Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования. Земли сельскохозяйственного назначения – что это? Площадь земель сельскохозяйственного назначения

Распоряжением Правительства Курганской области от 28.08.2013 № 263-р «О проведении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения» принято решение о проведении очередной государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Последняя оценка данных земель была утверждена в 2007 году. В свете этого особенный интерес представляет информация, содержащаяся в ежегодном докладе о состоянии использовании земель в Курганской области, направляемая Управлением Росреестра по Курганской области в Росреестр.

Земли, находящиеся в границах Курганской области, составляют земельный фонд области, который на 1 января 2014 года составляет 7148,8 тыс.га. Наибольшую площадь в структуре земельного фонда Курганской области занимают земли сельскохозяйственного назначения - 63,3 %, на земли лесного фонда приходится 25,3 %, земли населенных пунктов – 7,9 %, земли запаса – 2,0 % и на остальные категории меньше чем по 1 %.

Земли сельскохозяйственного назначения – это земли, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства, за границей населенных пунктов. Земли данной категории предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2014 года составила 4529,6 тыс. га (с 2009 года изменение площади данной категории не произошло), в том числе сельскохозяйственных угодий 4032,2 тыс. га (89,0%). Площадь несельскохозяйственных угодий 497,4 тыс. га (11,0%). В структуре сельскохозяйственных угодий значительное место занимают пашни (57,4 %), пастбища (18,5%) и сенокосы (12,7%).

На землях сельскохозяйственного назначения предприятия и организации используют 2584,9 тыс. га (в том числе 1116,9 тыс. га – земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций, по которым вопрос прекращения права на землю не решен), крестьянские хозяйства занимают площадь 319,8 тыс.га, личные подсобные хозяйства – 220,3 тыс.га, садоводческие товарищества – 9,8 тыс.га, земли предоставленные для животноводства, сенокошения и выпаса скота – 5,6 тыс.га, собственники земельных участков, полученных в счет земельных долей – 289,6 тыс.га, собственники земельных долей, которые не заключили договоры аренды с предприятиями – 874,8 тыс.га, индивидуальные предприниматели – 24,8 тыс.га.

В 2013 году площади земель, находящихся в общей долевой собственности и переданных на праве аренды предприятиям, организациям и гражданам составляют 1489,4 тыс.га. Площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц -233,4 тыс.га и увеличилась на 16,1 тыс.га за счет выкупленных земельных долей. В то же время имеется много сформированных земельных участков общей долевой собственности, поставленных на кадастровый учет, с не зарегистрированными правами и, следовательно, не переданными на законном основании в аренду.

С 2000 года площадь сельскохозяйственных угодий остается практически постоянной, это объясняется тем, что из-за отсутствия средств на проведение новых съемок и обследований обновление картографических материалов не проводится, в связи с этим оценить площадь выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий по причине зарастания их кустарником и мелколесьем не представляется возможным, но эта площадь весьма значительна.

Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются сельскохозяйственные предприятия, организации, а также граждане, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Всего ими использовалось 3697,7 тыс.га или 82,9% от площади сельскохозяйственных угодий, имеющихся в области. Распределение используемой площади сельскохозяйственных угодий между предприятиями и гражданами соответственно 56,3% и 43,7%.

На 1 января 2014 года в категории земель сельскохозяйственного назначения доля земель, находящихся в частной собственности, составила 3178,2 тыс.га, 98,5% от всей площади земель, находящихся в частной собственности. Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан, составляют 2946,7 тыс.га, в собственности юридических лиц – 231,5 тыс.га.

Наибольшая часть площади земель, находящихся в частной собственности в данной категории земель, принадлежит земельным долям граждан – 80,2% (2363,2 тыс.га). В личных подсобных хозяйствах в собственности находится 6,1% (180,8 тыс.га) от площади земель частной собственности категории, у собственников земельных участков, полученных в счет земельной доли для сельскохозяйственного производства – 9,8 % (288,6 тыс.га), у крестьянских хозяйств (предпринимателей) – 6,1% (179,3 тыс.га).

В структуре частной собственности произошло уменьшение площади земель на 12,5 тыс.га, в том числе площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц увеличилась на 16,1 тыс.га, а в собственности граждан уменьшилась на 28,6 тыс.га. Увеличение площади земель, находящихся в собственности юридических лиц, обусловлено выкупом земельных долей и земельных участков у их собственников. Уменьшение площади земель, находящихся в собственности граждан, как уже упоминалось, связано с отказом собственников земельных долей от права собственности и продажей земель юридическим лицам.

