря на доброе сердце, Гор с малых лет поклялся жестоко отомстить за отца. Когда он возмужал и подготовился к борьбе с Сетом за трон, к нему из загробного мира прибыл Осирис и задал два вопроса.

– Какой поступок ты считаешь достойным? – спросил Осирис.
– Помощь родителям, – не раздумывая выпалил Гор.

Тогда Осирис поинтересовался, от кого больше пользы – от лошади или боевого льва. Гор посчитал, что от лошади, аргументируя тем, что лев подходит для обороны, а на лошади можно преследовать противника. Осирису понравились ответы, поэтому он благословил сына на сражение с Сетом.

Отметим, что в Древнем Египте Сета называли покровителем чужеземных захватчиков и преступников, богом грозы и пустыни, выжигающей всё живое. Его представляли в виде человека с ослиной головой.

Существуют разные мифы и легенды Древнего Египта , посвященные тому, чем все-таки завершилось противостояние Сета и Гора. По одной из версий враждующие стороны примирились, чему поспособствовал мудрый бог Геб. Он разделил власть: назначил Гора правителем Нижнего Египта, а Сета – Верхнего.

Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Прошлое и настоящее этого государства переплетены воедино нитями исторических событий и удивительных историй. Древнеегипетские мифы - это по-настоящему ценный дар, который помогает современным историкам разгадать многие тайны прошлого этой страны. Именно в них заложен смысл существования и взаимодействие их с окружающим миром.

Особенности египетской мифологии

Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд? Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.

Герои мифов Древнего Египта

Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, поэтому главными их героями всегда были многочисленные боги. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. В то же время население Древнего Египта считалось приближённым к божественному началу, ведь, согласно всё тем же мифам, боги в давние времена проживали среди людей, а их прямые потомки становились царями и заботились о своём народе.

Боги-злодеи и боги-помощники

О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта? Боги - вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. И древнеегипетская не является исключением. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.

Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра - бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум - бог заходящего солнца. В Гелиополе, находящемся в Нижнем Египте, главным божеством был признан Геб, бог земли, а в Мемфисе - Птах. Вот такое вот разнообразие. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон.

Кроме выше описанных созданий, мифы о древних богах Египта упоминали и других, не менее важных и влиятельных сущностей. Положительные роли при этом принадлежали Амат за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Кроме того, нередко с положительной стороны в мифах упоминались Анубис, Исида, Осирис и Птах. Жестокими, и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек - бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет - владыка ветров и пустыни, Сехмет - богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.

Особенно интересны древнеегипетские мифы о неба и земли, то есть мира. В разных центрах Египта главная роль отводилась какому-то одному божеству, а другие были ему либо помощниками, либо сопротивлялись и строили козни. Существовала только одна точка соприкосновения этих космогонистических направлений - божество Нун, символизирующее Изначальный Хаос.

Мифы о сотворении мира по версии Гелиополя

Население египетского города Гелиополь и его окрестностей верило в то, что сотворение мира, а точнее сказать, всего сущего на земле, состоялось благодаря Атуму. По их мнению, именно этот бог был самым первым существом, возникшим в глубинах Нун - безбрежной, холодной и тёмной субстанции. Не найдя твёрдого места, с которого он мог бы попытаться сотворить свет и тепло, Атум создал Бен-Бен - холм, возвышающийся посреди холодного безжизненного океана.

После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана, и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.

Шу и Тефнут тем временем родили Геба и Нут, которые в скором времени стали жить как муж и жена. В скором времени богиня небосвода Нут родила Осириса, Сета и Хора, Исиду и Нефтиду. Всё божественное семейство, согласно этому мифу, составляет Великую Девятку богов Египта. Но это далеко не единственная версия порядка появления высших существ, а значит, и их главенства. Древняя мифология Египта содержит ещё несколько историй на эту тему.

Сотворение мира: Мемфисская космогония

Согласно версии сотворения мира, изложенной в свитках, которые были найдены в Мемфисе, первым богом, возникшим в глубинах Нуна, был Птах, представляющий собой земную твердь. Усилием воли он исторг из земли сам себя и обрёл тело. Птах решил создать себе верных помощников из того же материала, из которого возник сам, то есть из земли. Первым на свет появился Атум, который по воле отца воссоздал из тьмы Нуна Великую Девятку богов Египта. Птаху оставалось только наделить их мудростью и могуществом.

Фиванская версия происхождения мира

В Фивах история несколько отличается от тех, которым следовали в других областях Древнего Египта. Первое и самое существенное отличие - это количество богов: если в других версиях это была Великая Девятка, то Фиванская предполагает наличие трёх верховных существ: Мина - Амона - бога солнца, и бога войны Монту. Творцом всего мира считался Мин. Несколько позже Мин и Амон уже представлялись как единое божество, символизирующее солнце, которое дарит свет, тепло и богатые урожаи.

