Тренинг по профилактике спида «мы себя защитили! а вы? Конспект занятия с презентацией с элементами тренинга для подростков на тему: вич-инфекции спид Упражнения по профилактике вич и спид

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р.п. Переяславка, Хабаровского края

Занятие с элементами тренинга

«Всё в твоих руках…»

Воспитатель группы 8 «а» класса:

Савочка Валентина Александровна,

I квалификационная категория

ноябрь 2013 г.

Методическая разработка воспитательного часа

Провела: Савочка Валентина Александровна, воспитатель I квалификационной категории

Дата проведения:

Тема: «Всё в твоих руках…» (профилактика заболевания ВИЧ/СПИДа). Слайд №1

Цель:

Воспитанники получат знания о способах передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи:

    Расширить знания о сущности заболевания, способах распространения и профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД;

    Развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группах;

    Воспитывать активную жизненную позицию, направленную на поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием;толерантность по отношению к ВИЧ - инфицированным.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Методы работы: словесный, практический.

Место проведения: учебный класс

Сроки проведения: 40 минут

Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, видео ролик, презентация.Карточки по количеству участников: «-»; «+»; таблица (Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»). Стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод («Игра с водой»).

Карточки с написанной ситуацией и фразами вежливого отказа (Ролевая игра «Вежливый отказ»)

Рабочие листы с образом человека по количеству участников для проведения рефлексии, буклеты-памятки о здоровом образе жизни. Выставка рисунков детей «Я выбираю жизнь!»

Ход занятия

I. Организационная часть.

Ребята садятся полукругом.

Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный разговор. Для кого он будет в новинку, а кто – то уже слышал о нем. Цель нашего занятия: информирование о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования. Итак, начнем.

II . Основная часть.

1.Что вы знаете о ВИЧ (СПИДе)? Слайд №2

2 Что происходит с человеком, больным СПИДом?

У человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем: могут развиться пневмония, рак, различные формы лихорадки и т.д. Слайд №3

В это время человек может резко потерять вес на 10% и более, иметь длительное время (более одного месяца) постоянно повышенную температуру тела, сильное ночное потоотделение, хроническую усталость, увеличение лимфатических узлов, постоянный кашель и длительный жидкий стул. После этого наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно потеряна, а болезни настолько обостряются, что человек погибает. Слайд №4

Воспитатель: А вам известно, чем вообще отличается СПИД от ВИЧ? Давайте расшифруем эти медицинские термины…

Так что же такое ВИЧ и СПИД? Слайд №5,6

    ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека

    Передаётся от человека к человеку.

    ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ-инфекции – СПИД. То есть, сама болезнь называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.)

    Можно ли вылечить СПИД? Слайд №7

    В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека полностью. Нет и вакцины, способной предотвратить заражение. Но существуют препараты, которые при правильном подборе и применении могут поддерживать здоровье и замедлить развитии СПИДа на длительное время. Благодаря этим лекарствам человек может вести полноценную жизнь.

    С момента заражения ВИЧ до стадии СПИДа может пройти от 5 до 15 лет.

    Как можно обнаружить ВИЧ? Слайд №8

    Узнать о том, что человек инфицирован, можно сдав анализ крови на наличие антител к ВИЧ.

    Чем отличается ВИЧ инфицированный от больного СПИДом? Слайд №9

    ВИЧ - инфицированный – практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.

    СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.

    Упражнение «Пять секунд»

    Цель : стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД

    Время : 5 минут

    Вид : метафора

    Материал : не требуется

    Инструкция:

    Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.

    Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.

Резюме информация Слайд №10

* В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать. Слайд №11

В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных

В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году (уже 26 лет как появились первые случаи заболевания). Слайд №12

Общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным около 2 млн. человек. Большая часть ВИЧ-инфицированных в России – мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70% ВИЧ-инфицированных – потребители внутривенных наркотических веществ. Но в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции. На начало 2013 года в Хабаровском крае - примерно 2216 чел., 319 детей.

    В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря.

Воспитатель: Сегодня мы откроем для себя мир с другой стороны… посмотрим на тех, кого уже не спасти, задумаемся о том, чем мы можем помочь и о том, как уберечь себя и своих друзей от СПИДа и ВИЧа… Очень часто мы из-за своего незнания, непонимания, отворачиваемся от тех, кому нужна наша поддержка… Очень часто мы совершаем такие поступки, о которых очень долго сожалеем…

Да мы наслышаны о СПИДе и ВИЧ, но между знанием и действительностью большая пропасть .

Слайд №13

    В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусом иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу. Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки. Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Её поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр. В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось долгое время…»

Слайд №14

    Как Вы думаете, правильно ли они поступили с ребёнком?

    Почему люди так поступили с ВИЧ-инфицированным ребенком?

….. и наверное еще бесчувственность!

    Как мы относимся к этим людям? К людям, будущее которых предопределено? (варианты). Некоторые - сочувствуют, некоторые – осуждают, некоторые – равнодушны…

    Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?

(заботится, не избегать и т.д.)

У таких людей есть Право на охрану здоровья.
Предусмотрена Уголовная ответственность за умышленное заражение.

    Ст. 122 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Тайна обследования, права человека. Личная ответственность за своё здоровье.

Слайд № 15

Давайте представим себе, что у вас в руках – вакцина от СПИДа, в единственном своем варианте, и вы можете спасти только одну жизнь… Жизнь младенца, жизнь молодой девушки – подростка, или же парня 20-25 лет? Поднимите руку те, кто бы помог ребенку? А кто бы спас девушку? А кто парня? (записываем в таблицу число голосов)

Но, вот вы узнаете, что у младенец заразился при родах, девушка - половым путем, она – проститутка, парень – через шприц, он - наркоман. Кому бы вы теперь отдали бы лекарство?

При более тщательном исследовании, оказалось, что младенец, в любом случае – обречен, у него отказывают почки и легкие…. У девушки умерли родители и она осталась сама с маленькой сестричкой, но узнав о своем горе, она навсегда покончила со своей профессией и теперь учится в техникуме при поддержке соц. Служб, а парень давно завязал со своим прошлым и теперь активно ведет всевозможные профилактические акции по распространению СПИДа среди молодежи, благодаря его трудам не заразятся сотни людей… Кому бы вы теперь отдали вакцину?

младенец

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Воспитатель: Посмотрите, как поменялось ваше мнение в зависимости от ситуации. А теперь подумайте, как можно помочь людям, которые больны, какую можно оказать им поддержку.

Ребята! Как же передается ВИЧ? Многие дети и даже взрослые, допускают ошибки в этом серьезном вопросе. Давайте вспомним.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА №8

Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД» Слайд №16-19

Цель: информирование о распространении ВИЧ/СПИД

Время: 10 мин.

Вид: упражнение - таблица

Материал: карточки «+» и «-«.

Инструкция:

Если вы считаете, что ситуация опасна, проголосуйте сигнальной карточкой«+» (Риск). Если не опасна - то «-».

Ситуации

Риск

Питье из общего стакана

Пользование общественным туалетом

Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ

Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении

Объятие человека, живущего с ВИЧ

Укусы насекомых

Касание одеждой

Использование нестерильных инструментов для татуировок

Уход за больным СПИДом

Использование общих шприцов для ведения наркотиков

Рукопожатие

Использование общей посуды для смешивания наркотиков

Использование общей бритвы

Сдача крови

Получение чужой крови при переливании

Обучение в одном классе (группе)

Использование общей посуды для еды

Сексуальные контакты без презерватива

Обсуждение: не требуется

Резюме-информация: Слайд №20

В настоящее время установлено, что ВИЧ передается только при определенных условиях.