Основные собственники из юридических лиц – это крестьянские (фермерские) хозяйства, не прошедшие перерегистрацию – 36,1% (83,8 тыс.га) и сельскохозяйственные предприятия – 69,2% (147,8 тыс.га). В государственной и муниципальной собственности находится 1351,4 тыс.га или 29,8 % земель данной категории. Площадь земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, составляет 144,6 тыс.га или 10,7% от площади земель государственной и муниципальной собственности, из них 2,9 тыс.га передано в постоянное (бессрочное) пользование и 52,7 тыс.га – в аренду. Права на земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, в рассматриваемой категории земель не зарегистрированы. Право муниципальной собственности зарегистрировано на площади 104,5 тыс.га, из них в аренду передано 23,6 тыс.га.
Региональное отделение.

К сельскохозяйственным землям в России относят территории, которые не относятся к жилым поселениям, они предоставляются государством для развития сельского хозяйства, куда включены:

Также отдельно в структуру земель, имеющих сельское хозяйственное значение, законом включена и научная, учебная деятельность, создание защитных насаждений, но с учетом сельскохозяйственного производства. Точное определение, что означает рассматриваемое понятие, дано в Земельном кодексе РФ в статье №77.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Этот документ и регулирует все отношения, которые осуществляются с указанной категорией земель.

По качеству почв и характеристикам ландшафта этот вид земель считается неоднородным. При разделении важно учитывать природные условия, в том числе климатические , удаленность от объектов инфраструктуры и др. Эти характеристики разделяют земли на:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами.

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания различных растений, выпаса скота , заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Отдельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране. К угодьям относятся также залежные земли.

О том, что такое земли сельскохозяйственного назначения и на какие виды разрешенного использования они делятся, мы рассказывали в .

Особенности этой категории

К основной особенности относится то, что сельхоз земли используются не только для развития сельхозпроизводства, но и для различных других целей. Например, для создания защитных лесных насаждений, для научных и исследовательских целей, для создания огороднических товариществ и других обществ. Также допустимо использовать их в коммерческих целях и для строительства жилья.

Земли могут быть использованы и для строительства дорог, линий электропередач, нефтепроводов только при наличии утвержденного таких земель. Сельскохозяйственные угодья, где есть пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники имеют особый статус, подлежат охране и имеют приоритет в использовании.

Минимальный размер участка

Отдельно можно сказать о минимальных участках. У каждого региона устанавливается свой минимум. Но есть и средние составляющие. Для зерновых культур он должен составлять 300 гектаров минимум, для иных целей – от одного гектара.

Об ограничении оборота сельхозземель

Есть масса ограничений, связанных с оборотом земель сельхозиспользования. Они установлены ФЗ №101 , который жестко контролирует реализацию земель. К ограничениям относятся:

  • Оборот не допускается, если не обеспечено целевое и эффективное пользование указанной категории земель.
  • Оборот не допускается при сильном дроблении земель для пользования частниками.
  • Запрещено использовать земли, расположенные в заповедных зонах.
  • Запрет лежит и на землях, которые имеют особую публичную значимость.
  • Земли не выдаются, если их предполагается использовать не с целью ведения сельского хозяйства.

Об использовании иностранными гражданами в РФ

Считается, что иностранцам и лицам без гражданства даны равные права на землю. Исключение - право на земельную собственность.

Поэтому по закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут брать эту категорию только в аренду.

Какие существуют проблемы с/х угодий?

Сегодня земли сельхозназначения часто пустуют. Несмотря на то, что их в некоторых регионах нашей страны дают на весьма привлекательных условиях, желающих развивать фермерское хозяйство больше не становится. Еще одной проблемой можно назвать плохую охрану таких земель, заброшенность этих территорий.

Что такое рекультивация?

Сельскохозяйственная рекультивация включает в себя воссоздание участков, которые считаются биологически продуктивными, то есть позволяют выращивать на них необходимые культуры.

Рекультивацией называют ряд различных работ, связанных с восстановлением земель и водоёмов, которые после воздействия человека потеряли былую продуктивность. Главная цель рекультивации - сделать окружающую среду лучше, а земли и водоемы - более плодородными и экологичными.

О том, что такое рекультивация земель сельскохозяйственного назначения и как составить проект, подробнее рассказано .

