Хунзакуты - народ долгожителей. Народ хунзы – долгожители. Образ жизни и питание народа хунза Жизнь хунзов

Хунза: большой обман небольшого народа


С племенем хунза в Пакистане связано множество легенд. Чуть ли не в каждой книге о вегетарианстве хунза представляются как «вегетарианцы, которые живут до 120–140 лет». Одно время была популярна целая группа препаратов на основе абрикосов, и особенно их косточек, на том основании, что их потребление делает хунза здоровыми и невосприимчивыми к раку. Препараты оказались токсичными, но вполне возможно, что они появятся в России. Хунза представляют как социально устроенный счастливый народ, не знающий денег, бедности и болезней.

К сожалению, всё это красивая сказка, которая очень востребована в современном мире и в которую многим хочется верить. На самом деле не всё так безоблачно в жизни племени хунза. Приведём некоторые факты из жизни хунза.

Первоисточники о хунза

Впервые с хунза столкнулся британский конный гарнизон в 1870 г. Британцы сообщили о долине, населённой примерно 8000 человек, возраст которых невозможно определить, из-за отсутствия письменных записей. Люди выглядели здоровыми по сравнению с гражданами Англии, где ожирение, сахарный диабет, рак и болезни сердца уносили тысячи жизней, ввиду высокого содержания углеводов в пище (зёрна, хлеб, сахар, картофель). По сравнению с британцами хунза были стройнее, здоровее, спортивнее.

Позже доктор Аллен Баник и преподаватель, филолог Рене Тейлор издали книги «Земля Хунза» (1960) и «Секреты здоровья хунза» (1964).

Примечательно, что путешественники могут добраться до долины Хунза только летом. Это сезон сбора урожая, и большая часть продуктов употребляется в пищу в сыром виде, так как топливо экономится для обогрева и приготовления еды в зимний период. Именно поэтому возникает впечатление, что хунза – вегетарианцы.

Правительство округа Хунза жёстко ограничивает научные исследования в долине. Путешественники в то время могли попасть в долину по приглашению правительства и остановиться только в столице – старинном замке Балтит, где их мнение формировалось на основе легенд и сказок хунза без возможности проверить данные. Именно эти легенды и легли в основу книг и утверждения о «продолжительности жизни до 120–140 лет».

Ещё один писатель Джон Кларк (1909–1994) получил докторскую степень в области геологии в Принстонском университете в 1935 г., посещал Пакистан в качестве офицера Инженерного корпуса армии США. В 1950 году посетил долину Хунза и, попав под её очарование, в 1951 г. написал книгу «Хунза – потерянное королевство Гималаев». Но в 1957 г. Джон Кларк вернулся в долину, где прожил 20 месяцев, организовал медицинский пункт, в котором было обследовано 5684 жителя долины, и опубликовал очерк, в котором подробно описал быт и нравы племени хунза, которое не получило широкого распространения, так как в корне меняло все сформированные представления.

Джон Кларк признал, что первое впечатление о хунза обманчиво. Отчёт не получил широкой огласки, на русский язык не переводился. Джон Кларк планировал продолжить исследования с двумя студентами, в чём ему было отказано.

Нижеследующие заметки Джона Кларка, написанные им после 20-месячного проживания среди хунза, опровергают данные о племени, полученные при коротком посещении в летний период.

Образ жизни

Это крошечное королевство на севере Пакистана расположилось в Гималаях, на высоте 2590 м, в живописной речной долине длиной 160 км и шириной 1,6 км, полностью огороженной горными вершинами высотой до 7788 м. Труднодоступный проход в долину пролегает на высоте 4176 м.

Среднегодовое количество осадков составляет около 5 см, воду хунза получают с помощью системы деревянного водопровода длиной 80 км от ледников горы Ракапоши (7788 м). Облегчает сельское хозяйство ил, который наносится с реки при её разливах.

Столицей королевства является древний замок Балтит.

Из-за труднодоступности территории хунза долгое время жили в изоляции. Ещё в 1950 г. большинство детей хунза не видели колеса или автомобиля, хотя всего в 112 км от долины приземляются самолёты в Гилгитском аэропорту (Пакистан).

