Основные элементы структуры общества. Социальная структура общества и ее элементы Из каких элементов состоит структура общества

Что такое социальная структура общества

Из каких элементов формируется социальная структура общества

Каковы причины социальной стратификации

Какие существуют виды социальной мобильности

7.1. Понятие социальной структуры общества и ее основные элементы

Общество напоминает сложный механизм, составленный из многих сотен и даже тысяч деталей. Каждая из них имеет свои размеры, выполняет только свойственные ей функции. Все эти детали - а это разные социальные сообщества и группы - играют неодинаковую роль в общественной жизни.

Проблема строения общества как социальной системы всегда была одной из центральных в социологии. Так, еще О. Конт, очерчивая предмет исследования своей социальной статики определил, что она - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, который состоит из большого количества социальных элементов.

Что же является составляющими общества как социальной системы? Понятно, что первичной единицей любой социальной системы является индивид. Он, будучи существом социальным, находится в тесной взаимосвязи с другими индивидами, образует с ними различные социальные группы и социальные общности, тоже являются составными общества. Строение же любой социальной системы, в том числе и общества, дополняют социальные связи, социальные отношения и социальные институты. Таким образом, можно дать следующее определение социальной структуре общества.

Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, общностей и институтов, связанных между собой относительно постоянными отношениями.

Итак, социальная структура общества представляет собой строение этой социальной системы, определяет характер взаимосвязей и взаимоотношений между ее составляющими частями.

Сущность социальной структуры общества наиболее полно выражается в ее общих чертах, к которым можно отнести:

Многообразие социальных элементов, образующих социальную структуру общества (социальный институт, социальная группа, социальная общность и т.п.);

Разная степень влияния каждого составляющего элемента социальной структуры общества на социальные процессы и явления, отличие их социальных ролей;

Наличие относительно стабильных связей между составляющими элементами социальной структуры общества, взаимозависимость последних. Это означает, что ни один элемент социальной структуры не может существовать в обществе автономно. В любом случае он совмещен социальным связи с другими структурными подразделениями общества. В этом случае интересна история о Робинзона Крузо, который даже оказавшись на необитаемом острове, находился в тесной связи с обществом (пользовался вещами, изготовили другие люди, занимался теми же видами занятий, и в Англии - обустраивал собственный дом, выращивал сельскохозяйственные культуры, молился Господу и т.п.);

Сердечность элементов, обеспечивает целостность социальной структуры, то есть одни и те же социальные субъекты могут быть частями различных составляющих единиц общества. Например, одна и та же личность может быть включена в различных социальных групп и общностей;

Многофункциональность и стабильность - каждый элемент социальной структуры общества выполняет свои специфические функции, которые являются отличными от ролей других социальных элементов, и предусматривает значительное количество социальных функций общества. В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что основными составляющими общества являются социальные общности, поскольку их влияние на социальные процессы несравненно больше, чем участие отдельной личности. Что касается социальных организаций и социальных институтов, то они формируются в результате деятельности и взаимодействия социальных общностей и групп, являются производными от них * 1. Важным элементом социальной структуры общества являются также социальные группы.

* 1: {Ряд современных украинских социологов, в частности, В. Городяненко, наоборот, считают ведущим элементом социальной структуры общества социальные институты - экономика, политика, наука, образование, семья, поскольку именно они сохраняют и поддерживают существующие в обществе социальные свя Обязанности и отношения.}

Таким образом, социальная структура общества имеет два основных компонента: наличие составляющих элементов и социальных связей, возникающих между этими элементами.

Большинство современных социологов в структуре общества выделяет ряд отдельных подструктур, которые и являются основными составляющими элементами общества. Однако эти подструктуры являются лишь относительно независимыми между собой, поскольку как и все социальные элементы - составляющие общества - связанные между собой относительно стабильными социальными связями. Подструктуры общества основываются на основных формах социальных сообществ, действующих в обществе, и это также наводит на мысль, что ведущими составляющими элементами социальной структуры общества являются именно социальные сообщества.