*-через кровь:

*-совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;

*-нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;

*-чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;

*-через незащищенный половой контакт;

*-от матери к ребенку, передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

Работа по вопросам в группах? Слайд №21

    Где можно заразиться ВИЧ?

    Кто входит в группу риска по ВИЧ?

Можно заразиться ВИЧ: Слайд №22

    в больнице, в маникюрном и педикюрном кабинете,

    тату - салоне,

    в тюрьме,

    в местах, где собираются наркоманы,

    в армии,

    в местах скопления проституток.

Группа риска: Слайд №23

    наркоманы,

    проститутки,

    медработники,

    заключённые,

    солдаты.

Слайд №24

Слайд №25

«Игра с водой»

Дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

Объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Материалы:

Стаканчики с водой по количеству учащихся;

Крахмал; - йод.

Инструкция:

1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

3. Педагог раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

4. Педагог предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)».

5. Необходимо за три минуты вступить в «контакт» с как можно большим количеством людей.

6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

7. Через три минуты «тусовка» заканчивается.

8. После того как класс сел, педагог говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.

9. Педагог спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.

10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

11. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.

Болезнь не щадит никого, но есть поговорка "Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Игра "Вежливый отказ". Слайд №26

Цель: формирование навыков безопасного поведения.

Вид: ролевая игра

Материал: карточки с написанной ситуацией и фразами для вежливого отказа.

Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.

Ситуации:

Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.

Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.

Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.

На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.

В летнем лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.

На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.

Фразы для вежливого отказа:

Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.

Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.

Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.

Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).

Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).

Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.

Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.

Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.

Резюме-информация:

В отличии о других заболеваний ВИЧ/СПИД – заболевание, связанное с рискованным поведением людей. От того, насколько человек в состоянии контролировать свои поступки, зависят его здоровье и будущая жизнь.

Выводы: Слайд №27,28

СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита

СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения

Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!

III. Заключительная часть.

Рефлексия. Упражнение "Человек". Слайд №29

Каждой участнику выдается лист бумаги, на котором нарисован контур человека. В каждой части тела участник записывает свою оценку занятия, полученных знаний.

Голова - какие знания ты получил на занятии?

Руки - какие навыки ты приобрел на занятии?

Живот - какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?

Ноги - что осталось непонятным?

Воспитатель: Право выбора и ответственность за свою жизнь каждый несет сам, но хочется надеяться, что это разговор поможет вам отнестись к своему здоровью более сознательно…

Подарить учащимся буклеты, памятки "Профилактика ВИЧ-инфекции" в классный "Уголок здоровья".

Литература

1. 1.Чайка Н.А., Клевакин В.М. “СПИД – чума XX века” Лениздат, 1989.

2. Л.П. Анастасова и др. “Человек и окружающая среда” Москва “Просвещение”, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА!

Как происходит заражение?

Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель). СПИД передается только от человека к человеку: а) половым путем; б) через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; в)от матери к плоду и новорожденному.

ВИЧ не передается?

    ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты.

    Нет никакой опасности в ежедневных общениях на работе, школе или дома.

    Невозможно заразиться через рукопожатия, прикосновения или объятия.

    Нет никакой возможности заразиться в плавательном бассейне или туалете.

    Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых.

Меры профилактики

Основное условие быть здоровыми - Ваше поведение!

    Половые контакты - наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение - избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.

    Внутривенно употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.

    Использование любого инструментария (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях так и в быту при различных манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.д.), где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требуется их стерилизация.

Спирт не убивает ВИЧ .

    Проверка донорской крови обязательна.

Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.

Напоминание о СПИДе: "Не погибни из-за невежества!" - должно стать реальностью для каждого человека.

ПАМЯТКА

«Знать – чтобы жить».

1. Абсолютно безопасно прикасаться к больному СПИДом.

2. Заразиться вирусом ВИЧ через стульчак туалета нельзя.

3. Абсолютно безопасно находиться в классе с учителем, больным СПИДом.

4. СПИД угрожает не только гомосексуалистам.

5. Нельзя заразиться ВИЧ, если пить из одного стакана, либо доедать бутерброд ВИЧ - инфицированного.

6. Нецелесообразно останавливать кровотечение рукой, если в школе кто то поранился и нуждается в помощи.

7. Вирус ВИЧ вызывает болезнь - СПИД.

8. Три основных пути, которыми передается СПИД:
контакты через кровь (использование общей иглы), сексуальные контакты, от матери к ребенку во время родов.

9. Правильное и постоянное использование презерватива препятствует заражению вирусом ВИЧ.

10. Диапазон времени от заражения вирусом ВИЧ до проявления симптомов болезни СПИД несколько лет.

11. Симптомы СПИДа похожи на симптомы других болезней.

12. Инфицированные ВИЧ и больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Чтобы помочь такому человеку, нужно остаться его другом.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 8700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

«ВИЧ и СПИД»

Цель тренинга: Повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи тренинга:

Повысить уровень информированности по проблеме ВИЧ/СПИД и выяснить различие между ними.

Дать достоверную информацию о путях передачи вируса и развенчать существующие мифы о передачи инфекции.

Повысить уровень знания у подростков в отношении последствий ВИЧ-инфицирования и СПИД, а так же их влияние на обыденную жизнь молодежи.

Познакомиться с практическими навыками по безопасному сексу.

Длительность тренинга: 90 минут.

Оборудование:

флипчарт;

бумага для флипчарта;

Ход занятия:

Введение:

Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

Принятие правил группы:

Каждый имеет право на собственное мнение;

Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии;

В дискуссии все говорят по очереди;

Не давать оценку другим участникам;

Каждый говорит сам за себя;

Сотовый телефон.

Выявление уровня информированности(10 мин.)

Упражнение «Что вы знаете о ВИЧ/СПИД?»

Цель задания: оценить уровень знаний группы по теме «ВИЧ/СПИД» в начале тренинга.

Все участники должны встать в ряд, они должны быть уверены, что справа и слева от них достаточно свободного места. Потом все закрывают глаза. Объясните, что Вы собираетесь задавать вопросы, ответы на которые могут быть «да» или «нет». Если участники теста не уверены в ответе, им стоит просто догадаться. Объясните, что это не экзамен, и участники могут допустить ошибки. Если Вы считаете что ответ - «да», то сделайте шаг вправо, если - «нет», то шагайте влево (можно шагать вперед/назад). Глаза должны быть все время закрыты. Участники не должны переговариваться между собой и комментировать вопросы. Участники должны чувствовать, что есть достаточно места перед ними, сзади них и с обеих сторон. Шаги должны быть не большие. Шагать нужно медленно, чтобы ни с кем не столкнуться.

Во время проведения упражнения обратите внимание, на какие вопросы все участники дали правильный ответ – эти вопросы потребуют минимум времени и внимания при их дальнейшем освящении. Вопросам, которые вызвали затруднения, в дальнейшем уделите больше внимания.

Если нет возможности для передвижения участников, то возможны следующие варианты:

Попросите участников встать и закрыть глаза. Если они отвечают «ДА», то пусть поднимут руку взяв тетрадь, если «НЕТ», то пусть просто поднимут руку, если «Не знаю», то ничего не делают).

Вместо шагов «вправо-влево» участники могут делать шаги назад и вперед.)