Живописные склоны долины покрыты сельскохозяйственными террасами, которые насчитывают до 50 уровней каскадирования. Люди живут в общинах ниже, в долине реки. Долгое время хунза не знали колеса и повозок. Зерно и другие продукты доставлялись с помощью людей и животных.

Жизнь в долине, вопреки написанным книгам, трудна и полна лишений. Хунза – долина тотального дефицита: не хватает топлива для обогрева и приготовления пищи, корма для домашнего скота, земли, пригодной для земледелия. Из-за сложностей доставки товаров очень ценятся продукты металлообработки, ткани, спички, изделия из стекла, строительные материалы. До 1951 г. всё таскали на своих спинах мужчины и использовались вьючные животные, одежда и постельные принадлежности были сделаны из овчины и других шкур животных.

Местность вокруг долины скалистая, лишена растительности, и внезапное появление растений и сельскохозяйственных террас производит на путешественников впечатление Шангри-Ла или садов Эдема.

Пищи в долине мало, и весной жители голодают. Традиционный большой праздник проводится в честь урожая ячменя в начале лета – он завершает весенний период голодания. Ячмень измельчают, смешивают с водой и жарят лепешки чапати на горячих камнях. Затем собирается озимая гречиха, а в конце лета – пшеница.

Хунза занимаются и животноводством. Пастбищ нет ввиду ограниченности земли, пригодной для скотоводства. Животных содержат в загонах и кормят остаточной садовой растительностью (листьями, ветками, травой).

Летом мясо используется только для очень специальных случаев и праздников. Животные слишком ценны, так как являются основным источником питания во время холодной зимы.

Большую ценность представляют одомашненные яки, которые используются и как вьючное животное, и как источник молока и мяса. Также разводятся козы, овцы, коровы и лошади.

В пищу употребляются в се части животных: не только мясо, но и мозг, лёгкие, сердце, печень, рубец, костный мозг. Если два летних месяца рацион хунза вегетарианский, то в остальное время года, особенно зимой, состоит из молока, пахты, йогурта, масла и сыра. Вопреки утверждениям, это рацион с высоким содержанием жиров.

Весенний голод – трудный период. Корма и запасы заканчиваются. Люди, дети в это время истощены, изобилуют болезни и высокий уровень смертности. Утверждение об «исключительном здоровье хунза» ложное.

Миф о продолжительности жизни

Многим хочется верить, что хунза живут 120–140 лет. Легко предположить, что при такой продолжительности жизни семьи были бы огромными и можно было бы проследить семейную преемственность:

· отец – 140 лет

· сын – 115 лет

· внук – 90 лет

· правнук – 65 лет

· пра-пра-внук – 40 лет

· пра-пра-правнук – 15 лет

Несмотря на обилие туристов, подобных семейных фото 6 поколений не существует.

На самом деле возраст хунза на имеет ничего общего с календарём и определяется жизненными достижениями (об этом заявляло правительство Хунза, однако данный факт в литературе не учитывается). Мудрый фермер 50 лет, более зажиточный, по сравнению со своими сверстниками, имеет право при представлении указать возраст 100–140 лет.

Фактическая продолжительность жизни хунза составляет 50–60 лет.

Миф о вегетарианстве

Хунза не являются вегетарианцами. Они не употребляют в пищу мясо летом, потому что животные – основной источник пищи в остальные 10 месяцев в году. Зимой потребление животных жиров резко возрастает.

Кстати, при изучении феномена хунза в Южной Индии были найдены племена, которые действительно являются строгими вегетарианцами по религиозным убеждениям. Их продолжительность жизни наименьшая в мире. В первую очередь разрушается иммунитет и опорно-двигательный аппарат. Вегетарианство сокращает продолжительность жизни, увы.

Миф о здоровье

Джон Кларк обследовал большое количество жителей долины Хунза и выделил наиболее распространённые заболевания: дизентерия, стригущий лишай, и мпетиго, катаракта, глазные инфекции, туберкулёз, цинга, малярия, а скаридоз, кариес, зоб, б ронхит, синусит, пневмония, инфекции, ревматизм, рахит.