Итак, основными подструктурами (элементами) общества являются:

Социально-этническая структура;

Социально-демографическая структура;

Социально-профессиональная структура;

Социально-классовая структура;

Социально-территориальная структура.

Рис. 2. Социальная структура общества


Каждая из названных подструктур характеризуется прежде тем, что включает в свой состав соответствующие общности. С другой стороны, каждая подструктура имеет все те же составные части, признаки и характеристики, и социальная структура общества в целом.

То есть, все элементы в социальных подструктурах так же связаны между собой стабильно действующими социальными связями и отношениями. Нужно напомнить, что отношения между всеми субъектами социальной жизни основываются на определенных ценностях и правилах поведения (социальных нормах), характерные для данного типа общества и отличают его от других. Поэтому следует заметить, что социальные нормы, собственно как и социальный контроль, является опорой для социальной структуры общества, поскольку они влияют на характер социальных связей и отношений, действующих в социальной структуре общества. Важно также отметить, что в связи и отношения между составляющими социальной структуры общества влияют также и социальные статусы и роли, речь о которых пойдет дальше, поэтому и они являются основой социальной структуры общества. Поэтому, общую схему социальной структуры можно изобразить примерно так, как показано на рис.

Сложность построения социальной структуры заключается еще и в том, что в обществе есть отношения социального равенства и неравенства. Типичный пример - рядовой служащий или студент приравниваются законом Украины по своим конституционные права к Президенту Украины, ведь Конституция нашего государства предусматривает равенство граждан. Вместе с тем, совершенно ясно, что за правами и льготами эти категории граждан значительно отличаются между собой. Социальные роли и статусы, социальное равенство и неравенство - вопрос, который является предметом рассмотрения следующих подразделений данной темы.

Социальная структура – это определенный способ связи и взаимодействия элементов социальной системы, т.е. индивидов и соц. групп, общностей, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с принятой в данной соц. системе совокупности норм и ценностей. Социальная структура выражает объективное деление общества на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, группы, слои и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый элемент социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. В социологии существует большое количество концепций соц. структуры общества, исторически одной из первых является марксистская. Главное место здесь отводится социально-классовой структуре. Согласно этому учению социально-классовая структура представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Деление общества на классы обусловлено есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. В основе развития соц. структуры общества лежат: 1. общественное разделение труда и 2. отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, а также умственного и физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепили эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

Элементами социальной структуры являются:

1. индивиды и соц. общности

2. связи и отношения между ними

3. соц. институты

Соц. общности – это структуры, объединяющие ее членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию.

Социальные институты – это высокоорганизованные соц. системы, характеризующиеся устойчивой структурой, интегрированностью элементов и функциональностью.

Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологии, но и такой науки, как социальное управление, а также политиков, государственных деятелей. Без уяснения соц. структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, то есть в каком направлении они будут действовать, нельзя эффективно руководить делами общества. Взаимосвязь существующих в обществе соц. групп и общностей отнюдь не статическая, а скорее динамическая и проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В этом взаимодействии имеются две основные стороны. Во-первых, сама деятельность каждого из субъектов общества, направляемая отдельными побуждениями. Во-вторых, те общественные отношения, в которые вступают соц. субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов.

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов-воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

Общество - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

6) индивиды.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию-идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы - это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т.д.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их Воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США).

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с «мобилизацией» всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества-даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.

Введение
1. Понятие социальной структуры общества
2. Социальные группы
3. Формальные и неформальные группы
4. Социальная роль и социальный статус человека
5. Этнические общности
6. Межнациональные отношения
Заключение
Список литературы

Введение

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупнос­ти людей и их взаимоотношений.

Понятие «структура» отражает определенную форму устой­чивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целос­тность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть опре­делена как форма организации общества, внутренняя упорядо­ченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может быть также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимостей, отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как эко­номическая, политическая, духовная, нравственная, религиоз­ная, эстетическая. Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими этими сферами.

Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных институтов, возникающих с целью обес­печения устойчивости социальных отношений. Эта структура включает бесчисленное множество социальных институтов: раз­личного рода производственные предприятия, институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, систему здра­воохранения, т.е. всю многообразную сеть экономических, поли­тических и культурных учреждений и организаций, удовлетворя­ющих различные потребности человека.

Допускается и иной, универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества, как состоящую из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп: из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представи­тель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации, причем каж­дый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвя­зей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Цель контрольной работы – изучить структуру общества и ее элементы.

В рамках поставленной цели, в процессе написания работы решались следующие задачи:

1. Исследовать понятие социальной структуры общества.

2. Охарактеризовать социальные группы.

3. Описать социальная роль и социальный статус человека.

1. Понятие социальной структуры общества

Понятие социальной структуры относится к социальной сфере жизни общества. В широком смысле слова понятие «социальный» употребляется как синоним понятия «общественный», когда речь идет о противопоставлении биологическим, природным явлениям. В этом случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества, представляет собой социальное. В узком смысле слова понятие «социальный» означает особую сферу общественных отношений, которые характеризуют различные группы людей как носителей разных видов деятельности. Социальная сфера жизни общества выступает как совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности. Социальные отношения — это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

В структуре любого отношения выделяются:

Субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);

Объект (то, по поводу чего возникают отношения между субъектами);

Потребности (отношения субъект - объект);

Интересы (отношения субъект - субъект);

Ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Социальные отношения складываются между группами людей, и даже когда в социальные отношения вступают отдельные личности, или отношения возникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можем рассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которые побудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли на формирование ее ценностей.

Объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества, называются социальными общностями. Совокупность социальных общностей и система взаимосвязей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можно сказать, что социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов.

Социальная структура общества часто рассматривается в аспекте разделения общества по классовому, демографическому, территориальному признакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной структуре общества.

Социально-классовая структура общества — это упорядоченные и устойчивые связи между элементами общественной системы, обусловленные отношениями социальных групп, которые характеризуются определенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и в политической жизни.

В основе социально-демографической структуры общества лежит его разделение на группы, по возрастному, половому признакам. Это, прежде всего, такие группы как молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая из этих групп сталкивается с серьезными социальными проблемами. В частности, для молодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркоманий, СПИДа.

В основе социально-территориальной структуры общества лежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские, сельские, поселковые и др.). Территориальные общности действуют в различающихся условиях природной и искусственной среды, различно их историческое прошлое. Все это создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно если сопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности различаются социальным составом населения, уровнем его образования, общей культуры и профессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальных структур вытекают многие социальные проблемы, такие как неравномерность в обеспеченности населения жильем, больницами, клубами, театрами, разные возможности получить образование и достойную работу, разная доступность к объектам социально-экономической инфраструктуры.

2. Социальные группы

Социальная группа — одна из основных составляющих социальной структуры. Социальная структура состоит из самых разнообразных социальных групп. Люди, составляющие эти группы, участвуют во внутри- и межгрупповых взаимодействиях, что и характеризует социальность личности, которую можно определить как включенность личности в социальное взаимодействие через определение своего места в деятельности различных групп.

В самом общем виде социальную группу можно определить как совокупность людей, характеризующуюся некоторыми едиными признаками. Среди этих признаков могут быть сходство, близость условий жизнедеятельности людей, общность их потребностей, наличие совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе, и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В современной социологии можно встретить большое количество критериев деления на группы, например, по времени существования группы, основам формирования, характеру организованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы, включающие от нескольких человек до нескольких десятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию американским ученым Ч. Кули. Отличительные признаки этих групп — непосредственный межличностный контакт их членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, группа друзей, спортивная команда и т. п.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми не обязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, главное — выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, например, политическая партия, крупный производственный коллектив и т. п. Большие социальные группы — это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (принадлежность к какому-либо вероисповеданию, профессиональная принадлежность и т. п.). Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Это означает, что конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, хотя, несомненно, у него существуют контакты с некоторыми членами группы, которые могут быть весьма интенсивными и широкими по охвату.

