Февральская революция епископ тихон. «Февральская революция: что это было? «И потом в Париже будут хвататься за березки и слезы лить»

Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, писатель, архимандрит взглянул вместе с молодыми преподавателями истории форума «Таврида» на трагические события столетней давности

Всероссийский молодёжный образовательный форум «Таврида» 29 июля посетил архимандрит Тихон (Шевкунов), член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, писатель и один из самых известных священнослужителей Русской православной церкви. Вместе с участниками форума — молодыми преподавателями истории — он обратился к событиям почти столетней давности — революции 1917 года и её причинах, а также рассказал о ключевых задачах, которые стоят сегодня перед профессиональным историческим сообществом.

«Ключевой причиной Февральской революции 1917-го стала слабость нашей монархии. К тому же, в обществе того времени различными силами подстрекалась мысль о том, что во всех бедах как во внутренней политике, так в международных отношениях виноват один конкретный человек и стоит лишь убрать Николая II, как всё сразу станет хорошо и справедливо», — начал своё выступление перед участниками форума «Таврида» отец Тихон.

По его словам, в десятые годы XX века государственный аппарат столкнулся с институциональным кризисом, на который легли внешние факторы.

«Действительно, был целый ряд недоработок, много объективных причин, с которыми не смогло справиться царское правительство. На эту „благодатную“ почву и легли смута в верхах власти, радикализация рабочего движения, кризис церкви и агрессивная антиправительственная пропаганда, которая активно велась в том числе при поддержке из-за рубежа», — подчеркнул гость форума.

Вспоминая о ключевых внутренних причинах, приведших к февральским событиям, отец Тихон выделил две ключевых ситуации. Во-первых, сильное недовольство в измотанном войной обществе вызывали вопросы несправедливого распределения средств Земгором — Главным по снабжению армии комитетом Всероссийских земского и городского союзов. Во-вторых, выход из войны Российской империи в качестве победителя, по словам отца Тихона, решительным образом не устраивал Англию.

«В интересах Англии было прямое и непосредственное ослабление России и даже, возможно, пересмотр международных договоров и союзов того времени», — отметил епископ.

Находясь на площадке международного молодежного форума, архимандрит обратил свой взгляд на современное восприятие роли историка и преподавателя истории.

«Трагические события 1917 года стали огромным уроком для всей страны, для всего нашего народа. В преддверии столетнего юбилея Русской революции эти темы вновь найдут отклик и будут обсуждаться в обществе, нас обязательно ждёт масса аналогий, возможно, призывы к повторению событий того времени, этого не миновать. Именно поэтому вам, как профессиональным историкам, необычайно важно самим вникать и понимать в реальный ход событий, которые разворачивались накануне февраля 1917-го и позднее, чтобы исходить из этого опыта, осмыслять его и сделать всё от себя зависящее, чтобы эта застарелая болезнь вновь не перешла в стадию обострения», — резюмировал отец Тихон.

Напомним, Всероссийский молодёжный образовательный форум «Таврида» стартовал 1 июля в Крыму. Участниками всех 7 смен площадки станут порядка 3000 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет — преподавателей творческих профессий и молодых профессионалов различных творческих направлений со всей России. 25 июля стартовала IV профильная смена «Молодые преподаватели истории».

Форум проводится по поручению Президента России Владимира Путина . Организаторами площадки выступают Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата РФ и «Роспатриотцентр» при кураторстве Управления Президента Российский Федерации по общественным проектам.

Пресс-служба ОП РФ по материалам пресс-службы форума «Таврида»

В отношение сельского хозяйства Российской империи можно «безбоязненно употребить слово процветание»: «Крестьянам принадлежало больше 67% обрабатываемых земель в Европейской части страны, а за Уралом - 100%». Россия покрылась сетью железных дорог, жизнь общества после 1905 года переживала настоящий расцвет: «Периодических изданий при Николае II издавалось больше, чем в СССР в 1988 году». Правительством был внесён в Госдуму проект о всеобщем начальном образовании.