Джон Кларк опросил мальчиков 12–16 лет, чтобы выяснить, какова смертность в семьях. Опрос показал очень высокий уровень смертности.

Имя

Умершие родственники

Gohor Hayat

мать, 3 брата, 2 сестры

Sherin Beg

1 брат, 1 сестра

Nur-ud-Din

мать, 2 брата, 2 сестры

Muhammed Hamid

мать, 1 сестра

На границе Индии с Пакистаном находится долина реки Хунза. И носит эта местность загадочное название «оазис молодости». Почему именно такое? Дело в том что представители народа (хунзы), проживающие в этой долине - долгожители. Всегда молоды и редко болеют. Хунзакутские женщины могут похвастаться отличной фигурой и способностью к деторождению даже в 60 – 65 лет!

Версия 1: удивительные факты

1. Какова история этого народа? Внешне хунзакуты напоминают европейцев. На основе этого наблюдения большинство историков считает, что первые хунзакутские общины были основаны купцами и воинами армии Македонского. Именно теми, что остались на территории долины во время похода через реку Инд.

Хунзакутский народ

2. Сколько живут жители долины Хунза? В результате переписи населения, проведённой в 1963 г французской медицинской экспедицией, было установлено, что в среднем представители народа хунза живут до 110 - 120 лет. А в 1984 г. в лондонском аэропорту Хитроу произошёл удивительный случай . Работники эмиграционной службы пришли в недоумение, когда прибывший к ним хунзакут Саид Абдул Мобут предъявил свой паспорт, с указанной в нём датой рождения – 1823 г. По словам муллы, сопровождавшего 160-летнего Мобуду, последний считался святым у народности Хунза, которая славится своим долголетием. Несмотря на столь почтенный возраст, Саид Абдул Мобут оставался в здравом рассудке и с отменным здоровьем.

3. Каких болезней никогда не знало племя хунзы? Согласно данным геоканцерологии (наука, изучающая раковые заболевания во всём мире) только среди этой народности полностью отсутствуют раковые заболевания. Об этом было заявлено на международном раковом конгрессе, проходившем в Париже в 1977 г.

4. Насколько они выносливы? Народность хунза - это люди высокой степени трудоспособности и выносливости. Они без труда преодолевают расстояния в 100-200 километров, лазят по крутым горам, и всегда остаются жизнерадостными. У них нет такого понятия, как ссоры, нетерпение или нервозность.

В чём же заключается секрет долголетия и молодости данного народа?

Сами хунзакуты говорят, что для этого достаточно придерживаться вегетарианского питания, много физически трудиться и больше двигаться.

1. Основу рациона хунзов составляют фрукты, овощи и злаки. Летом они едят всё в сыром виде, из злаков пекут лепёшки и варят супы, а зимой в почёте сушеные абрикосы, пророщенные зёрна и брынза в небольшом количестве. Вообще абрикос для народа хунза – самый главный фрукт, который в пищу употребляется целиком, с кожицей и косточками. Белок они получают , главным образом, из фасоли, ячменя и пшеницы.

2. Второй немаловажной составляющей питания хунзов является умеренность. В виду того, что земли, пригодной для обрабатывания, мало, они вынуждены умеренно расходовать запасы своей пищи, которые заканчиваются к концу зимы. И тогда наступает период, который хунзы называют «голодная весна», когда они практически ничего не едят и пьют абрикосовый напиток. Этот своеобразный пост, возведённый в культ, длится около 2 месяцев и считается строго обязательным. В среднем в день хунза употребляют 1933 ккал, включающие 50 г белков, 365 г углеводов и 36 г жиров.

Основные факторы, благоприятствующие долголетию

По мнению военного врача Роберта Маккаррисона , который около 14 лет прожил вблизи долины хунза и изучал образ жизни этого народа, именно питание способствует долголетию хунзакутов. Человека с неправильным питанием не спасёт даже жизнь в горном климате. Свидетельством тому являются народы, живущие по соседству с хунза, но питающиеся традиционно, потому они страдают множеством болезней и живут значительно меньше, чем хунзакуты.

