Беседа на тему "Я и закон. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних". Классный час на тему: «Подросток и закон Классный час подросток и закон

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Подросток и закон» классный час для учащихся 9-11 классов (Методическая разработка) Цель: воспитание правовой культуры школьников. Задачи: 1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки. 2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. 3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции. Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере его взросления?» Тематический план п/п Содержание 1. Представление темы классного часа Форма реализации содержания I. Вступительная часть Вступительное слово ведущего Время 2 мин. 2. Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. II. Основная часть Работа в мини группах. Обсуждение 12 ситуаций. Работа в мини группах по написанию определения понятий. 10 мин Анализ преступного действия с позиции всех его участников Изучение прав подростка в случае привода его в милицию. Просмотр отрывка фильма. Ролевая игра "Подросток и закон" Сообщение учителя 6 мин. 12 мин. II. Заключительная часть 5. Получение обратной связи Упражнение «Продолжи фразу».

2 Содержание классного часа Перед началом занятия учитель делит учащихся на пять групп. Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание. Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)). 1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок). 2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление) летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок). 4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость). 5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление). 7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок). 8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление) летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок). 10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость). 11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок). 12. Девочки школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок). Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его). Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся


3 небольшой общественной опасностью. Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде. Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка. Преступле ние (уголо вное преступле ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечѐт применение к лицу мер уголовной ответственности. Учитель. А сейчас предлагаю вам ролевую игру «Подросток и закон». Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, которые нужно решить с позиции разных участников событий: жертвы и его родственников, преступника, свидетелей, близких обвиняемого и судьи. (Учитель делит учащихся на группы группа «Свидетелей», группа «Агрессоров», группа «Жертв», группа «Близких агрессоров», группа «Судей»). Учитель задает вопросы группам таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную ролевую позицию. Вопросы могут быть следующими: 1. Группе «Свидетелей». Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?) 2. Группе «Агрессоров» (или преступников). Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя? 3. Группе «Жертв». Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам? 4. Группе «Близких». Представьте себе, какие бы письма в этой ситуации могли написать мамы Кости, Зои, Маши? Прочитайте их. 5. Группе «Судей». Оцените совершенное действие, это проступок, злонамеренный поступок, шалость или преступление? Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь Костю, Машу, Зою к: а) юридической; б) моральной ответственности? Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя? Материал для сопровождения обсуждения ситуации. Административные наказания. Статья Мелкое хищение УК. Мелкое хищение чужого имущества путѐм кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений влечѐт наложения административного штрафа в размере до трѐхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Статья Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах влечѐт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.


4 Статья Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечѐт наложение административного штрафа в размере от трѐх до пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечѐт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трѐх до пяти минимальных размеров оплаты труда. Юридическая ответственность. Совершение преступления. Подведение итогов: В процессе дискуссии акцентируется внимание учащихся на чувствах каждого участника конфликтной ситуации, что должно способствовать осознанию личностной ценности прав и ответственности. Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции. Вопросы: 1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим). 2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол) 3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное) 4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат) Учитель. Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми. Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз: - Я не знал, но сегодня узнал, что... - Меня удивило, что... - Я сделал вывод, что... - Новым для меня было... Список использованной литературы. 1. Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир // Дайджест методических материалов стр Гривапш И.О. «Право и закон» // Читаем, учимся, играем выпуск. стр Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок стр


5 4. Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека стр (Правовое воспитание). 5. Леонова Л. «Чтоб жизнь была, как ровная дорожка, учи закон, знай закон»// Библиотека стр (СТАТУС: НАУЧНАЯ. Правовое просвещение). Полезная информация на сайтах: http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право" http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток" http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений http: samgd.ru - Юным гражданам губернии



Занятие - беседа: «Административная ответственность подростка перед законом». Цель: воспитание правовой культуры обучающихся. Задачи: Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности». 1. Формировать

«Подросток и закон» (классный час) Цель: воспитание правовой культуры школьников. Задачи: 1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. 2. Закрепить знания

