Воспитание толерантного отношения к детям с овз. Какие заболевания входят в овз. Формировать толерантность должны

Отношение в семье к ребенку с ОВЗ

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая дает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Так фактор социализации семьи занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты формирования личности.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности с ограниченными возможностями развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, не являются постоянными.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов».

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним.

Не следует думать, что умственно отсталый ребенок - это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться «эмоционально неграмотным».

Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители узнав о тяжелых отклонениях в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Ранее чаще всего общество ориентировало родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция – к воспитанию ребенка в семье. И это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в тех семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них самих.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки: они не заинтересованы в пересмотре диагноза и ожидают от общества материальной поддержки.

Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребенка, так и его родителей.

Очень часто в своем отношении к ребенку родители допускают очень серьезные ошибки.

Если родители замечают у ребенка отставание в развитии: , они обращаются к детскому врачу. И это правильно.

Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть и от окружающих ребенка лиц, и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, главное от своевременно начатых и систематических специальных занятий.

Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо лекарства, или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже вкус и прилежание к учебе.

Не отрицая значение вышеперечисленного воздействия, тем не менее надо сказать, что они уместны только как составная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое переходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. . Или:. Несостоятельность таких рассуждений очевидна.

Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.

Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, грамотного подхода к к ребенку и грамотного построения занятий с ним. 1

Таким образом, изучив отношение родителей к своему ребенку можно сделать вывод, что главное условие, при котором ребенок (с недостатком или без него) вырастает счастливым и общительным, это семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть, не донимают ребенка своим беспокойством о нем, не притесняют его, не суетятся вокруг него, не критикуют его целыми днями; а также, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастет неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким как все. Но если родители будут воспринимать его отличие от других детей как нечто не имеющее особого значения, если они будут обращаться с ним, как с самым нормальным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, не будут обращать внимания на взгляды и замечания, тогда и ребенок будет считать себя таким, как все, и не будет чувствовать себя каким-то особенным.

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей.

Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся:

  • в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • отсутствии у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;

С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя.

Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик можно определить следующим образом:

Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка;

Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития;

Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями;

Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.

Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:

    o познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,

    o сочинения, защита исследовательских работ,

    o конкурсы рисунков, стихов,

    o социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

§ тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,

§ моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов,

§ досугово-развлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.

Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного действия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.

Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Учащиеся с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей.

Классному руководителю важно обратить внимание на достижение метапредметных результатов – освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.

Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя. Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок.

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов.

Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников.

Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Толерантное отношение к детям с ОВЗ как одна
из составляющих образовательного пространства
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение друг к другу.Что же такое толерантность?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпимость) - качество, характеризующее отношение к другому человеку. Это не только милосердие, терпимость, а главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по всей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранить свою индивидуальность
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть.
Задачи: укрепление здоровья детей; обеспечение прав в получении коррекционно-образовательных услуг; осуществление социальной адаптации и интеграции; компенсация нарушений развития; развитие когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность - это сострадание, эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но сострадающих беде - еще больше.
Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.
Важно понимание раздражения, которое может принимать множество форм (от того, чтобы слегка отодвинуться от ребенка на ковре, до физического насилия), то есть нежелания сидеть рядом с ребенком, который выглядит, действует или ведет себя по-другому или не играть с ребенком, который не может говорить или у него какая-то видимая форма инвалидности. Это можно сравнить с преследованием ребенка из-за его этнического происхождения.
Следует обсуждать и на первый взгляд, более мелкие прецеденты и делать это следует открыто, так, чтобы тому, кто пострадал от них, была оказана поддержка, и весь класс оценил значение этого. Следует понимать, что дети разные по своему развитию, следовательно, и стиль обучения и воспитания в классах должен быть разнообразным. Следует придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам. Не случайно такое широкое общественное признание получили различные соревнования и олимпиады среди детей с ОВЗ.
Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи.
Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.
Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий.
Для того чтобы внедрить в жизнь то, что было описано выше, педагоги должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят.
Во всех группах и классах, если кого-то обидели (даже слегка), педагог может остановить занятие и обсудить это. Группа может обсуждать вопрос, и целью обсуждения является - развить позитивное отношение. Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что педагог на его стороне, и что весь класс/группа знает об этом. Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем.
Следует разбить класс на группы, по парам, дать индивидуальные задания. Убедитесь в том, что состав групп варьируется (принимая во внимание интересы детей) - необходимо присутствие в группах детей разного социального и этнического происхождения и пола.
Педагог должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях - творческой, физической, социальной и академической - давая понять, что конкуренция между детьми неприемлема. Это создаст в классах большой моральный комфорт.
Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение педагогов, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
Каждый ребенок является уникальной личностью;
Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;
Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.
В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций. При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:
психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;
не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;
верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
Детей сравнивают с цветами.Ребёнок с особенностями тоже цветок.Цветок полыни.Горький, но такой необходимый для здоровья. Окружающих.
Уважаемые коллеги, своё выступление я хочу завершить притчей.
Притча о слове
У школьного учителя был весьма тяжелый характер, и придумали мальчики, как от него избавиться.
На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.
Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение.
Он собрал книги и ушел домой.
Когда жена открыла дверь, то вид у него был бледный и больной.
Жена постелила ему постель,…
Учитель слег и перестал ходить на занятия.
Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже.
Он совсем перестал вставать с постели.
Глаза его ввалились, все болело.
Тогда дети его пожалели и решили исцелить.
Они стали проведывать его по - одному…
И каждый говорил, что сейчас учитель прекрасно выглядит.
После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю прогуляться вместе по улице, чтобы окончательно выздороветь.
На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением!
Учитель радовался. Хвори перестали его мучить.
Словом можно как убить, так и лечить!
Литература:
http://inclusive-edu.ru/http://muko.edusite.ru/p131aa1.htmlhttp://www.razvitkor.ru/information/materiali/111-psihtechhttp://festival.1september.ru/articles/580261/

Подготовила: Дружинина Елена Васильевна

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери

Инклюзивное образование в ДОУ, которое еще несколько лет назад рассматривалось в числе
приоритетных решений, становится оптимальной моделью функционирования детского сада. Инклюзия
позволяет успешно решать ряд проблем:
Инклюзия – активное включение в образование детей с
различными стартовыми возможностями, независимо от
интеллектуального уровня и физического состояния, социальной,
национальной и религиозной принадлежности. Отличительная
черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет
индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не
подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов

и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
при этом необходимой помощи» определено обустройство безбарьерной универсальной среды для
дошкольников с особыми потребностями посредством переоборудования входов в здание детского сада и
внутренние помещения, предметно-пространственной среды в группах, пешеходных дорожек и тротуаров
на территории ДОУ.
В ДОУ 12 групп общеразвивающей направленности. Почти в каждой группе
имеется несколько детей с проблемами зрения, слуха, небольшими опорнодвигательными проблемами, с умственной отсталостью, с нарушением поведения и
общения и ЗПР. Это не требует обустройства безбарьерной универсальной среды.
Воспитателям и специалистам ДОУ приходится решать проблемы социализации и
таких деток, чтобы позволить последним стать полноправными участниками учебновоспитательного процесса, реализовать природные таланты, развить уверенность,
самостоятельность, инициативность, найти свое место в социуме.

Включение в группу малыша с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание таких условий:

Обустройство привлекательной, насыщенной игрушками предметно-развивающей
среды (для дошкольников с умственной отсталостью необходимо добавить в среду
игрушки предыдущей возрастной категории, для обучения слабовидящих -
игрушки, стимулирующие развитие полисенсорного восприятия).
Использование дидактического материала разноуровневого содержания.
Определение сильных сторон ребенка с ОВЗ, на которые впоследствии делается
упор (получение похвалы стимулирует дальнейшее развитие).
Отказ от соревновательной практики.
Создание атмосферы взаимопомощи и взаимоподдержки.
Обустройство уголков уединения (под нишами, с использованием балдахинов).
Стимулирование развития коммуникации между малышами, между
воспитанниками и взрослыми.
Постоянное присутствие второго взрослого при режимных моментах для оказания
помощи.
Важной частью плана реализации инклюзивного образования в детском саду
следует сделать ведение разъяснительной работы с воспитателями. Еще до
пополнения детского контингента дошкольниками с ограниченными
возможностями физического и (или) психического здоровья педагогический
состав ДОУ должен четко понимать порядок действий при условии введения
инклюзии.