Фонд перераспределения

Государственный контроль и учёт таких земель возможен благодаря . Он создан для того, чтобы учитывать земли и подсобные личные хозяйства, расширять возможности для сельскохозяйственных целей, развития садоводства, животноводства, огородничества и сенокошения. Благодаря Фонду удается избежать большого количества бесхозных, но плодородных земель. Как земли поступают в Фонд:

  1. при добровольном отказе от земли его владельцем;
  2. при отказе от наследования этой земли, либо при отсутствии наследников или лишению права на наследование по законным причинам;
  3. при наличии законных причин на лишение земли и передаче ее государству.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными, о них можно узнать на специальных ресурсах или в муниципальных органах власти.

Кадастровый учёт

Кадастровый учёт земельных участков - предусматривает включение их в Единый госреестр земель , в результате чего каждый земельный участок получает инвидидуальные характеристики. Чтобы фермер мог получить указанную землю, например, в аренду, ему надо выделить его из всего земельного массива и поставить на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного земельного участка.

Зарегестрировать такое право могут отделы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законодательное регулирование

Среди законов множество актов. Среди них:


Правовой режим

Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.

Земли сельскохозяйственного назначения отличаются от земель сельскохозяйственного использования. У последних есть возможность относиться к другим категориям, но при этом включать в себя земельные угодья. Земли же сельхоз назначения направлены только на выращивание продукции.

Перевод в другой вид собственности

Категории земель можно перевести на другую форму. Но существует и ряд ограничений. Изменение допустимо, если земли законсервирована, ее требуется перевести в категорию земель, охраняемых государством. Если меняются границы поселения, если планируется строительства дороги, если нужно добывать на них полезные ископаемые или размещать на территории социальные объекты - больницы, детские дома и др.

Запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство и провести государственную экологическую экспертизу.

О том, каковы особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и как он осуществляется, можно прочитать .

Нецелевое применение

К нецелевым видам использования относятся различные виды нарушений. Например, земли сельхозназначения используют для личных построек, или на охраняемом участке возводят дороги и строят ферму. Часто встречается такой вид нарушения: землю берут в аренду для исследовательских целей, а по факту на ней строят сооружения с целью получения личной выгоды.

Может быть связано с различными видами наказаний. В зависимости от их тяжести могут наступить ответственности:

  1. гражданско-правовая;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная.

Кстати, уголовная наступает только, если земля была испорчена, и это привело к порче окружающей среде и нанесло вред здоровью людей.

Информацию о том, какая ответственность грозит за нарушение правил использования таких участков и советы о том, как избежать штрафов, вы найдете .

Использование земельных участков сельхозназначения

Существует несколько категорий:

  • Для скотоводства.
  • Для ведения сельскохозяйственного производства.

Земли сельхоз назначения для дачного строительства и хозяйства используются фермерами и садоводами. На них допустимо возведение дачного дома, построек для выращивания различных сельскохозяйственных культур, теплиц, сараев и др.

Земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. На таких землях допустимо возводить хозяйственные постройки: гаражи, теплицы, садовые домики, сараи. Однако для строительства дома для постоянного проживания эта категория земель не подходит.

Изменение вида

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Смене не подлежат земли, которые считаются особо охраняемыми территориями.

Для смены необходимо подать специальное заявление, которое будут рассматривать в муниципальных органах власти. После подачи необходимого пакета документов будет принято решение.

Можно также участвовать в слушаниях относительно пересмотра видов разрешенного использования. На них приглашаются люди, которые живут или владеют собственностью в непосредственной близости от участка. После слушаний комиссия составляет протокол и дает свои рекомендации. Протокол отравляется в администрацию, где принимается решение.

Пошаговую процедуру изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения вы найдете .

Что можно здесь строить?

Среди разрешенных построек - все, которые используются для развития сельского хозяйства. Это могут быть коровники, свинофермы, лесопромышленные производства, пилорамы. Разрешается возведение сараев, подсобных помещений, строительство дорог.

Перед началом строительства на землях, имеющих такое назначение, необходимо оформить земельный участок в собственность. Тогда там возможно возводить и частные постройки, коттеджи и дома для личного пользования, но о как таковых домах для постоянного проживания речи не идет.

Подробнее о том, можно ли строить дом на участке сельхозназначения, можно узнать , а о том, строительство каких сооружений разрешено, а каких запрещено, рассказывается в .