1. Может ли ВИЧ передаваться через кровь? (Да)

2. Может ли ВИЧ передаваться через сперму? (Да)

3. Может ли ВИЧ передаваться через слюну? (Нет)

4. Может ли ВИЧ передаваться от матери к ребенку через грудное кормление? (Да)

5. СПИД - это тоже самое, что и ВИЧ? (Нет)

6. Связан ли СПИД с ВИЧ? (Да)

7. Передается ли ВИЧ через поцелуй? (Нет)

8. Передается ли ВИЧ при незащищенном сексе? (Да)

9. Переносят ли насекомые ВИЧ? (Нет)

10.Может ли ВИЧ существовать вне организма человека? (Нет)

(ВИЧ может существовать вне организма только 20 минут)

11.Если у человека диагноз «ВИЧ - отрицательный», может ли он заразиться ВИЧ? (Да)

12.Передается ли ВИЧ через оральный секс? (Да)

13.Можно ли избавиться от вируса? (Нет)

14.Если женщина беременна и инфицирована ВИЧ, может ли ее будущий ребенок родиться здоровым? (Да)

15.Можно ли инфицироваться ВИЧ, принимая наркотики? (Да)

16.Может ли презерватив защитить от ВИЧ? (Да)

17. Если человек заразился ВИЧ, легче ли ему заразиться другими инфекциями? (Да)

18. Влияет ли ВИЧ на иммунную систему человека? (Да)

19. Можно ли вступать в безопасный секс с ВИЧ «+»? (Да)

Попросите участников открыть глаза. Поясните, что в ходе семинара будут

обсуждены все перечисленные вопросы.

Информирование. Информация о ВИЧ/СПИД. (30 мин.)

Что такое ВИЧ

Запишите вертикально аббревиатуру ВИЧ и ее расшифровку на флип-чарте. Завести слова листами бумаги или стиккерами так, чтобы остались первые буквы. Попросите участников расшифровать аббревиатуру. Поочередно открывая слова, дайте определения и пояснения к ним.

Иммунодефицит – состояние организма, при котором недостаточно обеспечивается защита от болезненных микроорганизмов.

«Человека» - означает, что данном вирусу, его пагубному влиянию на организм, носителем и источником инфекции может быть и является только человек.

ВИЧ – это возбудитель заболевания, а ВИЧ-инфекция – это название болезни.

Строение иммунной системы человека

Кровь является носителем клеток иммунной системы. Клетки иммунной системы человека высоко специфичны, каждый вид клеток отвечает за выполнение определенных функций. При этом все они работают в тесной взаимосвязи, чтобы обезвредить любой чужеродный микроорганизм, любую инфекцию.

72771060325Основные понятия и определения:

Макрофаги (М) и лимфоциты - клетки иммунной системы;

Макрофаги находятся во всех тканях организма, а лимфоциты в крови;

Лимфоциты делятся на две группы «Т» и «Б»;

Т-лимфоциты делятся на три вида: помощники (Т.П.), супрессоры (Т.С.) и убийцы (Т.У.).

Когда болезнетворный микроб или инфекция проникают в организм человека, их захватывает макрофаг. Макрофаг изучает микроб, можно сказать – «сканирует» его. Макрофаги передают полученную информацию Т- помощникам.

Т.П. – передает информацию Б-лимфоцитам. -565785-50165Т.П. не просто передаточное звено. Т-помощники сохраняют в себе всю информацию о микробах, побывавших в нашем организме. Т-помощник «включает» Б-лимфоциты. Б–лимфоциты начинают производить антитела (А). Антитела – большие белково-углеводные клетки, обладающие способностью избирательно связывать болезнетворные микробы. Б--4705351492885лимфоциты производят антитела именно к той инфекции, информацию о которой они получили от Т.П. Антитела обнаруживают и «помечают» враждебные микроорганизмы.

1866900967740Антитела являются своего рода «маячками». По этим маячкам Т-убийцы отыскивают инфекцию и уничтожают ее. Кроме того, T-убийцы уничтожают клетки, которые не могут распознать как свои, а также клетки нашего организма которые состарились, не правильно поделились или повреждены.

Когда инфекция побеждена, Т-супрессоры дают команду Б-лимфацитам о прекращении выработки антител.

Что происходит, если в организм человека попадает ВИЧ-инфекция? Включаются все тот же механизм выработки антител. Иммунная система начинает борьбу за жизнь организма. Но вирус ВИЧ особенный вирус.

Как вирус ВИЧ влияет на иммунную систему человека.

Попав в кровь человека (а для заражения необходимо, чтобы вирус попал в кровоток человека) вирус проникает внутрь клеток Т-помощников. Вирус имеет способность проникать сквозь клеточную оболочку Т-помощника. Проникнув внутрь клетки, вирус встраивает свою генетическую информацию в синтезирующие белок структуры клетки хозяина. Вместо белка клетка начинает производство внутри себя вирус. Все ресурсы клетки направляются на производство вируса ВИЧ.

Разминка

Тренер может провести на выбор 1 или 2 упражнения: «Самурай и принцесса», «Белки, домики», «Ветер дует на тех…»

Стадии развития ВИЧ-инфекции у человека.

Динамика развития болезни включает четыре этапа: «период окна», стадию первичных проявлений, стадию вторичных проявлений и терминальную стадию.

Период, начинающийся с момента проникновения вируса в организм и продолжающийся с -1,5 до 3 месяцев, называют стадией развития антител к ВИЧ, или периодом «окна». В этот период ВИЧ активно размножается в крови. Эта стадия опасна тем, что человек может заразить ВИЧ-инфекцией других, сам не зная того, что он болен. Поэтому необходимо всегда избегать незащищенных сексуальных контактов, а в случае если это все-таки произошло, необходимо пройти тест на ВИЧ – инфекцию.

Не вызывая никаких клинических симптомов непосредственно в момент инфицирования, спустя несколько недель ВИЧ провоцирует ответную реакцию организма в виде повышения температуры, появления высыпаний на коже, увеличения лимфатических узлов. Несмотря на то, что в этот период ВИЧ очень активен, в течение первых 3-6 месяцев количество антител к вирусу недостаточно для их определения в анализе крови. Опасность данного периода состоит в том, что ВИЧ-инфицированный человек, как правило, не подозревает о своем заболевании и поэтому не принимает никаких мер для защиты своих близких.

Через 3-6 месяцев с момента заражения начинается стадия первичных проявлений. При выработке в организме достаточного количества антител многие вышеперечисленные симптомы, за исключением увеличенных лимфатических узлов, могут исчезнуть. Увеличенные лимфатические узлы иногда становятся для врача единственным поводом направить человека на исследование крови. На данной стадии тестирование на ВИЧ является информативным, поскольку антител уже вполне достаточно для их обнаружения. Постановка диагноза "ВИЧ-инфекция" становится правомерной. Термин "ВИЧ-инфицированный" или "ВИЧ-серопозитивный" означает, что человек заражен ВИЧ, в его крови есть антитела к этому вирусу, но внешние проявления болезни еще отсутствуют. И наоборот, термин "ВИЧ-серонегативный" означает, что в крови антител к вирусу нет.

Дальнейшее развитие заболевания на этой стадии характеризуется преходящими, выраженными в большей или меньшей степени ухудшениями здоровья. Эта стадия может длиться от 6 до 15 лет.

Прогрессирующее снижение иммунитета рано или поздно приводит к стадии вторичных заболеваний, на которой у человека могут развиваться тяжелые формы оппортунистических, т.е. сопутствующих иммунодефициту, болезней.

К числу оппортунистических заболеваний относятся туберкулез, онкологические, инфекционные болезни. На этой стадии ВИЧ-инфицированному необходима постоянная медицинская помощь. При полноценном состоянии иммунитета эти заболевания в той или иной степени поддаются лечению, но когда иммунитет ослаблен, их течение характеризуется серьезными осложнениями. Комплексное лечение современными лекарственными препаратами в этот период позволяет изменять и поддерживать характер течения болезни на уровне, типичном для стадии первичных проявлений.