В зависимости от характера
нарушения одни дефекты могут
полностью преодолеваться в процессе
развития, обучения и воспитания
ребенка, другие лишь сглаживаться, а
некоторые только компенсироваться.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в
ограничении его связи с миром, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с
природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к
элементарному образованию. А так же проблема негативного
отношения к детям с ограниченными возможностями со
стороны сверстников, наличия физических и психических
барьеров, мешающих повышению качества образования детей
с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот
факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к
таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными»,
«отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач по
отношению к детям с особыми потребностями является
формирование у педагога педагогической толерантности, т.е.
способности понять и принять ребенка таким, какой он есть,
видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления,
иных форм поведения. А также воспитать у сверстников
толерантное и уважительное отношение к детям с
ограниченными возможностями здоровья.

Формировать толерантность должны:

Специалисты (учитель-логопед, педагог-
психолог, воспитатель, инструктор по
физической культуре, музыкальный
руководитель), работающие с детьми;
Родители;
Дети

.

Главной задачей толерантного воспитания
детей является развитие эмоций и чувств,
направленных на другого, а не приобретение детьми
знаний о правильном поведении. Именно это
отношение порождает сочувствие, сопереживание и
содействие. Решающую роль в формировании у
дошкольников толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья занимает
игра. Отсутствие принуждения, равные права
снимают напряженность, замкнутость, страх, что
тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру.
Если в группе есть «особые дети» педагог должен
вводить таких детей в игру через собственное
общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с
ним в паре, и лишь после того, как ребёнок увлёкся
игрой, переключить его на игру с другими детьми.

Игры направленные на воспитание толерантного отношения дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.

1.Спящая красавица
«Когда-то очень-очень давно злойпрезлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая
жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже больше ста
лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника
рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит
ее и придумает для нее самое красивое прозвище».
Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не
побудут в роли Спящей красавицы

3.Добрые волшебники
Дети
сидят
в
кругу.
Воспитатель
рассказывает: «В одной стране жил злодейгрубиян. Он мог заколдовать любого ребенка,
обозвав его нехорошими словами. Заколдованные
дети не могли веселиться и быть добрыми, пока
добрые волшебники не расколдуют их, назвав
ласковыми именами». Дети, представляя себя
добрыми волшебниками, подходят друг к другу и
пытаются расколдовать, называя ласковыми
именами.

4.Комплименты
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо
сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.
Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо,
мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
Упражнение проводится по кругу.

5.Волшебные очки
Воспитатель: «У меня есть волшебные
очки, в которые можно разглядеть только
хорошее, что есть в человеке, даже то, что
человек иногда прячет от всех. Пусть каждый
из вас примерит эти очки, посмотрит на других
ребят и постарается увидеть как можно больше
хорошего в каждом, может быть, даже то, чего
раньше не замечал».

6.Царевна Несмеяна
Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть
каждый подойдет к Царевне Несмеяне и
постарается утешить ее и рассмешить. Царевна
изо всех сил будет стараться не рассмеяться.
Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку
царевны». Затем дети меняются ролями.

7.Если бы я был королем
Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что
короли могут все? Давайте представим себе, что
бы мы подарили своему соседу, если бы мы были
королями. Придумали? Тогда пусть каждый по
кругу скажет, какой подарок он бы сделал.
Начинайте со слов: «Если бы я был королем, то
подарил бы тебе...». Да, кстати, не забудьте
поблагодарить короля за подарок, ведь только
после этого вы сами сможете стать королем и
подарить своему соседу ваш собственный
подарок».

8.Праздник вежливости
Сегодня в нашей группе объявляется праздник вежливости!
Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают
благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится
шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других
ребят за что-нибудь. Вы можете подходить к кому хотите и
говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите,
благодарить других за что-нибудь - это очень приятно.
Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь
истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы?
Тогда начинаем».