Несовершеннолетние: Права. Обязанности. Ответственность НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ это лица, не достигшие 18 лет, обладающие определенными правами и несущие конкретные обязанности. ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, которые

Административная ответственность несовершеннолетних Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом РФ

Классный час «Административный и уголовный кодекс РФ» Цель: Познакомить учащихся с основными статьями Административного и уголовного кодекса РФ для несовершеннолетних. Ход занятия: классный час проходит

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 2.1. Административное правонарушение Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 с. РОЗОВКА МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА Беседа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Виды юридической

«Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» Памятка для родителей и обучающихся Нижневартовск, 2016 Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности

Ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность Запрет под угрозой наказания совершать деяния, запрещенные уголовным кодексом. Наступает с 16 лет (за все преступления) С 14 лет наступает уголовная

Памятка для подростка по правовому статусу ПОМНИ:ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ. Ваш правовой статус права,

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей ПАМЯТКА для родителей и обучающихся Административная ответственность несовершеннолетних. Согласно ст.2.3. Кодекса об административных

Классный час «Моя ответственность перед законом» Цель: - Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, -Воспитание правового сознания учащихся -Ознакомить учащихся со статьями уголовного

Прочти и запомни! Если тебе больше 14 лет, то за все нарушения Закона отвечаешь уже ты, а не родители (законные представители) (ст. 1074 Гражданского Кодекса РФ). С 14 лет тебя могут наказать и даже лишить

Инструктаж для обучающихся 5-11 классов об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий согласно законодательству РФ. Существует 3 вида юридической ответственности при совершении

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Проблемы постоянного роста преступности, распространенности нарушений законности во всех областях, несовершенство законодательства, падение уровня

Ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кировского района Волгограда Основания привлечения к административной ответственности Волгоград, 2015 - КДН и ЗП Председатель комиссии, заместитель

Ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, материальную ответственность. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени

Протокол 2 родительского собрания в МАУ ДО «ФЦДО» Тема: «Безопасность детей забота родителей» Дата проведения: 16.12.2016 г. Присутствовало: 49 человек Цель: повысить знания родителей об ответственности

1.1.Правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Прежде чем рассказать о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вкратце ознакомлю вас с теми

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних Наши права. Основным объемом прав человек обладает с момента рождения. Обязанности -это ответственность человека, закрепленная в тех или

Прежде чем нарушить - подумайте! СТАТЬЯ 20.1 КоАП РФ Мелкое хулиганство. 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной

Драки, надписи на стенах, пьянство в общественных местах - подобные правонарушения характерны для подростков. Как накажут? К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний

Правонарушения и преступления. Ответственность несовершеннолетних Разработал: социальный педагог Лисичникова Т.И. Правонарушение это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону

Классный час «Моя ответственность перед законом» Учитель: А.Н. Куркина, МБУ 49 Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников. Задачи: - Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;

Это необходимо знать: По страницам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Административная ответственность несовершеннолетних. Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних. 1.

Внеклассное мероприятие «Преступление и подросток» Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся. Задачи: - обсудить с учащимися проблему

Если соседи нарушают покой Безопаснее и комфортнее всего мы чувствуем себя в своей квартире. После трудного рабочего дня, так приятно, уютно устроившись на диване, отдохнуть от «трудов праведных», но иногда

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 3 VIII вида»

Ответственность родителей (законных представителей) В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65

Лекционный материал на тему: «Административная ответственность несовершеннолетних» Административная ответственность несовершеннолетних разъясняется Федеральным Законом 195 - ФЗ от 30.12.2001 «Кодекс Российской

Ответственность несовершеннолетних Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несѐшь юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Методическое пособие для несовершеннолетних по наиболее распространенным правонарушениям и преступлениям. Несовершеннолетним считается лицо, которое не достигло возраста 18 лет. Первым днем совершеннолетия

Мероприятия по правовому воспитанию на 201-201год. Раздел Тема Класс Правила общения Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» Главные ценности нашей жизни 1 Беседа «Правила личной безопасности» Беседа