О возможности аренды

Участок можно передать от муниципалитета в аренду без проведения торгов , если на него претендует фермерское хозяйство. Для этого необходимо обратиться в местную инстанцию и подать заявление на передачу земли в аренду. При этом арендная плата не может превышать 0,3 процента от установленной кадастровой стоимости на участок.

О том, как можно взять землю сельскохозяйственного назначения в аренду у частного лица или у государства, написано в .

Особенности договора аренды

Есть несколько нюансов:

  1. не может изменять вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Обязанность постановки земельного участка на кадастровый учет и составления документов возлагается на заявителя.
  3. Для составления договора нужно получить специальное разрешение от представителей муниципальной власти.
  4. Не требуется обязательного нотариального заверения.
  5. В договоре требуется прописать технические данные арендуемого участка, его месторасположение и прочие характеристики.
  6. В качестве арендодателя могут выступать и физлица, и организации, и государство.
  7. Кстати не все сельхоз земли доступны для приватизации. Запрет лежит на участках, которые уже находятся в собственности государства или органов власти, если они заняты оленьими пастбищами, если находятся на Крайнем Севере.

    Налоги

    Не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладель­цев и землепользователей. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь указанного участка. Налоговая ставка на такие земли не должна превышать 0,3 процента.

    Если собственник владеет таким земельным участком и дает его в аренду, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам. В иных случаях участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

    Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для различных целей, связанных с развитием сельского хозяйства. Эта категория имеет особые правовые формы, что несет в себе ряд особенностей, связанных с арендой, налоговой ставкой и правовым статусом земель.

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории располагаются за чертой поселений и выступают как основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На 1 января 2010 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 4345,9 тыс.га или 86,4% земель республики. К данной категории отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

В состав земель сельскохозяйственного назначения вошли земли, переданные в ведение сельских администраций и расположенные за чертой населенных пунктов. Эти земли были изъяты у сельскохозяйственных предприятий на начальном этапе их реформирования.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в Республике Дагестан в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Формирование фонда осуществляется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, свободных от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, а также за счет невостребованных земель летних пастбищ.

Земли сельскохозяйственного назначения состоят из сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий, отнесенных к данной категории земель, на начало 2010 года составила 3220,7 тыс.га (74,1 %). Большую часть сельскохозяйственных угодий занимает пастбища 2543,6 тыс. га или (78,9%) с/х угодий, 467,6 тыс.га (14,5 %) занимают пашня, а остальную площадь - многолетние насаждения, сенокосы и залежь.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 1125,2 тыс.га. Это земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, замкнутыми водоемами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства и прочими землями.

Распределение земель данной категории по угодьям представлено в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям.

Площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в разных административных районах республики колеблется от 98 % до 62 % от общей площади района. Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по районам представлено в таблице 3.4 .

Таблица 3.4 Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по административным районам Республики Дагестан на 1 января 2009 года

Общая площадь района, га

Площадь земель с/х назначения, га

% от общей площади района

Бабаюртовский

Кизлярский

Ногайский

Тарумовский

Хасавюртовский

Кизилюртовский

Дербентский

Каякентский

Карабудахкентский

Магарамкентский

Буйнакский

Казбековский

Сулейман-Стальский

Кайтагский

Новолакский

Сергокалинский

Табасаранский

Агульский

Акушинский

Ахвахский

Ахтынский

Ботлихский

Гергебильский

Гумбетовский

Гунибский

Дахадаевский

Кулинский

Курахский

Левашинский

Рутульский

Шамильский

Тляратинский

Унцукульский

Хунзахский

Цунтинский

Цумадинский

Чародинский

г.Махачкала

г.Хасавюрт

г.Дербент

г.Буйнакск

г.Кизилюрт

г.Южно-Сухокумск

г.Дагестанские Огни

г.Каспийск

г.Избербаш

Докузпаринский

Кумторкалинский

В России сельское хозяйство всегда являлось основной отраслью экономики. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации . Плодородные почвы, представляют собой бесценное народное достояние. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой важности нуждаются в особой защи- те. Однако в настоящее время более 41 млн га сельскохозяйственных угодий не обрабатывается, что составляет 18% от всех земель сельскохозяйственного назначения, а около 26% земельных долей остаются невостребованными. По данным Счетной палаты общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России за 2008-2011 г.г. сократилась на 9,8 млн га . По состоянию на 1 января 2011 г. земли сельскохозяйственного назначения в России составляют 23,0% (393,4 млн га), а площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 19,6 млн га .