9.Открытки в подарок
Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами
будем рисовать открытки в подарок друг другу.
Нарисуйте открытку своему партнеру. Она
должна быть очень красивая, нежная и добрая.
Когда открытка будет готова, я подойду к каждому
из вас, и вы продиктуете добрые слова и
пожелания вашему другу, а потом подарите ему
открытку».

В заключение хотелось бы отметить, что поиск
наиболее оптимальных путей, средств, методов
для успешной адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в
общество – это задача всех и каждого. Ведь
помочь наполнить черно-белый мир «особого
ребенка» яркими и светлыми тонами можно
только совместными усилиями.

ü выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);

ü организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

ü повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка ;

ü разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка.

Целью комплексной психокоррекционной работы , способствующей формированию толерантного отношения близких к лицам с особыми нуждами, является формирование у родителей психологической готовности принять личность ребенка и его нарушения, а также создание в семьях эмоционального климата, благоприятного для личностного и познавательного развития детей.

Тренинги для детей и родителей являются наиболее эффективной формой психокоррекционной работы. В ходе родительских тренингов и занятий в группе общения эффективными могут быть такие приемы, как:

ü Рисование своей семьи в образе зверей, птиц, домашних предметов;

ü Написание злого (грустного, веселого) письма своему ребенку (мужу, свекрови и т. д.);

ü Выполнение скульптуры семьи из фольги или глины и реальной скульптуры в процессе использования танцевальной терапии: членов семьи просят с помощью телесной метафоры изобразить структуру взаимоотношений в их доме. Помогая людям занять определенные метафорические позы, психолог может мягко открыть семье ее структуру.

Техника «Скульптура» может быть использована и для снятия мышечного напряжения. Ребенок и родитель по очереди выполняют роль скульптора и скульптуры. По заданию психолога «скульптор» лепит из глины «скульптуру»: ребенка (взрослого), который всем доволен; ребенка (взрослого), который всегда доброжелателен; ребенка (взрослого), который ничего не боится, и т. д. после выполнения задания обсуждается, что они чувствовали, какую фигуру было приятно изображать, а какую – нет.

ü Составление семейной диаграммы «Моя семья до и после рождения ребенка, в настоящее время);

ü Обучение зарядке позитивного мышления «Именно сегодня» с использованием аутотренинга и музыкальной терапии (по методике) .

Программа тренинга толерантности , предложенная , направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмо­циями, общением и включает когнитивный (инфор­мирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры), эмоционально-волевой (аффективный - самосовершенствование коммуника­тивных навыков с позиции толерантного взаимодей­ствия и развитие умений эмоциональной саморегу­ляции в процессе общения и деятельности) и пове­денческий (развитие толерантных качеств) компо­ненты. Данная программа может быть использована в работе с подростками и взрослыми (родителями, учителями).

Программа групповых коррекционных занятий с матерями , воспитывающими детей с отклонениями в развитии, предложенная , предполагает работу по трем направлениям:

ü гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком;

ü гармонизация внутрисемейных отношений;

ü оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Ориентируясь на эти направления, педагог-психолог решает следующие задачи:

1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность , необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (“Он у меня такой же, как все”), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия (“А как его научить? Я не умею”).

3. Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка (“Нет, из него никогда ничего не получится”).

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).

С психолого-педагогической точки зрения совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками позволяет решить следующие задачи:

1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья осваивает определенные нормы поведения, которые в будущем (при условии дальнейшей психолого-педагогической и физической реабилитации) позволят ему стать равноправным членом общества. С другой стороны, нормально развивающиеся сверстники учатся адекватно реагировать на проблемы особых детей.

2. В общении с другими детьми у ребенка развиваются внимание, память, воображение, мышление и речь.

3. В интегрированных группах, классах существует так называемая обратная связь, ребенок получает информацию о том, как он оценивается товарищами. Это важно для того, чтобы он научился правильно воспринимать и оценивать самого себя. Иными словами, в группах начинает формироваться адекватная самооценка, которая окажет влияние на процесс приобретения социального опыта.

4. В смешанных интегрированных группах ребенок получает именно ту поддержку со стороны окружающих его людей, которая необходима для развития самосознания и стимулирования его успехов во всех видах деятельности .