Правовой уголок школьника В целях предупреждения посягательств на жизнь, личную и имущественную безопасность несовершеннолетних необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: не вступать в контакт

«Подросток и правонарушения» Незнание закона не освобождает тебя от ответственности! Каждый из нас проживая среди людей совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место

ПАМЯТКА для детей и родителей Юридическая ответственность несовершеннолетних С. В. Адаменко, уполномоченный Ставропольского края по правам ребенка ДОРОГОЙ ДРУГ! 2 Тебе ещё не исполнилось 18 лет, значит

Об административных правонарушениях Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года 155 Статья 79-1. Побои Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль,

Ответственность за распространение наркотиков АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных

НЕЗНАНИЕ ЗАКОНА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ! Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен соотносить свои поступки с существующими в обществе нормами

Подростку об ответственности АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 195-ФЗ Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических

ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

ОТЧЕТ о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Волховского муниципального района за 9 месяцев 217 года п/п За 9 месяцев 217 г. 1 2 1. Количество поступивших материалов,

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность. Статья 434. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное

Администрация города Нефтеюганска ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА (ДО и МП г.нефтеюганска) 1 мкрн., здание 30 (вторая часть), г.нефтеюганск, Ханты-Мансийский

Ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 6.8.

Административная ответственность несовершеннолетних и их родителей Согласно ст.2.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Евпаторийский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи» П р о фи л а ктиче ская а к ц ия «Ур о к и д л я д ет ей и и х р од и т елей» Анализ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ,

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (памятка о разъяснении уголовной ответственности несовершеннолетних) Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. 1.

Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несѐшь юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми. Эта ответственность зависит от твоего

Управление образования Администрации МО ГО «Сыктывкар» МОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи» Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними Что говорит закон? Нормативно-правовые

Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Правонарушение это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Кодекс об административных правонарушениях

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «Уголок правовых знаний» Основные права детей 1. Право на образование. 2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения

Статья 150 1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18- летнего возраста, наказывается лишением свободы

Информация о криминальной ситуации, происшествиях и мероприятиях, проводимых на территории обслуживания Управления МВД России по городскому округу Химки (с 03.08.2016г. по 10.08.2016г.) Общая характеристика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ АДМИНИСТРАТИВНАЯ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО По вопросам детства Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся прав

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 12 месяцев 2018 года г. Липецк 2019 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 12 месяцев 2017 года г. Липецк - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 2 месяца 2018 года г. Липецк - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3 Графическое

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 4 месяца 2018 года г. Липецк 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 8 месяцев 2018 года г. Липецк 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика

ПАМЯТКА Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и родителей УВД по г. Нижневартовску Административная ответственность несовершеннолетних и их родителей Согласно ст.2.3. Кодекса

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 3 месяца 2018 года г. Липецк 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

Внеклассное занятие «Кто может быть наказан за преступления» Круглый стол с учащимися 6-8-х классов разъяснительно - правового характера по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних социальный

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 9 месяцев 2017 года г. Липецк - 2017 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 11 месяцев 2017 года г. Липецк - 2017 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за январь 2018 года г. Липецк - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3 Графическое

Виды ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несёшь юридическую ответственность за свои поступки

Административная ответственность несовершеннолетних Нормативно-правовые документы Возраст привлечения к административной ответственности Ст.2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ Административной

Административная ответственность Уголовная ответственность Рождение Ответственность несут законные представители (предупреждение или штраф ст 9.4 КоАП Республики Беларусь С 11 лет несовершеннолетний может

Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Закон и правопорядок»

Форма проведения : конференция.

Цель:

Познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества;

Научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей;

Воспитать чувство ответственности за свои поступки;

Воспитать уважительное отношение к закону.

Подготовка

Подбор литературы и составление четырех докладов.

Изготовление для учащихся 10—15 экземпляров таблицы-памятки.

Учитель: Всем известно, что человек — существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе «Закон и правопорядок».