3. Формальные и неформальные группы

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т.д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальной группы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальная группа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального. Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется в силу личностных особенностей, способности организовывать и направлять ее деятельность, оказывать влияние на ее членов.

Деление групп на формальные и неформальные в определенной степени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношения между ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. В одних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают друг друга, а в других случаях — наоборот, противоречат друг другу и подрывают общее единство.

4. Социальная роль и социальный статус человека

Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях. В одном случае он ведет себя как отец, в другом — как друг, в третьем — как работник, в четвертом — как покупатель и т.д., то есть выступает в разных ролях. Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного общества. Поэтому человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. К основным социальным ролям относят роли гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя и др.

Существует много различных определений понятия «социальная роль». По определению известного отечественного социолога И. С. Кона, «социальная роль — это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Социальные роли обычно рассматриваются в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются, прежде всего, тем, что ожидают от нас другие. Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своих детях, милиционер должен пресекать нарушения общественного порядка. Если они этого не делают, то вызывают наше возмущение. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции до своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими и др. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному, типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком — значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж — это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т.е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой.

5. Этнические общности

Одним из значимых видов общностей в современном мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:

Единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;

Одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиля одежды;

Общность происхождения и культуры;

Территория расселения.

Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты — эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность.

Этническая культура включает в себя следующие социальные институты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальные механизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданной этнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык, книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналы передачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этноса информация — идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др.

Таким образом, этнос можно определить как такую общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.

В рамках индустриального общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, — те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Этническая консолидация — это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса — субэтносы.

Этническая ассимиляция — процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.

Наиболее распространенными в мире и всеохватывающими являются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Они характеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительная история совместного существования, самопричисление субъекта к данной этнической группе. Таким образом, мы имеем дело, как с биологическими, так и с социальными факторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими или этносоциальными.

Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной орде, был род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родов составляло племя — тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Образование союзов племен сопровождавшееся усилением межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности - народности. Народность - это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

С началом Нового времени в Европе, с выдвижением на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием.

Нацию обычно определяли как исторически устойчивую общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. В настоящее время многие ученые делают вывод, что данное определение уже не вполне соответствует современным реалиям. В основу выработки нового определения нации эти ученые считают необходимым ввести такой признак, как духовную культуру. Она является ключевым признаком нации, ядром, определяющим ее суть. Что касается общности психического склада, то она является производной от общности духовной культуры. Еще одним важнейшим компонентом — национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры. Национальное самосознание — это стержень национальной духовной культуры. Именно в самосознании нация определяет свои общие коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это — мы», а в отношении других: «это — они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т.е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.

6. Межнациональные отношения

Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащими тенденциями: тенденцией к объединению наций — межнациональной интеграции, и тенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций — национальной дифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются в развитии экономических связей и отношений, развертывании процессов глобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость, вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее время зримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государств являются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и вторая тенденция.

Эти две тенденции действуют постоянно, но не бесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.

Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм — это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. водевиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.

При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, — на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.

Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.

Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.

Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.

Заключение

Структура общественной системы выступает не только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д.

Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т.д. К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы, — наука, политические идеи, искусство и др. — находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам — экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д.

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, проявляется в различных связях и отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно, в конечном счете, проявляется через людей.

Список литературы

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лошакова Д.Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально – экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально – экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган – Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально – экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально – демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.

В социологии выделяют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, престиж, образование. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ, а каналов доступа к ним.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

2.Социальные отношения и типы социальных структур . Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: 1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями; 2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов. Эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

Социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально – экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур.

Социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности – ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов – феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Особое место занимают сословия. Сословия – это социальные группы, мест о которых в обществе определяется не только положением в системе социально- экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами. Этим определялись права, обязанности и привилегии таких сословий, как светские феодалы и духовенство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Особенную роль играет средний класс. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран исходя из уровня его доходов.