5. В таких группах ребенок осваивает определенные социальные роли и соответствующие им формы поведения, благодаря чему обретает способность согласовывать свои действия, а также брать на себя различные обязанности и выполнять их .

Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные кружки, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Работа педагога-психолога с детьми осуществляется в следующих направлениях:

ü Диагностика личности ребенка с отклонениями в развитии,

ü Диагностика отношения нормально развивающихся сверстников к детям с особыми нуждами;

ü Коррекция психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии;

ü Гармонизация внутриколлективных отношений, сплочение детского коллектива .

Методы психокоррекционной работы с детьми,

имеющими отклонения в развитии :

ü ведение дневника “События нашей жизни”. Данное направление основано на разработках и и в модифицированном виде внедрено в психокоррекционную работу. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления - наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

ü Игровые методы.

ü Психотехнические упражнения.

При работе с особыми детьми основной заботой психолога становится вытеснение стереотипов ущербности внутреннего мира ребенка с отклонениями, замена их позитивными установками, что положительно отражается на психическом здоровье и раскрытии творческого потенциала детей. Инвалидное сознание” характеризуется следующими установками:

· “Я ущербный и никогда не смогу стать нормальным”

· “Я несчастный, и все обязаны мне помогать”

· “В том, что у меня ничего не получается, виноваты другие, и я не могу ничего изменить”.

В качестве основных путей преодоления “инвалидного сознания” выделяют:

· развитие позитивной самооценки;

· создание образа своего “Я” и образа окружающего мира;

· создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации позитивной самооценки и ее укрепления .

Анкета для педагогов

Ваше мнение о совместном обучении здоровых детей и лиц

с особыми нуждами

(Вопросы к педагогам)

Уважаемые педагоги, Вы, очевидно, знаете, что есть здоровые дети и с особыми нуждами (нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта). В ряде стран существует практика совместного (интегрированного) обучения и воспитания детей обоих групп. Просим Вас высказать свое мнение относительно возможности совместного обучения детей здоровых и с ограниченными возможностями здоровья. Анализ Вашего мнения позволит подойти к решению этой проблемы в нашем регионе.

Как заполнять анкету?

1.

3. Затрудняюсь ответить;

Другой вариант (напишите) ____________________________________

2. Представьте, что здоровому ребёнку приходится общаться с детьми с особыми потребностями. Какие способы взаимодействия Вы считаете допустимыми?

Вариант ответа

С детьми с нарушениями зрения

С детьми с нарушениями слуха

С детьми с нарушениями речи

Близкая дружба

Буду препятствовать общению

4. Какие положительные моменты для здоровых детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания? (можно отметить несколько вариантов ответов)

1. Здоровый ребёнок станет добрее;

2. Здоровый ребёнок научится помогать другим;

3. Здоровый ребёнок получит опыт сочувствия, сострадания;

4. Здоровый ребёнок научится быть терпимым;

5. Это сблизит педагогов и детей;

6. Это расширит представления здорового ребёнка о жизни общества;

5.Какие отрицательные моменты для здоровых детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания? (можно отметить несколько вариантов ответов)

1. У здоровых детей снизится интерес к учёбе;

2. Снижение успеваемости и темпа развития здоровых детей;

3. Возникновение конфликтов в детском коллективе;

4. Уменьшение внимания к здоровым детям со стороны педагогов, воспитателей;

5. Ухудшится самочувствие здоровых детей;

6. Нет отрицательных моментов;

7. Другое (напишите) ________________________________________

6.Как Вам кажется, какие положительные моменты для ребёнка с ОВЗ и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания? (можно отметить несколько вариантов)

1. Ребёнок с ОВЗ с детских лет научится взаимодействовать со здоровыми детьми;

2. Он может получить дополнительную поддержку со стороны сверстников;

3. Ребёнок с ОВЗ будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне со здоровыми детьми;

4. Общаясь со здоровыми детьми, ребёнок с ОВЗ будет более активно развиваться;

5. Для родителей факт обучения их ребёнка в обычной школе, детском саду – положительно скажется на их психическом самочувствии;

6. У ребёнка с ОВЗ появятся широкие возможности проявить свои способности в различных видах деятельности, общения;

7. Нет положительных моментов.