Широкомасштабные исследования, проведенные в западных странах, показали, что средний срок с момента заражения до развития симптомов СПИДа без специального противовирусного лечения составляет 8-10 лет. Однако различие в темпах прогрессирования заболевания очень велико. Около 10% ВИЧ-инфицированных заболевают СПИДом в течение первых двух-трех лет после заражения, другие 10% не имеют симптомов и через 12 лет.

(Факторы, влияющие на прогрессирование заболевания, разнообразны: генетические особенности, штамм вируса, отношение человека к своему здоровью, возраст; доступность лечения, социальные и психологические условия жизни и пр).

Что такое анализ на ВИЧ, анализ на антитела. Возможные результаты.

Определить наличие ВИЧ в организме и поставить диагноз только по внешним признакам нельзя. Необходимо исследование крови. При этом устанавливают собственно факт наличия антител к ВИЧ (ВИЧ-тест) и количество самого вируса (вирусную нагрузку). Чем выше показатели тестов, тем активнее протекает ВИЧ-инфекция.

При достаточно высокой достоверности тестов на ВИЧ все же существует определенная вероятность получения ложноположительных и ложноотрицательных результатов. Поэтому любой результат тестирования крови требует дополнительной проверки.

Иммуноферментный анализ (ИФА) проводят для выявления в сыворотке крови антител ВИЧ. Тест имеет диагностическое значение только по окончании периода "окна" (т. е. через 3-6 мес. после опасной ситуации). ИФА иногда может давать ложноположительные результаты у больных хроническими инфекциями, онкологическими заболеваниями или при нарушении технологии тестирования.

Поэтому при положительном результате ИФА необходимо провести дополнительное тестирование методом иммуноблота, который более чувствителен к антителам на ВИЧ.

Метод Полимеразной цепной реакции (ПЦР) используют для определения вирусной нагрузки. Это очень эффективная и чувствительная реакция, позволяющая определить наличия вируса, независимо от наличия антител. Со сверхчувствительностью метода связано достаточно большое количество ложноположительных результатов. Поэтому, по принятым в России правилам, результат анализа ПЦР не является основанием для постановки или снятия диагноза "ВИЧ-инфекция".

Где можно пройти такое тестирование?

Тестирование на ВИЧ можно провести в центре СПИД, поликлинике, кабинете анонимного тестирования, кожно-венерологическом диспансере. В случае положительного результата анализа человека направляют в центр СПИД для повторного обследования.

Согласно правилам, перед обследованием с человеком должно быть проведено дотестовое консультирование, в ходе которого его информируют о процедуре исследования, о дальнейших действиях в зависимости от результата, а также о добровольном характере тестирования

После получения результата тестирования проводится послетестовое консультирование в случае положительного результата это, прежде всего, информационная и эмоциональная поддержка человека. Если результат отрицательный - с человеком обсуждаются вопросы, связанные с предупреждением риска заражения ВИЧ.

Для исключения вероятности ошибки и при отрицательном, и при положительном результате теста, необходимо провести повторное исследование.

Вопрос к участникам тренинга: после услышанного ответьте на вопрос: «ВИЧ и СПИД - это одно и тоже?» (выслушать ответы)

Человек, инфицированный ВИЧ, может оставаться здоровым в течение нескольких лет и не иметь симптомов заболевания. В этом случае ставится диагноз «ВИЧ-инфицированный» или «бессимптомное течение ВИЧ». Таким образом, человек не болен СПИД.

Симптом, синдром, СПИД.

Как было указано выше, человек, имеющий специфические инфекции или количество защитных клеток менее 200 относиться к группе больных СПИД. Необходимо помнить, что люди зараженные ВИЧ могут оставаться здоровыми длительное время. Иногда они могут серьезно заболеть, но потом выздороветь.

Симптом - признак болезненного состояния организма.

Синдром - сочетание признаков (симптомов) болезненного состояния организма, характерное для определенного заболевания.

Ведущему - Записать на флип-чарте аббревиатуру СПИД вертикально.

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека.

СПИД - это одна из последних стадий заболевания ВИЧ-инфекция у человека. На этой стадии у человека появляются оппортунистические заболевания, заболевания характерные только для ВИЧ-инфицированных с очень низким иммунитетом. СПИД это не заболевание, это совокупность заболеваний, причиной возникновения которых является ВИЧ-инфекция.

Врачи ставят диагноз СПИД, ориентируясь на результаты исследования в сочетании с клинической картиной. Показатели крови на этой стадии характеризуются значительным сокращением защитных клеток: если в норме их число составляет 1200 – 800 клеток на 1 мл крови, то при СПИДе – до 200 и меньше. Это терминальная стадия развития ВИЧ, когда происходит необратимое поражение органов и систем, одно заболевание сменяется другим, что в конце концов приводит к смерти.

Упражнение «Биологические жидкости» (20 мин.)

Опасные и безопасные биологические жидкости человека.

Организм человека более чем на 90% состоит из воды. Но вода как жидкость в организме человека не присутствует отдельно, она является основой для биологических жидкостей организма.

Попросите участников вспомнить и назвать все биологические жидкости организма человека.

Запишите в колонку на флип-чарте все называемые жидкости. Если участники не могут назвать какую-либо жидкость, помогите им.

Поясните участникам, что вирус может находиться во всех биологических жидкостях. Но есть жидкости, в которых концентрация вируса мола и они безопасны в смысле заражения. Есть жидкости, в которых концентрация вируса опасна для здоровья, это 4 жидкости организма: кровь, сперма, влагалищные выделения и грудное молоко.

Подчеркните эти жидкости на флип-чарте\доске красным маркером. Еще раз обратите внимание участников на то, что указанные 4 жидкости опасны, потому, что концентрация вируса в них высока и потому, что мы можем иметь с ними контакт.

Итак, еще раз подчеркните, что только 4 жидкости опасны, все остальные абсолютно безопасны в смысле заражения. Достоверно известно, что заражение может произойти только при попадании инфицированной биологической жидкости (крови, спермы, влагалищных секреций) в кровь незараженного человека либо непосредственно, либо через слизистые оболочки (при инъекциях нестерильным шприцем, переливании зараженной крови), либо половым путем. Возможна передача ВИЧ от матери к ребенку при беременности, родах и грудном вскармливании (грудное молоко содержит вирус в небольшой, но достаточной для заражения концентрации).

Достоверно известно, что заражение может произойти тремя путями:

1. половым путем – при попадании спермы, влагалищный выделений на слизистые оболочки сексуального партнера;

2. вертикальным путем - от матери к ребенку при беременности, родах и грудном вскармливании (грудное молоко содержит вирус в небольшой, но достаточной для заражения концентрации);

3. парентеральный - через кровь и ее компоненты (при инъекционном употреблении наркотиков, переливании крови, пересадке донорских органовДругих путей заражения не зарегистрировано.

Упражнение «Степени риска». (15 мин)

Задача: рассмотреть различные жизненные ситуации с точки зрения потенциального риска заражения ВИЧ и научиться оценивать степень уязвимости человека.

Материалы: таблички «Степени риска» и карточки с обозначением ситуаций (см. ниже).

Инструкция: Ведущий вешает на доску или стену таблички «Степени риска»: "Высокая", "Низкая" и "Риска нет".

Мы определили основные пути передачи ВИЧ. Не менее важно уметь правильно оценивать ситуации, чреватые заражением ВИЧ. Перед вами - таблички «Степени риска». Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация, возможно, связанная с риском заражения ВИЧ-инфекцией. Вы должны оценить рискованность этой ситуации с точки зрения заражения ВИЧ и поместить свою карточку под соответствующей табличкой.

1 вариант. Участникам раздаются карточки с описанием ситуаций (не более одной карточки). Прочитав карточку, участники встают к соответствующей табличке. Затем карточки зачитываются, поясняются, обсуждаются; ошибки исправляются.

2 вариант. На полу выкладываются таблички с обозначением степени риска. Участникам раздаются карточки с описанием ситуаций. Затем участники по кругу зачитывают свою ситуацию, поясняют ее. Ведущий, при необходимости, комментирует.

Карточка кладется к определенной табличке в соответствии с уровнем риска заражения ВИЧ.

3 вариант. Группа делится на три мини-группы. Каждая мини-группа получает по нескольку карточек с описанием различных ситуаций. Задача - обсудить ситуации и определить их рискованность в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Затем ситуации обсуждаются и распределяются под табличками «Степени риска».

4 вариант. Участникам раздаются несколько карточек с описанием ситуаций, которые должны быть проанализированы с точки зрения их рискованности в отношении заражения ВИЧ-инфекцией и распределены по степеням риска. Затем каждая ситуация поясняется; при необходимости дается дополнительная информация.

Карточки с описанием ситуаций

сексуальные контакты без презерватива

сексуальные контакты с неправильным использованием презерватива

сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении

использование общих шприцев для введения наркотика

использование общей посуды для смешивания и забора наркотика

сексуальный контакт с правильным использованием презерватива

использование общей бритвы

использование чужой зубной щетки

использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

переливание крови

сдача крови

инъекции в лечебных учреждениях

укусы насекомых

укусы животных

использование общей посуды для приготовления пищи и еды

любые поцелуи (дружеские, любовные)

касание одеждой

рукопожатие

объятия с человеком, живущим с ВИЧ

посещение школы вместе с подростком, живущим с ВИЧ

поездка в общественном транспорте с человеком, живущим с ВИЧ

посещение бассейна, бани, сауны с человеком, живущим с ВИЧ

питье из общественных питьевых источников

пользование общественными туалетными комнатами

Способы защиты от заражения ВИЧ – инфекцией. (10 мин)

Мы с вами рассмотрели степени риска различных ситуаций в плане заражения ВИЧ – инфекцией.

Поскольку наибольший риск заражения ВИЧ-инфекцией связан с инъекционным употреблением наркотиков и небезопасным сексуальным поведением (беспорядочные сексуальные контакты, незащищенный секс), предупреждение инфицирования направлено, в первую очередь, на изменение отношения и поведения. Я Вам предлагаю постараться выработать правила поведения, которые могут помочь предупредить заражение ВИЧ – инфекцией. Итак первое правило????

Нижеперечисленные правила предупреждения ВИЧ-инфицирования целесообразно выработать самим волонтерам, аргументируя и обосновывая каждую позицию. Это позволит им в самостоятельной работе активно привлекать группу к размышлению, спорам и формированию собственных взглядов на обсуждаемую проблему. Комментарии к нижеперечисленным правилам не приводятся, т.к. в качестве аргументации может быть использована вся изложенная выше информация.

ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ.

Правило 1. Будьте ответственны в отношении своего здоровья и своей жизни.

Правило 2. Лучшая защита от ВИЧ - неупотребление или полный отказ от наркотиков.

(Возможное допущение к правилу 2 (данную информацию стоит давать подросткам только при запросе с их стороны). Если моментальный отказ от наркотиков невозможен, то следует использовать только одноразовые шприцы и иглы, а лучше - неинъекционные наркотики).

Правило 3- Соблюдайте правила безопасного сексуального поведения.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Правило БСП №1. Воздержание от сексуальных контактов - это не повод для насмешек и не патология, а всего лишь время на размышление и принятие решения. Предпринимать какие-либо действия можно, лишь будучи полностью уверенным в своем решении.

Правило БСП №2. Секс - не единственная возможность проявления любви. До определенного времени чувства могут выражаться через ухаживание, поцелуи, объятия, взаимные ласки и пр. Пока нет уверенности в полной безопасности, лучше избегать сексуальных контактов.

Правило БСП №3. Чтобы предотвратить инфицирование ВИЧ, нужно сохранять верность одному партнеру. Чтобы избежать взаимного недоверия - см. правило БСП №4.

Правило БСП №4. Прежде чем вступать в сексуальные отношения, обоим партнерам следует сдать анализы на ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Правило БСП №5. Необходимо применять презервативы при каждом сексуальном контакте, соблюдая правила их покупки и использования. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективную защиту от ВИЧ.

Девушки должны помнить, что различные контрацептивные средства, которые они используют в целях предупреждения нежелательной беременности, не защищают от ВИЧ. Единственно надежным средством защиты, при его правильном и регулярном использовании, является презерватив.

УПРАЖНЕНИЕ:

Участники разбиваются на пары. Каждому участнику выдается презерватив в упаковке. Ведущий предлагает каждому участнику, соблюдая все вышеизложенные правила, «надеть» презерватив на пальцы руки партнера. Партнер при этом контролирует правильность действий.

Примечание: выполнение этого упражнения обычно вызывает бурю эмоций.

Тренеру целесообразно не придавать этому большого значения и не пытаться ее погасить. Иногда в группе оказывается несколько очень застенчивых девушек, которые испытывают сильное стеснение и чувство брезгливости. Это естественная реакция. Можно оговорить, что презервативы стерильны и контакт со смазкой не представляет опасности для кожи. Желательно добиться выполнения этого упражнения всеми участниками группы, т.к. в условиях тренинга это все же проще, чем в реальной жизни.

6. Завершение работы.

Попросите участников высказать свои впечатления о проведенном тренинге. Поблагодарите их за участие.

Завершение работы (6-7 мин).

Занятие с элементами тренинга. Тема: «ВИЧ/СПИД – остановим счётчик».

Описание: Предлагаю сценарий занятия с элементами тренинга по профилактике возникновения ВИЧ-инфекции. Данный материал будет полезен педагогам, классным руководителям, психологам, социальным педагогам и родителям. Направлен на возрастную категорию от 14 лет.
Цель: информирование о способах распространения и профилактики ВИЧ/СПИДа.
Задачи:
- сформировать представления о ВИЧ/СПИД;
- проинформировать о способах распространения и профилактики ВИЧ/СПИДа;
- научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Участники: учащиеся и студенты образовательных учреждений.
Время проведения: 60 минут.
Оборудование: карточки с ситуациями, карточки для сбора подписей, карточки для игры «Цепная реакция», стикеры, таблички степени риска, скотч, макет счётчика.
План занятия:
1. Приветствие.
2. Показ видеоролика.
3. Информационный блок.
4. Упражнения «5 секунд».
5. Информационный блок.
6. Упражнение «Опасная ситуация»
7. Упражнение «Степной огонь».
8. Упражнение «Цепная реакция».
9. Рефлексия.
10. Просмотр фильма.

(На протяжении всего занятия специальный счётчик будет считать количество людей, которые могли заразиться ВИЧ-инфекцией за это время. После каждого упражнения, в результате получения новых знаний, счётчик будет замедлять темпы. По окончанию занятия счётчик остановится, что будет означать остановку распространения ВИЧ-инфекции в результате информированности и безопасного поведения людей.)