Опыт строительства социалистического общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные направления развития его социальной структуры. Основными ее элементами считались рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, сохранившиеся в некоторых из этих стран слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности.

3. Социальная стратификация. Под социально-стратифированной структурой общества понимается (по Харчевой) многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются (группируются) в зависимости от степени обладания властью, собственностью, социального статуса, соответствующих ценностных ориентацией.

Т. Парсонс под социальной стратификацией понимает дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы. Это способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное положение друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах.

Э. Гидденс определяет стратификацию как структурные неравенства между различными группами людей, каждая из которых различается объемом и характером социальных привилегий.

В учебнике по социологии американских ученых Л. Блума, Ш. Бонжона, Д. Брума дается следующее определение социальной стратификации: «Система разного уровня благ, власти и престижа».

Н. Смелзер выводит сущность понятия «социальная стратификация» из понятия «неравенство». Под последним он понимает условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. Соответственно, стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

По мнению П. Бергера, классификация общества может базироваться на самых разнообразных критериях, представлять самые разнообразные преимущества, которые выступают в виде привилегий (в смысле доступа к материальным вещам и услугам), власти (в понимании М. Вербера, который видел в ней вероятность добиваться своего даже вопреки сопротивлению других) и престижа. Для зачисления людей в ту или иную категорию можно использовать различные критерии – физическую силу, возраст, пол, происхождение, экономические успехи, благосклонность короля или вердикт оракула.

Основанием стратификации, по мнению многих социологов, является социальное неравенство . Р. Дарендорф выделяет следующие формы неравенства :

– естественное разнообразие внешности, характера, интересов;

– естественное неравенство умов, талантов и сил;

– социальная дифференциация принципиально равноценных позиций;

– социальная стратификация по престижу и богатству как ранговое упорядочивание социального статуса, т.е. существует неравенство индивидуальное и социальное.

Р. Дарендорф в своей работе «Современное положение теории социальной стратификации» отмечает, что в социологической литературе можно выделить следующие подходы к причинам социального расслоения (неравенства):

– Дэвис и Мур утверждают, что расслоение универсальным образом необходимо, чтобы «внушить подходящим индивидам желание занять определенные позиции и, когда они уже окажутся на этих позициях, - желание выполнять связанные с ними обязанности». Неравенство, по их мнению, необходимо, т.к. стимулирует продвижение людей на престижные социальные позиции.

– Тумин и Ронг доказывали, что расслоение следует рассматривать в связи с господством, а именно – так, что системы расслоения помогают тем, кто господствует.

– Симсон доказывает, что социальное расслоение есть экономический феномен, происходящий из взаимодействия предложения и спроса при распределении персонала и социальных позиций.

– Дарендорф и Лепсиус пишут, что расслоение есть результат неодинакового расслоения позиций по отношению к господствующим ценностям.

Более подробно рассмотрим концепцию Г. Ленски, сформулированную в работе «Власть и привилегия». По его мнению, социальные структуры состоят из видов деятельности, которые гарантируют физическое выживание индивида в обществе и видов деятельности за рамками потребления и выживания, т.е. в сфере экономических социальных излишков. Первые структуры являются сферой функциональной координации и кооперации, последние – областью господства и принуждения. Усилия, направленные на физическое выживание, большого неравенства не вызывают, в отличие от распределения излишков, которое порождает как неравенство, так и конфликты. Излишки растут по мере того, как развивается технологическая основа общества; а вместе с возникающими излишками сложнее, проблематичнее и отчетливее закрепляются по позициям системы расслоения.

Главными элементами социальной стратификации в современном обществе являются (по мнению Т. Парсонса), являются:

– принадлежность к родственной ячейке. Принадлежность к ней может определятся как рождением, так и браком, и т.п.;

– личные качества, т.е. особенности человека, которые отличают его от других людей и которые могут рассматриваться как основание для того, чтобы оценивать его выше других: пол, возраст, личная привлекательность, ум, сила и пр.;

– достижения, т.е. рассматриваемые как ценность результаты действий индивидов;

– владение, т.е. принадлежащие индивиду предметы, которые характеризуются тем, что их можно передавать;

– власть.