Р. Бирхер в книге «Хунзы – народ, который не знает болезней» отметил, что самыми существенными факторами, благоприятствующими здоровому долголетию, являются следующие:

Хунзакутская девушка

Вегетарианское питание, в котором преобладают сырые овощи и фрукты;

Выращивание продуктов на своей земле без химии и приготовление блюд способом, сохраняющим максимальное количество питательных и полезных веществ;

Крайне редкое употребление соли, сладостей и алкоголя;

Практика регулярных голоданий.

Конечно же, на здоровье и долголетие влияют и другие факторы, но, как уже писалось выше, питание играет здесь основную роль.

Версия 2: так ли здоровы хунзакуты на самом деле или это просто миф?

В последнее время стало появляться все больше заметок различных блоггеров, высказывающих сомнения в безупречном здоровье хунзакутов. На этом сайте мы стараемся делиться только объективной информацией, поэтому проанализировали этот вопрос и выложили все известные сведения о хунзакутах на ваш суд.

Итак, вся информация, приведенная выше (об исключительном здоровье этой народности), взята из двух источников:

  1. Из книги Ральфа Бирхера, посвятившего годы исследованию образу жизни хунзакутов. Книга называется «Хунзакуты, народ, который не знает болезней» в оригинале - Hunsa, das Volk, das keine Krankheit kannte). 1942 году
  2. Из труда Джерома Родейла «Здоровые хунзакуты», созданном на основе британских военных источников. Книга была опубликована в 1947 году.

Эти люди изучали записи различных путешественников, врачей и вообще всех, кто когда-либо был в долине горной реки Хунза. В частности, работу военного врача Роберта Маккаррисона (иногда его имя пишут как Мак Каррисон) - « Исследования болезней в Defieciency . Оксфорд Медикал Публикации, Лондон, 1921″.

Маккаррисон находился в этом регионе по разным источникам от 7 (с 1904 до 1911 г.) до 14 лет и предлагал людям свои медицинские услуги в Гилгите. Именно он пишет о том, что не обнаружил у представителей народности хунза расстройств пищеварения, аппендицита, язвы желудка, рака и колита. Также не нашел инфекционных болезней, ревматических, порченых зубов или душевных заболеваний. Он пишет лишь о единичных случаях воспаления глаз, вызванных, вероятно, темнотой, которая зимой царит в их домах. Врач обошел долину вдоль и поперек, даже жил в домах с хунзакутами. С 1913 по 1928 годы Маккаррисон возглавлял существовавший тогда научно-исследовательский институт здоровья в Индии. Есть ли основания не доверять результатам исследований этого врача?

Джон Кларк - человек, нашедший болезни у хунзакутов

Однако в 1950 г. к хунзакутам пожаловал другой исследователь - американец Джон Кларк, который прожил в их местности около 1,5 лет. Основная цель - поиск полезных ископаемых, а также волонтерство. Результатом стала книга «Хунза. Затерянное гималайское королевство» («Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). В ней он рассказывает, что пытался лечить хунзакутов (при том, что не был врачом!) и диагностировал у некоторых из них малярию, дизентерию, глистные инвазии, стригущий лишай, кожную сыпь и глазные болезни. При этом он утверждает, что за краткий период пребывания в долине реки ему удалось принять рекордное количество больны - 5 684 пациентов. Правдоподобны ли такие заявления? Решать только вам, дорогие читатели.

Отметим также тот факт, что соседи хунза, проживающие примерно в тех же климатических условиях, которые могут позволить есть мясо гораздо чаще ввиду меньшей изоляции, подвержены самым различным заболеваниям и их продолжительность жизни в два раза короче .

Но никто из исследователей не ставит под сомнение то, что хунзакуты - необычная народность. Они действительно вынужденные сыроеды и вегетарианцы, питаются с основном плодами растений, так как скотоводство в их регионе затруднено (практически полная изоляция от мира, гористая местность, нет лесов, почти нет плодородных почв (те, что есть, отводятся под плодовые растения и выращивание овощей). И не страдают многими болезнями, свойственными людям современной цивилизации.

Статью писали: Карна, Маргарита.