Ход занятия:
(Счётчик начинает отсчитывать количество заражённых, за счётчиком следит волонтёр, который меняет цифры на нём каждые 10 секунд. На экране слайд с названием темы.)
1. Приветствие
- Добрый день! Я очень рада всех вас здесь видеть, меня зовут Безрукова Елена Александровна - педагог – организатор направления по профилактике асоциальных явлений Центра «Социальная адаптация молодёжи». Тема нашего занятия сегодня «ВИЧ/СПИД – остановим счётчик». И для начала я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
2. Показ видеоролика.
(Показ видеоролика о том, что к проблеме ВИЧ/СПИДа нельзя относиться безразлично,
так как это может коснуться каждого)
- Обратите внимание на ВИЧ-счётчик, чуть позже я вам объясню, что означают постоянно меняющиеся на нём цифры.
3. Информационный блок.
- Проблема, которую мы сегодня затрагиваем, не нова. Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с Вирусом Иммунодефицита человека, который является возбудителем СПИДа!
- Что же такое ВИЧ и СПИД?
(ответы участников)
- Более 20 лет назад в мире началась эпидемия самого страшного и непонятного вирусного заболевания современности – СПИДа.
- СПИД – расшифровывается как синдром приобретенного иммунодефицита и является смертельной болезнью, средств, для лечения которой в настоящее время не существует. СПИД является конечной стадией развития ВИЧ-инфекции, то есть вируса иммунодефицита человека.
- Откуда же взялся этот вирус?
(ответы участников)
- Существуют две версии: по первой – вирус всегда жил в крови коренных жителей Африки, но, попав в кровь белых людей, изменился и стал смертельно опасен. По второй – был создан в секретной лаборатории.
- Некоторые ученые считают, что вирус ВИЧ был передан от обезьян к человеку примерно в 1926 году. Впервые врачи обнаружили людей с симптомами ВИЧ в 1980 году. А уже в 1981 году более 20 государств сообщили о наличии в их странах эпидемии СПИД. Поэтому 1981 принято считать годом открытия этого заболевания. А сам вирус иммунодефицита человека был выделен из лимфатического узла больного СПИДом в 1983 году.
- ВИЧ поражает клетки иммунной системы человека, делая их неспособными защищать организм от заболеваний. Сейчас попробуем разобраться, как это происходит.
(Слайд со схемой проникновения ВИЧ в клетку)
- Клетка вируса «обманным» путём проникает в клетку крови человека, переписывает информацию, завладевает клеткой и уничтожает её. После этого происходит размножение клеток вируса, и он начинает поражать другие клетки иммунной системы.
- Заражение клетки происходит в течение 12 часов. То есть после контакта с ВИЧ-инфицированным, человек через 12 часов может заражать других людей. Заражая других, он не подозревая о наличии у себя вируса.
- Если вдруг произошла ситуация, в которой был риск заражения ВИЧ-инфекцией, необходимо в течение 3-х суток после этого, желательно раньше, обратиться в СПИД-центр, где специалист выяснит, насколько велика вероятность инфицирования, и при необходимости назначит курс препаратов, рассчитанный на месяц. Эта процедура снижает шансы передачи вируса.
- Продолжительность течения ВИЧ-инфекции с момента заражения до развития заключительной стадии (собственно СПИДа) составляет до 10-12 лет. Само заболевание СПИДом длится от 6 месяцев до 3-х лет. Для того, чтобы продлить годы жизни ВИЧ-инфицированным предлагается антиретровирусная терапия, благодаря которой, он может поддерживать свой организм и прожить долгую и счастливую жизнь.
4.Упражнение «5 секунд»
- Предлагаю вам упражнение, которое называется «5 секунд». Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает).
(Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.)
Вопрос для обсуждения:
- Как вы считаете, каким образом данное упражнение связано с темой занятия?
Вывод:
-Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.
- В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать.