«Что касается стереотипа о России, как о тюрьме народов, то здесь было не без проблем, но эти эксцессы уходили в прошлое. Национальные окраины были представлены в Госдуме. В княжестве Финляндском существовал парламент, женщины имели избирательное право». «Что касается цензуры, она почти полностью была отменена после событий первой русской революции. Даже цензура, введённая во время войны, была весьма относительной».

2. Александра Фёдоровна была «женщиной с русской душой», но не имела влияния на события.

«Когда в марте 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая ставила своей задачей расследование преступлений царского режима, сколько-нибудь значимого влияния Александры Фёдоровна или Распутина на события государственной важности не было найдено. Были исследованы письма Александры Фёдоровны к мужу: только в 17-ти она советовала что-то Николаю II или передавала советы Распутина. Из этих советов не было исполнено ни одного.

Я своё личное мнение выскажу: Александра Фёдоровна была женщиной с русской душой, немецкой пунктуальностью и английским воспитанием. Она писала мужу: что ты творишь - арестуй Гучкова, распусти Думу, не время сейчас для либеральных слабых действий. Потом, после войны, можно будет всё восстановить, но сейчас они разрушают страну».

3. Поведение русской либеральной интеллигенции, критиковавшей царский режим до Февральской революции, сложно объяснить.

«Почему с такой энергией и непримиримостью эти люди требовали, желали, хотели и делали всё, чтобы перемены в России произошли? Почему одно из крылатых выражений было таким: «Пусть лучше немцы, но только не Романовы?» Почему говорилось, что русским интеллигентом может быть простой рабочий, но не генерал, и не чиновник царского правительства? Почему была такая непримиримость? Почему этот заговор аристократии и промышленников имел такой успех и такую потрясающую поддержку? Почему после отречения от престола такой восторг царил в России, говорили о «Керенском на белом коне»?»

«Духовник Путина» — о массовом психозе революции
4. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов быстро разрушили страну, и большевики осенью 1917 года «просто подобрали власть».

«Приказ № 1 (предписывал создать выборные комитеты из нижних чинов во всех военных частях - Прим. Ред.) разрушил всю дисциплину в воюющей армии. В адекватном ли были состоянии люди, которые принимали такое решение? С государственнической, военной, профессиональной адекватностью были проблемы.

Второе решение - увольнение всех губернаторов и вице-губернаторов. Считалось, что свободные люди выберут новых. В этой атмосфере рушилось то, что мы сейчас называем вертикалью власти. Мы сейчас понимаем, насколько это важно. Тогда большая часть людей приказ восприняла с восторгом.

Следующий этап - отлучить от государственной власти «приспешников царского режима», жандармов и полицейских. Следующий - освободить узников, политических заключённых, а среди них были, как мы знаем, и террористы. Кроме того, освободились ещё 100 тысяч уголовников. «Птенцы Керенского» - так их называли.

Вершители февраля - Милюков, Гучков, Керенский, Львов - бесконечно любили Россию. Но, желая блага стране, они передали её в руки человека, который сказал: «А мне, господа хорошие на Россию наплевать» - в руки Владимира Ильича Ленина».

5. Состояние России перед Февральской революцией подобно «подростковым комплексам», «психической эпидемии» и «массовому психозу». Опыт нашей страны не единичен, но именно Россия - чемпион по таким состояниям.

«Такое поведение что-то напоминает. Я не привожу цитаты о негативизме русской интеллигенции, которые стали уже притчей во языцех. Никакого общения с государственными чиновниками, всегдашнее негативное отношение к решениям власти. Такое ощущение, что наше прогрессивное общество осталось тогда в подростковом возрасте, не выросло, не преодолело в себе подростковые проблемы и комплексы».

«Этот вопрос исследовался психологами, психиатрами, философами - современниками тех событий. Известный русский физиолог Владимир Михайлович Бехтерев писал, что психические эпидемии охватывают иногда значительную часть населения».