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Земли данной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Под целевым назначением следует понимать особое направление использования земель, в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения в России составляет (по данным 2010 г.) 197,3 млн. га.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. К ним относятся пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Их использование не по целевому назначению допускается только в исключительных случаях, например, если эти земли нужно использовать для целей обороны, строительства школ и больниц и т.д. (ст. 79 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения определяется двумя группами норм. К первой группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение площади земли, используемой в сельскохозяйственном производстве. Так, статьей 79 ЗК РФ запрещается и ограничивается изъятие земель из сельскохозяйственного производства и рекомендуется предоставлять для не сельскохозяйственного производства земли худшего качества или не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Ко второй группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и содержащиеся в различных нормативных правовых актах, в первую очередь, в ЗК РФ. Так, главой II «Охрана земель» определяются обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области охраны земель .

Земля является основой жизни и деятельности народов Российской Федерации, основной компонент и фундаментальный природный ресурс окружающей среды. Без земли невозможно использовать такие природные ресурсы как недра, воды, леса, животный и растительный мир.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил нормативы качества окружающей среды, некоторые из них применимы по отношению к земельным участкам, например, нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в почве, а также нормативы применения минеральных веществ и агрохимикатов. Закон предусматривает также экологические требования при ведении сельскохозяйственных (мелиоративных) работ.

Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в «Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства», утв. Роскомземом 29.03.1994 №3-14-1/404:

плодородие почв - это способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах и обеспечить их урожайность;

воспроизводство плодородия почв - это сохранение плодородия земель посредством выполнения соответствующих мероприятий;

загрязнение почв - это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов и биологических веществ в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и плодородие почв.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определяет мероприятия по нормированию плодородия земель, учету показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их мониторингу и контролю над воспроизводством земель.

Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» можно назвать среди нормативных актов, которые создают правовые гарантии для обеспечения сохранения плодородных качественных характеристик земли. Однако закон носит достаточно декларативный характер, так как в нём не определены особые требования при выполнении мелиоративных работ, а также не устанавливается процедура исполнения соответствующих работ.

Статья 78 ЗК РФ закрепляет перечень субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а именно: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

S некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;

S опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться как гражданам для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания, отдыхе, решения других социальных, культурных, оздоровительных задач (для огородничества, сенокошения, пастьбы скота) , а также юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако основную массу сельскохозяйственных земель занимают предприятия и организации, непосредственно ведущие аграрное производство, сельские товаропроизводители. Их правовой статус различен.

Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со статьями 60-90 ГК РФ различают следующие коммерческие сельскохозяйственные предприятия: хозяйственные общества, товарищества, кооперативы. Цель этих предприятий - получение прибыли посредством сельскохозяйственной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации», производственный кооператив создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, выполненной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Создаются они, прежде всего, для обслуживания своих членов потребительского кооператива в его хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы могут быть перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, сбытовыми (торговыми), обслуживающими (которые выполняют мелиоративные и другие работы), снабженческими, садоводческими, огородническими, животноводческими, кредитными, страховыми и другими. Законом установлено, что не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими и др. должно осуществляться для членов данных кооперативов. При этом извлечение прибыли - не главная цель деятельности потребительского кооператива, поэтому они по закону относятся к некоммерческим организациям.

Лицо, вступающее, в сельскохозяйственный кооператив любого вида вносит паевой взнос (пай) - имущественный взнос в паевой фонд кооператива деньгами и, земельными участками, земельными или имущественными долями или другим имуществом, или имущественными правами, имеющими денежную оценку. При выходе из кооператива члену должна быть выплачена полная стоимость пая или выдано имущества, соответствующего его паю.

Все сельскохозяйственные организации ведут производство на земле, но если сельскохозяйственная коммерческая организация может иметь земельный участок в собственности, то государственному и муниципальному сельскохозяйственному предприятию земельный участок предоставляется только в пользование или аренду. С этим связаны и различия в праве на землю лиц, работающих в таких предприятиях и организациях.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ). Собственность как экономическая категория сопутствует человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью простых способов присвоения, как владение и пользование .

В соответствии с пунктом 2 статьи 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В советское время права на землю предоставлялись в основном гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами. Однако было бы неверно считать, что единоличные крестьянские хозяйства с началом коллективизации прекратили свое существование. Действительно, количество их было незначительно, и они не играли практически никакой роли в аграрной экономике.