Гермопольская космогония о происхождении мира

Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт - богов ночи и тьмы. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это так называемая Великая Восьмёрка. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой - Огненный холм. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Так богов стало девять, и они смогли заняться сотворением людей.

Жизнь после смерти в мифах египтян

Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых.

Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.

Борьба добра со злом в египетских мифах

Не обошла древняя мифология Египта и такую тему, как борьба добра со злом. На сегодняшний день переведено множество историй о том, как боги Египта сражались со злыми божественными существами, которые чаще всего представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов. Главным борцом с ними являлся, конечно же, бог Солнца, а главными помощниками в восстановлении порядка были изначальные боги - Шу, Монту, Нут и другие. Согласно мифологии, битвы Ра со злом происходят каждый день, и не только в мире живых, но и в царстве мёртвых.

Вышла из древних религиозных верований. И ожила во многих памятниках великой, как сама жизнь, цивилизации. Настенные изображения внутри храмов, пирамиды-усыпальницы фараонов и хрупкие папирусы рассказывают об одном. О том, как боги сотворили жизнь и обустроили ее согласно собственной воле.

Мифы о сотворении мира

Из египетских мифов следует, что жизнь из мертвой водной пустыни создал бог Атум. Первыми творениями Атума были бог ветра Шу и богиня Тефнут с головой львицы. Первая пара детей Атума разделила его одиночество.

Вторым прекрасным созданием стал бог солнца Ра, его появление осветило тьму и принесло тепло, а из слез счастья Ра появились люди. Затем Атум создал Геба и Нут, бога земли и богиню неба. Они пришли в мир, крепко обнявшись, поэтому небо и земля были нераздельны.

После ссоры Ра разделил их, дав людям сушу для жизни. Благодарные люди с тех пор помнили и чтили двух главных богов: Ра и Атума. Они возделывали землю, строили и поклонялись солнцу.

Мифы о земледелии

Второй темой, родившей множество мифов, стало земледелие. Плодородные долины Нила соседствовали с пустыней, периодически приносившей засуху. Во время разливов жители Египта возносили великому Хали свои молитвы. Бог, владеющий водами Нила, мог остановить бедствие.

Сбор урожая и последующее возрождение природы египтяне связывали с легендой об Осирисе. Его убил брат Сет, а жена Исида родила от мертвого Осириса сына Гора. Повзрослевший Гор убил коварного Сета и воскресил Осириса. Обряды, символизирующие воскресение Осириса, проводились в Египте ежегодно. А злой Сет остался богом пустыни и смерти.

Исида и Осирис стали самыми известными египетскими богами. Исида была богиней семьи, и материнства, долгое время она правила Египтом одна, потому, что ее муж не захотел возвращаться к людям.

Мифы о загробной жизни

Осирис с тех пор стал судить мертвых в загробном мире. А воскресение Осириса стало символом вечной жизни для египтян. Бог-шакал Анубис и бог Тот помогали правителю мира мертвых. Они взвешивали сердце умершего на весах. На другую сторону весов клали перо богини правды Маат.

Так, попадая в мир мертвых - Дуат, египтяне разделялись на праведных и грешников. Грешников отдавали на съедение чудовищу Амат, а праведники отправлялись в прекрасные поля Иалу наслаждаться вечным счастьем.

Все египтяне сознавали неизбежность суда Осириса, готовились пройти сложный путь по Дуату и умилостивить бога загробного мира. Подробности суда описывались в Книге мертвых и передавались из поколения в поколение.

Мифы древнего Египта являются культурным наследием человечества. Ученые отмечают важность их возникновения и сохранения для истории мировой культуры. Из египетских и греческих мифов родились многие сказки и легенды современности, они и сегодня сохраняют моральную и духовную ценность.

Египетская мифология - кладезь информации для современных исследователей. Старана пирамид представляет собой таинственный мир, полный загадок и тайн. Мировоззрению современного человека взгляды древних порой кажутся невообразимыми. До сих пор ученые до конца не знают, что же скрывают иероглифы и чудные изображения на папирусах.

Значение мифологии

Мифология играет огромную роль в изучении Древнего мира. Религиозные верования, которые лежат в основе египетских мифов, позволяют ученым изучать эволюцию развития мира. На примере культуры Древнего Востока становится очевидным отличие египетской мифологии от верований других народов.

Египтяне уделяли огромное значение не столько миру живых, сколько загробной жизни . При детальном изучении религии складывается впечатление, что жители Египта считали земную жизнь неким промежуточным звеном между важнейшими этапами своего существования.