В конце 1964 года, газета «Неделя» - еженедельное иллюстрированное приложение к газете «Известия» опубликовала очерк о загадочном народе долины Хунза, обитающем на севере Пакистана. Очерк потом был перепечатан в различных региональных изданиях вся эта история стала легендой. И даже попала в «Энциклопедию долгожительства».

Каждый год два сильных горца спускаются с гор крайнего севера Индии и проделывают долгий путь пешком в Бомбей, к Ага-хану. Это посланники таинственного народа хунза, который живет в гималайской долине на высоте двух тысяч метров. Странное зрелище представляют эти двое людей, довольно бодрых после тысячекилометровой дороги по стране, где пустыни сменяются горам" а горы дикими джунглями. Согласно тысячелетнему обычаю, посланцы хунзы приходят в Бомбей, чтобы отдать все богатство, собранное их народом, который не ищет счастья в деньгах. Здоровье — вот культ, предмет заботы, единственное достояние хунзы. В этом заключается странный секрет этих людей, который в течение нескольких лет пытаются раскрыть ученые.

Шотландский врач Мак Каррисон провел четырнадцать лет в северном Кашмире среди народа, живущего рядом с хунзой. Всего лишь расщелина, на дне которой течет горная река, отделяет друг от друга две общины. то время как на одном берегу ему часто приходилось лечить жителей от самых тяжелых заболеваний, на другом не было ни малейших признаков болезней. Первое, что вызвало у него удивление, — это отсутствие терапии, даже самой примитивной. Как будто бы со времен седой древности люди народности хунза никогда не лечились, а продолжительность жизни в маленькой долине была — 110 — 120 лет. Зубная боль и расстройство зрения здесь неизвестны. Женщины выглядят красивыми и до пятидесяти лет сохраняют изящество фигуры. Наблюдая за жителями долины, Каррисон убедился, что хунза — не сверхлюди, их организм ничем особенно не отличается от нашего. Попав в обычные условия, они становятся уязвимыми для болезней. В то же время воздух и воду долины также нельзя считать очень полезными. Там живет много других племен в совершенно бедственном состоянии, страдающих от туберкулеза, тифа, диабета. Хунэу, без всякого сомнения, отличает от других образ жизни, возведенный в ранг религии, и особенно все, что касается режима питания.

Четырнадцать лет наблюдал Каррисон за жизнью горцев. Вернувшись на родину, он издал книгу, которую вначале встретили с некоторым недоверием.

Прошли годы. Этнографы и ориенталисты опубликовали очень интересные данные о хунзе, но вторая мировая война приостановила их работу, и лишь благодаря экспедиции Бельвефе в сентябре 1963 года на эту проблему был пролит новый свет. Экспедиция Бельвефе состояла из двенадцати человек. В нее входили три врача, биолог, этнограф и ботаник. Они нашли «счастливую долину» совершенно не изменившейся. Единственными уступками времени были школа и больница на восемь коек. Ее создал молодой пакистанский врач Али Ахтар, который был одновременно и в отчаянии и в восторге от того, что не имеет ни одного пациента. Бельвефе убедился, что секрет долголетия этих людей кроется в дисциплине питания, подлинной национальной доблести. Категорические ее заповеди сводятся к следующему: мало мяса, за исключением праздников; вегетарианская пища, в основном овощи в сыром виде, кипяченая вода и никаких возбуждающих средств — ни алкоголя, ни табака.

Главная составная часть диеты — фрукты. В долине растут вишни, сливы, персики, абрикосы, дыни, груши, яблоки, виноград. После сбора урожая часть фруктов сушат на соломенных подстилках и запасают на зиму.

Хунза — земледельческий народ, обладающий полной продовольственной автаркией (автономией). За исключением небольшого количества соли, они никогда ничего не покупают за пределами своей долины. Три-четыре месяца, когда плантации не плодоносят, они называют «голодной весной». И тут участники экспедиции сделали потрясающее открытие: в течение этих месяцев хунза не едят.