П. Сорокин полагал, стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная . Это означает, что необходимо разделять общество по критериям дохода (богатства, т.е. накопления), по критериям влияния на поведение членов общества, по критериям, связанным с успешным использованием социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

Наиболее влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс. Он полагал, что все социальные явления детерминированы экономикой . К. Маркс утверждал, что при любом экономическом строе есть господствующий класс, владеющий1 средствами производства, класс угнетенных, работающий на собственников. Первые, эксплуатируя вторых не платят им полную стоимость их труда, продают произведенный пролетариями продукт дороже, чем стоит его производство, тем самым создается прибавочная стоимость, которую буржуазия использует по своему усмотрению. Рабочие, как мы видим, повержены эксплуатации и отчуждению от своей подлинной природы, т.е. они не способны выразить себя через работу и испытать какое-либо удовлетворение от нее, тем самым это ограничивает их творческий потенциал, лишает жизнь смысла. С течением времени происходит поляризация классов: буржуазия и пролетариат находятся в оппозиции друг другу. Имея общего «врага», проводя вместе большую часть времени на заводах, пролетариат становится однородным, и появляются общие классовые интересы, что приводит к классовому конфликту.

Тот класс, которому принадлежат средства производства, контролирует через них экономику и осуществляет политику государства, т.е. он является правящим классом.

Рассмотрим более подробно когда-то популярную, а ныне преданную забвению теорию классов К. Маркса и Ф. Энгельса. Класс, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, это группа людей, определяемая по отношению к средствам производства, по месту в системе общественного разделения труда. Классическое для марксистской теории определение классов дал в своей работе «Великий почин» В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства ». Сформулированная на основе этого подхода концепция социальной структуры общества сводится к следующим положениям:

– социальная структура общества складывается из трех основных элементов – классов, общественных прослоек и социальных групп;

– «ядро» социальной структуры общества составляют классы, определяемые по отношению к средствам производства (собственники и неимеющие собственности), а именно классы эксплуататоров (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и эксплуатируемых (рабы, крестьяне, пролетариат);

– образование классов является, прежде всего, порождением экономических отношений – классы образуются в результате общественного разделения труда (прежде всего на умственный и физический) и возникновения частной собственности;

– процесс образования классов, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, протекал двумя основными путями – путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки (родовой знати и состоятельных людей) и путем обращения в рабство плененных иноплеменников, а соплеменников – в долговую кабалу;

– владение или не владение средствами производства определяет роль классов в системе организации общественного труда (управляющие и управляемые), с системе политической власти (господствующие и подчиненные), их имущественное положение (богатые и бедные, т.е. пауперы);

– борьба эксплуататорских и эксплуатируемых классов, разрешающаяся в форме революций, служит движущей силой общественного развития;

– при этом, помимо основных общественных классов, тесно связанных с господствующим способом производства (эксплуататоров и эксплуатируемых), марксистская теория выделяет т.н. неосновные классы – это либо остатки прежних классов (дворяне при капитализме), зарождающиеся новые классы (торговая буржуазия при феодализме), либо классы, переходящие из формации в формацию (крестьянство);

– помимо классов, в структуре общества выделяют общественные слои (или прослойки) – т.е. промежуточные или переходные общественные группы, не играющие решающей роли в системе социально-экономических отношений: т.н. мелкая буржуазия (ремесленники, торговцы) и интеллигенция;

– интеллигенция, в свою очередь, делится на пролетарскую, мелкобуржуазную.

Макс Вебер, подобно К. Марксу, определял общественный класс людей по его экономической власти, но в отличие от К. Маркса выделял и другие факторы, влияющие на формирование отношений неравенства. Например, общественное положение (социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам), по его мнению, является важной характеристикой для человека в обществе. Он назвал это статусом.

Вебер впервые закладывает в основу классового разделения систему стратификации, существующую в данное время. Он разделял класс собственников и «торговый класс», разбивал на несколько классов рабочий класс (в зависимости от вида собственности предприятия, на котором они работают). М. Вебер доказывает, что любой человек имеет возможность повысить свои статус.

П. Бергер предлагает такое определение класса: «Класс – это группа людей, привилегии которой проистекают из ее роли в производственном процессе и которую отличает общие интересы и общие культурные особенности ». Классовое общество, по его мнению, - это такое общество, в котором доминирует классовая форма стратификации. Классовая система создает ситуацию, при которой, по крайней мере, в принципе, только экономические успехи определяют материальные привилегии, доступные определенной личности. При таком положении можно предположить, что и другие преимущества, особенно престиж и власть, могут быть приобретены аналогичным путем.

В современной западной социологии принято различать два подхода к определению класса – субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе «самоидентификации», т.е. на самозачислении индивида в тот или иной класс. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида. В зарубежной социологической литературе выделяют два таких критерия:

– характер деятельности (труда);

– величина доходов.

Наряду с ними учитываются и другие критерии, тесно связанные с первыми двумя и из них вытекающие:

– образовательный уровень;

– квалифицированный уровень;

– должностной уровень;

– особенности ценностных ориентаций и трудовой мотивации;

– качество жизни;

– стандарты потребления.

Функционалистские теории стратификации Т. Парсонс утверждал:

– различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы жизнь общества шла своим чередом;

– существует общепринятая классификация людей в обществе; на Западе это осуществляется обычно на основании индивидуального успеха, честолюбия и напряденной работы, так что талантливые или занимающие высокое положение люди имеют более высокий заработок и заслужили большой авторитет у окружающих;

– система стратификации, когда люди с более высоким заработком пользуются большим уважением, чем другие, рассматривается как неизбежная и справедливая.

– Власть высших социальных слоев рассматривается как законная, потому что она осуществляется с целью принести пользу обществу.

С понятиями «социальная стратификация», «социальное неравенство», социальная мобильность» тесно связано понятие и явление «бедность».

Российские социологи Л. А. Беляева и Л. А. Гордон различают абсолютную и относительную формы бедности. Абсолютная бедность – такое состояние, при котором индивид на сой доход не способен удовлетворять даже базисные потребности в пище, одежде или способен удовлетворять только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, принятый в данном обществе .

4. Социальная мобильность . Социальная структура всякого общества представляет собой достаточно сложное образование. Помимо классов, сословий, интеллигенции, роль которой в современную эпоху научно - технической революции и многократного усложнения общественной жизни постоянно возрастает, все больше и настойчивее заявляют о себе такие демографические группы, как молодежь и женщины, стремящиеся улучшить свое положение в обществе, полнее реализовать свои интересы.

Особую остроту приобрели в настоящее время национальные отношения. В условиях обновления общества каждая нация и народность стремятся осуществить свои экономические, политические и духовные интересы.

В социальной структуре общества можно выделить большие и малые социальные группы, во-первых, складывающихся объективно, т.е. в конечном счете независимо от сознания и воли людей, во-вторых, формирующихся в ходе сознательной и организующей деятельности самих участников исторического процесса.

К первым можно отнести охарактеризованные выше социальные группы, в том числе классы, сословия, профессиональные, демографические, а также национальные общности; ко вторым – политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам и даже группы друзей.

Среди этих социальных групп и организаций можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные организации действуют чаще на основе принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует, и их действия осуществляются главным образом на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массовых движений. Они создаются для достижения вполне определенных целей – текущих и долговременных.

В западной социологии особо выделяются функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Это профессиональные группы, занятые в сфере политической, экономической и духовной деятельности, группы людей разной квалификации, группы, занимающие различное социальное положение – предприниматели, рабочие, служащие, представители интеллигенции, группы городских и сельских жителей, а также социально – демографические группы. Начало серьезному изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э. Дюркгейм, затем оно было продолжено в работах его последователей в европейских странах и в США. Особо следует отметить работы американских социологов Т. Парсонса, Р. Мертона и других представителей структурно – функционального анализа в современной социологии.