7.Как Вам кажется, какие отрицательные моменты для ребёнка с ОВЗ и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания? (можно отметить несколько вариантов)

1. Ребёнок с ОВЗ не сможет проявить себя в среде здоровых детей;

2. Учебная нагрузка, рассчитанная на здоровых детей, усугубит физическое и психическое здоровье детей с ОВЗ;

3. Плохое отношение со стороны здоровых сверстников;

4. Ребёнок с ОВЗ не будет успевать в учёбе и играх за здоровыми детьми, и это снизит его самооценку, уверенность в себе;

5. Внимание педагогов, воспитателей будет недостаточным для усвоения материала ребёнком с ОВЗ;

6. У родителей ребёнка с ОВЗ возникнут дополнительные заботы, связанные с совместным обучением;

7. Нет отрицательных моментов;

8. Другой вариант (напишите) _______________________________

8.При каких условиях, на Ваш взгляд, возможно введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в образовательных учреждениях г. Новороссийска? (можно отметить несколько вариантов ответов)

1.Сокращение числа учащихся в классах, воспитанников в группах;

2. Увеличение количества педагогов;

3.Увеличение времени занятий;

4.Дополнительное финансирование;

5.Постройка пандусов, специальных приспособлений и т. д.;

6.Специальное оборудование кабинетов;

8.Дополнительная подготовка педагогов;

9.Подготовка общественного мнения;

10.Затрудняюсь ответить;

11.Другие условия (напишите)_______________________________

9.Как Вы считаете, какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в образовательных учреждениях, где совместно обучаются, воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ? (Можно отметить несколько вариантов ответа)

1.Они просто должны любить детей и быть терпимыми;

2.Необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ;

3.Необходимы дополнительные медицинские знания;

4.Нужны навыки оказания поддержки, предотвращения конфликтов;

5.Затрудняюсь ответить;

6.Другие (напишите)_____________________________________________________

Мы благодарим вас за участие в исследовании

и желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей.

Анкета для родителей

Ваше мнение о совместном обучении здоровых детей и детей с особыми нуждами

(Вопросы к родителям)

Уважаемые родители, Вы, очевидно, знаете, что есть здоровые дети и с особыми нуждами (нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта). В ряде стран существует практика совместного (интегрированного) обучения и воспитания детей обеих групп. Просим Вас высказать свое мнение относительно возможности совместного обучения здоровых детей и с особыми потребностями. Анализ Вашего мнения позволит подойти к решению этой проблемы в нашем регионе.

Как заполнять анкету?

Анкета состоит из вопросов, имеющих варианты ответов. Вам надо выбрать тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению, и обвести номер выбранного варианта кружком. Если Вы не найдете вариант, соответствующий Вашему мнению, то напишите свой ответ. В анкете есть и другие вопросы. Чтобы ответить на них, Вам нужно написать свое мнение. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса и быть искренними. Фамилию указывать не надо. Результаты будут использоваться в обобщенном виде.

Заранее благодарим Вас за ответы.

3. Каким образом может быть решена проблема приспособления детей с особыми нуждами к жизни общества?

1. Надо воспитывать их отдельно от других детей;

2. Такие дети должны расти и развиваться вместе со здоровыми детьми;

3. Затрудняюсь ответить;

4. Другой вариант (напишите) _________________

2. Представьте, что Вашему ребенку придется взаимодействовать с детьми с особыми потребностями. Какие формы взаимодействия Вы считаете допустимыми?

Вариант ответа

С детьми с нарушениями зрения

С детьми с нарушениями слуха

С детьми с нарушениями речи

С детьми с нарушениями движения

С детьми с нарушениями интеллекта

С детьми с задержкой психического развития

Близкая дружба

Совместные игры во дворе, на улице

Совместное общение после занятий: в кружках, секциях

Совместная учёба в одном классе, воспитание в одной группе детского сада

Учёба в одной школе, воспитание в садике

Только случайное общение на улице

Буду препятствовать общению

3.Обучение каких детей с особыми нуждами возможно, по Вашему мнению, в условиях общеобразовательной школы: