Казачьи игры и забавы описание их цель. Детские игры: казачьи игры для детей. Игра «Бой с булавами»

Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на

внешнюю сторону ладони. Задача играющих - любым способом заставить соперника

выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.

Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).

Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность

в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым

окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем

поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно.

Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю.

Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

землю.

11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной

рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,

хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед

высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте,

затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает

на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на

руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете

падения лежит один из игроков.

13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну

линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается

убежать, а игроки - поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось

убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим

становится он.

14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков -

палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное

колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти

сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она

остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то

отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда,

соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая

соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из

команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.

15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров.

Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку

так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются.

Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это

удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он

остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон"

("прогон" - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза

(по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему

это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему

завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий

начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить)

когонибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить

или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна

жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим.

Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять

продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".

17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится

спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки

дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не

заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до

него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал

неверно, то все игроки бьют водящего, если верно - то водящим становится игрок,

которого угадал водящий.

18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка -

водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку

и один игрок - за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит

она или убегает - догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет

убегающую - то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали,

кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры

ограниченно произвольно.

19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками

берутся под локоть. Задача каждой пары - устоять на ногах, а по возможности -

свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.

20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие

"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего

партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а

"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.

Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по

приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок

времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.

21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти

человек. Водящий ложится на землю, игроки - на него. Водящий обязан выползать

изпод игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не

выполз - его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется

поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.

22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая -

"волки", вторая - "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,

находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из

"волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка"

или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего

раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.

"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра

основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и

"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы

определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь

продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут

"волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в

"волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем,

"волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в

руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).

23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади

берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив

друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю

игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.

24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже

участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю

всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в

исходном положении.

25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками,

команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому

удается перетянуть команду соперников на свою сторону.

26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно

переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное

движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"

распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до

исходного положения.

27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков

дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает

подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,

который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают

его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга,

перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое

придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему

движение. Затем в круг становится другой игрок.

29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.

Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один

из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" - ногами

отбивать удары. Играют от трех и более человек.

30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам

завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу,

наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он

вышел - его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны

поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят,

31. "В жута". Жут - веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно

сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий.

Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий -

в центр круга, колени прикрывают одеждой.

Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего,

по возможности бьют его по спине. Задача водящего - вырвать жут не поднимаясь.

Задача игроков - ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его

за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок,

у которого жут был вырван.

32. "Заинька серенький". Кананием или считалкой выбирают двухтрех водящих.

Игроки образуют круг. Водящие - в кругу. Под хоровод "Заинька серенький"

водящий начинает демонстрировать элементы пляски. По окончании хоровода

водящие пытаются вырваться из круга. Игроки им не дают. В том месте, где

водящий прорывается, игроки становятся водящими, а водящий - игроком. Тот, кто

побывал водящим более трех раз "наказывается", обычно хворостинкой или

33. "Достань ногой". Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают

глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их

ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из

сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал когонибудь из

игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра,

обычно ограничивается.

34. "Устоять на дощечке". Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка

или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и

удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются

вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку.

Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.

35. "Живой плетень". Игроки, положив руки на плечи друг другу, стоят плечом к плечу в одну линию.

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 7 до 17 лет. Рассмотрим главные особенности казачьих игр, а также их разновидности.

Особенности казачьих игр

Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:

  • Дуб, калач, стань, не плачь!
  • Шики-быки новы-быки…
  • Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!


Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.


Виды казачьих детских игр

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:

  • игры без предметов;
  • игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
  • символические игры.

Примером первой категории может послужить игра «Ляпка». Она способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока.

Среди игр с предметами самой простой является забава с фишками. Для этого понадобятся плоские фишки. Игроки кладут их себе на голову и внешнюю сторону ладони. Цель участников — заставить соперника выронить хотя бы одну из фишек. При этом собственные фишки должны оставаться на месте. Игрок, который уронил фишку, наказывается (приседает 10 раз). После наказания игра продолжается.

К символическим играм можно отнести забаву «Всадники». В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1-2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку. Ещё больше интересных казачьих игр можно найти в данном разделе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 «А» классе

Кружок «История и культура кубанского казачества»

Тема: «Казачьи забавы»

Подготовила: Кишунова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7 ст.Переправной

Цели: -укрепление нравственных основ казачества;

Формирования у молодого поколения казаков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;

Популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди обучающихся.

Задачи: -воспитание гражданственности и любви к малой Родине у учащихся школы;

Развитие двигательных качеств учащихся через средства физического воспитания казаков.

Ход занятия:

(Вступительное слово учащихся)

(Вероника)
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

(Руслан)
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

(Наташа)
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.

(Андрей)
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

Учитель : А поведем мы сегодня беседу на очень интересную тему о кубанском казачестве, о его обычаях, традициях, о том, что за народ жил и живет у нас на Кубани?
Дети : казаки
Учитель :- А скажите, кто такие казаки!
Дети :- вольные люди
Учитель : совершенно верно
В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой.
Учитель : Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3-х лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело плавал, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
Учитель : для самых маленьких казачат казаки организовывали потешные игры, прыжки через скакалку. Юные отроки участвовали в казачьей игре «Ватага» .Где маленькие казачата боролись, «рубили» друг друга палками.
Казачьи забавы помогают юным казакам проявить свою смелость, ловкость и находчивость.
Игра:
1.«Папаха»
Играющие становятся в круг. По сигналу по кругу передается папаха и проговариваются слова:
Ты лети, лети папаха,
Ты лети, лети вперед,
У кого папаха встанет, тот на круг нехай идет!
У кого шапка остается в руках, выходит в центр и танцует.
Учитель : взрослые казаки также, не отставая от детей, играли в казачьи игры. Казачий бой –одно из старинных боевых искусств казаков и, временами, народная потеха, которая представляет собой бой кулаками. Помимо развлечения, кулачный бой у казаков был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для зашиты.
Игра:
2. «Перетяни палку»
2-е играющих садятся друг напротив друга, в руках у обоих палка.
Взявшись обеими руками за палку, играющие должны перетянуть друг друга на себя.

Игра:

3. «Перебери крупу»

Ребята делятся на две команды. Каждой команде раздается три вида крупы (рис, гречка, пшено). После того, когда учитель перемешает эти крупы, ребята должны разложить их по названию.

Учитель : А теперь для вас, ребятки,
Загадаю я загадки!
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!
Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите!
(показ презентации )

1.Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар)
2.Новая посудина,
А вся в дырках, (Сито, решето)
3.Три братца
Пошли на речку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)
4.Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (Бочка)
5.Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдаёт.
Сам в угол идёт. (Ухват)
7. Деревянная подружка
Без неё мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт? (Деревянная ложка)
8. Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит
Сразу всех развеселит. (Балалайка)
9.Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
10. На чужой спине едет, на своей груз везет (Седло)
11. На солнышке полежал, да весь в Кубань убежал? (Снег весной)

Ребенок : На Кубани-то живут люди вольные,
Люди вольные, казаки кубанские,
Казачья жизнь вся в песнях.
А где песня поётся, там счастливо живётся!
(Вместе)
Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз!

Галина Якименко
Сценарий праздника «Казачьи игры на Дону»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о донских казаках , развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его через песни, танцы, игры .

Задачи :

1. Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

3. Активизировать представления детей о народных праздниках , обычаях и традициях русского народа.

4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать, так на пороге встречать.

Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься !

Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Проходка под песню "Мы донские казаки "

Ведущая : А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок . Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей . (Садятся) Поглядите-ка на наших казачат , приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям) А что за народ собрался? (дети отвечают) - Казаки !

А скажите мне, кто это такие - казаки ?

Ребёнок : Казаки – вольные , смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.

Девочка : Много разных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мальчик : В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава.

Край казачий , край раздольный

Низкий наш тебе поклон.

Девочка : Нам сторонушка Донская - дорогая сторона.

До чего же ты красива казачья вольная земля .

Ведущая : Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону ? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием) . А пословицы о казаках вы знаете ?

Пословицы :

1. Где казак , там и слава.

2. По казаку и Дон плачет .

3. Казаку конь себя дороже .

4. Казак без коня – сирота !

Ведущая : А поведайте-ка нам, казачата : "Кто же главный у казаков ?" - (атаман)

А как зовут помощника? – (есаул)

А где выбирают атамана? - (на кругу)

А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо! все вместе)

Ведущая : Здоровы ли, казаки ?

Дети : Здоровы!

Ведущая : а раз здоровы, так надо нам разгуляться да атамана выбрать!

Считалка - распевка «Шалуны-балуны» .

Ведущая : ребята, а вам хочется быть смелыми, лихими, удалыми казаками ? (да)

Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне .

1. Казак без песни , что виноградная лоза, без гроздьев.

2. На Дону казаку и камень подпевает .

3. На Дону исстари ведется - без запевалы песня не поется.

4. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

Тогда давайте споём песню «Казачок »

Ведущая : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры – забавушки . Озорные да распотешные?

А вы знаете, что Казак с конем и ночью и днем. А где же казачки , ваши кони быстрые? (Дети выходят на игру) .

Подвижная игра : «Наряди казачку » .

Выходят 6 казаков и 2 казачки . Мальчики становятся в 2 колонны по 3 человека,

девочки рядом с мальчиками сидят на стульчиках. На середине зала стоит столик, на нем лежат по 2 пары : бусы, фартук, косынки. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, передают лошадку другому мальчику, а сами становятся в конец колонны и т. д. Наряжают казачку , кто быстрее.

Ведущая : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Отцам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь.

1Мальчик : Мы – малые казачата ,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2 Мальчик : Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы .

3Мальчик : Казаком я смелым буду ,

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

4Мальчик : Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У лихого казака .

5Мальчик : Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть,

Барыню на коне катать.

Игра с пением «Барыня и конь»

Ведущая : Казачата , а что у нас на Дону готовят на костре , да с дымком, а потом едят ложкой? (уху) А из чего варят уху? (ответы детей)

Мальчик : Улыбнулась вновь удача мне казацкая !

Рыба добрая в Дону не переводится –

Осетры всё да сазаны в сети ловятся.

Будет славная уха!

Девочка : Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться.

Запевайте-ка, девчата, вы поскорей, да порадуйте гостей!

песня «Шёл со службы казак молодой

Ведущая : Казаки так поют - передать невозможно.

Да и есть ли на свете такие слова!

То с тоской и печалью, немного тревожно,

То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

1Девочка : Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

В группе чисто приберем,

А потом играем.

2Девочка : Вот такой у нас уклад.

И растут ребята,

Все любимые подряд

В группе казачата .

Проводится игра «Заря-заряница»

Описание игры : выбирается заря (девочка) с помощью считалки :

Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я!

(Дети встают в круг, водят хоровод, а один из играющих –Заря. Она ходит противоходом внутри круга с лентой)

все поют : Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз, два –не воронь, а беги, как огонь!

Девочка : Как у нас на Дону зори ясные .

Как у нас на Дону ветры - ястребы .

Над веселой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

Мальчик : На Дону девчата есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.

А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.

Девочка : Во станицу погулять вышли казачата .

Веселятся от души парни и девчата.

Игра с пением «Как по снегу, по снежку»

Ведущая : Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата , споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Нагайка»

Описание игры : мальчики строятся в две команды, у первого игрока в руках нагайка. Добежать до обруча и сбить нагайкой кегли, затем их опять поставить и возвратиться назад, передать нагайку другому участнику. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Ребёнок : Мы и пели для вас, и плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

Ведущая : Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Дети все : Говорим мы до свиданья, до счастливых новых встреч!

Ведущие:

1. На ярмарку казачью

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2. Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Вместе: И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ казачий собирается,

Ярмарка веселая начинается!

(Звучит песня «Ярмарка»)

Коробейники.

1 к . Давайте подходите, других приводите,

А я сам ведь пригож,

И товар мой хорош.

2 к. А ну, честной народ,

Подходи, посмелей,

Покупай, не робей.

1к. Диво-дивное,

Чудо-чудное, а не товар.

Не ходи никуда,

А подходить вот сюда!

Ведущий 1. А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?

Ведущий 2. А как же! Гляди сколько гостей в зале!

Ведущие (вместе)

Добрый день, гости званные и желанные.

Вы, казаки донские, люди торговые.

Собрались мы на ярмарку, на веселую да старинную.

Покупайте, продавайте, да вещи приобретайте!

Ведущий 1 .Тогда с веселой песни и пляски начинаем.

Песня «Мы – донские казаки»

Ведущий 2.

Ярмарка, ярмарка,

Веселись, народ.

А ты, бабушка- загадушка,

Выходи вперед!

Бабушка - загадушка.

Смотрите, не моргайте.

Рты не разевайте,

Ворон не считайте.

Подешевле покупайте.

Посмотрите-ка ребятки,

В корзинке спрятаны, загадки.

Вы скорей их отгадайте

Ну, кто первый начинайте.

Раскопали грядки мы

Яиц много там нашли.

Что за курочки такие,

В грядки яиц наложили.

Мы в ведёрко их соберём

И всех в погреб отнесём. ............../Картошка.

Что за любопытный нос

Глубоко он в землю врос.

Может, что -то натворил

Вот и спрятаться решил................/ Морковка.

Сладкая и жёлтая

С детства всем знакомая

Растёт в знакомой сказке

И у нас на грядке.

Вы скажите детки

Что же это?............................./Репка

Зелёные ребятки

Растут у нас на грядке

Распустили все усы

Но совсем не для красы.

Листочками прикрылись

В тенёчке увалились.

Кто такие молодцы?

Это наши...................................../Огурцы.

Этот овощ не простой.

Был вначале зелен он

А теперь он покраснел

Вдруг окрасился, зардел.

Очень важный тот синьоёр

И зовется......................................../Помидор.

Не хочу его я рвать

Его пёрышки щипать

Пусть растут себе на грядке

И не щиплют мои глазки.

Но скажу тебе мой друг

Вкусный он........................../Зелёный лук.

Золотой, но не в скорлупке

В шёлковой, шуршащей шубке.

Шубку лучше не снимать

А то будешь ты рыдать.

И скажу тебе мой друг

Это репчатый................................./Лук.

Загадушка : Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Коробейники:

1. У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Выходи, казачье племя,

Запевать частушку время.

2. Где частушка льется,

Там легче живется.

Выходите казачата, парни да девчата.

Да запевай частушечки!

Частушки.

(выходят 4 пары: мальчик, девочка, поют частушки)

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Да что это за речонка? -

Рыбочка за рыбочкой.

Ды что это за девчонка? -

Завсегда с улыбочкой.

4. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

5. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

6. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

7. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

Ведущие:

1. Ой, спасибо, казаки и казачки,

Всех развеселили.

2. А теперь пришла пора поиграть-

Свою удаль показать.

Игра «Бой с булавами»

Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Ведущий 2 . Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Ведуший1 . Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!

А сейчас, молодые казаки, покажите свою ловкость да смекалку.

Игра «Нагайка»

Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.

Ведущий2. А сейчас, детвора, вас ждет новая игра.

Игра «Утица»

Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

«Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень

Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.

Вед. 1 . Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата, споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Длинная лоза»

Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Вед. 2 . Как в народе говорят-

Казак без коня не казак.

Казак коня и на ходу остановить может.

Сейчас мы и посмотрим, как наши казачата со своими лошадями справятся.

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Вед. 1 Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими.

Вед. 2 . Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи.

Сейчас мы и проверим, как ниши казачата умеют владеть нагайкой.

Игра «Самый меткий»

Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.

1. А какая же ярмарка без веселого перепляса.

2. Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Веселый перепляс

Ведущие (вместе)

Солнце закатилось - наша ярмарка закрылась.

Приходите в гости к нам! Рады мы всегда гостям!

Коробейники (вместе)

Кипит в избе самовар,

Милости просим к нам на чаепитие!

Вот так мы и живем-

Блинчики жуем, чаем запеваем-

Всех в гости приглашаем!

Используемый материал:

1. Казачий клуб «Скарб» Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»

2. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

3. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»

4. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

5. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

6.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.

7. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.