Аграрная реформа в России ставила своей целью создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства путём разгосударствления, реорганизации колхозов и совхозов и предоставления земли в собственность тем, кто ее обрабатывает. Однако правовое регулирование земельных отношений осуществлялось с большими трудностями, так как с применением преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений не учитывался личный интерес производителей сельскохозяйственной продукции. Так, постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР» устанавливались принудительные объемы указанных работ, не считаясь с экономикой хозяйств.

Земельное законодательство предусматривало передачу земли в коллективную собственность работников сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы были рассчитаны приходящиеся на каждого земельные паи (доли) причем работники, желающие выйти из состава колхоза (совхоза) для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, получили право на выделение ему причитающегося пая в натуре. При этом земля передавалась по средне районным нормам всем работникам, в том числе пенсионерам, работникам социальной сферы и др., и это подчас приводило к обострению социальной обстановки на селе.

В начале 90-х годов XX века в процессе приватизации земли сельскохозяйственных предприятий передавались членам коллектива предприятия на праве общей собственности. За членами коллектива предприятия бесплатно закреплялись условно выделенные в гектарах земельные доли, размер которых устанавливался местной администрацией. Сам факт владения земельной долей удостоверялся либо свидетельством права собственности члена коллектива на земельную долю, либо подтверждался соответствующей записью в книге учета собственников земельных долей. Владельцы вправе были распорядиться земельными долями, в том числе выделить их в натуре.

Впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27.12.1991 № 232 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Позднее постановлением Правительством РФ от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» регламентировался порядок реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными долями. Однако данные акты утратили силу с момента введения в действие нового ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель), которые в настоящее время определяют правила выдела земельной доли в натуре.

До настоящего времени владельцы земельных долей учредительные договоры не заключали, не подписывались, заявление от владельцев паев не отбирались, а сама земля фактически оставалась в пользовании вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Проблема оформления реальных долей заключалась в том, что пользователями сельскохозяйственной земли, находившейся в коллективной собственности крестьян, оставались сельскохозяйственные предприятия, которые испытывали финансовые трудности. В результате они не смогли привести землеустроительную документацию в соответствие с требованиями закона и оформить права владельцев земельных долей. Таким образом, владельцы, имеющие законные права собственности, выделить земельные доли в натуре не могли.

Права на землю сельскохозяйственных предприятий не были четко установлены, так как им также выдавались свидетельства на право общей собственности на земельный участок, а гражданско-правовые договоры между сельскохозяйственными предприятиями и членами их коллективов надлежащим образом не были оформлены .

Границы земельных массивов, в которых включены земельные доли, ни в натуре, ни на карте не обозначены, а также не учтены в государственном земельном кадастре. Вследствие чего часть земель колхозов и совхозов в общую долевую собственность граждан не передавалась, а была зачислена в фонд перераспределения земель района и опять же без определения границ этих земельных массивов, то есть разграничение частных земельных участков и государственных земель не проведено. Бывшие земли колхозов и совхозов используются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без оформления и регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах. Главы хозяйств добровольно выплачивают земельный налог за собственников земельных долей. Подобные действия можно признать незаконными, так как права на земельные доли не прошли государственную регистрацию.

Современные требования к условиям и порядку выдела земельных участков в натуре предусмотрены статьями 11.2, 11.4-11.6, 68-69 ЗК РФ, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О межевании земель», статьей 13 Закона об обороте земель, главой 111 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также главой III Федерального закона от 18.06.2001 № 78- ФЗ «О землеустройстве».

Первоначально в нормативных актах употреблялся термин «земельный пай», затем «земельная доля» и «земельный пай» стали использоваться как идентичные понятия, а сейчас применяется преимущественно термин «земельная доля».

Понятие «земельная доля» и «имущественный пай» в законодательстве используются как тождественные, одинаково применимые и к земле, и к имуществу . Земельная доля является условной единицей, рассчитанной в гектарах или баллогектарах количества земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте земель, участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок (п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ).

Для выдела земельного участка участник долевой собственности обязан известить о своем намерении в письменной форме остальных

участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Федерации. Извещение должно содержать сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка и размер компенсации другим участникам долевой собственности в случаях, предусмотренных статьей 13 Закона об обороте земель. При отсутствии возражений остальных участников долевой собственности в течение месяца со дня публикации объявления местоположения выделяемого участка считается согласованным. Однако при наличии спора он подлежит разрешению в судебном порядке. Статья 17 Закона об обороте земель возлагает обязанность обеспечить определение границ на местности находящегося в общей долевой собственности земельных участков на участников долевой собственности.