Наши докладчики напомнят о таких известных вам из курса граждановедения понятиях, как мораль и аморальные поступки, правонарушения и преступления, и познакомят с содержанием некоторых статей Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ о наиболее часто встречающихся правонарушениях подростков.

Доклад № 1 «Мораль и аморальные поступки»

Мораль — это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто не желая считаться с окружающими, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков. Учащиеся говорят о грубости и хамстве, о неуважении к старшим, о сплетниках и клеветниках, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов и в лифтах и т.д.

Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

Доклад №2 «Закон есть закон»

Закон — нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.

За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.

Правонарушение — антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Все вы, конечно, слышали о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учащимся раздается таблица-памятка «Ответственность за нарушение общественного порядка».

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение общественного порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий Людям спать после 23 часов и т.п.)

Штраф 5—15МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5—15МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15—20МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3—5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта более 12%)

Потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10—15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1—5 МРОТ или арест до 15 суток

Примечание:

МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

Доклад № 3 «Война на дорогах»

А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте. Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно.

Учащиеся поднимают руки, и оказывается, что почти все они «виновны».

Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы, «невинные шалости» на дорогах.

Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что «невинные шалости» на дорогах могут привести:

К травмированию беспечного пешехода;

К образованию аварийной ситуации;

К дорожно-транспортному происшествию.

А теперь я хочу познакомить вас с печальными данными статистики. Оказывается, в России в автокатастрофах каждый год погибают до 30 тыс. человек и получают увечья до 200 тыс. человек. Эти жертвы сопоставимы с жертвами войны. Жуткие цифры.

Так, может быть, пора прекратить эту «войну на дорогах»?

Доклад №4 «Сколько стоит глупость?»

Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение его законов?

Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак, обычная ситуация. Завтра — контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться. Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной он позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, «скорая помощь» и группа МЧС. А ведь каждый такой «выезд» обходится государству в очень большую сумму денег. Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались жизнь и здоровье детей?.. И вот служебная собака в течение 2—3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые дяди и тети готовы грудью защитить жизни детей. И, наверное, видя все это, Вася и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но нет, преступление совершено и отвечать за него придется.

Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит:

«Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ...»

Конечно, платить за Васину глупость придется его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную детскую шалость.

А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 заведомо ложных сообщений. Из них от 60 до 80 — сообщения о «заминировании» учебных заведений.

Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. А государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости.

Не слишком ли дорогое «удовольствие»?

Закон или анархия?

Учитель: Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные — жизнь без правил, где побеждает сильнейший и где царят хаос и анархия.

Мы с вами подсчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание полиции и ГИБДД, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников, тюрем, лагерей и т.д. А ведь все эти деньги могли бы быть истрачены на развитие культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, заводов, стадионов, бассейнов и т.д.

Получается, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, чем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе социальных причин для возникновения преступности.

Заключение

Учитель : Так что же выберете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и выбирают закон и порядок. Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций — закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

«Подросток и закон»

Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.

1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.

2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.

Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах

Ход занятия:

Перед началом занятия учитель делит учащихся на три группы.

1.Представление темы занятия. Введение в проблематику.

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее занятие.

2.Основная часть занятия.

1) Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. Каждой группе выдаются карточки с четырьмя заданиями.

1. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

(Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)

(Проверка заданий, комментарии, объяснения учителя)

2) Работа в мини группах по написанию определения понятий.

Учитель: Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления.

(Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

1.Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

2.Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

3.Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Административные наказания.

Статья 7.27. Мелкое хищение УК.

Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Юридическая ответственность – за совершение преступления.

3. Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Учитель: Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее, каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.

1. В случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны немедленно сообщить? (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. Кто при этом должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)

3. В какое время Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних?