Вначале нашего занятия, я обращала ваше внимание на ВИЧ-счётчик. Меняющиеся цифры на нём обозначают количество заразившихся в мире людей за то время, пока идёт занятие. Конечно же, это приблизительные цифры. Каждый раз, когда вы будете получать какую-либо информацию, счётчик будет отсчитывать всё медленнее.
5. Информационный блок.
Вся информация по статистике изображается на слайде.
- В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных. В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году. Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 ноября 2015 г., составило 986 657 человек. В Российской Федерации в 2015 г. среди ВИЧ-инфицированных по-прежнему преобладали мужчины (63,0%), большая часть из них заразились при употреблении наркотиков. К 1 ноября 2015 г. в России было зарегистрировано более 364 тысяч инфицированных ВИЧ женщин, которые преимущественно инфицировались при половых контактах с мужчинами. Но это лишь официальная статистика, которую, по мнению вирусологов, можно смело умножать на два, поскольку большинство носителей возбудителя болезни даже не подозревают о своей зараженности.
- По данным Воронежского Областного Клинического Центра Профилактики и Борьбы со СПИДом на 1.12.2015 г. число живущих с ВИЧ/СПИД на территории Воронежской области - 1853.Количество новых случаев ВИЧ-инфекции в 2015 году у жителей Воронежской области –499.В Борисоглебском городском округе по официальным данным на учёте состоят 50 человек.
- Вирус не знает географических ограничений: нет ни одной страны в мире, в которой не было бы больных СПИДом людей.
- Заразиться ВИЧ можно тремя путями:
(Слайд: пути заражения ВИЧ)
1. Через кровь (включая все случаи контакта крови ВИЧ инфицированного и здорового человека).
2. Половым путем. Есть пары, в которых один из партнеров ВИЧ-положительный, а другой - ВИЧ-отрицательный, их называют дискордантными.
3. От матери к ребенку (при развитии плода, рождении, грудном вскармливании).На сегодняшний день медицина знает достаточно много о том, как предотвратить передачу ВИЧ от матери ребенку. ВИЧ-инфицированные женщины могут рожать здоровых, не инфицированных детей.
- Вирус ВИЧ не может жить вне организма человека. Поэтому погибает:
1. При попадании на кожу через 20 минут (его убивают бактерии);
2. При попадании в пищеварительную систему, погибает от соляной кислоты и ферментов;
3. 50-70-ти процентный спиртовой раствор убивает через несколько секунд;
4. Кипячение убивает мгновенно;
5. Дезинфицирующие вещества (хлорка) – мгновенно;
6. При нагревании до 56°С гибнет через 30 минут.
- Таким образом, ВИЧ не передается:
(Слайд: как ВИЧ не передаётся)
при рукопожатии или объятии с ВИЧ инфицированным;
при кашле и чихании, поцелуях;
при использовании бытовых предметов, общих с ВИЧ инфицированным (посуды, постельного белья, ванны);
в общественном транспорте;
через животных, при укусе насекомых (комаров, блох, клещей и вшей).
Не может передаваться через воздух или воду.
Поэтому общение, проживание, дружба с ВИЧ-инфицированным человеком совершенно безопасны, если соблюдать все правила гигиены.
6. Упражнение «Опасная ситуация»
(На стенде расположен ватман с надписями: высокий риск и безопасные ситуации.)
- Сейчас я предлагаю вам разбиться на три группы. Для этого мы сейчас рассчитаемся на 1-2-3.
(Деление на группы)
- Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска заражения и безопасные ситуации, объясняя свой выбор.
- Вы можете посовещаться в течение 3-х минут, затем выходит по одному представителю от группы по очереди, зачитывает ситуацию и крепит к соответствующей степени риска.
(После того, как группа посовещается, выходят по одному представителю, который зачитывает ситуацию и отвечает, к какой степени риска они отнесли её)
Список ситуаций:
Жизненная ситуация
(каждую ситуацию распечатать на отдельной карточке)
Сексуальный контакт без презерватива Высокий
Использование общего шприца для введения наркотика Высокий
Посещение бани с человеком, живущим с ВИЧ Нет
Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок Высокий
Использование общей бритвы Высокий
Переливание крови с соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови Нет
Переливание крови без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови Высокий
Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне Нет
Инъекции в лечебных учреждениях при соблюдении правил Нет
Сдача крови при соблюдении правил Нет
Укусы насекомых Нет
Укусы животных Нет
Использование общей посуды для приготовления пищи Нет
Уход за больным СПИДом
(ВИЧ не может передаваться через вещи, прикосновения, проживание с ВИЧ-инфицированный безопасно при соблюдении правил личной гигиены) Нет
Объятия с ВИЧ-инфицированным человеком, прикосновения Нет
Поцелуй
(в слюне слишком маленькое содержание клеток вируса, для заражения через слюну необходимо обменяться 3 литрами слюны за раз) Нет
Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ-инфицированным человеком Нет
Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным учеником Нет
Посещение бассейна вместе с ВИЧ-инфицированным человеком
(ВИЧ не передаётся через воду) Нет
Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении Высокий
Рукопожатие
(безопасно при отсутствии открытых ран у здорово и инфицированного человека) Нет
Использование общественных туалетных комнат
(ВИЧ не может жить вне организма человека) Нет
Питье из общественных питьевых источников Нет
Вопросы для обсуждения:
- После того, как мы разобрали ситуации возможного риска заражения ВИЧ инфекцией, изменилось ли ваше мнение по поводу отношения к ВИЧ-инфицированным? Каким образом?
- Прекратили бы вы общение со своими знакомыми, узнав, что они являются носителями вируса? Почему?
8. Упражнение «Степной огонь»
В повседневной жизни мы, обычно, не задумываемся над тем, что может произойти с нами в тех или иных ситуациях, насколько опасными могут быть, казалось бы, действия, которые совершают окружающие. Проверим это на примере следующего упражнения.
- Прослушайте внимательно инструкцию. Сейчас каждому из вас я раздам карточки. То, что там написано на карточке, нужно держать в секрете. Каждому нужно собрать три подписи на свою карточку (на той стороне, где нет надписи).
(Раздаются карточки по количеству участников: 3-м участникам красные карточки, 3-м участникам зелёные карточки с надписью: «Не участвуй в игре. Ни с кем не разговаривай. Не подписывай ничьи карточек и не давай другим подписывать свою карточку»; остальным выдаются жёлтые карточки.)
После выполнения:
- Встаньте те, у кого были красные карточки. (Встает) Извините, но твои анализы показали наличие у тебя ВИЧ-инфекции.
- Встаньте те, у кого на карточке есть подписи этих участников. (Встают) Вы подвержены риску заражения и теперь должны сдать анализы.
- Встаньте те, у кого есть подписи участников, которые уже стоят (Встают) Вы тоже подвержены риску заражения.
- Теперь вставьте те, кто собрал подписи тех, кто уже стоит. Продолжать процесс до тех пор, пока все участники встанут, кроме тех, кто не участвует в игре.
- Посмотрите теперь, у кого были зелёные карточки. Это означает, что вам удалось избежать заражения. Анализы показали, что у вас нет ВИЧ-инфекции. Вы можете сесть.
Вопросы для обсуждения:
- Что чувствуют теперь те, у кого были красные карточки?
- Что группа чувствует по отношению к ним?
- Что все участники думали о тех, кто не принимал участие в игре?
- Что вы думаете о них теперь?
- Что чувствуют люди, которые узнали, что воздержание от контакта защитило их от ВИЧ-инфекции?
- Что чувствуют те участники, которые подписали или дали подписать ВИЧ-инфицированным?
Вывод:
- Это всего лишь игра. Конечно, все участники группы здоровы. Но теперь вы понимаете, как незаметно для себя вы можете попасть в ситуацию, когда ВИЧ-инфицирование может оказаться почти неизбежным. Может быть, этот опыт поможет вам в сложных ситуациях, когда вам придется отказаться от того, что делают все ваши знакомые.
9. Игра «Цепная реакция»
- Для следующего упражнения я раздам вам карточки, вы никому не должны показывать то, что написано на обратной стороне.
(Каждый ученик вытягивает карточку, 2 из них «вирус», (с надписью: «пожимай руки игрокам, а жертве после рукопожатия хлопни по плечу 2 раза») и «защита» (с надписью: «пожимай руки игрокам, а тому, кого желаешь спасти при рукопожатии покажи «класс»), а остальные –
«мирные жители» (с надписью: «пожимай руку остальным игрокам»).
- На двух карточках написано «вирус» и «защита», остальные «мирные жители».
- «Вы – мирные жители города N. Днём все жители города работают и учатся, а с наступлением вечера все отправляются на тусовку, где контактируют друг с другом. Вы можете ходить и пожимать друг другу руку.
(Участники двигаются под музыку и пожимают друг другу руки в течение минуты)
Тусовка закончилась. Сегодня в нашем городе «вирус» заразил человека во время драки с ВИЧ- инфицированным через рану.
(Если одного и того же человека выбрали «вирус» и «защита», то ведущий говорит о том, что «вирус» пытался заразить мирных жителей, но защита спасла 1 (2 - х) человек.
По такому принципу игра проводится дальше, но причиной заражения будут другие. Когда будет «заражена» половина города игру можно закончить.)
Варианты причин: заражение в результате незащищённого полового акта; в результате использования одной игры для введения инъекций; в результате нанесении татуировки не стерильными инструментами; от матери к ребёнку при кормлении грудью; переливание заражённой крови; при пирсинге в неспециализированных салонах; при порезе через бритвенные приборы, в результате употребления наркотических средств.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, может ли проблема ВИЧ/СПИДа коснуться любого человека? Почему?
- Стоит ли к этой проблеме относиться безразлично?
Вывод:
- Неправы те люди, которые думают, что не может случиться со мной. К проблеме ВИЧ нельзя относиться безразлично.
10. Рефлексия
- Мы сегодня с вами поговорили о проблеме ВИЧ/СПИДа, пополнили свои знания об этом заболевании и я предлагаю вам написать на стикерах и прикрепить на ватман то, что дало нам занятие, что нового мы узнали.
- Давайте теперь посмотрим, что вы написали.
(Ведущий читает кто, что написал)
- Анализируя то, что вы написали, можно сделать вывод: вам удалось усвоить правила безопасного поведения, а значит, вы сможете избежать заражения ВИЧ-инфекцией. Поэтому наш ВИЧ-счётчик можно остановить! И теперь давайте сделаем вывод, каким же образом можно остановить этот «счётчик» ВИЧ-инфицированных людей?
(Необходимо вести правильный образ жизни и придерживаться рекомендаций врачей; знать о том, какими путями передаётся ВИЧ; избегать половых контактов с малоизвестными людьми, а так же с людьми из группы риска; не пользоваться чужими предметами личной гигиены.)
(Слайд с лозунгом)
- Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!
- А сейчас предлагаем вам к просмотру ещё один видеоролик.

Лекция - тренинг "СПИД- чума нашего века"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Толсты

Челябинская областьВарненский район

Лекция – тренинг


Черепанова Н.А.

зам. директора по ВР

2007 год

Лекция – тренинг «СПИД – чума нашего века»

для учащихся 10-11 классов

Цель : закрепить знания о путях передачи ВИЧ, о невозможности заражения бытовым путем. Создать предпосылки для снятия предубеждения против общения с ВИЧ-позитивными людьми.