Выдел земельного участка - это образование юридически нового земельного участка, формирование которого осуществляется в соответствии с требованиями землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке при перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (ст. 3 Закона о землеустройстве).

Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства (ст. 17 Закона об обороте земель).

Выдел земельного участка следует считать произведенным с момента согласования местоположения участка. Заключая договор с органом межевания, гражданин или юридическое лицо должно приложить исходные данные о земельном участке, содержащиеся в земельном кадастре:

S кадастровый план земельного участка; выписка из государственного земельного кадастра;

S протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия;

S постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент организации хозяйства.

Перечисленные документы предоставляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства. Регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав)). Однако при возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на один месяц, уведомив в письменной форме заявителя и обосновав такое решение (п. 2 ст. 19 Закона о регистрации прав).

Межевание земельных участков осуществляется на основе сведений государственного кадастра, землеустроительной, градостроительной документации. Только реально выделенные земельные доли из общей площади земельных участков могут быть объектами земельных и гражданских отношений, если их размер, не менее минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленного субъектами Российской Федерации (ст. 30 ЗК РФ).

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения является решение исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию. Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

В 2010 году в состав фонда перераспределения наиболее значительные площади таких земель были переведены в Амурской области (из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения было переведено 68,9 тыс. га) и Саратовской области (34,5 тыс. га). По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, не предоставленных в использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 1,9 млн. га и на отчётную дату составила 48,8 млн. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 38,3 тыс. га и составила 12,1 млн. га .

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

S агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий;

S земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

оказания государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях;

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству, а также вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за использование земли являются земельный налог (глава 31 Налогового кодекса РФ) и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ).

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

S 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Отдельные виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения регламентируется главой ХШ ЗК РФ.

В статье 13 ЗК РФ сдержаться специальные требования о нормировании качестваземель.
  • См.: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Лесной кодекс РФ от04.12.2006 № 200-ФЗ; Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасномобращении с пестицидами и агрохимикатами»; Федеральный закон от 15.04.1998№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобномхозяйстве»; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель илиземельных участков из одной категории в другую»; Постановление ПравительстваРФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и др.
  • См.: Толстой Ю.К. Общие положения о праве собственности. Гражданское право.Учебник: В 3 т. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.;Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. -С. 405.
  • В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т.п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, могут составлять от 18% и выше.

    Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения. Изменение установленного состава земельных участков и видов пользования со стороны землепользователей не допускается и требует принятия специального решения.

    Планирование землепользования осуществляется в порядке разработки и принятия различного рода целевых программ, схем расселения на территории РФ, схем природопользования. К примеру, предусматривается, что в Генеральной схеме расселения на территории РФ определяются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 31 Градостроительного кодекса).

    Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

    Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

    Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр.

    Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999г. по сравнению с 1998г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

    Основная причина такого сокращения -- перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

    По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллективных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

    Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.

    С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ министерством сельского хозяйства РФ разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения". Концепция, в том числе, предусматривает законодательное установление критериев ненадлежащего использования земельных участков. Возможно, что в случае принятия таких законопроектов изъятия не носили бы массовый характер. Закон применялся бы в самых вопиющих случаях и к самым нерадивым, не договороспособным собственникам с давней историей противостояния с региональной властью. Но все равно, наличие такого инструмента отъема собственности в корне изменило бы рынок земель сельскохозяйственного назначения в России. Законопроекты были направлены из Минсельхоза на рассмотрение Правительства.

    Более того, ведомством был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве" и разработаны "Основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения", реализация которых предусмотрена Планом действий Минсельхоза РФ, утверждённым Министром сельского хозяйства 10 ноября 2008 года. В дополнение к вышесказанному, в целях осуществления государственного мониторинга тем же министерством разработан и согласован с рядом ведомств проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства».

    В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению". Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение "признаков неиспользования земельного участка по назначению".

    Сейчас в Государственной думе на разных стадиях рассмотрения находится 8 законопроектов, являющихся плодом творчества законодательных собраний субъектов Российской федерации. В основном они носят уточняющий законодательство характер и направлены, по мнению разработчиков, на улучшение прав владельцев земельных долей.