По крайней мере по нашим понятиям. Лишь один раз в день хунза принимают стакан питательного напитка, приготовленного из фруктов и горной воды. Анализ напитка объяснил все: это был настоящий насыщенный коктейль, содержащий почти все жизненно важные питательные вещества. Хунза готовят свое «чудесное снадобье» а основном из абрикосов. К каждому плоду хунза относятся с уважением. Ядро косточки они едят или давят на масло, а древесина идет на дрова, ибо долина бедна топливом. Этот «плод здоровья» является подлинным добрым гением народа, что подтверждает его пословица: «Твоя жена откажется следовать за тобой туда, где не плодоносят абрикосовые деревья».

Быть красивым, здоровым и сильным до конца своих дней, обладать духом справедливости и терпимости — значит для народа хунза вести существование, достойное того, чтобы жить на земле.

Давид ДЕБАРК (из французского журнала «Констелласьон»)

«КОНСТЕЛЛАСЬОН» («Constellation» — «Созвездие») ежемесячный французский журнал.

Долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана), называют “оазисом молодости”. Продолжительность жизни обитателей этой долины - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют, выглядят молодо.

Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьми-тысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шести-тысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

ДВА КАПИТАНА



«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитанаГромбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что, российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, осталась.

Более того, местные жители спрашиввают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом британцы, хотя и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

АБРИКОСОВЫЕ ХИППИ



Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем, популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасные полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде а в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы...

Поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы - арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

ЗДОРОВЬЕ

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те, и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому не удивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

- прежде всего оно вегетарианское;

- большое количество сырых продуктов;

- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;

- продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;

- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;

- очень умеренное потребление соли; продукты, выращенные только на своей отечественной почве;

- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150.

Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.



2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.



3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,- писал МакКарисон.- Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.».

Долина реки Хунза находится на высоте около 2000 метров над уровнем моря, между двумя самыми высокими горными хребтами на Земле: Гиндукушем и Каракорумом. Эта территория на границе Индии и Пакистана почти полностью изолирована от остального мира высокими горами и опасными ледниками. Но заслуженно считается «оазисом молодости». Ведь именно здесь живут осколки удивительного народа хунза.

Имеется множество свидетельств о том, что на Земле существует удивительное племя, представители которого никогда не болеют, выглядят молодо и удивительно долго живут. Они называют себя хунза, или хунзакуты. По разным данным, их численность составляет от 15 до 87 тысяч человек. Хунзакуты живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. Географическая изоляция позволила им сохранить свои естественные привычки и образ жизни, который формировался в течение тысячелетий.

Любопытно, но хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев. Не исключено, что основателями их первых общин были купцы и воины из армии Александра Македонского, которые осели здесь во время похода по горным долинам реки Инд.

Столица этого района — Каримабад. Более 95% населения — мусульмане, господствующий язык — бурушаски. До сих пор не установлено родство этого уникального языка с каким-либо другим языком или языковой семьей мира. Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств -Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали их в рабство. И те, и другие жили в хорошо укрепленных деревнях.

Народ хунза живет неподалеку от племени калашей и внешне похож на них. И у хунза и у калашей много голубоглазых и светловолосых.

Пройти через эти скальные массивы можно лишь по узким перевалам, ущельям и тропам. С древнейших времен эти пути контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Среди них Хунза считалось одним из самых влиятельных. Под влиянием хунзакутов было ущелье, по которому пролегал путь из Синьцзяна в Кашмир. Здесь они занимались регулярными грабежами и поборами с купцов и путников.

Поэтому их опасались как кашмирские войска на юге, так и кочевники-киргизы на севере. Так что хунза были далеко не так миролюбивы, как о них пишут в европейских источниках. Однако прославились они не своей воинственностью, а поразительным здоровьем и уникальным долголетием.

Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет, причем даже в столетнем возрасте они работают и ходят в горы. Их 40-летние женщины выглядят как юные девушки, а в 60 лет они еще очень активны. Утверждают, что женщины хунза способны рожать и в 65 лет.

Волшебная диета

Традиционно считается, что впервые о хунза рассказал европейцам талантливый английский военный врач Роберт Мак-Каррисон. В начале XX века он семь лет лечил больных в этом забытом богом районе, и якобы за все эти годы не встретил ни одного больного хунзакута. Он зафиксировал лишь несколько переломов костей и воспаление глаз.