Важнейшими чертами египетских верований были:

  • обожествление усопших;
  • наделение животных сверхъестественными силами;
  • почитание культа мертвых и потустороннего мира.

Основным источником данных является информация, оставленная древними жителями в местах захоронений, саркофагах и гробницах. Письмена позволяют систематизировать данные и сформировать общую картину мифологии Древнего Египта.

Боги

Описание жизни богов и их деяний позволяет сформировать примерный набросок мировоззрения древних египтян. Ключевое значение в религии отводилось не конкретным событиям, а идеям и учениям.

  • Амон . Божество, наиболее уважаемое на территории Фив. Часто его изображают в виде человека с бычьей головой. Если же голова на изображении человеческая, то ее непременно венчают два пера, символизирующие рога священного быка. В XVIII веке Амон был введен в ранг верховных богов. Под его властью было царское правительство, а также победы в сражениях.
  • Анубис . Покровитель царства мертвых. Владыку загробного мира изображали в виде человека с черной шакальей головой.
  • Апис . Божество, воплощенное в теле священного тельца. Быкоподобный бог служил символом плодородия.
  • Атон . Во времена правления царя Эхнатона божеством, олицетворявшим отца правителя, считался бог Атон. В знак почтения к данному божеству египтяне поклонялись фигуре в виде солнца.
  • Атум . До начала правления V династии божество олицетворяло единение всего живого. Позже Атуму приписывалось сотворение мира. Его также считали олицетворением бога Солнца.
  • Ба . Божеству приписывалась власть над эмоциями. Бог представал в виде своеобразного "2 духа», характер которого мог изменяться в зависимости от того, в каком состоянии находится его физическое тело. Понятие бога Ба схоже с современной интерпретацией души человека.
  • Геб . Покровитель земли, а также защитник усопших. В древних письменах Геб представал в виде старика с длинной бородой.
  • Ка . Своеобразное воплощение души человека. По поверьям, Ка каждого человека следует за ним всю жизнь, вселяясь во все предметы и существа, с которыми человек контактирует. Изображалось божество в виде простертых вверх ладоней.
  • Мин . Владыка животноводства, а также покровитель кочевников.
  • Монту . Изображался в виде человека с птичьей головой. Он помогал воинам в битвах.
  • Осирис . Покровитель потустороннего мира - загробного царства.
  • Птах . Божество, которому приписывали создание остальных героев мифологии.
  • Ра . Божество верховного порядка. По преданиям, являлся отцом всех остальных богов.
  • Себек . Представитель покровителей плодородных земель и владыка вод. Изображался в виде крокодила.
  • Сет . Воплощение вселенского зла, покровитель бурь и непогоды. В мифологии Сету приписывали защиту бога солнца.
  • Тот . Божество, стихией которого была мудрость, а символом - луна. Изображался Тот в виде человека с головой ибиса. Считалось, что письменные навыки и летоисчисление - заслуга Тота.
  • Хапи . Божество, которому отводилась роль хранителя реки Нил, а точнее, ее разлива. Изображение Хапи демонстрировало тучного персонажа с кувшином воды.
  • Хнум . Создание человечества считалось его рук делом. Согласно мифам, люди вышли из глины, которую лепил Хнум. Также богу отводилась роль защитника Нила. Изображался Хнум в виде человека-барана.
  • Хонсу . Божество, изображение которого состояло из человеческого облика, головы сокола и лунного серпа, увенчавшего голову. Хонсу покровительствовал над целителями.
  • Хор . Заступник правящего фараона, находящегося под опекой этого божества.
  • Шу . Владыка воздушных масс и защитник дневного света.
  • Ях . Выступал в роли покровителя луны.

Богини

Богини древнеегипетской мифологии выступали не только в роли покровительниц тех или иных явлений, но и часто были спутницами богов-мужчин.