Задачи:

Задачи в области

представлений

Задачи в области

отношений

Задачи в области

поведенческих интенций

Сформировать правильные представления о путях передачи ВИЧ-инфекции.

Развенчать мифы о бытовом пути заражения ВИЧ. Сформировать представление о возможности рождения здорового ребенка ВИЧ-инфицированной матерью.

Закрепить осознание возможности ВИЧ-инфицирования как негативного последствия употребления инъекционныхнаркотиков и рискованного сексуального поведения.

Закрепить намерения не подвергать себя риску заражения ВИЧ, не смотря на давление референтных неформальных групп или сексуальных партнеров.

Оборудование: плакаты, соответствующие теме, брошюры, карточки, вопросы теста, медиооборудование для показа видеороликов.

Ход мероприятия:

Мероприятие начинается с показа видеороликов по проблеме ВИЧ и СПИД.

Педагог : Сегодня всем известна фраза: «Спид – чума нашего века» а что мы скажем завтра? И пока у нас есть это «сегодня», давайте поговорим, пообщаемся.

Общение предлагаю начать с небольшого теста «Да» - «Нет».

(дети встают в 2 колонны с закрытыми глазами, задаются вопросы (см. Приложение 1), если ребенок отвечает «Да», он остается на месте, если отвечает «Нет», делает шаг вправо.)

Проведя небольшой тест, я вижу, что вы еще не в полном объеме владеете информацией, чем опасен СПИД.

А ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Чем отличается ВИЧ от СПИДа? Дайте определение используя свои ассоциации.

(ответы детей)

  • Что такое ВИЧ, и что такое СПИД? Это одно и тоже или речь идет разных вещах?

(ответы детей)

Правильный ответ:

ВИЧ – заболевание ВИЧ-инфекция

СПИД – последняя стадия заболевания

В – вирус

И – иммунодефицита

Ч – человека

Вирус проникает в кровь, поражает Лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Тогда говорят о СПИДе.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммунного

Д - дефицита

  • В прошлом веке все твердили: «СПИД – чума XX века». Теперь все твердят: «СПИД – чума нашего века». Обоснуйте.

(ответы детей)

А теперь давайте поиграем в ассоциации. Составьте скульптуры из тел, которые могли создать больные СПИДом для предостережения людей об опасности (возможно деление детей на группы).

(проводиться игра «Создай скульптуру»)

В 1983 году ученые Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание – СПИД.

Говорят, что под микроскопом вирус, вызывающий развитие СПИДа. Выглядит, словно яркий тропический цветок, притягивающий взор буйством красок и необычностью форм. Любовь живет в наших душах также в виде цветка. Заполняющего нас необузданностью чувств, нежностью и самыми неожиданными ощущенияи. Поэтому так тяжело и страшно, когда корни обоих цветков переплетаются.

Но это все красивые слова, а теперь я хочу задать вам вопрос: «Когда и откуда к нам пришло страшное заболевание СПИД?».

(ответы детей)

Около 30 лет прошло с тех пор, когда из отдаленных африканских поселений начали доходить слухи о непонятной смертельной болезни, убивающей людей в расцвете сил. Селения эти были расположены вблизи озера, со звучным красивым названием «Виктория». И с тех пор в мире все больше и больше умирают люди со страшным диагнозом – СПИД.

Сегодня в мире насчитывается более 35 млн. человек, живущих с ВИЧ или СПИДом.

9 из 10 не знают о том, что они заражены. 7000 молодых людей заражаются ежедневно. Ученые подсчитали, что к 2020 году в 23 странах, наиболее подверженных распространению ВИЧ\СПИД, будет более 40 млн. сирот в возрасте до 15 лет. Челябинская область занимает 7 место по России, на 1000 чел. – приходиться 316 чел. Зараженных ВИЧ, либо больны СПИДом.

(На 1 ноября 2005 г. выявлено16469 больных в Чел. обл.,

Дети до года – 944

Дети от 1 до 15 лет – 120 чел.

От 15 до 17 лет – 826 чел.

Мужчины – 11883

Женщины – 4586

Уч-ся техникумов – более 140 чел.

Уч-ся институтов – более 130 чел.

Челябинск занимает 1 местосреди городов миллионников (6 человек на 1000) более 6 тысяч чел..

2 место Магнитогорск – 2 тысячи чел.

3 место Златоуст – более 400 чел.

4 место Копейск

5 место Коркино

90% человек до 30 лет. Чем старше человек, тем быстрее протекает болезнь.

90% заражены внутривенно,

27% половым путем.

В год рождается более 1500 вичинфицированных детей.

Как вы думаете, почему их так много?

(Детородная функция заболевшего заболевает в последнюю очередь)

А кого больше, больных женщин или мужчин?

(Раньше на 4 мужчины одна девушка, но риск больше женщине заразиться от мужчины, чем наоборот)

А теперь поговорим о самом главном.

Как можно заразиться?

Вирус иммунодефицита содержится практически во всех жидкостях организма, но опасность для заражения представляют только 4 из них. Это:

  • Кровь
  • Сперма
  • Влагалищные выделения
  • Материнское молоко

Вирус передается 3 путями:

  1. Контакт «кровь с кровью»

Рискованное поведение:

· Использование загрязненного шприца или иглы для внутривенного введения наркотиков.

· Прокалывание ушей, пирсинг или нанесение татуировок нестерильными иглами.

· Переливание донорской крови

  1. Половой

Рискованное поведение:

· Сексуальный контакт (вагинальный, оральный, анальный) без презерватива.

  1. Вертикальный: заражение плода от инфицированной матери

Возможно:

· Во время беременности

· Во время родов

· Во время кормления грудью

Обнаружить вирус можно примерно через 2-6 месяцев после заражения. А заражение происходит через несколько часов до 72 часов.

Всех доноров наблюдают 6 месяцев. Месячная стоимость лечения ВИЧ, чтобы не развилась стадия СПИД – 1,5-2 тыс. долларов.

Мы часто слышим слова: «группа риска». Ответьте, пожалуйста, что означает эти слова и кто относится к этой группе?

(ответы детей)

Правильный ответ: Группа риска – определенная категория людей, которые скорее, чем кто-либо другой, могут заразиться опасной болезнью из-за особенностей своего поведения. К «группе риска»относятся наркоманы, проститутки, гомосексуалисты.)

Можно ли заразиться бытовым путем?(ответы детей)

Правильный ответ: Нет.

Вирус не передается:

u При поцелуе, через слюну (нужно несколько литров слюны, чтобы заразиться)

u При рукопожатии, кашле, чихании

u При объятьях, через пот, слезы, пищу, приготовленную ВИЧ-инфицированным

u При укусах комаров и других насекомых

u При совместном пользовании туалетом, душем, бассейном, столовыми приборами

Как вы думаете, сколько существует болезней передающихся половым путем? (26 болезней)

Какие из них самые распространенные и опасные? (сифилис, гонорея, СПИД, хламидиоз, гепатит В,С)

В – воздержание

В – верность

П – презерватив

А теперь давайте проведем еще один тест и проверим, что вы запомнили.

Ваша задача распределить предложенные карточки на 3 группы:

Отсутствие риска

Невысокий риск

Высокий риск

Поцелуй в щеку

Плавание в бассейне

Уход за больным,

зараженным СПИДом

Укус комара

Проживание с больным ВИЧ

Укус клопа

Инъекция в лечебном заведении

Половая жизнь в браке

Пользование зубной щеткой

Глубокий поцелуй

Прокалывание ушей

Оральный секс

Переливание крови

Половой акт, употребив наркотик

Нанесение татуировки