На самом деле одним из первых исследователей этого района был британский полковник Джон Бидделф, живший в Гилгите с 1877 по 1881 год. Этот военный и по совместительству исследователь широкого профиля написал объемный труд «Племена Гиндукуша», в котором, наряду с другими народностями, описал и хунзакутов. Об их потрясающем здоровье и долголетии писали и другие ученые.

Большинство из них сделали вывод, что секрет долголетия хунза заключается в системе их питания. Потребление белков у горцев находится на низшем уровне нормы, а вынужденная диета и приводит к долгожительству. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза постоянно болеют и живут в два раза меньше.

Свой секрет долголетия местные жители видят в вегетарианстве, физическом труде и постоянном движении. Их основными продуктами питания являются овощи, зерновые культуры и свежие фрукты. Единственный плод, который они засушивают, -это абрикосы. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть в тушеном. Хлеб едят только черный. Причем при обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой.

Часть зерновых культур употребляется в виде проросших зерен. Молоко и молочные продукты, соль, лакомства и алкоголь употребляются в крайне малом количестве. Надо признать, что хунза не являются строгими вегетарианцами. Тем не менее использование животной пищи очень скромное. Большинство из них только один или два раза в год едят мясо. Так как большинство хунза мусульмане, они никогда не употребляют свинину и кровь.

Раз в год, в то время, когда деревья не плодоносят, у племени наступает период голодания. Он может длиться от двух до четырех месяцев. Хунза его называют «голодной весной». В это время жители пьют воду, настоянную на сушеных абрикосах. Такой режим питания возведен в культ и строго соблюдается. Интересно, что дни вынужденного голодания никого не беспокоят и не тревожат. Хунза живут в это время так же интенсивно, как и в «сытые» дни. Видимо, вынужденное голодание является мощным стимулом для очищения организма и сохранения здоровья.

Назло болезням

На самом деле мнение, что хунзакуты практически не болеют, не совсем верно. Они действительно не знают о раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и преждевременном старении. Мак-Каррисон проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях он делал на заболеваниях, связанных исключительно с питанием. Множество других болезней осталось вне его поля зрения.

Отец и сын

В 1964 году эту область посетила группа американских врачей-кардиологов. Они обследовали 25 человек в возрасте 90-110 лет и пришли к выводу, что у них абсолютно все было в норме: и кровяное давление, и уровень холестерина, и функция сердца.

Но не все так безоблачно, как пытаются представить многие журналисты или адепты вегетарианства. Например, полковник Дэвид Лоример, проживший в Хунзе два года (1933-й и 1934-й) отметил в своей книге: «После зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят, лишь когда земля дает первые урожаи». Причиной этого, по его мнению, был недостаток витаминов.

Еще более конкретным был американский ученый Джон Кларк. В 1950 году он отправился в княжество, где проработал в общей сложности 20 месяцев и вел подробную статистику лечения местных жителей. За это время он принял 5 тысяч 684 пациента (население княжества на тот момент составляло менее 20 тысяч человек). То есть примерно четвертая часть хунзакутов нуждалась в лечении.

Какие же это были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, трахома, стригущий лишай, кожная сыпь и так далее», — отмечал врач. Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков. Зубы болели от почти полного отсутствия в еде жиров и витамина D. Проблемы же с глазами у них возникали из-за того, что в домах топили «по-черному», а дым очага с годами разъедал глаза.

И тем не менее в 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция, которая провела перепись населения и установила, что средняя продолжительность жизни здесь составляет 120 лет, что вдвое превышает этот уровень у европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление, что «полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

Похоже, что хунза реально обладают завидным здоровьем и их с полным основанием можно считать единственным относительно здоровым народом в мире. Для них пройти 100-200 километров — обычное дело. Они легко взбираются на крутые горы и возвращаются домой свежими и веселыми.

Утверждают, что хунза постоянно смеются и всегда в хорошем настроении, они никогда не нервничают и не ссорятся между собой. Учитывая же их исключительную бедность и отсутствие какой-либо внушительной собственности, становятся понятными их оптимизм, юмор и стабильно безмятежное настроение. Благодаря этому хунзакутов можно считать и самыми счастливыми людьми на Земле.