  • Исида , покровительница матерей и детей, воплощение женственности и материнства. Исида представала в роли возлюбленной Осириса.
  • Бастет - покровительница нежных чувств, влюбленности и веселья. Ее облик изображался в виде женского силуэта, увенчанного кошачьей головой.
  • Маат стояла на страже справедливости и правды. Изображалась в образе женщины, в чьи волосы было воткнуто длинное перо.
  • Мут - богиня, под чьей властью находились небесные просторы. Также по совместительству с некоторыми богинями покровительствовала материнству. Фараоны считали, что она дарует правителям власть, поэтому поклонялись Мут.
  • Нейт считалась одной из создательниц мира, а также покровительствовала охотникам и воинам.
  • Нефтида (Небетхет)- богиня, которой приписывали власть над смертью. Также образ Небетхет олицетворял женскую красоту и сексуальность. В иероглифах Древнего Египта было обнаружено изображение этого божества в виде женщины, на голове которой находится дом.
  • Нехбет - защитница рожениц. Образ коршуна тесно связан с Нехбет, поскольку изображалась эта богиня либо в виде женщины с птицей на голове, либо в облике пернатого хищника.
  • Нут - мать некоторых из богов, а также покровительница небесных стихий. Образ Нут представлялся в виде коровы, которая парит, либо летящей женщины, прикасающейся кончиками пальцев к земле.
  • Сохмет - супруга Птаха и покровительница солнечного жара. Помогала воинам в битвах.
  • Таурт - защищала обратившихся к ней за помощью от злых духов, а также олицетворяла женскую плодовитость.
  • Тефнут - женщина со львиной головой олицетворяла природные явления: жару и влагу.
  • Уаджит - женщина, силой которой наделся правящий фараон. Изображение Уаджит демонстрировало кобру.
  • Хатхор - богиня музыкальности, мелодии, а также любви. Женщина, представленная на настенных рисунках, обладала коровьими рогами.

Мифы

Самым интересным мифом Древнего Египта считается сотворение мира и всего живого. Согласно мифологии, боги создали все сущее из бездонного водного простора, который заполнял пространство. Подробности поверий варьируются в зависимости от религиозного центра, которых в Древнем Египте насчитывалось три:

  • Мемфис;
  • Гермополис;
  • Гелиополис.

Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Поэтому сотворение мира приписывалось Атуму. Согласно мифу, бог повлиял на водный простор силой воли, отчего из воды вырос огромный камень. Взобравшись на вершину священной скалы, Атум сотворил божество, покровительствующее воздуху - Шу, а также богиню, под властью которой находится влага - Тефнут. Два божества соединились , и от этого союза на свет появились бог Земли Геб и владычица неба - Нут. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи.

Последователи религии, распространенной в Гермополисе, считали, что авторами всего сущего стали четыре женских божества и четыре мужских, которые в совокупности предстали в "оглоаде" - восьмерке божеств. Владыки, соединяясь попарно , сотворили пространство, воду, воздух и тьму. Родителями Солнца стали все восемь персонажей.

Мифология Мемфиса в точности копирует поверья Гермополиса. Единственное отличие состоит в том, что Птах появился раньше покровителя Солнца, который был рожден из сердца и языка создателя мира.

Роль Осириса в мифологии

Самый известный из героев древнеегипетских мифов - Осирис . В разные периоды под влиянием правящих династий роль этого бога изменялась. В один период египтяне приписывали ему царствование над загробным миром, в иных интерпретациях Осирис покровительствовал земледельцам и виноделам.

Согласно поверьям, Осирис правил в Египте и, будучи фараоном, стал жертвой зависти своего младшего брата Сета. Желая заполучить трон, Сет совершил убийство брата.

Супруга Осириса не смогла отыскать тело мужа. Вскоре у нее родился ребенок - Гор. Повзрослев, сын Исиды одолел Сета, после чего воскресил Осириса . Тем не менее оживший бог не смог ужиться среди людей и богов, отправившись в загробный мир и став его владыкой.

Египтяне верили, что от качества проведения погребальной мессы зависит загробная жизнь человека. Если обряд проведен по всем правилам, то душа сможет продолжить свое существование, подобно богу Осирису.

Значение Нила в религии египтян

Древний Египет не смог бы существовать без могущественной реки, которая протекала по его территории. Нил давал жизнь, возможность пахать земли и даровал влагу всему живому. Неудивительно, что ему уделялось особое значение в мифологии.

Согласно мифам, Нил олицетворял своими водами божество по имени Хапи. Именно этот бог управлял рекой, а будучи в хорошем расположении духа, наводнял водоем настолько, что волны захлестывали берега. Благодаря таким «выходкам» небожителя египтяне имели возможность выращивать урожай, за что благодарили Хапи.

Живность, которая обитала в водах Нила, также олицетворяла некие божественные силы. Власть приписывалась всем: лягушкам, крокодилам и рыбе.

Бог Ра

Особое значение в мифологии Древнего Египта было отведено богу Ра. Некоторые из поверий гласят, что люди на земле возникли из слез, которые пролили божественные глаза Ра.

Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. К примеру, в одном из сказаний бог Ра пытался сотворить мир, который напоминает нашу землю. Населив свое творение людьми и божествами, Ра стал жертвой злого заговора, который готовили против него его же творения. Рассердившись на неверных, бог бросил им свой глаз, который превратился в богиню по имени Хатор-Сехмет. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной.

Видео

Это видео познакомит вас с увлекательной мифологией и богами древнего Египта.