«Мы можем предположить, что в процессе революционных событий обществом овладело нечто подобное массовому психозу». Нельзя сказать, что такого рода состояния случались только в нашей стране. Хотя именно в России массовые психозы происходят «с пугающей периодичностью», начиная со Смутного времени. «Профессор Украинской медицинской академии, врач-психиатр Олег Сыропятов говорил о психической эпидемии на Украине в 2014 году. Люди не понимают смысла слов. Человек охвачен эмоциями и не может перейти на рациональный уровень».

6. Массовый психоз может повториться

«Мы должны понимать, что рецидивы подобного проявляются, и совершаются деяния, которые становятся необратимыми. Зная об этой общечеловеческой болезни, надо серьёзно думать о психической гигиене».

"Наше замечательной интеллигентское креативное общество латентно несёт в себе подобного рода недуги. Это латентное состояние время от времени обостряется. Не учитывать этого нельзя".
http://www.fontanka.ru/2017/11/17/140/

С одной стороны, вроде бы и охранительство чистой воды, правда?
С другой стороны, так ведь и было.

Знаете в чем основная проблема?
В неверной постановке самого вопроса.

И Россия была вовсе не так хороша, как пытаются сегодня представить некоторые.
Страна была отсталой, с архаичным политико-правовым и социальным устройством.
Не признавать этого, значит вступать в противоречие с фактами.
И еще страдать шапкозакидательством.

Но и Николай II не был так ничтожен, как считают революционеры.
Провести страну через два революционных периода никому из правителей не удавалось.
Европейским монахам не всегда удавалось как-то справиться даже с одним, дело кончалось плахой.
А Николай II с первой революционной волной справился!

Но самое главное — революции хороши не всегда.

Однако дело, конечно, не в социальных психозах.
Дело в том, что ни наука, ни общественные деятели до сих пор не понимают, как сделать жизнь лучше.
А народ не всегда может, и хочет, ждать.

Что толку в идее о том, что Россия в 1917 году была охвачена психозом?
Знает Шевкунов, как России не заразиться психозом сегодня?
Или, точнее, не впасть в революционный соблазн, причиной которого какая-то часть общества затем объявит психоз?

Ну, а драма русской интеллигенции хорошо известно.
Почитали западные книжки, посмотрели на западную жизнь, и давай бегать с ружьями, как декабристы, бомбами, как народники и революционными идеями, как все остальные.
А после этого приходит к власти Ленин, и говрит о том, что интеллигенция — это отнюдь не мозг нации, а…
Ну, вы знаете!

Ольга 05.05.2017

Наверное, были причины, по которым это видео не было выложено на сайте раньше, но лучше поздно, чем никогда. Но почему так скромно – на сайте СДС? Будет время – обязательно посмотрю - освежу в памяти. В последнее время только ленивый не писал о событиях 1917 г. и не выступал с этой темой. Но что отличает эту лекцию: системность (люблю, чтоб все было «по полочкам»); простота изложения, делающая эту сложную тему доступной для понимания даже далекими от исторической науки слушателями; неподдельная убежденность Владыки в том, что он говорит; безусловное владение материалом на 100%. Поэтому два с половиной часа пролетели совсем незаметно, и хотелось, чтобы было продолжение. Владыка Тихон, повезло же Вашим студентам-семинаристам! Как лектор, я завидую (белой завистью) Вашему умению столь продолжительное время держать внимание аудитории. Чувствовалось, как жадно ловили слушатели каждое Ваше слово, боясь пропустить что-то важное. Что касается содержания лекции, конечно, тема чрезвычайно сложна, а клубок причинно-следственных связей исторических событий всегда весьма запутан. Поэтому вполне естественно существование среди историков разных взглядов на те или иные события, на их причины. Не всем удается избежать субъективизма и тенденциозности. Наверное, можно в чем-то не согласиться с Вами, но, на мой взгляд, в своем анализе той исторической ситуации Вы были предельно честны и объективны. Спасибо.