4. Кто обязательно должен присутствовать при допросах или беседах с несовершеннолетними, являющимися свидетелями, а возможно и подозреваемыми в совершении преступления? (родитель, классный руководитель, психолог, любой педагог, директор школы)

5. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту? (адвокат)

Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Беседа за круглым столом: ЗАКОН И ПОДРОСТОК

Цель: Ознакомить учащихся, склонных к правонарушениям, с некоторыми аспектами законодательства в отношении молодых людей, с наиболее чаще встречающимися примерами нарушений правовых норм в молодежной среде с целью их предупреждения, развивать интерес учащихся к чтению литературы, материалов периодической печати, просмотру телепередач на правовую тематику, воспитывать у учащихся уважение к Закону.
Участники беседы: Учащиеся, склонные к правонарушениям.
Ведущая беседы: Учитель истории и обществознания.
План
1. Вступительное слово. Ознакомление с целью беседы.
2. Основная часть беседы «Закон и мы» (формат «вопрос - ответ», обсуждение ситуаций).
3. Итоги беседы. Вывод.

Ход беседы:

1. Вступительное слово.
С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением реагируют, когда узнают о том, что многие их повседневные действия носят характер правоотношений, т.е. таких отношений, которые регулируются нормами права. А для того, чтобы уметь пользоваться своими правами и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, не причиняя вред окружающим, обществу, государству законы следует знать. Где подросток может знакомиться с содержанием правовых норм? На уроках обществознания, правоведения, классных часах, во время внеклассных мероприятий на правовую тематику, читая книги, газеты, журналы, просматривая телепередачи. Сегодня мы проводим с вами беседу на тему «Закон и подросток».
(Сообщение целей и задач проведения беседы).

2. Основная часть беседы «Закон и подросток». (Вопросы и ответы на них, обсуждение ситуаций).
1. Что такое правоведение?
Ответ. Это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм, каким образом можно применять нормы права, юридические права и обязанности, виды юридической ответственности.

2. С какими другими социальными норами более всего связаны нормы права?
Ответ. С нормами морали.

3. Возникает ли ответственность, когда подросток нарушает моральные нормы? Перед кем он отвечает?
Ответ. Возникает. Он несет ответственность перед семьей, школой, товарищами. При неоднократных нарушениях возможна, ответственность перед комиссией по делам несовершеннолетних.

4. В каком возрасте подросток может быть привлечен к юридической ответственности?
Ответ. С 14 лет.

5. Какую юридическую ответственность несет подросток в 14 лет?
Ответ. В 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение тяжких преступлений: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, похищение человека, разбой, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотических веществ, умышленное уничтожение или повреждение имущества, угон автотранспортных средств.

6. А какая еще ответственность наступает с момента достижения 14-летнего возраста?
Ответ. Если действия несовершеннолетнего приводят к порче чьего-либо имущества, то наступает гражданская ответственность. Причинение вреда здоровью и чести человека также повлечет за собой привлечение к гражданской ответственности.

7. Какие виды ответственности наступают в 16 лет?
Ответ. Административная, за совершение административных проступков и уголовная, за все виды преступлений.

8. Какая ответственность наступает с 18 лет?
Ответ. С этого возраста молодой человек считается совершеннолетним и следовательно с этого возраста он несет юридическую ответственность за любые противозаконные действия.

9. Какие вы знаете правоохранительные органы?
Ответ. Полиция, прокуратура, адвокатура, ФСБ.

10. Что такое хулиганство?
Ответ. Это грубое нарушение общественного порядка. Совершая хулиганские действия, человек выражает явное неуважение к обществу.

11. Как карается законом хулиганство?
Ответ. Наказывается штрафом, либо обязательными работами или исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

12. Случалось ли вам наблюдать чьи-то хулиганские действия?

13. Был ли кто-нибудь из вас участником подобного нарушения общественного порядка?
Отвечает каждый участник беседы.

14. Какие преступления вы считаете наиболее опасными?
Отвечает каждый участник и обосновывает свое мнение.

15. Перейдем к вашим обязанностям учащихся. В каком законодательном документе Российской Федерации закреплено право на образование?
Ответ. В Конституции, в Федеральном Законе «Об образовании».

16. Каких школьные документах содержат права и обязанности учеников?
Ответ. Устав школы, Правила для учащихся, локальные акты школы.

17. Известны ли вам Правила для учащихся?
Отвечает каждый участник.

18. Может ли ученик работать в свободное от учебы время (на каникулах), где именно? С какого возраста? Что для этого нужно? Знаете ли вы, куда обратиться?
Ответ. Да, может. С 16 лет допускается заключение трудового договора. Если подросток получил основное общее образование, допускается с 15-летнего возраста. Если есть согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет. Чтобы получить первый трудовой опыт, подростку, желающему трудиться, достаточно обратиться в районный отдел занятости населения по месту прописки с паспортом.

19. Нарушают ли правовые нормы учащиеся школы? Какие правонарушения они допускают?
Отвечает каждый участник.

20. Знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы учащегося, состоящего на внутришкольном учете, как склонного к правонарушениям сняли с учета?
Каждый участник выражает свою точку зрения.

21. Давайте разберем ситуации из школьной жизни.
1) Когда в школьном коридоре никого не было, учащийся 8 класса порвал стенгазету, которая принимала участие в конкурсе стенгазет. Можно ли считать, что этот ученик нарушил правила поведения учитывая то, что в содеянном поступке он не сознался? (Отвечает каждый участник, обосновывая свое мнение)
2) Один из учеников школы случайно разбил стекло в своем классе. И несмотря на то, что он в этот момент находился в классе один, ученик признался в своем поступке и классному руководителю, и одноклассника, а придя домой – и родителям. Отец ученика достал стекло нужного размера, а технические работники школы помогли вставить стекло.
Как вы считаете, этот поступок можно считать нарушением правил поведения? (Ученики высказывают свои мнения)

22. Есть ли среди ваших знакомых работники полиции или других правоохранительных органов?

23. Мог ли бы ты стать на защиту человека, который стал жертвой преступления?
Отвечает каждый участник.

24. Свидетелями каких незаконных действий вы были сами?
Отвечает каждый участник.

25. Могут ли несовершеннолетние быть собственниками имущества?Какое имущество может считаться их собственностью?
Ответ. Могут. Это личные вещи - одежда, книги и др., то, любое имущество, которое было им подарено или оставлено в наследство.

26. В каких случаях подросток может распоряжаться собственным ценным имуществом, например домом, дачей, автомобилем?
Ответ. Подросток, как и совершеннолетний, может владеть, пользоваться, распоряжаться ценным имуществом. Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ он обладает неполной дееспособностью. То есть, чтобы заключить сделку, потребуется согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.

27. Что вам известно об обязанностях детей и родителей?
Ответ. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их физическом и нравственном развитии, готовить их к труду. Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а если это необходимо - совершеннолетних нетрудоспособных детей. Дети в свою очередь обязаны заботиться о своих родителях. А если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи - совершеннолетние трудоспособные дети также должны их содержать.

30. Могут ли юридические знания пригодиться человеку? Где и когда?
Ответ. Конечно, могут. Если человек сам нарушил закон или если нарушены его права кем бы то ни было.

31. Что объединяет такие разные сферы: медицину и правоведение??
Ответ. Обе сферы лечат людей: медицина лечит тело, а лечение поступков людей, их правосознанием занимается правоведение.

3. Итоги беседы.
Вопрос к ученикам.
1. Что нового для себя вы узнали из беседы «Закон и подросток»?
2. Принесла ли вам пользу наша беседа?

Вывод.
В скором времени вы закончите школу, и у вас начнется самостоятельная жизнь. Каждый ваш поступок будет оцениваться окружающими вас людьми и самим государством. Для жизненного успеха будет необходимо быть ответственным, выполнять свои гражданские обязанности по защите Отчизны, соблюдению законов. Вы будете помогать государству принимать важные решения, которые будут выноситься на всенародное обсуждение, вы будете принимать участие в формировании органов власти. При этом крайне важно, чтобы багаж правовых знаний постоянно пополнялся. И каждый из вас при этом должен быть готов противостоять злу и всему тому, что мешает нашему обществу процветать. Все это нужно гражданину Российской Федерации.