Усилия многих социологов направлены на изучение так называемых малых групп. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой - либо большой социальной группы. Нередко оба эти процесса происходят одновременно. Бывает, что целый ряд малых групп появляются и действуют в рамках какой – то большой социальной группы.

Количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко больше. В такой группе лучше сохраняются социально – психологические контакты входящих в нее людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу может составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами, работающих на заводе, в научном учреждении, в театре и т.д. Выполняя производственные функции, они в то же время устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем – либо.

Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль больших социальных групп или средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность, которую социология не должна обходить своим вниманием. Изучая взаимодействия людей в малых группах, социолог обнаруживает многие подлинные мотивы их поведения и деятельности.

Характерным разделом теории социальной структуры общества является проблема социальной мобильности. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев (страт- от лат. – слой, настил.) в другие, например из городского слоя в сельский, и наоборот. На социальную мобильность населения влияют такие обстоятельства, как изменение условий жизни в городе или сельской местности, получение людьми новых профессий или изменение вида деятельности. Все это представляет собой важный момент функционирования социальной структуры общества.

К числу причин, усиливающих социальную мобильность, относится изменение общественного мнения в отношении престижности тех или иных профессий и вследствие этого изменение профессиональных интересов у различных групп людей.

Интерес к характеру и содержанию труда и условиям жизни может изменяться от поколения к поколению, а может, и это происходит все чаще, у людей одного поколения. В результате интенсивнее идет процесс перехода людей из одного профессионального и социального слоя в другой.

5. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества. До недавнего времени социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен главным образом рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией. Во всех республиках рабочий класс составлял большинство населения. Второй по численности социальной группой была, как правило, группа служащих и интеллигенции.

Насколько оптимальной была такая социальная структура населения, судить непросто. Во всяком случае, она не обеспечивала должной динамики развития общества. Развивающиеся ныне новые социальные группы добавляют обществу динамизм, хотя направления их социальной активности иногда расходятся с интересами других социальных групп и общества. Целесообразность обогащения социальной структуры общества за счет появления новых социальных групп, прежде всего предпринимателей, фермеров, кооператоров сомнений не вызывает. Но необходимо обогатить и активизировать деятельность давно существующих социальных групп, прежде всего рабочих, крестьянства, интеллигенции. Сегодня это – фундаментальная социально – экономическая проблема развития России, Казахстана, да и других государств, входящих ранее в СССР.

Из числа новых социальных групп следует отметить новые категории кооператоров, фермеров и представителей индивидуальной трудовой деятельности в городах и сельской местности. Но, прежде всего, следует упомянуть предпринимателей, занятых в сфере промышленного, больше финансового и посреднического бизнеса, а также собственников совместных предприятий. Эти социальные группы ныне активно действуют в Казахстане. Идущие процессы разгосударствления собственности и ее приватизации умножают количество коллективных и частных собственников, больше всего в области торговли, услуг и посреднической деятельности.

Все это существенно меняет социальную структуру современного казахстанского общества и активизирует процессы социальной мобильности населения. Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества: 1) активный процесс социальной дифференциации общества, появление новых социальных групп и слоев населения; 2) идущие во все мире процессы интеграции в экономике, что неизбежно сказывается и на социальной структуре общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Следовательно, сближаются условиях их жизни и структура интересов. Все это ведет к их социально – экономической, а нередко духовной и политической консолидации.

В своей социальной политике государственные деятели должны учитывать обе тенденции, которые органически взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Это необходимо для осознанного воздействия на развитие социальной структуры и социальной динамики в обществе и в какой-то мере для научного управления этими процессами.

Основная литература:

В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003г. С. 140-162.

В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.132-148.

Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 154-165.

Дополнительная литература:

А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1006 г.

Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.

Н. Смелзер. Москва.1994г.

К. Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

Лекция 6.